П 4 ст 226

Содержание

П 5 ст 226 нк рф что за налог

Ст. 226 НК РФ: Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

В ст. 226 НК РФ определена специфика расчета НДФЛ агентами, а также сроки и порядок его уплаты. Указанная норма также определяет категории обязанных субъектов. Рассмотрим далее подробно положения ст. 226 НК РФ.

Основные правила

По п. 1 ст.

226 НК РФ российские предприятия, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, частнопрактикующие адвокаты и нотариусы, от которых либо вследствие отношений с которыми плательщик получил доход, обязаны начислить, удержать и выплатить сумму налога в бюджет. При расчете учитываются правила 224-й статьи. НДФЛ с доходов адвокатов начисляется, удерживается и выплачивается юридическими консультациями, адвокатскими коллегиями и бюро.

Условия

В п. 2 ст. 226 НК РФ устанавливается, что расчет сумм НДФЛ осуществляется в отношении всех поступлений плательщика, источником которых выступает налоговый агент. Из данного правила есть исключения.

Они относятся к доходам, с которых удержание и выплата производится по положениям статей 214.3-214.6, 228, 227, а также ст. 226.1 НК РФ. Расчет по общему правилу осуществляется с зачетом сумм налога, ранее отчисленного в бюджет. В случаях и порядке, установленных статьей 227.

1, во внимание также принимается уменьшение на величину фиксированных авансов, уплаченных плательщиком.

В пункте 3 ст. 226 НК РФ определяется, что расчет налоговых сумм осуществляется агентами на дату фактического поступления дохода к плательщику. Календарное число устанавливается в соответствии с 223-й статьей Кодекса.

Исчисление производится по методу нарастающего итога от начала периода в отношении всего дохода, к которому применяется ставка. Она устанавливается в пункте первом 224-й статьи Кодекса.

В расчет принимаются доходы, начисленные плательщику за указанный период, при этом засчитываются суммы, удержанные в прошлые месяцы текущего отчетного срока. Исключением из правила считаются поступления от долевого участия в предприятиях.

Их исчисление, а также расчет сумм налога с доходов, к которым применяются иные ставки, производится отдельно по каждому из них. При этом не учитываются поступления от иных агентов и удержанные ими суммы НДФЛ.

Специфика выплаты

В п. 4 ст. 226 НК РФ устанавливается, что агентам надлежит удерживать налоговую сумму непосредственно из средств, причитающихся плательщику, при фактической их выплате. При этом необходимо учитывать ряд условий.

Если выплата осуществляется в натуральной форме либо плательщик получает доход в виде выгоды материального характера, удержание рассчитанной суммы производится с любых поступлений, выраженных в деньгах. При этом установлено ограничение.

Удерживаемая сумма НДФЛ не должна превышать 50 % суммы денежного дохода.

Положения пункта четвертого ст. 226 НК РФ не действуют в отношении агентов, которые являются кредитными структурами.

Правила не распространяются на удержания и выплату налога с доходов, которые получены их клиентами в качестве материальной выгоды. Она определяется 1 и 2-м подп. пункта первого 212-й статьи Кодекса.

Исключение составляют клиенты, выступающие в качестве сотрудников этих кредитных структур.

Обязанности агента

В п. 5 ст. 226 НК РФ определен порядок действий субъекта при невозможности осуществить удержание рассчитанной суммы НДФЛ с дохода плательщика.

В этом случае агент обязан сообщить лицу, получающему доход, а также налоговой инспекции о возникших затруднениях. В соответствии с пунктом 5 ст.

226 НК РФ, субъект в уведомлении также указывает сумму, удержание которой не было произведено. В нем также приводится размер дохода, с которого не было совершено списание средств.

Уведомление, предусмотренное п. 5 ст. 226 НК РФ, направляется не позднее 1 марта года, идущего вслед за завершенным отчетным периодом, в пределах которого появились препятствующие обстоятельства. Форма сообщения утверждается исполнительным органом федеральной власти, имеющим полномочия осуществлять контроль в сфере обложения.

Кодекс также устанавливает, что агенты, являющиеся российскими организациями, у которых есть обособленные подразделения, компании, включенные в перечень крупнейших плательщиков, а также предприниматели, стоящие на учете по адресу ведения своей деятельности в связи с применением патентной системы либо ЕНВД, уведомляют о суммах неудержанного налога и величину соответствующих доходов по специальным правилам (ст. 226, 230 НК РФ).

Сроки

Пунктом 6 ст. 226 НК РФ устанавливается, что агентам надлежит осуществить перечисление суммы рассчитанного и удержанного НДФЛ не позже дня, идущего за датой выплаты дохода.

Субъект может получать выплату по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными несовершеннолетними, и в форме оплаты отпуска. В этих случаях, в соответствии с п. 6 ст.

226 НК РФ, отчисление сумм в бюджет осуществляется не позже последнего календарного числа месяца, в пределах которого были выполнены соответствующие начисления.

Нюансы

Общая сумма налога, рассчитанная и удержанная агентом у плательщика, для которого первый выступает в качестве источника дохода, выплачивается в бюджет по адресу учета (месту проживания) предприятия. Данный порядок считается общим. Для некоторых субъектов действуют специальные правила.

Так, российские организации, которые указаны в пункте первом комментируемой статьи, имеющие представительства/филиалы, должны перечислять НДФЛ в бюджет и по месту своего расположения, и по адресу нахождения каждого подразделения.

В последнем случае сумма к уплате определяется по величине дохода, подлежащего обложению, рассчитанного и выплаченного сотрудникам, а также по поступлениям, предусмотренным по условиям гражданско-правовых договоров, оформляемых с физлицами от имени главного предприятия.

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту ведения своей деятельности в связи с использованием патентной системы либо ЕНВД, с доходов наемных сотрудников должны перечислять суммы НДФЛ в бюджет по адресу учета.

Дополнительно

Общая сумма НДФЛ, начисленная и удержанная с доходов плательщика, составляющая больше 100 р., перечисляется в бюджет согласно приведенным выше правилам. Если величина налога меньше 100 руб.

, она прибавляется к отчислению за следующий месяц, но не позже последнего м-ца текущего периода. Не допускается выплата налога из средств агента.

При составлении договоров и совершении сделок запрещается включение в условия соглашений оговорок, предполагающих принятие предприятием обязательств нести расходы, связанные с отчислением НДФЛ.

Особенности расчета

В пункте 3 ст. 226 НК РФ определяется, что расчет налоговых сумм осуществляется агентами на дату фактического поступления дохода к плательщику. Календарное число устанавливается в соответствии с 223-й статьей Кодекса.

Исчисление производится по методу нарастающего итога от начала периода в отношении всего дохода, к которому применяется ставка. Она устанавливается в пункте первом 224-й статьи Кодекса.

В расчет принимаются доходы, начисленные плательщику за указанный период, при этом засчитываются суммы, удержанные в прошлые месяцы текущего отчетного срока. Исключением из правила считаются поступления от долевого участия в предприятиях.

Их исчисление, а также расчет сумм налога с доходов, к которым применяются иные ставки, производится отдельно по каждому из них. При этом не учитываются поступления от иных агентов и удержанные ими суммы НДФЛ.

Исключения

Положения пункта четвертого ст. 226 НК РФ не действуют в отношении агентов, которые являются кредитными структурами.

Правила не распространяются на удержания и выплату налога с доходов, которые получены их клиентами в качестве материальной выгоды. Она определяется 1 и 2-м подп. пункта первого 212-й статьи Кодекса.

Исключение составляют клиенты, выступающие в качестве сотрудников этих кредитных структур.

2. Налоговый агент осуществляет исчисление сумм налога на доходы физических лиц (а впоследствии и уплату суммы налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет):

а) в отношении всех доходов налогоплательщика налога на доходы физических лиц (в т.ч. полученных последним и в натуральной форме), источником которых является сам налоговый агент. Не играет при этом решающей роли то, является ли налоговый агент:

— работодателем налогоплательщика (т.е. организацией и (или) индивидуальным предпринимателем, заключившим с последним трудовой договор (контракт)). К налоговым агентам относятся и работодатели, у которых налогоплательщик работает в порядке совместительства;

— стороной гражданско — правовом договоре (например, заказчиком, комитентом, доверителем и т.д.), в соответствии с условиями которого он выплачивает налогоплательщику вознаграждение. Вполне возможно, что в конкретной ситуации налоговый агент выступает в отношении налогоплательщика одновременно и работодателем, и иным источником выплаты дохода, например, если работник в свободное от своей работы в качестве инженера время подрабатывает на заводе (по договору подряда), крася стены заводских помещений, в которых идет косметический ремонт;

б) исключая при этом доходы (даже если их источником является данный налоговый агент):

— выплаченные индивидуальным предпринимателям и лицам, приравненным (для целей налогообложения!) к индивидуальным предпринимателям (например, частным нотариусам, абз. 3 ст. 11 НК, см. об этом подробный комментарий к ст. 227 НК);

— выданные физическим лицам, получающим доходы из-за пределов РФ;

— иные доходы, упомянутые в ст. 228 НК (см. комментарий к ней);

в) производя при этом зачет ранее удержанных (именно данным налоговым агентом, а не другими налоговыми агентами) сумм налога на доходы физических лиц. При этом излишне удержанные налоговыми агентами из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговыми агентами по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления (см. об этом подробный комментарий к ст. 231 НК);

г) обеспечивая при этом учет доходов, полученных от них данным налогоплательщиком в том или ином налоговом периоде (см. об этом комментарий к ст. 230 НК).

3. Характеризуя правила п. 3 ст. 226, необходимо учесть, что:

а) исчисление сумм налога на доходы физических лиц налогоплательщика производится налоговыми агентами (которые являются источниками этого дохода):

— нарастающим итогом с начала налогового периода (т.е. начиная с января и на протяжении всего периода с 1 января по 31 декабря текущего календарного года, см. об этом комментарий к ст. 216 НК);

— по итогам каждого календарного месяца (за который был выплачен доход налогоплательщику). При этом дата получения (выплаты) дохода определяется по правилам ст. 223 НК (см. комментарий к ст. 223). Необходимо также осуществлять зачет удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода (т.е. года) суммы налога;

б) они предписывают применять такой порядок исчисления налога на доходы физических лиц лишь по доходам, в отношении которых установлена основная налоговая ставка, т.е. в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК);

в) в той мере, в какой по доходам установлены иные налоговые ставки (т.е. 30% и 35%, см. комментарий к ст. 224 НК), налоговый агент исчисляет сумму налога на доходы физических лиц:

— отдельно от сумм доходов, по которым установлена основная налоговая ставка (т.е. 13%);

— отдельно по каждой сумме дохода, облагаемого по налоговым ставкам, установленным в размере 30% и (или) 35%.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: имеется ли в виду в абзаце 2 п. 3 ст. 226 НК обязанность налогового агента исчислять сумму налога на доходы физических лиц отдельно и в отношении каждой из сумм, облагаемых по ставке 35% (например, если налогоплательщик получил доходы и в виде выигрыша на конкурсе, проведенном в целях рекламы товаров, производимых налоговым агентом, и сумму экономии на процентах при получении от налогового агента заемных средств), в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК (см. комментарий к ней)?

Да, правила абзаца 2 п. 3 ст. 226 распространяются и на такие случаи. И в данной ситуации налоговый агент обязан исчислить сумму налога на доходы физических лиц отдельно по каждой из упомянутых сумм дохода. Аналогично решается вопрос и тогда, когда налогоплательщик получил от налогового агента и доход, облагаемый по ставке 30%, и доход, облагаемый по налоговой ставке в размере 35%: и в этих случаях налоговый агент должен исчислить сумму налога на доходы физических лиц отдельно по каждой из указанных сумм дохода;

д) в них содержится существенная новелла — установлено, что:

— налоговый агент производит исчисление суммы налога на доходы физических лиц без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов. Иначе говоря, с 1 января 2001 г. нет необходимости требовать представления налогоплательщиком справок с прежнего места работы (о суммах полученных там доходов налогоплательщика) в целях учета последних при исчислении суммы налога на доходы физических лиц новым работодателем (как «другим» налоговым агентом);

— налоговый агент не учитывает (при исчислении сумм налога на доходы физических лиц) также и сумму налога на доходы физических лиц, удержанные другими налоговыми агентами (например, по прежнему месту работы данного налогоплательщика).

4. Анализируя правила п. 4 ст. 226, необходимо учесть, что:

а) они императивно предписывают налоговым агентам:

— удерживать сумму налога на доходы физических лиц (которую они исчислили в соответствии с правилами п. 2 и 3 ст. 226, см. об этом выше. К сожалению, в абзаце 1 п. 4 ст. 226 допущена досадная опечатка: употреблено словосочетание «начисленную сумму налога» вместо словосочетания «исчисленную сумму налога». Видимо, законодателю нужно эту опечатку устранить) непосредственно из доходов самих налогоплательщиков. Иначе говоря, налоговые агенты не вправе исчислять сумму налога на доходы физических лиц, например, за счет собственных средств, за счет общих средств бригады, группы налогоплательщиков и т.п. (не следует упускать из виду, что в противном случае были бы нарушены правила п. 1 ст. 8 НК о том, что под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения при надлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований);

— удерживать сумму налога на доходы физических лиц при фактической выплате доходов налогоплательщика. Дата фактической выплаты этих доходов определяется по правилам ст. 223 НК. В день выплаты дохода и должны налоговые агенты удерживать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц;

б) упомянутое выше удержание суммы налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами:

— за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику. Даже если часть доходов выплачивается (данным налоговым агентом) налогоплательщику в натуральной форме, то и в этом случае исчисление общей суммы налога на доходы физических лиц из всех доходов налогоплательщика (т.е. имеющих как денежную, так и натуральную форму, см. об этом комментарий к ст. 225 НК) производится налоговым агентом именно за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: обязан ли налоговый агент удержать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц, если налогоплательщику выплачиваются только доходы в натуральной форме (см. об этом комментарий к ст. 211 НК)?

На этот вопрос следует ответить отрицательно: не случайно в абзаце 2 п. 4 ст. 226 употребил словосочетание «за счет любых денежных средств», выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, а не за счет иных средств. Кроме того, необходимо учитывать и правила ст. 8 НК (о том, что налог — это именно платеж, осуществляемый в денежной форме) и ст. 45 НК (о том, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ и в установленных законодательством случаях — также в валюте иностранных государств). Так как отсутствуют упомянутые в абзаце 2 п. 4 ст. 226 «любые денежные средства», выплачиваемые налоговым агентом налогоплательщику, налоговый агент должен известить налоговый орган (в порядке, предусмотренном в п. 5 ст. 226, см. об этом ниже) о невозможности произвести удержанием суммы налоговых вычетов (исчисленной данным налоговым агентом в соответствии со ст. 225 НК);

— как при фактической выплате дохода непосредственно самому налогоплательщику, так и (по указанию налогоплательщика) — третьим лицам (например, лицам, которым налогоплательщик выдал доверенность на получение причитающихся ему сумм денег, продавцам, у которых налогоплательщик купил товары в кредит, и т.д.);

в) правила п. 4 ст. 226:

— императивно предписывают, что удерживаемая (при данной выплате дохода) налоговым агентом сумма налога на доходы физических лиц не может превышать 50% суммы выплаты (даже если сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная налоговым агентом, значительно превышает указанное ограничение);

— распространяются именно на случаи выплаты дохода и удержания суммы налога на доходы физических лиц. Иначе говоря, ограничение, установленное в п. 4 ст. 226, касается только суммы налога на доходы физических лиц, но не других сумм, которые должны быть удержаны с доходов налогоплательщика по иным основаниям. В частности, для правильного применения норм ст. 226 НК необходимо учитывать правила ст. 125 КЗоТ (о том, что при каждой выплате зарплаты общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, — 50% зарплаты, причитающейся к выплате работнику. При удержании из зарплаты по некоторым исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Указанные выше ограничения не распространяются на удержание из зарплаты при отбывании исправительных работ и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей.

В связи с этим в практике фирмы возник вопрос: вправе ли налоговый агент удержать всю сумму налога на доходы физических лиц, если суммарный размер удержаний по налогу на доходы физических лиц и алиментов составляет 75% зарплаты, выдаваемой работнику?

5. Особенности правил п. 5 ст. 226 состоят в том, что:

а) они подлежат применению, лишь когда налоговый агент установит:

— невозможность (независимо от причины, это в данном случае не играет роли) удержать у налогоплательщика исчисленную налоговым агентом (по правилам ст. 225 НК) сумму налога на доходы физических лиц;

— заведомо, что период (например, 15 месяцев), в течение которого может быть удержана исчисленная сумма налога на доходы физических лиц (а не «начисленная», опять опечатка!), превысит 12 месяцев (календарных и следующих подряд друг за другом). Например, исчисленная общая сумма налога на доходы физических лиц так велика, что (учитывая ограничение в 50%, упомянутое в п. 4 ст. 226) ее можно будет удерживать на протяжении 18 месяцев;

б) они обязывают (а не дают ему право, как это было предусмотрено в п. 76 Инструкции N 35) налогового агента:

— письменно известить налоговый орган о ставших ему известными обстоятельствах, которые делают невозможным удержание исчисленной суммы налога на доходы физических лиц. Форма такого извещения утверждается МНС (см. об этом подробный комментарий к ст. 230 НК);

— направить такое извещение именно в налоговый орган по месту учета налогового агента (а не налогоплательщика). В извещении указываются обстоятельства, делающие невозможным удержание суммы налога на доходы физических лиц и размер этой суммы;

— направить извещение в течение 1 календарного месяца (т.е. и нерабочие дни при исчислении срока не подлежат исключению) с момента возникновения упомянутых обстоятельств. Отсчет срока начинается со следующего после дня обнаружения налоговым агентом указанных обстоятельств дня (ст. 6.1 НК).

6. Правила п. 6 ст. 226 императивно предписывают налоговым агентам:

а) перечислять (со своего банковского счета) суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщика налога на доходы физических лиц не позднее дня:

— фактического получения в обслуживающем его банке наличных денег на выплату дохода. Речь идет о случаях, когда доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме, при этом в виде выдачи последнему наличных денежных средств (например, при выплате зарплаты, при выдаче суммы денежного вознаграждения подрядчику и т.д.);

— дня перечисления с расчетного (иного банковского счета, если с этого счета допускается осуществление таких операций, например, с текущего) счета налогового агента в банке на счета как самих налогоплательщиков в банках (например, если работники обратились к работодателю с заявлениями с просьбой перечислять суммы их зарплат на их банковские счета), так и (по поручению налогоплательщиков) на банковские счета третьих лиц (например, получателей алиментов, магазинов, продавших товары в кредит налогоплательщику, и т.д.).

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: подлежат ли применению правила абзаца 1 п. 6 ст. 226 к случаям, когда налоговые агенты (по просьбе налогоплательщика) перевели сумму зарплаты по почте на домашний адрес налогоплательщика?

Нет, не распространяются. Безусловно — это пробел в законе. Впредь до его устранения необходимо руководствоваться правилами абзаца 2 п. 6 ст. 226;

б) перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц в иных случаях (например, если налоговый агент выдает суммы доходов своим работникам за счет наличных денег, вырученных от реализации товаров (работ, услуг), в случаях, когда это допускается действующим Порядком ведения кассовых операций и гражданским законодательством):

— не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода (этот день определяется по правилам ст. 223 НК, см. комментарий). При этом речь идет о случаях, когда доходы выплачиваются в денежной форме;

— не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога на доходы физических лиц, для доходов, полученных в натуральной форме (если такое удержание возможно за счет денежных средств, подлежащих выплате налогоплательщику, в противном случае необходимо известить налоговый орган о невозможности удержания суммы налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 5 ст. 226, см. об этом выше) либо в виде материальной выгоды (см. об этом комментарий к ст. 212 НК). Речь идет о том, что исчисленная сумма налога на доходы физических лиц может быть удержана налоговым агентом исходя, например, из момента фактического получения экономии на процентах за пользование заемными средствами.

7. Анализ правил п. 7 ст. 226 показывает, что:

а) налоговый агент — организация обязан исчислять и удерживать сумму налога на доходы физических лиц по месту нахождения организации (месту учета налогового агента в налоговом органе). При этом местом нахождения российских организаций (а, по существу, российских юридических лиц) является место их государственной регистрации (абзац 14 п. 2 ст. 11 НК, ст. 54 ГК). Место нахождения постоянного представительства иностранной организации — место осуществления деятельности этой организации через постоянное представительство (абзац 15 п. 2 ст. 11 НК). Организации подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения (ст. 83 — 85 НК). Постоянные представительства иностранной организации также подлежат постановке на учет (особенности ее определены МНС, см. об этом комментарий к ст. 208, 214 НК);

б) налоговые агенты — индивидуальные предприниматели уплачивают суммы удержанных налогов на доходы физических лиц по месту своего жительства (оно определяется по правилам ст. 20 ГК). По этому же месту они подлежат постановке на налоговый учет;

в) совокупная сумма налога на доходы физических лиц, упомянутая в п. 7 ст. 226:

— это общая сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная по правилам ст. 225 НК (см. комментарий). Видимо, законодателю необходимо унифицировать терминологию (а то в п. 2 ст. 225 говорится об «общей сумме» налога на доходы физических лиц, а в п. 7 ст. 226 — о «совокупной сумме» налога на доходы физических лиц);

— эта сумма налога на доходы физических лиц, которая исчислена и удержана именно налоговым агентом, и именно по доходам, источником которых признается данный налоговый агент;

г) особые правила установлены для налоговых агентов — российских организаций (а по существу, — только российских юридических лиц, см. об этом выше), имеющих обособленные подразделения, а именно:

— филиалы и представительства юридических лиц, указанные в ст. 55 ГК;

— любые иные территориальные обособленные от организации подразделения, по месту которых оборудованы стационарные рабочие места (т.е. если рабочее место создается на срок более одного месяца) (абзац 17 п. 2 ст. 11 НК);

д) упомянутые налоговые агенты обязаны перечислить исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц налогоплательщика:

— как по месту своего нахождения;

— так и по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работает налогоплательщик (или в договорных отношениях с которым состоит налогоплательщик: договор с последним заключает либо непосредственно юридическое лицо, либо руководитель обособленного подразделения юридического лица, действующий на основании доверенности, оформленной в соответствии со ст. 55, 185 ГК). Если таких обособленных подразделений у юридического лица несколько, то оно (как налоговый агент) исчисляет и удерживает суммы налога на доходы физических лиц, а потом перечисляет их по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения;

е) в последнем абзаце п. 7 ст. 226 императивно предусмотрено, что сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица:

— определяется из общей суммы дохода, которая подлежит выплате каждому налогоплательщику в отдельности;

— исчисляется и удерживается в отношении каждого налогоплательщика (в отдельности, по правилам, указанным в ст. 225 НК, см. комментарий);

— определяется суммарно (т.е. исчисленные в отношении каждого налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц складываются: полученный результат и, нужно уплатить, а не сумму налога на доходы физических лиц каждого налогоплательщика, отдельным платежным поручением) и перечисляется в соответствующий бюджет.

8. Важные правила (относительно процедуры перечисления суммы налога на доходы физических лиц) установлены в п. 8 ст. 226. В соответствии с ними:

а) совокупная сумма налога (правильнее было бы сказать: общая сумма налога на доходы физических лиц), превышающая 100 руб. (имеется в виду 101 руб., учитывая правила п. 4 ст. 225 НК о том, что сумма налога на доходы физических лиц определяется в полных рублях и что сумма налога на доходы физических лиц менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля), перечисляется налоговым агентом в соответствующий бюджет. При этом нужно обратить внимание на то, что:

— речь идет о налоговых агентах, являющихся источником дохода;

— перечисление суммы налога на доходы физических лиц осуществляется в порядке, изложенном в пунктах 1 — 7 ст. 226.

В практике фирмы возник вопрос: если сумма налога на доходы физических лиц составляет ровно 100 руб., то обязан ли налоговый агент перечислить эту сумму или вправе ее добавить к сумме налога на доходы физических лиц следующего месяца?

Увы, опять в законе пробел. Предусмотрено, что сумму налога на доходы физических лиц, превышающую 100 рублей, необходимо перечислять в соответствии со ст. 226, что сумму налога на доходы физических лиц менее 100 рублей следует добавлять к сумме налога на доходы физических лиц следующего месяца, но не решен вопрос, как быть, если сумма налога на доходы физических лиц составляет ровно 100 рублей. Впредь до уточнения законодателем своей позиции — выбор за налоговым агентом: он может перечислить сумму налога на доходы физических лиц в данном месяце, но может эту сумму добавить к сумме налога на доходы физических лиц следующего месяца;

б) общая сумма налога на доходы физических лиц менее 100 рублей добавляется налоговым агентом к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению в бюджет:

— в месяце, непосредственно следующем за месяцем, за который исчислена и удержана сумма налога на доходы физических лиц, составляющая менее 100 рублей. Однако, если и в этом месяце сумма налога на доходы физических лиц незначительна (при условии, что совместно и первая сумма налога на доходы физических лиц, — равная, например 53 рублям, и вторая сумма — равная, например, 20 рублям), составляют сумму менее 100 рублей (в нашем примере — 73 рубля), то налоговый агент вправе добавить обе эти не перечисленные в бюджет суммы налога на доходы физических лиц к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце;

— в любом случае — не позднее декабря текущего года.

В практике возник вопрос: если сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая перечислению в бюджет, именно за декабрь менее 100 рублей, то следует ли эту сумму перечислить в бюджет именно в декабре или налоговый агент должен добавить эту сумму к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей перечислению в январе?

Нужно исходить из буквального текста п. 8 ст. 226, а это означает, что сумму налога на доходы физических лиц менее 100 рублей (пусть даже эта сумма будет весьма незначительной, например, 10 рублей) нужно перечислить в декабре текущего года.

Возник в практике и еще один вопрос (связанный с применением правил п. 8 ст. 226): учитывая то обстоятельство, что в п. 8 ст. 226 речь идет только о том, что налоговый агент перечисляет (т.е. безналичная форма расчетов имеется в виду) сумму налога на доходы физических лиц, то как быть, если сумма налога на доходы физических лиц исчислена и удержана индивидуальным предпринимателем, у которого нет банковского счета (а доходы налогоплательщику он выплачивает за счет наличных денег)? Распространяются ли правила п. 8 ст. 226 на таких индивидуальных предпринимателей — налоговых агентов?

Да, распространяются: в любом случае (даже если у индивидуального предпринимателя нет банковского счета) налоговый агент обязан исчислить, удержать и именно перечислить (в данном случае, например, через Сбербанк) сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет. Этот вывод основан на систематическом толковании правил ст. 24, 45, 226 НК. Лишь в случае, указанном в п. 2 ст. 45 НК, допускается внесение суммы налога на доходы физических лиц наличными деньгами в банк или кассу органа местного самоуправления, государственную организацию связи.

9. В правилах п. 9 ст. 226 установлен ряд императивных правил:

а) о запрещении т.н. «налоговых оговорок». Иначе говоря:

— налоговый агент не вправе за счет собственных средств уплачивать сумму налога на доходы физических лиц вместо налогоплательщика. Иначе нарушались бы также правила ст. 8 НК (о том, что налог — это именно индивидуальный платеж);

— налоговый агент и налогоплательщик не вправе включать в договоры (сделки) условия о налоговых оговорках: эти сделки суть сделки ничтожные (противоречащие закону, ст. 168 ГК) в части, касающейся именно налоговой оговорки, но не в остальной части (ст. 180 ГК);

б) учет доходов и сумм налога на доходы физических лиц, выплаченных налогоплательщику, предоставление данных об этом в налоговый орган, выдача справок о доходах и суммах удержанных налогов на доходы физических лиц осуществляется налоговым агентом и не охватывается понятием «налоговая оговорка» (см. об этом комментарий к ст. 230 НК).

О судебной практике по этому вопросу см.: Вестник ВАС. 2000. N 4. С. 80

Статья 226 НК РФ. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

См. все связанные документы >>>

Взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.

За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.

Однако существует практика, когда суды взыскивают с налогового агента суммы неудержанного налога на доходы физических лиц (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А65-14358/2002-СА2-11). При этом суды ссылаются на то, что налоговым агентом был нарушен пункт 5 статьи 226 НК РФ.

Следует тем не менее учитывать, что ряд арбитражных судов указывает на то, что если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, то взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица) (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2004 N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1).

Если же налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с него взыскиваются пени.

Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Пункт 2 статьи 231 НК РФ устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.

Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.

В письме УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199 сообщено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.

Пунктом 2 статьи 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

Ст. 226 НК РФ (2018-2019): вопросы и ответы

Ст. 226 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 226 НК РФ

Ст. 226 НК РФ: вопросы и ответы

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Может ли компания отказаться от исполнения обязанности налогового агента, предусмотренной п. 1 ст. 226 НК РФ?

Кто должен удержать НДФЛ и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом?

Нужно ли налоговому агенту исполнять требования п. 5 ст. 226 НК РФ, если он выплатил доход физлицу не в денежной форме?

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Положения ст. 226 НК РФ обязаны выполнять налоговые агенты, к которым в нашей стране относятся российские организации, ИП, частные нотариусы, а также обособленные подразделения иностранных компаний в РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Важно! Определение налоговых агентов и перечень их обязанностей даны в ст. 24 НК РФ.

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента у указанных лиц возникает в том случае, если они выплатили налогоплательщику какие-либо доходы. Исключение составляют доходы, в отношении которых расчет и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Может ли компания отказаться от исполнения обязанности налогового агента, предусмотренной п. 1 ст. 226 НК РФ?

Если компания выплатила налогоплательщику доход, переложить на него обязанность по уплате НДФЛ она не может — такую позицию высказали чиновники Минфина в письмах от 09.03.2016 № 03-04-05/12891, от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452, от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292. Касается это и случаев, когда налоговый агент выплачивает физлицу доход по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

А вот по вопросу исполнения функций налогового агента в отношении выплаченного физлицу аванса по договору ГПХ единой позиции нет. Чиновники Минфина и отдельные судьи считают, что выплата денежных средств в виде аванса за еще не выполненные работы обязывает компанию удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (письма Минфина от 21.07.2017 № 03-04-06/46733, от 26.05.2014 № 03-04-06/24982, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2013 по делу № А56-72251/2012).

Вместе с тем существуют судебные решения, в которых указано, что аванс нельзя признать объектом налогообложения НДФЛ до момента выполнения физлицом обязательств по договору (постановления ФАС Уральского округа от 14.11.2011 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10, ФАС Московского округа от 23.12.2009 № КА-А40/13467-09 по делу № А40-66058/09-140-443).

Подробнее о том, с каких доходов физлица нужно удерживать и платить НДФЛ, см. в статье «Что является объектом налогообложения НДФЛ (нюансы)?».

См. также: «Организация-арендатор не вправе взять на себя НДФЛ арендодателя-физлица».

Кто должен удержать НДФЛ и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом?

Если физлицо получило доход от иностранной организации, которая не имеет подразделения в РФ (подп. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ) и не является по российскому законодательству налоговым агентом, обязанность по подаче декларации о полученных доходах и уплате налога лежит на таком физлице (п. 2 ст. 228 НК РФ).

Подобная ситуация возникает и в случае, если физлицо получило доход от другого физлица или посредника. По мнению Минфина (письмо от 02.08.2013 № 03-04-06/31086), посредник, участвующий в расчетах с физлицами, не признается налоговым агентом по НДФЛ, так как не является источником выплаты дохода.

См. также: «Организация не может договориться с физлицом об уплате НДФЛ с дохода, по которому она не налоговый агент».

Нужно ли налоговому агенту исполнять требования п. 5 ст. 226 НК РФ, если он выплатил доход физлицу не в денежной форме?

Если компания расплатилась с физлицом продукцией или товарами (в натуральной форме), но кроме этого дохода денежных выплат этому физлицу не производила, у компании, как у налогового агента, нет возможности удержать НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В этом случае (учитывая подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ) указанному физлицу придется самому уплатить налог с полученного в неденежной форме дохода — на основании полученного от налоговиков уведомления.

Но у компании остается другая обязанность налогового агента — по п. 5 ст. 226 НК РФ она должна письменно сообщить налоговикам и физлицу о невозможности удержать налог и сумме налога. Сделать это необходимо не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором был выплачен доход в натуральной форме (абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ).

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

В 2018-2019 годах налоговые агенты исполняют свои обязанности в привычном для них режиме. Никаких существенных изменений или новововедений по сравнению с ранее действовашими правилами в этом периоде нет. А обязанности эти, напомним, заключаются в правильном и своевременном исчислении НДФЛ, его удержании у налогоплательщика и перечислении в бюджет. Кроме этого, нужно не забывать сдавать в ИФНС отчетность: формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Внимание! С 2019 года справки 2-НДФЛ нужно будет составлять по новой форме. Это, пожалуй, и есть самый существенный нюанс ст. 226 НК РФ в 2019 году.

П 4 ст 226

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *