Полномочия должностного лица

Статья 22.2 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц

Новая редакция Ст. 22.2 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса.

2. От имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

3. От имени органов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

4. Утратила силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

5. От имени органов, указанных в пункте 6 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

1) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

2) руководители структурных подразделений указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители;

3) иные указанные в главе 23 настоящего Кодекса должностные лица, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации и уполномоченные осуществлять федеральный государственный надзор (контроль).

5.1. От имени учреждений, указанных в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители государственных учреждений, их заместители. От имени государственных учреждений, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, и уполномоченных на осуществление федерального государственного пожарного надзора, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе также иные должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

Комментарий к Статье 22.2 КоАП РФ

1. Комментируемая часть определяет круг должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, от имени соответствующих органов. К таковым в первую очередь относятся руководители и заместители руководителей государственных органов, а также руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В то же время КоАП в ряде случаев допускает рассмотрение дел об административных правонарушениях и иными должностными лицами, осуществляющими контрольные и надзорные функции. К таковым, например, относятся государственные инспектора труда, государственные инспекторы безопасности дорожного движения, участковые инспекторы органов внутренних дел и др.

2. Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют, какие должностные лица будут наделены правами по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени государственных органов.

3. По общему правилу должностные лица, наделенные правом рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают всеми полномочиями в данной сфере, предусмотренными КоАП. В то же время в отдельных случаях Кодекс может ограничивать права некоторых должностных лиц. Так, например, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, а также начальники линейных пунктов милиции вправе назначать административные наказания только в виде предупреждения или административного штрафа до трехсот рублей (ч. 3 ст. 23.3).

Другой комментарий к Ст. 22.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Практически даже в тех случаях, когда полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях закрепляются за соответствующими органами исполнительной власти, эти полномочия реализуются должностными лицами, действующими от имени этих органов. Иное трудно представить (кроме случаев, когда полномочия закрепляются за коллегиальными органами). Именно об этом четко сказано в ч.1 данной статьи. Естественно, что для этого соответствующие должностные лица должны быть наделены необходимыми полномочиями.

2. Поскольку действующее российское законодательство не устанавливает понятия должностного лица, а этим термином названное законодательство перенасыщено (КоАП РФ — яркий тому пример), целесообразно еще раз вернуться к смысловому его значению, что, как это отмечалось в вступительной статье к настоящему комментарию, имеет принципиальное значение, особенно применительно к субъектам применения административной ответственности.

Поводом для этого служит весьма неопределенное понимание должностного лица, предложенное в ст.2.4. В ней записано следующее: «Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей». Сразу же возникает закономерный вопрос: чем отличается административная ответственность должностных лиц от их дисциплинарной ответственности? При этом сомнений в том, что должностное лицо есть государственный служащий, не возникает.

Обратимся к законодательству о государственной службе. В статье 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», посвященной ответственности государственных служащих, записано: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим своих должностных обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться… дисциплинарные взыскания».

Налицо аналогия характеристики оснований привлечения должностного лица к различным видам юридической ответственности. Допустимо ли это? Конечно, нет, ибо невозможно в теоретическом плане представить ситуацию, когда государственный служащий (он же — должностное лицо) за невыполнение указаний своего непосредственного руководителя наказывается административным штрафом. Между тем ст.2.4 КоАП РФ относит должностное лицо к числу тех (наряду с физическими и юридическими лицами), которые являются субъектами административных правонарушений. Однако и в том, и в другом случае речь идет о недоброкачественном исполнении служебных обязанностей. Как можно в этих обстоятельствах правильно решить вопрос о его юридической ответственности? КоАП РФ такого ответа не дает, а потому предлагаемое им понятие должностного лица как субъекта административного правонарушения нельзя признать аргументированным.

Имеются достаточные основания считать, что в КоАП РФ 1984 г. данный вопрос был решен взвешенно. Напомним содержание ст.15: «Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности». Из этой формулировки ясно, почему в тех или иных составах административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ 1984 г., административному наказанию подвергается то или иное должностное лицо. Сейчас подобная ясность отсутствует, потому что именно с должностными лицами связываются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Понятие и определение должностного лица в законодательстве. Права и обязанности должностного лица

Достаточно часто в деловой речи используется понятие «должностные лица». Этот термин применяется для обозначения категории граждан, занимающих высокие посты и исполняющих разные административные функции. Рассмотрим далее, какие должностные лица бывают, каковы их обязанности и полномочия.

Определение

Оно раскрывается в КоАП. Согласно ст. 2.4 Кодекса, должностным лицом в РФ признается гражданин, обладающий определенными властными полномочиями, реализующий функции распорядительно-организационного, а также административно-хозяйственного характера. Эти субъекты осуществляют свои полномочия в самых разных сферах: в Вооруженных Силах, муниципальных, региональных, государственных органах.

Должностные лица в силу их особого статуса несут повышенную ответственность. Субъекты, не исполняющие или исполняющие ненадлежащим образом обязанности, возложенные на них, могут быть наказаны в соответствии с действующим законодательством.

Государственные должностные лица – граждане, занимающие посты, установленные в Конституции, федеральном, региональном законодательстве для непосредственной реализации полномочий госорганов.

Признаки

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно выделить следующие критерии, по которым субъект признается должностным лицом:

  1. Характер обязанностей и полномочий, возложенных на гражданина.
  2. Юридическое основание приобретения соответствующего статуса.
  3. Перечень органов, организаций, учреждений, в которых субъект ведет трудовую деятельность.

В законодательстве обозначен круг действий должностного лица. По ним можно, в свою очередь, четко установить, какие лица признаются должностными, и исключить субъектов, привлеченных к службе в госструктурах, местных институтах власти, муниципальных и госучреждениях, но реализующих иные функции.

Проблемы при трактовке понятия

В примечании к 285 статье УК говорится о том, что должностным лицом признается субъект, временно, постоянно либо по особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные задачи в органах местного и государственного управления, муниципальных и госучреждениях, в ВС РФ, воинских формированиях.

В данном определении выделяется 3 главных группы критериев:

  1. Характеризующие временные пределы реализации полномочий.
  2. Указывающие на специфику выполняемых задач.
  3. Раскрывающие место реализации возложенных на субъектов функций.

Некоторые специалисты указывают на необходимость объемного и полного толкования терминов, используемых в УК. В этой связи, они говорят о том, что определение, закрепленное в примечании к 285 статье, сложно назвать удачным. Аргументируют авторы это тем, что ряд терминов (административно-хозяйственная деятельность, представитель власти, организационно-распорядительные задачи, например) сами требуют разъяснения.

По мнению некоторых экспертов, при раскрытии понятия «должностное лицо» целесообразнее оперировать такими категориями, как «права», «функции», «ограничения», «ответственность», «запреты», «обязанности», «компетенция», «полномочия» и пр. Функции отражают характер деятельности, которую осуществляют служащие. Полномочия определяют объем исполнения отдельных функций, методы, которыми гарантируется их выполнение. Компетенцией следует считать пределы ведения должностного лица в соответствующем органе власти. Проще говоря, она характеризует не самого сотрудника, а конкретный пост, который он занимает.

Специфика статуса

Должностное лицо признается представителем власти. Характер его действий, функции, задачи определяются целями деятельности органа, в котором служит субъект. Соответственно, при выявлении нарушений должностных лиц в качестве ключевого критерия квалификации противоправных действий выступают функции лица, а не его должность.

Особенности полномочий

Административно-хозяйственные функции связаны с распоряжением, управлением имуществом, денежными средствами, контролем сделок с этими ценностями, принятием решений о распределении денежных средств и пр.

Организационно-распорядительными признаются полномочия, связанные с руководством работой коллектива госоргана, муниципального или госучреждения. Это в том числе и формирование кадрового состава, определение конкретных трудовых функций для каждого работника, организация порядка службы, применения поощрительных или дисциплинарных мер и пр.

Организационно-распорядительные полномочия позволяют должностному лицу принимать юридически значимые решения, влекущие определенные правовые последствия. К примеру, речь может идти о выдаче листков нетрудоспособности, назначении медицинской экспертизы, приеме экзаменов, установлении инвалидности и т. д.

Достаточно часто должностные лица реализуют одновременно и административно-хозяйственные, и организационно-распорядительные функции. Лицо признается должностным на период их выполнения.

Права

Должностные лица, согласно действующему законодательству, вправе:

  1. Проверять личность физлица, полномочия и личность других служащих, представителей сторонних субъектов для допуска их к совершению юридически значимых действий.
  2. Истребовать материалы, документы, иные доказательства, которые необходимы для установления всех обстоятельств по конкретному делу. К примеру, в рамках административного производства запрос может быть направлен как частным лицам, так и другим государственным или муниципальным структурам.
  3. Проверять соблюдение закрепленной в законодательстве формы, срока действия документа, отсутствие исправлений, приписок, подчисток, соответствие копий оригиналу или надлежащее их оформление.

В ходе производства по административным делам должностные лица вправе проверять сведения, сообщаемые частными лицами. При наличии соответствующих полномочий такая проверка может носить фактический характер и проводиться в форме осмотра, взятия образцов, совершения иных необходимых действий. Служащий вправе фиксировать полученные результаты в документах, приобщаемых к материалам дела.

Обязанности

Должностное лицо обязано предоставлять частным лицам сведения и обеспечивать доступ к документам и материалам, касающимся их свобод, интересов и прав. Данное предписание должно исполняться по требованию заинтересованного субъекта, а в случаях, прямо установленных законом, и без такого требования.

Должностному лицу местного или государственного органа власти надлежит фиксировать поступающие документы, материалы и иные доказательства, предоставленные частными лицами или полученные от иных властных структур. Правила регистрации определяются в положениях, регламентирующих делопроизводство.

Необходимо учитывать, что при поступлении сведений от частного лица, по инициативе которого возбуждается административное производство, а также при принятии иных процессуальных заявлений (к примеру, ходатайства о приобщении к делу каких-либо документов) необходимо соблюдать срок, закрепленный 8 статьей ФЗ № 59. Согласно положениям статьи, регистрация входящих материалов должна быть осуществлена в течение 3-х дн. с даты получения. Кроме этого, закон предписывает соблюдать сроки, отведенные на принятие решения и направление ответа заявителю.

Ответственность должностных лиц

Служащие, допустившие нарушение предписаний законодательных и иных правовых актов, могут быть наказаны в соответствии с действующими нормами. Особое внимание следует уделить уголовной ответственности должностных лиц.

В юридической литературе выделяют специальную относительно самостоятельную группу посягательств – должностные преступления. Ответственность за них регламентируется статьями гл. 30 УК. Эти преступления обладают рядом специфических черт.

В первую очередь, должностные преступления отличаются особым субъектным составом. Немаловажное значение имеют и характеристики объекта посягательства. При разбирательстве дел суды должны четко отграничивать должностные преступления от противоправных действий иных лиц, реализующих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Ответственность последних за злоупотребление полномочиями устанавливается 201 статьей УК.

Объект преступления

Должностные лица, злоупотребляющие своими полномочиями, посягают на нормальную деятельность местных, государственных структур и учреждений, ВС РФ и воинских формирований. Работа этих органов и их подразделений основывается на публичных отношениях, определяющих задачи, содержание и цели муниципальной и госслужбы. Эти отношения предполагают правомерное, эффективное и справедливое осуществление уполномоченными субъектами их функций.

Должностные лица обязаны в своей деятельности руководствоваться законом, а также интересами государства, общества и личности. Существенное нарушение указанных интересов и определяет высокую общественную опасность должностных преступлений.

В качестве непосредственного объекта посягательства выступают интересы организаций, граждан, общества и государства. Должностные преступления не только приводят к ущемлению прав указанных лиц, но и подрывают авторитет власти, веру населения в защищенность своих интересов.

Объективный аспект посягательств

Он связан с использованием лицами их должностного положения вопреки служебным интересам. Для привлечения к ответственности должно быть совершено деяние, указанное в диспозиции уголовной нормы и противоречащее полномочиям и задачам, возложенным на субъекта, должны наступить последствия преступления и обнаружиться причинная связь между посягательством и негативным его результатом.

В некоторых уголовных нормах обязательным признаком противоправного поступка является наступление последствий в виде нарушения интересов и прав организаций, граждан и иных лиц. В других статьях составами преступлений предусмотрены нарушения в неявном виде, а последствия отражены в виде предоставления преимуществ, покровительства и пр.

Надо сказать, что гл. 30 УК в целом содержит характеристики преступлений с материальным составом. Тем не менее в каждой конкретной ситуации следует устанавливать конкретные обязанности и права, использованные должностным лицом вопреки служебным интересам, каким актом и в каком порядке субъект был ими наделен.

Субъекты преступлений

Ими могут выступать должностные лица, а в случаях, предусмотренных законом, иные госслужащие или служащие местных структур власти, а также иные граждане, ответственность которых предусмотрена в соответствующем составе наряду с ответственностью служащих.

С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной и неосторожной формами вины.

Ответственность служащих по КоАП

Практически 3/4 статей Кодекса об административных правонарушениях закрепляет наказания для должностных лиц. Большая часть норм посвящена предпринимательской, а также административно-хозяйственной деятельности граждан. Среди огромной массы правонарушений отдельно следует выделить посягательства на отношения, связанные с:

  1. Реализацией гражданских прав.
  2. Охраной имущества.
  3. Экологией, природопользованием, защитой окружающей среды.
  4. Сельским хозяйством, ветеринарией.
  5. Связью и информацией.
  6. Строительством, промышленностью, энергетикой.
  7. Налогами и финансами.
  8. Предпринимательством.
  9. Таможенным делом.
  10. Воинским учетом.
  11. Порядком управления.
  12. Деятельностью органов госвласти.

Как видно, административная ответственность распространяется практически на все общественные сферы.

Особенности вменения санкций

Согласно действующему законодательству, назначение наказания юрлицу не освобождает от ответственности должностных лиц. Наиболее распространенными видами наказания выступают административный штраф и запрет вести деятельность в течение определенного периода (дисквалификация).

Надо сказать, что одного лишь статуса субъекта недостаточно для признания его должностным лицом. Достаточно часто граждане устраиваются на работу и не могут понять, кем они являются. Для определения своего статуса необходимо проанализировать свои обязанности и права.

К примеру, возьмем кладовщика. Может ли он стать должностным лицом? Вполне. Такой статус он приобретет после подписания договора о материальной ответственности. Этот документ возлагает на него организационно-распорядительные полномочия: он может принимать и выдавать материальные ценности со склада.

1. Полномочия должностных лиц суда

Организация работы любого суда связана с решением текущих и перспективных дел, подготовкой и распределением которых занимается руководитель соответствующего суда. В рамках судов судебной системы РФ эти обязанности возлагаются на председателей судов, их заместителей, председателей коллегий или руководителей иных структурных подразделений судов.

Полномочия должностного лица (председателя) суда — это предоставленные соответствующему должностному лицу (председателю) суда предусмотренные законом права и возложенные обязанности, определяющие содержание его руководящей и профессиональной деятельности. Полномочия должностного лица (председателя) суда могут быть определены в законе (ст. 24 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ», ст.ст. 26, 27 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»), регламенте суда или ином внутрисудебном нормативном акте. 2. Судебный состав, осуществляющий правосудие Понятие «судебный состав, осуществляющий правосудие», дает ответ на вопрос, кто осуществляет правосудие. Непосредственное рассмотрение дел в судах во всех видах судопроизводств и во всех инстанциях осуществляют судьи. Количественный и организационный состав судей при осуществлении правосудия может быть разный, но он обязательно определяется законом. Судебный состав, осуществляющий правосудие, — это предусмотренный действующим законодательством численный и должностной подбор судей и (или) заседателей, наделенных полномочиями осуществлять правосудие в установленных судебных инстанциях по конкретным спорам и делам. Судебный состав зависит от вида судопроизводства, в рамках которого слушается конкретное дело (конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное), а также от судебной инстанции, в которой оно рассматривается. Анализ нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в различных судопроизводствах и судебных инстанциях, позволил определить общую схему судебных составов, осуществляющих правосудие: 1) судья единолично; 2) коллегия из трех профессиональных судей; 3) судья и коллегия присяжных заседателей; 4) судья и два арбитражных заседателя; 5) большинство членов президиума суда; 6) кворум от числа членов палат Конституционного Суда РФ; 7) кворум от общего числа судей Конституционного Суда РФ. Мировые судьи единолично рассматривают все дела, отнесенные законом к их компетенции (уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях). В федеральных судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично судьей. Статья 30 УПК РФ предусматривает также два вида коллегиального состава при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции: а) коллегия из трех профессиональных судей; б) один судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей. Так, в составе трех профессиональных судей рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого. Уголовные дела, подсудные областному и равным ему судам, при наличии ходатайства обвиняемого, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей. Гражданские дела по первой инстанции в федеральных судах общей юрисдикции рассматриваются судьей единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ст.14 ГПК РФ). Судья единолично рассматривает и некоторые категории дел, возникающих из административных правоотношений, дела об административных проступках, разрешает вопросы, возникающие в ходе исполнения уголовного наказания, отнесенные к компетенции суда. В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако есть и исключения из этого правила. Законом предусмотрено два коллегиальных судебных состава: а) три профессиональных судьи и б) судья и два арбитражных заседателя, а также случаи, когда дела рассматриваются коллегиально. Так, в составе трех судей-профессионалов рассматриваются: дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; дела об оспаривании нормативно-правовых актов; дела о несостоятельности (банкротстве); дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение (ст. 17 АПК РФ). ’ Второй коллегиальный судебный состав — судья и два арбитражных заседателя — рассматривает дела в том случае, если какая-либо из сторон заявит ходатайство об этом. Конституционный Суд РФ вправе рассматривать дела, отнесенные к его компетенции только коллегиально. Он принимает решения в тех случаях, когда в заседаниях палаты участвовало не менее трех четвертей ее состава от 9 или 10 судей, а в пленарных заседаниях — при наличии не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ»). Рассмотрение дел в апелляционной и кассационной инстанции осуществляется, как правило, в составе трех членов суда. Лишь рассмотрение дел по апелляционным жалобам и представлениям на решения и приговоры мировых судей осуществляется единолично судьей районного суда. В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе не менее трех членов суда. Президиум соответствующего суда рассматривает дела в порядке надзора при наличии большинства членов президиума. Присяжные и арбитражные заседатели в рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции не участвуют.

Полномочия судов

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Возглавляют районные суды председатели. Председатель суда осуществляет следующие функции:

  • 1) организует работу суда;
  • 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  • 3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  • 4) организует работу по повышению квалификации судей;
  • 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу но повышению квалификации работников аппарата суда;
  • 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  • 7) ведет личный прием граждан, рассматривает жалобы;
  • 8) осуществляет иные полномочия но организации работы суда.

Кроме того, председатель суда осуществляет полномочия судьи соответствующего суда и сам слушает дела. Если в районный суд избран один судья, он сам и осуществляет полномочия председателя суда.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела:

  • — в качестве суда первой и второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в части производства по уголовным делам — до 1 января 2013 г.;
  • — в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в части производства по гражданским делам — с 1 января 2012 г., в части производства по уголовным делам — с 1 января 2013 г.

Перечисленные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ, осуществляют надзор за их судебной деятельностью, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

В краевых, областных, городских судах, судах автономной области и автономного округа функционируют президиумы, рассматривающие дела:

  • — в порядке надзора в части производства по уголовным делам — до 1 января 2013 г.;
  • — по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в части производства по гражданским делам — с 1 января 2012 г., в части производства по уголовным делам — с 1 января 2013 г.

Президиум по представлению председателя суда утверждает составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ, избираемый в составе Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда. Верховный Суд РФ состоит:

  • 1) из Пленума Верховного Суда РФ;
  • 2) Президиума Верховного Суда РФ;
  • 3) Апелляционной коллегии ;
  • 4) Судебной коллегии по административным делам;
  • 5) Судебной коллегии по гражданским делам;
  • 6) Судебной коллегии по уголовным делам;
  • 7) Военной коллегии.

В соответствии с Конституцией РФ Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

Верховный Суд РФ рассматривает уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; кроме того, изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Дела и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (обязательные для судов, органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение) публикуются в специальном издании — «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

Возглавляет Верховный Суд РФ Председатель, на которого законом возложены следующие права и обязанности:

  • — принесение протестов на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
  • — приостановление исполнения решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;
  • — ведение личного приема граждан.

Аналогичные права имеют и заместители Председателя Верховного Суда РФ.

Главным рабочим органом Верховного Суда РФ является его Пленум, на который законом возложены следующие функции:

  • — изучение и обобщение судебной практики и судебной статистики;
  • — рассмотрение представлений Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ;
  • — дача руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства;
  • — утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ состава судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ и Научно-консультативного совета;
  • — рассмотрение и решение вопросов о внесении представлений в Государственную Думу в порядке осуществления законодательной инициативы.

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором РФ или Министром юстиции РФ, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. По вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ либо Министром юстиции РФ, Генеральный прокурор РФ дает заключение. В их обсуждении могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда РФ.

Для подготовки проекта постановления, содержащего руководящие разъяснения, Пленум в случае надобности образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.

  • Более подробно о порядке апелляционного, кассационного и надзорного производства в гражданском и уголовном процессах см. гл. 22—23 данного Справочника.
  • Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке, установленном гл. 47.1 «Производство в суде кассационной инстанции» УПК РФ, осуществляется в отношении приговоров, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу после дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 № 433-ФЗ (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 433-ФЭ).
  • Функции Апелляционной коллегии до 1 января 2012 г. выполняла Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.

Полномочия должностного лица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *