Отзывы матч ТВ

Этот фокус привел к самым неожиданным последствиям. Множество болельщиков, не особо разбирающихся в хоккее, начали смотреть игру девятилетней давности и обрушили в соцсети море поздравлений дру другу после финального свистка. А когда люди разобрались, начали удалять посты и краснеть по углам.

Можно, конечно, отнестись к такому поступку канала, как к невинной шутке. Но на самом деле, это похоже на смачный плевок в лицо аудитории.

«Чувствую себя идиотом. Меня просто надули», «Смотрю ТВ только если наши играют, меня нельзя так обманывать», «Им наплевать на зрителя», «Если наказывают на фейковые новости, можно ли наказать за фейковый хоккей»… Мы отобрали только приличные комментарии. Поверьте, неприличных было еще больше.

То есть шутку народ не оценил. Да и что тут оценивать? Это похоже на триумф сноба, который вдруг объявил неофиту, что играет Бетховен, а на самом деле звучит Рахманинов. Да, люди не обязаны разбираться в хоккее и помнить состав команды-2011. Тем более, как показал этот же случай, даже не все специалисты смогли разобраться, какой финал правильный. Председатель комитета по спорту Государственной Думы Михаил Дегтярев (!) поздравил народ с победой молодежки. Интересно, кстати, этот случай не достаточный ли повод для него подать прошение от отставке с этой высокой должности?

Еще не так давно было обязательным указывать или напоминать во время трансляции, что вы смотрите повтор. Зрители со стажем помнят, что даже по время повторов отдельных моментов игры в углу экрана стояла буква «R». Это называется — уважение к зрителю. Да, не все глубоко в теме. Но если вы пришли в ресторан и не слышали ничего про степени прожарки мяса, хороший официант вам все объяснит. Ваше незнание не повод вводить вас в заблуждение. Вы клиент. И имеете право получить удовольствие.

«Матч ТВ» всегда ставит пометку ПРЯМОЙ ЭФИР, если он прямой. И не ставит ничего во время повторов. И пока никто не жаловался. Просто потому, что редко на «Матче» показывают что-то интересное не только фанатам спорта, но и всей стране. Так вот — это жалоба. Жлобское и наплевательское отношение — точно не украшает канал. И да, хороший лектор читает свой предмет так, чтобы было понятно самому слабому ученику. Потому что задача научить, а не показать свое превосходство.

Люди, которые посмотрели «не тот финал», возможно, больше никогда не будут смотреть спорт. У них просто отбили охоту, ткнув носом в собственную необразованность. А все-таки главная цель канала, существующего на народные деньги, заниматься развитием спорта, его популяризацией. Или нет? Главное, чтобы смешно было?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Тина Канделаки:

«Прогноз погоды не отменяет необходимости посмотреть в окно»

Руководителя канала «Матч ТВ» Тину Канделаки обвинили в подмене понятий и манипуляции. Вот, что в своем телеграм-канале ответила Тина:

«Оказывается, повтор блестящего финала МЧМ-2011 по хоккею, который мы показали на «Матч ТВ», это «модель принятия решений на основе манипуляции и подмены».

По-моему, «манипуляция» — это использовать мое имя в посте исключительно для кликбейта. Если же это заявка на руководство моим предвыборным штабом, то добро пожаловать, конечно. С годом и компанией я не определилась, но это же не помеха для настоящих профессионалов)

Что же до путаницы в головах некоторых людей, скажу: прогноз погоды по телевизору не отменяет необходимости посмотреть в окно перед выходом из дома. Если вы промокли, это не значит, что кто-то вами манипулирует.

Спортивный телеканал «Матч-ТВ», заменивший в своё время «НТВ-Плюс» и «Россию 2», на грани закрытия. Расширить аудиторию возглавившей «Матч ТВ» Тине Канделаки так и не удалось, как и начать зарабатывать деньги. И его владелец – «Газпром-медиа» решил больше не вкладываться в убыточный канал

В околотелевизионных кругах судачат, что закрытие канала не за горами.

– Канал откровенно убыточный. Три года назад убыток составлял 1,24 млрд, 2016 год закончили год с убытком в 1,74 млрд рублей. Канделаки трехгодичный бюджет за полтора года потратила. Сейчас общий убыток канала составляет порядка 5 млрд. В прошлом году телеканал перешел под управление главы «Камеди клаб продакшн» и гендиректора ТНТ Артура Джанибекяна. Канделаки сохранила свою должность генпродюсера, но полномочий у неё стало меньше. Но, судя по всему, спасти ситуацию не удалось, – рассказал нам источник из телевизионных кругов.

Однако на официальном уровне подтверждения этой информации пока нет.

– Закрытие телеканала «Матч-ТВ» не планируется, – лаконично сообщили в пресс-службе «Газпром-медиа».

Говорят, что Канделаки пыталась выбить финансирование канала в Ростехе через своего мужа Василия Бровко, занимающего пост директора по особым поручениям Госкорпорации. Но безуспешно.

В ноябре 2015 года под руководством Тины Канделаки запустился «Матч ТВ» — новый спортивный телевизионный холдинг, заменивший одновременно и частный «НТВ-Плюс», и государственную «Россию 2». Владеет «Матч ТВ» «Газпром-медиа» — компания хотела создать в рамках холдинга новое спортивное телевидение, какого еще не бывало в России. Менее чем два года спустя с канала приходят в основном тревожные новости: Канделаки и ее команду активно критикуют коллеги, конкуренты и зрители, а из компании постоянно уходят сотрудники. Спецкор «Медузы» Илья Жегулев поговорил с людьми, которые создавали «Матч ТВ» и работали там, — и выяснил, почему революция на российском спортивном ТВ не получилась.

«Матч ТВ» запускался громко — с большой рекламной кампанией и помпезными презентациями. Новый канал должен был изменить представления о том, каким может быть российское спортивное телевидение — и как работает его экономика; здесь собрались лучшие кадры спортивной тележурналистики. Однако два года спустя большая часть команды, создававшей канал, покинула компанию, а многих рядовых сотрудников, как говорят они сами, вывели за штат. На «Матч ТВ» больше не работают генеральный директор Александр Вронский, директор дирекции спортивных трансляций Борислав Володин, креативный продюсер интернет-проектов Кирилл Благов, главный редактор отдела трансляций Таш Саркисян, коммерческий директор Светлана Фефилова, ведущие Мария Командная, Юрий Дудь и многие другие — новости об очередных отставках и закрытых программах продолжают появляться регулярно. Расширить аудиторию «Матч ТВ» так и не удалось. Владелец канала «Газпром-медиа» не раскрывает его финансовых показателей, однако, по словам собеседников «Медузы», деньги у компании действительно кончаются.

«Насколько мне известно, сейчас максимально сократили персонал. Сокращен фонд оплаты труда, активно сокращают косты, ищут оптимизацию во всем, — утверждает один из топ-менеджеров, недавно покинувший „Матч ТВ“. — Это влияет на качество — теперь сотрудников не командируют на трансляции, и с матча в Перми мы получаем совсем другую картинку, чем с матча в Москве». По подсчетам Sports.ru, семь проходивших в регионах матчей первых двух туров Чемпионата России по футболу комментировались из московской студии; в декабре 2015 года, вскоре после запуска канала, Канделаки рассказывала о том, что «успешный богатый „Матч ТВ“» сможет отправлять по два человека «на никому не нужные матчи итальянского чемпионата».

Любимая игрушка Миллера

К 2015 году положение «НТВ-Плюс», принадлежащего «Газпром-медиа», было незавидным даже без учета огромных трат, связанных с покупкой прав на показы спортивных событий. Спутниковая сеть развивалась медленно — если количество абонентов конкурирующего «Триколор ТВ» к тому времени составляло более 11 миллионов человек, то «НТВ-Плюс» смогли только увеличить свою базу с шестисот до девятисот тысяч. Чтобы привлечь новых подписчиков, компания в какой-то момент резко снизила абонентскую плату, но не вложилась в маркетинг — в результате почти ничего не выиграв: прежние абоненты теперь платили меньше; новые приходили редко.

После обвала рубля затраты «НТВ-Плюс» на аренду спутников выросли вдвое; тем временем «Газпром-медиа» попал под американские санкции. Простые подсчеты показывают, что доходы от абонентской платы за спортивные пакеты каналов (примерно 1,8 миллиарда рублей в год) даже не покрывали расходы на покупку прав на трансляции — по словам источника в менеджменте «НТВ-Плюс», только на них компания тратила около четырех миллиардов рублей, и это не считая производства программ.

В начале 2015 года Миллер назначил руководить «Газпром-медиа» Дмитрия Чернышенко — бывшего президента оргкомитета Зимних олимпийских игр в Сочи. С собой Чернышенко привел Александра Вронского, также работавшего в оргкомитете, до того он много лет провел в телекоммуникационной корпорации Orange Business Services. Вронский стал гендиректором «НТВ-Плюс», сразу же предложив отделить спортивную дирекцию от самой «НТВ-плюс».

Пока Вронский вместе с гендиректором «Газпром-медиа» Чернышенко представляли Миллеру концепцию отделения каналов, появилась возможность ее реализовать. После Олимпиады и последовавшего за ней кризиса государственному медиахолдингу ВГТРК стало тяжело содержать собственный канал, отведенный под спорт, — «Россию 2». «Ситуация была тяжелая: затраты выросли, им на жизнь не хватало», — вспоминает Вронский. По словам источника в руководстве «Газпром-медиа», глава ВГТРК Олег Добродеев поговорил с Миллером и дал понять, что не против продать «Россию 2» «Газпрому».

Предварительная оценка актива показала, что положение государственного спортивного телевидения — чуть получше: доход составлял 2,7 миллиарда рублей в год, такими же были расходы. Миллер пошел на сделку. По словам другого источника, близкого к «Газпром-медиа», решение принималось на самом высоком уровне и при участии президента России Владимира Путина, который считал, что стране нужен мощный спортивный медиахолдинг.

В итоге «Россия 2» вместе с тремя кабельными каналами и сайтом Sportbox, где можно было смотреть трансляции в интернете, весной 2015 года отошли «Газпром-медиа». Обошлись они «Газпрому» в 9,3 миллиарда рублей.

После сделки был составлен трехлетний план развития нового спортивного телевещания «Газпром-медиа». По исходной задумке, в рамках холдинга под черновым названием «Спорт 360» на федеральной кнопке появлялся канал, который, как витрина, продвигал другие спортивные телевизионные медиа. Тратить на проект собирались около 12 миллиардов рублей в год; примерно столько же холдинг должен был зарабатывать после трех лет работы — и постепенно выйти на прибыль.

Люди из «Форта Боярд»

Определившись с бюджетом, Вронский начал искать тех, кто мог бы реализовать амбициозные планы новой компании. На рынке фактически был объявлен негласный конкурс возможных концепций канала. Со своими предложениями к Вронскому и Чернышенко приходили продюсер Таш Саркисян, главный редактор спортивных каналов «НТВ-Плюс» Василий Уткин и даже люди из «Красного квадрата» — компании, которая производит значительную часть передач Первого канала. «Мы с Чуковским писали концепции, обсуждали их с сотрудниками, но ощущение было такое, что эти концепции мало кто читал, — вспоминает Уткин. — Казалось, им просто надо было нас чем-то занять».

Толком рассмотреть все плюсы и минусы предложенных концепций Вронский так и не успел — в июле 2015 года неожиданно стало известно, что генеральным продюсером «Газпром-медиа», ответственным за контент нового канала, станет Тина Канделаки.

Это стало сюрпризом не только для Вронского, но и для всей индустрии спортивных медиа. Бывшая ведущая передач «Самый умный», «Идеальный мужчина» и «Железные леди», совладелица агентства «Апостол», Канделаки никогда не управляла большими медиакомпаниями и не занималась спортивной журналистикой — разве что пропагандировала спортивный образ жизни в своих интервью и соцсетях, много фотографируясь в спортзале. По словам Вронского, никакой концепции Канделаки ему не представляла, зато привела с собой Наталью Билан — бывшего гендиректора канала «Домашний», которая стала креативным продюсером нового канала. Билан познакомилась с Канделаки еще во времена программы «Детали» на СТС (ее вела Канделаки), куда Билан позвали налаживать контакт между ведущей и командой. «Коллектив не мог работать с . Им казалось, что она неперспективна. Ведущей казалось, что коллектив неперспективен. Программа распадалась», — рассказывала Билан, которой удалось спасти программу и подружиться с Канделаки.

По словам нескольких источников «Медузы» на «Матч ТВ», идея пригласить Канделаки принадлежала не Чернышенко и даже не Алексею Миллеру. Нового генерального продюсера на канал пристроил лично Владимир Путин, который позвонил Чернышенко и настоятельно рекомендовал назначить на эту должность Канделаки. Бывший топ-менеджер канала уточняет, что еще до звонка президента Канделаки перед руководством «Газпрома» лоббировал глава корпорации «Ростех» и старый друг Путина Сергей Чемезов. Канделаки тесно дружит с Екатериной Игнатовой, женой Чемезова, а нынешний муж Канделаки Василий Бровко, вместе с ней работавший в компании «Апостол», сам занимает пост директора «Ростеха» по особым поручениям («Апостол» сейчас проходит процедуру банкротства). Именно Чемезов мог подсказать кандидатуру Канделаки и президенту, которому идея понравилась — она казалась самым спортивным человеком в медийной элите, лояльной власти, и активно пропагандировала здоровый образ жизни.

Поначалу Вронский и Чернышенко собирались разделить компетенции. По плану гендиректора «Матч ТВ», на канале должно было возникнуть три департамента — спортивный, новостной и развлекательный, — руководители которых состояли бы у него в линейном подчинении. Программной сеткой, трансляциями и редакционной политикой должны были заниматься профессионалы спортивного телевидения; Канделаки отводилась развлекательная часть. «Эта развлекательно-информационная „обвязка“ работала бы на привлечение новой, семейной аудитории, — поясняет Вронский. — У Тины с Наташей был большой опыт такого рода на канале „Домашний“, нам нужны были люди, знавшие аудиторию, с которой спортивная медиа-индустрия еще не взаимодействовала». Но план не сработал — департаменты быстро начали дублировать друг друга.

Делать новости и аналитику на «Матч ТВ» позвали Василия Конова, ранее возглавлявшего спортивное информагентство «Р-Спорт», — впрочем, в августе 2015-го, уже через пять дней после объявления о его назначении главным редактором спортивного субхолдинга на базе «Матч ТВ», он объявил, что уходит с телеканала. На самом деле, рассказывает Конов, он успел поработать две недели, так как пришел до официального объявления и сразу принялся консультировать, участвовать в наборе сотрудников и ходить на совещания. «Мы с Вронским продумывали варианты, чтобы я был только у него в подчинении и никак не пересекался с Тиной и Натальей, — объясняет Конов. — Но рабочие процессы не подразумевают параллельного существования. Уже в первые дни они захотели контролировать все. Я честно сказал Чернышенко: это плохие перспективы. Я не вижу ничего позитивного в таком подходе, особенно если мы говорим о людях, которые не очень хорошо представляют спортивные реалии. Мы говорили на разных языках. Если бы они хотя бы адекватно реагировали, можно было бы работать. Но когда люди любые предложения встречают в штыки и говорят: „Я снимал „Форт Боярд“, я знаю, как это делается“ — я представлял, чем это закончится. Будет конфликт, и я останусь без работы».

В качестве примера того, как было в то время устроено управление каналом, Конов приводит накладку, случившуюся в первый же день эфира — 1 ноября 2015 года. По настоянию Канделаки и Билан в эфирной сетке футбол поставили после хоккея, отмахнувшись от предупреждений о том, что у хоккейных матчей часто бывает дополнительное время. В итоге хоккейные «Динамо» и «Спартак» дошли до серии буллитов — которая, естественно, наложилась на матч уже футбольного «Спартака» с «Уралом». Спасло ситуацию то, что администрации канала удалось договориться с главой российской футбольной премьер-лиги Сергеем Прядкиным — и начало футбольной игры немного задержали. Впоследствии подобные ситуации повторялись: так, в январе 2016 года из-за показа водного поло на 25 минут задержали трансляцию матча английских «Ливерпуля» и «Арсенала» (с которыми, конечно, договориться уже никак нельзя). Билан объяснила эту накладку осознанным патриотическим выбором — в водном поло россияне боролись за выход на Олимпиаду.

Не сработался с новым менеджментом и Чарльз Коплин, американский менеджер, ранее бывший вице-президентом НХЛ по контенту и возглавлявший медиа-департамент НФЛ. Чернышенко нанял его еще до прихода Билан и Канделаки, летом 2015 года; по словам одного из бывших топ-менеджеров «Матч ТВ», Коплину платили из расчета несколько сотен тысяч долларов в год, а жил он в дорогих апартаментах в «Москве-Сити»; сам Коплин сказал «Медузе», что в «Газпром-медиа» с ним «очень хорошо обращались», и уточнил, что останавливался в основном в «Национале».

По словам Коплина, который консультировал менеджмент «Матч ТВ» почти по всем аспектам работы и должен был поделиться с россиянами успешным опытом американского спортивного телевидения, его разногласия с Билан и Канделаки носили «философский» характер. «Наталья не говорила по-английски, и ей было непросто — что понятно, — вспоминает Коплин. — Но она вообще никого не хотела слушать. Я привез с собой двух консультантов — она не хотела с ними встречаться. Она очень старалась сделать все так, как, по ее мнению, это нужно делать в России. Это отличалось от моих представлений о том, как нужно работать, — но Тина и Наталья брали на себя ответственность и имели полное право делать все так, как делали».

Американский менеджер «Матч ТВ» не мог привыкнуть и к тому, как резко его новые коллеги общаются с подчиненными. В свою очередь, сотрудники «НТВ-Плюс» отвечали Канделаки взаимностью. Самой яркой стала ее конфронтация с Василием Уткиным, до того работавшим главным редактором спортивных каналов «НТВ-Плюс». Незадолго до запуска «Матч ТВ» Уткин заявил, что уходит с канала, потому что работать под руководством Канделаки, которая говорит о спорте «банально, тухло и омерзительно», — «это предательство потраченного на профессию времени… Это как водителя нанимать у входа в вытрезвон». Впрочем, уже через месяц выяснилось, что Уткин на канале остается, а журналисты публично помирились — Канделаки даже называла его своим другом. Окончательно покинул канал Уткин через полгода — его отстранили от эфира после того, как комментатор уснул, работая на матче.

Самый дорогой склад

Поначалу «Матч ТВ» крайне амбициозно тратил деньги, рассказывают собеседники «Медузы». «Я был страшно удивлен, — вспоминает один из участвовавших в создании телеканала менеджеров. — Я договариваюсь с . ему платят 70 тысяч. Я собирался ему положить сто, и он бы пошел на канал, а ему кладут 300 тысяч. Зачем?»

На то, чтобы рассказывать о «Матч ТВ», средств тоже не жалели. Когда в октябре 2015 года Канделаки ездила с комментатором Георгием Черданцевым в Сочи, чтобы выступить в программе Comedy Club, жили они в «Родина Гранд Отель и Спа» — люксовом отеле, построенном Олегом Дерипаской, где одноместный номер в тот момент стоил 27 тысяч рублей за ночь.

«На старте комментаторы летали в бизнес-классе, — вспоминает один из топ-менеджеров телеканала. — Я такой цыганщины нигде не помню». На первом этапе группы специалистов размером от пяти до 15 человек выезжали в командировки на организацию трансляций, даже если в регионе была техника, которая соответствовала всем требованиям. «А сейчас канал старается максимально отказаться от командировочных расходов, намеренно осознанно снижая качество продукта», — недоумевает бывший топ-менеджер канала.

Для каждого ведущего закупали костюмы — причем для их примерки Канделаки отправляла всех в ГУМ. Как вспоминает одна из ведущих, на примерку давали платья от Versace за 80 тысяч рублей и костюмы за 200 тысяч. После того как несколько десятков таких купили, Вронскому, по словам источника в компании, удалось отменить решение Канделаки; в итоге костюмы приобретали в бюджетных TopShop и Zara. «Был хороший стилист, всех одел с иголочки, выглядели не хуже, чем в костюмах из ГУМа», — считает собеседник «Медузы».

Когда Конов еще работал на канале, он однажды спросил у коллег: где будут сидеть новые сотрудники, которых нанимают в таком количестве. «Мы об этом не подумали», — ответили потенциальному главреду. В Останкино бы все просто не поместились; Конов предложил арендовать помещения в телецентре на Шаболовке — однако в итоге часть редакции переехала в «Москва-Сити». На 50-м и 51-м этаже башни «Империя» сняли пять тысяч квадратных метров, где разместился менеджмент и другие креативные департаменты. «В огромных кабинетах сидели по два человека, — рассказывает бывший топ-менеджер канала. — В одном помещении вообще устроили склад для инвентаря трансляций. Это, наверное, было самое дорогое складское помещение в Москве». Вронский отвечает на это, что Сити выбрали из-за логистики — оттуда проще добираться и до Останкино, где находились все студии, по Третьему кольцу, и до «Газпром-медиа» на Рочдельской. А стоимость аренды удалось сильно снизить с помощью друзей.

Вронский покинул «Матч ТВ» в конце декабря 2015 года. Сам менеджер говорит, что все прошло по плану, и его задачей был прежде всего запуск канала — однако другие собеседники «Медузы» считают, что это была капитуляция: производство новостей, трансляции и решения по эфирной сетке в итоге стали определять Канделаки с Билан, несмотря на структуру с тремя департаментами. По словам источника в менеджменте канала, новый гендиректор «Матч ТВ» Дмитрий Гранов попытался заморозить платежи производителям передач: «Пытались понять, куда деньги утекали: ведь там не то что краник открылся, а магистральный трубопровод». Однако довольно быстро конфликт был улажен, и все вернулось на прежние рельсы.

Богатые времена продолжались примерно четыре месяца. Первые признаки экономии на «Матч ТВ», по словам собеседников «Медузы», начались уже в январе 2016 года — комментаторов вывели за штат, прекратились массовые выезды в командировки. К нынешнему моменту в штате канала осталось порядка полутора десятка комментаторов — по сравнению с полусотней полтора года назад; остальные работают по договору услуг. С лета 2017 года увольнять с канала, по словам сотрудников, начали целыми отделами. «Сейчас такое ощущение, что полный ****** на канале происходит, — рассказывает один из ведущих. — Зарезали командировки, сократили всех, кого можно, перестали вовремя платить за некоторые программы».

Прошли времена и роскошных складов в Сити. Теперь весь бэк-офис «Матч ТВ» переехал в бизнес-центр на северо-востоке Москвы — в дом, где раньше располагалась редакция российского Forbes.

Домашний бизнес

В рамках выполнения задачи по популяризации здорового образа жизни и расширения аудитории Канделаки запустила на канале утреннее ток-шоу о фитнесе «Ты можешь больше», которое снимала компания Look Film (она занималась производством, например, фильма «Рассказы» и сериала «Между нами, девочками»). В первом выпуске рассказывали про смузи, монобровь и кота по имени Ибрагимович. Программа вызывала недоумение аудитории, а вскоре удивила и министра спорта России Виталия Мутко, который как-то раз, включив «Матч ТВ» в полвосьмого утра, обнаружил, что «там какой-то коктейль готовят, на столе клубника лежит и другие ингредиенты». «Мне сложно сказать… Надеюсь, все-таки через канал будут продвигаться разные виды спорта», — прокомментировал Мутко свой зрительский опыт.

Через несколько месяцев «Ты можешь больше» была закрыта. «Нас начали чморить: мол, бабы устроили телеканал „Домашний“», — объясняет бывший сотрудник канала, участвовавший в создании программы.

Похожая участь постигла и другие новые программы. Проект «Инспектор ЗОЖ» с ведущим Сергеем Долей должен был получить долю аудитории 2,5 (процент от тех зрителей, которые смотрят в данный момент телевизор), а получил — почти в два с половиной раза меньше, 1,1. У реалити-шоу о воспитании боксеров «Бой в большом городе» прогнозируемая доля «ядерной аудитории канала» (мужчины 25-59 лет) была 4%, а реальная — в три раза меньше, 1,4%; по словам бывшего топ-менеджера «Матч ТВ», для дорогостоящей программы это очень мало. В целом рейтинги новых программ, как следует из данных, имеющихся в распоряжении «Медузы», оказались меньше прогнозируемых как минимум на 30 процентов.

Производит «Бой в большом городе» компания «КБ Продакшн». Несколько источников «Медузы» на «Матч ТВ» прямо связывают ее с Канделаки и Билан — название компании, по их словам, является аббревиатурой от фамилий подруг. Один из совладельцев «КБ Продакшн» Александр Кривобоков ранее возглавлял три продакшн-компании, совладельцем которых была Тина Канделаки («Ок продакшн», «Нереальная политика» и «Родня продакшн»). Другой изначальный соучредитель Елена Боровая (младшая дочь политика Константина Борового) ранее была продюсером в компании «МБ групп», совладелицей которой была Наталья Билан. В последнее время Боровая работала на «Матч ТВ», а сейчас ушла в декрет. По ее словам, она вышла из состава учредителей еще до того, как устроилась на канал, и не хочет связываться с контентом, который делает «КБ Продакшн». При этом формально Боровая (под своей предыдущей фамилией Швецова) по документам по-прежнему значится соучредителем компании. Производит «КБ Продакшн» в основном большие документальные фильмы о спортсменах (например, Федоре Емельяненко и Александре Карелине), дорогие реалити-шоу и, скажем, программу о здоровом образе жизни «Анатомия спорта».

Телефонный номер «КБ Продакшн», указанный в регистрационных данных, совпадает с номером другой компании, делающей контент для «Матч ТВ» — «Сафари Продакшн» (на самом деле, это телефон компании «Делополис», ведущей бухгалтерию обеих компаний). «Сафари» производила, например, программу «Спорт за гранью», еженедельное ток-шоу «Культ Тура», закрытое весной 2017 года, а также еще одно большое реалити-шоу канала — «Кто хочет стать легионером». Канделаки говорила, что в плане цифр и просмотров программа бьет все рекорды, однако данные TNS опровергли эти заявления: доля первых выпусков шоу составила около 1%.

Со сторонними продакшнами руководство часто общалось нехотя. Один потенциальный подрядчик, штатный сотрудник другого канала с госфинансированием рассказал «Медузе», как предлагал каналу свой проект. По его словам, Билан одобрила его устно — и предложила обсудить детали на личной встрече, однако она состоялась только через несколько месяцев. «У меня было много вопросов по проекту — ни на один из них я не получил ответ. Всю встречу я чувствовал себя продавцом моющих пылесосов, а не человеком, три месяца готовившим проект и собиравшим команду, желающим обсудить творческие нюансы, — вспоминает собеседник „Медузы“. — Передо мной сидела барыня, ни разу на меня не поднявшая взгляд. Взгляд был устремлен в телефон, а она просто издавала односложные звуки: и… м… ну… В конце мне было сказано: ладно, все понятно, делайте пилот! Такое поведение меня ошарашило, ответа ни на один вопрос я не получил — и вышел со встречи со стойким пониманием того, что никакого пилота не будет и ничего путного у нас с этими людьми не получится».

Были к «Матч ТВ» и претензии в связи с непосредственно спортивным контентом — то есть с трансляциями. Так, несмотря на всю «цыганщину», холдинг по финансовым причинам отказался от показа матчей чемпионата Испании, которые всегда транслировал «НТВ-Плюс», — в итоге в России теперь невозможно легально посмотреть матчи «Реала» и «Барселоны». Несмотря на то что, по словам собеседников «Медузы», канал должен был стать единственным в России покупателем прав на трансляции, ему все равно приходится работать с перекупщиками — так, компания «Телеспорт» в 2017 году выкупила права на трансляции турниров UFC, главного организатора боев в смешанных единоборствах, и сильно увеличила стоимость этого контента для «Матч ТВ».

Ни один действующий сотрудник или руководитель «Матч ТВ» не согласился поговорить о канале с «Медузой». Тина Канделаки сообщила, что не общается с журналистами без согласия холдинга. В пресс-службе телеканала попросили выслать вопросы, а затем отправили в пресс-службу «Газпром-медиа». Там заявили, что никаких комментариев не даст ни руководитель компании Дмитрий Чернышенко, ни сама пресс-служба. Бывший главный редактор «России 2», а теперь ведущий «Матч ТВ» Дмитрий Губерниев отметил, что корреспондент «Медузы» обратился к нему в тот момент, когда «вся страна болеет за Ефимову», и сообщил, что ему «сказать нечего», поскольку он работает с каналом по договору. Футбольный комментатор Георгий Черданцев заявил, что без согласия пресс-службы ничего не комментирует: «Может, когда-нибудь все скажу, но не сейчас».

Ненужный спорт

В последнее время «Матч ТВ» провозгласил борьбу с пиратским контентом, объяснив это тем, что каналу необходимо зарабатывать деньги. Главный фронт этой борьбы — конфликт канала с сайтом Sports.ru: «Матч ТВ» подал в суд на одно из самых популярных российских интернет-изданий за размещение нарезок с матчей Футбольной национальной лиги (второй российский футбольный дивизион, матчи которого не пользуются большим спросом). Генеральный директор Sports.ru Дмитрий Навоша указал, что необходимые права у сайта есть (лицензия на них куплена у все того же «Телеспорта») — а в качестве ответа Sports.ru в свою очередь подал в суд на «Матч ТВ» за то, что на принадлежащем каналу сайте Sportbox без ссылок на авторов и источники публиковались материалы Sports.ru.

Первое заседание по иску Sports.ru к «Матчу» прошло 25 июля. На нем юристы канала, ссылаясь на заключение экспертов, заявили, что упомянутые в иске тексты журналистов Юрия Дудя и Владислава Воронина вообще не являются объектом авторского права, поскольку в них «отсутствует личный интеллектуальный вклад», а их «стиль не индивидуален». «Если позиция „Матч ТВ“ проканает, это можно будет считать новой эрой в развитии свободного, защищенного от копирайта и ссылок интернета», — поясняет Навоша.

В последнее время канал начал экспериментировать с контентом. Например, в 2017 году было запущено «самое безумное шоу» канала — еженедельная «Передача без адреса». В июне туда пришел в гости бывший врач «Спартака» Лю Хуншен, практикующий нетрадиционную медицину. Молодой ведущий Артем Нечаев предложил ему прямо в эфире распить по стакану мочи. Предложение было принято.

Первые разговоры о смене руководства на телеканале начали ходить еще через год после его запуска, рассказывает источник, близкий к руководству «Матч ТВ»: вокруг проекта было слишком много негатива, а рейтинги так и не пошли вверх. Однако в честь годовщины Канделаки раздала несколько интервью, в которых рассказывала, что с рейтингами у канала все хорошо. В частности, продюсер гордилась, что пиковая доля телесмотрения спортивных трансляций достигала 31,7% — когда Россия играла с Финляндией на чемпионате мира по хоккею. Однако, как сообщает исследовательская компания «Медиаскоп», реальная доля «Матча» во время игры составляла 19%. «Ее никто не ловит на неправде, никто этим не заморачивается, — говорит один из бывших руководителей редакции „Матч ТВ“. — А все эти интервью потом оказываются на столе у Миллера».

«Спорт на *** никому не нужен. Если бы „Матч ТВ“ делали более талантливые люди, было бы лучше, но не сильно, — говорит Юрий Дудь, журналист, в 2017 году ставший популярным видеоблогером. — Какой бы ******** спортивный канал ни был, в России в 2017 году никогда им не собрать столько, сколько рэпчик, политика и Шурыгина».

Тем временем на «Матч ТВ» продолжаются сокращения. 24 июля канал покинул очередной главный редактор футбольных трансляций — бывший тренер «Спартака» Валерий Карпин. Сам Карпин в интервью официальному сайту «Матч ТВ» объяснил, что ему стало «скучновато» («Медузе» он заявил, что добавить к тому, что уже сказано, ему нечего); источники Sports.ru сообщали, что Карпин уволился после того, как с эфира сняли выпуск его передачи «Тотальный разбор». «Советский спорт» писал, что Канделаки пыталась устроить Карпина на пост главного тренера тульского «Арсенала», чтобы «Матч ТВ» не платил ему зарплату; об этом же говорил комментатор Кирилл Дементьев. Еще одна версия, высказанная главным редактором «Советского спорта» Николаем Яременко: «Вопрос решился в Санкт-Петербурге». О том, что «Матч ТВ» отправляет верстки всех программ и любые видео с «Зенитом» «куда-то в Питер», «Медузе» также сообщал комментатор Алексей Андронов.

В тот же день, когда канал объявил об уходе Карпина, источники Sports.ru сообщили, что «Матч ТВ» готовится к запуску собственной букмекерской конторы. Утром 28 июля стало известно, что чистый убыток канала в 2016 году составил 1,74 миллиарда рублей — на полмиллиарда больше, чем в 2015-м.

Илья Жегулев, Москва

При участии Александра Горбачева и Ивана Голунова

Отзывы матч ТВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *