Педагогическая деятельность тренера

LiveInternetLiveInternet

— спортсмен — инструктор. Должностными обязанностями спортсмена в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (далее — Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих в области физической культуры и спорта) являются Во всех остальных случаях трудовой договор с тренерами должен быть При расчете тренировочных часов на проведение занятий, начиная с групп начальной

Какова должна быть нагрузка в часах инструктора по физической культуре, если он работает в не в образовательном учреждении, и не относится к пед. работникам. Для инструктора по физической культуре составляет 30 часов в неделю за ставку заработной платы. При этом педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. В отличие от спортсменов , для тренеров не предусмотрены обязательные углубленные медицинские осмотры.

Сколько часов тренерской нагрузки может иметь директор и заместитель директора спортивной школы? Раньше разрешалось вести только одну группу начальной подготовки на 6 или 9 часов с последующей передачей» PAGEREF _Toc391387473 \h 6. 6. Вопрос: «Можно ли убрать спортсменов — инструкторов со ставок в штатном расписании и поставить их на стипендии.»11. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА12. 17. Вопрос: «Какими документами должно регулироваться взаимодействие ЦСП и СДЮШОР (ДЮСШ), если тренировочный процесс осуществляется на базе СДЮШОР, и может ли спортсмен быть зачислен и в ЦСП и в СДЮШОР?
В трудовом договоре тренера указан размер оклада и количество часов на 1 ставку. Если у тренера есть желание и возможность работать на 1 ,5 или 2 ставки , можно ли или надо ли заключать с ним отдельный трудовой договор на внутреннее совместительство? Или каким образом это можно оформить? Как правило, под ставкой понимают продолжительность рабочего времени. То есть работа на ставку – это работа на условиях полного рабочего времени. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени должна оформляться отдельным трудовым договором о совместительстве (ст. 282 ТК РФ). При этом нужно учитывать ограничения на продолжительность рабочего времени для совместителя.
О том, сколько должен работать тренер -преподаватель, из каких частей состоит его рабочее время , как оплачивается ненормированная часть рабочего времени , какой режим рабочего времени ему может устанавливаться и какими документами, расскажем в нашей статье. Продолжительность рабочего времени. Рабочее время — это время , в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени , которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и нормативными прав
По большому счету, о рабочем времени тренеров -преподавателей можно узнать только из приказа Минсемьимолодежьспорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций сферы физической культуры и спорта» от 23.09.2005 г. № 2097 (далее — приказ № 2097). Однако на большинство вопросов, возникающих в процессе трудовых отношений с тренерами -преподавателями, этот документ ответов не дает. Поэтому время от времени за разъяснениями приходится обращаться к профильному министерству. Некоторые из таких разъяснений приведены в комментируемом письме. Подробности —
При этом продолжительность перерыва должна составлять не более двух часов и не менее 30 минут. Если по условиям работы предоставление перерыва невозможно, работодатель обязан обеспечить спортсмену возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Хотя приведенные особенности работы спортсменов , тренеров действительно существуют, положения ст. 348. 1 ТК РФ не устанавливают для них никакой специфики правового регулирования, отличающейся от общих правил. 2.5. Норма часов тренерской работы за ставку заработной платы устанавливаются в астрономических часах , включая установленные короткие перерывы между занятиями продолжительностью 15 — 20 минут.
Как правильно рассчитать ставку тренера и его максимальную нагрузку, если тренер работает на этапе ВСМ – 32 часа в неделю? Тренер -преподаватель имел право иметь 2 ставки в одном учреждении, а тренер не имеет такого права, исходя из установленной ставки 24 часа ? Ответ: » Ставка заработной платы тренера 24 часа в неделю. Отпуск Вопрос: Отпуск инструктора -методиста в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности составлял 42 календарных дня, почему его сократили при переходе на программы спортивной подготовки до 28 к.д.+ 4 дня дополнительный отпуск, ведь тренерам оставили удлиненный отпуск в количестве 42 календарных дней?
О. Лунина. Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2017. Расчет оплаты труда тренеров -преподавателей имеет много особенностей. Каждое учреждение при формировании системы оплаты труда вправе выбрать и установить различные методы расчета зарплаты для данной категории работников. Мы предлагаем рассмотреть особенности расчета при подушевом методе. Нормативное регулирование оплаты труда тренеров -преподавателей.
Если работа осуществляется не в образовательной организации (то есть гражданин не является педагогическим работником в понимании трудового законодательства и законодательства об образовании), то норма времени устанавливается трудовым договором между работником и работодателем и не может превышать 40 часов в неделю. Особенности регулирования труда тренеров , которые готовят спортсменов к соревнованиям, установлены главой 54. 1 Трудового кодекса РФ.

Является ли тренер педагогом и спортсменом: что говорит законодательство

Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», тренер – это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющее проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

Говоря о трудовой функции тренера, необходимо обратиться к квалификационным справочникам.

Требования к должности «тренер» приведены в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»».

В соответствии со ст. 251 ТК РФ особенности регулирования труда – это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ).
С принятием специальной гл. 54.1 ТК РФ, которая установила особенности регулирования труда тренеров, приоритет в регулировании труда тренеров отдан отрасли трудового права. Тренер-преподаватель является педагогическим работником (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н).
Кроме того, Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» установлены квалификационные требования к должности «тренер-преподаватель», в том числе требования к образованию и опыту работы.
Учитывая изложенное, на тренера-преподавателя распространяются нормы педагогического законодательства, в том числе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 52 ТК РФ.
Данную позицию Федеральная служба по труду и занятости довела до работодателей в типовой ситуации.

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс — клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить .

Статья на тему «Педагогическая деятельность тренера»

Педагогическая деятельность тренера

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни. (Тренер в переводе в англ. – это специалист, помогающий расти живому организму).

Цели работы тренера:

1. Создать условия для занятий спортом, укреплять дружеские отношения в группе (команде).

2. Формировать здоровые привычки у воспитанников.

3. Создать возможность всем занимающимся участвовать в соревнованиях.

4. Дать спортсменам такую подготовку, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование в ИВС.

Функции тренера:

Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, обеспечивает принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер принимает управленческие решения, которые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно-воспитательного процесса, формируют волевую готовность спортсмена к выступлению на соревнованиях и принимаются в процессе соревнований. Формы управления: планы, наставления, замечания, беседы.

Спортивное совершенствование возможно в условиях регулярного контроля: поэтапного, текущего, оперативного.

Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.

Гностическая функция связана с сообщением спортсмену знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.

Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, состояний личности, организации норм поведения спортсмена. Эта функция наиболее актуальна в условиях психических срывов и при состояниях переутомления.

Воспитательная функция направлена на выработку морально-волевых качеств, нравственных черт характера, самосознания.

Профессиональные аспекты работы тренера

В процессе практической работы тренер должен:

• в равной мере уделять внимание всем членам группы (команды), независимо от их возможностей;

• сочетать коллективные и индивидуальные тренировки;

• оценивать результаты воспитанников, показанные на тренировках и соревнованиях;

• быть достаточно гибким в своих требованиям, но не поступаться убеждениями, идти на компромисс;

• обладать хорошими профессиональными знаниями по спортивной тренировке, по технике и тактике ИВС, по физиологии, биохимии, биомеханике, спортивной медицине, по психологии и педагогике («… ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела» (А.С.Макаренко));

• ставить перед спортсменами реальные цели, прогнозировать будущие результаты;

• разговор об ошибках вести мягко, вежливо, иногда часть вины за плохой результат взять на себя;

• в беседах использовать в основном положительные установки на предстоящие старты;

• помогать спортсмену извлекать уроки из неудачных стартов, находя причины неудач;

• не бояться совершать ошибки, главное вовремя их исправить;

• не опекать спортсменов на каждом шагу – это снижает их уверенность в своих силах;

• не навязывать свое мнение, а убеждать.

Основные компоненты профессиональной тренерской деятельности:

1) руководствоваться интересами дела, общества;

2) наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении;

3) знание своего вида спорта;

4) трудолюбие;

5) разумная требовательность и тренерский такт.

Воспитательные аспекты работы тренера

Тренер это тот человек, который на деле занимается воспитательным процессов, т.е. является педагогом.

Тренер – воспитатель, морально ответственный за своего ученика. Тренер, который на деле занимается воспитательным процессом, должен обратить внимание на следующие обстоятельства:

• тренер является лидером своей группы (команды), следовательно должен сокращать разобщенность, воспитывать уважение спортсменов друг к другу через собственный стиль общения с ними, стремиться к созданию дружного коллектива;

• уметь расположить каждого спортсмена к себе, стараться быть добрым, приветливым и справедливым человеком, тренер может сердиться на учеников, но не должен быть обидчивым, злопамятным, злым и обижать своих спортсменов;

• старайтесь в самых неприятных ситуациях оставаться самим собой, будьте искренни, притворства и фальши воспитанники не прощают;

• используйте методы морального воспитания: личный пример, целенаправленная постановка усложняющихся задач, поощрение и наказание, честность и справедливость, знание своего дела;

• предъявляйте одинаковые требования и внимание ко всем спортсменам;

• будьте организованными, собранными, целеустремленными, требовательными;

• не позволяйте при учениках следующие поступки:

— не спорьте по пустякам с другими тренерами, руководителями, родителями, судьями;

— не курите, не выражайтесь;

— не хвалите, не критикуйте учеников в их отсутствие;

— не давайте хода «небылицам» (фармакология, собственные «победы»);

— не уподобляйтесь «клоуну».

Стили работы тренера

Любой тренер осуществляет свою профессиональную деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют стиль его деятельности. Стили деятельности дифференцируются в основном на три вида: авторитарный, либеральный, демократический. Часто в деятельности тренера сочетаются компоненты нескольких стилей.

Авторитарный стиль. Тренер строит свои взаимоотношения со спортсменами на основе единоначалия, подавления самостоятельности и инициативности, «железной» дисциплины и беспрекословного послушания. Не допускает обсуждения заданий, не прислушивается к мнению спортсмена (команды). Не адекватно представляет структуру взаимоотношений в группе.

Авторитарность присуща двум типам личности:

1) люди, уверенные в себе, «сильные» характеры. Они никогда не теряют присутствия духа, чувствуют себя незаменимыми, обладают высокой самооценкой, умеют повести за собой, оперативно принимать решения. Но в результате замыкаются на развитии собственного «Я», своей личности, а не личности спортсмена;

2) личность тревожная, скованная, «закомплексованная», с заниженной самооценкой. Такие люди отличаются скепсисом, желчностью, занудливостью, подозрительностью, желанием «защищаться». В этом случае идет постоянный процесс самоутверждения за счет мелкого деспотизма и тирании (лучший вид обороны – нападение).

Внешнее проявление авторитарного стиля – прессинг, а основанием деятельности является доведенное до абсурда тренерское требование. Тренеры – авторитаристы «железно» крепки, но «железно» бездушны.

Либеральный стиль. Тренер предоставляет воспитанникам максимальную самостоятельность, идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, прислушивается к мнению авторитетных учеников. Контроль осуществляется от случая к случаю. Безынициативен и безразличен к своей работе. Для такого тренера характерны: приветливость, сдержанность, тактичность, необидчивость. Из форм общения преобладают: одобрение, уговоры, замечания.

Либерал сам себя жалеет, оказывается главным врагом любых новаций. Либерал часто дезорганизует спортсменов, формирует безответственность и разболтанность. Либеральный стиль есть своеобразное выражение тренерской апатии.

Демократический стиль. Взаимоотношения тренер строит на основе уважения к личности воспитанника, допускает свободу обсуждения заданий и поручений. Прислушивается к мнению воспитанников. Ответственные и срочные дела выполняет сам. Равномерно общается со всеми спортсменами, никого не выделяет. Руководит в форме просьбы, совета, указания, рекомендации.

Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и к другим, прямотой, тактичностью, отсутствием раздражительности и нервозности. Он справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен, объективен, всегда доступен для контакта. Тренер – демократ всегда защищает спортсмена, слушает и слышит своего ученика, ведет с ним диалог, помогая ему состояться как личность. Он, жизнерадостен, самокритичен, трудолюбив, обладает чувством собственного достоинства.

Авторитет тренера

Успех в педагогической тренерской деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Авторитет формируется в процессе профессиональной деятельности.

Авторитет тренера – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.

Подлинный авторитет опирается на высокие личностные и профессиональные качества: демократичный стиль общения, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную «Я-концепцию», стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброта, общая культура.

Существуют и так называемые ложные авторитеты: авторитет уступчивости, отчужденности, педантичный, авторитет унижения, поучительности, непререкаемый авторитет, авторитет занимаемой должности, учености, сомнительный, хвастуна, скромности, веселости и т.д. Ложные авторитеты взаимосвязаны между собой и редко встречаются в чистом виде.

Каким должен быть настоящий тренерский авторитет?

Главным основанием тренерского авторитета должна быть его тренерская работа, а так же его повседневная жизнь, гражданская позиция и поведение, умение критически себя оценивать.

Слагаемые авторитета:

• начинается авторитет с терпения;

• тренер должен быть членом группы (команды);

• тренер должен иметь профессиональный такт воспитателя;

• он не боится высказать правду в глаза спортивным чиновникам;

• живет естественной жизнью;

• тренер должен знать, чем «живет и дышит» каждый его воспитанник;

• прийти на помощь, дать совет (но помощь не должна быть навязчивой);

• авторитетный тренер живет по принципу: «Делай как я»

Настоящий тренерский авторитет основывается на человеческом факторе, на его знании жизни спортсменов, помощи им и его ответственности за воспитание учеников перед обществом.

Особенности деятельности тренеров (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ

2009 год

1. Психологические особенности тренерской деятельности

3. Профессиональные знания и умения тренера

5. Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров

1. Психологические особенности тренерской деятельности

Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности — постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие. Эта особенность накладывает на тренера особую ответственность за физическое здоровье и личностное развитие его подопечных. Тренер должен не только обучать спортсменов технике и тактике спортивной деятельности, но и быть воспитателем, формировать у своих учеников нравственные, волевые качества. Воспитательная роль тренера должна базироваться на его авторитете и личности профессионала.

Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников. Не секрет, что некоторые тренеры ради быстрейшего достижения результата форсируют тренировочные нагрузки, являющиеся для юных спортсменов запредельными, и тем самым губят талантливых ребят.

В 70-х годах XX века один тренер по спортивной гимнастике гордился тем, что его ученица Гроздова в 12 лет вне зачета выиграла кубок СССР у всех сильнейших гимнасток страны. Однако официально она не могла считаться победительницей, так как во взрослые соревнования допускались девушки только с 14 лет. Девочка действительно обладала огромным талантом, ее называли гимнасткой будущего. Однако будущее ее не состоялось. Прошло два года. Юридически эта гимнастка уже могла участвовать во взрослых соревнованиях, а фактически — нет, так как от тяжелых нагрузок, превышавших ее возрастные особенности, у нее появились боли в костно-мышечной системе.Гимнастка была вынуждена прекратить спортивную карьеру. К сожалению, принцип, этого тренера к юридической ответственности за загубленный талант не было оснований: в Уголовном кодексе такой статьи нет.

А вот другой, положительный пример. Чемпион мира по спортивной гимнастике М. Воронин с удовлетворением вспоминал: «Никто не старался выпихнуть меня поскорее вперед, никто не делал на меня «ставку больше, чем жизнь». В 16 лет я еще работал по второму разряду, в 18 взялся за программу мастеров. Стремительный прыжок, который последовал затем, был, видимо, подготовлен этими годами черновой работы… Мои сверстники, которые еще совсем недавно «смотрелись» лучше меня и котировались выше, вдруг остались позади» (Воронин М. Гимнастика, которую я люблю // Физкультура и спорт. 1971. №7).

Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ и период соревнований — тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.

На соревнованиях по ручному мячу один тренер при пробитии его игроками семиметровых штрафных бросков (своеобразный пенальти) уходил за кулисы, чтобы не видеть, как это будет происходить. Бывали случаи, когда тренеров увозили прямо с матчей и больницу с сердечными приступами.

Часто на соревнованиях тренер не имеет возможности внести поправки в деятельность спортсмена и должен хранить все переживания в себе. Это усиливает его психическую напряженность.

В одном исследовании американских психологов бала измерена частота пульса у тренера по плаванию во время выступления его учеников. В отдельные моменты частота сердечных сокращений достигала у него 158 уд./мин, то есть практически была равна частоте пульса у соревнующихся спортсменов. Даже на тренировках пульс у тренера повышался до 114 уд./мин.

Исследования показывают, что предстартовые состояния переживают не только спортсмены, но и тренеры.

Стартовая лихорадка. Тренер находится в состоянии напряженности сверх меры, он невыдержан, беспокоен, задумчив, рассеян. Много говорит, иногда повторяясь. Несколько раз спрашивает спортсмена, как он чувствует себя. Раздраженно делает неуместные замечания. Характерны крайности, начиная от неуместной заботы и знаков внимания спортсменам и кончая безразличием.

Стартовая апатия. Тренер абсолютно не напряжен, подавлен, безразличен. Он совершенно не разговаривает. Не проявляет никакой реакции, задумчив. Перед выступлением не дает спортсменам никаких указаний, как будто не замечает их.

Состояние боевой готовности. Наблюдаются напряженность, высокая активность, хорошее настроение, сдержанность. Тренер разговаривает только в необходимых случаях, о соревнованиях мало, и в оптимистическом тоне. Для тренера характерна необходимая забота о спортсменах.

<…> Неблагоприятное предстартовое состояние тренера спортсмен большей частью воспринимает как проявление отсутствия уверенности в его победе.

<…> Неопытный тренер чаще, чем опытный, может впасть в неблагоприятные предстартовые состояния.

Неудивительно, что многие тренеры спортивных команд во время соревнований разряжают свое эмоциональное напряжение через речь.

Выдающийся тренер по баскетболу А. Гомельский провел интересное наблюдение: «Недавно по моей просьбе во время матча записали на магнитофон голос одного армейского тренера. Прослушивая пленку, он смеялся больше всех, ибо оказалось, что в течение всех 40 минут матча он, не переставая, отдавал приказания, куда и кому передавать мяч, когда бросать по кольцу, когда обводить соперника, а когда не бросать и не обводить. Для игроков, допустивших ошибки, он не жалел крепких слов. Словом, тренер играл вместе с командой, сидя на скамейке запасных. Он был возбужден не меньше, а, пожалуй, больше баскетболистов, ибо «играл» за всю пятерку сразу. Может, это бы и ничего, но дело в том, что такой тренер не видит всего рисунка игры — ему не до этого. Он не способен не только предвидеть дальнейший ход борьбы, но и правильно ориентироваться в данной ситуации, забывает о своих резервах, о планах игры. Он играет. Замечания такого тренера не производят должного впечатления на игроков, к ним привыкли, их просто терпят. А когда у такого тренера вдруг появляются дельные советы, они уже до игроков не доходят».

С другой стороны, тренер, внешне спокойно принимающий неудачи и нарушения правил со стороны соперников, может восприниматься равнодушным, как и чрезмерная «заведенность» тренера, может негативно сказываться на действиях спортсменов.

Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта до девяти месяцев в году). Для тренера практически не бывает выходных дней, так как в будние дни он проводит тренировки, а в выходные — курирует своих спортсменов на соревнованиях.

Это создает напряженность в семейных отношениях и трудности в воспитании собственных детей.

Один из тренеров по фехтованию, воспитавший чемпионку мира, рассказал мне, что его бросила жена, заявив: «Мне нужен муж, а не тренер».

Это обстоятельство является одним из главных факторов, лимитирующих представительство тренеров-женщин в командах мастеров. Они более обременены семейными делами, воспитанием детей. Кроме того, многие женщины, тренировавшие команды, вынуждены были уйти с тренерского поста, поскольку попадали в чисто мужские взаимоотношения тренеров между собой и испытывали сексуальные домогательства со стороны спортивных судей и начальства. Не случайно, по данным Дж. Лоя, действующие тренеры-женщины обладают такими же психологическими характеристиками, как и тренеры-мужчины. Они проявляют твердость характера и достаточный уровень интеллектуального развития.

Бесконечные переезды с места на место, проживание в непривычных, подчас некомфортных условиях тоже не способствуют установлению нормального ритма жизни тренеров, что усиливает их нервно-эмоциональное напряжение.

Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общении с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.

Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, — это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных). Отсюда нестабильность социального статуса тренера, неуверенность в будущем.

Седьмая особенность – публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается средствами массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.

2. Функции тренера

Педагогическая деятельность тренера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *