Подведомственность и подсудность споров

Подсудность дел о защите экологических прав

Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в области охраны окружающей среды непосредственно в суд. В соответствии с ГПК споры с участием граждан, возникающие из экологических правоотношений, разрешают суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности, с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. На практике подобные дела рассматривают как арбитражные суды, так и суды общей юрисдикции.

Споры об обжаловании выводов государственной экологической экспертизы, актов органов экологического контроля подлежат рассмотрению арбитражным судом в том случае, когда с заявлением об обжаловании обращаются юридические лица и граждане-предприниматели. Арбитражным судам подведомственны споры, связанные с возмещением имущественного ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека, возникающие между организациями и гражданами-предпринимателями.

Требования, предъявляемые при защите прав

В целях защиты прав в области охраны окружающей среды возможно предъявление следующих требований.

  • 1. О возмещении вреда окружающей среде. Иски в суд о возмещении вреда окружающей среде вправе предъявлять граждане, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, прокурор.
  • 2. О возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц. Иски могут быть предъявлены физическими и юридическими лицами, прокурором. В соответствии со ст. 46 ГПК органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов других лиц либо неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом.

Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обращения с отходами, вправе предъявлять иски о возмещении ущерба здоровью человека в результате нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения вправе представлять и защищать законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

3. Об обжаловании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Лицом, чьи права и свободы нарушены, либо в случаях, установленных законом, иными лицами в соответствующий суд подается заявление.

В случае признания заявления обоснованным суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствия к их осуществлению.

  • 4. Об оспаривании нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан в области охраны окружающей среды. Дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти разрешает Верховный Суд РФ. Дела об оспаривании нормативных актов субъектов РФ рассматривают соответственно верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономных округов, автономной области. Дела об оспаривании нормативных актов органов местного самоуправления подсудны соответственно районным судам. Решением суда нормативный акт может быть признан недействующим полностью или в части.
  • 5. Об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Данные иски могут быть предъявлены физическими и юридическими лицами, прокурором.

Защита прав граждан и юридических лиц в области охраны окружающей среды является обязанностью государства. По мере роста правосознания граждан совершенствуется и правоприменительная практика защиты прав в сфере охраны окружающей среды.

КоАП и подведомственность споров в сфере защиты окружающей среды: спорные вопросы практики

Так, судебная практика в сфере нарушений в сфере окружающей среды неоднократно сталкивалась с тем, что суды на практике занимаются передачей дела по подведомственности в порядке ст.29.1 КоАП вместо разрешения дела по сути, подчас не разбираясь в сущности вопроса.

В свою очередь, определение подведомственности споров «экологического» направления является практической задачей, а значит должно опираться на адекватное отражение объективных правовых явлений.

В конечном итоге, рассмотрение вопроса подведомственности в сфере нарушений в сфере окружающей среды возможно в двух плоскостях:

сугубо практической, содержание которой строго опирается на определенный законодателем порядок и судебную практику, целью последнего которого является соблюдение практической целесообразности правоприменения,

и теоретической – содержание, которой связано с основами теории процессуального права.

При отсутствии законодательного разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции в этом вопросе, теоретически, указанная практическая проблема могла бы разрешаться посредством исследования критериев подведомственности.

Например, если исходить из того, что в основу правосудия, обеспеченного судом, положено такое решение юридического спора, в результате которого судом устанавливается наличие или отсутствие спорных материальных правоотношений (Богданов Е. В. Юридические конфликты и виды правосудия / Право и демократия : сб. науч. труд. — 2003. — Вып. 14. — С. 253 – 269.) С этой целью правосудие осуществляется с помощью особой процессуальной формы и процедуры в пределах специфических процессуальных правоотношений в установленном законом порядке (Мартынчик Е. Г. Социалистическое правосудие: Предмет, правоотношения, функции и социальная роль / Правоведение. — 1990. — № 2. — С. 33 – 40.).

Впрочем, основанием для возникновения соответствующих процессуальных правоотношений в сфере защиты окружающей среды может выступать совокупность фактических обстоятельств, объединенных в судебное дело. Таким образом, фактические спорные правоотношения определяют характер правосудия, которому присущ исключительный порядок решения (гражданское судопроизводство, арбитражное судопроизводство и т.д.). В связи с этим свойство дела быть разрешенным в определенном законом порядке определяется на основании фактических материальных правоотношений, которые являются предметом юридического спора.

Однако же, принцип разграничения подведомственности за критерием спорных фактических правоотношений не до конца применим к оспариванию постановлений государственных органов об административных правонарушениях.

К примеру, если в основе всех дел об административных правонарушениях в сфере защиты окружающей среды лежит оспаривание постановлений государственных органов, вынесенных по результатам рассмотрения протоколов, которым установлено правонарушение по Особенной части КоАП.

При этом, в изначальную основу определения подведомственности по ст. 23.1 КоАП заложен принцип юрисдикционности, исходя из которого дело определяется по органу, уполномоченному рассматривать конкретное дело об административном правонарушении. Применительно к судебному порядку оспаривания — административных наказаний в сфере окружающей среды, предусмотрены в соответствии с Главами 7,8 КоАП без отсылки на конкретный процессуальный порядок.

Вместе с этим, процессуальные кодексы (гражданский и арбитражный) разграничивают свою подведомственность по совокупности критериев субъектного состава спора и характера спорных материальных отношений (аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) от 04.03.2015 г. (вопрос N 9)).

В Определении от 25 ноября 2015 г по делу N 306-ЭС15-10433 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по иску о взыскании материального вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, высказала правовую позицию, солидарную с п.3 пп. е), п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В соответствии с ней, если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Если вред окружающей среде причинен перечисленными субъектами не в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, то требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Из этого следует, что критерий подведомственности по виду деятельности юридического лица при рассмотрении споров об административных правонарушениях в сфере окружающей среды недостаточен.

Логично предположить, что во исполнение ст. 26.1 КоАП РФ суд обязан установить обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, поскольку критерии подведомственности, определяемые ст. 23.1 КоАП, отсутствуют для ряда «экологических» правонарушений (ч. 2 ст. 7.3 КоАП, ст. ст. 8.6, 8.7 КоАП и т.д.), а в соответствии с пп. д), п.3 Постановления № 5, указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

При этом необходимо учитывать п. 33 Постановления № 5, который указывает на рассмотрение судом общей юрисдикции дела, в котором объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (к которой относится и ст. 7.3 КоАП).

Если взять в качестве примера указанную статью КоАП, то судебная практика уровня кассационной инстанции во многом солидарна с указаниями Пленума.

Так, в Постановлении № 4А-233/2017 от 5 июня 2017 г по делу № 4А-233/2017 указано на то, что само же по себе то обстоятельство, что ООО является юридическим лицом и осуществляет экономическую деятельность по добыче сырой нефти, не является безусловным основанием для отнесения спора с его участием к подведомственности арбитражного суда и, соответственно, не свидетельствует о наличии оснований для направления дела в Арбитражный суд.

Аналогичная правовая позиция высказана в Определении Пермского краевого суда № 12-658/2016 от 14 сентября 2016 г по делу № 12-658/2016.

Однако же, встречается и практика, которая ссылается на тот факт, что нарушение лицензионных требований в области недропользования, прежде всего, посягает на регулируемые государством правоотношения в области охраны собственности на недра, на установленный порядок пользования недрами, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности. Статья 7.3 КоАП РФ не имеет своим непосредственным объектом правоотношения в области охраны окружающей природной среды (недр), а вменяемое нарушение лицензионных требований в данном случае связано с осуществлением им предпринимательской деятельности, следовательно, дело не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. (Определение № 12-794/2016 от 15 ноября 2016 г. по делу № 12-794/2016).

Таким образом, судебная практика в вопросе определения подведомственности ряда дел «экологической» направленности во многом противоречива и, очевидно, что юридическое лицо должно уделять этому вопросу должное количество внимания при подготовке своей правовой позиции по делу, так как критерий по виду деятельности, рекомендуемый к применению Пленумом, достаточно обтекаемый.

Подведомственность и подсудность — понятия и содержание

Подведомственность: понятие и содержание

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности — разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

50. Подсудность

Подсудность – совокупность характеристик уголовного дела, позволяющая определить суд, уполномоченный разрешить это дело. Признаки подсудности. В соответствии с предметным признаком подсудность подразделяется на следующие категории – подсудность мирового судьи, подсудность районного суда, подсудность суда субъекта Федерации и подсудность Верховного Суда РФ. При этом районному как основному звену судебной системы подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных мировому судье, суду субъекта Федерации и Верховному Суду РФ. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.1 ст. 31 УПК. В соответствии с территориальным признаком подсудности уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 35 УПК. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. В соответствии с персональным признаком определяются полномочия военных судов. Военные суды рассматривают уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами РФ, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;

2) иное не предусмотрено международным договором РФ.

Правила определения подсудности: определение подсудности при соединении уголовных дел; передача уголовного дела по подсудности; изменение территориальной подсудности уголовного дела; недопустимость споров о подсудности. В соответствии со ст. 33 УПК при соединении уголовных дел в случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом. Вопросы о подсудности разрешаются до начала судебного разбирательства. Суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому суду того же уровня, вправе с согласия подсудимого оставить данное уголовное дело в своем производстве, но только в случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном заседании.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Подведомственность

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Понятие подве́домственность употребляется в теории и законодательстве в различных смыслах:

  • как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;
  • как правовой институт, то есть совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;
  • как предметная компетенция Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;
  • как предпосылка права на обращение в суд.

Судебная подведомственность

Судебная подведомственность, то есть разграничение компетенции судебных органов, имеет особое значение в системе действующих правовых норм.

Конституцией РФ гарантировано право на судебную защиту любому гражданину РФ. Вне зависимости от того, к компетенции каких государственных органов или общественных организаций отнесено разрешение вопроса по существу, такое решение может быть оспорено в суде. Таким образом, суды являются универсальным органом, выведенным из иерархической системы органов исполнительной власти, рассматривающим по существу любые конституционные, уголовные, административные и гражданские дела. Решение суда становится окончательным и приобретает обязательную силу. Правильное и чёткое распределение компетенции между судами определяет законность и обоснованность принятых решений.

Судебная подведомственность гражданских дел

Под гражданским делом действующее законодательство понимает всю совокупность обстоятельств, при которых имеется необходимость в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. (ст.2 ГПК)

Понятием «гражданское дело», с точки зрения действующего законодательства, охватываются все споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, земельных и прочих отношений, а также вопросы, не являющиеся спорными, например, установление факта имеющего юридического значение.

Гражданские дела рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Подведомственность дел арбитражным судам
К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение гражданских дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 1,27 АПК).

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры (ст.ст. 27-33 АПК РФ):

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти.
3) об административных правонарушениях.
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают дела: 1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане рассматривают следующие дела (ст. 33 АПК РФ):

1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по корпоративным спорам;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
6) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции
Компетенция судов общей юрисдикции имеет универсальный характер по отношению к компетенции арбитражных судов, то есть суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела, прямо не отнесённые к компетенции арбитражных судов.

В том числе, к компетенции общих судов относятся (ст.22 ГПК):
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства (ст.122 ГПК);
3) дела, возникающие из публичных правоотношений;
4) дела особого производства (ст. 262 ГПК);
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Литература

См. также

  • Юрисдикция
  • Подсудность
  • О подведомственности и подсудности отдельных категорий дел см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ от 07.03.2007.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Проставить для статьи более точные категории.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

Подведомственность и подсудность споров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *