Постановление ГИБДД о ДТП

Для любого, впервые попавшего в аварию, первым вопросом после прибытия ГИБДД, становится постановление о ДТП. Правильно ли его составят сотрудники полиции, не упустят ли что-то важное, в чем его суть – во всем этом нужно разобраться.

Что это за документ и кто его изготовляет

Постановление о ДТП (еще его называют справка № 154) является обязательным документом при любой аварии.

В дальнейшем оно послужит доказательством того, что ваша машина пострадала при определенных обстоятельствах, которые являются страховым случаем по КАСКО или ОСАГО, необходимо при обращении в страховую компанию.

В 2020 г. Закон о ДТП по ОСАГО немного изменился, теперь оформлять столкновение без участия сотрудников полиции разрешено при ущербе до 50 тысяч рублей.

Чаще всего составляется непосредственно на месте аварии за исключением мелких происшествий, которые можно оформить при обоюдном согласии водителей на посту ДПС.

Сотрудник полиции в документе отражает:

  • кто виновник;
  • кто потерпевший при данном ДТП;
  • обстоятельства происшедшего.

Бывают случаи, когда сразу не удается определить – кто именно виновен в нарушении ПДД, тогда вносится запись, что определить виновника не удалось, порой в качестве причины происшедшего называются действия обоих участников.

Все данные в справке должны подтверждаться свидетельскими показаниями, иными доказательствами и документами и быть основаны на фактах, а не на догадках и домыслах.

Необходимо отразить также сведения:

  • какой участник происшествия какое правило ПДД нарушил (и нарушил ли их в принципе);
  • какая ответственность предусмотрена за то или иное правонарушение;
  • при необходимости, выносится решение о назначении экспертизы для более точного определения причин аварии.

Справка о ДТП выдается на основании приказа МВД РФ № 154 от 1.04.2011. В ней инспектор ГИБДД помечает, что авария действительно была и все обстоятельства ее совершения.

Она, в первую очередь, будет необходимой для страховой компании для:

  • получения страховой премии по возмещению ущерба;
  • для подачи искового заявления в суд, если будет такая необходимость.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 9.12. 2008 г. N 25 «О судебной практике…» за возмещение вреда пострадавшему отвечает не только СК, но и виновник аварии.

Поэтому постановление Пленума ВС РФ по ДТП довольно часто применяется при рассмотрении исковых требований в суде.

Образец постановления о ДТП:

Где его забрать

Нередки ситуации, когда сотрудник полиции по каким-либо причинам не может сразу выдать постановление, в таком случае гражданин может получить ее в ГИБДД в течение суток после аварии.

В том случае, если пострадавший был не в состоянии получить справку на месте ДТП, например, был ранен и его увезли в больницу, ее выдадут впоследствии или самому потерпевшему или его представителю.

Для получения справки необходимо, чтобы аварию зафиксировали сотрудники правоохранительных органов.

Только они имеют право на ее оформление, для этого они должны быть вызваны на место происшествия.

В случаях, когда нет пострадавших и оба водителя согласны с определением виновника, они могут:

  • самостоятельно зафиксировать происшествие на схеме:
  • сохранить фото- и видеосъемку;
  • обратиться на ближайший пост ДПС для оформления ДТП.

После составления и подписания документа каждый из участников получает один экземпляр справки, копия оригинала с зафиксированным в нем фактом получения справки всеми причастными к аварии забирают правоохранительные органы.

Срок выдачи постановления о ДТП

Если сотрудникам ГИБДД, прибывшим на место происшествия, сразу не удается определить, кто виновен в аварии, он направляет дело в отделение полиции.

Участникам выдается предписание, в котором обозначены:

  • адрес, куда необходимо будет прийти за справкой;
  • дата посещения отдела;
  • назначенное время.

В любом случае, сроки вынесения постановления составляют не более двух недель с момента аварии, если стороны не придут к согласию о виновности в происшествии, и один или все причастные к ДТП оспорят его в суде, решения нужно будет ждать два-три месяца.

Как правило, справка выдается сразу же на месте аварии, но иногда оформить постановление на месте не получается, например:

  • сотрудников полиции срочно вызывают на место другой аварии;
  • появилась необходимость срочного перемещения участвовавших в аварии автомобилей.

В таких случаях инспектор ДПС прекращает оформление справки, но только с разрешения руководителя подразделения, перенося его на более поздний срок. Сроки выдачи постановления о ДТП с пострадавшими такие же, как и в более легком происшествии.

Виновник оспорил документ

Чаще всего автовладельцы винят в происшествии друг друга, приводя разные аргументы своей правоты и разобраться, кто в самом деле прав, кто виноват, довольно сложно.

Если такая ситуация произошла, необходимо строго соблюдать определенный порядок действий:

  • не передвигать ТС после аварии, оставив его в том положении, в котором он остановился после столкновения;
  • обязательно включить аварийку и выставить предупредительные знаки с тем, чтобы другие автомобили не усугубили происшествие;
  • вызвать сотрудников полиции, составить все документы, которые потребуются;
  • желательно вызвать на место аварии и представителя СК.

Если кто-либо из участников не согласен с определением виновного, необходимо письменно зафиксировать этот факт и обратиться в ГИБДД.

Они должны составить административный протокол о нарушении, а, при необходимости, и о возбуждении уголовного дела.

Только сотрудники ГИБДД должны будут принять решение о виновности либо невиновности каждого из причастных к происшествию.

На разбирательство аварии не лишним будет пригласить свидетелей ДТП и грамотного юриста. Только поступив таким образом, гражданин сможет избежать огромного количества сложностей.

Итак, документ составлен на месте аварии, один из участников признал свою вину, но впоследствии, после получения справки, меняет свое решение.

Происходит это по различным причинам:

  • порой это просто шоковое состояние после ДТП;
  • иногда последствия оказываются более серьезными и виновник не хочет нести за них ответственность.

Мотивы разные, но последствия всегда одинаковы – признанный виновным гражданин обращается в суд с оспариванием постановления о ДТП.

Ситуация не такая уж редкая, в этом случае пострадавший должен поступить следующим образом:

  • собрать как можно больше документов, подтверждающих его правоту;
  • подать бумаги в СК и суд;
  • постараться найти свидетелей аварии;
  • дожидаться судебного заседания, не предпринимая больше никаких опрометчивых шагов.

Как самому обжаловать

Вы получили на руки справку о ДТП, но не согласны с тем, что там написано. Нет смысла идти к сотруднику, выписавшему ее и стучать кулаком об стол, это не поможет.

Самым правомерным решением будет обжалование справки в вышестоящей инстанции или в суде.

Для оспаривания документа необходимо присутствие неких неточностей, недостоверных фактов, которые вы можете подтвердить, а именно:

  • в справке указаны неточные сведения о вас или автомобиле;
  • не указаны важные обстоятельства, имевшие место при аварии;
  • повреждения ТС описаны не полностью, либо не учтены возможные при ДТП, скрытые повреждения;
  • нет информации о пострадавших, которые, на самом деле, присутствовали;
  • нет чьих-либо подписей или не поставлена печать.

Обжаловать такую справку можно, написав заявление на имя того, сотрудника, которые ее составлял, либо, если он отказывается исправлять неточности – то в адрес его непосредственного руководителя.

В заявлении указывается, что справка об аварии составлена неверно, по пунктам перечислить – что именно не соответствует действительности, а также требование исправить неточности.

Примерная структура жалобы на справку из ГИБДД об аварии:

  1. Вводная часть. Сюда вписываются сведения об адресате, кому именно подается жалоба, о заявителе, и, если присутствует представитель заявителя, то добавляются данные о законном представителе. Также в вводную часть кратко вносится содержание обстоятельств, при которых составлялась бумага.
  2. Описательная часть. Сюда вносятся данные на неверно составленный протокол, его номер, дата составления, юридическая квалификация происшествия и имя составившего документ сотрудника, другая необходимая информация по номеру постановления.
  3. Мотивировочная часть. Здесь описывается позиция заявителя, обоснование этой позиции с аргументами, фактами, данными осмотра и ссылками на свидетелей и затем идет перечисление просьб и ходатайств.
  4. Заключительная часть. В этой части заявитель указывает требования, которые адресует должностному лицу, обязательными являются ссылки на законы, согласно которым заявитель просит вынести решение по жалобе. Здесь же идет перечисление приложенных документов, а также проставляется дата подачи жалобы и подпись заявителя.

Образец обжалования постановления ГИБДД:

Необходимо, прежде чем забрать документ, самым внимательным образом прочесть его, дабы в дальнейшем избежать обнаружения каких-либо несоответствий, дающих возможность страховой компании отказать в выплате страховки.

ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— дате ДТП;

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Что делать? Разъяснение РСА!

Еще один повод для беспокойства: госавтоинспекция больше не выдает справки о ДТП, но по правилам страхования это один из обязательных документов, который должен предоставить автовладелец для возмещения ущерба.

Ситуацию разъяснил Президент РСА Игорь Юргенс.

Корреспондент: Какие теперь документы нужно предоставлять в страховую, чтобы не отказали в выплатах?

Игорь Юргенс: Закон «Об ОСАГО» гласит: при дорожно-транспортном происшествии водитель является к страховщику с оформленным дорожно-транспортной службой документом. Раньше это была справка, сейчас, когда штат ГАИ сократили на 120 тыс. человек , стало некогда и не кому выезжать на место ДТП, инспекторы будут оформлять только постановление о правонарушении. (ДТП это правонарушение).

Корреспондент: Возьмем жизненный приме, ночь-дорога-авария-мороз, приехавший инспектор ГАИ пишет что-то ручкой от руки на коленке. И вот эти каракули станут основанием для выплат?

Игорь Юргенс: Если это грамотный инспектор, то он успеет все оформить за 15 минут. Есть еще дооформление на близлежащем посту или потом в группе разбора. Это может быть крайне неудобно для жителей отдаленных районов. Мы с этим согласны, но ничего сделать не можем. В ближайшее время инспекторы вообще перестанут выезжать на место ДТП. Будет все происходить приблизительно по такой схеме:вы сообщаете в ГАИ о том, что произошла авария-они спрашивают: вы согласны с обстоятельствами?

Если согласны — заполняете европротокол и дальше обращаетесь в свою страховую компанию, если не согласны-едите на ближайший пункт ГАИ, где будет происходить оформление.

Корреспондент: А где ближайшие пункты?

Игорь Юргенс: А это нам не известно.

Корреспондент: А все остальные справки вы могли бы электронно от ГИБДД получать?

Игорь Юргенс: В ближайшем будущем конечно планируется передача электронных документов между страховыми и ГИБДД. Рано или поздно, конечно, когда все гаджеты будут, когда вся страна будет покрыта интернетом, тогда ничего не надо. На телефон сфотографировал, по мобильному приложению отправил тут же в РСА. То все будущее. Мы к нему идем. Более того нам эра глонасс обещает, что чуть ли не с будущего года все машины будут оснащены этими коробочками, тогда ничего вообще не надо будет. Но пока их выпускается только 1,5 млн., а машин 50,5 млн.

Корреспондент: В итоге что нам водителям делать сейчас?

Игорь Юргенс: Безусловно требовать с инспекторов то, что они обязаны вам выдать: постановление и протокол. С этим ехать к страховщикам.

В чем суть постановления о ДТП, когда и кем оно выносится, для чего необходимо – это первоочередные вопросы, в которых следует разобраться лицам, попавшим в аварию. Рассмотрим особенности его выдачи и обжалования.

Попав в дорожно-транспортное происшествие, автомобилистов ожидает нелегкая бумажная волокита. Одним из документов, которые составляются в обязательном порядке, является постановление об аварии. Что это и кем оно выносится?

Что это такое

Постановление об аварии – обязательный документ, с которым в дальнейшем вам можно будет обратиться за возмещением по страховому случаю в страховую организацию.

Он составляется на месте аварии, если иное не предусмотрено положениями законодательных актов Российской Федерации.

Кто выносит

Дознаватель в такой справке должен отразить, кто является виновником, а кто – потерпевшим в дорожно-транспортном происшествии.

Бывает, что должностным лицом вписываются оба участника аварии в качестве виновников, или отражается информация о том, что определить виновного водителя не удается.

Все данные, которые вписываются, должны основываться на нормативной документации, а также подтверждаться фактами.

Отражаются также сведения о том, кто из автовладельцев какие правила дорожного движения нарушил, и какая ответственность за такие правонарушения предусмотрена законодательством.

Когда у вас будет на руках постановление о ДТП для страховой, можете отправляться в ту фирму, с которой заключали страховой договор.

Для этого у вас есть:

при дорожно-транспортных происшествиях, в которых никто не пострадал 2 месяца
при авариях, в которых причинено ущерб здоровью потерпевшего 6 месяцев

Страховая компания потребует предоставления постановления в оригинале (того бланка, который был заполнен дознавателями). Ксерокопию у вас откажутся принимать.

Приведем пример составленного постановления.

Если дознавателю не удается определить виновника дорожного происшествия, он направит дело в отделение ГИБДД.

Участники в таком случае получат предписание, в котором стоит дата, время и адрес, когда необходимо явиться в уполномоченный орган, где будет оглашено решение. Ситуация не должна рассматриваться работниками ГИБДД дольше 2 недель.

При рассмотрении ситуации в судебном порядке решения придется ждать 2 – 3 месяца.

Почему после аварии отправили в прокуратуру

После аварии следователь составит административный протокол или передаст документацию в ГИБДД, где будет проводиться расследование в течение 1 месяца или дольше, если это предусмотрено законодательством (ст. 28.5, 28.7 КоАП Российской Федерации).

Если есть пострадавшее лицо, стоит к делу прилагать медицинское заключение о том, какой тяжести причинен вред.

Если такого документа на момент посещения отделения ГИБДД не будет, принятие итогового решения откладывается еще на 1 месяц.

В том случае, когда будет определено нанесенный вред, как тяжкий или средний, работниками уполномоченного органа составляется доклад начальству ГИБДД.

После этого вся документация по рассматриваемому делу (в том числе и постановление о ДТП) передается прокурору, в органы дознания или предварительного следствия. Происшествие будет рассматриваться в рамках уголовного законодательства.

Что делать, если не выдают

Постановление выносится только в том случае, если будет определен виновник ДТП. В противном случае есть такой вариант развития событий – прекращается административное производство по делу. Тогда и в страховую компанию нужно будет предъявлять соответствующий документ.

Производство не прекращалось, но инспекторы ГИБДД не выдают ксерокопии протоколов и постановлений?

В соответствии с правилами страхования застрахованное лицо обязано представить определенный перечень документов для получения компенсации. Это:

  • справка о ДТП, которая выдавалась представителем дорожной службы;
  • ксерокопия протокола об административном правонарушении;
  • постановление о дорожно-транспортном происшествии;
  • заполненный европротокол (извещение об аварии), если регистрация происшествия на дороге осуществлялась участниками без ГИБДД.

Другие документы нужно подавать с учетом ситуации, обстоятельств и последствий аварии.

На базе ст. 28.2.6 и КОАПФ 29.11.2 инспектором должны быть выданы ксерокопии постановления по требованию участника дорожно-транспортного происшествия.

Если вам в представлении такого документа отказывают, можете подготовить жалобу на имя начальника. Не забудьте сделать ссылку на ст. 5.39 КоАП России и ст. 140 Уголовного кодекса.

Можно записать отказ представителя уполномоченного органа на диктофон. Это будет неоспоримым доказательством в дальнейшем.

Ответственность должностного лица за отказ в выдаче документа – уплата штрафа, размер которого составит 5 – 10 МРОТ, установленных в территориальном округе.

Если дело будет рассматриваться по Уголовному кодексу России, ответственное лицо должно будет уплатить 200 – 500 МРОТ или заработной платы, или иной прибыли осужденного лица за 2 – 5 месяцев.

Возможно также лишение такого лица права занимать должность или наложение запрета на ведение определенного вида деятельности на 2 – 5 года.

Образец оформления европротокола при ДТП в 2020 году найдете в статье: как оформить европротокол при ДТП в 2020 году.

Может ли трамвай быть виновником ДТП, .

Как обжаловать

Основа для обжалования документов ГИБДД — нарушение правил, прописанных в законодательстве, что допускаются работниками уполномоченного органа. В результате таких действий выносится неправомерное постановление.

Выделяют такие группы нарушения:

  1. Нарушения при подготовке административных протоколов, что являются основанием вынесения постановлений. Сюда же относятся процессуальные нарушения.
  2. Нарушения по делопроизводству.
  3. Другие действия, что противоречат закону.

Нередко причина подачи жалобы – сотрудник дорожной службы отнесся необъективно к рассмотрению дела.

Процесс обжалования постановлений имеет несколько стадий:

  1. Составляется заявление.
  2. Предъявляется жалоба в судебную инстанцию.
  3. Рассматривается обращение в судебном порядке.

Все правила рассмотрения прописаны в гл. 30 КоАП Российской Федерации.
Заявителю придется представить как можно больше доказательств, которые помогут выиграть дело.

Доказывайте обстоятельства, представляйте возражения, на основании которого выдвигается требование признать решение ГИБДД противозаконным.

О правах и обязанностях лиц, что участвуют в процедуре говорится в ст. 25.1, п. 5 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса об АП Российской Федерации.

Придерживайтесь таких правил:

  • перед судебным заседанием изучите все положения законодательства, которые имеют отношение к делу;
  • опирайтесь на правила, прописанные в ст. 30.6 КРФ об административных правонарушениях;
  • уделите внимание предполагаемому ходатайству.

Протокол об административном нарушении и вынесение постановлений – заключительные этапы производства по делам об авариях. Но можно ли обжаловать такие документы? Право оспаривать постановление предоставляется гражданам в соответствии со ст. 30.1 КоАП.

Подать жалобу можно:

  • в вышестоящие суды относительно решения, что вынесено судебной инстанцией;
  • на постановление коллегиального органа – в районные суды по месторасположению такой структуры;
  • на постановление, что вынесено должностными лицами – в вышестоящие органы, вышестоящим должностным лицам, в районные суды по месту, где рассматривается дело;
  • на постановление, что было вынесено иными органами в соответствии с региональными актами – в районные суды.

Гражданин может обжаловать то постановление ГИБДД, которым нарушаются его права.
Вместе с таким заявлением стоит представить ксерокопию постановления, которое обжалуется, а также иные справки, на которые заявитель ссылается в документе.

Ответ не будет представлен, если в заявлении не отражено ФИО, адрес или документ является нечитабельным. Поэтому при составлении документа будьте аккуратны, выводите каждую букву и перечитывайте написанное, так как ошибок допускать не желательно.

Постановления работников ГИБДД могут быть обжалованы на протяжении 10 дней. Отсчет такого срока начинается:

  • на следующий день после подачи ксерокопии постановления;
  • на следующий день после того, как копия получена (справка высылается заказным письмом в течение 3 дней с момента ее вынесения).

Способы представления жалобы:

  • посредством почты;
  • при личном посещении отделения (дежурной частью такие заявления принимаются в течение 24 часов в сутки);
  • в виде электронного письма через информационную систему общего пользования;
  • лицо может позвонить в отделение уполномоченного органа.

Если заявление направлено не по адресу, оно будет перенаправлено лицу, которое уполномочено его рассматривать. Отведенные для этого сроки – неделя.

Жалоба должна быть рассмотрена представителем уполномоченных структур в течение 1 месяца с момента ее регистрации. В отдельных случаях, предусмотренных законодательными документами России, такой срок может увеличиваться.

По представленным заявлениям могут выноситься решения такого плана:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • внести в постановления правки;
  • отменить постановление и прекратить производство по рассматриваемому делу;
  • отменить постановление и вернуть дело вновь на рассмотрение (если нарушены правила рассмотрения);
  • отменить постановление и направить дело рассматривать по подведомственностям.

Пример

Жалоба составляется по определенным правилам. Обычно в отделениях ГИБДД есть образцы, на которые можно опираться при подготовке своего обращения.

В документе стоит отразить такие сведения:

  • наименование организации, куда заявление направляется;
  • данные и должность адресата документа;
  • данные лица, который составляет заявление или название компании (если жалоба подается юрлицом);
  • адрес заявителя, по которому позднее будет направлен ответ;
  • обстоятельства, которые имеют отношение к делу;
  • другую информацию, что имеет отношение к рассматриваемому делу;
  • данные лица, которым было вынесено постановление, что нарушает права заявителя.;далее поставьте подпись и дату составления.

Представим образец, на которые можно ориентироваться при подготовке жалобы.

Помните, что в независимости от того, являетесь ли вы виновником дорожно-транспортного происшествия или нет, никто не имеет права нарушать ваши права.

Разберитесь, когда вам может понадобиться постановление о ДТП, где его получить и как обжаловать отдельные его пункты или весь документ, если отражаются не правдивые факты.

Наказание, если полицейский совершил ДТП на служебной машине, смотрите в статье: ДТП с участием полицейского.

Что делать с авто после ДТП — ремонтировать или продавать, рассматривается на странице.

Наказание виновнику ДТП со смертельным исходом найдёте в этой информации.

Видео: ОСАГО : новые изменения в законе. Взыскание неустойки со страховой компании после ДТП

Предыдущая статья: Как оформить европротокол при ДТП в 2020 году Следующая статья: Судебная практика по ДТП

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2020 году

23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности, исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.

Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:

  1. Участник происшествия вызывает ГИБДД – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
  2. Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
  3. Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
  4. Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются.
  5. Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
  6. Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
  7. Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
  8. Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
  9. Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.

Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии. В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора. Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.

Если человек стал участником ДТП, ему предстоит пройти процедуру освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. В п.2 Постановления Правительства РФ №475 от 26.06.2008 говорится:

Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.

Документы для оформления ДТП

Факт происшествия должен быть зафиксирован документально. Если оформлением ДТП занимаются представители ГИБДД, они подготовят большую часть бумаг самостоятельно. Все действия будут осуществляться в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем же отражен перечень документов, которые должны быть заполнены. Документация оформляется в присутствии водителя и при его непосредственном участии.

Участники происшествия также обязаны подготовить ряд бумаг. На их плечи ложится заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. Такое правило закреплено в статье 7 ФЗ №40 от 25.04.2002 – этот нормативно-правовой акт фиксирует порядок действий при оформлении аварии по ОСАГО.

Схема ДТП

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны составить схему ДТП. Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

  • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Протокол осмотра места происшествия

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осмотр места происшествия осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.

Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Документы, предоставляемые участникам аварии

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

Как быть со страховой

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.

Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
  2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
  3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Отказ в оформлении

Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

Задайте свой вопрос бесплатно

Получите ответ в течение 5 минут!

Спасибо, что задали вопрос!

Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.

Постановление ГИБДД о ДТП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *