Ответственность авиаперевозчика

Добавлено в закладки: 0

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

В период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией работниками может быть однократно проведена часовая предупредительная забастовка. Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, определенные в соответствии со статьей 34 настоящего Кодекса, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

В решении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ)

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 настоящего Кодекса.

Настоящая информация включает принципы ответственности, применяемые перевозчиками Европейского Союза в соответствии с законодательством Евросоюза и Монреальской конвенцией.

Возмещение ущерба в случае смерти или телесных повреждений

Ответственность за телесные повреждения или смерть пассажира не подлежит ограничению. Авиаперевозчик не может оспаривать требования по возмещению ущерба в размере до 128.821 специальных прав заимствования SDR (около 143.821 евро). В случае требований, превышающих эту сумму, авиаперевозчик может отстаивать свои права путём предъявления доказательств отсутствия упущений или другой вины с его стороны.

Аванс в счёт возмещения ущерба

В случае смерти или телесных повреждений пассажира авиаперевозчик обязуется выплатить аванс для оплаты неотложных расходов в течение 15 дней со дня установления лица, имеющего право на получение возмещения. В случае смерти сумма аванса не может быть ниже 16.000 SDR (около 20.346 евро).

Задержки при перевозке пассажиров

В случае задержек при перевозке пассажиров авиаперевозчик несёт ответственность за ущерб, за исключением ситуации, когда он докажет, что им были приняты все возможные необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба, или что он был не в состоянии принять такие меры. Ответственность за задержки при перевозке пассажиров ограничена до 5.346 SDR (около 5.969 евро).

Задержка в доставке багажа

В случае задержек при перевозке багажа авиаперевозчик несёт ответственность за ущерб, за исключением ситуации, когда он докажет, что им были приняты все возможные необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба, или что он был не в состоянии принять такие меры. Ответственность за задержки при перевозке багажа ограничена до 1.288 SDR (около 1.438 евро).

Уничтожение, утеря или повреждение багажа

Авиаперевозчик несёт ответственность за уничтожение, утерю или повреждение багажа на сумму до 1.288 SDR (около 1.438 евро). В случае регистрированного багажа перевозчик несёт ответственность даже в тех случаях, когда багаж повреждён не по его вине, за исключением ситуаций, когда багаж имел дефекты. В случае нерегистрируемого багажа перевозчик несёт ответственность только тогда, когда ущерб был нанесён по его вине.

Повышение лимита ответственности за багаж

Пассажир может воспользоваться повышенным лимитом ответственности за багаж посредством оформления соответствующих деклараций и уплаты дополнительного сбора — не позже, чем во время прохождения регистрации на рейс билетов и багажа.

Багажные рекламации

В случае повреждения, утери или уничтожения багажа пассажир обязан оформить письменную рекламацию в максимально короткий срок. В случае повреждения регистрированного багажа письменная рекламация должна быть представлена в течение 7 дней со дня доставки пассажиру багажа, а в случае задержки при перевозке багажа — в течение 21 дня от этой даты.

Ответственность перевозчика, заключающего договор и осуществляющего перевозку

Если перевозчик, осуществляющий перевозку, не является перевозчиком, с которым пассажир заключил договор перевозки, пассажир имеет право направить рекламацию или потребовать возмещения ущерба от любого из них. Если название или код авиационного перевозчика указаны в билете, это означает, что он является перевозчиком, с которым был заключен настоящий договор.

Срок предъявления иска

Иск по вопросу возмещения ущерба должен быть предъявлен в течение двух лет со дня прибытия самолёта или со дня, когда самолёт должен был приземлиться.

Основание для настоящей информации

Основанием для вышеуказанных правил является Монреальская конвенция от 28 мая 1999 г., содержание которой утверждено к применению на территории Европейского Союза распоряжением Совета Европы (ЕС) № 2027/97 и дополнено распоряжением (ЕС) № 889/2002, а также законодательством стран — членов Евросоюза.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА БАГАЖ

Ответственность авиаперевозчиков регулируют международные нормы Монреальской конвенции и Варшавской конвенции, национальное законодательство стран, а также внутренние правила перевозчика.

По вопросам, которые не урегулированы положениями настоящего раздела, применяются положения Общих условий перевозки.

Перевозчик отвечает за ущерб, нанесённый в случае уничтожения, утери или повреждения регистрированного багажа, только при условии, что событие, ставшее причиной такого ущерба, произошло во время воздушной перевозки, т.е. в период, в течение которого багаж находился под надзором перевозчика, за исключением ситуации, когда ущерб является результатом присущего багажу дефекта.

В случае подручного багажа (ручной клади) перевозчик несёт ответственность только если причинение ущерба произошло по вине перевозчика.

В том случае, если пассажир способствовал причинению ущерба, применяются правила, касающиеся исключения или уменьшения размера ответственности перевозчика.

Ограничение ответственности согласно Монреальской конвенции составляет начиная с 1.10.2010 года 1288 SDR (около 1438 евро) на одного пассажира.

В случае применения Варшавской конвенции — это ограничение составляет 250 Франков Пуанкаре за килограмм регистрированного багажа и 5.000 Франков Пуанкаре на пассажира за нерегистрированный багаж.

Вышеуказанные ограничения ответственности являются верхними границами лимита ответственности перевозчика.

Это значит, что в пределах данных ограничений пассажир обязан доказать, в частности, факт причинения и размер нанесённого ущерба. Сумма возмещения не может превышать доказанной суммы ущерба.

Авиаперевозка регулируется положениями Монреальской конвенции в случае, если выполнены следующие условия:

при перевозке туда и обратно — вылет совершался из страны, которая ратифицировала Монреальскую конвенцию,

при перевозке в один конец — как вылет, так и прилёт совершался в странах, которые ратифицировали Монреальскую конвенцию.

В других случаях применяется Варшавская конвенция.

Компания не несёт ответственности за:

какой-либо ущерб, причинённый вследствие правомерных действий, выполнения распоряжения, предписания или требования государственных органов или в результате несоблюдения пассажиром вышеуказанных требований,

непрямой (косвенный) ущерб и последующие расходы, а также за ущерб, который невозможно точно определить и возместить,

ущерб пассажиру или багажу пассажира, причинённый предметами, которые находятся в багаже пассажира,

предметы, которые не следует перевозить в регистрируемом багаже, в том числе: подверженные повреждениям, хрупкие, ломкие, деликатные, скоропортящиеся, деньги, ювелирные изделия, ценные металлы, компьютеры (ноутбуки), электронные устройства, мобильные телефоны, фотоаппараты, видеокамеры, оптические приборы, очки, векселя, ценные бумаги и другие ценные предметы, такие как, напр., картины, манускрипты, рукописи, а также документы, включая деловые бумаги и коммерческие образцы, паспорта, удостоверения личности и другие идентификационные документы, медикаменты и ключи, —
а также за ущерб, причинённый вследствие помещения в багаж вышеуказанных предметов. (Такого рода предметы пассажир должен перевозить под личным присмотром и под собственную ответственность),

ущерб, в результате которого регистрируемый багаж получил этикетку «limited release»,

предметы, конфискованные во время проведение контроля безопасности.

Пассажир обязан предъявить рекламацию относительно любого причинённого ущерба непосредственно после прибытия в аэропорт назначения путём внесения рекламации в соответствующий протокол.

Если владелец пассажирского билета не предъявит рекламацию в момент получения багажа, то считается (в случае отсутствия иного доказательства), что багаж был получен в хорошем состоянии и в соответствии с договором перевозки. Если несмотря на это пассажир предъявит рекламацию в срок, предусмотренный действующими нормами, то в таком случае он обязан доказать, что ущерб был причинён в то время, когда багаж находился под присмотром перевозчика.

В случае задержки выдачи багажа перевозчик несёт ответственность за ущерб, если только он не докажет, что предпринял все возможные надлежащие меры и действия с целью избежать причинения ущерба или принятие таких мер было невозможно.

Компенсация за задержку при перевозке багажа может быть выплачена в случае расходов пассажира на покупку нужных предметов первой необходимости в размере 100% их стоимости, подтверждённой счетами (чеками) за приобретение туалетных принадлежностей, а также в размере 50% стоимости предметов одежды в ситуации, когда задержка при перевозке багажа превышает 24 часа и касается лиц, которые остались без всего своего багажа за пределами страны их проживания.

При определении срока предъявления рекламации решающее значение имеет дата почтового штампа или дата автоматического подтверждения внесения рекламации в случае её отправки по факсу либо дата получения сообщения, отправленного по электронной почте.

****

Вышеуказанная информация не является основанием для предъявления исков по вопросам возмещения ущерба, а также не может рассматриваться в качестве основания для интерпретации норм действующего законодательства. Она предназначена исключительно для того, чтобы припомнить пассажирам о некоторых наиболее важных правах и условиях ответственности перевозчика.

Проблемы определения форс-мажорных обстоятельств в гражданско-правовых обязательствах

Проблематика определения форс-мажорных обстоятельств является одной из самых актуальных в современном правовом пространстве. Это связано, прежде всего, с обширным спектром потенциальных обстоятельств, освобождающих или ограничивающих ответственность контрагентов, которые могут быть включены в гражданский договор как исключительные и непреодолимые.
Форс-мажорная оговорка или форс-мажорное обстоятельство в международной предпринимательской практике является более широким понятием, нежели термин «непреодолимая сила». Это связано прежде всего с тем, что стороны могут включать в договор обстоятельства, не относящиеся обычно к обстоятельствам непреодолимой силы, но признаваемые таковыми. В основном, такие условия допустимы вследствие специфики деятельности юридического лица (лиц), в том числе его предпринимательской деятельности. Например, поставщик может быть освобожден от ответственности по соглашению сторон в случае, если лицо, у которого он приобретает товар для последующей поставки, является единственным производителем соответствующих материалов, и при нарушении этим лицом условий договора, поставщик лишается реальной возможности надлежащим образом исполнить обязательство.
На национальном уровне законодатель отождествляет понятия форс-мажорных обстоятельств и непреодолимой силы. На мой взгляд, это не совсем корректно, поскольку непреодолимая сила является одной из разновидностей форс-мажора. В форс-мажорную оговорку могут быть включены по соглашению сторон иные обстоятельства, не являющиеся непреодолимыми, но признанными таковыми в силу субъективных причин. В современном Гражданском кодексе РФ закреплено только последнее из них. Согласно п. 3. ст. 401 ГК: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» . Исходя из данного определения, можно выделить основные квалифицирующие признаки форс-мажорного обстоятельства, среди которых: доказательность наличия форс-мажора, не подконтрольность форс-мажора действиям контрагента, нарушившего условия договора и его непреодолимость, которая состоит из двух критериев: чрезвычайность и непредотвратимость. Под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств, под непредотвратимостью — невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении данного общества техническими и иными средствами.
Косвенно и довольно расплывчато упоминаются обстоятельства непреодолимой силы в п.1. ст.111 Налогового кодекса РФ, из которого вытекает, что данными обстоятельствами могут быть либо стихийное бедствие, либо иное обстоятельство, которое обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости, и которые обязательно установлены в качестве общеизвестных фактов и не нуждаются в специальных средствах доказывания.
Перечень форс-мажорных обстоятельств для различных видов деятельности предусматривается законами. Так, например, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный Закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» предоставляют определенный перечень обстоятельств, которые можно рассматривать в качестве форс-мажорных. Это могут быть блокада, военные действия, эпидемии, опасности или случайности на море и в других судоходных водах, любые меры по спасанию людей или разумные меры по спасанию имущества на море, пожар, возникший не по вине перевозчика, действия или распоряжения соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.), народные волнения, забастовки. Кроме того, законодатель в п. 6 ст. 8 Федерального Закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» применяет новую формулировку, обозначающую обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) это «непредвиденные обстоятельства», к которым относит засуху, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.
Исходя из вышесказанного, можно разделить все обстоятельства, относимые к форс-мажорным, на две группы. К первой группе причисляются природные и техногенные факторы. К природным факторам относят стихийные бедствия, такие как ураган, наводнение, смерч, засуха, землетрясение и др. К техногенным факторам относят катастрофы, в частности поломку или повреждения оборудования на предприятии или на каком-либо ином объекте, представляющем экономическую ценность. При этом, такая поломка (повреждение) не связана с виной лица, эксплуатирующего данное оборудование, а зависит непосредственно от внешних факторов.
Ко второй группе относятся форс-мажорные обстоятельства, вызванные социальными причинами. Социальные факторы , в отличие от природных и техногенных, напрямую зависят от воли человека. Форс-мажорные обстоятельства данной группы в основном воздействуют разрушительно на систему государственного управления и на общественный порядок внутри страны, что приводит к невозможности выполнения определенных юридически значимых действий, в том числе соблюдение договора. К ним относятся войны, забастовки, различные общественные волнения и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодатель оставляет перечень форс-мажорных обстоятельств для любой конкретной правовой ситуации открытым, опираясь на оценочные критерии чрезвычайности и непреодолимости. Кроме того, он использует различные формулировки для обозначения форс-мажора, что приводит к неоднозначному толкованию закона и правовым коллизиям.
Поскольку характер чрезвычайности непреодолимой силы носит объективную окраску, а непредотвратимым признается как само явление, так и наступившие последствия, суды не рассматривают погодные условия в качестве непреодолимых обстоятельств. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2011 года № А19−14631/2010 и от 27 февраля 2014 года по делу № А19−3942/2013 говорится о том, что «атмосферные осадки в виде дождя, повлекшие увеличение массы перевозимого груза и превышение грузоподъемности вагонов по договору перевозки, − это распространенные, часто повторяющиеся, обычные природные явления, не обладающие признаком чрезвычайности, следовательно, не могут быть квалифицированы как непреодолимая сила». К аналогичному выводу приходит суд в Восточно-Сибирском округе, когда отказывает в признании факта понижения температуры до -30 градусов и ниже в качестве обстоятельства, освобождающего от исполнения обязательства по договору строительного подряда.
Но вместе с тем, если рассмотреть постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2012 года по делу № А55−30980/2011, в котором конкретизируется обстоятельство, которое не может рассматриваться в качестве форс мажорного, а именно «не относится к обстоятельствам непреодолимой силы выпадение осадков в виде дождя в отдельные дни на определенной территории ввиду отсутствия таких квалифицирующих признаков, как чрезвычайность и непредотвратимость» , то можно прийти к заключению, что если в одних регионах Российской Федерации погодные условия не являются обстоятельствами, наделенными качествами чрезвычайности и непредотвратимости, то в других регионах с учетом уточнения они могут признаваться таковыми. Например, юридическое лицо не выполнило условия договора, поскольку ему пришлось прекратить эксплуатационные работы погрузочно-разгрузочных кранов в связи с сильным снегопадом.
Так же к спорному вопросу относится признание забастовки обстоятельством форс-мажора. Одни суды мотивируют свой отказ, опираясь на п.3. ст.401 ГК РФ и утверждая, что забастовка — это нарушение обязанностей контрагента, которое не является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством. Другие суды наоборот признают факт забастовки в качестве непреодолимой силы в связи с ее крупномасштабностью, объективностью и возможностью влиять на исполнение обязательств и на правовые последствия. Различие принимаемых судами решений зависит, прежде всего, от сущности забастовки в каждом отдельно взятом случае. Позиция судов, которые отстаивают мнение, что забастовка не является обстоятельством непреодолимой силы, опираются на факт отсутствия в ней элемента непредвиденности, поскольку в соответствии с российским трудовым законодательством работники должны предупредить работодателя в письменной форме о начале забастовки не позднее чем за 5 рабочих дней. Помимо этого, работники могут начать забастовку по вине работодателя. Последствия своих неправомерных действий работодатель должен был предвидеть. Например, работодатель полгода не платил работникам зарплату – в таком случае забастовка ожидаема, и не может рассматриваться как непредвиденное и непредотвратимое обстоятельство.
Суды, которые признают забастовку форс-мажорным обстоятельством, акцентируют внимание на то, что не всегда забастовка является санкционированным действием, отвечающим условиям, закрепленным в правовых нормах. В таком случае забастовка становится явлением, не зависящем от воли работодателя.
Анализ судебной практики Российской Федерации показывает, что на ответчике лежит бремя доказывания как факта наличия форс-мажорного обстоятельства, так и прямой зависимости неблагоприятных последствий, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств контрагента, в зависимости от обстоятельств непреодолимой силы, которые не могут быть устранены в разумный срок.
Суды обычно руководствуются в признании обстоятельства в качестве форс-мажорного позицией высшей судебной инстанции либо опираются на разъяснения апелляционных или кассационных инстанций, которые выводятся по результатам конкретных гражданско-правовых дел, либо действуют в соответствии со своим внутренним убеждением и оценочными установками критериев «чрезвычайности» и «непреодолимости» касательно конкретного спора.
Подводя свои рассуждения к логическому заключению, хочу сделать вывод о том, что в российском гражданском законодательстве отсутствует термин «форс-мажор». Законодатель использует множество синонимов , таких как «непреодолимая сила» , » непредвиденные обстоятельства», что значительно затрудняет процесс классификации обстоятельств, обладающих признаками форс-мажорных. Я полагаю, что решение данной проблемы может быть следующее: Пленум Верховного Суда должен вынести Постановление, в котором будет содержаться определение форс-мажора, его признаки и механизм отнесения обстоятельств к форс-мажорным. Поскольку в каждом отдельном случае существую сугубо индивидуальные критерии определения конкретного обстоятельства в качестве форс-мажорного, то данное Постановление будет выполнять разъяснительную функцию для принятия решения судами нижестоящих инстанций и устранять противоречия судебной практики, повышая уровень ее единообразия. Так же необходимо внесение поправок в нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы, прямо относящиеся к дефиниции форс-мажора и исключить все его синонимы, оставив только единую принятую формулировку.
Бремя доказывания обстоятельств, при которых лицо не могло выполнить свои обязательства по независящим от него причинам, лежит на контрагенте, нарушившим условия гражданско-правового договора. В данной сфере каждые правоотношения обладают сугубо индивидуальным характером, поэтому очень важно прописывать в договоре все возможные обстоятельства, обладающие критериями чрезвычайности и непреодолимости и исключающие ответственность сторон. При этом, расширяя спектр условий, освобождающих от юридической ответственности, стороны повышают риск ослабления правовой силы договора, что идет в разрез с принципами коммерческого оборота.

Ответственность авиаперевозчика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *