Положение о закупках 44 ФЗ

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп», руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп», руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов.

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: «Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу».

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Как следует из ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться доходами и производить на эти средства закупки.

Воспользоваться предусмотренными Законом № 223-ФЗ возможностями оно не может, разрабатывать положение о закупке не надо.

2. Относительно положения о контрактной службе и его принятии в срок до 31 декабря 2013 года. Часть 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ обязывает: «Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным)».

Если же совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего). Замечу, выделение отдельной штатной единицы также не требуется – достаточно закрепить в должностной инструкции ответственного работника функции и полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Разработка положения ведется на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в ч. 28 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: «До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона».

Требования опубликовать Положение о контрактной службе в Интернете Закон № 44-ФЗ не содержит.

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

Часть 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ гласит: «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок». То есть на момент возложения на работника функций контрактного управляющего он уже должен иметь указанное образование

Законодатель сделал поблажку и предусмотрел, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако образование, хоть и по старому закону, но все же необходимо.

Таким образом, до прохождения работником обучения, работодатель не имеет права возложить на него функции контрактного управляющего.

Можно ли без контрактного управляющего производить торги?

Давайте посмотрим на функционал и полномочия контрактного управляющего, приведенные в п. 3, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ:

«3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов».

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: «Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году» (пп. 4 п. 15 Примечаний к Форме планов-графиков, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – приказом от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и приказом от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России ?

ООО «Техград-Фарм»

В ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ однозначно указано: «Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Перечень таких банков размещен в открытом доступе на сайте Минфина России и обновляется ежемесячно.

Пункт 1 ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, который вводит такую причину отказа в принятии заказчиком банковской гарантии, как отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий вступит в силу с 31 марта 2014 года. Он предусматривает ведение реестра банковских гарантий (в настоящее время он уже тестируется на Портале госзакупок), и если банковская гарантия в этом реестре отсутствует, принять ее будет невозможно. Аналогичный вывод можно сделать при анализе проекта постановления Правительства РФ, регулирующего порядок ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий1, проекта приказа Минфина России о порядке присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков в целях ведения реестра банковских гарантий2.

В настоящее время ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ действует, однако такого основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, как отсутствие банка в реестре Минфина, в ч. 6 этой же статьи не содержится, в связи с чем формальных оснований для отклонения подобной гарантии нет.

Правомерно ли требование управления образования указывать в договорах на поставку товаров и оказание услуг, заключенных в декабре 2013 года на 2014 год, что мы должны произвести оплату не позднее 30 банковских дней после поставки товара? Иными словами, можно ли предусмотреть в этих договорах условие о предоплате (например, в размере 30%, 100% от суммы договора)?

Татьяна Сорокина

Определение существенных условий закупки, к числу которых в том числе относится и способ оплаты по контракту, является исключительной компетенцией Заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченные органы не могут быть наделены полномочиями на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Запрет на передачу указанных функций подтверждается и в ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ – здесь указанные функции запретили передавать спецорганизациям.

Запрета на авансирование по проводимым закупкам и требований об обязательной отсрочке платежа на 30 дней после поставки товара (работ, услуг) в законе нет.

Таким образом требования управления образования не основаны на Законе № 44-ФЗ и носят рекомендательный характер.

Стоит отметить, что подобного рода рекомендации не редкость, в том числе от органов, не наделенных на то соответствующими полномочиями.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Какая ответственность наступает, если превысить этот барьер в 5% и в каком нормативном акте она закреплена?

Алексей Александрович

В части круга лиц, несущих ответственность, и собственно самой ответственности существенные изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о контрактной системе в сфере закупок».

На данный момент КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за превышение лимита в 5% (п. 4. ч 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Универсальный передаточный документ

Унифицированная форма № ТОРГ-12

Транспортная накладная

Другие формы

Таким образом, приемку товара необходимо оформлять первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм, например, товарной накладной по унифицированной форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 (наиболее распространена) или универсального передаточного документа, форма которого утверждена письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры».

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете.

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»

Новости по теме:

  • Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 19 февраля 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Нарушения законодательства РФ в сфере закупок будут выявлены в ходе ведомственного контроля – ИА «ГАРАНТ», 12 февраля 2014 г.
  • Запущен портал «ГосЗатраты», предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2014 г.
  • Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ИА ГАРАНТ», 15 января 2014 г.
  • В России создадут ситуационный центр для контрактной системы – ИА «ГАРАНТ», 29 ноября 2013 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.
  • Сведения о недобросовестных поставщиках будут включаться в специальный реестр – ИА «ГАРАНТ», 27 ноября 2013 г.
  • Премьер-министр РФ дал министерствам ряд указаний по повышению эффективности бюджетных расходов – ИА «ГАРАНТ», 1 ноября 2013 г.
  • Законопроект о штрафах за нарушение правил госзакупок внесен в Госдуму – ИА «ГАРАНТ», 29 октября 2013 г.
  • Премьер-министр РФ дал ряд поручений по совершенствованию общественного контроля госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 16 сентября 2013 г.
  • Определен орган, ответственный за организацию единой информационной системы в сфере закупок – ИА «ГАРАНТ», 3 сентября 2013 г.
  • Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 30 августа 2013 г.
  • Поставщики отечественных товаров для государственных нужд получат преференции – ИА «ГАРАНТ», 5 июня 2013 г.
  • Малый и средний бизнес получит больше заказов от естественных монополий – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2013 г.
  • Подписан новый закон о государственных и муниципальных закупках – ИА «ГАРАНТ», 8 апреля 2013 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» (г. Новосибирск)

_______________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядка ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, формы требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также перечня документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии» можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

2 С текстом проекта приказа Минфина России «О порядках присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий» можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Найти закупки

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.
Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.
Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.
При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Положение о закупке по 223‑ФЗ

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2016 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

Для чего нужно положение о закупке

Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика до дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  1. Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки.
  2. Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки.
  3. Оперативно вносить изменения в план закупок.
  4. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок.
  5. Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика.
  6. Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

Что входит в структуру положения о закупке

Структура положения о закупке включает следующие параметры:

  • Термины и определения.
  • Область использования.
  • Последовательность подготовки процедур закупки.
  • Способы закупки.
  • Требования и условия к участникам закупки.
  • Содержание извещения и документации о закупке.
  • Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
  • Порядок заключения и исполнения договора.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.

Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара «Положение о закупке: рекомендации по разработке, корректировке, типовые ошибки»:

Можно ли менять положение о закупке

В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.

Кто должен утвердить положение о закупке

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.
  • Для ООО — общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от 18.09.2015 по делу № П-735/14/АК629-15:

П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.

Ответственность

Закупки по 223-ФЗ Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

За несоблюдение порядка осуществления закупки, частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность — наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Положение о закупках 44 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *