Отмена определения поставщика не предусмотрена при проведении

1. Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) вносит соответствующие изменения в план-график (при необходимости).

2. По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

3. Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.

4. При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

  • Статья 20 Обязательное общественное обсуждение закупок 1. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов-графиков, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. Открыть статью

Решение ФАС: как обжаловать решение антимонопольной службы в суде?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обеспечивает контроль в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ее компетентными задачами является вынесение предписаний о ликвидации неправомерных действий закупочного законодательства. К сожалению, ФАС само может вынести нарушающие закон решения, на которые можно и нужно жаловаться в установленном порядке.

1. Законодательная база
2. Досудебный порядок
2.1 Куда и как подать жалобу?
2.2 Сроки обращения
2.3 Необходимые документы
2.4 Сроки рассмотрения обращения
2.5 Принятие решения
2.6 Что можно и что нельзя оспорить в досудебном порядке?
3. Судебный порядок
3.1 Сроки обращения
3.2 Как составить исковое заявление?
3.3 Необходимые документы
3.4 Рассмотрение дела и вынесение решения
4. Что необходимо учитывать при досудебном и судебном обжаловании?
5. Поиск решений ФАC

1. Законодательная база

Жаловаться на неправомерность решений ФАС по вопросам государственных закупок могут как участники, так и заказчики. Это действенный правовой инструмент для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Законодательство РФ не дает полного перечня оснований для подачи жалобы.

В ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится о 2-х способах обжалования решения ФАС:

  1. Судебный порядок — через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

При оспаривании решений ФАС стороны пользоваться положениями следующих нормативных документов:

  1. 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – предлагает порядок судебного рассмотрения жалоб;
  4. 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентируют все аспекты государственных и корпоративных закупок;
  5. Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16.03.2016 г.

2. Досудебный порядок

Судебные разбирательства отнимают много времени и сил, поэтому неправомерные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке в вышестоящем антимонопольном органе. Он предполагает несколько этапов:

  1. Выбор подразделения ФАС;
  2. Подготовка письменного заявления с жалобой на действия ФАС;
  3. Отправка жалобы на установление незаконности действий должностных лиц ФАС;
  4. Проверка в установленное время действий ФАС, после чего выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе;
  5. Отправка заявителю письменного уведомления о решении вышестоящего органа ФАС по результатам рассмотрения обращения.

2.1 Куда и как подать жалобу?

Основанием для начала досудебного разбирательства по оценке действий ФАС на предмет их законности служит обращение потерпевшей стороны.

Жалоба на должностных лиц антимонопольной службы направляется в территориальный или коллегиальный орган ФАС – апелляционную коллегию.

Найти соответствующее ФАС России для досудебного урегулирования спора можно . Контакты территориальных органов – .

Обращение о некорректных действиях должностных лиц ФАС направляется, либо в письменной форме, либо дистанционно (заверяется электронной подписью).

Текст жалобы составляется с учетом следующих пунктов:

  1. Сведения о предполагаемом нарушителе — подразделении ФАС;
  2. Реквизиты документа, который оспаривается;
  3. Сведения о заявителе: для юрлица – наименование организации, адрес местонахождения, телефон; для физлица (ИП) – ФИО, email, если ответ требуется на электронную почту, или почтовый адрес, если требуется письменный ответ;
  4. Доводы заявителя и ссылки на законодательные нормативы, доказывающие факт нарушения закона;
  5. Опись прилагаемых документов.

Если жалоба подается в электронном виде, заявитель может приложить к ней документы и материалы в электронной форме.

Образец жалобы на решение ФАС в досудебном порядке:

Жалобу можно направлять несколькими способами:

  • Лично посетить антимонопольное ведомство;
  • Дистанционно (в электронном виде);
  • По почте;
  • Через МФЦ или Госуслуги.

Требования к обращению заявителя:

  • Читаемый текст;
  • Отсутствие ненормативной лексики, призывов к терроризму, угроз;
  • Если жалоба написана анонимно, то ответ на нее не дается, поэтому заявителю лучше указывать ФИО.

2.2 Сроки обращения

Обратиться в антимонопольную службу в досудебном порядке стороны могут в течение 30 дней после его вынесения. По окончании установленных сроков, жалобу понадобиться направить в суд. Данные сроки начинают отсчитываться с момента принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в 10-дневный срок с момента оглашения резолютивной части.

2.3 Необходимые документы

К жалобе необходимо приложить следующие документы:

  1. Документы, подтверждающие полномочия лица на подпись и передачу подобных документов (доверенность на представление интересов).
  2. Копию оспариваемого предписания или решения ФАС.
  3. Иные документы, доказывающие факт нарушения интересов заявителя.

2.4 Сроки рассмотрения обращения

При рассмотрении жалобы территориальный орган руководствуется положениями 59-ФЗ от 02.05.2006 г. На рассмотрение ведомству дается 30 дней. Руководитель контрольного подразделения вправе продлить срок не более чем на 30 дней в случае необходимости проведения проверки, запроса дополнительной информации. Уведомление об этом направляется заявителю в письменном виде. Коллегиальные органы ФАС рассматривают жалобу в течение 2 месяцев и вправе продлить процедуру еще на 1 месяц.

При рассмотрении заявления в досудебном порядке действие обжалуемого документа не приостанавливается.

2.5 Принятие решения

Результатом рассмотрения жалобы ФАС может стать:

  • отказ в удовлетворении жалобы;
  • признание неправомерности вынесенного решения ФАС;
  • частичное признание доводов заявителя справедливыми.

Уведомление о вынесенном решении обязательно направляется заявителю в письменной форме. Также оно дублируется в открытом доступе на официальном сайте ФАС. К должностным лицам, допустившим нарушения законодательства, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.

В случае если вынесенное решение признается неправомерным полностью или частично, для установления факта нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применении дисциплинарной ответственности, либо принятии вердикта об иных видах ответственности, ответственным лицом по обращению руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой указана суть нарушения и должностные лица, его допустившие. Это делается для того, чтобы инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

2.6 Что можно и что нельзя оспорить в досудебном порядке?

Можно обжаловать:

  1. Нарушение срока размещения в ЕИС сведений о принятой жалобе, или дате и месте её урегулирования.
  2. Нарушение сроков, определенных для регистрации и рассмотрения жалоб.
  3. Несоблюдение закупочных нормативов при отказе в разрешении жалобы.

Не получится обжаловать:

  1. Нарушения по уже подписанным договорам.
  2. Нарушение комиссией порядка оценки и рассмотрения заявок.
  3. Нарушения, которые уже рассматривались в суде, и по ним были вынесены решения.
  4. Случаи, когда жалоба уже рассматривалась контролирующим органом, и по ней было принято постановление.

3. Судебный порядок

Судебный порядок предполагает направление обращения об оценке решения ФАС в арбитражный суд. Он рассматривает как исковые заявления об отмене принятых актов, так и о признании действий (либо бездействия) сотрудников контрольной инстанции нарушающими закон. Это могут быть несоблюдение установленных сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении поступившего заявления по существу.

Чтобы обжаловать решение или предписание антимонопольной службы стороны должны соблюдать следующий порядок действий:

  1. Определиться с подведомственностью таких дел;
  2. Составить грамотный иск и оплатить госпошлину;
  3. Направить исковое заявление в суд почтой или через секретариат с пакетом сопровождающих документов;
  4. Дождаться судебного разбирательства и вынесения решения об отмене решения или предписания ФАС либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.

3.1 Сроки обращения

Оценкой правомерности решений и предписаний ФАС занимается арбитражный суд.

Чтобы определить подведомственность и подсудность такого рода дел следует обратиться к ст.29, 35 Арбитражного процессуального кодекса. В нем говорится, что дела о нарушении закупочного законодательства рассматриваются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, чье решение подлежит обжалованию.

Согласно ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть оспорены в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для оплаты задолженности.

В соответствии со ст.198 АПК лицо либо организация, узнавшие о нарушениях органов, на которые возложены публичные полномочия, могут направить заявление в арбитражный суд в течение 3-х месяцев как только узнали о данном нарушении, если иное не установлено законодательством.

Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно обжаловать в судебной инстанции в более короткие сроки – в течение 30 дней после их принятия.

При наличии уважительных причин сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.

Важный момент! Исполнение предписания ФАС в случае принятия жалобы на нее в суде приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного постановления.

3.2 Как составить исковое заявление?

Иск оформляется в соответствии со ст.199 АПК и содержит следующие пункты:

  1. Сведения о заявителе: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП);
  2. Наименование подведомства ФАС и данные документа, который оспаривается (решение, предписание, акт);
  3. Нарушения ФАС с указанием конкретных норм закона;
  4. Четко сформулированные требования истца к суду: отменить акт ФАС (решение, предписание), признать незаконными действия сотрудников и привлечь их ответственности.

Образец жалобы в арбитражный суд:

В случае неправомерного внесения участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) такое решение ФАС также можно обжаловать в арбитражном суде.

Образец жалобы на внесение в РНП:

3.3 Необходимые документы

Чтобы суд не отклонил иск еще на стадии принятия, истцу необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Квитанция об оплате госпошлины. Ее стоимость обойдется в 3 тыс. руб. согласно ст. 333.21 Налогового кодекса;
  2. Исковое заявление;
  3. Учредительные документы заявителя или ИНН, копия свидетельства о постановке на налоговый учет и паспорт ИП;
  4. Копия документов, подтверждающих, что ответчику направлен его экземпляр иска.

К заявлению прикладываются материалы, обосновывающие позицию истца. Это дубликат вынесенного решения ФАС и собранная истцом доказательная база.

3.4 Рассмотрение дела и вынесение решения

Суд рассматривает дело по существу в установленный для этого день. Заявитель должен быть готов к судебному разбирательству. Для этого необходимо изучить сложившуюся судебную практику по похожим делам, подготовить свою мотивированную позицию. Это повысит вероятность победы.

Важный момент! Принятое судом решение можно обжаловать в 30-дневный срок после его принятия в аппеляционном суде.

4. Что необходимо учитывать при досудебном и судебном обжаловании?

Итак, неправомерные действия (бездействия), нарушения законодательства, прав граждан оспариваются в досудебном и судебном порядке. В первом случае этим занимаются территориальные органы, во втором – арбитражный суд. Выбирая ведомство, следует помнить следующее:

  1. Досудебное обжалование не обязательно и подходит не для всех актов;
  2. Само ведомство редко отменяет решения сотрудников, поэтому получив отказ, скорее всего, потребуется обращаться в суд;
  3. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания;
  4. Судебный орган, в отличие от территориального, может восстановить пропущенный срок.

5. Поиск решений ФАС

Найти интересующие решения ФАС можно на сайтах:

— fas.gov.ru;
— zakupki.gov.ru;
— на сайте соответствующей антимонопольной службы.

На официальном сайте ФАС (fas.gov.ru) в левой части главной страницы предлагается меню, в котором есть строка «База решений».

При регистрации пользователя становится доступна страница «Правовые акты». В левой части меню необходимо забить параметры:

— Сфера деятельности (контроль госзакупок);
— Тип правового акта;
— Управление (можно выбрать как центральный орган, так и территориальный);
— ИНН, ОГРН, сроки.

Внизу на главной странице сайта ФАС есть раздел «Реестр жалоб».

Нажав на него, система перекинет вас на сайт ЕИС (zakupki.gov.ru) в раздел «Жалобы». Здесь также можно найти соответствующую жалобу, заполнив параметры поиска.

Быстрый поиск:

— закон (44-ФЗ, 223-ФЗ);
— статус;
— результат рассмотрения;
— сроки;

Помимо названных в расширенном поиске добавлены следующие параметры:

— номер реестровой записи;
— содержание, субъект;
— орган контроля;
— предписание.

На сайте ЕИС система поиска организована намного проще. Необходимо зайти на страницу «Все разделы».

Затем внизу во вкладке «Контроль и аудит» выбрать строку «Жалобы», после чего вы окажетесь на соответствующей странице «Жалобы», которую мы рассмотрели выше.

Также база решений доступна на сайте конкретных антимонопольных служб.

Умение работать с базой решений поможет участнику не просто подать жалобу и следить за ее ходом рассмотрения, но и:

— проанализировать заказчика (историю проводимых закупок, насколько добросовестно это было сделано);
— изучить аналогичные разбирательства (судебная практика, ссылки на законодательные нормативы). Этими сведениями можно пользоваться в суде, защищая свои интересы;
— найти конкретные документы – заключения заинтересованных участников процесса.

Решения ФАС по жалобам 44-ФЗ 2020 г.

1. Для чего нужно искать решение ФАС России по жалобам
2. Алгоритм поиска на официальном сайте ФАС

Что такое база решений ФАС по жалобам 44-ФЗ? Это Интернет-ресурс, в котором хранятся сведения по решениям специалистов антимонопольной службы по конфликтам между участниками закупок, результатам внеочередных аудитов поставщиков и заказчиков, а также выводов, сделанных на основании плановых проверок.

1. Для чего нужно искать решение ФАС России по жалобам

1) Проведение поставщиком аналитики истории закупок заказчика. Если заказчик – «постоянный клиент» разбирательств ФАС, стоит хорошенько подумать, прежде чем вступать с ним в контрактные отношения.

2) Мониторинг прецедентов: если в аналогичной истории кто-то уже одержал победу, стоит взять на вооружение его методы, тезисы и доказательства. Кроме того, можно будет сделать вывод, чью сторону скорее всего займет суд данного региона, который, скорее всего, тоже знаком с прецедентами подобных тяжб.

3) Поиск конкретных документов. В случае ущемления прав в результате действий партнера по сделке, следует запастись аргументами перед обращением к ФАС.

Хотите выиграть в запросе котировок?

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

Выиграть котировку

2. Алгоритм поиска на официальном сайте ФАС

На главной странице официального сайта ФАС находим раздел «База», открываем страницу «Правовые акты», затем выбираем рубрику «Контроль госзакупок», далее в разделе «Тип правового акта» указываем «Решение по жалобам» и находим соответствующую структуру (например «действия оператора ЭТП»).

Поиск в ЕИС организован удобнее: заходим в раздел «Мониторинг, аудит и контроль», выбираем параметр поиска документа (статус, содержание, субъект жалобы, орган контроля, данные участника, дата поступления и т. д.).

Отмена определения поставщика не предусмотрена при проведении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *