Отказ от диаскинтеста

Проба Манту и Диаскинтест – право выбора и право отказа.

В связи с вступлением в силу в 2014 году новых санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» непривитых детей начали более активно направлять к фтизиатрам.

Сейчас конец 2016 года, однако споры вокруг СанПинов не утихают по всей стране.

На практике действия фтизиатра при обследовании здорового непривитого ребенка не урегулированы законом в достаточной мере. Потому фтизиатры часто требуют от родителей сделать ребенку либо пробу Манту (Диаскинтест) либо рентген.

Однако не все родители знают, что рентген детям в качестве профилактики запрещен, а в пробе Манту есть опасные вещества. В этой статье мне хочется кратко отразить опасные аспекты этих методов обследования, а также право на отказ от них на основе закона.

Манту (Диаскинтест)

Исходя из пункта 2.1 Приложения N 4 к Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 (ред. от 29.10.2009) «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» проба Манту представляет собой «раствор очищенного туберкулина в фосфатном буфере с твином-80 в качестве стабилизатора и фенолом в качестве консерванта, бесцветная прозрачная жидкость».

Препарат Диаскинтест имеет аналогичный состав, является аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении, раствором для внутрикожного введения (разработан, зарегистрирован и внедрен в практику для постановки внутрикожного теста по Манту (ФГУН Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А.Тарасевича Роспотребнадзора).

Слово «рекомбинантный» в составе препарата Диаскинтест означает генномодифицированный, т.е. с помощью генной инженерии он перестал положительно реагировать на людей, ранее привитых вакцинами БЦЖ и БЦЖ-М. Однако бывают ситуации, когда он также никак не реагирует на действительно больных туберкулезом, но об этом – в специальной литературе.

Нас же интересует тот факт, что в составе Диаскинтеста мы также наблюдаем фенол и туберкулин, о чем ниже.

Фенол ядовит. Относится к высокоопасным веществам (Класс опасности II).

  • Клинических исследований, подтверждающих безопасность как однократного, так и многократного введения фенола в организм ребенка не существует;
  • Нет сведений о том, может ли фенол накапливаться в организме.

Имеются публикации об осложнениях у детей, ассоциирующихся с ведением туберкулина, в частности, Петров В. Ю. и др. «Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура у детей, ассоциирующаяся с введением туберкулина», журнал «Педиатрия», 2004, N 4

— «За период с 1997 г. по 2002 г. мы наблюдали 10 больных в возрасте от 3 до 13 лет… Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (тяжелое заболевание крови, при котором резко снижается число тромбоцитов; без лечения такие больные погибают от кровоизлияния в мозг) у этих детей возникла на 2-20-й день от постановки пробы Манту… Другие возможные провоцирующие факторы… у этих больных были исключены».

Исходя из пункта 5.2 Приложения N 4 к Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации»

— проба Манту не является точным диагностическим тестом, так как:

«на интенсивность реакций на пробу Манту может влиять ряд факторов, определяющих общую реактивность организма: наличие соматической патологии, общая аллергическая настроенность организма, фаза овариального цикла у девушек, индивидуальный характер чувствительности кожи, сбалансированность питания ребенка и пр.

  • Выраженное воздействие на результаты массовой туберкулинодиагностики оказывают неблагоприятные экологические факторы: повышенный радиационный фон, наличие вредных выбросов химических производств и т.д.

На результаты туберкулинодиагностики могут влиять различные нарушения в методике ее проведения: применение нестандартного и некачественного инструментария, погрешности в технике постановки и чтения результатов пробы Манту, нарушение режима транспортирования и хранения туберкулина».

  • Неточность пробы Манту подтверждается и научными исследованиями, так, например, в статье Аксёновой В. А. и др. «Проблема массовой противотуберкулёзной иммунизации в современных условиях» делается вывод, что «Ошибки при определении этиологии чувствительности к туберкулину приводят к тому, что 44% детей и подростков необоснованно состоят на учете в противотуберкулезных диспансерах и получают химиопрофилактику». «Российский медицинский журнал» 1997, N 5.
  • Большой общественный резонанс получили случаи массовых осложнений при проведении пробы Манту в России (с. Польное Ялтуново Шацкого района Рязанской области 2011 г. – 42 пострадавших, с. Новосысоевка Приморского края Российской Федерации 2013 г.- 30 пострадавших). Средства массовой информации сообщали об аналогичных случаях и на Украине в 2006 г., 2011 г.

Противопоказания к проведению пробы Манту (Диаскинтеста):

согласно Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации», противопоказаниями для постановки туберкулиновых проб являются:

— кожные заболевания, острые и хронические инфекционные и соматические заболевания (в том числе эпилепсия) в период обострения;

— аллергические состояния, ревматизм в острой и подострой фазах, бронхиальная астма, идиосинкразии с выраженными кожными проявлениями в период обострения.

С целью выявления противопоказаний врач (медицинская сестра) перед постановкой туберкулиновых проб проводит изучение медицинской документации, а также опрос и осмотр подвергаемых пробе лиц.

Также не допускается проведение пробы Манту в тех детских коллективах, где имеется карантин по детским инфекциям. Пробу Манту ставят через 1 месяц после исчезновения клинических симптомов или сразу после снятия карантина.

Также туберкулинодиагностику можно осуществлять не ранее чем через 1 месяц после любой вакцинации.

При таких обстоятельствах внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (проба Манту, Диаскинтест) можно расценивать как опасный и неточный метод исследования, в связи с чем принуждение к осуществлению данного медицинского вмешательства при отсутствии на то клинических показаний (подозрения на туберкулез), нарушает право на охрану здоровья, гарантированное ребенку ст. 41 Конституции Российской Федерации.

  • По поводу запрета рентгена законом читайте статью «Рентген опасен для детей».

Право на отказ от Манту (Диаскинтеста)

Мы помним, что проба Манту (Диаскинтест) является диагностическим тестом на туберкулез, а, значит, направлена на выявление заболевания.

В соответствии со ст. 1 ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в РФ”от 18.06.2001 г. №77-ФЗ:

«противотуберкулезная помощь — совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и(или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом,другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации»;

— из чего следует, что туберкулинодиагностика (проба Манту, тест Диаскин) входит в понятие противотуберкулезной помощи.

В соответствии со ст. 7 ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в РФ” от 18.06.2001 г. №77-ФЗ

— противотуберкулезная помощь несовершеннолетним оказывается с согласия их законных представителей (родителей). Таким образом, родители вправе на основании закона отказаться как от проведения пробы Манту (Диаскинтеста) в отношении своего ребенка, так и от рентгена.

Право на выбор безопасного способа диагностики на туберкулез

В разъяснениях Главного внештатного детского специалиста фтизиатра Минздрава России, доктора медицинских наук, профессора Аксеновой В.А., (в ответ на запрос от 18.03.2015 «Об использовании альтернативных способов диагностики для получения разрешения на посещение детского учреждения без посещения противотуберкулезного учреждения, проведения туберкулинодиагностики и рентгенологического обследования ребенку, согласно санитарно–эпидемиологическим правилам СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза»), указывается, что:

«В России существует несколько иммунологических тестов, которые могут быть альтернативным общепринятым методикам используемых в настоящее время в нашей практике. При отказе от проведения пробы Манту, вопрос о выдаче заключения об отсутствии туберкулеза у ребенка решается индивидуально, по результатам дополнительных/альтернативных методов обследования (рентгенологическое обследование, проба с аллергеном туберкулезным рекомбинатным, исследование крови на уровень специфического гамма-интерферона и др.), при исключении контактов с больным туберкулезом. Во многих странах мира широко используется для диагностики туберкулеза Квантифероновый тест.

В России он также широко используется для диагностики заболевания наряду с другими существующими иммунологическими тестами (Т-СПОТ, Тубинферон, Диаскинтест). Данные тесты являются обязательными только в алгоритме диагностики заболевания в группах риска и при клинических симптомов.

При нежелании проводить обследование ребенка с использованием пробы Манту родители или законные представители детей действительно могут её не делать, написав отказ, как от любого медицинского вмешательства.

Для посещения детского учреждения необходимо представить документ об отсутствии в окружении ребенка больного туберкулезом. Этот документ можно получить, только посетив фтизиатра и представив данные о проведении родителями флюорографического обследования в положенные сроки согласно законодательству страны».

  • В приведенном письме Главный внештатный детский фтизиатр России делает верный вывод в отношении прав детей: детям можно не делать пробу Манту, и вообще не делать никаких тестов без клинических симптомов болезни.
  • Однако специалист ошибается в отношении прав родителей: получается, что для получения справки в садик или школу родители теперь должны пройти флюорографию.

При этом лучевые виды обследований запрещены в отношении беременных женщин, и опасны для взрослых людей со слабым здоровьем. И также от лучевой нагрузки любой взрослый человек вправе отказаться.

Если родители хотят все же обследовать ребенка на туберкулез, но отказаться от Манту (Диаскинтеста), стоить помнить, что в Российской Федерации официально разрешены к применению более безопасные методы диагностики туберкулеза:

— Квантифроновый тест; ПЦР-тест (Приказ Минздрава РФ от 17.10.1997 N 306 «О разрешении медицинского применения медицинских иммунобиологических препаратов»);

-лабораторная диагностика (молекулярно-биологические и бактериологические методы (письмо генерального директора центра ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России № 11158 от 16.09.2014 г.).

На основании изложенного можно утверждать право родителей как отказа от диагностики на туберкулез здорового ребенка без симптомов, так и право выбора безопасных способов обследования.

1796 — гомеопатия и прививки

ОТКАЗ ОТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
Я, ____________________ФИО отказываюсь от оказания моему
ребенку_____________________ФИО _______ (дата рождения)
противотуберкулезной помощи, включающей в себя согласно Федеральному Закону «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изменениями от 04.06.14 г.)»,
гл.1, ст.1: «… совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом…»,
на основании того, что согласно гл. 3 статья 7 федерального закона, противотуберкулезная помощь оказывается с добровольного согласия граждан:
Пункт 1. «Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина»,
Пункт 2. «Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на мед.вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.»
Пункт 3. «Противотуберкулезная помощь несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из его родителей или иного законного представителя, лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, — при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.»
Диспансерное наблюдение согласно статье 9, обязательное обследование и лечение согласно статье 10 применяется к больным туберкулезом, то есть к людям с установленным диагнозом туберкулеза.
Мне известно, что согласно федеральному закону «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (редакция от 23.06.14 г.)
Статья 28, п.1 «В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.»
Статья 29, п.1 «В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан».
Эти статьи федерального закона не требуют от меня безусловного обследования моего ребенка для исключения у него туберкулеза, и сохраняют мое право на отказ от противотуберкулезной помощи при отсутствии клинических показаний.
Мне также известно, что согласно Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. N 892 «О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ( в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 847) врач может направить моего ребенка для завершения обследования к фтизиатру только после обнаружения у него признаков возможного заболевания:
«ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА
4. Население подлежит профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.
9. Лечащий врач в течение 3 дней с момента выявления при профилактическом медицинском осмотре у обследуемого признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, направляет его в лечебно-профилактическое специализированное противотуберкулезное учреждение для завершения обследования»
Таких признаков у ребенка выявлено не было. Также мой ребенок не относится ни к одной группе, подлежащей диспансерному наблюдению:
«ПОРЯДОК ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА БОЛЬНЫМИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
3. Диспансерному наблюдению подлежат следующие группы населения:
а) больные активной формой туберкулеза (в течение первых 3 лет после излечения);
б) больные с неуточненной формой активности туберкулезного процесса;
в) дети и подростки, впервые инфицированные микобактериями туберкулеза, с гиперергическими и нарастающими реакциями на туберкулин;
г) дети, у которых возникли осложнения на введение противотуберкулезной вакцины»
Мне известно, что в новых САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛАХ СП 3.1.2.3114-13 «ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЁЗА» (зарегистрированы в Минюсте России 6 мая 2014 г. N 32182 ) прописан порядок организации раннего выявления туберкулеза у детей:
Раздел III. Выявление больных туберкулезом
«3.1. Выявление больных туберкулезом осуществляется врачами всех специальностей, средними медицинскими работниками медицинских и оздоровительных организаций.
3.2. При подозрении на туберкулез в медицинских организациях проводится обследование заболевшего в установленном объеме в целях уточнения диагноза.
3.3. При обнаружении во время обследования пациента признаков, указывающих на возможное заболевание туберкулезом, в целях постановки окончательного диагноза он направляется в специализированную медицинскую организацию по профилю «фтизиатрия» по месту жительства.
Медицинский работник, оформляющий направление, информирует пациента о необходимости явиться на обследование в противотуберкулезную медицинскую организацию в течение 10 рабочих дней с момента получения направления и делает отметку в медицинской документации пациента о его информировании.»
В этом разделе расписан не только порядок выявления лиц с подозрением на туберкулез по клиническим признакам, но и порядок направления граждан для уточнения диагноза к фтизиатру.
Далее в разделе V санитарных правил совершенно четко прописан порядок оказания профилактической противотуберкулезной помощи детям, родители которых дали свое добровольное на то согласие:
Раздел V. Организация раннего выявления туберкулеза у детей
«5.1. В целях раннего выявления туберкулеза у детей туберкулинодиагностика проводится вакцинированным против туберкулеза детям с 12-месячного возраста и до достижения возраста 18 лет. Внутрикожную аллергическую пробу с туберкулином (далее — проба Манту) ставят 1 раз в год, независимо от результата предыдущих проб.
5.2. Проба Манту проводится 2 раза в год:
— детям, не вакцинированным против туберкулеза по медицинским противопоказаниям, а также не привитым против туберкулеза по причине отказа родителей от иммунизации ребенка, до получения ребенком прививки против туберкулеза;
— детям, больным хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом;
— детям, получающим кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию;
— ВИЧ-инфицированным детям.
5.3. Постановка пробы Манту осуществляется средними медицинскими работниками детских, подростковых, амбулаторно-поликлинических и оздоровительных организаций, прошедших обучение в противотуберкулезных медицинских организациях и имеющих справку-допуск.
Средние медицинские работники детских, подростковых, амбулаторно-поликлинических и оздоровительных организаций проходят обучение в противотуберкулезных медицинских организациях не реже 1 раза в 2 года.
5.4. Не допускается проведение пробы Манту на дому, а также в детских и подростковых организациях в период карантина по инфекционным заболеваниям. Постановка проб Манту проводится до профилактических прививок.
5.5. Интервал между профилактической прививкой, биологической диагностической пробой и пробой Манту должен быть не менее одного месяца. В день постановки туберкулиновых проб проводится медицинский осмотр детей.
5.6. В течение 6 дней с момента постановки пробы Манту направляются на консультацию в противотуберкулезный диспансер по месту жительства следующие категории детей:
— с впервые выявленной положительной реакцией (папула 5 мм и более), не связанной с предыдущей иммунизацией против туберкулеза;
— с длительно сохраняющейся (4 года) реакцией (с инфильтратом 12 мм и более);
— с нарастанием чувствительности к туберкулину у туберкулиноположительных детей — увеличение инфильтрата на 6 мм и более;
— увеличение менее чем на 6 мм, но с образованием инфильтрата размером 12 мм и более;
— с гиперреакцией на туберкулин — инфильтрат 17 мм и более;
— при везикуло-некротической реакции и лимфангите.
5.7. Дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер, родители или законные представители которых не представили в течение 1 месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации.
Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболевания.
Ежегодный охват пробой Манту детей до 14 лет включительно должен составлять не менее 95%. В обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулезу стран.»
Все эти требования относятся, прежде всего, к медицинским работникам для выполнения ими своих должностных обязанностей при условии обязательного добровольного согласия родителей на оказание им профилактической противотуберкулезной помощи. В отношении моего ребенка я такого согласия не давала. К тому же наша семья не является социально-неблагополучной и нигде не состоит на учёте и, поэтому мой ребенок НЕ подлежит обязательному обследованию на туберкулез.
Далее в п.5.8. «Планирование, организация, своевременный и полный учет проведенных проб Манту (проводимых с целью раннего выявления туберкулеза и иммунизации против туберкулеза) по данным индивидуального учета детского населения, а также взаимодействие с медицинскими противотуберкулезными организациями по вопросу своевременной явки и обследования детей, направленных на дообследование к фтизиатру по результатам туберкулинодиагностики, обеспечивается руководителями медицинских организаций.»
Это значит, что направление к фтизиатру может быть выписано только в этих случаях:
1. Которые описаны разделе III в пунктах 3.1, 3.2, 3.3
2. Которые описаны в разделе V в пунктах 5.7, 5.8
При условии, что родители детей дали свое согласие на оказание профилактической противотуберкулезной помощи.
Федеральным Законом от 18.06.2001 №77-ФЗ «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЁЗА В РОССИЙСКОЙ» также предусмотрено оказание противотуберкулезной помощи при наличии согласия граждан.
С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным, родители (иные законные представители) ребенка вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что в данном случае законодательно не может повлечь ограничение его права на посещение образовательного учреждения.
Также мне известно, что требование подвергнуть ребенка или его родителей флюорографическому (или рентгенографическому) обследованию вместо пробы Манту и направление к фтизиатру также противоречит моему праву на отказ от медицинского вмешательства в соответствии с Федеральным Законом «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ ( ред.от 21.07.14 г.)
«Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.
1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.»
Комплексное обследование узким специалистом, каковым является фтизиатр, может быть назначено участковым терапевтом/педиатром только при подозрении на болезнь. Участковый врач или педиатр также обязан указать в медицинской карте предварительный диагноз. До тех пор, пока у человека не появятся какие-либо признаки недомогания или симптомы заболевания, он считается здоровым.
Рутинное назначение рентгенологического обследования также не допустимо.
Об этом имеется информация в методических рекомендациях «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»:
«5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ РЕНТГЕНОРАДИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР
5.1. В основе выполнения условий радиационной безопасности пациентов и населения при проведении медицинских рентгенодиагностических исследований лежат два основополагающих принципа радиационной безопасности:
а) принцип обоснования; б) принцип оптимизации.
5.4. При назначении РЛИ лечащий врач должен: а) обосновать проведение РЛИ таким образом, чтобы необходимость конкретной визуализации стала очевидной для рентгенолога, который несет ответственность за целесообразность проведения исследования; б) указать предварительный диагноз (с записью в амбулаторной карте или истории болезни), при котором возможна визуализация патологического изменения в организме;
5.5. При назначении РЛИ лечащий врач должен руководствоваться следующими положениями: а) данными клинического обследования; б) лабораторными анализами; в) историей болезни»
К тому же в Рекомендациях есть прямые указания о том, что профилактические исследования детей не проводятся:
«Приложение N 2.
11. Рентгенологические исследования детей до 14 лет должны проводиться с использованием методов диагностики с минимальными лучевыми нагрузками по строгим клиническим показаниям. Профилактические исследования детей не проводятся».
Кроме этих Рекомендаций в санитарных правилах СП 2.6.1.1192-03
«Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований» есть прямое указание:
7.21. Не подлежат профилактическим рентгенологическим исследованиям дети до 14 лет и беременные, а также больные при поступлении на стационарное лечение и обращающиеся за амбулаторной или поликлинической помощью, если они уже прошли профилактическое исследование в течение предшествующего года. Возраст детей, подлежащих профилактическим рентгенологическим исследованиям, может быть снижен до 12 лет лишь в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Такое решение принимается областным, краевым (республиканским) управлением здравоохранения по согласованию с органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно федеральному закону «О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изменениями от 04.06.14 г)»,
гл. 6, ст. 17. «…нарушающие права граждан при оказании им противотуберкулезной помощи действия и решения медицинских работников и иных работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, могут быть обжалованы в соответствующие органы исполнительной власти в области здравоохранения или соответствующим должностным лицам медицинских противотуберкулезных организаций…»
Действующим Законодательством РФ не предусмотрено никаких последствий отказа от пробы Манту, от вакцинации, от флюорографии, от рентгена, от посещения фтизиатра в виде ограничений в допуске к посещению детского сада или школы .
Ведомственные документы, противоречащие Федеральному Законодательству, ограничивающие права граждан, данные им федеральными законами, незаконны и исполнению не подлежат.
Ограничения для посещения ребёнком детского сада или школы возможны только с письменного приказа руководителя учреждения при указании причин отстранения от занятий/посещений, основанные только на федеральных законах РФ, а не на внутри-ведомственных документах, противоречащих федеральному законодательству.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» говорится:
«Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся.
4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).»
Из текста закона совершенно ясно, что не существует никаких медицинских причин для временного отстранения ребенка от посещения образовательного учреждения.
Поэтому отказ родителей от обследования их здорового ребенка без клинических признаков и симптоматических проявлений туберкулеза также не может служить основанием для отстранения его от занятий или посещений учреждений дошкольного и школьного образования.
Подпись______ /__________________ Дата________

Отказ от Манту и фтизиатра. Инструкция для родителей (файлы для скачивания)

Добрый день. В стране организована система незаконного принуждения к обследованию на туберкулез. Система активно крышуется местными администрациями, прокуратурами и судами. Типичный суповой набор псевдозаконных доводов: 1) необследованный ребенок опасен для окружающих. Его недопуск — защита права граждан на благоприятную среду 2) Санпин устанавливает обязательность обследования 3) Санпин предоставляет право требовать обследования работникам образовательных организаций 4) Санпин предоставляет право недопуска необследованного ребенка в образовательную организацию администрации этой организации. Указанные доводы не соответствуют действующей нормативной базе не имеют судебной перспективы при надлежащем расмотрении в соответствии с требованиями КАС РФ. Доводы подтверждающие заявленные требования. В соответствии с п.9 ст. 226 КАС РФ Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. 11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Права, нарушенные незаконными действиями ответчиков Права, нарушенные незаконными действиями лиц принуждающих к обследованию: на образование, свободу перемещения, права на добровольное информированное согласие или отказ при оказании медицинской помощи, право на врачебную тайну. Полномочия руководителей образовательных организаций Для рассмотрения вопроса о полномочиях руководителя образовательной организации получать доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну, определять опасность воспитанников для окружающих по состоянию здоровья, направлять уведомления об обязательном прохождении медицинских обследований, устанавливать сроки медицинских обследований, вводить по своему усмотрению ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний (карантин) следует ссылаться на следующие нормативные акты Из п.2 ст. 15 КАС РФ следует, если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В соответствии со ст. 87 – 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности не относится к сфере компетенции образовательных организаций и их руководителей. п. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с которым, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. С целью конкретизации порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н утвержден соответствующий документ, которым разъяснены положения п. 2 ст. 41 Закона об образовании. В соответствии с п.5 приказа №822 непосредственное оказание первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним детям до 18 лет осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Для реализации данной нормы образовательная организация обязана предоставить безвозмездно помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (п. 3 ст. 41 Закона об образовании). В соответствии с п. 19 приказа, при организации медицинских осмотров (скринингов) несовершеннолетних, в период обучения и воспитания в образовательных организациях, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме образовательная организация может лишь оказывать содействие в информировании несовершеннолетних или их родителей (законных представителей) в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства. п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», устанавливает что медицинское обслуживание (медицинская деятельность) подлежит лицензированию. При этом согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), в которые, в частности, входит оказание первичной медико-санитарной помощи, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о наличии у образовательной организации лицензии на осуществление медицинской деятельности. Родители имеют право не исполнять приказы и распоряжения руководителя образовательной организации, так как они обязательны для исполнения работниками образовательного учреждения. Ни родители, ни воспитанники не состоят в трудовых отношениях с детским садом. Отношения между воспитанниками (их законными представителями) и детской организацией регулируются заключенным договором. Любые споры, возникающие между сторонами договора подлежат разрешению в установленном законодательством порядке путем обращения в государственные компетентные органы или суд, а не принятием внутреннего распорядительного акта Порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия. Порядок прохождения медицинского осмотра на туберкулёз определён Приказом Минздрава России от 21.03.2017 №124н: П. 11 организация медицинских осмотров возлагается на уполномоченное лицо, назначаемое медицинской организацией, п.12 поименные списки граждан с указанием срока медицинского осмотра составляют медицинские работники, п.14 Календарный график медицинских осмотров утверждается руководителем организации здравоохранения за месяц до начала календарного года, п.17 уведомления направляются медицинскими работниками (врачами, фельдшерами), ответственными за проведение профилактического медицинского осмотра, п. 18 информация о результатах медицинского осмотра заносится в медицинскую документацию, п.20 информация по результатам медицинского осмотра доводится до гражданина или его законного представителя. Таким образом, действующий порядок прохождения медицинских осмотров на туберкулёз не предполагает участие в этом мероприятии руководителя или иного работника образовательной организации и не содержит требования предоставить в детскую организацию и её руководителю каких-либо медицинских документов. Не содержится такое требование и в санитарных правилах СП 3.1.2.3114-13. Результаты медицинских осмотров и обследований являются врачебной тайной (в соответствии с ст.13 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) . Доступ к данным сведениям ограничен медицинскими работниками, гражданином или его законными представителями. Поэтому заключение врача-фтизиатра об отсутствии заболевания предоставляется не в детскую организацию, а в организацию здравоохранения, к которой прикреплена детская организация (медицинский кабинет). Руководитель образовательной организации не имеет права доступа к указанной документации, и соответственно, права оценивать её содержание, устанавливать наличие или отсутствие опасности для окружающих, так как не имеет медицинского образования, не является медицинским работником, не числится в штате медицинской организации. Также, действующим законодательством установлен порядок ограничения конституционных прав граждан, в частности права на образование. П.3. ст.55 Конституции РФ определяет что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с пп.1 п.10 ст.20 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ решение о признании гражданина опасным для окружающих по состоянию здоровья принимается консилиумом врачей, запись об этом делается в медицинской документации. В случае с туберкулёзной инфекцией, после выявления клинических показаний или иных факторов риска, врачи-фтизиатры (комиссия врачей) имеют право, установленное статьями 9 и 10 Федерального закона №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации», и даже обязаны предпринять действия, направленные на принудительное обследование и постановку на диспансерный учёт и даже принудительное лечение (путём обращения в уполномоченные органы, прокуратуру или суд). Эта норма закреплена п. 7.3 СП 3.1.2.3114-13 «Медицинские работники медицинских, оздоровительных, детских и других организаций, выявившие (заподозрившие) у лиц заболевание туберкулезом, в течение 2 часов сообщают по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме направляют экстренное извещение о каждом больном в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления, фактического проживания и работы (учебы) больного». Дальнейшие действия в отношении данного сообщения (принуждение к обследованию, ограничительные мероприятия (карантин), обследование контактных граждан, дезинфекция и т.п.) находятся в компетенции уполномоченного органа. Доводы работников образовательных организаций о том, что действия по недопуску необследованного ребенка в образовательную организацию якобы направлены на защиту других граждан от инфекционного заболевания, не соответствует действительности и не подтверждается никакими фактами, что противоречит ст.62 КАС РФ, согласно которой «Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.» Законодательство устанавливает для граждан обязанность прохождения медицинского осмотра Недопуск ребёнка в образовательную организацию является административной мерой ограничивающей его конституционные права на свободу перемещения и образование, так как создаёт невозможность находиться в образовательной организации и невозможность получать образование в форме выбранной родителями. В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ право выбора формы обучения закреплено за родителями, а не за руководителем образовательной организации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности….. Ч.2 ст. 31 названного закона определяет, что «Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей……» Таким образом, руководитель образовательной организации вправе издать приказ о недопуске ребёнка в детскую организацию только при наличии предписания главного государственного санитарного врача или его заместителя или при наличии решения суда, куда ему следовало обратиться для разрешения разногласий с законными представителями ребёнка. Основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. Обычно основанием недопуска в образовательную организацию необследованного ребенка указывают защиту прав других граждан на благоприятную окружающую среду – предотвращение распространения инфекционного заболевания. В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 61 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. Таким образом, руководитель образовательной организации обязан доказать опасность ребенка для окружающих, но это не входит в его компетенцию, так как он не медик, а образовательна организация не имеет лицензии на медицинскую деятельность Несоответствие содержания оспариваемых действий и решения требованиям нормативных актов Обосновывая свои незаконные требования об обязательности туберкулинодиагностики обычно ссылаются на п.5.2 санитарных правил СП 3.1.2.3114-13. При этом намеренно, пропускается абзац 2 п. 5.1 указанных правил, из которого следует, что «В обязательном порядке обследуются дети из социально неблагополучных семей и проживающие на территории Российской Федерации дети иностранных граждан, прибывшие из неблагополучных по туберкулезу стран.» Таким образом, все остальные дети проходят указанное обследование только на основе добровольного информированного согласия. Аналогичная норма о соблюдении права граждан на добровольное информированное согласие имеется в п.7 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденным Приказом Минздрава России от 21.03.2017 N 124н Отсутствие в санитарных правилах обязательных требований по обследованию подтверждается решением верховного суда. Кроме того, обычно заявляется о приоритете норм санитарных правил и норм федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года перед нормами, изложенными в ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 по вопросу необходимости добровольного информированного согласии при проведении туберкулинодиагностики или других методов обследования. В тоже время в соответствии с пп. 2 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера,» В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.» В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.» Таким образом, в соответствии с п.2 ст. 15 КАС РФ подлежат применению нормы ст.20 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 до тех пор, пока не будут предоставлены доказательства обстоятельств, перечисленных п.9 и п.10 указанной статьи.

Отказ от диаскинтеста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *