Перепродажа электроэнергии запрещена

Продажа электроэнергии

Здравствуйте. в данном случае вам надо руководствоваться данным Постановлением.Вы будете действовать в рамках предельных цен на электроэнергию в любом случае.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 (ред. от 28.08.2017) «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)» (вместе с «Правилами определения и применения гарантирующими…II. Порядок определения и применения гарантирующими
поставщиками нерегулируемых цен на электрическую
энергию (мощность)

3. Гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, дифференцируемых по ценовым категориям в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков.

Та достаточно много нюансов на самом деле, я думаю, что заниматься этим просто из-за доп. заработка не стоит.

Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.12.2017) „О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии“ (вместе с „Основными положениями…V. Порядок определения и применения гарантирующими
поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен
на электрическую энергию (мощность) и структура
нерегулируемых цен на электрическую
энергию (мощность)

86. Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее — предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:
первая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;
вторая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
третья ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
четвертая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;
пятая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;
шестая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 июля 2018 года Постановлением Правительства РФ от 21.07.2017 N 863 абзац восьмой пункта 86 излагается в новой редакции.

Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей. Дифференциация предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по высокому первому напряжению (ВН1) применяется только в отношении четвертой и шестой ценовых категорий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 N 750)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если потребитель (покупатель) не уведомил гарантирующего поставщика о согласованной с сетевой организацией в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг величине максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя в точках поставки, в отношении которых заключен соответствующий договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при применении предельных уровней нерегулируемых цен отнесение данного потребителя (покупателя) к подгруппам группы “прочие потребители» осуществляется в соответствии с величиной мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) на розничном рынке (для потребителя (покупателя), осуществляющего расчеты по первой ценовой категории, — в соответствии с величиной мощности, равной произведению объема потребления электрической энергии, определенного в порядке, предусмотренном настоящим документом, для соответствующего потребителя и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории; для потребителя (покупателя), осуществляющего расчеты по второй ценовой категории, — в соответствии с величиной мощности, равной сумме по всем зонам суток расчетного периода произведений объемов потребления электрической энергии для соответствующей зоны суток потребителем и коэффициента оплаты мощности для соответствующей зоны суток, определяемого коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с настоящим документом).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1482)

Originally published at Профессионально об энергетике. Please leave any comments there.

Проблема отношений между собой потребителей, к чьим энергоустановкам присоединен другой потребитель (субабонент), долго оставалась вне интересов законодателя. В некоторых сферах снабжения энергетическими и коммунальными ресурсами в таком состоянии она и находится.

Примером обратного является регулирование отношений Потребитель-Потребитель в электроэнергетике, которое, пусть не идеально, но помогает разрешить некоторые вопросы этих отношений.

Для начала ответа на поставленный в заглавии вопрос необходимо определить, а какие отрицательные моменты для основного потребителя несет в себе субабонент. Это, во-первых, зависимость от платежной дисциплины последнего, как следствие – кассовые разрывы по платежам за потребленную энергию, невозможность взимать с него плату за содержание либо пользование энергообъектом, к которому субабонент присоединен, отсутствие четкого порядка введения ограничения потребления субабонента и т.д.

Естественно, первое желание, которое приходит в голову основному потребителю — раз невыгодно, значит, отключу. Однако это желание ограничено положениями антимонопольного законодательства, ответственность за нарушение которого имеет тенденцию к ужесточению, апогеем ее, разумеется, является ст. 178 УК РФ.

Конкретно ограничение сформулировано в п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а именно: «Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату».

Ограничить своего субабонента можно только в случае, если он либо является бездоговорным потребителем, либо нарушает свои обязанности по срокам оплаты по договору с самим потребителем или поставщиком энергии. Однако, естественно, встает вопрос о природе такого договора основного потребителя с субабонентом. Интересную позицию, толкуя п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, выработал Научно-консультационный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, согласно которой между абонентом продавца электрической энергии и субабонентом отношения по купле-продаже электрической энергии не возникают. Потребитель, энергопринимающее устройство которого опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации, приобретает электрическую энергию непосредственно у энергосбытовой организации или гарантирующего поставщика. При потреблении субабонентом электрической энергии, приобретенной абонентом, взыскание стоимости электрической энергии производится по правилам о неосновательном обогащении (гл. 60 Гражданского кодекса), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Несмотря на определенную недосказанность, внутреннюю противоречивость и системную несогласованность с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в электроэнергетике, данную рекомендацию, скорее всего, суды будут использовать на практике. Если следовать ей, то необходимо понять, в чем же суть отношений по оплате основному потребителю объема энергии, которую потребил субабонент.

Последний для потребления энергии должен урегулировать отношения по ее купле-продаже и передаче, однако за него это делает основной потребитель, причем от своего именин и за свой счет. Логично предположить, что основной потребитель выступает неким агентом субабонента. Единственным возражением для отождествления данных отношений с агентскими является то, что часто в договорах на пользование энергией или возмещения затрат, как часто их называют на практике, как такового задания агенту купить энергию не устанавливается. Также в данной схеме существует проблема в силу того, что согласно тому же запрету взимать деньги за переток, агентское вознаграждение, которое с логической необходимостью должен получить основной потребитель, будет воспринято антимонопольным органом как нарушение запрета, а регулирующим – как нарушение порядка ценообразования.

Таким образом, агентская схема вряд ли соответствует существу соглашений основного потребителя и субабонета.
Определить данный договор как непоименованный, конечно, есть не что иное, как уклонение от определения его природы, однако для целей настоящей статьи этого вполне достаточно, главное, чтобы в нем был прописан срок оплаты и ответственность за его нарушение в виде ограничения. Ведь согласно пп. «а» п. 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики, основание для введения ограничения режима потребления — неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем. Причем не указывается, по каким договорам конкретно. То есть, одним из способов решить проблемы с кассовыми разрывами должно стать договорное оформление отношений с учетом вышесказанного.

Однако, если субабонент отказывается урегулировать отношения на условиях основного потребителя, который (как это складывается в большинстве случаев, просто выставляет субабоненту счет (счет-фактуру), оплачиваемую последним), от ответа по поводу природы данных отношений не уйти.

Если считать, что между ними сложились так называемые «фактические договорные отношения», концепция которых в последнее время довольно активно внедряется в судебную практику1, хотя, представляется, делается это весьма непоследовательно и фрагментарно, то надо определить, какие фактические договорные конструкции этому соответствуют.

Если это не отношения по купле-продаже электрической энергии, значит либо это отношения по договору энергоснабжения, либо соглашение по возврату (компенсации) неосновательного обогащения.

В первом случае, так как данные отношения не урегулированы специальными нормативными актами, следует согласно п. 4 ст. 529 ГК РФ руководствоваться ст. 546 ГК РФ, позволяющей расторгать договор только за неоднократное нарушение сроков оплаты, что делает решение проблемы с кассовым разрывом нерешаемой в принципе, если только не допустить аналогии о календарном месяце как расчетном периоде. В этом случае неплатежи за 2 месяца дадут основания прекратить эти фактические договорные отношения.

Однако против такой квалификации отношений может свидетельствовать запрет на совмещение деятельности по купле-продаже электрической энергии и владению энергооборудованием, к которому присоединены иные потребители, сформированный в ст. 6 ФЗ «Об особенностях функционирования электрической энергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Рф и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Рф в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». Против данной квалификации свидетельствует и вышеприведенная позиция Научно-консультационного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, которая, не признавая квалификации отношений как купли-продажи, выводит их из-под определения договора энергоснабжения, данного в п. 6 Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики, согласно которого по договору энергоснабжения поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии.

Во втором варианте квалификации отношений, само существование соглашения о возврате неосновательного обогащения не только сомнительно, но и бесполезно для субабонета, учитывая, что в силу пп. «в» п. 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики ограничение потребления энергии допустимо в случае выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии, а именно: потребления в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).

То есть, существование иных первичных договорных конструкций, опосредствующих потребление энергии, Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики не признают. Таким образом, формально, какой бы договор ни лег в основу отношений между основным потребителем и субабонетом, последний всегда будет бездоговорным потребителем.

Если между основным потребителем и субабонентом не было ни договора, ни «фактически сложившихся договорных отношений», такого абонента также можно ограничить за бездоговорное потребление, причем без каких бы то ни было сомнений.

Далее, в случае наличия оснований для введения ограничения, основной потребитель должен обязательно задать себе вопрос о порядке такого ограничения. И здесь следует руководствоваться разделом XIII Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики, так как согласно п. 160 этого же акта, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, шинам или распределительным устройствам электрической станции, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем указанной электрической станции, объектов электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными разделом XIII правил для сетевой организации.

Это положение, во-первых, по сути, приводят основного потребителя к тому, что необходимо составить акт о выявлении неучтенного (бездоговорного) потребления, во-вторых, обязательно уведомить потребителя о введении ограничения, причем желательно это делать не по срокам Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики, а именно по срокам п. 7 ст. 38 ФЗ «Об электроэенергетике», чтобы избежать претензий субабонета и контролирующих органов.

К сожалению, в отсутствии четкого и прямого законодательного регулирования этого вопроса и приведенная позиция автора в некоторых моментах спорна, однако представляется формально-логически наиболее верной.

В заключение хотелось бы разрешить последний проблемный вопрос отношений с субабонетом, обозначенный в начале, а именно: фактическое использование имущества основного собственника безвозмездно. В существующей конфигурации рынка задачу следует обозначить не как ликвидировать это фактическое использование, а как законно получить средства на содержание своих объектов?

Прямо законодательно предусмотрен только один вариант для такого возмещения — защита тарифа на передачу энергии через свои энергоустанвоки, однако экономически этот вариант часто себя не оправдывает (особенно, если электросетевой комплекс потребителя невелик), учитывая вероятный размер тарифа в силу ограничений предельных уровней цен на электрическую энергию.

Вариант со сдачей сетей в аренду или передачей в собственность осложнен, в основном, отсутствием контрагента, готового предложить приемлемую цену договора. Как разновидность данного варианта, может быть вариант с заключением договора аренды с субабонентом, который был выведен на прямой договор, либо передача ему доли в праве собственности на электроустановки основного потребителя. Стимулом для последнего изъявить такое желание может быть возможность изменить фактический уровень напряжения на более высокий и при этом получить экономию в разнице тарифов, дифференцированным по уровням напряжения, часть которой может быть установлена как арендная плата.

Возможны и другие варианты, единственно, каждый из них надо коррелировать не только с требованиями гражданского законодательства, но, в первую очередь, антимонопольного и законодательства о ценообразовании.

Конечно, универсального варианта получения средств от субабонентов, удовлетворяющего требованиям сразу всех собственников электросетевого хозяйства, нет, каждый из них (вариантов) требует не только детальной юридической проработки, но и первоначального экономического анализа.

Елисеев Иван,
ведущий юрист,
руководитель практики Энергетика и право,
ИНТЕЛЛЕКТ-С

Электрические сети другой организации присоединены к энергопринимающему устройству коммерческой организации. Прибор учета потребляемой энергии имеется только у коммерческой организации. Коммерческая организация не взимает с другой организации, сети которой присоединены к ее энергопринимающему устройству, никакой платы за передачу энергии, а также иных платежей, кроме платы за потребленную электроэнергию по тарифу, установленному для самой коммерческой организации. Энергоснабжающая организация не уведомлена о присоединении к сетям коммерческой организации другой организации.
Каким образом следует оформить отношения с организацией?

30 августа 2018

Прежде всего отметим, что в силу ст. 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является пользователь энергией, который имеет отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации, и другое необходимое оборудование, а также обеспечивает учет потребления энергии.
Положениями ст. 545 ГК РФ абоненту предоставлено право передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту), но только с согласия энергоснабжающей организации. По смыслу приведенной нормы помимо получения согласия поставщика электроэнергии на подключение субабонент должен обладать возможностью получать энергию посредством специального оборудования, а также иметь подключение к электросетям абонента. Только при этих условиях снабжение потребителя энергией становится физически возможным (п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, (далее — Правила недискриминационного доступа)).
Никаких иных требований, кроме указанных выше, ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) не устанавливают, тем самым позволяя участникам отношений (энергоснабжающей организации и потребителям энергии) избрать различные способы оформления правоотношений по поставке (получению) электроэнергии и ее оплате (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2007 N Ф08-3585/07-1451А).
В частности, законом не предусмотрена обязанность абонента и энергоснабжающей организации включать субабонента в заключенный между ними договор (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2016 N Ф07-6570/16); а также обязанность абонента и субабонента заключить в письменной форме договор энергоснабжения (купли-продажи, поставки) электроэнергии, содержащий все существенные условия, предусмотренные для данного вида договора пунктом 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442. Кроме того, законодательство не содержит обязательных требований о взимании абонентом с субабонента платы за передачу электроэнергии (смотрите также апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25.08.2016 по делу N 33-6013/2016).
На практике договор между абонентом и субабонентом может характеризоваться как договор на пользование электроэнергией (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 25.11.2008 N А65-5219/08, постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 N 09АП-20140/11). Во многих других спорных ситуациях суды квалифицируют отношения между абонентом и субабонентом как фактически сложившиеся отношения по договору энергоснабжения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2012 N Ф01-5423/12 (определением ВАС РФ от 15.03.2013 N ВАС-2447/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)).
В связи с изложенным абонент и субабонент, с одной стороны, вправе, руководствуясь положениями о свободе договора, закрепленными в ст. 421 ГК РФ, самостоятельно определить условия заключаемого ими договора, как договора, неурегулированного законодательством.
С другой же стороны, принимая во внимание то, что между абонентом и субабонентом складываются отношения, регулируемые правилами об энергоснабжении, у них в любом случае возникают соответствующие права и обязанности. Так, в частности, абонент не вправе произвольно (по основаниям, не предусмотренным законодательством и договором) прекращать снабжение субабонента энергией. В случае необоснованного отключения субабонента от энергоснабжения он вправе потребовать от абонента возмещения причиненных ему убытков (ст. 15, ст. 393 ГК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2013 N Ф07-8043/13).
Помимо этого, определяя в договоре условие о размере оплаты субабонентом потребленной им энергии, сторонам следует иметь в виду, что в некоторых случаях тарифы на потребляемую энергию или их предельные уровни являются регулируемыми и устанавливаются решением уполномоченного государственного органа (или органа местного самоуправления). Помимо тарифов на услуги по передаче электроэнергии регулируются, в частности, цены (тарифы) и их предельные уровни на электроэнергию (мощность), которая поставляется населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также некоторые иные виды тарифов (ст. 23.1 Закона об электроэнергетике).
В заключение еще раз подчеркнем, что получение согласия энергоснабжающей организации на передачу абонентом электроэнергии субабоненту является по смыслу ст. 545 ГК РФ обязательной предпосылкой для заключения вышеуказанного договора (смотрите также, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.06.2013 N Ф01-9146/13). Данное правило конкретизируется в п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике, согласно которому владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, которые ранее были технологически присоединены в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к своим сетям энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного владельца (иного потребителя) при условии соблюдения ранее выданных ему технических условий и при условии, что каждый из этих владельцев сможет самостоятельно обеспечить техническую возможность введения раздельного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении принадлежащих ему устройств (объектов).
Поэтому в рассматриваемом случае абоненту настоятельно рекомендуется перед оформлением своих отношений с субабонентом получить соответствующее согласие энергоснабжающей организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Лицензирование энергосбытовой деятельности

Большинству профессиональных участников рынка электрической энергии (энергосбытовым компаниям и сетевым компаниям) известно, что после 1 июля 2020 года, энергосбытовая деятельность без лицензии запрещена.

Обязанность получить лицензию до 30.06.2020 года закреплена Федеральным законом от 25.12.2018 №484-ФЗ (внесены изменения в Федеральный Закон №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»)

При этом, общие положения о лицензировании энергосбытовой деятельности, критерии для ее получения были утверждены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».

Для выдачи лицензий в Министерстве Энергетики России создан специальный департамент, который будет осуществлять лицензирование энергосбытовой деятельности и выдавать лицензии энергосбытовым компаниям.

Только лишь энергосбытовым компаниям необходимо получать такую лицензию или перечень обязанных лиц значительно шире? Должны ли потребители, которые имеют субабонентов и продают им электроэнергию, обеспечить получение лицензии? Каким критериям должен соответствовать заявитель, чтобы получить лицензию? Какие сроки ее получения, периодичность (как часто нужно ее получать)? Сколько стоит получение лицензии (размер госпошлины)? Для чего ввели механизм лицензирования энергосбытовой деятельности

Предлагаем разобраться с этими вопросами в этой статьей.

Для удобства, вопросы и ответы сгруппированы.

Кто должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

Кто не должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

В какой срок выдадут лицензию соискателю?

Какая ответственность предусмотрена за деятельность без лицензии или за нарушение лицензионных требований?

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?

  • Критерии финансовой устойчивости для получения лицензии
  • Требования к очному и заочному обслуживанию потребителей

Куда подавать заявку на получение лицензиии

В каких случаях предусмотрено прекращение лицензии на энергосбытовую деятельность?

Какая ответственность редусмотрена за невыполнение предписаний по устранению нарушений, выявленных лицензирующим органом?

Кто должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

На первый взгляд может показаться, что лицензирование коснется только энергосбытовых компаний, основным видом деятельности которых является покупка и продажа электроэнергии потребителям.

Однако после детального анализа законодательства становится очевидно, что получать лицензию необходимо всем организациям, которые так или иначе занимаются продажей электроэнергии своим клиентам.

Рассмотрим типичный случай.

Завод, который был построен в Советские годы, в дальнейшем был разделен на несколько частей, каждая из которых имеет нового собственника.

Собственник, к которому перешли электрические сети завода, приобретает у гарантирующего поставщика электрическую энергию по «головным» счетчикам. Часть электрической энергии он тратит на свои нужды, а остальную часть продает другим собственникам (субабонентам, не имеющим прямого договора с гарантирующим поставщиком).

Нужна ли здесь лицензия?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно, в первую очередь, разобраться, а что такое «Энергосбытовая деятельность».

Определение «Энергосбытовой деятельности» приведено в ст.3 Федерального Закона №35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике».

Энергосбытовая деятельность это деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Простыми словами, энергосбытовая деятельность – это покупка и последующая продажа электроэнергии не для своих собственных нужд.

Таким образом, в вышеописанном примере собственник электрических сетей осуществляет энергосбытовую деятельность в отношении своих субабонентов. Хотя, очевидно, такая деятельность может и не являться для него основной.

В связи с этим, получение лицензии для такого потребителя является обязательным условием.

Таким образом, лицензию на энергосбытовую деятельность обязаны получать и те потребители, которые приобретают электроэнергию у гарантирующего поставщика в интересах своих субабонетов, подключенных к их сетям и перевыставляют им счета на оплату потребленной электроэнергии. Например, крупные заводы советской эпохи, имеющие на своих площадях производства, принадлежащие разным собственникам, либо сдающие в аренду производственные площади; управляющие компании, в управлении которых находятся торгово-развлекательные центры с различными арендаторами торговых площадей.

При этом, для таких предприятий продажа электроэнергии не является основным видом деятельности. Они лишь по необходимости перепродают электроэнергию, причем зачастую по той же цене, по которой и приобрели её у гарантирующего поставщика не получая никакой прибыли.

В связи с этим, обязанность лицензирования энергосбытовой деятельности затрагивает интересы большого количества компаний.

Причем даже таких, которые не подозревают, что они фактически осуществляют энергосбытовую деятельность.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Кто не должен получать лицензию на энергосбытовую деятельность?

Требование о получении лицензии на энергосбытовую деятельность касается не всех участников розничного рынка электроэнергии, которые продают электроэнергию. В законодательстве есть исключения.

Так в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ лицензию не нужно получать:

  • генерирующим компаниям, которые продают всю сгенерированную электроэнергию на собственных объектах генерации и продают её только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации и (или) другому производителю электрической энергии (мощности);
  • генерирующим компаниям, которые продают электроэнергию только сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, при чем электроэнергию должна быть произведена на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа;
  • генерирующим компаниям, которые продают электроэнергию в объемах, не превышающих их собственную выработку.

Таким образом, не обязаны получать лицензию генерирующие компании, продающие электрическую энергию на розничном рынке напрямую потребителям.

Кроме того, по нашей оценке, лицензию не нужно получать еще одной категории юридических лиц.

К такой категории относятся исполнители коммунальных услуг, а также владельцы торгово-развлекательных или бизнес-центров, которые производят расчеты с арендаторами помещений в рамках заключенных договоров аренды и, кроме того, выставляют арендаторам счета на компенсацию стоимости электрической энергии.

То есть не выделяют электроэнергию как отдельный товар.

Если же владелец ТРЦ или бизнес-центра поставляет арендодателям самостоятельный товар в виде «Электрической энергии» по отдельному договору, то он также обязан получать лицензию.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В какой срок выдадут лицензию соискателю?

Нормами закона установлено, что с 01 июля 2020 года все компании, отвечающие критериям энергосбытовой деятельности обязаны иметь соответствующую лицензию.

Для этого в Министерстве энергетики РФ создан специальный департамент лицензирования энергосбытовой деятельности (лицензирующий орган). Лицензирующий орган начинает прием заявок на выдачу лицензии с 01 февраля 2020 года.

Законом отведено 45 рабочих дней на проверку сведений, предоставленных в лицензирующий орган для получения лицензии, а также на принятие решение о выдаче лицензии, либо об отказе в её выдаче.

После успешной проверки лицензирующим органом поданных соискателем лицензии документов производится выдача лицензии и вносится соответствующую запись в сводный федеральный реестр лицензий не позднее чем в течение трех рабочих дней. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия.

Таким образом, в случае правильного оформления пакета требуемых документов соискатель через 2 месяца будет иметь на руках лицензию и на законных основаниях осуществлять энергосбытовую деятельность.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Какая ответственность предусмотрена за деятельность без лицензии или за нарушение лицензионных требований?

В связи с введением лицензирования энергосбытовой деятельности в Кодекс об Административных нарушениях (КоАП) внесена новая статья, предусматривающая административное наказание для должностных и юридических лиц (изменения в КОАП вступят в дейстчие после 01.07.2020 года).

Так, осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 200 000 до 250 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;

— на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Осуществление энергосбытовой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

— на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Важно отметить, что проектом Постановления Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности» и предусматривается некоторое послабление при привлечении к административной ответственности с 01 июля 2020 года для тех компаний, которые успели подать в Минэнерго России заявления на получение лицензии до указанной даты.

В проекте Постановления Правительства на этот случае имеется оговорка, что в случае, если будет получен отказ в выдаче лицензии, либо принято решение об отказе в приеме заявления после 01 июля 2020 года – соискатель, продолжающий заниматься энергосбытовой деятельностью, будет привлечен к административной ответственности за работу без лицензии.

Однако рассчитывать, что удастся вскочить в «последний вагон уходящего поезда» все же не стоит.

Так что не стоит рисковать и откладывать получение лицензии на последний момент.

Какие требования предъявляются к соискателю лицензии?

Для того, чтобы предприятие могло получить лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности оно должно соответствовать установленным требованиям.

Ниже представлен исчерпывающий перечень требований к соискателю лицензии:

  • соискатель должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
  • руководитель предприятия или члены совета директоров не имеют неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
  • руководитель предприятия или члены совета директоров не должны быть подвергнуты повторному административному наказанию по статьям «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» и «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП;
  • в федеральном реестре лицензий отсутствуют внесенные за три года, предшествующие дате получения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о прекращении действия лицензии на основании недобросовестного выполнения предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений правил лицензирования;
  • не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства или конкурсного производства;
  • должен соответствовать критериям финансовой устойчивости и не нарушать финансовую дисциплину, установленную законом о лицензировании и постановлением Правительства РФ «О лицензировании энергосбытовой деятельности»;
  • удовлетворяет требованиям к очному и заочному обслуживанию клиентов.

Приведенный выше перечень наглядно демонстрирует основную задачу,которую намеревался решить законодатель, введя механизм лицензирования энергосбытовыой деятельности.

Очевидно, что основными требованиями являются финансовая состоятельность и добросовестность соискателя лицензии, что в конечном счете направлено на улучшение платежной дисциплины и ответственности на рынке электроэнергии.

Рассмотрим подробнее критерии финансовой устойчивости и требования к очному и заочному обслуживанию потребителей.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Критерии финансовой устойчивости энергосбытовой компании для получения лицензии

Критерии финансового состояния и дисциплины подробно приведены в Приложении №2 к Положению о лицензировании энергосбытовой деятельности.

Для того, чтобы определить соответствует ли соискатель лицензии установленным требованиям, проверяются следующие показатели:

  • Показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, отражающие оборачиваемость кредиторской задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
  • Показатели финансового состояния и финансовой дисциплины, отражающие оборачиваемость общей кредиторской задолженности.
  • Показатель финансового состояния и финансовой дисциплины соискателя лицензии, лицензиата, отражающий долю просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности.
  • Показатель, характеризующий погашение соискателем лицензии, лицензиатом задолженности, определяемой как сумма неисполненных на 30 сентября 2019 года обязательств по оплате электрической энергии и мощности на оптовом рынке, по которым наступил обязательный срок оплаты в соответствии с договорами, заключенными на оптовом рынке, по которым расчет денежных обязательств сторон производится организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Каждый из показателей для получения лицензии рассчитывается по формуле, приведенной в «Положениях о лицензировании энергосбытовой деятельности» и заполняется соискателем в отдельных таблицах на основании его бухгалтерской и финансовой отчетности.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Требования к очному и заочному обслуживанию потребителей

Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности содержит перечень требований к очному и заочному обслуживанию потребителей как на момент получения лицензии соискателем, так и на период после её получения.

То есть требования по обслуживанию потребителей должны выполняться постоянно, а не только до получения лицензии.

При этом, требования об очном и заочном обслуживании потребителей имеют некоторые послабления на переходный период.

Ведь для организации обслуживания потребителей требуются затраты со стороны энергосбытовых компаний, а эти затраты могут быть не включены или включены не полностью в размер сбытовой надбавки крупнейших энергосбытовых компаний региона – гарантирующих поставщиков, деятельность которых является регулируемой .

Основные требования к организации обслуживания потребителей энергосбытовых компаний приведены в Приложении №4 к Положению о лицензировании энергосбытовой деятельности.

Первое требование, которое предъявляется к соискателю лицензии и к процессу его дальнейшей деятельности состоит в наличии официального сайта в сети Интернет, который должен работать с минимальными перебоями и содержать определенный набор информации с которой могут ознакомиться потребители.

Так, например, требование о бесперебойной работе сайта состоит в том, что с 7-00 до 23-00 местного времени перерывы в работе официального сайта допустимы не более трех раз в месяц суммарной длительностью, не превышающих 12 часов.

Требование к наполнению сайта содержит указание, что сайт должен содержать следующую информацию:

  • Реквизиты сбытовой организации (наименование, ОГРН, номер телефона, почтовый адрес, банковские реквизиты).
  • Информацию об очном обслуживании потребителей (адреса центров очного обслуживания, график их работы).
  • Информацию о способах заочного обслуживания.
  • Информацию, которая понадобится потребителю для заключения договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии (порядок заключения договора, порядок расчета стоимости электроэнергии, сведения о тарифах, порядок смены ценовой категории, порядок применения льгот и их размер, порядок оплаты потребленной электроэнергии и санкции в случае его нарушения, порядок расчета бездоговорного и безучетного потребления, порядок оснащения приборами учета точек поставки электроэнергии и информацию и расчетных способах определения объема электропотребления).

Организация обслуживания клиентов должна обеспечивать возможность обращения любого клиента в очной или заочной форме по вопросам заключения договора, оплаты по действующему договору и предъявления претензий.

К очному обслуживанию относится обслуживание, при котором происходи личный контакт потребителя и представителя лицензируемой организации, к заочному – обращение по телефону, почтовой связи или в сети Интернет.

При этом, очное обслуживание является обязательным для энергосбытовых компаний, которые обслуживают население и приравненных к нему потребителей.

В целях комфортного обслуживания потребителей в центрах очного обслуживания установлены требования по количеству таких центров в зависимости от размера муниципального образования (количества проживающих жителей), а также требования по технологии обслуживания клиентов (количество часов работы центров, наличие электронной очереди, максимальное время ожидания клиента в очереди).

Заочное обслуживание осуществляется путем поддержания в работоспособном состоянии телефонов с бесплатным для потребителя междугородним соединением и личных кабинетов на сайте энергосбытовой компании.

Для заочного обслуживания по телефону предусматривается, что среднее время ожидания ответа работника сбытовой компании не должно превышать 10 минут и должна выполняться аудиозапись всех входящих звонков. Эти требования являются обязательными с 01 января 2021 года.

Личный кабинет потребителя на сайте сбытовой компании должен обеспечивать для каждого потребителя возможность передать показания счетчиков, подать заявку на смену ценовой категории и возможность подачи претензий или жалоб, а так же отражать актуальную информацию о действующем тарифе, задолженности (при ее наличии) и сведения о приборах учета.

Для внедрения личных кабинетов на сайте энергосбытовой компании вводится переходный период, который устанавливает следующие сроки:

  • в отношении населения и приравненных к нему категорий потребителей электрической энергии (мощности) — с 1 января 2021 года;
  • в отношении потребителей электрической энергии (мощности) — индивидуальных предпринимателей — с 1 января 2022 года;
  • в отношении потребителей электрической энергии (мощности) — юридических лиц — с 1 января 2023 года.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Куда подавать заявку на получение лицензии?

Для получения лицензии соискатель должен обратиться в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации с соответствующим заявлением. Форма заявления и требования к его содержанию содержаться на официальной странице Департамента лицензирования по адресу: https://minenergo.gov.ru/node/16548.

К заявке требуется приложить документы, которые устанавливают полномочия директора сбытовой компании, его согласие на обработку персональных данных, справку об открытых счетах в банках, выписки с банковских счетов и другие документы, которые подтверждают текущее состояние расчетов с потребителями и сетевыми компаниями, документы о правах владения помещениями для очного обслуживания потребителей и заполненные приложения по формам для определения финансовой устойчивости и платежной дисциплины.

Все документы передаются в Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности Министерства энергетики Российской Федерации на бумажном носителе и заверяются уполномоченным лицом соискателя лицензии. Кроме того требуется приложить электронные копии направленных документов.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

В каких случаях предусмотрено прекращение лицензии на энергосбытовую деятельность?

Действие лицензии прекращается в каждом из следующих случаев:

  • получение от лицензиата заявления о прекращении действия лицензии;
  • введение в отношении лицензиата процедуры конкурсного производства;
  • внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении лицензиата в процессе ликвидации;
  • внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении лицензиатом деятельности (за исключением реорганизации в форме преобразования, а также в форме слияния или в форме присоединения к другому юридическому лицу);
  • принятие лицензирующим органом решения об отказе в переоформлении лицензии либо непредставление лицензиатом или его правопреемником в срок, определенный положением о лицензировании энергосбытовой деятельности, заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям, установленным положением о лицензировании энергосбытовой деятельности;
  • установление в отношении лицензиата — гарантирующего поставщика, производителя электрической энергии (мощности), энергосбытовой организации при осуществлении энергосбытовой деятельности в пределах Единой энергетической системы России одного из следующих фактов:
  • однократное неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении нарушения лицензионного требования, указанного в абзаце четвертом пункта 4 статьи 29.3 Федерального закона №35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • неоднократное в течение двенадцати месяцев неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении нарушения лицензионных требований;
  • неоднократное в течение двенадцати месяцев грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований;
  • неисполнение в установленный срок лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
  • неисполнение в установленный срок лицензиатом выданного лицензирующим органом в соответствии с абзацем вторым пункта 4 настоящей статьи предписания о предоставлении документов и (или) информации, необходимых для осуществления лицензионного контроля.

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Ответственность за невыполнение предписаний по устранению нарушений, выявленных лицензирующим органом

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.»

<<Назад к перечню вопросов о лицензировании

Федеральный закон №522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» вступил в действие 28 декабря 2018 года, и среди специалистов в области энергетики получил название «Закон об интеллектуальном учете».

Рассмотрим основные положения этого закона, которые напрямую повлияют на перераспределение зон ответственности за организацию учета электроэнергии.

«Начиная с 01.07.2020 года Коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации» Пункт 5 статьи 1 ФЗ №522 от 27 декабря 2018 г.

Это означает, что все заботы, касающиеся приборов учета электроэнергии и дополнительного оборудования (покупка, монтаж, замена, допуск в эксплуатацию) ляжет на плечи гарантирующих поставщиков и сетевых организаций.

Если производится учет электроэнергии в частном доме, или в других случаях непосредственного подключения к инфраструктуре сетевой организации, то такой учет попадает в зону ответственности сетевой организации.

В случае учета в многоквартирных домах, электроснабжение которых происходит с использованием общего имущества, такие обязанности берет на себя гарантирующий поставщик (энергосбытовая компания).

«Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).» Пункт 5 статьи 1 ФЗ №522 от 27 декабря 2018 г.

Т.е. счетчики, уже введенные в эксплуатацию к этому времени останутся, а на новых объектах допущены в эксплуатацию будут только приборы, соответствующие минимальным требованиям.

На данный момент минимальный набор функций не утвержден Правительством Российской Федерации, однако имеется проект данного документа. Согласно ему, в эксплуатацию будут допущены приборы со следующими характеристиками:

— Многотарифность

— Наличие интерфейса для автоматической передачи данных

— Наличие реле ограничения мощности

— Ведение получасовых и часовых профилей мощности

— Ведение электронного журнала событий (вскрытие, воздействие магнитного поля и т.д.)

«По всем приборам учета электрической энергии … должно быть обеспечено безвозмездное предоставление … минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии.» Пункт 5 статьи 1 ФЗ №522 от 27 декабря 2018 г.

Поставщики смогут в автоматическом режиме осуществлять следующие действия:

— собирать показания с приборов учета

— ограничивать мощность недобросовестным потребителям

— вносить изменения в конфигурацию счетчиков (переход с двухтарифного учета на однотарифный и наоборот, по желанию абонента).

— получать информацию о внешнем воздействии на электросчетчик.

Стоит отметить, что согласно данному закону, рост тарифов на электроэнергию не предусмотрен (кроме поправки на инфляцию).

Перепродажа электроэнергии запрещена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *