Положение о природных парках

Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации (с изменениями на 1 ноября 2012 года)

Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 1993 года N 769

ПОЛОЖЕНИЕ
о национальных природных парках Российской Федерации*П)

(с изменениями на 1 ноября 2012 года)

I. Основные положения

1. Национальные природные парки Российской Федерации (далее именуются — национальные природные парки) являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

В своей деятельности национальные природные парки руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлениями Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями государственных органов управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также настоящим Положением.

II. Основные задачи национальных природных парков

2. На национальные природные парки возлагаются следующие основные задачи:
сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования;
восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
организация экологического просвещения населения;
ведение экологического мониторинга.

III. Порядок образования национальных природных парков

3. Национальные природные парки образуются постановлениями Совета Министров — Правительства Российской Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации. Этому предшествуют соответствующие решения органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, согласованные с местными Советами народных депутатов, а также собственниками земель, которые намечаются к включению в границы национальных природных парков.*3)
В таком же порядке производится расширение территорий национальных природных парков.

4. В целях защиты территорий национальных природных парков от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны.
Решения об образовании таких охранных зон и утверждении положений о них принимаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований по согласованию с местными Советами народных депутатов, собственниками земли.

IV. Управление национальными природными парками

5. Управление национальными природными парками осуществляется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации, определяемыми Советом Министров — Правительством Российской Федерации.*5)
Национальные природные парки возглавляются директорами, назначаемыми государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки.*5.1)
Директор национального природного парка в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим Положением и другими нормативными актами руководит деятельностью парка и несет за нее полную ответственность, обеспечивает выполнение возложенных на парк задач.

V. Режим национальных природных парков и обеспечение его соблюдения

6. На территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;
зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное пользование;
зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка;
зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;
зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами;
зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания;
зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.

7. В национальных природных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования, не разрушающего окружающую природную среду и не истощающего биологические ресурсы.

8. Лимиты посещения гражданами национальных природных парков определяются администрациями парков на основании научно обоснованных норм использования территорий в рекреационных целях по согласованию с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки.

9. На территориях национальных природных парков запрещаются:

всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов;
геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых иных объектов, представляющих особую экологическую опасность;
действия, изменяющие гидрологический режим;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, не связанных с функционированием национальных природных парков;
проведение массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;
движение и стоянка механических транспортных средств, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
сплав леса по водотокам и водоемам;
интродукция растений и животных, чуждых местным флоре и фауне;
рубки главного пользования и заготовка живицы.
В национальных природных парках могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.

10. Режим использования земель, включенных в границы национальных природных парков без изъятия их из хозяйственного пользования, определяется органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

11. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

12. Соблюдение режима национального природного парка обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят:
директор национального природного парка и его заместители;
старшие государственные инспектора по охране национального природного парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране национального природного парка (мастера леса, охотоведы);

государственные инспектора по охране национального природного парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники и егеря).

13. К охране территории национального природного парка могут привлекаться общественные инспекции. В вопросах обеспечения охраны администрация национального природного парка и ее службы взаимодействуют с государственными органами охраны водных ресурсов, рыбоохраны, охотнадзора и органами внутренних дел.

14. Государственным инспекторам по охране национальных природных парков предоставлено право:
требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима национальных природных парков и природоохранительного законодательства, включая охрану рыбных запасов, животного мира, водное, лесное, земельное законодательство, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью на территориях национальных природных парков и их охранных зон;
приостанавливать противоречащую природоохранительному законодательству и режиму национальных природных парков и их охранных зон деятельность граждан и должностных лиц;
посещать любые предприятия, учреждения и организации, гидротехнические сооружения, суда и иные транспортные средства на территориях национальных природных парков и их охранных зон для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства;
изымать у нарушителей природоохранительного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных нарушениях в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры, доставлять лиц, совершивших эти правонарушения, в органы внутренних дел или в помещение местной администрации в поселках и населенных пунктах;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 824.
предъявлять в установленном порядке иски предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и их объединениям о возмещении ущерба, нанесенного природным и историко-культурным комплексам и объектам национальных природных парков и их охранных зон в результате экологических правонарушений.

15. На службу охраны национальных природных парков возлагается осуществление мероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Перечень работников службы охраны национальных природных парков, относимых к государственной лесной охране, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128.

16. Государственным инспекторам по охране национальных природных парков выдается бесплатно органом, в ведении которого они находятся, форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.

17. Сотрудники службы охраны национальных природных парков имеют право хранения и ношения огнестрельного оружия в соответствии с Табелем вооружения, утвержденным в установленном порядке.*17)

VI. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в национальных природных парках

18. Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.

19. Научно-исследовательская деятельность в национальных природных парках проводится:
штатными сотрудниками научных отделов и лабораторий национальных природных парков по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническими советами национальных природных парков;
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с национальными природными парками программам, согласованным с государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки.

20. В национальных природных парках для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создаются научно-технические советы.
Состав научно-технических советов и положение о них утверждаются государственными органами управления, в ведении которых национальные природные парки находятся.

21. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятий по регулированию численности диких животных на территориях национальных природных парков рассматриваются в обязательном порядке на заседаниях научно-технических советов.*21)

22. Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

VII. Хозяйственная деятельность национальных природных парков

23. Хозяйственная деятельность национальных природных парков направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

24. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных условиях осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальными природными парками в аренду (пользование) заинтересованным юридическим лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.*24)

25. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с национальными природными парками.

26. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальные природные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов национальных природных парков.

27. Охотпользование на территориях национальных природных парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотпользователям.

VIII. Правовой статус национальных природных парков

28. Земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.

29. Территории национальных природных парков учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Эти проектные документы подлежат обязательному согласованию с государственными органами управления Российской Федерации, в ведении которых находятся национальные природные парки.

30. Национальные природные парки являются юридическими лицами, финансируются за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей, а также собственных средств, имеют счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

IX. Контроль за деятельностью национальных природных парков

31. Ведомственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется государственными органами управления, в ведении которых находятся национальные природные парки, а также иными государственными органами в пределах их компетенции.
Государственный контроль за деятельностью национальных природных парков осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 26 марта 2012 г. N 82 г. Москва «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров»»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2012 г. Регистрационный N 25218

утвердить прилагаемое Положение о национальном парке «Лосиный остров».

Министр Ю. Трутнев

Положение о национальном парке «Лосиный остров»

I. Общие положения

2. Национальный парк «Лосиный остров» (далее — национальный парк) создан постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 (СП РСФСР, 1983, 17, ст. 105).

3. Национальный парк расположен на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области.

Общая площадь национального парка 12 881 гектар1 .

4. В границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 908,7 гектара.

5. Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст. 425) к ведению Минприроды России.

6. Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.

7. Для обеспечения выполнения задач, возложенных на национальный парк, создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» (далее — Учреждение).

II. Задачи национального парка

8. На национальный парк возлагаются следующие задачи:

1) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

2) сохранение историко-культурных объектов;

3) экологическое просвещение населения;

4) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

5) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

6) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

7) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

III. Режим особой охраны территории национального парка

9. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

1) разведка и разработка полезных ископаемых;

2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

3) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

4) предоставление садоводческих и дачных участков;

5) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров и объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов;

6) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд);

7) заготовка живицы;

8) промысловая, любительская и спортивная охота;

9) промышленное рыболовство;

10) заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд);

11) деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;

12) сбор биологических коллекций, кроме осуществляемого в рамках научно-исследовательской деятельности, предусмотренной тематикой и планами научных исследований Учреждения;

13) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

14) прогон домашних животных вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест;

15) сплав древесины по водотокам и водоемам;

16) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

17) самовольное ведение археологических раскопок, сбор и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;

18) нахождение с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, капканами и другими орудиями охоты, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с осуществлением спортивного и любительского рыболовства в соответствии с настоящим Положением;

19) взрывные работы;

20) пускание палов, выжигание растительности;

21) проведение сплошных рубок леса, за исключением сплошных санитарных рубок, рубок, связанных с тушением лесных пожаров, в том числе с созданием противопожарных разрывов, и рубок, связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией линейных объектов, осуществляемых в соответствии с настоящим Положением;

22) создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного складирования отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

23) мойка транспортных средств на берегах водных объектов;

24) проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне водных путей общего пользования и специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка и использованием транспортных средств собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах национального парка);

25) уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории национального парка, а также имущества Учреждения, нанесение надписей и знаков на валунах, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;

26) распашка земель (за исключением мер противопожарного обустройства лесов и земельных участков, уже используемых их собственниками, владельцами и пользователями для производства сельскохозяйственной продукции);

27) применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста (за исключением земельных участков, уже используемых их собственниками, владельцами и пользователями для производства сельскохозяйственной продукции);

28) выгул собак без поводка;

29) действия, ведущие к беспокойству диких животных.

10. На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны:

10.1. Заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах, которой запрещается осуществление любой экономической деятельности.

В пределах заповедной зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 9 настоящего Положения, запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории.

В заповедной зоне допускаются научно-исследовательская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ.

Уменьшение площади заповедной зоны не допускается.

Пребывание на территории заповедной зоны национального парка граждан, не являющихся работниками Учреждения, или должностными лицами Минприроды России и Росприроднадзора, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.

10.2. Особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение в целях познавательного туризма.

В пределах особо охраняемой зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 9 настоящего Положения, запрещаются:

спортивное и любительское рыболовство;

пребывание граждан вне дорог общего пользования и специально выделенных маршрутов;

строительство зданий и сооружений, предназначенных для размещения посетителей национального парка, а также устройство и оборудование стоянок для ночлега;

выпас и прогон домашних животных;

сенокошение, за исключением проводимого в целях обеспечения пожарной безопасности;

размещение ульев и пасек;

заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд, заготовка гражданами древесины для собственных нужд.

В особо охраняемой зоне допускаются:

научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ, организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов.

Уменьшение площади особо охраняемой зоны не допускается.

Пребывание на территории особо охраняемой зоны национального парка граждан, не являющихся работниками Учреждения, или должностными лицами Минприроды России и Росприроднадзора, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.

10.3. Рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.

В пределах рекреационной зоны дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 9 настоящего Положения, запрещаются:

отдых и ночлег за пределами предусмотренных для этого мест;

сенокошение, за исключением противопожарного скашивания;

выпас и прогон домашних животных.

В рекреационной зоне допускаются:

спортивное и любительское рыболовство;

заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;

научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;

организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов, смотровых площадок, туристических стоянок и мест отдыха;

строительство, реконструкция и эксплуатация гостевых домов и иных объектов рекреационной инфраструктуры;

размещение музеев и информационных центров Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом;

размещение ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;

работы по комплексному благоустройству территории.

10.4. Зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предназначенная для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности.

В пределах зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации дополнительно к ограничениям, перечисленным в пункте 9 настоящего Положения, запрещаются:

отдых и ночлег за пределами предусмотренных для этого мест;

сенокошение, за исключением проводимого в целях обеспечения пожарной безопасности.

В зоне охраны историко-культурных объектов допускаются:

спортивное и любительское рыболовство;

заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;

научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;

организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов;

размещение музеев и информационных центров Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом;

размещение ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;

работы по комплексному благоустройству территории;

развитие народных и художественных промыслов и связанных с ними видов пользования природными ресурсами, не противоречащих режиму особой охраны;

реставрация, ремонт и музеефикация историко-культурных объектов;

проведение работ по восстановлению и поддержанию в традиционном состоянии приоритетных культурно-ландшафтных комплексов.

10.5. Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В зоне хозяйственного назначения допускаются:

спортивное и любительское рыболовство;

заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;

научно-исследовательская и эколого-просветительская деятельность, ведение экологического мониторинга, проведение природоохранных, биотехнических, лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроительных работ;

организация и обустройство экскурсионных экологических троп и маршрутов;

размещение музеев и информационных центров Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом;

размещение ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;

работы по комплексному благоустройству территории;

развитие народных и художественных промыслов и связанных с ними видов пользования природными ресурсами, не противоречащих режиму особой охраны;

установка ульев и пасек на участках, специально определенных Учреждением;

прогон и выпас домашних животных, принадлежащих сотрудникам Учреждения и гражданам, проживающим на территории национального парка, на участках, специально определенных Учреждением;

сенокошение сотрудниками Учреждениями и гражданами, проживающими на территории национального парка, на участках, специально определенных Учреждением;

строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов;

иные виды деятельности, не запрещенные пунктом 9 настоящего Положения.

12. Состав и описание функциональных зон национального парка дан в приложении 1, карта-схема функционального зонирования территории национального парка — в приложении 2.

13. Изменение функционального зонирования территории национального парка может осуществляться только после внесения соответствующих изменений в настоящее Положение.

14. На территории национального парка хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 37, ст. 4290; 2008, N 12, ст. 1130).

15. На территории национального парка деятельность, направленная на сохранение историко-культурных комплексов и объектов, осуществляется по согласованию с Учреждением и органом, осуществляющим государственный контроль за сохранением, использованием и охраной объектов культурного наследия.

16. Сроки, способы и места проведения сельскохозяйственных работ с применением ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста на территории национального парка подлежат согласованию с Учреждением.

17. Время, продолжительность, количество участников и маршруты проведения экскурсий на территории национального парка подлежат согласованию с Учреждением.

18. Вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны согласовываются с Минприроды России.2

19. На территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на национальный парк, с обеспечением функционирования населенных пунктов и объектов инфраструктуры, расположенных в границах национального парка, допускаются по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых на территории национального парка допускаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

21. Ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Границы национального парка обозначаются на местности специальными предупредительными и информационными знаками по периметру границ его территории.

IV. Государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка

23. На территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками Учреждения, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.

24. К охране территории национального парка могут привлекаться работники правоохранительных органов, их рейды на территории национального парка проводятся совместно с должностными лицами и отдельными работниками Учреждения, являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.

1 — пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 280 «О национальном парке «Лосиный остров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 14, ст. 1510).

2 — абзац второй части 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Положение о природных парках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *