Подъезд пожарных автомобилей

Разъяснение терминов «Подъезд для пожарных автомобилей» и «Проезд для пожарной техники»

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России
от 23 июня 2014 г. № 2801-15-1-02

На основании ст.90 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ»Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вышеназванным терминам (с точки зрения организации действий по тушению пожара) соответствуют следующие определения:

проезд для пожарной техники — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.) по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств;

подъезд для пожарных автомобилей — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.) по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств, а так же стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и устройств пожарного автомобиля, выполнение действий по тушению пожара и других действий предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ»О пожарной безопасности».

Можно ли во дворах парковаться на местах для пожарных машин?

Сергей Канаев, член Координационного совета Федерации автовладельцев России.

Разметка на асфальте в виде большого прямоугольника в красно-белую полоску означает, что это место зарезервировано для спецтранспорта. Например, для машин пожарной службы. И, паркуя свой личный автомобиль в этой зоне, люди ставят под угрозу жизнь тех, кто проживает в ближайшем доме. Ведь, если начнётся пожар, спецтранспорт просто не сможет подъехать к зданию, как бывало в последние годы не один раз. В критических ситуациях неправильно припаркованные машины приходится оттаскивать в сторону буквально на руках. А при пожаре каждая минута промедления смертельно опасна.

К сожалению, наказать сегодня рублём тех, кто паркуется на местах для спецтранспорта, невозможно (единственное исключение — когда помимо горизонтальной разметки на асфальте рядом установлен дорожный знак «Стоянка запрещена»). Ведь ни в Правилах дорожного движения, ни в столичном Административном кодексе нет ни слова о том, что парковка в зоне красно-белой разметки запрещена и наказывается штрафом. Есть только распоряжение правительства Москвы за 2006 г. (№ 891-РП), где указано, что префектуры и управы должны следить за тем, чтобы эти площадки оставались свободными. Но, если пожара нет, эвакуировать ваш автомобиль никто не имеет права. Так что сегодня приходится рассчитывать только на сознательность горожан.

Площадка для пожарных машин

Требования пожарной безопасности регламентируют строительство жилых, коммерческих и производственных зданий, стандарты, которым должны соответствовать объекты и прилегающие территории. Среди таких требований – наличие пожарных подъездов, выездов и площадок для разворота пожарных машин. От соблюдения всех условий зависит, сможет ли спецтехника в случае нештатной ситуации добраться до места назначения и оперативно ликвидировать возгорание.

Законодательная база

Требования к разворотным площадкам пожарной машины, беспрепятственным въездам и выездам регламентируются следующими законодательными и нормативными документами:

  1. ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 с последующими изменениями и дополнениями.
  2. Сводом правил систем противопожарной безопасности СП 4.13130.2013 в редакции от 24.06.2013.

Размеры площадки для пожарных машин

В соответствии с действующими правилами, все тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для пожарных машин. Размеры разворотных площадок проектируются с учетом габаритов техники и радиуса разворота, но должны быть не менее 15 х 15 м. Максимальная длина тупикового проезда – 150 м.

Удаленность мест для разворота техники от зданий и сооружений – не меньше 5 м и не больше 15 м.

Подъезды к водоемам для гашения возгораний также оборудуются пожарными площадками. Их размеры – 12 х 12 м.

Покрытие

Площадка и тупиковый проезд должны иметь покрытие, пригодное для движения спецтехники в любое время года. Само покрытие должно обладать достаточной прочностью, выдерживать нагрузку полностью снаряженного автомобиля, а это – 46 тонн и нагрузка на каждую ось – до 15,5 тонн.

Мягкий грунт затрудняет движение и разворот техники. Если развороты оборудуются на участках с песчаными или глинистыми почвами, рекомендуется укреплять их шлаком, щебнем, другими подручными строительными материалами.

Небольшой уклон также необходим. Он формируется так, чтобы вода, образующаяся после дождей или обильных снегопадов, могла стекать самотеком, и не превышает 6 градусов.

Контур разворотных платформ обрабатывается антисептическим составом, после чего оснащается водосборниками и сточными отверстиями. На участках с закруглениями дополнительно устанавливаются криволинейные бортовые камни.

Что можно, а что – нельзя?

В Своде правил 4.13130.2013 сказано, что в габариты разворотных площадок допускается включать:

  • пожарный подъезд;
  • примыкающие к нему тротуары с обеих сторон;
  • расстояние от внутреннего края подъездного пути до стены дома.

Таким образом, законодатель позволяет спецтехнике подъезжать к жилым домам и другим объектам по газонам, если их покрытие выдержит грузовой автомобиль в полном снаряжении.

В указанной зоне не должно быть:

  • линий электропередач;
  • кустарников, деревьев и других зеленых насаждений;
  • проводов;
  • парковок.

Односторонние и двухсторонние подъездные пути

Пожарный проезд – это сквозной участок дороги, обеспечивающий беспрепятственное прибытие специальной техники к месту возгорания. В соответствии с действующими правилами, проезд должен обеспечиваться:

  1. Вдоль всего многоквартирного жилого дома с двух сторон, если высота строения составляет 28 и более метров. Эта высота соответствует стандартному девятиэтажному дому.
  2. С обеих сторон, если речь идет о школах, больницах, гимназиях, детских садах и других социальных учреждениях.
  3. С одной стороны объекта, если это промышленные резервуары, производственные цеха или складские помещения, шириной не более 18 м. Если объекты шире, то подъезды следует оборудовать с обеих сторон.
  4. С любой стороны, когда речь идет об объектах площадью свыше 10 000 м2 или шириной более 100 м.

Ширина подъездных путей

Ширина зависит от высоты объекта и составляет:

  • 350 см, если жилой дом или нежилое помещение ниже 13 м;
  • 420 см – для объектов, высота которых составляет 13-46 м;
  • 600 см – для зданий, которые выше 46 м.

Если речь идет о ширине основного подъездного пути, то тротуар в нее не включается.

Максимальное расстояние от зданий до подъездных путей регламентируется пунктом 8.6 СП 4.13130.2013 и составляет:

  • 5-8 м – для строений высотой 28 м включительно;
  • 3,5 м – для зданий до 13 м;
  • 4,2 м – для объектов от 14 до 46 м включительно.

Соблюдение этих параметров необходимо, чтобы струя воды доставала до источника огня беспрепятственно. На территории, отделяющей стену жилого или коммерческого здания от подъездного пути, как и на разворотных площадках, не должно быть деревьев, кустарников, линий электропередач.

В загородных поселках, дачных кооперативах, частном секторе в черте города минимальная ширина улицы составляет 7 м, а проезда для спецтехники – 3,5 м.

Арочные проемы

В многоподъездных домах и дворах с плотной застройкой часто оборудуют арочные проемы для сквозного проезда транспорта. Действующими правилами пожарной безопасности определены их параметры:

  • высота – 450 см и больше;
  • ширина – 350 см и больше.

Арки должны находиться друг от друга на расстоянии не более 180 м в новых кварталах. В старой застройке это расстояние почти вдвое большее – 300 м.

Исключения из правил

Не всегда проезды и разворотные площадки удается оборудовать в строгом соответствии с правилами, особенно, когда речь идет о старой застройке, представляющей архитектурную и историческую ценность, признанную памятником архитектуры и не подлежащую конструктивным изменениям.

В таких ситуациях допускаются отступления от правил. В частности, если два соседних дома классифицируются как строения 1-го или 2-го класса огнестойкости, ширина проезда может быть уменьшена на 20%.

При проектировании новых кварталов и объектов также учитывается огнеупорность строительных материалов и сейсмическая активность в конкретном районе. Если материалы, из которых строится объект, обладают низкой огнеупорностью, то ширину пожарных проездов рекомендуется увеличить на 25%.

В районах с сейсмической активностью и риском 9-балльных землетрясений ширину проездов также необходимо увеличить на 20%. То же правило действует для соседних двухэтажных строений, фасадные материалы которых классифицируются как легко воспламеняющиеся.

Для вспомогательных хозяйственных построек четкий регламент расстояний не установлен. Существует технический стандарт, по которому можно определить степень огнестойкости строительных материалов и с ее учетом рассчитать размеры пожарных проездов.

В столице начнут активнее штрафовать за парковку на красно-белой разметке. Фиксировать нарушения будет сервис «Помощник Москвы» с помощью специально установленных камер. Доложить о том, что чей-то автомобиль стоит на разметке для пожарных машин, сможет любой горожанин. Штраф за такую парковку составляет 1,5-2 тыс. руб.

В качестве эксперимента камеры установят в нескольких дворах в центре столицы, сообщили в Центре организации дорожного движения Москвы: «Мы провели мониторинг и совместно с префектурой ЦАО и коллегами из МЧС запускаем пилотный проект во дворах, где происходит больше всего нарушений. С 5 декабря “Помощник Москвы” заработает по восьми адресам: улица Стройковская, дом 8, улица Марксистская, дом 5, улица Александра Солженицына, дом 31, строение 1, 4-я Тверская-Ямская улица, дом 12, улица Чаянова, дом 16, улица Бутырский вал, дом 48, Вадковский переулок, 16, Вспольный переулок, дом 16, строение 1. Программа на основе геолокации и заранее размеченных зон на карте сама определяет, какой вид нарушений нужно зафиксировать. При этом камера должна находиться в стационарном положении».

Пожарная служба жалуется, что часто не может проехать к месту возгорания из-за припаркованных автомобилей на красно-белой разметке. Поэтому и вводится дополнительное видеонаблюдение. При этом нормативов, где размещать этот «красный квадрат», не существует, подчеркивает заместитель председателя Московского городского союза автомобилистов Сергей Галишников: «Как правило, на этих “квадратиках” машина может быть частично припаркована. Расположение разметок определяется чисто по наитию сотрудников ГБУ “Жилищник”, но при этом штраф составляет 2,5 тыс. руб.

Загадка — почему именно там нарисовано место для развертывания пожарной техники.

Если расположение городских структур ЦОДД, парковочных зон более или менее оправдано, и я еще могу это понять, то пожар может возникнуть где угодно. Необходимость именно этого конкретного “квадратика” для меня лично сомнительна».

Кто и как зарабатывает на дорожных камерах

Чтобы спецслужбы беспрепятственно заезжали во дворы, для них разработали еще один проект — «Умный шлагбаум». Эксперимент запустили на востоке Москвы. С помощью специального приложения полиция, скорая помощь или МЧС смогут открывать шлагбаумы в один клик через всеобщую базу данных. В ней будет оставаться информация о том, кто и когда их открывал. Посторонние не должны получить доступ к этой системе.

Анна Никитина, Александр Рассохин

Подъезд пожарных автомобилей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *