Повреждение груза при перевозке

При перевозке перевозчиком был поврежден груз, принадлежащий на праве собственности заказчику. Перевозка осуществлялась автомобильным транспортом, право собственности на грузополучателя переходило с момента получения им груза. Имущество, перевозившееся в качестве груза, вероятно, подлежало восстановлению, однако перевозчик на основании претензии грузоотправителя принял решение возместить стоимость груза в полном объеме (без НДС). Перевозчик требует передать поврежденный груз ему. Переходит ли в этом случае на основании закона право собственности на поврежденный груз от заказчика к перевозчику, если в договоре перевозки нет условия о переходе права собственности? В случае передачи груза перевозчику должен ли перевозчик доплатить НДС?

21 июля 2017

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несёт ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю либо управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Аналогичные правила об условиях и размере ответственности перевозчика содержатся в частях 5, 7 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ)*(1).
Как видим, в случае повреждения (порчи) груза перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный при перевозке груза. При этом стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 8 ст. 34 УАТ).
Однако возмещение перевозчиком ущерба, причиненного при перевозке груза, в случае повреждения груза не является основанием для приобретения перевозчиком права собственности на поврежденный товар.
Так, в силу положений п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Применительно же к рассматриваемому случаю это означает, что собственником груза, перевозимого по договору перевозки, может являться либо грузоотправитель, либо грузополучатель (в зависимости от условий договора, заключенного между указанными лицами).
В свою очередь, согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Отметим, что такое основание для приобретения права собственности на имущество, которое уже имеет собственника, как возмещение третьим лицом собственнику имущества ущерба, причиненного в результате повреждения этим лицом указанного имущества, ни нормами ГК РФ, ни нормами иных нормативно-правовых актов не предусмотрено.
В равной мере это распространяется и на те случаи, когда имущество погибло, поскольку при прекращении права собственности на погибшее имущество у его собственника по смыслу ст. 209 и п. 1 ст. 235 ГК РФ возникает право собственности на годные остатки такого имущества (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 29.10.2013 по делу N 11-11402/2013).
Кроме того, возмещение ущерба является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности (п. 1 ст. 15, п.п. 1, 2 ст. 393 ГК РФ) и не отнесено ГК РФ и действующим законодательством к сделкам об отчуждении имущества.
Соответственно, возмещение третьим лицом ущерба, причиненного этим лицом имуществу, которое имеет собственника, не прекращает у собственника права собственности на это имущество (права собственности на годные остатки такого имущества) и не влечет перехода права собственности на него (на них) к лицу, возместившему ущерб. Поскольку, как было указано выше, право собственности у третьего лица на имущество, которое уже имеет собственника, может быть приобретено третьим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (п. 2 ст. 218 ГК РФ), постольку в ситуации, указанной в вопросе, у перевозчика может возникнуть право собственности на имущество, которое было повреждено перевозчиком при перевозке по договору перевозки (на годные остатки такого имущества) и за повреждение которого перевозчик возместил ущерб, только на основании какой-либо сделки (например на основании договора купли-продажи) с грузоотправителем*(2).
Считаем целесообразным обратить Ваше внимание на то, что если перевозчик возместил ущерб за поврежденный товар в размере, превышающем размеры, указанные в п. 2 ст. 796 ГК РФ, ч.ч. 5, 7 ст. 34 УАТ, то на стороне лица, получившего возмещение ущерба, будет иметь место неосновательное обогащение за счет перевозчика.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

26 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Особенности взыскания с транспортной компании ущерба за утрату или повреждение груза

Особенности взыскания с транспортной компании ущерба за утрату или повреждение груза

В Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия обращаются потребители с жалобами на некачественные услуги транспортных компаний, по вине которых утрачен или причинен вред товару, приобретенному дистанционным способом. В большинстве случаев взыскать с перевозчика ущерб и убытки затруднительно из-за упущенного потребителем времени и неверно составленных документов. Практика рассмотрения подобных жалоб показывает, что перевозчики используют неосведомленность потребителей, чтобы уйти от ответственности.

Необходимо запомнить несколько правил для защиты своих прав:

• Товар, приобретенный через Интернет, может быть доставлен как за счет продавца, так и за счет потребителя. В последнем случае потребитель (грузополучатель) вступает в правоотношения с транспортной компанией (перевозчиком). Роль продавца, как грузоотправителя, в данных отношениях тоже важна.
• Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ч. 1, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — Устав).
• Форма транспортной накладной должна содержать сведения о перевозчике и его ответственности, грузоотправителе и грузополучателе, наименовании груза и его фактическом состоянии, массе, количестве грузовых мест, виде тары, способе и состоянии упаковки, дате и времени подачи транспортного средства под погрузку, сроках, по истечении которых груз считается утраченным, форме уведомления о проведении экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) груза, стоимости транспортных услуг (приложение № 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, далее — Правила перевозок).
• Транспортная накладная в 3-х экземплярах подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком. Перевозчик не вправе вносить какие-либо пометки и исправления в одностороннем порядке (п. 9 Правил перевозок).
• Грузоотправитель (продавец) обязан подготовить груз (товар) к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, приложить сопроводительные документы на товар (ч. 2, ч. 3 ст. 10 Устава), нанести на упаковку информацию о наименовании грузоотправителя и грузополучателя, массе грузового места, адресе пунктов погрузки и выгрузки, нанести манипуляционные знаки (условные), характеризующие способ обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке (п. п. 31-35 Правил перевозок).
• Если состояние груза и его упаковки при принятии у грузоотправителя не соответствует требованиям Правил перевозок перевозчик обязан в присутствии грузоотправителя сделать отметки об этом в транспортной накладной, либо отказаться от исполнения договора (ч. 4, ч. 5 ст. 10 Устава).
• При получении груза потребитель проверяет соответствие груза сведениям, указанным в накладной (п. 68 Правил перевозок).
• При обнаружении повреждения кузова автомобиля, тары, контейнера, упаковки, пломб, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке (ч. 9, ч. 10 ст. 15 Устава).

ВАЖНО!!! При принятии груза указать сведения о повреждениях в актах или транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях (ч. 1 ст. 38 Устава).

При невозможности составить акт о повреждениях в день приема груза он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчика от составления акта потребитель вправе составить акт без его участия, предварительно уведомив перевозчика в письменной форме (п. 80 Правил перевозок).

Потребитель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно (ч. 2 ст. 15 Устава, п. 65 Правил перевозок).

Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере:

1) стоимости утраченного или недостающего груза в случае утраты или недостачи груза;
2) суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения (порчи) груза, или его стоимости в случае невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза;
3) доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью;
4) объявленной стоимости в случае утраты груза, а также невозможности восстановления груза, сданного для перевозки с объявленной ценностью и испорченного или поврежденного (ч. 7 ст. 34 Устава).

Перевозчик наряду с возмещением ущерба, обязан вернуть потребителю провозную плату, полученную за перевозку утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза, если эта провозная плата не входит в стоимость груза (ч. 9 ст. 34 Устава).

Письменная претензия с требованиями о возмещении ущерба, убытков и взыскании штрафа предъявляется перевозчику по месту его нахождения с приложением подтверждающих документов (ст. 42, ч. 2 ст. 39 Устава).

Перевозчик в течение 30 дней обязан уведомить потребителя в письменной форме о результатах рассмотрения претензии (ч. 1 ст. 40 Устава).

Только после полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить требования либо неполучения от него ответа в установленный срок потребитель вправе обратиться в суд (ст. 41 Устава). Срок исковой давности 1 год (ст. 42 Устава).

Порча товаров и материалов при транспортировке

Как составить акт при обнаружении недостачи или порчи товаров при транспортировке? В чем заключается досудебный (претензионный) порядок урегулирования? Как отразить в учете недостачи товаров?

Публикация

За сохранность груза при транспортировке отвечает тот, кто непосредственно перевозит груз. Рассмотрим ситуацию, когда перевозку груза осуществляет сторонняя организация. При этом возникают недостачи и потери товарно-материальных ценностей.
Недостачи и потери могут быть нормируемыми и ненормируемыми. В первом случае речь идет о естественной убыли, во втором — о результатах противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствиях и иных обстоятельствах.
Схема взаимодействия при возникновении порчи. Взаимодействие сторон при возникновении порчи товаров или материально-производственных ценностей при их транспортировке сторонней организацией можно представить следующим образом:

  • обнаружение повреждения, недостачи или повреждения груза, составление акта, отметка в товарно-транспортной накладной;
  • выставление претензии – шесть месяцев с момента получения груза или даты, когда груз должен быть доставлен в конечный пункт экспедирования;
  • предоставление экспедитору документов, подтверждающих наступление убытка, а также документов, подтверждающих имущественный интерес в поврежденном или утраченном грузе и размер ущерба;
  • рассмотрение претензии в течение 30 дней;
  • по истечении срока рассмотрения претензии выдача клиенту информационного письма о признании наступления ответственности экспедитора либо о причинах отклонения претензии.

Гражданским законодательством установлены условия привлечения перевозчика к ответственности за несохранность принятого им груза. Он будет отвечать, если не докажет, что повреждение (порча) груза или багажа произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара явились противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 № 18).
Приемка товара осуществляется комиссией в составе не менее трех человек, назначенной приказом руководителя организации, в присутствии материально ответственного лица, а также представителя поставщика (грузоотправителя) или представителя незаинтересованной организации.
Когда в процессе приемки обнаруживается несоответствие товара сопроводительным документам, то оформляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ по форме № ТОРГ-2 в четырех экземплярах. Если же поступил импортный товар, то составляется аналогичный акт по форме № ТОРГ-3 в пяти экземплярах.
Указанные акты применяются для оформления приемки ТМЦ, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика, и являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Претензии могут быть предъявлены в случае ненадлежащего исполнения договора, которое может быть выражено в нарушении условий о количестве (ст. 466 ГК РФ) и качестве товара (ст. 469 ГК РФ), его ассортименте (ст. 468 ГК РФ) и т. д.
Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
ТМЦ, по которым не установлены расхождения по количеству и качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Далее приводится мнение приемочной комиссии с подробным описанием дефектов (характер недостачи, излишков, ненадлежащего качества, брака, боя) и указанием возможных причин их возникновения, а также заключение комиссии.
Акт подписывается всеми членами приемочной комиссии, а также представителем грузоотправителя (поставщика, производителя). При этом указываются реквизиты доверенности, выданной ему организацией. Свою подпись также ставит главный (старший) бухгалтер организации, которая принимает товар.
После этого руководитель организации выносит решение по итогам приемки и оформления акта, а затем утверждает акт. Гриф утверждения находится на первой странице акта. Срок хранения акта в архиве организации составляет 5 лет.
На основании акта составляется претензионное письмо поставщику, грузоотправителю или перевозчику.
Досудебный (претензионный) порядок урегулирования. Важной особенностью разрешения гражданско-правовых споров является досудебный (претензионный) порядок их урегулирования, который обязателен для договора перевозки. Иск в суд подает пострадавшая сторона только после того, как виновник откажется или не полностью возместит причиненный повреждением груза ущерб (п. 1, 2 ст. 797 ГК РФ).
Форма претензионного письма произвольная. В нем отражаются: наименование и дата составления документа; наименование организации, которая составляет письмо; реквизиты договора поставки, по исполнению которого предъявляется претензия; перечень материальных ценностей в количественном и стоимостном выражении и характер отклонений по каждому виду; ссылка на акт; предъявляемые требования; расчет суммы претензии с обоснованием и подтверждением и т. д.
Срок, в течение которого поставщик должен рассмотреть претензионный документ и дать на него ответ покупателю, как правило, предусматривается договором купли-продажи. Там же указывается срок, в течение которого виновная сторона должна ответить на требования потерпевшей стороны. Если же в договоре этот срок не установлен, то необходимо руководствоваться общими положениями гражданского законодательства. Когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.
Если при приеме был выявлен некачественный товар, то он помещается на временное хранение и подлежит возврату поставщику, о чем организация торговли должна его уведомить.
В случае отклонения претензии, когда заявитель получает отказ (полный или частичный) в удовлетворении требований, в нем могут быть указаны обоснованные мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, положения заключенного договора, доказательства, обосновывающие отказ, а также перечень прилагаемых к ответу на претензию документов и иных доказательств.
Далее покупатель может подавать заявление в суд на перевозчика (поставщика) с требованием о возмещении нанесенного ущерба.
Отметим, что сама по себе претензионная работа со стороны ущемленного в правах и интересах лица не приостанавливает общий срок исковой давности (ст. 202 ГК РФ), что должно способствовать скорейшему урегулированию спора.
Срок исковой давности. Перевозчик (экспедитор) фактически не несет ответственности, если пропущен срок исковой давности. Им признается срок для защиты по иску лица, право которого нарушено. В общем случае срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ), но для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, он равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ, ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска, т. е. со дня, когда грузоотправитель узнал о недостаче груза. Пропуск срока исковой давности дает право суду отказать в удовлетворении иска грузоотправителя (грузополучателя), требующего возмещения ущерба с экспедитора (постановление ФАС УО от 20.04.11 № Ф09-1571/11-С5).
Наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, перевозчик возвращает покупателю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.
Бухгалтерский учет. Порядок отражения недостачи и порчи при приемке поступивших в организацию товаров установлен п. 58 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ. Сумма недостач в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих товаров на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и НДС, относящиеся к ним, не учитываются.
Сумма недостачи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», одновременно с этого счета списываются недостающие товары и относятся на транспортно-заготовительные расходы торговой компании. Если организация ведет учет товаров с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», недостающие товары списываются на счета отклонений в стоимости товаров.
Если испорченные товары могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), то они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи.
Недостачи товаров сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости. В нее включаются:

  • стоимость недостающих товаров, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без НДС) (по подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы);
  • сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате торговой организацией (покупателем), в доле, относящейся к недостающим товарам (определяется путем умножения стоимости недостающих товаров на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости товаров (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без НДС);
  • сумма НДС, относящаяся к основной стоимости недостающих товаров и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

Если к моменту обнаружения недостачи товар не был оплачен, торговая организация производит оплату за вычетом стоимости недостающих товаров, т. е. в этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются. Если же товары были оплачены, то недостача товаров сверх норм естественной убыли выставляется в качестве претензии поставщику.
В случае несогласия поставщика оплатить претензию торговая организация вправе обратиться в суд. Если во взыскании спорных сумм будет отказано, то сумма недостачи товаров, первоначально учтенная на счете учета расчетов по претензиям, списывается на счет 94 и затем относится на финансовые результаты.
Пример
Строительная организация приобрела 100 т щебня по цене 1 770 руб. за 1 т (в том числе НДС 270 руб.) на общую сумму 177 000 руб. (в том числе НДС 27 000 руб.). Доставка осуществляется сторонней организацией, стоимость доставки — 10 620 руб. (в том числе НДС 1 620 руб.).
В момент приемки была выявлена недостача в размере 8 т. Перевозчик признал претензию и вернул денежные средства в сумме выявленной недостачи. Норма естественной убыли щебня при перевозке автомобильным транспортом навалом составляет 1,3 % массы перевозимого груза (100 000 х 0,13 = 1 300 кг). При этом норма является предельной независимо от расстояния перевозки и применяется только в случае фактической недостачи груза.
Сумма недостачи щебня в пределах норм естественной убыли составляет 1 950 руб. .
Определим сумму претензии, которую строительная организация должна выставить транспортной организации. Сумма недостачи сверх норм естественной убыли равна 10 050 руб. .
Доля транспортных расходов, приходящихся на недостающий щебень — 603 руб. .
Сумма НДС в части недостающего щебня – 1 809 руб. (27 000 : 100 000 x 6 700 кг).
Сумма НДС с транспортных расходов в части недостающих материалов — 108,54 руб. (1 620 : 100 000 x 6 700 кг).
Сумма транспортных расходов, которая на счете учета расчетов по претензиям не отражается, — 711,54 руб. (603+108,54).
Сумма претензии, выставляемая перевозчику — 11859 руб. (10 050 + 1 089).
Перевозчик согласился с суммой претензии.
В учете произведены следующие записи:
Д-т сч. 10 «Материалы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
138 000 руб.
принят к учету щебень, фактически поступивший от поставщика;
Д-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
1 950 руб.
отражена недостача в пределах норм естественной убыли;
Д-т сч. 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
25 191 руб.
учтена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «НДС»,
К-т сч. 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»,
25 191 руб.
принят к вычету НДС по поступившему щебню;
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
177 000 руб.
перечислено поставщику за щебень;
Д-т сч. 10 «Материалы»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
8 397 руб.
включена в фактическую себестоимость щебня сумма транспортных расходов;
Д-т сч. 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
1 511,46 руб. (1 620 : 100 000 х 93 300)
отражена сумма НДС, предъявленная перевозчиком к оплате;
Д-т сч. 20 «Основное производство»,
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
1 950 руб.
списана недостача в пределах норм естественной убыли;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям»,
К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
11 859 руб. (10 050 + 1 809)
отражена претензия к транспортной компании в части недостающего щебня;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
К-т сч. 76-2 «Расчеты по претензиям»
11 859 руб.
признана претензия транспортной компанией;
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
9908,46 руб. (10 620 – 711,54)
перечислено транспортной компании за минусом в части транспортных расходов по недостающему щебню;
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «НДС»,
К-т сч. 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам»
1 511,46 руб.
принят к вычету НДС по транспортным услугам;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
11 859 руб. (12 570,54 — 711,54)
удовлетворена претензия транспортной компанией.
Налог на прибыль. Доходы, которые могут быть получены в результате мероприятий по предъявлению и взысканию претензий, в налоговом учете отражаются в составе внереализационных доходов как доходы, полученные в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Датой их получения является день начисления процентов (штрафов, пеней и (или) иных санкций) в соответствии с условиями заключенных договоров либо на основании решения суда.
В общем случае такие доходы начисляются и признаются тогда и на тех условиях, как это установлено договором. Если договором начисления штрафных санкций не предусмотрено, а организация-поставщик в суд с иском о взыскании санкций не обращалась, то налоговые органы не имеют права требовать доначисления доходов и уточнения базы по налогу на прибыль.

Суммы штрафов, пеней и неустоек, как правило, не зависят от размера нанесенного организации ущерба и уплачиваются сверх сумм нанесенных убытков. Кроме того, отражение в учете сумм убытков и отражение сумм, поступивших в их возмещение, не увязываются между собой и учитываются обособленно.
Потери от недостачи товара (материала) при его транспортировке в пределах норм естественной убыли (письмо Минторга РСФСР от 21.05.87 № 085) учитываются для целей налогообложения прибыли в составе косвенных расходов (подп. 2 п. 7 ст. 254, 320 НК РФ).
Расходы в виде недостачи товаров в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, признаются внереализационными. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден, причем уполномоченным органом государственной власти.
Налог на добавленную стоимость. Сумму НДС по оприходованному товару организация принимает к вычету после принятия на учет товара при наличии счета-фактуры поставщика. Также организация имеет право на вычет суммы НДС, относящейся к товарным потерям в пределах норм естественной убыли (письмо Минфина России от 15.08.06 № 03-03-04/1/628).
НДС, приходящийся на потери сверх норм естественной убыли, к вычету принять нельзя.

Транспортная компания повредила груз: что делать

Евгений Побережный Управляющий партнер юридической фирмы «А-ЛЕКС», представитель юридической фирмы «Солнцев и партнеры» в Москве. Стаж 15 лет. Более 5 лет работал юристом в ведущей транспортной компании, 2 из них в должности начальника судебного отдела. Эксперт в области транспортного, корпоративного и гражданского права, а также судебной защиты в арбитражных судах.

Случаи повреждения груза транспортными компаниями возникают часто. Претензии по повреждению груза занимают 1 место от всего количества поступающих в транспортные компании.

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральный Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за повреждение груза закреплена:

  • в размере суммы, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, если груз принят без объявленной стоимости;
  • в размере суммы, на которую понизилась объявленная стоимость, если груз принят с объявленной стоимостью;
  • при невозможности восстановления груза в размере документально подтвержденной стоимости либо в размере объявленной стоимости (если ценность заявлялась отправителем).

Говоря не юридическим языком, при повреждении транспортная компания компенсирует стоимость восстановления поврежденного груза (объявленной ценности), если же восстановление невозможно/нецелесообразно — в размере стоимости поврежденного груза/объявленной ценности.

Также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).

Порядок действий при повреждении груза

1. Фиксация факта повреждения груза

Если при получении груза Вы видите, что упаковка повреждена, не подписывайте документы о получении груза, а потребуйте составить акт о повреждении. Далее, совместно с сотрудником транспортной компании на выдаче вскройте поврежденную упаковку и осмотрите груз, при этом фиксируя данный процесс на фото либо видео. Если видимых повреждений нет, но характер груза не исключает внутренние дефекты, обязательно зафиксируйте данное обстоятельства в акте о повреждении. Ссылку на акт о повреждении груза необходимо обязательно указать также в документах на выдачу груза (акте оказанных услуг), если поврежденный груз Вы решили получить.

В акте о повреждении груза необходимо указать:

  1. дату, место и время составления акта
  2. факт повреждения груза и указание того, что конкретно повреждено: наименование, марку, модель, количество, стоимость, характер повреждений, возможность наличия скрытых дефектов. Указать состояние упаковки, чтобы зафиксировать, что имеется внешнее воздействие на груз и упаковка порвана (вмята).
  3. если производилось фото-/ видео фиксация: указать в акте со ссылкой на марку и модель фотоаппарата (смартфона). Даже если транспортная компания фотографирует на свой фотоаппарат, сфотографируйте на свой и укажите это в обоих экземплярах акта. Не исключен вариант, что сотрудник попытается приложить к акту не все фотоснимки.
  4. если сотрудник укажет, что программа не позволяет внести все данные в акт, то необходимо на всех экземплярах акта отразить всю необходимую информацию и указать, факт отказа сотрудника внести эти сведения в акт.

Акт составляется в 2 экземплярах, по 1 экземпляру для Вас и Транспортной компании. Поэтому 1 экземпляр с печатью транспортной компании и подписью сотрудника Вам обязаны выдать на руки.

Если груз поврежден настолько, что Вы визуально определили невозможность восстановления, либо что в таком состоянии при транспортировке от склада транспортной компании груз получит еще большие повреждения, Вы вправе не получать груз, а оставить его в транспортной компании.

После составления акта о повреждении груза, рекомендуем разобраться в том, кто по закону является собственником груза. Проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара). Если в договоре с Продавцом товара указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по повреждению товара (груза) является компания-грузоотправитель. В этом случае грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара, а дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.

2. Определение размера ущерба

Перед обращением с претензией, рекомендуем по своей инициативе провести экспертизу поврежденного груза. Преимущество состоит в том, что вы сможете привлечь объективного и незаинтересованного эксперта, поставить правильные вопросы, чтобы транспортная компания (в случае вины) была вынуждена компенсировать все убытки на претензионном этапе. При проведении экспертизы рекомендуем заранее уведомить транспортную компанию. Перед экспертом поставить вопросы:

  • Определить причинно-следственную связи между повреждением груза и его транспортировкой.
  • Определить соответствие транспортировочной тары, упаковки.
  • Определить размер ущерба.

Важно знать: при установлении вины транспортной компании, стоимость экспертизы компенсируется последней.

3. Подготовка претензии

После получения экспертного заключения, установления вины транспортной компании в повреждении груза и определения размера ущерба, необходимо обратиться в транспортную компанию с претензией.

Подготовьте претензию с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов понадобятся Вам для обращения с иском в суд. Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В претензии кратко опишите ситуацию, маршрут следование груза, маркировку груза, наименование и стоимость груза, дату и место составления акта о повреждении груза. К претензии приложите следующие документы:

  1. документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.;
  2. документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара;
  3. заключение экспертизы, подтверждающее вину транспортной компании и размер ущерба. Включите затраты на проведение экспертизы в претензию и потребуйте выплаты данных затрат;
  4. банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации;
  5. доверенность либо иной документ подтверждающий полномочия подписанта.

Зачастую образцы претензий есть на сайтах транспортных компаний. Они в целом соответствуют требованиям закона и во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.

4.Подача претензии в транспортную компанию

Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах. На втором экземпляре транспортная компания должна поставить отметку о принятии, указать дату принятия, входящий номер, заверить печатью и вернуть Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию нарочно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.

5. Результат рассмотрения претензии

В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на Ваш расчетный счет денежных средств в требуемой сумме. Но такое бывает крайне редко, поскольку для транспортной компании это расходы.

В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, Вам необходимо обращаться в суд с иском и доказывать все обстоятельства и размер причиненных Вам убытков. Срок обращения в суд 1 (один) год.

Рекомендую: откажитесь от получения груза в день выявления повреждений, привлеките транспортного юриста и вместе с ним либо под его удаленным контролем выезжайте для составления акта о повреждении груза и скорейшего досудебного урегулирования проблемы.

Смотрите также статью Евгения Побережного «Что делать, если транспортная компания потеряла груз».

При порче груза в автоперевозках действует так называемая презумпция вины перевозчика. Это означает, что перевозчик должен доказывать, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам (ч. 5 ст.34 УАТиГНЭТ). Совокупность доказательств для каждого конкретного случая различается и зависит от ситуации и обстоятельств, при которых произошло повреждение перевозимого груза. Так, при механическом повреждении коробов или паллет с грузом, можно ссылаться на пункты 50 и 51 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 15.04.2011 № 272), при внутритарном повреждении груза (например, если из неплотно закрытых бутылей разлилось растительное масло) следует особое внимание уделить состоянию пломб и целостности кузова транспортного средства. Запись о состоянии пломб и кузова автомобиля необходимо сделать во всех экземплярах акта о порче груза, а также во всех экземплярах транспортных и (или) товарно-транспортных накладных.

В любом случае, при обнаружении боя или порчи груза получатель обязан составить соответствующий акт (часть “в”, пункт 79 Правил перевозки грузов). Требования к содержанию акта устанавливаются пунктом 82 Правил перевозки грузов. Акт о порче или бое груза должен содержать:

а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) описание и фактический размер испорченного или разбитого груза;

Кроме того, в соответствии с пунктом 83 ППГАТ, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя, а в транспортной накладной (или в заказ-наряде, если заключался договор фрахтования), путевом листе и сопроводительной ведомости должны быть сделаны отметки о составлении акта.

Повреждение груза в результате ДТП.

В случае, если бой (повреждение) груза произошло в результате дорожно-транспортного происшествия, ответственность за несохранность перевозимого груза несёт перевозчик, даже если вина водителя транспортного средства — участника ДТП — отсутствовала. Это утверждение часто становится предметом дискуссий перевозчиков.

Между тем, чтобы понять почему за повреждение груза в результате дорожно-транспортного происшествия отвечает перевозчик, независимо от наличия или отсутствие его вины в ДТП, стоит принять сторону грузовладельца, который доверил перевозчику произвести доставку груза. Логично предположить, что если грузовладелец понёс определённые убытки, связанные с повреждением или боем груза, в которых он не виноват, так как надлежащим образом подготовил груз к перевозке и разместил его в транспортном средстве таким образом, чтобы исключить его повреждение в ходе перевозки, то он захочет причинённые убытки возместить за счёт другой стороны договора перевозки.

Суды исходят из того, что вина перевозчика за повреждение, бой и недостачу груза презюмируется (является заранее установленной) и что бремя доказывания отсутствия вины в порче груза целиком и полностью ложится на перевозчика. При этом ДТП, внезапные возгорания автомобиля в ходе перевозки и прочее не являются обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности. Подробнее об этом можно прочитать в Определении Верховного суда РФ от 2 апреля 2015 г. по делу № А40-80408/2013 и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14316/11 от 20 марта 2012 года.

Договорная ответственность перевозчика.

Многие перевозчики не уделяют должного внимания условиям подписываемых договоров. К примеру, во многих договорах устанавливается обязанность перевозчика контролировать качество упаковки и состояние принимаемого к перевозке груза, его размещение и крепление в кузове транспортного средства на предмет соблюдения требований безопасности перевозимого груза.

Хотелось бы отметить, что в большинстве случаев суды принимают сторону грузовладельца или диспетчера, если в договоре имеются подобные пункты, несмотря на то, что положения пунктов 50, 51 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272 являются по сути императивными. Судьи в этом случае опираются на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и её пределах», в частности, на выводы, сделанные в пункте 4: «Если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная. В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ.»

Из этого можно сделать важный вывод: перевозчику следует внимательно читать предлагаемый ему договор, а в идеале — работать на условиях своего договора, составленного таким образом, чтобы его положения были паритетными для обеих сторон.

Право грузовладельца передать перевозчику поврежденный груз.

В случае возмещения перевозчиком стоимости поврежденного или испорченного груза возникает вопрос: должны ли ему передать этот груз, за который он заплатил? Логика перевозчика в этом случае такова — я заплатил за эту вещь, следовательно, могу забрать ее себе. Однако, такие размышления неверны в своей основе.

Возместить стоимость поврежденного груза перевозчик обязан, так как возмещение ущерба есть мера гражданско-правовой ответственности. Обязанность перевозчика возместить причиненный ущерб установлена законодательством (ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ); при этом никаких прав на поврежденный груз он не получает. Одновременно с этом законодательство РФ не предусматривает обязанность грузополучателя передать перевозчику поврежденный груз, стоимость которого он возместил.

Переход вещи (вещей) во владение другого лица допускается в результате исполнения сделки — купли-продажи, поставки, дарения и т. п., поэтому о том, что перевозчику будет передан поврежденный или испорченный груз, можно договориться и закрепить достигнутую договоренность в письменном виде. Договориться можно в любой момент — как до перевозки (самый логичный вариант — урегулировать этот вопрос в договоре перевозки), так и после выявления факта повреждения груза.

Что делать если произошло повреждение груза при перевозке?

При обнаружении порчи или боя груза при перевозке лучше всего будет посоветоваться с юристом. Крайне важно, чтобы размер ответственности перевозчика за порчу груза был установлен правильно, ведь не секрет, что часто грузовладельцы пытаются “повесить” на перевозчика не только фактически причинённые убытки, вызванные повреждением груза при перевозке, но и необоснованно, искусственно завысить размер этих убытков. К примеру, при повреждении упаковки перевозчику предъявляют к возмещению стоимость груза, находящегося в этой упаковке, что, конечно же, не правильно.

Не стоит откладывать консультацию до того момента, когда в ваш адрес будет направлена претензия или судебный иск по поводу возмещения ущерба за повреждение или порчу груза. Чем раньше Вы обратитесь за консультацией, тем меньше шансов, что вы понесёте лишние затраты. Оптимальное время для обращения за консультацией — сразу после обнаружения порчи, боя или повреждения груза, до составления акта. Если дело дойдёт до суда, то вы можете смело обращаться за защитой своих прав.

Повреждение груза при перевозке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *