Повышающий коэффициент на земельный налог

Земельный налог: обязательность использования коэффициента 2

Письмо Министерства финансов РФ
№03-05-05-02/101 от 09.10.2012, № 03-05-05-02/104 от 10.10.2012

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> сообщает, что Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов РФ, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Таким образом, изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

При этом отмечаем, что на основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из данных норм Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Поэтому если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Учитывая изложенное, повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Кодекса, при изменении вида разрешенного использования земельного участка может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода.

Письмо
Министерства финансов РФ
от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104

Суммы земельного налога (авансовых платежей по нему) исчисляются налогоплательщиками (организациями, индивидуальными предпринимателями) с учетом коэффициента 2 в отношении определенных объектов налогообложения. А именно участков земли, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях ведения на них жилищного строительства. Исключение составляет индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическими лицами.

Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий. Отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Это указано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Разъяснения относительно момента, с которого используется упомянутый коэффициент, при изменении вида разрешенного использования земельного участка приведены в обоих опубликованных письмах. В том числе в письме Минфина России от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104 уточнено, может ли организация не применять данный повышающий множитель.

Момент применения

Рассмотрим следующую ситуацию. Организация приобрела земельные участки, которые на момент регистрации права собственности не были предназначены для строительства жилья. Например, на них находились здания промышленного назначения. В связи с этим организация занялась изменением целевого назначения земельных участков. В результате она получила:

  • разрешение на строительство жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями;
  • свидетельство о праве собственности с категорией «земли населенных пунктов, разрешенное использование: участки размещения многоквартирных жилых домов; участки смешанного размещения жилых объектов различного вида; участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов».

Также был снят запрет на проведение жилищного строительства.

С какого момента этой организации следует применить для целей исчисления земельного налога повышающий коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ?

Согласно разъяснениям Минфина России в представленных выше письмах при изменении вида разрешенного использования земельного участка коэффициент 2 может применяться к ставке земельного налога, определенной в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, со следующего налогового периода. Ведь налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Если правообладатель земельного участка в налоговом периоде остается прежним, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

Не применять невозможно

Налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Предположим, земельный налог исчисляется в отношении участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования. Тогда применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует установленная для данного участка земли кадастровая стоимость.

По мнению Минфина России в письме от 10.10.2012 № 03-05-05-02/104, если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов величина налоговой базы и размер налоговой ставки определены в соответствии с видом разрешенного использования для жилищного строительства, то земельный налог в отношении такого участка земли должен исчисляться с применением коэффициента 2. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 25.07.2012 № 03-05-04-02/69.

Таким образом, организация обязана применять коэффициент 2, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин

О неприменении повышающего коэффициента к ставке земельного налога после постройки объекта

Основанием для неприменения повышающего коэффициента к ставке земельного налога является регистрация прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами), исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов 2 и 4 (в зависимости от срока строительства).

В письме указано, что основанием для неприменения указанных коэффициентов является государственная регистрация прав на один объект недвижимости вне зависимости от того, что на одном земельном участке предусмотрено строительство нескольких жилых объектов.

Также сообщается, что планируются изменения в НК РФ, согласно которым при строительстве на одном земельном участке нескольких жилых объектов срок окончания применения коэффициентов будет связан с госрегистрацией прав на последний построенный жилой дом или получением разрешения на ввод в эксплуатацию последнего многоквартирного дома, которые предусмотрены документацией по планировке территории.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 августа 2017 г. N БС-4-21/16988@

О ПРИМЕНЕНИИ

КОЭФФИЦИЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ 15 СТАТЬИ 396

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Направляем для сведения и руководства в работе разъяснения Минфина России от 23.08.2017 N 03-05-04-02/54184, подготовленные по запросу ФНС России о порядке применении предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для строительства нескольких жилых корпусов.

Доведите указанные разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налоговых обязательств по земельному налогу, включая налоговые проверки.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 2017 г. N 03-05-04-02/54184

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения коэффициента 2, установленного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), при исчислении земельного налога по земельному участку, предназначенному для жилищного строительства нескольких жилых корпусов, и сообщает следующее.

Согласно статье 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

На основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Исходя из данных положений Налогового кодекса следует, что основанием для неприменения указанных коэффициентов является государственная регистрация прав на один объект недвижимости вне зависимости от того, что на одном земельном участке предусмотрено строительство нескольких жилых объектов.

Одновременно сообщаем, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 27073-7 «О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации), согласно которому при строительстве на одном земельном участке нескольких жилых объектов срок окончания применения коэффициентов непосредственно связан с государственной регистрации прав на последний построенный жилой дом или получения разрешения на ввод в эксплуатацию последнего многоквартирного дома, которые предусмотрены документацией по планировке территории.

Директор Департамента

А.В.САЗАНОВ

Если у вас нету дома

По его словам, ведомство подготовило поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие хозяев земель не держать их в запустении, а обустраивать. Пока жилого дома на участке нет или дом не зарегистрирован, налог на землю собственнику придется платить вдвое больше. С учетом кадастровой стоимости участков, сумма получается внушительная.

Дачников, членов садовых и дачных товариществ, нововведения не касаются. «В министерстве юстиции попросили внести в наш законопроект отдельную оговорку о том, что повышающие налоговые коэффициенты распространяются лишь на участки для индивидуального жилищного строительства, за исключением садово-дачных участков», — сказал Спиренков.

В России сегодня 16 миллионов гектаров земли выделено под строительство ИЖС. И если для всех видов земельных участков ставка земельного налога — 1, 5 процента, то для участков под ИЖС она в пять раз ниже, чтобы хозяевам легче было возводить жилье. Однако, если спустя три года после покупки земли участок не застроен, то по закону, он облагается повышенными коэффициентами при расчете налога. В России эта действующая норма не выполняется. При этом около 5 миллионов участков зарастают бурьяном, уточняет чиновник. Например, нет денег, а продавать участки люди не хотят, ждут , когда цены вырастут.

Большинство граждан от повышенных налогов уклоняются, используя лазейки в налоговом законодательстве. Например, перепродают через три года аффилированным лицам или строят сараюшки и никакого повышенного коэффициента не платят. Сейчас ситуация меняется.

Во-первых, вводится норма, что если такой земельный участок перепродается, то коэффициент не обнуляется, а покупатель платит, как и продавец, повышенный налог. Во- вторых, в законопроекте вместо размытого понятия «объект недвижимости» вводится термин — «жилой дом». Его критерии прописаны в Градостроительном кодексе. Жилой дом предназначен для проживания одной семьи, высотой он не более трех этажей. Так что обойтись сараюшкой теперь не удастся. По словам Спиренкова, на следующем этапе законотворчества будут рассмотрены несоизмеримые пропорции жилого дома и огромного земельного участка . По статистике , 60 процентов владельцев незастроенных участков — юридические лица. И некоторые из них сегодня владеют тысячами гектаров пустующих земель под строительство индивидуального жилья. В данном случае, они смогут возвести один коттедж и на этом успокоиться. «Но этот пробел мы учтем», — пообещал Спиренков. Кстати, третий важный момент касается крупных застройщиков жилых комплексов от 0,5 миллиона квадратных метров. Для них срок застройки без повышенного земельного налога продлевается с трех до пяти лет.

Закон может вступить в силу с 1 января 2017 года.

Неосвоение земельного участка для жилищного строительства не лишает организацию права применять пониженную ставку при расчете земельного налога

Серова А. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Организация приобрела и зарегистрировала право собственности на земельный участок, предназначенный для жилищного строительства (МКД). Согласно планам руководства этот участок предполагается перепродать, но пока договор купли-продажи не заключен. Вправе ли организация начислять земельный налог с применением ставки в размере 0,3% и повышающего коэффициента 2?

До недавнего времени по данному вопросу существовали противоположные точки зрения. Однако в Определении от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258 по делу № А53-21469/2017 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сделала вывод, что неосвоение участка под строительство МКД не лишает права применять пониженную ставку земельного налога в совокупности с повышающим коэффициентом. Коллегия судей указала, что в целях применения налоговой ставки не имеют значения такие обстоятельства, как отсутствие у налогоплательщика планов использовать земельный участок для создания МКД и продажа земли спустя несколько месяцев с момента покупки.

С учетом сформированной судебной позиции считаем, что в описанной ситуации организация вправе при исчислении земельного налога применять ставку в размере не более 0,3%.

Обоснование.

Пленум ВАС в п. 8 Постановления № 54 указал: временное неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.

Вместе с тем согласно разъяснениям Конституционного Суда (см. Определение от 26.03.2019 № 820-О) налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который отражен в ЕГРН. В противном случае для целей исчисления и уплаты земельного налога не соблюдается принцип экономического обоснования налога, так как невозможно определить объективные показатели элементов налогообложения, в том числе размер налоговой ставки.

Сославшись на названное определение, Минфин в Письме от 23.08.2019 № 03-05-04-02/65421 сообщил: налогоплательщики, использующие земельные участки не в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, уплачивают земельный налог по базовой ставке в размере не более 1,5%.

Из Письма Минфина России от 20.08.2019 № 03-05-05-02/63546 тоже следует, что в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, пониженная ставка применяется только при условии использования земли по целевому назначению.

В то же время в Определении от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ подтвердила право организации начислять земельный налог по пониженной ставке, несмотря на отсутствие планов использовать земельный участок для создания МКД и продажу земли спустя несколько месяцев с момента покупки и проведения межевания.

Судебная коллегия подчеркнула, что законом установлены последствия отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. В этом случае, наряду с пониженной ставкой, налогоплательщик обязан использовать повышающие коэффициенты (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Решение инспекции, начислившей недоимку исходя из базовой налоговой ставки, было признано недействительным.

В связи с тем, что нижестоящие суды при рассмотрении налоговых споров со схожими обстоятельствами должны учитывать позицию ВАС и ВС РФ, считаем, что появление названного определения будет способствовать формированию единообразной судебной практики.

Кроме того, позицию ВАС и ВС РФ принимают во внимание налоговые органы. Поэтому изложенная Судебной коллегией позиция будет способствовать постепенному сокращению количества налоговых споров.

Подчеркнем, данная позиция неприменима в отношении участков под ИЖС. Дело в том, что законодатель установил прямой запрет на применение пониженной налоговой ставки в отношении участков под ИЖС в случае, если земля используется в предпринимательской деятельности (сдача в аренду, перепродажа) (см. абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Повышающий коэффициент на земельный налог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *