Переподготовка это высшее образование или нет?

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке — диплом о переподготовке.

Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):

1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;

2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;

3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 30.01.2020

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Диплом о переподготовке и второе высшее: различия и преимущества

Хотите получить новую специальность и мучительно раздумываете — что выбрать: второе высшее образование или профессиональную переподготовку? Давайте подумаем вместе, рассмотрев плюсы и минусы того и другого обучения и диплома.

В России существует два разных способа получить новую специализацию: второе высшее образование или курсы переподготовки. В чём их отличия? Какие плюсы есть у того и другого метода?

Второе высшее образование — это получение высшего образования после того, как уже получен один диплом о высшем образовании. В настоящее время второе высшее образование можно получить практически одновременно с первым. При этом оба образования (читай — диплома) будут равнозначными.

Профессиональная переподготовка — это дополнительное образование тех, кто уже получил диплом о высшем образовании, имеет одну профессию, но по каким-то причинам хочет работать по другой специализации. К примеру, врач терапевт захотел работать дерматологом. У него уже есть диплом врача и ему не нужно заново учиться в медицинском институте. Однако чтобы получить доступ к работе, он должен пройти специализацию, то есть — профессиональную переподготовку в размере не менее 500 часов, чтобы изучить особенности всех кожных и венерологических болезней на более серьёзном уровне. Если этот самый терапевт захочет стать, к примеру, адвокатом, то ему нужно будет получать второе высшее образование, так как эти профессиональные сферы слишком далеки друг от друга.
Таким образом, профессиональная переподготовка — это «дополнительная опция» или, как сейчас принято говорить, ещё одна компетенция к вашей родной специализации. Если вы обучались более 1000 часов, то можете рассчитывать ещё и на получение дополнительной квалификации.

Документы, регламентирующие получение профессиональной переподготовки

  1. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в РФ».
  2. Постановление пр-ва РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении доп.проф.образования специалистов».
  3. Приказ Минобрнауки № 2571 от 06.09.00 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проф.переподготовки специалистов».

Второе высшее и переподготовка: отличия

  • Срок обучения: второе высшее образование придётся получать несколько лет, а переквалификацию можно пройти за год, а иногда и несколько месяцев.
  • Стоимость. Второе высшее образование обычно стоит дороже переквалификации.
  • Направленность. Второе высшее даёт более фундаментальное образование, с большим количеством теории. А профессиональная переподготовка ориентирована на практику.
  • Чтобы получать второе высшее образование, нужно сдавать вступительные экзамены, для проф.переподготовки такого требования нет.
  • Второе высшее образование может быть получено только в ВУЗе. Профессиональную переподготовку можно пройти не только в учреждении высшего образования.

Второе высшее и переподготовка: сходства

  • И там и там — диплом государственного образца.
  • В обоих случаях можно начинать работать по новой специализации сразу после получения диплома.
  • Профессиональную подготовку можно проходить несколько раз, как и получать второе, третье, четвёртое и т. д. высшее образование.
  • На одной и той же должности можно работать с дипломом о втором высшем образовании и с дипломом о профессиональной переподготовке.
  • Оба диплома можно получать без отрыва от производства.

Так что же лучше?

Если вы хотите кардинально сменить вид деятельности, потратив на это немалые средства и вас не пугает необходимость отсидеть ещё несколько лет за партой — получайте второе высшее.
Если вы хотите получить специальность, которая дополнит имеющуюся профессию или ту, что не требует специальных знаний, при этом сэекономить время и деньги — идите на переподготовку.

В целях разъяснения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части дополнительного профессионального образования и в связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, которые реализуют дополнительные профессиональные программы, Минобрнауки России направляет разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.

Приложение: на 16 л. в 1 экз.

А.А. Климов

Приложение

Разъяснения
об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования

Используемые сокращения:

Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ДПО — дополнительное профессиональное образование.

Вопрос 1. Имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года?

Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.

Вопрос 2. Можно ли после успешного освоения программы профессиональной переподготовки в области например «Юриспруденция», имея высшее образование в другой области, претендовать на должность «Юрисконсульт»?

Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:

юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.

Вопрос 3. Можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель» имея высшее образование или среднее профессиональное образование не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?

Можно. При следующих условиях.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.

Вопрос 4. Педагогические работники имеют право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. За чей счет должно проводиться обучение и кто должен его организовывать?

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.

Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.

Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников входит в компетенцию работодателя.

Вопрос 5. Федеральным законом № 273-ФЗ предусмотрено требование к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, о наличии должностей научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. В случае если образовательная организация ДПО не реализует образовательные программы высшего образования и не испытывает необходимости в найме научных работников в силу специфики своей деятельности. Распространяется ли в данном случае нормативно закрепленное требование о наличии должностей научных работников на образовательную организацию осуществляющую образовательную деятельность исключительно в сфере ДПО?

Частью 3 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организация ДПО — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ организации ДПО вправе осуществлять образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, дополнительным общеобразовательным программам, программ профессионального обучения.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

При этом научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности (часть 3 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ).

Установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации относится к компетенции образовательной организации (часть 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, решение о наличии в штатном расписании должности научного работника, либо ее отсутствии входит в компетенцию образовательной организации.

Вопрос 6. Имеют ли право лица, окончившие одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений с присвоением квалификации «Воспитатель детского сада» на ДПО?

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 14 января 1981 г. № 6 (далее — Временное положение).

В соответствии с пунктом 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее — Закон СССР).

Согласно статье 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально- техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.

Профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа — средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (статья 31 Закона СССР).

Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (статья 39 Закона СССР).

Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 7, 13 Временного положения слушателей годичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, приравнивали к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.

Учитывая изложенное, а также то, что образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным вышеуказанным Законом об образовании, в порядке, определенном частью 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, лица прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.

Вопрос 7. Кто разрабатывает примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования?

Согласно части 3 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также отвечает за организацию среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования.

Вопрос 8. Является сертификат специалиста медицинского и фармацевтического работника документом о ДПО?

Нет, не является.

Условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам утверждены приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный № 27918).

Согласно части 10 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Вопрос 9. Обязана ли образовательная организация ДПО иметь помещение для осуществления медицинской деятельности?

Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее — Положение) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункта «в» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно пункту 9 Положения несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Обращаем Ваше внимание, что Положением не установлены требования к образовательной организации в части наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Требования к помещению для осуществления медицинской деятельности установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

При заключении между образовательной организацией и медицинской организацией договора на медицинское обслуживание работников и обучающихся медицинская организация обязана получить лицензию на медицинскую деятельность по адресам помещений, предоставленных образовательной организацией.

Исходя из изложенного организация ДПО, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.

На организации, осуществляющие обучение и реализующие дополнительные профессиональные программы данные требование не распространяются.

Кроме того, вопрос об организации оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся должен разрешаться соответствующим органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Вопрос 10. Каким нормативным правовым актом регулируется учебная нагрузка педагогических работников образовательных организаций ДПО?

Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204), вступил в силу 10 марта 2015 г. (далее — приказ № 1601). Приказ № 1601 утверждает порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, который определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения закреплено за разделом VI Приложения № 2 приказа № 1601, в том числе для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Кроме того, согласно пункту 6.5. раздела VI Приложения № 2 приказа № 1601 соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.

Вопрос 11. Какова продолжительность отпуска педагогического работника организации ДПО?

В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам», в соответствии с которым установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (далее — Постановление № 724).

В соответствии с приложением к Постановлению отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставляется следующим педагогическим работникам, занимающим должности в образовательной организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: ректоры (директора); первые проректоры; проректоры (заместители директора), директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений; профессорско- преподавательский состав; воспитатели; методисты; концертмейстеры; педагоги-психологи; заведующие докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными подразделениями; руководители (заведующие) производственной практикой; ученые секретари; педагоги дополнительного образования.

При этом для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Таким образом, педагогический работник имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней при выполнении вышеперечисленных условий.

Если данные условия не соблюдены, то в соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

В настоящее время Минобрнауки России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках в сфере образования» (далее — проект постановления), разработанный в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона № 273-ФЗ. С момента вступления в силу проекта постановления, Постановление № 724 утратит силу.

Вопрос 12. Как правильно переименовывать организации ДПО? Необходимо ли в наименовании образовательной организации менять слово «учреждение» на «организация»?

Частью 5 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом 273-ФЗ.

Так, например, с учетом подпункта 5 части 5 статьи 108 Федерального закона 273-ФЗ образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования.

Вместе с тем сообщаем, что понятие «образовательная организация» используется в Федеральном законе № 273-ФЗ, в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждений.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Учитывая изложенное, Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Разъяснения, относительно наименований образовательных учреждений более подробно изложены в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17, которое было направлено в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, имеющим в своем ведении образовательные учреждения были направлены

Указанное письмо размещено на официальном сайте Минобрнауки России www.минобрнауки.рф в разделе «Документы».

Вопрос 13. Является ли обучение мерам пожарной безопасности работников организации дополнительным профессиональным образованием?

В соответствии с абзацем вторым статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ указанная деятельность не является образовательной и соответствующему лицензированию не подлежит.

Вместе с тем, деятельность по реализации дополнительных образовательных программ (дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы), в рамках которых изучаются, в том числе вопросы пожарной безопасности, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Вопрос 14. Входит ли итоговая аттестация в срок освоения дополнительной профессиональной программы?

Да входит.

В соответствии с пунктом 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

Вопрос 15. Какие требования установлены к помещениям, предназначенным для проведения занятий по дополнительным профессиональным программам?

Законодательством об образовании не установлены определенные требования к помещениям, предназначенным для проведения учебных занятий в сфере ДПО.

Вместе с тем, статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий.

Таким образом, требования к помещениям могут быть заложены в дополнительной профессиональной программе, а именно в разделе «Организационно-педагогические условия реализации программы».

Вопрос 16. Необходимо ли учитывать требования Единых квалификационных справочников, к обязательному наличию высшего образования в определенной области, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам?

Да, необходимо.

В настоящее время в Единых квалификационных справочниках, заложены определенные требования к образованию специалистов.

Например. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед): высшее образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

При этом требования к учителю — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с изложенным, образовательные организации должны руководствоваться требованиями Единых квалификационных справочников, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам, в связи с тем, что в некоторых областях для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование в определенной области и наличие дополнительного профессионального образования недостаточно.

Заместитель директора
Департамента государственной политики
в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Т.В. Рябко

* Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда ДПО не достаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников, относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме за работу, является наличие высшего образования в определенной области например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.

** Следует обратить внимание, что согласно требованиям Квалификационных справочников, иногда ДПО не достаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников, относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме на работу, является наличие высшего образования в определенной области например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с ДПО в области гуманитарных и социальных наук.

Переподготовка или второе высшее образование: в чем отличия?

Для начала разберемся в понятиях.

Высшее образование — это уровень основного образования. Оно включает две ступени <1>.

Высшее образование

I ступень

Развитие личности слушателя, его интеллектуальных и творческих способностей. Получение специальной теоретической и практической подготовки <2>

Присваивается квалификация специалиста с высшим образованием

II ступень

Углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы

Присваивается степень магистра

На заметку
Второе высшее образование I ступени можно получить только при наличии основного высшего образования I ступени.
Обучение на II ступени высшего образования — право специалиста с высшим образованием <3>.

Переподготовка входит в систему дополнительного образования взрослых <4>. Она направлена на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей <5>.

Профессиональную переподготовку могут пройти:

специалисты со средним специальным образованием;

специалисты с высшим образованием;

руководящие работники.

Обратите внимание!
В данном материале в качестве примера для сравнения рассмотрим переподготовку специалистов с высшим образованием и получение высшего образования I ступени.

Примечание.
Подробнее о формах получения и видах дополнительного образования см. путеводитель по кадровым вопросам «Обучение во время работы» — пункты 1.1, 1.2 главы 1.

Отличие N 1. Учреждение образования

Второе высшее образование Переподготовка
Классический университет Академия последипломного образования
Профильный университет (академия, консерватория) Институт повышения квалификации и переподготовки
Институт Учреждение высшего образования, если в его структуре создан институт повышения квалификации и переподготовки и (или) факультет повышения квалификации и переподготовки
Высший колледж <6> Институт развития образования по согласованию с Минобразования
Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов по решению Правительства Республики Беларусь
Военно-медицинский факультет УО «Белорусский государственный медицинский университет» — для специалистов Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, имеющих высшее медицинское образование <7>

Отличие N 2. Образовательная программа

Второе высшее образование Переподготовка
Образовательные программы высшего образования <8> Образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов — не менее 1000 учебных часов <9>.

Для специальности «Судебная экспертиза» — не менее 500 учебных часов <10>.

Может быть уменьшено по решению Министерства образования <11>

Отличие N 3. Форма и срок обучения

Второе высшее образование
Дневная форма Вечерняя или заочная форма
Полная — от 4 до 5 лет <12>.

Может увеличиваться не более чем на 1 год при обучении по сложным специальностям (графика, архитектура, лечебное дело и др.) <13>

Срок, предусмотренный для дневной формы, может быть увеличен не более чем на 1 год
Сокращенная — не менее 3 лет <14>
Для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь — не менее 2 лет
Переподготовка
Дневная форма Заочная форма
18 месяцев 24 месяца <15>

Отличие N 4. Выпускные экзамены

Второе высшее образование Переподготовка
Текущая аттестация
Курсовой проект (курсовая работа);

зачет (дифференцированный зачет);

экзамен по учебной дисциплине <16>

Зачет (дифференцированный зачет); собеседование;

экзамен по учебной дисциплине;

контрольная работа;

курсовая работа;

реферат;

отчет о стажировке (если она включена типовым учебным планом переподготовки) <17>

Итоговая аттестация
Государственный экзамен;

государственный экзамен и защита дипломного проекта (дипломной работы) <18>

Государственный экзамен (квалификационного экзамена);

защита дипломного проекта (дипломной работы) <19>

Правовое регулирование
Правила проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования, утв. постановлением Минобразования от 29.05.2012 N 53 Правила N 135 <20>

Отличие N 5. Документ об образовании

Если у Вас есть высшее образование, после того, как Вы освоите курс переподготовки и пройдете итоговую аттестацию, Вам выдадут диплом о переподготовке на уровне высшего образования установленного образца <21>.

Документом, подтверждающим получение второго высшего образования, является диплом о высшем образовании (диплом о высшем образовании с отличием, в том числе с золотой медалью) <22>.

Таким образом, при выборе формы обучения важно учитывать, что прохождение курса переподготовки не дает высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки <23>. При этом курс переподготовки дает необходимый уровень знаний и возможность работы по новой квалификации.

Переподготовка это высшее образование или нет?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *