Плата за пользование землей

Большинство владельцев земельных участков в Российской Федерации должны уплачивать земельный налог в муниципальный или местный бюджет.

В нашей статье пойдет речь об уплате такого вида налогов на земли общего пользования, мы прольем свет на законодательные нормы, которые регулируют уплату налога на землю, о том, какие земли подпадают под понятие «земли общего пользования», о ставках и сроках оплаты, о процедуре уплаты такого налога и о льготах на оплату, которые предусмотрены действующим законодательством.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 – Москва
  • +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург

Законодательство

В действующем законодательстве Российской Федерации земельному налогу отведена целая глава в Налоговом кодексе страны – тридцать первая.

  • Так статья 387 описывает общую информацию связанную с налогом на землю в России, и о том, как он устанавливается.
  • 388 статья проливает свет на налогоплательщиков, которые должны платить такой вид налога в муниципальную казну.
  • В статье 389 точно представлен перечень объектов, которые подпадают под налогообложение.
  • Статья 390 освещает налоговую базу по данному типу налогов – кадастровую стоимость конкретного участка земли, которая играет основополагающую роль при расчете такого вида платежа в казну.
  • 391 и 392 также посвящены налоговой базе.
    Период оплаты такого налога определяется 393 статьей, в ней также идет речь и об отчетности по уплате.
  • Налоговые ставки описаны в следующей статье – 394-й.
  • Точное описание возможных льгот по оплате налога на землю представлено в 395 статье.
  • 396-я и 397-я статьи описывают порядок исчисления и сроки для оплаты такого платежа.
  • Последняя статья главы – 398-я, регулирует оформление налоговых деклараций.

Какие земли относят к землям общего пользования

Точное описание земель и земельных участков общего пользования дает Градостроительный и Земельный кодексы Российской Федерации. Так землями общего пользования принято считать те территории, которые свободно используются множеством разных людей.

На землях такого типа пользования могут находится одновременно неограниченное число людей, также через земли общего пользования доступен свободный проход или проезд.

Исходя из действующего законодательство можно смело сказать, что земли общего пользования предоставляются гражданам для ведения садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства. Имущество общего пользования предполагает свободное размещение на таких участках земли специального водоснабжения или водоотвода и/или линий снабжения теплом, газом или электричеством. Также подобные земли используются для охраны, организации мест для общественного отдыха, например, скверы, парки или спортивные площадки.

На землях общего пользования часто располагаются свободно используемые дороги, площадки для сбора мусора, противопожарные объекты, водонапорные сооружения, котельные и другие объекты такого типа.

Важно помнить, что земли общего пользования, предназначенные для некоммерческого ведения хозяйства.

Налогообложение такого типа земель

Ставка земельного налога определяется действующим законодательством Российской Федерации.

Так согласно Налоговому кодексу для земель следующих типов налоговая ставка будет равна 0.3%:

  • Земельный участки, которые используются гражданами для ведения сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для использования в сельском хозяйстве.
  • Участки земли, на которых находятся инфраструктурные сооружения жилищно-коммунального хозяйства.
  • ЗУ, которые были предоставлены или куплены для строительства жилых помещений.
  • Земли, которые используются (приобретены или куплены) для ведения огородничества, личного подсобного хозяйства, разведения животных, выращивания садов или ведения дачного хозяйства.
  • Участки земли, которые подпадают под понятие «ограниченные в обороте» (для нужд обороны, таможенной службы или охраны).

Все остальные земельные участки облагаются ставкой по налогу в 1.5%.

Налоговый кодекс также допускает установление разграниченных налоговых ставок по земельному налогу. На такую ставку влияет очень много факторов: категория конкретного участка земли, разрешение на использование, места нахождения объекта (например, наличие дорог к участку) и т.д. Такие ставки могут быть применены по отношению к тем землям, которые находятся во внутригородской черте Москвы.

Подобный законодательный нюанс связан с постоянным расширением границ города федерального значения.

Согласно НК РФ уплата земельного налога распространяется на физических и юридических лиц, которые распоряжаются участками земли подпадающими под налогообложение.

Платить такой налог должны владельцы ЗУ, а также те, кто использует участок земли на правах бессрочного использования, или же праве пожизненного наследуемого имущества.

При этом не оплачивают такой налог те лица, что используют участки на правах безвозмездного пользования, в том числе и на срочной или арендной основе. Сроки оплаты земельного налога и авансов по нему регулируются действующим законодательством страны. Так земельный налог должен быть уплачен за участок не позднее, чем наступит первое декабря года. Именно с 1 декабрям связанно истечение налогового периода, т.е. периода для оплаты налогов и сборов.

Сроки уплате авансовых платежей устанавливаются согласно муниципальному законодательству.

При этом организации оплачивают земельный налог не позднее, чем наступит 1 февраля.

Порядок уплаты

Налог оплачивают в местный муниципальный бюджет по месту расположения

конкретного участка земли. Налоговой базой по такому типу налогов является кадастровая стоимость участка земли.

Юридические лица и организации самостоятельно определяют налоговую базу при уплате земельного налога, на основании открытых сведений, имеющихся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Если участок земли находится в долевой собственности, то каждый владелец доли выплачивает пропорциональную его доле сумму по налогу.

Для участков, которые находятся в совместной собственности, оплата происходит в равномерных долях на каждого владельца.

Для расчета земельного налога используется следующая формула:

Кст х Д х Ст х Кв = земельный налог

Где Кст – это кадастровая стоимость участка земли, Д – это размер ЗУ, Ст – размер ставки на земельный налог, а Кв – соответствующих коэффициент, который вносится в том случае, если собственник участка земли владеет им менее одного года.

Физические лица перед уплатой налога получают специальное налоговое уведомление с точной суммой в рублях, которую они должны уплатить в Федеральной налоговой службе. Юридические лица и организации самостоятельно проводят расчеты при помощи штатных или внештатных специалистов, так как расчет земельного налога для юридических лиц требует большой точности.

Земельный налог можно заплатить и онлайн через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы – https://www.nalog.ru.

Что касается организаций, то налоговые декларации подаются как лично при посещении ФНС РФ, так и в электронном виде согласно установленным правилам заполнения электронных налоговых деклараций.

Это также возможно через сайт ФНС.

Стоит учитывать также возможность уплатить задолженность по земельному налогу через банковские структуры, многие современные российские банки позволяют проводить такие платежи, онлайн не отходя от персонального компьютера.

Что делать в случае отказа в предоставлении земельного участка в аренду? Узнайте в нашем материале!
Как выделить долю в вы узнаете в нашей тематической статье.
Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по .

Льготы и льготники

Законодательством предусмотрены как федеральные, так и муниципальные льготы на уплату в том числе и земельного налога.

Так в перечень льготников попали следующие лица:

  • Герои СССР и Российской Федерации, а также ветераны военных конфликтов и участники боевых действий.
  • Пострадавшие от техногенных катастроф лица.
  • Инвалиды первой и второй групп.
  • Большая часть категорий пенсионеров. При этом в некоторых районах Москвы действуют муниципальные ограничения, например, льгота для пенсионеров только старше 70 лет.

Таким образом, физические лица освобождены от самостоятельного расчета земельного налога и уплачивают такой тип платежа после получения специального налогового уведомления или же онлайн через сайт Федеральной налоговой службы. В свою очередь юридические лица самостоятельно производят расчет налога на землю и для уплаты подают налоговые декларации в тот же федеральный орган – ФНС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами. При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2. регулярные платежи за пользование недрами;
3. плата за геологическую информацию о недрах;
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5. сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Комментарий к статье 39
Комментируемая статья 39 Закона посвящена общим принципам, лежащим в основе системы платежей, взимаемых при пользовании недрами.
В основе недропользования в Российской Федерации лежит принцип платности, закрепленный в комментируемом Законе , который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, если иное не предусмотрено законом. Принцип платности недропользования вытекает из закрепленного ст. 1.2 комментируемого Закона права государственной собственности на недра.
———————————
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 16. Ст. 834. (Федеральным законом от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ Закон РФ «О недрах» был изложен в новой редакции.)
Закрепление в комментируемом Законе принципа платности пользования недрами как объектом права государственной собственности не является принципиально новым положением для отечественного законодательства. Платность недропользования устанавливалась Уставом Горным Российской Империи и Горным положением СССР . Последнее утратило силу после принятия Конституции СССР 1936 года, провозгласившей бесплатность пользования землей, недрами и иными природными ресурсами. Принцип бесплатности недропользования действовал в нашей стране вплоть до вступления в силу в 1992 году первой редакции комментируемого Закона.
———————————
См.: Перчик А.И. Горное право: Учебник. М., 2002. С. 85.
Горное положение Союза ССР. Утв. ЦИК и СНК СССР от 9 сентября 1927 г. // СУ РСФСР. 1927. N 68. Ст. ст. 687, 688.
Для других стран принцип платности недропользования является практически всеобщим.
Действующая в настоящее время в Российской Федерации система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, сложилась в 2002 году после вступления в силу главы 26 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), а также ряда иных нормативных правовых актов.
———————————
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3429.
До этого лица, осуществлявшие добычу полезных ископаемых, являясь субъектами предпринимательской деятельности, были плательщиками общих для всех предпринимателей налогов и сборов (НДС, налог на прибыль (доход) и т.п.), а также ряда специальных платежей, установленных в комментируемом Законе, к которым относились:
— сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
— платежи за пользование недрами (платежи за право поиска и оценки месторождений, платежи за право разведки месторождений, платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти), платежи за пользование недрами в других целях);
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
— акцизы;
— платежи за пользование акваторией и участками дна территориального моря.
Вступление в силу главы 26 и главы 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных комментируемым Законом. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты налога на имущество, а также ряда других обязательных платежей.
Приступая к рассмотрению платы за недропользование, необходимо уяснить правовую природу общественных отношений, складывающихся при пользовании недрами, и правовой режим объектов таких отношений, поскольку именно они определяют характер налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых и использованием участков недр в иных целях.
Недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Законодательство Российской Федерации регулирует налогообложение в сфере недропользования исключительно в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также использование недр в иных целях осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Часть 1 ст. 67 Конституции РФ предполагает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Выделяют сухопутную, водную и воздушную территории государства. В этих пределах государство реализует свою власть. Исключительный характер такой власти в границах государства именуется государственным суверенитетом.
Применительно к добыче ископаемых видов сырья первоочередной интерес представляют сухопутная и водная территории России. Сухопутной территорией России является суша, находящаяся в пределах ее государственных границ. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается :
———————————
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
— на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
— на море — по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
— на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
— на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
— на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Основным законодательным актом, определяющим правовой режим водной территории, является Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» . В ст. 1 названного Закона внутренние морские воды определяются как воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.
— портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
— заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
— заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
В ст. 2 названного Закона дается определение и устанавливаются границы территориального моря. Это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемый от исходных линий. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, установлены в ст. 4 данного Закона. В процессе делимитации территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с ее побережьем, может быть установлена иная ширина территориального моря.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации. Одновременно Законом признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Юрисдикция российского государства распространяется не только на поверхность суши и вод в пределах географических границ России, но и на находящиеся под ними недра.
В преамбуле Закона о недрах сказано, что он является основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Таким образом, этот Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Указанные территории обладают так называемым смешанным режимом. Хотя они не входят в состав государственной территории прибрежного государства, такое государство осуществляет в их пределах определенные суверенные права и несет обязанности, установленные внутренним законодательством и международным правом.
Установлению правового режима континентального шельфа посвящен Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» . Статья 1 данного Закона определяет границы континентального шельфа Российской Федерации, который включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
———————————
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на расстояние

Следующая статья «
К тексту закона «

Статья 65 ЗК РФ. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

См. все связанные документы >>>

1. Платность использования земли выражается в уплате, как сказано в п. 1 комментируемой статьи, земельного налога и арендной платы. Но было бы точнее сказать: земельного налога или арендной платы, так как пользователь земельного участка платит что-то одно: либо налог (собственник и другие владельцы земли — неарендаторы), либо арендную плату (арендаторы). Нельзя с арендатора требовать и то и другое, поскольку один раз уже заплатил хозяину земли арендную плату, установленную договором аренды. В свою очередь хозяин земли платит за тот же земельный участок земельный налог, который учитывается при определении арендной платы.

Различие названных платежей состоит еще и в том, что налог является обязательным заранее установленным платежом, взимаемым государством в пользу бюджета. Арендная же плата определяется добровольным соглашением участников этого договора, и она идет в пользу арендодателя. Поскольку существуют принципиальные различия двух названных платежей, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) внес дополнения в виде отдельной гл. 31 «Земельный налог».

2. Налогоплательщиками согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения, как указано в ст. 389 НК РФ, являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база согласно ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, причем в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391).

Налоговая база определяется отдельно для долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики, являющиеся индивидуальными предпринимателями (физические лица), определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Если иное не предусмотрено НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра объектов недвижимости и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г., без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

инвалидов с детства;

ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной ст. 391 НК РФ, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; объектами особого назначения;

религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

3. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Представительный орган муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Представительный орган муниципального образования, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ.

Плата за пользование землей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *