Повышение квалификации часов

Содержание

Каково минимальное количество часов профессиональной переподготовки?

В соответствии с ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 года № 499 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

В соответствии с п.12 данного Порядка формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Но- при этом определены минимально допустимые сроки освоения программ: повышения квалификации – не менее 16 часов, профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.

12. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании <1>. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов,а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Исходя из положения данного Приказа указанное минимальное количество часов- это общий срок согласно учебного плана

Продолжительность программ повышения квалификации

Во многих профессиях обязательным требованием к сотрудникам стало повышение квалификации, но сколько часов надо учиться в каждом конкретном случае? Федеральное законодательство этот вопрос не регулирует. Официально приказом Минобрнауки установлен только нижний порог продолжительности программ дополнительного профессионального образования: не короче 16 часов для повышения квалификации и не менее 250 – для профпереподготовки.

Как разобраться во всех остальных программах, каким требованиям работодателя они должны соответствовать? Все это определяется либо отдельными нормативными актами Минтруда и профильных комитетов и министерств, либо профессиональными объединениями.

Краткосрочные курсы

Официального деления программ допобразования по критерию продолжительности нет, но к краткосрочным относят программы повышения квалификации от 16 до 72 часов. Их проводят по конкретным узкоспециализированным темам, выпускники получают удостоверения или свидетельства. Форма обучения (очная, дистанционная или гибридная), сроки и содержание – все это указывается в пояснительных записках к программам.

Курсы, тренинги, вебинары и прочие формы дополнительного профобразования, которые иногда содержат много полезного для работы, курсами повышения квалификации считаться не могут, если длятся меньше 16 часов и по ним не проводится итоговая аттестация.

Пункт 12 приказа Минобрнауки № 499

Краткосрочными считаются, например, следующие программы:

  • 18- и 36-часовые курсы повышения квалификации для медиков и фармацевтов, относящиеся к «формальному образованию», которое составляет часть пятилетнего модуля НМиФО (непрерывного медицинского и фармацевтического образования). За 5 лет занятий медработники должны накопить не менее 180 «формальных» часов и еще 70 – нужно набрать в рамках «неформального образования» – участвуя в научно-практических конференциях, семинарах и т. д.
  • 40-часовые курсы – часто встречающийся объем программ повышения квалификации, которые разрабатываются на базе примерных программах обучения, рекомендованных Минтруда для целого ряда должностей, в том числе уполномоченных по охране труда и руководителей организаций-заказчиков в сфере госзакупок. Столько же часов повышают квалификацию адвокаты и судьи.
  • 72-часовое повышение квалификации, очное или дистанционное – типичная длительность программ допобразования по педагогике. Требования ФГОС подразумевают именно такой объем дополнительного образования для учителей начальной школы, с регулярностью раз в пять лет.

Долгосрочные и среднесрочные программы

К этой группе можно отнести среднесрочные программы длительностью от 72–100 часов и больше. Они чаще всего отраслевые, акцентируются на проблемах регионального уровня или отдельной организации, предприятия (например, РЖД). Все более длинные курсы предполагают глубокое погружение в насущные вопросы по определенному профилю, изучение актуальных аспектов науки, техники и технологии. Завершается обучение аттестацией – это может быть зачет, экзамен, реферат. Выпускник получает свидетельство о повышении квалификации.

Длинные или средние программы требуются в таких сферах, как:

  • строительство;
  • горное дело;
  • государственная и муниципальная служба.

Наибольшей популярностью пользуются 108-часовые курсы повышения квалификации, разработанные для преподавателей, поскольку такой объем прописан в госстандартах по основному общему и среднему общему образованию. Столько же учиться понадобится сотрудникам контрактных служб и закупочных комиссий заказчика, которые работают по ФЗ о госзакупках. Для педагогов и госслужащих предлагается много программ объемом 144 часа.

Выбирая курсы повышения квалификации, учитывайте, что заявленная длительность – это не только занятия в аудитории. В общий объем входят еще и часы самостоятельной работы, практики, стажировки, время на контрольные или экзамены. Но все программы составляются так, чтобы в целом очная недельная нагрузка не превышала 54 академических часа, а многое можно изучать с помощью дистанционных технологий.

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям (основные требования)

Министерство образования Российской Федерации
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
в МИНОБРАЗОВАНИИ России
25.04.2000 N 186/17-11

Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям
(основные требования)

Государственным стандартом начального профессионального образования определена «Квалификационная структура профессионального образования Российской Федерации».
Квалификационная структура представлена ступенями квалификации (их 5), уровнями общего образования, которые требуются для получения профессии и уровнями профессионального образования.
К первой ступени квалификации относятся профессии, в которых осуществляется подготовка рабочих со сроком обучения до 1-го года.
Для таких профессий, на данный период, не разработаны Государственные образовательные стандарты.
Для разработки учебно-программной документации, «стандартом» являются требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) настоящие рекомендации и другие документы.
Необходимость создания нового документа — Рекомендаций к разработке учебных планов и программ для краткосрочной профессиональной подготовки продиктована прежде всего появлением ряда новых нормативных документов, которые вносят значительные изменения и дополнения в «паспорта» рабочих профессий. Среди них:

1. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (М. 1999 г.).

2. Перечень профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров (М. 2000 г.).

3. Дополнения и изменения к ЕТКС вышедшие в 1995-1998 годах. При этом действующий «Перечень профессий для подготовки рабочих на( )производстве» (М. 1987 г.) требует переработки.
Появились новые профессии. Ряд профессий устарели и не входят в государственную номенклатуру профессий. Многие профессии ранее тарифицировались на разряды, теперь тарифицируются на классы; в ряде профессий изменился диапазон тарифных разрядов.

I. Общие положения

1.1 Система профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям на 1-ю ступень квалификации предусматривает:
— подготовку новых рабочих из лиц, не имеющих профессии;
— переподготовку с целью освоения новой рабочей профессии, находящейся вне сферы их предыдущей профессиональной деятельности;
— переподготовку рабочих по профессии, родственной их профессиональной деятельности;
— переподготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по профессии родственной их предыдущей деятельности;
— повышение квалификации рабочих.

1.2 Учебные планы и программы должны отвечать следующим требованиям:
— обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и заказчика на подготовку кадров;
— создавать возможность дифференцированного подхода к организации обучения с учетом образовательной и профессиональной подготовки, жизненного опыта обучающихся;
— обеспечивать преемственность и взаимосвязь профессионального обучения;
— предусматривать возможность сочетания производственного обучения с производительным трудом.

1.3 Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с:
— Перечнем профессий для профессиональной подготовки рабочих кадров;
— требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
— дополнениями и изменениями к ЕТКС (изданными в 1995-1998 годах);
— моделью учебного плана (Приказ Минобразования России N 407 от 21.10.94);
— общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
— настоящими рекомендациями.

II. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих

2.1 Государственная номенклатура профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка рабочих, дана во «Всероссийском классификаторе профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов», а также в Перечне профессий для профессиональной подготовки рабочих (срок обучения до 1-го года).

2.2 Рабочие учебные планы для подготовки новых рабочих разрабатываются на основе Примерного учебного плана (Приложение 2).
Рабочие учебные планы должны содержать: экономический курс; общетехнический курс; специальный курс; практическое обучение.
Экономический курс является вариативным и может включать один из предметов: «Экономика отрасли», «Основы рыночной экономики и предпринимательства», «Основы менеджмента» и другие.
При этом, какой бы из предметов не был избран для изучения на местах, вопросы экономики конкретного производства и их связь с работой данного рабочего должны найти отражение в программе обучения.
Решение о выборе предмета принимается образовательным учреждением (подразделением), в зависимости от цели обучения, профиля подготовки, сферы и организации деятельности предприятий и организации — заказчиков кадров.
Предметы, раскрывающие теоретические основы профессиональной деятельности включаются в учебные планы в зависимости от специфики подготавливаемой профессии и могут носить или общетехнический характер (черчение, электротехника, материаловедение и др.), или общеотраслевой (общепрофессиональный) характер (общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства и др.), либо их сочетания.

2.3 При организации обучения рабочих по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства (выпуск ЕТКС N 1), а также связанных с эксплуатацией и обслуживанием объектов, подведомственных органам государственного надзора, следует руководствоваться, как основой, программами, разработанными Институтом развития профессионального образования (ИРПО) Министерства образования Российской Федерации. Допускается конкретизация содержания программ специального курса и производственного обучения применительно к специфике предприятий, организаций и фирм, для которых осуществляется подготовка рабочих. Конкретизация проводится на региональном уровне службами непосредственно занимающимися, подготовкой рабочих со сроком обучения до 1-го года.
Учебные планы и программы специального курса и производственного обучения разрабатываются на все уровни квалификации в рамках данной профессии, оформляются в виде сборника и могут использоваться при профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих.
Структура сборника и требования к содержанию каждого его раздела (приложение 1).

2.4 Программы предметов экономического и общетехнического курсов разрабатываются Институтом развития профессионального образования (ИРПО). И могут служить основой для разработки рабочих программ на региональном уровне

III. Учебные планы и программы для переподготовки рабочих и специалистов

3.1 При переподготовке рабочих по профессии родственной их профессиональной квалификации, срок обучения должен быть сокращен в зависимости от уровня квалификации обучаемых. При этом практическое обучение должно сохранять объем основных знаний и умений, необходимых для рабочего данной квалификации. Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 3).

3.2 При переподготовке рабочих и специалистов со средним специальным или высшим образованием, для получения рабочей профессии, которая оказалась не родственной их предыдущей деятельности, срок обучения также должен быть сокращен, без ущерба практическому обучению. Для этой категории обучаемых предлагается свой учебный план, (приложение 4).

3.3 При переподготовке специалистов со средним специальным образованием по профессии, родственной их предыдущей специальности, или высшим образованием, предусматривается изучение теоретических вопросов спецтехнологии (спецпредметов), которые непосредственно относятся к практическому обучению, и курс практического обучения, позволяющий сформировать умения и навыки, соответствующие определенной рабочей квалификации.
Примерный учебный план для этой категории обучаемых (приложение 5).

3.4 Сокращение срока обучения при переподготовке осуществляется в основном за счет включения в учебный план интегрированного курса «Теоретические основы профессиональной деятельности». Он должен содержать в концентрированном виде учебный материал общетехнических и общеотраслевых предметов.
Введение в учебный план интегрированного курса позволяет проводить обзорные лекции с целью повторения и обновления ранее полученных знаний. Для подготовки новых рабочих и переподготовки лиц, имеющих высшее среднее специальное образование, интегрированный курс в учебные планы не включается.
Частичное сокращение специальной технологии (спецпредметов) происходит за счет «‘типовых тем» и другого материала, который определяется на местах.

3.5 Конкретные (рабочие) планы и программы по одиночным профессиям для переподготовки создаются учебными подразделениями служб, непосредственно занимающихся переподготовкой рабочих, с использованием примерных учебных планов (приложение 3, 4, 5).

IV. Учебные планы и программы для повышения квалификации

Учебно-программная документация для повышения квалификации рабочих ориентируется на последовательное совершенствование их профессионального мастерства по имеющейся профессии.
Продолжительность обучения при повышении квалификации устанавливается образовательным учреждением, учебным подразделением предприятия, на базе которого проводится подготовка рабочих с учетом целей и задач обучения, сложности изучаемого материала, уровня квалификации обучаемых.
Ориентиром для создания на местах программ повышения квалификации могут быть примерные учебные и тематические планы для повышения квалификации, помещенные в сборниках учебных программ, разработанных Институтом развития профессионального образования (ИРПО) для подготовки рабочих.

Приложение 1. Учебные планы и программы для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

Приложение 1

НАИМЕНОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВА (ВЕДОМСТВА)

НАИМЕНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, РАЗРАБАТЫВАЮЩЕГО ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ

для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих

Наименование профессии

Квалификация

Код профессии

Город, год

Пояснительная записка

Пояснительная записка составлена с учетом специфики профессии, отрасли, на основе типовой пояснительной записки, разработанной ИРПО Министерства образования РФ.
В пояснительной записке излагаются основные задачи обучения рабочих, вытекающие из закона Российской Федерации «Об образовании», отраслевых нормативных документов, которыми руководствовались разработчики при составлении данной программы. В ней акцентируется внимание на необходимости обучения рабочих на новой технике и технологии, на формировании экономических знаний применительно к данному производству и данной профессии.
Даются общие рекомендации по реализации учебного плана и программы, организации учебного процесса, распределении времени на консультации, а также указываются допустимые изменения в последовательности изучения программного материала, порядок внесения в него дополнений и уточнений.

Квалификационная характеристика

1. Квалификационные характеристики, разработанные Минтрудом Российской Федерации даны в специальных сборниках, а также дополнениях к ним, изданных в 1995-1998 годах.
В связи со значительными изменениями в характеристиках профессий прошедшими за последние 5 лет встает необходимость в одних случаях, незначительной переработки учебно-программной документации, в других — коренной, на что и нацеливают данные требования.

2. Квалификационные характеристики содержат:
— наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС, Перечнем профессий и Всероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
— уровень квалификации (разряд, класс, категорию);
— объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, подназорных органов Госгортехнадзора РФ, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики коррективы в части уточнения терминологии, оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов, а также особенностей конкретного производства, для которого готовится рабочий.

Учебный план

1. Учебные планы для подготовки, переподготовки или повышения квалификации рабочих предусматривают наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и практическое обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих содержит экономический, общетехнический (общеотраслевой) и специальный курсы.

3. Соотношение учебного времени на теоретическое и практическое обучение при подготовке новых рабочих, переподготовке и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков и специфики профессионального обучения рабочих.

4. Изучаемые вопросы экономики (особенно вопросы конкретной экономики) должны органически увязываться с профессиональной подготовкой рабочих в ходе преподавания специальных дисциплин и практического обучения. Учебные программы экономического обучения дифференцируются, дополняются и конкретизируются на местах с учетом специфики предприятий и особенностей состава обучающихся. Экономический курс необходимо ориентировать на конкретное предприятие.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессий, условий труда и сроков обучения.

6. Резерв времени выделяется для изучения новой техники или технологии конкретного производства, но может быть использован и для других целей. В учебном плане резерв времени предусмотрен, начиная с 3-месячной подготовки. В зависимости от особенностей конкретного производства это время может меняться.

7. Количество часов на консультации определяется на местах в зависимости от необходимости этой работы. Расчасовка на консультации дана в примерных учебных планах на различные сроки обучения.

8. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет практического обучения.

Программы теоретического обучения

1. Основной задачей теоретического обучения является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста профессиональной квалификации рабочих, формирование ответственного отношения к труду и активной жизненной позиции.

2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Каждая тема программы должна иметь: название и содержание, в котором закладываются основные понятия, явления, законы, принципы, возможный перечень обязательных лабораторно-практических работ и другое.

4. Учебный материал специального и общетехнического (общеотраслевого) курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом их общеобразовательной подготовки.
Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

5. Содержание программ должно отражать развитие и дальнейшее совершенствование соответствующей отрасли производства, современный уровень ее техники и технологии и отвечать требования действующих нормативов.

6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знаний устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

7. Примерные учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются Институтом развития профессионального образования Министерства образования РФ, при участии других министерств и ведомств и издаются отдельными выпусками. Они могут являться основой для разработки программ на местах.

Программа практического обучения

1. Практическое обучение является основой профессионально-экономической подготовки и воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия — экономические и организационные, для стимулирования качественного производительного труда, инициативы и предприимчивости в новых условиях хозяйствования.
Содержание практического обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйского отношения к орудиям труда, гражданской ответственности за окружающую среду, выполнения трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа практического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятий.

4. Материал программы должен раскрываться четкими и сжатыми формулировками, отражающими сущность умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделить безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочих мест, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.
Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, Правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, необходимостью повышения квалификации в различных формах профессионального обучения.

6. При повышении квалификации рабочих программа практического обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории), с учетом опережающего обучения.

Приложение 2. Примерный учебный план для подготовки новых рабочих

Приложение 2

Курсы,

Сроки обучения (месяцев)

п/п

предметы

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Экономический курс

Основы рыночной экономики и предпринимательства

Другие предметы

Общетехнический (общеотраслевой) курс

Черчение (чтение чертежей, схем)

Электроника (радиоэлектроника)

Материаловедение (электроматериаловедение)

Допуски и технические измерения

Общая технология производства

Охрана труда

Другие предметы

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Практическое обучение

Обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Резерв учебного времени

Консультации

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Приложение 3. Примерный учебный план для переподготовки или получения второй профессии рабочими, имеющими родственную профессию

Приложение 3

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1,5

2,5

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Экономический курс

Теоретические основы профессиональной деятельности

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Практическое обучение

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Резерв учебного времени

Консультации

Экзамены

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Приложение 4

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1,5

2,5

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Экономический курс

Теоретические основы профессиональной деятельности (интегрированный курс)

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Практическое обучение

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Резерв учебного времени

Консультации

Экзамены

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Приложение 5. Примерный учебный план для переподготовки лиц, имеющих среднее специальное образование, родственное их будущей деятельности или высшее образование

Приложение 5

N п/п

Курсы, предметы

Сроки обучения новых рабочих в соответствии с Перечнем профессий (месяцев)

Скорректированная продолжительность обучения (месяцев)

1,5

часов в неделю

Теоретическое обучение по профессии

Специальный курс

Оборудование и технология выполнения работ по профессии

Другие предметы

Производственное обучение

Производственное обучение в мастерских или на учебном участке

Производственная практика

Консультации

Квалификационный экзамен

ИТОГО:

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Минобрнауки России
ФГАУ «Федеральный институт развития
образования»

по состоянию на 15.05.2015

Новости ИЛМ

Разъяснения Министерства образования и науки по вопросу об определении термина «форма обучения».

По вопросу форм обучения и их определений

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — вуз), с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Сущностные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативными правовьми актами не установлены.

Вместе с тем, положениями отдельных статей Федерального закона регламентируются особенности организации и условия обучения в отношении конкретных форм обучения.

Так, указание на объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (далее — объем занятий) содержится в выше указанной статье Федерального закона. То есть, объем занятий является одним из условий установления формы обучения и личного выбора каждого при поступлении на обучение.

Также согласно части 4 статьи 11 Федерального закона формы обучения отличаются друг от друга сроками получения образования, которые устанавливаются в соответствии с федеральньши государственньми образозательньши стандартами (далее — ФГОС).

Так, например, в соответствии с требованиями ФГОС срок обучения по программам бакалавриата в очной форме обучения составляет 4 года, в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Срок получения образования по программам магистратуры в очной форме обучения составляет 2 года. В очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Кроме того, требованиями ФГОС соответствующих уровней высшего образования с учетом форм обучения (очной; очно-заочной; заочной) установлены объемы образовательньгх программ, реализуемых за один учебннй год. Так, например, объем программы бакалавриата в очной форме обучения составляет 60 з.е. (зачетннх единиц), в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

При зтом требованиями ФГОС высшего образования установлено, что конкретньй срок получения образования и объем образовательной программы соответствующего уровня образования (бакалавриат; специалитет; магистратура), реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

Также законодательством Российской Федерации об образовании для обучающихся по очной форме обучения предусмотрены меры социальной поддержки и стимулирования.

Так, в соответствии с частями 3 и 6 статьи 36 Федерального закона студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона обучающимся по основньм образовательным программам, в том числе высшего образования, по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях, вузом предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у вузов.

В свою очередь, обучающимся по заочной форме обучения указанные жилые помещения предоставляются на период прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации.

Кроме того, обучающимся по очно-заочной и заочной формам обучения, которые совмещают работу с получением образования, предоставляются дополнительнне отпуска с сохранением среднего заработка в соответствии с Трудовьм кодексом Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что определения терминов «форма обучения», «очная форма обучения», «заочная форма обучения», «очно-заочная (вечерняя) форма обучения» можно найти в справочной литературе (например, словарях, справочниках, знциклопедиях, глоссариях по педагогике, образовательным технологиям и т.д.), других информационных источниках (например, учебных и учебно-методических пособиях по педагогике и психологии).

По вопросу форм обучения и образовательных технологий

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

На основания части 2 статьи 13 и части 2 статьи 16 Федерального закона при реализации образовательных программ вузы имеют право применять злектронное обучение, дистанционнне образовательнне технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 утвержден Порядок применения вузами злектронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка вузы реализуют образовательные программы или их части с применением, в том числе дистанционных, образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий вузы самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

Также положениями пункта 3 0 Порядка определено, что объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различннх форм обучения, применения злектронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

Таким образом, дистанционное обучение является образовательной технологией и, соответственно, может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе, очной.

При этом какие-либо образовательные технологии, в том числе дистанционные, не являются формой обучения и не могут подменять их. То есть, вуз может использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса реализуемых в любой, в частности, очной форме обучения, образовательньгх программ.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что соответствующими ФГОС закреплено по каким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, реализация образовательных программ с применением исключительно злектронного обучения, дистанционных технологий не допускается.

Ссылка на ответ Минобрнауки России

Ответы на самые важные вопросы по аттестации педагогических работников

Повышение квалификации педагогов

Вопрос-ответ

Повышение профессионального уровня призвано помочь педагогам, воспитателям и другим педагогическим работникам осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования. Оно реализуется через систему дополнительного профессионального образования: разнообразные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Однако необходимость систематически повышать квалификацию, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вызывает массу вопросов – для чего, как часто, а главное, где проходить курсы повышения квалификации и как много времени на это потребуется?

Нужно ли проходить курсы повышения квалификации для педагогов?

Да, систематическое повышение профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является необходимым условием педагогической деятельности (ст. 48 ФЗ «Об образовании).

Зачем нужно повышать квалификацию?

Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Повышение профессионального уровня призвано обеспечить непрерывное профессиональное развитие и соответствие квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 78 ФЗ «Об образовании»).

Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Требования к периодичности освоения программ дополнительного профессионального образования устанавливаются самими образовательными учреждениями, однако законодательно закреплена периодичность не реже, чем один раз в три года (ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Необходимо помнить, что профессиональное развитие – процесс непрерывный. Меняющиеся условия профессиональной деятельности требуют от современного педагога открытости инновационным технологиям и своевременного внедрения их практику обучения и воспитания.

Что получает педагог после прохождения курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Освоение программы курса завершается итоговой аттестацией, форма которой определяется организацией – это может быть тестирование, экзамен и т. п. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Образец бланка документа о квалификации устанавливается организацией самостоятельно.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации. Он дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации (ст. 60 ФЗ «Об образовании»).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации (получившим неудовлетворительные результаты или освоившим лишь часть дополнительной профессиональной программы), выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Какова продолжительность одного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Продолжительность курса зависит от количества часов, обеспечивающих достижение планируемых результатов образовательной программы и получение новой компетенции или квалификации. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов (согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Обратите внимание, что краткосрочные образовательные мероприятия, такие как лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т. п., не являются курсами повышения квалификации!

Необходимо ли педагогу проходить курсы повышения квалификации, если он прошел переподготовку?

Обратите внимание на различия между данными двумя программами дополнительного профессионального образования:

  • Программа повышения квалификациинаправлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

  • Программа профессиональной переподготовкинаправлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ст. 76 ФЗ «Об образовании»).

В случае, если педагогический работник получил диплом о профессиональной переподготовке, однако освоил не все компетенции, требуемые для профессиональной деятельности, ему необходимо пройти соответствующий курс повышения квалификации. Например, педагог освоил курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «учитель биологии», однако в программе данного курса не было предусмотрено получение компетенции по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В случае, если данная компетентность требуется педагогу для реализации профессиональной деятельности, ему следует дополнительно пройти курс повышения квалификации по работе с учащимися с ОВЗ. Необходимость прохождения тех или иных программ дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации.

Какие курсы повышения квалификации обязательны для педагогов?

Необходимость прохождения тех или иных курсов дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации. В наиболее общем виде предъявляемые требования к умениям и знаниям педагогического работника определены Профессиональным стандартом. Педагогу необходимо повышать квалификацию как в области преподаваемого предмета, так и по общепедагогическим компетенциям.

Наиболее актуальными направлениями повышения квалификации на данный момент являются:

  • формирование ИКТ-компетентности педагога;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
  • организация инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ;
  • особенности работы с одаренными детьми;
  • организация внеурочной деятельности;
  • внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс и др.

Нужны ли курсы повышения квалификации для прохождения аттестации?

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (один раз в пять лет) и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (ст. 49 ФЗ «Об образовании»). Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» определяет в числе необходимых сведений о педагогическом работнике, предоставляемых аттестационной комиссии, информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности. Таким образом прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является обязательным условием аттестации педагога. Количество курсов или объем часов освоенных программ дополнительного профессионального образования, требуемых для успешного прохождения аттестации, законодательно не закреплены.

Где пройти курсы повышения квалификации?

К организациям дополнительного образования предъявляются следующие требования: организация должна иметь лицензию, подтверждающую право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования, и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. При этом проходить повышение квалификации или профессиональную переподготовку слушатель может вне зависимости от территориальной расположенности образовательной организации.

Обучение может проводиться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме. Дистанционная форма является наиболее гибкой, поскольку позволяет слушателю освоить материалы курса в определяемый им самим срок, в удобное время и в любом месте.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителю?

Расходы на курсы повышения квалификации педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы, входящие в положенный «минимум», администрация учебного заведения не вправе.

Исключением являются лишь длительные (от 250 часов) программы переподготовки, когда речь идет по сути о получении образования «с нуля». Этот вопрос стал актуален в связи с введением новых профессиональных стандартов педагогов, согласно которому для работы с детьми в обязательном порядке требуется педагогическое образование. Поэтому выпускники, к примеру, биофаков «академических» вузов, преподающие в школе биологию, или же инженеры, ведущие детские кружки технической направленности, столкнулись с тем, что их образование перестало соответствовать занимаемой должности. В таком случае педагогическая переподготовка осуществляется за счет самих сотрудников – образовательная организация вправе полностью или частично профинансировать курсы, но не обязана это делать.

Если педагогическое образование у сотрудника имеется, но администрация школы хочет, чтобы он «расширил профиль», освоил смежную профессию и взялся за преподавание новых предметов – переобучение должно проходить за счет образовательной организации.

Поделиться с друзьями

Повышение квалификации часов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *