Педагог библиотекарь в школе

как составить график работы педагога-библиотекаря

Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536, установлены следующие подходы к определению режима рабочего времени педагога в школе.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка с учетом следующих факторов:

1. режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

2. продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

3. объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;

4. времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

5. времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

При этом выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

О рабочем времени педагогов

Л. В. Куревина

Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения» № 5/2016

Каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены? Из каких частей складывается рабочее время педагогов? Какие режимы рабочего времени для них могут вводиться?

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

  • Трудовой кодекс (гл. 52);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Обратите внимание

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Обратите внимание

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Обратите внимание

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Обратите внимание

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Обратите внимание

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

* * *

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Я школьный библиотекарь, с 1 января 2016 переводят на должность педагога-библиотекаря.

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 (далее – Постановление) заново установлена продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков работникам, замещающим должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей. Постановление вступает в силу 26 мая 2015 года. ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовил Сборник нормативных правовых актов с комментариями «Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих бучение», Информационный бюллетень №3.

Принятые ранее постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724, от 29 ноября 2003 г. N 726, от 11 мая 2007 г. N 283, от 11 мая 2007 г. N 283, от 16 июля 2009 г. N 576, от 21 мая 2012 г. N 502, а также пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 617, пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 июня 2014 г. N 581, признаны утратившими силу.

Отметим, что прежними документами продолжительность удлиненных отпусков устанавливалась в соответствии с местом работы педагогического работника, определялась в отношении некоторых категорий работников организаций, которые новым Законом об образовании отнесены по роду деятельности к организациям, занимающимся обучением (научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, занимающиеся лечением, оздоровлением и (или) отдыхом, организации соцобслуживания и др.).

В новом Постановлении должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей указаны в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 (далее – Номенклатура должностей).

Как следует из документа продолжительность отпусков в календарных днях не изменилось — 42 и 56 дней.

Например, согласно приложению к Постановлению воспитатели, старшие воспитатели, инструкторы по физической культуре, концертмейстеры, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тренеры-преподаватели и другие педработники дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, а также воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования — имеют отпуск продолжительностью в 42 дня.

Тем же педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении; педагогам, работающим в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств); педагогам дополнительного образования, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также воспитателям, музыкальным руководителям работающим в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, — установлен отпуск продолжительностью 56 дней.

Педагогическим работникам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры должностей, а это педагогические работники, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, и педагогические работники, за исключением воспитателей, музыкальных руководителей работающих в группах для детей дошкольного возраста указанных образовательных организаций, — предоставляется отпуск в 56 дней.

Педагогические работники организаций, осуществляющих обучение, должности которых указаны в разделе I Номенклатуры должностей, имеют отпуск продолжительностью 42 дня. Тем же педработникам, работающим в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное бслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — предоставляется отпуск продолжительностью 56 дней.

Заместители руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования, за исключением организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств), — имеют отпуск продолжительностью 42 дня, а те же руководители в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования – 56 дней.

Таким образом, со вступлением в силу нового Постановления в случае приведения в соответствие с законом наименований и уставов организаций с учетом их организационно-правовой формы и получения (переоформления) лицензии на образовательную деятельность право на удлиненный отпуск сохраняется за большинством педагогических работников таких обучающих организаций. Вместе с тем работники обучающих организаций, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и напрямую не соотносится с педагогической деятельностью, лишаются права на удлиненный отпуск.

Примечание. В соответствии с законом об образовании в РФ:

— организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

— установлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

дошкольная образовательная организация,

общеобразовательная организация,

профессиональная образовательная организация,

образовательная организация высшего образования;

типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы.

О продолжительности рабочего дня.

Организация дополнительного образования,Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г. Регистрационный № 36204) установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Приказ). Приказ подготовлен с учетом положений нового Закона об образовании и изменений, внесенных в ТК РФ, и вступил в силу 10 марта 2015 года. С этого времени приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075 (зарегистрирован Минюстом РФ 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709) утратил силу.

О работе с документом

Настоящий Приказ наряду с статьей 333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов, связанных с рабочим временем педагогических работников, с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата тесно взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром говорят: «информирован – значит вооружен».

Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим документом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).

Напоминаем, что мы не комментируем документы, а только информируем о них. По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».

Обзор документа

О продолжительности рабочего времени педагогических работников

Как отмечается в документе продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 36, 30, 25, 24, 20 и 18 часов в неделю.

Например, у старших воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, инструкторов по труду, педагогов-библиотекарей, преподавателей-организаторов ОБЖ она составляет 36 часов в неделю; у музыкальных руководителей и концертмейстеров — 24 часа в неделю за ставку заработной платы; у учителей-дефектологов и учителей-логопедов — 20 часов в неделю за ставку заработной платы.

Учителям школ, педагогам и старшим педагогам дополнительного образования, логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания, учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной (преподавательской) работы являющаяся нормируемой частью их педагогической работы.

О рабочем времени педагога

Согласно документу в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) работа – нормируемая часть, а также воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися .

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Учебная нагрузка больше или меньше ставки только с согласия педагога

В соответствии с документом педагогическая или учебная (преподавательская) работа сверх установленной нормы часов либо ниже установленной нормы за ставку заработной платы выполняется работником только с его письменного согласия.В договоре должны быть произведены изменения

Сколько астрономических часов должен отработать библиотекарь школы на 0,5 ставки?

Здравствуйте!

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»:

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

п.2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

— педагогам-библиотекарям.

Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический.

Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ст.282 ТК РФ.

Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.2003 N 4963):

Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству — выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю — 16 часов работы в неделю.

Если применить математику, то 0,5 ставки педагога-библиотекаря исходя из 36 часов в неделю это 18 часов в неделю.

Но, если учитывать требования закона Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41, что по основному месту работы у вас 15 часов в неделю, т.е. менее 16 часов в неделю, то как педагог-библиотекарь вы должны работать 16 часов в неделю.

старший преподаватель ОГБУ ДПО КИРО,

председатель Курского регионального представительства РШБА

В 2010 году был утвержден ФГОС основного общего образования, позиционирующий школьную библиотеку как информационно-библиотечный центр.

В 2011 году приказом Минздравсоцразвития РФ в Единый квалификационный справочник работников образования была включена новая должность «педагог-библиотекарь».

В 2012 году был принят Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

В 2016 году утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров.

Как изменилась нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность школьных библиотек и педагогов-библиотекарей за эти годы? Что уже сделано, а что еще предстоит сделать? Как принятые документы влияют на библиотечную работу в школах? Ответы на эти вопросы помогут составить целостную картину оснований, возможностей и перспектив развития библиотечного дела в общеобразовательных организациях.

Деятельность школьной библиотеки (ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Наличие школьной библиотеки

В последние годы наметились тенденции к оптимизации в сфере общего образования. Увеличивается наполняемость классов. За счет этого уменьшается их количество и сокращается нагрузка учителей, закрываются малокомплектные школы. Бывают случаи, когда в школе в целях экономии просто закрывается библиотека. Но… «В каждой образовательной организации должна быть библиотека) — это положение декларирует ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

— Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.18 п.1: «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд

Должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия),

Методическими и периодическими и по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)».

Включение должности «педагог-библиотекарь» в штатное расписание школы

Существующее сегодня в большинстве школ штатное расписание для школьных библиотек предусматривает одну или две должности: библиотекарь, заведующий библиотекой. А как быть с должностью «педагог-библиотекарь»?

Штатное расписание общеобразовательной организации формируется на основании раздела «Должности работников образования» Единого квалификационного справочника. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по формированию штатного расписания принадлежат директору общеобразовательной организации.

Позволяет вносить изменения в штатное расписание приказ Минздравсоцразвития от 31 мая 2011 г. № 448-н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Назначение специалиста на должность «педагог-библиотекарь»

Необходимо отметить, что на должность «педагог-библиотекарь» можно назначать в том числе специалистов, не имеющих высшего (педагогического или библиотечного) образования.

— Приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», раздел 1, пункт 9: «Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Установление льготной педагогической пенсии

Педагоги-библиотекари отнесены к категории педагогических работников, поэтому должны иметь право на льготную пенсию после 25 лет работы? На сегодняшний день в документ, регламентирующий это право, изменения пока не внесены.

— Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона о трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Предоставление отпуска длительностью 1 год один раз в 10 лет

Также как все учителя, педагоги-библиотекари имеют право на отпуск длительностью 1 гол один раз в 10 лет. Это право за педагогами-библиотекарями уже закреплено.

— Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2016 г. № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до 1 года».

Предоставление ежегодного отпуска длительностью 56 дней

На ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью 56 календарных дней имеют право претендовать все педагогические работники, в том числе и педагоги-библиотекари. Это право отражает Постановление Правительства РФ.

— Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Сокращенная продолжительность рабочей недели, объем внеурочной деятельности

Длительность рабочей недели у педагога-библиотекаря приравнена к нормативам, установленным для всех педагогических работников. Однако пока не определен объем часов для организации внеурочной деятельности, в отличие от объема учебной нагрузки для учителей.

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» п. 2. 1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается в том числе педагогу-библиотекарю, однако не определен объем обязательный объем внеурочной образовательной деятельности (в отличие от преподавателей: п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям).

Льготы по оплате коммунальных платежей в сельской местности

Льготы устанавливаются региональными документами (распоряжениями администрации области, края, республики), поэтому в каждом регионе должен быть принят свой документ.

Нормативы времени на библиотечную работу, определении штатной численности сотрудников

В сфере образования отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие примерную структуру штатного расписания и общий объем нагрузки для педагога-библиотекаря. Существуют документы общего характера, которые могут применяться и по отношению к библиотекам сферы культуры, и к библиотекам сферы образования. Руководствуясь этими документами, определяют необходимую численность штата. Приказ Министерства просвещения СССР, определяющий размер ставки школьного библиотекаря исходя из количества классов-комплектов, утратил свою силу. Действующие сегодня документы:

— Постановление Минтруда РФ от 3 февраля 1997 г. №6 «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках».

— Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках» устанавливают нормы в минутах.

— Приказ Минкультуры РФ от 1 сентября 2011 г. № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек» устанавливает нормативы штатной численности библиотечных работников. К библиотечным работникам относятся специалисты по библиотечному обслуживанию населения, осуществляющие профильные для данных учреждений культуры функции (библиотекари, библиографы, методисты,научные сотрудники, редакторы).

Должностные инструкции для педагога-библиотекаря составляются на основании Единого квалификационного справочника (ЕКС) или Профессионального стандарта по должности «педагог-библиотекарь». На текущий момент руководствуемся ЕКС, поскольку профстандарт еще не утвержден.

Реализация требований ФЗ в части дополнительного профессионального образования.

Все педагоги-библиотекари, как и учителя, имеют право на повышение квалификации не реже, чем один раз в 3 года. Эта норма установлена ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

— Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.47 п.5 пп.2: «…право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».

Аттестация педагога-библиотекаря

Как все педагогические работники школы, педагоги-библиотекари имеют право повысить квалификационную категорию и для этого проходят аттестацию. По решению школьной аттестационной комиссии педагоги-библиотекари аттестуются на соответствие занимаемой должности. По решению муниципальной (региональной) аттестационной комиссии аттестуются на 1 квалификационную категорию. По решению региональной аттестационной комиссии аттестуются на высшую квалификационную категорию. Основание для разработки аттестационных материалов регламентирует приказ Минобрнауки России. Отсутствие единых библиотечных форм отчетности не позволяет разработать единые критерии эффективности деятельности педагога-библиотекаря, поэтому в регионах наблюдаются самые разные подходы и критерии оценки их деятельности.

— Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Содержание деятельности школьной библиотеки (ШБ и ИБЦ) и педагога-библиотекаря

Функционал и направления деятельности ШБ

Для того чтобы понять, в чем особенности и каково содержание работы современной школьной библиотеки или школьного информационно-библиотечного центра, необходимо изучить и реализовать самый главный на сегодня документ.

— Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров».

Учет фонда

Инструкция Минкультуры об учете библиотечного фонда и Методические рекомендации Минобразования по ее использованию утратили свою силу. На данный момент действует приказ Минкультуры РФ от 8 октября 2012 г. № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда».

Обязательные локальные акты школы

Существуют нормы, обязывающие нас составлять те или иные локальные нормативные акты:

— Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 35 п.3: «Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

Типовое положение о школьном ИБЦ

В настоящий момент разрабатывается такое типовое положение. Профессиональное сообщество ожидает его утверждения в ближайшее время.

Обмен документами библиотечного фонда

Один из самых важных вопросов для школьных библиотек при дефиците бюджетных средств: можно ли использовать документы фондов других школ, то есть осуществлять работу в рамках межбиблиотечного абонемента (МБА)? Данный вид деятельности осуществляется на основании ГОСТа МБА, который в настоящее время находится на доработке. Это значит, что правила (положения) МБА устанавливаются (регионами, муниципалитетами, школами) самостоятельно.

Оснащение школьных библиотек (ШБ и ИБЦ)

Основания для материально-технического обеспечения ШБ указаны в следующих нормативных правовых актах:

— ФГОС общего образования (приказы Минобразования России от 6 октября 2009 г. № 373; от 17 декабря 201- года № 1897; 6 октября 2009 года № 413) – Раздел 4, «Требования к условиям реализации ООП»: Для реализации ООП в школах должны Быть «…информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой».

— Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2016 г. № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» обобщенно указывает на обязательное наличие зон, оснащение, состав фондов.

— Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № №№: «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» диктует обязательные требования к новым строящимся школам.

Библиотечный фонд

Чем необходимо комплектовать фонды школьных библиотек – не праздный вопрос. Учебники и учебные пособия –основной фонд. Для фонда дополнительной литературы обязательные конкретные требования разработало Минобрнауки России.

— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Статья 18 «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы».

— Письма Минобрнауки России от 14 апреля 2016 г. «О списках рекомендуемых произведений», от 16 января 2013 г. «Перечень 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».

Подводя итоги разговору, выскажу собственное мнение. Практически все, чего мы ждем и хотим получить для своей работы, можно получить. Нормативно-правовые условия для работы школьных библиотек обеспечены практически на 100 %. Возможно, пока выйдет в свет эта статья, появятся новые документы.

Главное – быть готовыми к конкретным действиям не только по итогам реализации уже разработанных документов, но и приложить усилия для создания так необходимых нам всем новых положений, программ, концепций. Все это, и даже больше, можно сделать сообща. Потенциал у нашего профессионального сообщества ОГРОМНЫЙ!

Вестник образования. — 2016. — № 20. — с. 70-77

Педагог библиотекарь в школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *