Порядок обжалования актов налоговых органов

Обжалование действий налогового органа регулируются разделом VII части первой Налогового кодекса Российской Федерации «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц».

Как обжаловать решение налогового органа

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Выделяют два вида обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.

После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Этапы обжалования в ИФНС

1. В первую очередь нужно составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в инспекцию в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по акту целиком или по отдельным положениям акта.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, в чем именно налогоплательщик не согласен. Очень хорошо будет, если налогоплательщик может подтвердить свои аргументы документально. В перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;

  • об отказе от привлечения ответственности;

  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Подать возражения можно лично или через представителя, у которого обязательно должна быть доверенность (ст. 185-189 ГК РФ). Возражения подаются в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа. Можно отправить возражения почтой.

2. Если акты налогового органа уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика, подается жалоба. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Если решение налогового органа о привлечении к ответственности еще не вступило в силу, подается апелляционная жалоба. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Информация, которую обязательно нужно включить в жалобу и апелляционную жалобу, указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;

  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;

  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;

  • основания, по которым нарушены права заявителя;

  • требования лица, подающего жалобу;

  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ). Он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

3. Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Госпошлина составляет 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информация, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;

  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;

  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;

  • цену иска (если иск подлежит оценке);

  • какие права заявителя были нарушены;

  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;

  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

К заявлению нужно приложить:

  • копию свидетельства о регистрации организации;

  • обжалуемый акт;

  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;

  • документы о направлении заявления в налоговые органы;

  • доверенность представителя;

  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;

  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов

Любые неправомерные действия налоговых органов и их сотрудников, могут явиться причиной возникновения убытков у налогоплательщиков. В соответствии с действующим законодательством, налогоплательщики, чьи права нарушили сотрудники налоговой, вправе обжаловать их действия или бездействия и защитить себя. Налоговый орган при осуществлении контролирующей деятельности должен соблюдать принцип законности. Однако, это не всегда так и иногда возникают правонарушения не со стороны плательщиков налогов, а со стороны представителей налоговых органов. При ненадлежащем исполнении или неисполнении сотрудниками налоговой своих обязанностей, налогоплательщики вправе обжаловать их действия, а также получить компенсацию. В статье рассмотрим порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Отличие обжалования действий от актов налоговых органов

Согласно статьи 2 НК РФ, отношения в налоговой сфере имеют подчиняющийся характер, то есть подчинение налогоплательщиками представителям ФНС. Для того, чтобы подчиняющаяся сторона имела определенную степень защиты, государство предусматривает защиту физических и юридических лиц от неправомерных действий сотрудников налоговой, а также злоупотребления имеющимися полномочиями.

Важно! В качестве одной из возможностей защиты прав налогоплательщиков рассматривается законное право на обжалование действий или бездействий представителей налоговых органов, а также решений и актов, вынесенных ими необоснованно.

Если лицо считает, что действия должностных лиц налоговых органов противоречат нормам действующего законодательство, что приводит к нарушению его прав, то он имеет право на их обжалование (137 НК РФ). Право на реализацию возможности обжалования предусматриваются главами 19 НК РФ, 20 НК РФ. Данные главы содержат порядок обжалования поэтапно. Кроме того, порядок обжалования также рассматривается в процессуальном кодексе (гл. 22 КАС РФ).

Учитывая указанные законодательные нормы, можно выделить следующие особенности обжалования:

Что является предметом жалобы · Действия представителей налоговых органов

· Ненормативные законодательные акты, выносимые сотрудниками ФНС

· Бездействия сотрудников налоговой.

Условия и факторы для обжалования · Неправомерность ненормативных законодательных актов, выносимых сотрудниками ФНС

· Своевременность (жалоба должна подаваться в установленные законодательством сроки)

· Личная заинтересованность, подающего жалобу

Какие действия представителей налоговой могут быть обжалованы

Деятельность налогового органа осуществляется в соответствии с нормами НК РФ, а также с учетом иных федеральных законодательных актов. Однако на практике зачастую это не всегда так. Такой вывод можно сделать исходя из числа претензий, направляемых налогоплательщиками для обжалования действий должностных лиц налоговых органов. Причем под «действием должностного лица» в данном случае понимают следующее: волеизъявление лица, имеющего определенную власть, но не выраженное в виде ненормативного акта, нарушающего права и свободы определенного лица, создавая тем самым препятствия для их реализации в полном объеме. В соответствии с указанным определением, перечень действий сотрудников ФНС, имеющих неправомерный характер и рассматриваемых в качестве основания для обжалования, довольно внушительный. Если обратиться к истории судебных разбирательств, то в качестве наиболее частных оснований для подачи жалобы можно выделить следующие:

Основания В чем заключается нарушение
По выдаче справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Если сведения о снятии с учета ТС, продажи квартиры или др. несвоевременно поступает в ФНС, то это может явиться причиной ошибочного направления уведомления на оплату
Инкассовые поручения Поводом для подачи жалобы обычно становиться несоблюдение должностными лицами установленного двухмесячного срока для направления инкассового поручения
Контролирующие мероприятия Например действия по:

· выемке документов

· истребованию документов о ряда лиц

· осмотру помещений налогоплательщика

Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) Отказ от выполнения действий, возложенных на должностное лицо обязанностей (например, невозврат денежных средств)

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Важно! Если сотрудники ФНС допустили те или иные виды нарушений, то в первую очередь обратиться нужно будет в вышестоящий орган (138 НК РФ). В налоговом органе в качестве вышестоящего органа рассматривается региональное управление. Если лицо проживает в области, то с жалобой нужно будет обратиться в региональный центр области.

Составляется жалоба в письменном виде. При этом направить жалобу можно по почте, либо иной курьерской службой, указав адрес и индекс управления. Лучше будет, если письмо будет отправлено как ценное. Подавать жалобу лицу следует именно в том районе, в котором он проживает. В иные управления ФНС других регионов обращаться с жалобой не следует, так как это потребует дополнительные затраты времени и труда, что приведет к неэффективности.

Если обращение в вышестоящий орган не привело к тому результату, который ожидал заявитель, он вправе обратиться с жалобой уже в прокуратуру. Прокуратура рассматривается жалобу в течение 30 дней, после чего будет предоставлено решение с обоснованием и соответствующими комментариями. Если для решения вопроса заявитель хочет подать жалобу в суд, то возможно это только после того, как будет подана жалоба в налоговое управление.

В данном случае жалоба будет рассматриваться в течение 45 дней. Даже если суд вынесет положительное решение, это не будет означать, что оно будет немедленно исполнено. Судебное решение также может быть обжаловано, а исполнение его приостановлено.

Одной из особенностей обращения в суд является то, что повторное право подачи жалобы в случае отозванного обращения, отсутствует. Если обратиться к статистике судебных решений по данному вопросу, то можно сделать вывод, что в большинстве случаев решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Также следует отметить, что большая часть претензий решается еще на первых стадиях, в досудебном порядке.

Как составить жалобу

Для того, чтобы обжалование действий налоговой имело положительный исход, к составлению жалобы следует отнестись ответственно. В жалобе нужно указать следующее:

  1. Сведения о лице, имеющем претензию к действиям сотрудников налоговой. Указывается наименование и адрес регистрации юридического лица. По физическим лицам указывается ФИО полностью, адрес прописки.
  2. Наименование налоговой, в котором работают должностные лица, допустившие нарушение.
  3. Нарушения, допущенные сотрудниками налогового органа и ссылки на соответствующие законодательные акты.
  4. Способ уведомления заявителя о результатах рассмотрения жалобы (в том числе через личный кабинет на сайте налоговой).
  5. Контактные данные (электронная почта, номер телефона).
  6. Документы, подтверждающие позицию заявителя.
  7. Подпись заявителя.

Важно! К рассмотрению жалоба будет принята только в том случае, если оформлена она должным образом.

Образец жалобы

Подача жалобы через личный кабинет на сайте налоговой

Подать жалобу на действия сотрудников налогового органа также можно и через интернет. Для этого нужно будет на сайте налоговой зайти в личный кабинет и заполнить необходимые поля. Потребуется указать свои личные данные, а также порядок решения данного вопроса (например, в какие органы уже было обращение). Далее нужно будет загрузить сканы подтверждающих документов, если такие есть и заявитель готов приложить их к рассмотрению (Читайте также статью ⇒ Жалоба в Центробанк на действия банка).

Таким образом, любое неправомерное действие или, наоборот, бездействие должностного лица налогового органа может быть обжаловано пострадавшей стороной. При этом не будет иметь значение, кто именно является пострадавшим: физическое или юридическое лицо. И те и другие вправе на законных основаниях обратиться в региональное управление налоговой для обжалования действий сотрудников налоговой инспекции. Если данные действия не приведут к нужному результату, то с жалобой на налоговую можно будет обратиться уже в прокуратуру или суд. Главное при этом должное внимание уделить составлению жалобы, а также подготовке подтверждающих документов.

Административный порядок обжалования действий налоговых органов.

Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков означает возможность обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В налоговом праве административный порядок обжалования имеет характер обязательной досудебной процедуры, поэтому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исключает право на одновременную подачу аналогичной жалобы в суд. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются по правилам ст. 139-141 НК.

При использовании налогоплательщиком административного порядка защиты нарушенных прав обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется по административной иерархии — жалоба подается в налоговый орган (должностному лицу), в чьем подчинении находится налоговый орган или должностное лицо, допустившие нарушение законодательства. Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы. Следовательно, административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц может быть многократным.

Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фактов, которые нарушают права заявителя. Вместе с тем НК четко различает подведомственность подачи и рассмотрения жалобы — факты несогласия с актами, действиями или бездействием налогового органа заявляются только в вышестоящий налоговый орган; жалобы на неправомерное поведение должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу. Объединение в одной жалобе требований, подведомственных налоговым органам, с требованиями, подведомственными должностным лицам этих органов, не допускается.

Обжалование неправомерности деятельности налоговых органов или их должностных лиц осуществляется только в письменной форме. Жалоба должна содержать название и координаты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, а также предмет и основания обжалования.

Налоговым кодексом установлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения с жалобой на неправомерные акты, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц. Исчисление трехмесячного срока начинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но при условии наличия уважительной причины его пропуска. Если налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос об уважительной причине пропуска срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым органом или должностным лицом, которым жалоба адресована.

Как правило, уважительной причиной пропуска срока давности признается тяжелая и длительная болезнь, длительное отсутствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорные обстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохранительных органов, в результате которых были изъяты документы, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.

При отсутствии уважительных причин пропуск трехмесячного срока на обжалование не дает налогоплательщику права требовать рассмотрения его жалобы. Такое заявление возвращается обратно. В то же время отказ в восстановлении срока также может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу.

Определенные особенности имеет подача апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Такая жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения налогового органа. Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подастся в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течении трех дней со дня поступления жалобы направить се со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Срок подачи жалобы на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, составляет один год.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может на основании своего письменного заявления ее отозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права па повторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятельствам осуществляется также в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

По общему правилу обжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лиц не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако решение вопроса о приостановлении действия акта нижестоящего налогового органа или действий (бездействия) должностного лица зависит от вышестоящего налогового органа или должностного лица, принявших жалобу к рассмотрению. Если до вынесения мотивированного решения по поданной жалобе, вышестоящее должностное лицо имеет достаточные основания полагать, что подвергаемые сомнению акты или поступки не соответствуют законодательству РФ, то оно имеет право приостановить действие обжалуемого акта (действия, бездействие) полностью или частично.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо в течение месяца со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

o оставить жалобу без удовлетворения;

o отменить акт налогового органа;

o отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

o изменить решение или вынести новое решение по существу обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

o оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

o отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

o отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право обжаловать в вышестоящий налоговый орган вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, при условии, что это решение не было обжаловано в апелляционном порядке. Гарантией соблюдения прав налогоплательщика является право заявить ходатайство в вышестоящий налоговый орган о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, изложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.

Решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения исполняется согласно правилам, установленным ст. 101.3 НК. Такое решение подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего решения к исполнению в любом случае возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в течение трех дней на исполнение в налоговый орган, вынесший первоначальное решение. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Порядок обжалования актов налоговых органов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *