ППС задержание

О законности сроков задержания военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения: проблемы соответствия Конституции Российской Федерации

(Харитонов С. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 11)

О ЗАКОННОСТИ СРОКОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. С. ХАРИТОНОВ

Харитонов С. С., кандидат юридических наук, доцент.

Анализируются вопросы исчисления сроков административного задержания лица, в том числе военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения.

Ключевые слова: военнослужащий, административное задержание, сроки, состояние опьянения.

About legality of terms of detention of the military man who is in a drunken state S. S. Kharitonov

Key words: the military man, administrative detention, terms, a drunken state.

Законодательство Российской Федерации в последние годы характеризуется значительным количеством вносимых изменений, направленных на его совершенствование. Не являются исключением и нормативные правовые акты, регулирующие сферу военно-служебных отношений. Одним из значимых событий этого года стал Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом» от 29 июля 2011 г. N 1039, благодаря которому в уставах появилось понятие комендантской службы, организуемой для выполнения задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизонах. Соответственно, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации был переименован в Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и дополнен новыми главами, регулирующими организацию комендантской службы, обязанности должностных лиц военной комендатуры гарнизона, организацию нарядов комендантской службы (организацию патрульной службы). Одним из интересных нововведений, показывающих, на наш взгляд, тенденцию последних лет «механического» переноса правовых норм тех или иных нормативных правовых актов без учета специфики военно-служебных отношений, стало включение положений п. 4 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс), в соответствии с которым срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления, в Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Это положение Кодекса нашло свое отражение в абз. 6 ст. 93.12 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которому срок содержания военнослужащих в комнатах для задержанных военной комендатуры гарнизона либо в камерах для задержанных на гарнизонной гауптвахте ограничен 48 часами. При этом абз. 7 указанной статьи в отношении военнослужащих, находящихся в состоянии опьянения, предписано исчислять такой срок с момента их вытрезвления. Поскольку все мы являемся гражданами Российской Федерации, то положения Основного Закона — Конституции Российской Федерации, касающиеся наших прав и свобод, нам достаточно известны. Поэтому военнослужащий, ознакомившийся с новым Уставом, задаст командиру вопрос: «А разве статья 93.12 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (а значит, и пункт 4 статьи 27.5 Кодекса) не противоречит норме, закрепленной пунктом 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации, ограничивающей срок задержания лиц до судебного решения 48 часами без каких-либо условий отсрочки начала его исчисления?». Попробуем разобраться в этом вопросе. В силу ст. ст. 22 и 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации ограничение свободы допускается только по решению суда; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Указанная статья не содержит каких-либо исключений, в части отсрочки начала его исчисления указанного срока. Приведенные конституционные положения в их взаимосвязи со ст. ст. 5, 6 и 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. действуют, в частности, и в качестве гарантии от необоснованного задержания. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая в Постановлениях от 3 мая 1995 г. N 4-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П и от 14 марта 2002 г. N 6-П вопросы, связанные с конституционными гарантиями судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе при задержании, заключении под стражу и иных формах ограничения свободы личности, сформулировал следующие правовые позиции. Провозглашенное в ст. 22 (ч. 1) Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человек не может быть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти; любой опасности ограничения свободы и личной неприкосновенности, в том числе при наличии законных оснований, должно противостоять право на судебное обжалование. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных либо контролируемых сроков. В ситуациях, связанных с ограничением права на свободу и личную неприкосновенность, особое значение приобретают гарантии судебной защиты, что признается и международно-правовыми актами, согласно которым каждому арестованному или задержанному по уголовному обвинению лицу должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или право на освобождение (п. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова» от 16 июня 2009 г. N 9-П отмечено, что доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении (ст. ст. 27.2 и 27.15 Кодекса). В исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, применяется административное задержание, срок которого, как правило, не должен превышать трех часов (ч. 1 ст. 27.3, ч. 1 ст. 27.5 Кодекса). Вместе с тем по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, о нарушении таможенных правил (ч. 2 ст. 27.5 Кодекса), а также в отношении некоторых правонарушений, предусмотренных гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» (включая мелкое хулиганство — ст. 20.1 Кодекса), за которые может быть назначено наказание в виде административного ареста (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса), привлекаемое к ответственности лицо при наличии определенных законом оснований может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, исчисляемый по общему правилу с момента доставления (ч. 4 ст. 27.5 Кодекса). При этом задержанные лица содержатся в специальных помещениях, исключающих возможность их самовольного оставления (ст. 27.6 Кодекса). Из названных положений Кодекса в их системной связи следует, что административное задержание лица, в отношении которого ведется административное преследование, на срок до 48 часов представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер. Предусмотренное ч. 3 ст. 27.5 Кодекса административное задержание на срок не более 48 часов, которое применяется только по делам о правонарушениях, за совершение которых в виде наказания может быть назначен административный арест (на срок до 15 или до 30 суток), не будучи арестом как мерой административного наказания, тем не менее представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции Российской Федерации и подп. «с» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: положение лица, к которому применяется такое административное задержание в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связано с принудительным пребыванием в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами. Таким образом, административное задержание, предусмотренное ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, по обусловливающим его природу ограничениям и последствиям для задержанного сопоставимо с административным арестом и задержанием как видами лишения свободы, на которые распространяется режим гарантий, предусмотренный ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Элементы habeas corpus как гарантии судебной защиты против незаконного посягательства на свободу и личную неприкосновенность содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. ст. 3, 9 и 10), в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 9). Но наиболее подробно они развиты в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5), где определены возможные основания законного ареста и содержания под стражей и обязательность судебной процедуры заключения под стражу. Подозреваемый должен быть незамедлительно доставлен к судье и имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу <1>. ——————————— <1> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М., 2010.

Таким образом, представляется, что в целях соблюдения гарантий граждан на свободу и личную неприкосновенность законодатель определил случаи задержания граждан, предоставив компетентным органам производить задержание граждан на срок, не превышающий 48 часов. В течение этого срока компетентные органы должны незамедлительно выполнить все процессуальные действия в соответствии с действующим законодательством. При этом согласно п. 15 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации моментом фактического задержания следует признать момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, а не момент доставления его в компетентный орган, момент составления протокола задержания или момент вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения. Применительно к военно-административному законодательству следует отметить, что согласно ст. 85 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание, после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности. Представляется, что состояние алкогольного опьянения военнослужащего может быть определено по аналогии с положениями п. 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475, в соответствии с которыми достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке. В то же время легитимного понятия «вытрезвление» в действующем законодательстве не содержится. С учетом принципа равенства, закрепленного в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лица, не обладающие дополнительными привилегиями (ущемлениями в правах), установленными законом, должны находиться в равных условиях в соответствующей правоприменительной ситуации, важное значение в рассматриваемом случае будет иметь ряд объективных факторов, которые не могут быть регламентированы законом: возраст военнослужащих, состояние их здоровья, реакция их организма на алкоголь, вид и количество принятого алкоголя, его качество и т. д., что, в свою очередь, будет иметь решающее значение для определения момента вытрезвления. Соответственно, в отсутствие единой процедуры определения момента вытрезвления военнослужащего (с учетом указанных выше факторов) появляется невозможность реализации конституционного принципа равенства при применении ст. 27.5 Кодекса. Согласно п. 2 Порядка применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке (приложение N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации) задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения. Таким образом, проведена конкретизация ст. 27.3 Кодекса, согласно которой административное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Срок задержания военнослужащего исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему может быть применен дисциплинарный арест, — 48 часов. Задержанный военнослужащий содержится в изолированном помещении воинской части или военной комендатуры либо на гарнизонной или войсковой (корабельной) гауптвахте. Таким образом, видно, что задержание военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, и содержание его в изолированном помещении не отвечает целям и задачам задержания — установление личности нарушителя, подготовка материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного и правильного их рассмотрения. Представляется, что одним из выходов из сложившейся ситуации может быть подготовка изменений в Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, смысл которых заключается в создании правового механизма содержания военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, под наблюдением командования воинской части до его вытрезвления. Таким образом, учитывая изложенное выше, с высокой степенью уверенности можно предположить, что, во-первых, абз. 6 ст. 93.12 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и п. 4 ст. 27.5 Кодекса в части исчисления срока задержания с момента вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, противоречит ст. 22 Конституции Российской Федерации, имеющей большую юридическую силу, а во-вторых, ограничение свободы и личной неприкосновенности в течение значительного времени вне судебного контроля не допускается. Дело за малым. Будут ли достаточны приведенные аргументы для внесения соответствующих изменений в указанные в начале статьи нормативные правовые акты?

Статья 14. Задержание

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близкого родственника (родственника) или близкого лица о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Что делать при задержании

«Гражданин, пройдёмте!» — эту фразу может рано или поздно услышать каждый. И даже если объективных поводов для волнения нет, вам предстоит получить, скорее всего, малоприятный, но, увы, неизбежный опыт общения с представителями силовых структур. Мы попробуем облегчить эту задачу и расскажем о ваших правах и обязанностях при задержании.

Неважно, почему вы задержаны, случайно или преднамеренно, обоснованно или несправедливо. Вы должны помнить, что сотрудники милиции представляют государство, и вы обязаны вести себя корректно, даже когда они ведут себя неправильно. Кроме того, учтите, что именно это поможет вам в дальнейшем доказать свою правоту и не дать повода обвинить вас в неповиновении.

Сохраняем достоинство

Ваши права человека и гражданина должны соблюдаться, а личное достоинство — не подвергаться оскорблению. Сотрудник обязан представиться и показать удостоверение. Если он этого не делает, вы имеете право вежливо попросить его об этом.

На предложение предъявить документы (паспорт) попросите объяснить причину такого интереса. Даже проверка документов должна иметь основания, тем более, если вам предлагают (или приказывают) «пройти в отделение».

Важно понять, вас приглашают (с вашего на то согласия) или же задерживают. Поэтому перед тем, как проследовать за сотрудником к машине, в отделение или куда-то еще, следует спросить: задержаны ли вы и в чем причина. Основные возможные причины — установление личности (если при вас нет документов), задержание в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, задержание в качестве подозреваемого или обвиняемого в административном правонарушении.

Важно вести себя вежливо и спокойно, чтобы с одной стороны, не дать повода обвинить вас в неподчинении сотруднику милиции (а это серьезное правонарушение!), а с другой — дать понять, что бояться вам нечего и свои права вы знаете. Оскорбление сотрудника милиции или сопротивление ему подпадает под действие Уголовного кодекса РФ.

Постарайтесь записать или запомнить все, что вам удалось узнать, в том числе — фамилию, имя, отчество, звание сотрудника милиции и номер его удостоверения, жетон, номер отделения, номер машины, время и т.п. Это обязательно пригодится, если вдруг придется что-то доказывать и жаловаться.

Имейте в виду, что вы не обязаны носить с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, но в случае его отсутствия, сотрудник милиции вправе задержать вас для установления вашей личности в административном порядке не более чем на 3 часа.

Ваши права

Итак, каждый задержанный имеет право:

знать о причине своего задержания

  • сотрудник милиции обязан разъяснить основание и повод ограничения прав и свобод гражданина (ст. 5 Закона РФ «О милиции»);
  • подозреваемый вправе знать, в чем он подозревается (п.1 ч.4 ст. 46 УПК РФ);

на разъяснение своих прав

  • задержанному лицу разъясняются его права и обязанности (ч.5 ст. 27.3 КоАП РФ ч.1, ст 92 УПК РФ);

на получение медицинской помощи

  • задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан);

на ознакомление с протоколами, внесение своих объяснений и уточнений, на отказ от подписи чего-либо

  • задержанный вправе ознакомиться с протоколами, представить объяснений и замечания, либо отказаться от дачи объяснений и показаний (ст. 28.2 КоАП РФ, ч.4 ст. 46 УПК РФ);

на уведомление родственников о своем местонахождении

  • по просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ);
  • не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляется кто-либо из его близких родственников, а при их отсутствии — другие родственники (ч.1 ст.96 УПК РФ). Если подозреваемый — гражданин другого государства, то уведомляется посольство или консульство этого государства (ч.3 ст. 96 УПК РФ);

на обжалование неправомерных действий должностных лиц

  • любые действия или бездействие должностных лиц, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы вышестоящим должностным лицам, прокурору или в суд (ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ст. 39 Закона РФ «О милиции»);

на свободу от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения

  • никто не должен подвергаться пыткам, другому жестокому обращению (ст. 21 Конституции РФ);

на соблюдение сроков задержания

  • при административном задержании срок задержания не должен превышать 3 часа (ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ), в течение 48 часов с момента задержания задержанный подлежит освобождению, если не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо суд не продлил срок задержания (ч. 1 ст. 94 УПК РФ);

на участие защитника с момента задержания

не давать показания против себя и своих родных

  • задержанный имеет право не давать показания против самого себя, своего спутника, близких родственников (ч.1 ст.51 Конституции РФ);

на получение копии протокола по требованию

  • задержанному вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6 ст. 28.2 КоАП РФ), а также по его просьбе копия протокола об административном задержании (ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ);
  • подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ);

давать показания и объяснения на своем языке, пользоваться услугами переводчика

  • задержанный вправе давать показания и объяснения на родном языке, которым он владеет, пользоваться помощью переводчика бесплатно (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, п. 6, п. 7 ч. 4 ст. 46 УПК РФ);

Как правильно себя вести

Попав в отделение милиции, изолятор временного содержания (ИВС) или в комнату предварительного заключения (КПЗ), попросите сообщить вашим родственникам о том, где вы находитесь. Милиция обязана это сделать. Вы имеете также право на вызов адвоката, который должен быть уведомлен милицией о вашем задержании.

При доставлении в отделение или отдел милиции настаивайте на немедленном составлении протокола о задержании, так как время задержания исчисляется со времени составления протокола. Текст протокола нужно внимательно прочитать. Перед тем, как поставить свою подпись, вы вправе написать в нем все, что считаете нужным для изложения своей точки зрения. Можете написать «с протоколом не согласен» или вовсе отказаться от подписи.

Следующий шаг — узнать, что с вами будет дальше. Если речь идет об административном задержании, то вас обязаны отпустить в течение трех часов. Если же вы подозреваетесь в совершении уголовного преступления, вас могут арестовать на срок до 48 часов. Потом дело рассмотрит суд и установит меру пресечения.

Если вас задержали более чем на 3 часа, то сотрудники дежурной части должны обеспечить вас питанием, местом для сна в ночное время и дать возможность получить предметы первой необходимости и продукты питания от родственников и других лиц. При задержании при себе можно иметь одежду, обувь по сезону, лекарства, протезы и костыли (при наличии медицинских показаний). Помните, что вы имеете право получить при необходимости бесплатную медицинскую помощь и в сопровождении сотрудника дежурной части покинуть место содержания для отправления естественных надобностей.

Во время задержания вы можете находиться лишь в специальных комнатах для проведения процессуальных действий с доставленными лицами (а не в «обезьянниках»!), причём мужчины и женщины, взрослые и несовершеннолетние должны быть размещены отдельно друг от друга.

Важно ни при каких обстоятельствах не выходить из себя, не повышать голос, а тем более — не угрожать сотрудникам милиции. Часто — это единственное средство избежать жестокого обращения. Не секрет, что в милиции можно подвергнуться избиению или пыткам. Иногда недобросовестные сотрудники органов применяют эти средства, чтобы добиться признания в совершении преступления. Если вы столкнулись именно с такими должностными лицами, ваша задача — сохранить здоровье и не пойти на поводу нарушителей ваших прав. Постарайтесь избежать письменного свидетельства против себя, но помните, что впоследствии вы сможете доказать, что признательные показания дали под принуждением.

Также вы можете наказать тех, кто допустил противоправные действия в отношении вас. Необходимо зафиксировать факт таких противоправных действий: оставить и сохранить улики, показать следы пыток тем, кто может их засвидетельствовать. Если вам вызывают скорую помощь, записывайте фамилии врачей, номер травмпункта и его адрес. Нужно обязательно добиваться медицинской помощи, осмотра и регистрации ваших телесных повреждений. Если вас отпустили, то просите документально зафиксировать следы повреждений в любой поликлинике. Собрать доказательства вашей невиновности поможет адвокат, друзья, родственники или правозащитники.

Главное управление внутренних дел Красноярского края

Горовой Александр Владимирович

Выступление Александра Горового на сессии в ЗС 3 марта:

  • В Красноярском крае под сокращения попадут почти 5,5 тыс. сотрудников милиции
  • Горовой пожаловался на чрезмерную загруженность красноярских милиционеров
  • Начальник ГУВД края упрекнул СМИ в нагнетании обстановки
  • Горовой попросил Заксобрание не провоцировать Нургалиева
  • Под сокращения в крае дополнительно попадут еще 500 сотрудников милиции

Как действовать в случае задержания ППС без причины?

Ввыясните причину и основания вашего задержания. Уточните, в чем именно вас подозревают. После этого позвоните родителям, родным или кому-нибудь из своих друзей и продиктуйте фамилию, имя, отчество, должность, звание и номер удостоверения, задержавшего вас сотрудника полиции, а также, адрес, по которому вы находитесь в данный момент, и в какое отделение полиции вас направляют.
Полиция имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;
4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;
5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;
6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;
8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;
9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;
10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;
11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;
12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;
13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 (Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов) и 3 (Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов) срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления).
Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.
Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.
О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.
Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.
В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.
Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ППС задержание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *