Перечень специальных технических средств

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ (РАЗРАБОТАННЫХ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ, ЗАПРОГРАММИРОВАННЫХ) ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРД

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 1 июля 1996 г. N 770

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ

(РАЗРАБОТАННЫХ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ, ЗАПРОГРАММИРОВАННЫХ)

ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.

35. ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с Законом об ОРД перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует утвержденный постановлением Правительства РФ Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, в соответствии с которым к указанным специальным техническим средствам относятся:

1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

УДК 34.09

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

№16, 07.11.2018

Юридические науки

Черных Андрей Анатольевич (Кандидат юридических наук, доцент)

Ключевые слова: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА; НЕГЛАСНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ; ОБОРОТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ; ВВОЗ-ВЫВОЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ; SPECIAL TECHNICAL DEVICES; SECRET OBTAINING THE INFORMATION; SPECIAL TECHNICAL DEVICES TURNOVER; IMPORT AND EXPORT OF SPECIAL TECHNICAL DEVICES.

Аннотация: В статье рассматриваются нормативные правовые акты, регламентирующие оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации (далее – СТС НПИ), играют важную роль в борьбе с преступностью. Эти средства разрабатываются исключительно для субъектов оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) и могут использоваться только ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После развала СССР практически любой человек мог купить и применить СТС НПИ. Особый интерес к таким изделиям проявляли службы безопасности коммерческих структур и частные детективы. Лишь с появлением в 1995 году Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» государство заявило о намерении контролировать оборот СТС НПИ. Это был первый шаг, направленный на правовое регулирование оборота «шпионской» техники.

В настоящее время существует большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих оборот СТС НПИ (более 12 актов). Настала пора провести ревизию этих актов с целью повышения их качества, поскольку многие существенные аспекты, касающиеся оборота указанных средств, так и остались не урегулированными до сих пор.

Одной из нерешенных проблем является отсутствие понятия СТС НПИ, установленного на законном либо подзаконном уровне. Следует отметить, что ФСБ России разработан проект примечания к ст. 138.1 УК РФ. Там под СТС НПИ понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя) . Однако для тайного добывания информации могут применяться не только техника и программы, но также специальные материалы и вещества, поэтому целесообразней было бы использовать термин «средства негласного получения информации (сокращенно – СНПИ)». Кроме ст. 138.1 УК РФ, этот термин, несомненно, должен появиться в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности».

СТС НПИ являются главными инструментами, обеспечивающими повышенную конспиративность при противодействии преступности. Наряду с лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам, данные средства позволяют скрыто добывать оперативно значимую информацию, которая используется для решения задач ОРД. В связи с этим основным нормативным правовым актом, регламентирующим оборот СТС НПИ, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Регулирование оборота указанных средств осуществляется в соответствии с частями 6-9 ст. 6 данного Федерального закона.

Акцентируем внимание на двух аспектах ч. 6 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Во-первых, здесь упоминаются иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации (без указания на то, что понимается под этим словосочетанием). Здесь у многих возникает вопрос: «А чем СТС НПИ отличаются от иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации?». По нашему мнению, иные технические средства не разрабатывают специально для субъектов ОРД. К таким средствам относится техника общего назначения, которая после доработки может использоваться тайно. К примеру, это может быть миниатюрная видеокамера, купленная в обычном магазине и адаптированная для негласной видеозаписи.

Таким образом, после соответствующей доработки (приспособления, программирования) иные технические средства фактически превращаются в СТС НПИ.

Специальные и иные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, а также нормативно-техническая документация на их производство и использование относятся к предметам, оборот которых в России ограничен. Интересно, что это положение изначально отсутствовало в Указе Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» и появилось только в конце 2000 года .

Во-вторых, эта норма устанавливает запрет на использование СТС НПИ лицами, не имеющими права на осуществление ОРД. Для того чтобы понять на каких лиц распространяется этот запрет, сначала требуется ответить на вопрос: «Кому законодатель разрешил использовать СТС НПИ?». В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» такое право предоставлено оперативным подразделениям:

1) органов внутренних дел Российской Федерации;
2) органов федеральной службы безопасности;
3) Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
4) Таможенных органов Российской Федерации;
5) Службы внешней разведки Российской Федерации;
6) Федеральной службы исполнения наказаний;
7) органа внешней разведки Минобороны России.

Следовательно, всем гражданам, которые не являются должностными лицами оперативных подразделений перечисленных выше правоохранительных органов, нельзя производить, приобретать и (или) сбывать СТС НПИ, поскольку за эти действия предусмотрена уголовная ответственность (ст. 138.1 УК РФ). В УК РФ нет отдельной статьи, предусматривающей санкции за незаконное использование СТС НПИ. Полагаем, что в этом случае следует руководствоваться статями 137-139 УК РФ. Если же такое деяние совершено сотрудником оперативного или оперативно-технического подразделения, то это может быть квалифицировано как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) или превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

За незаконный оборот СТС НПИ существует не только уголовная, но и административная ответственность, в частности за нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения СТС НПИ (ст. 20.23 КоАП РФ). Причем ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ в отличие от ст. 138.1 УК РФ предусматривает конфискацию СТС НПИ.

В соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, конфискованные СТС НПИ могут передаваться в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделённым полномочиями по использованию таких средств . Решение о передаче принимается межведомственной комиссией, в которую входят представители МВД России и ФСБ России (с участием ФСО России). Основанием для передачи СТС НПИ субъектам ОРД является вступившее в законную силу решение судьи об их конфискации. При этом не подлежат передаче 4 вида специальных технических средств:

1) для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;
2) для негласного исследования предметов и документов;
3) для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств её хранения, обработки и передачи;
4) для негласной идентификации личности.

Часть 7 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорит о лицензировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы СТС НПИ физическими и юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление ОРД. Порядок лицензирования установлен постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214 . Этим постановлением утверждены:

1) Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации СТС НПИ;
2) список видов СТС НПИ, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.

Указанное Положение устанавливает порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации СТС НПИ юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление ОРД. Соответственно действие данного Положения не распространяется на оперативные подразделения правоохранительных органов, перечисленных в ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Порядок ввоза в Россию (вывоза из России) предусматривает:
– лицензирование ввоза в страну (вывоза из страны) СТС НПИ;
– таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых в страну (вывозимых из страны) СТС НПИ.

Ввоз в Россию (вывоз из России) СТС НПИ осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России) в порядке, установленном Правительством РФ .

При этом в качестве решения соответствующего федерального органа исполнительной власти (по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта), предусмотренного в числе документов, представляемых в Минпромторг России для получения лицензии, заявитель представляет решение Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (далее – ЦЛСЗ) о возможности ввоза в Россию (вывоза из России) СТС НПИ.

Решение о возможности ввоза в Россию СТС НПИ принимается ЦЛСЗ по результатам экспертизы документации, представляемой заявителем.

Решение о возможности вывоза из России СТС НПИ принимается ЦЛСЗ по результатам экспертизы документации и испытаний СТС в лаборатории ФСБ России.

Ввозимые в Россию (вывозимые из России) СТС НПИ подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Необходимым условием осуществления таможенного оформления и таможенного контроля СТС НПИ является наличие соответствующей лицензии Минпромторга России.

При выявлении нарушения требований вышеуказанного Положения таможенные органы информируют об этом Минпромторг России и ЦЛСЗ. При наличии оснований полагать, что товары, находящиеся под таможенным контролем, являются СТС НПИ, таможенные органы сообщают об этом в ФСБ России.

Федеральная таможенная служба (далее – ФТС России) ежеквартально направляет в Минпромторг России и ЦЛСЗ сведения о фактическом ввозе в Россию (вывозе из России) СТС НПИ по лицензиям, выданным Минпромторгом России.

Таким образом, в контроле оборота СТС НПИ активно участвуют ФСБ России, ФТС России и Минпромторг России.

В список видов СТС НПИ, ввоз в Россию (вывоз из России) которых подлежат лицензированию, входит 10 видов спецтехники. Этот список, во-первых, дает некоторое представление о 6 из 10 видов СТС НПИ, во-вторых, имеет примечание, в п. 1 которого сказано, что «специальные технические средства могут быть как закамуфлированными под бытовые предметы, так и незакамуфлированными, если это не указано специально», в-третьих, совпадает по номерам пунктов с Перечнем видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД .

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД был разработан ФСБ России в соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770. То обстоятельство, что он не менялся с момента его утверждения, наводит на мысль о явном застое в сфере СТС НПИ.

После вступления России в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) следует также руководствоваться перечнем СТС НПИ, ввоз которых на таможенную территорию ЕАЭС и вывоз с таможенной территории ЕАЭС ограничен . Указанный перечень включает в себя:

1. СТС для негласного получения и регистрации акустической информации:
а) системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и (или) регистрации акустической информации;
б) радиоэлектронные устройства, предназначенные для негласного получения и (или) регистрации акустической информации;
в) электронные устройства, предназначенные для негласной регистрации акустической информации.

2. СТС для негласного визуального наблюдения и регистрации видеоинформации:
а) объективы с вынесенным зрачком входа («pin-hole»);
б) фотокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков:
– закамуфлированные под предметы другого функционального назначения;
– имеющие объективы с вынесенным зрачком входа («pin-hole»);
в) телевизионные и видеокамеры, обладающие по крайней мере одним из следующих признаков:
– закамуфлированные под предметы другого функционального назначения;
– имеющие объективы с вынесенным зрачком входа («pin-hole»);
г) системы проводной связи, предназначенные для негласного получения и (или) регистрации видеоинформации;
д) радиоэлектронные устройства, предназначенные для негласного получения и (или) регистрации видеоинформации;
е) электронные устройства, предназначенные для негласной регистрации видеоинформации.

3. СТС для негласного прослушивания телефонных переговоров:
а) системы проводной связи, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров;
б) радиоэлектронные устройства, предназначенные для негласного прослушивания телефонных переговоров;
в) электронные устройства, предназначенные для негласной регистрации информации о телефонных переговорах.

4. СТС для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

5. СТС для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

6. СТС для негласного исследования предметов и документов, в том числе переносная малогабаритная рентгеноскопическая, рентгенотелевизионная и рентгенографическая аппаратура.

7. СТС для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов:
а) средства для вскрытия запирающих устройств;
б) переносная малогабаритная рентгеноскопическая, рентгенотелевизионная и рентгенографическая аппаратура.

8. СТС для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

9. СТС для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

10. СТС для негласной идентификации личности.

11. СТС для негласной регистрации психофизиологических реакций человека.

Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и вывоз с нее СТС НПИ физическими лицами не допускается .

Часть 9 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорит об обязательности получения лицензии индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом СТС НПИ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи СТС НПИ подлежат лицензированию. Данная процедура осуществляется ФСБ России (ЦЛСЗ) и регламентируется Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи СТС НПИ, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 287 .

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются:
а) наличие на праве собственности или на ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемой деятельности, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения заявленных работ и услуг и соответствующих установленным требованиям;
в) наличие в штате не менее 1 работника, имеющего высшее профессиональное образование и соответствующую профессиональную подготовку, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, а также стаж работы в области лицензируемой деятельности не менее 3 лет;
г) соблюдение лицензиатом требований порядка регистрации и учёта специальных технических средств и нормативно-технической документации на их производство и использование;
д) наличие у лицензиата контрактов на реализацию и приобретение в целях продажи специальных технических средств, заключенных с органами, уполномоченными на осуществление ОРД и проводящими оперативно-розыскные мероприятия с использованием указанных средств;
е) наличие у лицензиата технических заданий на разработку и производство специальных технических средств, утвержденных в установленном порядке органами, уполномоченными на осуществление ОРД и проводящими оперативно-розыскные мероприятия с использованием указанных средств.

Нельзя не обратить внимание на пункты «д» и «е», которые еще до получения лицензии требуют от лицензиата наличия контрактов, заключенных с каким-нибудь органом, осуществляющим ОРД, и технических заданий, утвержденных таким же органом. Здравый смысл подсказывает, что перед тем, как представитель субъекта ОРД начнет общаться по поводу покупки СТС НПИ с реализующим их физическим или юридическим лицом, он должен убедиться в наличии лицензии у данного лица. Если лицензия отсутствует, то дальнейшее общение с лицом, пытающимся реализовать СТС НПИ, становится нецелесообразным.

ЦЛСЗ может приостановить либо прекратить действие лицензии.

Выданная лицензия может быть аннулирована по решению суда в случае, если лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований. Под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение приведённых выше пунктов «а», «в» и «г», повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Роль ФСБ России не сводится только к лицензированию, разработке перечней СТС НПИ и решению вопроса о возможности их ввоза-вывоза. Кроме того, эта спецслужба уполномочена :
– выявлять и пресекать случаи проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования специальных и иных технических средств, разработанных, приспособленных, запрограммированных для негласного получения информации, неуполномоченными лицами;
– координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляемую в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в области разработки, производства, закупки, ввоза в Россию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД;
– координировать работу оперативных подразделений указанных органов по выявлению нарушений неуполномоченными лицами установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы СТС НПИ.

Завершая рассмотрение правового регулирования оборота СТС НПИ, отметим, что органы государственной власти крайне заинтересованы в создании и совершенствовании системы тотального контроля оборота таких средств. Главная роль в этой системе отведена ФСБ России, которая следит даже за тем, чтобы другие субъекты ОРД не использовали разведывательную технику незаконно. Полагаем, что пришло время разрешить оборот устройств для негласного получения информации, занимающих промежуточную нишу между общедоступной техникой и специальными техническими средствами, разрабатываемыми для субъектов ОРД. Эти устройства будут востребованы, например, в частной детективной и охранной деятельности. Так в ст. 20.24 КоАП РФ говорится о перечне СТС НПИ для использования в частной детективной или охранной деятельности, а такого перечня нет ни в одном нормативном правовом акте. Кроме того, интерес к «полупрофессиональным» СТС НПИ могут проявить службы безопасности предприятий.

Список литературы

  1. Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 1381 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. – URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=81556 (дата обращения: 02.11.2018).
  2. О внесении изменений в отдельные акты Президента Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30 декабря 2000 г. № 2111.
  3. О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации : Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. № 21.
  4. О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134.
  5. О передаче конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их использованию : постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 111.
  6. Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию : постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214.
  7. Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических
    средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию : приказ Минторга России от 31 марта 2000 г. № 107.
  8. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности : постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 770.
  9. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации : постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 287.

Использование специальных технических средств при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов, а также специальные технические и иные средства.

На сегодняшний день Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 770.

В этом нормативном акте указано 10 видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации:

  • для негласного получения и регистрации акустической информации;
  • для негласного визуального наблюдения и документирования;
  • для негласного прослушивания телефонных переговоров;
  • для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
  • для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;
  • для негласного исследования предметов и документов;
  • для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
  • для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;
  • для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;
  • для негласной идентификации личности.

Специальные технические средства, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Во исполнение предписаний части 4 статьи 6 Закона об ОРД приняты ряд законодательных актов, нормативных актов Президента и органов исполнительной власти Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативно-правовых актов, согласно которых для проведения оперативно-розыскных мероприятий на электронных телефонных станциях, центрах коммутации систем подвижной и беспроводной связи, а также системах персонального радиовызова общего пользования, находящихся в эксплуатации и вводимых в эксплуатацию, на сетях электросвязи, входящих в состав взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должны устанавливаться технические средства для обеспечения проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Должностные лица, участвующие в организации и проведении ОРМ с применением технических средств, могут использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дачи ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном следствии или в суде. При использовании помощи граждан на конфиденциальной основе сведения о таких лицах становятся государственной тайной, и они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их согласия в письменной форме.

При этом проведение оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации лицам, не упомянутым в нормах Закона об ОРД и (или) не наделенные им соответствующей компетенцией, запрещается.

В соответствии с частью 7 статьи 6 Закона об ОРД производство специальных технических средств и торговля ими подлежат лицензированию. Эта норма получила развитие в Указе Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», который возложил лицензирование этой деятельности, а также выявление и пресечение случаев проведения ОРМ и использования специальных технических средств не уполномоченными лицами на ФСБ РФ.

Незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в соответствии с частью 3 статьи 138 УК РФ влечет уголовную ответственность.

Вместе с тем, усилиям органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, преступные группировки, противопоставляют свои меры. Для наглядности в заключении данной статьи процитируем авторов научно практического сборника «Практика уголовного сыска (М.: «Лига Разум», 1999. С. 214-215): «Множество организованных преступных групп располагает сейчас значительными материальными, интеллектуальными и, конечно же, техническими ресурсами. Криминальными структурами широко используются современные средства связи, звукозаписывающая аппаратура, методы визуально-оптического наблюдения и новейшие компьютерные технологии. Более половины преступлений организованных группировок, по сведениям аналитиков, совершается при помощи технических средств.

Технические характеристики используемой ими аппаратуры зачастую превосходят аналогичные характеристики, применяемой сотрудниками правоохранительных органов при производстве оперативно-розыскных мероприятий… Даже в служебном кабинете заместителя Генерального прокурора России, курирующего расследование уголовных дел особой важности, в конце 1996 года была обнаружена акустическая радиозакладка. По свои характеристикам она позволяла транслировать разговоры, происходящие в кабинете на расстояние в несколько сот метров».

Обратите внимание – описываемое событие происходило в 1996 году. Стоит ли говорить, что за прошедшее время развитие техники не стояло на месте.

Как утверждают авторы, на поддержание высокого уровня технического оснащения в организованных группах, расходуется не менее одной трети преступных доходов – таковы данные криминологов. Известен случай, когда лидер преступной группировки, орудующей в Подмосквье, выложил 3 тысячи долларов за копию совершенно секретной инструкции КГБ СССР по установлению специальной аппаратуры для прослушивания помещений.

Сейчас во многих средствах массовой информации появляются публикации, в которых до мелочей описываются подробности осуществления негласной видеозаписи, установки подслушивающих устройств, делающих методы оперативно-розыскной работы достоянием самого широкого круга людей.

Все это значительно усложняет борьбу с преступностью.

Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию (с изменениями на 20 марта 2018 года)

Об утверждении Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для …

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 марта 2000 года N 214
Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию

(с изменениями на 20 марта 2018 года)

В соответствии с федеральными законами «Об оперативно-разыскной деятельности» и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а также Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года N 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 153) Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию.

2. Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службе обеспечить контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности юридическими лицами (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

3. Виды специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, а также коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, приведенные в списке, при необходимости могут уточняться Федеральной службой безопасности Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложены функции координации и регулирования внешнеторговой деятельности (пункт дополнительно включен с 1 ноября 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2000 года N 800; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

ПОЛОЖЕНИЕ о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 марта 2000 года N 214

(с изменениями на 26 января 2017 года)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее именуются — специальные технические средства).
На органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, определенные Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности», настоящее Положение не распространяется.

2. Порядок ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) предусматривает:
лицензирование ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств;
таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию (вывозимых из Российской Федерации) специальных технических средств.

3. Ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.
При этом в качестве решения соответствующего федерального органа исполнительной власти (по отдельным видам товаров, в отношении которых действует особый порядок экспорта или импорта), предусмотренного в числе документов, представляемых в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения лицензии, заявитель представляет решение Центра Федеральной службы безопасности Российской Федерации по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны (далее именуется — Центр) о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

4. Для принятия решения о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств заявитель представляет в Центр соответствующее заявление, а также:

а) техническую документацию на специальные технические средства;

б) образцы специальных технических средств (по требованию Центра).

5. Решение о возможности ввоза в Российскую Федерацию специальных технических средств принимается Центром по результатам экспертизы представляемой заявителем документации.

Решение о возможности вывоза из Российской Федерации специальных технических средств принимается Центром по результатам экспертизы представляемой заявителем документации и испытаний специальных технических средств в лаборатории Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

6. Испытания специальных технических средств в испытательных лабораториях Федеральной службы безопасности Российской Федерации проводятся на договорной основе.
Срок проведения испытаний не должен превышать 30 дней.
Передача заявителем специальных технических средств и технической документации в испытательную лабораторию производится по акту. В акт заносятся полные наименования изделий, их учетные номера и перечень документации. Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя, а второй передается в испытательную лабораторию.

7. Центр в течение 10 дней со дня получения всех документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, принимает решение о возможности ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств.
В отдельных случаях, при большом объеме представленных документов либо при наличии документов, требующих дополнительного изучения, срок принятия решения может быть продлен на 10 дней.

8. Основанием для отказа в выдаче положительного решения является:

а) сделанный по результатам экспертизы вывод о возможности нанесения ущерба безопасности государства;

б) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации.

9. Документы, представляемые для получения решения Центра, должны быть прошиты, заверены подписью и печатью заявителя (при наличии печати).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года N 84.

10. По согласованию с Центром Министерство промышленности и торговли Российской Федерации может при необходимости продлить срок действия лицензии на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

11. С целью обеспечения статистического учета и отчетности заявитель обязан ежеквартально представлять в Центр отчет о фактическом ввозе в Российскую Федерацию (вывозе из Российской Федерации) специальных технических средств не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально направляет в Центр по согласованной форме информацию о лицензиях, выданных на ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) специальных технических средств (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

13. Ввозимые в Российскую Федерацию (вывозимые из Российской Федерации) специальные технические средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Необходимым условием осуществления таможенного оформления и таможенного контроля специальных технических средств является наличие соответствующей лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

14. Таможенные органы Российской Федерации при выявлении нарушения требований настоящего Положения информируют об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Центр. При наличии оснований полагать, что товары, находящиеся под таможенным контролем, являются специальными техническими средствами, таможенные органы Российской Федерации сообщают об этом в соответствующий орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

15. Федеральная таможенная служба ежеквартально направляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Центр информацию о фактическом ввозе в Российскую Федерацию (вывозе из Российской Федерации) специальных технических средств по выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензиям (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108.

16. Нарушение установленного порядка ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации) специальных технических средств влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СПИСОК видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 марта 2000 года N 214

(с изменениями на 20 марта 2018 года)

Код ТН ВЭД ЕАЭС *

________________
* Наименование графы в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 307, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года..

1. Специальные технические средства для
негласного получения и регистрации акустической
информации:
системы проводной связи, предназначенные для
негласного получения и регистрации
акустической информации;
радиоаппаратура, предназначенная для
негласного получения и регистрации
акустической информации.

из
из
из
из
из
из

8517 61 000,
8517 62 000,
8517 69 390 0,
8517 69 900 0,
8525 50 000 0;
8527

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

2. Специальные технические средства для
негласного визуального наблюдения и
документирования:
а) фотокамеры, обладающие по крайней мере одним

из

9006 51 000 0;

из следующих признаков:

из

9006 52 000 9;

закамуфлированные под бытовые предметы;
имеющие вынесенный зрачок входа (PIN -HOLE);
без визира;

из
из

9006 53 100 0

9006 53 800 8

с вынесенными органами управления камерой;

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 307, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

б) телевизионные и видеокамеры, обладающие по
крайней мере одним из следующих признаков:
закамуфлированные под бытовые предметы;
имеющие вынесенный зрачок входа (PIN-HOLE);
работающие при низкой освещенности объекта
(0,01 лк и менее) или при освещенности на
приемном элементе 0,0001 лк и менее;

из

8525 80

(код в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

в) комплекс аппаратуры передачи видеоизображения
по кабельным, радио и оптическим линиям связи.

из
из
из
из
из
из

8517 61 000, 8517 62 000,
8517 69 390 0, 8517 69 900 0, 8525 50 000 0; 8527

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

3. Специальные технические средства для
негласного прослушивания телефонных переговоров:

системы проводной связи, предназначенные для
негласного прослушивания телефонных
переговоров;

из
из
из

8517 61 000, 8517 62 000,
8517 69 390 0,

радиоаппаратура, предназначенная для
негласного прослушивания телефонных
переговоров.

из
из
из

8517 69 900 0, 8525 50 000 0;
8527

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

4. Специальные технические средства для
негласного перехвата и регистрации информации с
технических каналов связи.

из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из

8471;
8517 61 000,
8517 62 000,
8517 69 390 0,
8517 69 900 0;
8523 40 200 0;
8523 29 210 1;
8523 29 210 2,
8523 40 700 1,
8523 51 700 1,
8523 59 910 1,
8523 80 910 1;
8527

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

5. Специальные технические средства для
негласного контроля почтовых сообщений и
отправлений.

из

9022 19 000 0

(код в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

6. Специальные технические средства для
негласного исследования предметов и документов

из

9022 19 000 0

переносная малогабаритная рентгеноскопическая
и рентгенотелевизионная аппаратура.

(код в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

7. Специальные технические средства для
негласного проникновения и обследования
помещений, транспортных средств и других
объектов:
средства для вскрытия запирающих устройств;

из

8301 70 000 0;

переносная малогабаритная рентгеноскопическая
и рентгенотелевизионная аппаратура.

из

9022 19 000 0

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

8. Специальные технические средства для
негласного контроля за перемещением транспортных
средств и других объектов.

из
из

8526 10 000 9;
8526 91

(код в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

9. Специальные технические средства для
негласного получения (изменения, уничтожения)
информации с технических средств ее хранения,
обработки и передачи.

из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из
из

8471;
8505 90 100 0;
8517 61 000,
8517 62 000,
8517 69 390 0,
8517 69 900 0;
8523 40 200 0;
8523 29 210 1;
8523 29 210 2,
8523 40 700 1,
8523 51 700 1,
8523 59 910 1,
8523 80 910 1;
8527

(коды в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

10. Специальные технические средства для
негласной идентификации личности
многоканальные регистраторы
психофизиологических реакций человека.

из

9019 10 900 9

(код в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718,

Примечания:

1. Специальные технические средства могут быть как закамуфлированными под бытовые предметы, так и незакамуфлированными, если это не указано специально.

2. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, определяются наименованием и кодом товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 307, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года

.

3. Номера пунктов настоящего списка соответствуют номерам пунктов перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 770.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Перечень специальных технических средств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *