Права переселенцев

Содержание

Вынужденный переселенец

Уважаемый Тамерлан,

1)Нужна ли мне прописка в Москве или МО для того, чтобы встать здесь на учет как ВП на получение жилья?

Нужна обязательно (в любом месте РФ, где Вы хотите встать на учет, нужна прописка именно по месту)

2)Куда мне обратиться для постановки меня на учет?

В администрацию (орган местного самоуправления) низшего звена территории, на которой у Вас прописка (администрация муниципального района или поселения/города)

3)Что я имею право получить (жилье в собственность, жилье соц найма или субсидию)?

Вы имеете право получить жилье по соцнайму, которое потом имеете право приватизировать в собственность.

4)если нужна прописка, то я ее буду делать у незнакомых людей за опред. плату, важно ли учитывать площадь квартиры и кол-во прописанных в ней людей, не скажут ли мне, что по месту моей прописки достаточно площади для проживания и не откажут ли в жилье?

Это зависит от площади.

Однако, боюсь, реализовать Ваши планы не удастся, потому что для постановки на учет в Москве для улучшения жилищных условий и получения жилья по соцнайму необходимо быть прописанным в Москве не менее 10 лет.

Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), при наличии хотя бы одного из оснований, указанных ниже, если они:

    подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном жилищным законодательством города Москвы;имеют гражданство Российской Федерации;проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.

Основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования):

    Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
    1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы;
    2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
    3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
    4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
    5) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).

Необходимым условием постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы, является признание заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на такой учет.
Малоимущие граждане — жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены Законом города Москвы от 25 января 2006 года N 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Члены семьи — членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Основания признания граждан малоимущими:

    Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
    Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
    Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
    Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.

Документы,
предоставляемые заявителями в целях признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях,
предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)

  • заявление о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)

С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:

  • о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
  • о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений);
  • о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии);
  • об имеющемся у заявителей подтвержденном документально в установленном порядке внеочередном праве на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии);
  • свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме «одно окно» или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.);
  • единый жилищный документ (при его отсутствии копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги);
  • подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе: справка о доходах по месту работы, выданная работодателем по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ (его правопреемником, вышестоящим органом, архивными организациями либо налоговым органом — по произвольной форме, содержащей сведения о доходах, основание выдачи, подписи руководителя и главного бухгалтера), а также трудовая книжка;
    справка с места службы о размере денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;
    справка о размере единовременного пособия при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, а также других органов правоохранительной службы;
    справка о размере пенсии, выданная территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственными пенсионными фондами, органами социальной защиты населения, пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации;
    справка о размере ежемесячного пожизненного содержания судей, выданная судом;
    справка о размере стипендии или компенсационной выплаты в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям, выданная соответствующим образовательным учреждением;
    справка о размере ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период проживания в местностях, где они не могут трудоустроиться по специальности, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, выданная по месту службы военнослужащего;
    справка о размере ежемесячной компенсационной выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, выданная органами внутренних дел, органами, учреждениями уголовно-исполнительной системы;
    справка о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданная отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
    гражданско-правовой договор и справка работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по указанному договору;
    справка о суммах авторского вознаграждения;
    справка о суммах, получаемых авторами служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, или лицензионный договор;
    справки из налоговых органов о декларируемых доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, либо справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения или единый налог на вмененный доход;
    справка о доходах по акциям и иным ценным бумагам, других доходах от участия в управлении собственностью организации, выданная организацией, производившей выплаты;
    справки из налоговых органов о доходах, полученных от сдачи в аренду или иного использования имущества, и договор купли-продажи, аренды (найма) недвижимого имущества, транспортных средств, средств переработки и хранения продуктов;
    справка о размере процентов по банковским вкладам, выданная банком или другой кредитной организацией;
    справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашение об уплате алиментов или решение суда об установлении размера алиментов;
    свидетельство о праве на наследство, справка о размере вклада из банка или другой кредитной организации, договор дарения.
    документ о праве собственности на объект недвижимости, включая земельный участок;документ о праве собственности на транспортное средство;
    документ, подтверждающий наличие паенакоплений в жилищно-строительном, гаражно-строительном, дачно-строительном и другом кооперативе;
    справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения;
    справка о кадастровой (нормативной) цене земельного участка, выданная Департаментом земельных ресурсов города Москвы или территориальным отделом Управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации;
    справка, выданная кооперативом, содержащая сведения о стоимости паенакоплений;
    отчет независимого оценщика, содержащий сведения о стоимости имущества заявителя;
  • полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;
  • о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).
  • Все остальные граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но НЕ ЯВЛЯЮТСЯ МАЛОИМУЩИМИ, могут претендовать на другую программу — на содействие в приобретении жилых помещений.

    По данным того же сайта,

    Законом города Москвы от 18 июня 2008 г. N 24 установлено, что нуждающиеся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ – это граждане, удовлетворяющие всем требованиям городского законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях (см. статьи 7, 8, 9 и 10 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в ред. Закона города Москвы от 18.06.2008 № 24), кроме требования малоимущности.

    Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и бланк соответствующего заявления были утверждены

    постановлением Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 976-ПП.

    Согласно

    статье 4.1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

    жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:

    1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;

    2) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;

    3) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;

    4)предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

    При этом обеспечение жилыми помещениями граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, будет производится после окончания обеспечения жилыми помещениями граждан, признанных в г. Москве до 1 марта 2005 г. в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Бланк заявления можно скачать на сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

    С заявлением предоставляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:

      о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет);полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке), в случае, если заявление подает доверенное лицо;о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо);свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме «одно окно» или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.):

    а) копия финансово-лицевого счёта;
    б) выписка из домовой книги;
    в) справка о проверке жилищных условий.

    Решение о признании гражданина (и его семьи) нуждающимися в содействии города Москвы (или об отказе в этом) принимается в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем приема соответствующего заявления с полным комплектом документов.

    Выдача соответствующего извещения производится уполномоченному на то в заявлении гражданину при наличии документа, удостоверяющего личность, либо представителю заявителей – при наличии оформленной в установленном порядке доверенности на право получения извещения и документа, удостоверяющего личность представителя.

    Копию решения о признании заявителей нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ либо об отказе в признании таковыми заявители могут получить не позднее чем через 15 рабочих дней со дня непосредственного обращения в управу района города Москвы (т.е. вне рамок службы «одно окно»).

    После того, как Вы получили на руки извещение о признании Вас (и Вашей семьи) нуждающимися в содействии города Москвы, Вы должны в течение одного года с момента принятия соответствующего решения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы подать заявление о выборе одного из способов улучшения жилищных условий, утвержденных правовыми актами Правительства Москвы и предусматривающих возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда города Москвы гражданами, не признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий/жилых помещениях.

    Если Вы не подадите в течение одного года указанного заявления, решение о признании Вас нуждающимися в содействии города Москвы будет считаться недействительным.

    Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1 статьи 6 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    1. Вынужденный переселенец имеет право:

    Подпункт 1 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

    См. предыдущую редакцию

    1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

    Подпункт 2 изменен с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

    См. предыдущую редакцию

    2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. Указанное направление выдается вынужденному переселенцу в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единого портала;

    Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ подпункт 3 пункта 1 статьи 6 настоящего Закона изложен в новой редакции

    См. текст подпункта в предыдущей редакции

    3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малоимущие лица (семья, одиноко проживающий гражданин) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Отнесение лиц, признанных вынужденными переселенцами, к категории малоимущих осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

    Статья 6. Права и обязанности вынужденного переселенца. 1. Вынужденный переселенец имеет право:

    1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
    2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
    3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.
    2. Вынужденный переселенец обязан:
    1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;
    2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
    3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
    4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
    3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.
    Комментарий к статье 6
    Лица, признанные вынужденными переселенцами, вправе избрать место своего нового постоянного жительства и покинуть место своего временного проживания. При этом указанному лицу предоставляется возможность выбора населенного пункта для постоянного проживания из числа предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы либо тот населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой ими жилой площади.
    Создание условий для расселения и обустройства вынужденных переселенцев требует от органов миграционной службы необходимости учитывать складывающуюся в регионе межнациональную ситуацию, плотность населения, наличие целевого земельного фонда, климатические особенности, экологическую обстановку, перспективы развития инфраструктуры и создания рабочих мест, согласования этих вопросов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это требует определенных материально — финансовых затрат. Так, в соответствии с Федеральной миграционной программой в 1998 году только на проведение научно — практических работ по определению перечня территорий, неблагоприятных с точки зрения экологического благополучия, для приема и размещения иммигрантов предполагается израсходовать 100 тыс. руб.
    Расселение вынужденных переселенцев на постоянное место жительства может быть как индивидуальным, так и массовым (в местах компактного поселения). При индивидуальном расселении в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регистрация граждан по выбранному месту жительства (на предоставленной в установленном порядке жилплощади, на жилой площади родственников и знакомых), а также содействие приобретению жилья или индивидуальному жилищному строительству путем предоставления долговременных беспроцентных возвратных ссуд и безвозмездных субсидий.
    Регистрация вынужденных переселенцев осуществляется на общих основаниях (как и других категорий граждан) паспортно — визовыми службами органов внутренних дел субъектов Федерации в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 512, от 14 февраля 1997 г. N 172 и от 12 марта 1997 г. N 290 . Помимо указанных Правил, органы внутренних дел, осуществляя регистрацию названных лиц, руководствуются также Инструкцией о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 393 с изменениями, внесенными Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 600 .
    ———————————
    Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2939; 1996. N 18. Ст. 2144; 1997. N 8. Ст. 952; N 11. Ст. 1328.
    Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. 1996. N 4; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 24.
    Конкретизируя вышеназванные Правила, субъекты Российской Федерации разрабатывают собственные Правила регистрационного учета, в которых затрагивают вопросы регистрации вынужденных переселенцев. Так, в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства Москвы и Московской области, утвержденными совместным Постановлением правительства Москвы и правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 (в редакции от 17 декабря 1996 г. и от 6 мая 1997 г.) , обязанность оформления регистрации возлагается на территориальные органы внутренних дел Москвы и Московской области. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и имеющие соответствующее удостоверение, выданное органами миграционной службы г. Москвы или Московской области, регистрируются по месту пребывания в общежитиях, на ведомственной жилой площади, в центрах временного размещения, а также у родственников.
    ———————————
    Тверская, 13. 1996. N 4 — 5; Вестник мэрии Москвы. 1997. N 12, 19.
    Однако некоторые регионы, учитывая особенности сложившейся в них социально — экономической и демографической обстановки, налагают определенные ограничения на осуществление регистрации вынужденных переселенцев, пребывающих на их территории. Так, например, Постановление главы администрации Ростовской области от 7 февраля 1994 г. N 27 «О мерах по упорядочению приема и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в Ростовской области» предусматривает регистрацию для постоянного проживания указанной категории лиц, только являющихся близкими родственниками жителей области.
    При проведении компактного расселения вынужденных переселенцев перед органами регистрационной службы встает основная задача выбора конкретных регионов, перспективных для расселения. При выборе принимаются во внимание следующие критерии: наличие свободных земель, пригодных как для строительства жилья, так и для производственной деятельности; необходимость сохранения сложившейся этнической целостности местного населения. В соответствии с Федеральной миграционной программой на 1998 — 2000 годы нецелесообразным признается расселение в районах повышенного риска по природным условиям, а также на территориях с неблагополучной экологической обстановкой (зонах чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия); в сложившихся курортных зонах, на отдельных курортах, а также в населенных пунктах, имеющих статус памятников культуры и заповедных зон; в районах, где невозможно расширение производственных площадей, развитие сельского хозяйства и сферы услуг, а также в районах с высокой плотностью населения и избытком трудовых ресурсов; в районах со сложной социальной ситуацией; в пограничной зоне.
    Федеральная миграционная программа указывает на необходимость совершенствования системы дифференциации экономических стимулов в зависимости от предложенных вынужденным переселенцам и выбранных ими мест для постоянного (временного) проживания в целях стимулирования переселения на малонаселенные и удаленные территории.
    Права вынужденных переселенцев на проживание в центре временного размещения при отсутствии возможности самостоятельного определения своего места жительства на территории Российской Федерации и на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства были подробно рассмотрены в комментарии к предыдущей статье о правах лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами. По содержанию эти права аналогичны.
    Что касается возможности выделения жилого помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, то подробно этот вопрос будет рассмотрен в комментарии к ст. 11 настоящего Закона.
    В соответствии с настоящим Законом лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, пользуются не только предоставленными им правами, но и несут возложенные на них обязанности. Прежде всего, как и все остальные граждане Российской Федерации, они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данная норма основывается на положениях ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и носит общеобязательный характер для всех граждан, независимо от особенностей их правового статуса. В случае нарушения норм Конституции Российской Федерации и законов вынужденные переселенцы, виновные в этих правонарушениях, должны нести установленную законодательством ответственность.
    Лица, признанные вынужденными переселенцами, также обязаны соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения и в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
    Так, перед размещением в центре прибывшие туда лица должны быть ознакомлены с правилами проживания и заполнить обязательство о соблюдении изложенных в них положений. Такие правила проживания и форма обязательства утверждаются директором центра по согласованию с территориальным органом миграционной службы по подчиненности. В случае несоблюдения указанных правил к нарушителям могут применяться наряду с другими такие меры воздействия, как предупреждение и досрочное прекращение пребывания в центре.
    Вынужденные переселенцы, проживающие в жилом помещении, выделенном из фонда жилья для временного поселения, обязаны соблюдать Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 (в редакции Постановления от 23 июля 1993 г. N 726) . В соответствии с указанными Правилами вынужденные переселенцы, как и другие граждане, обязаны обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к жилому дому и жилому помещению, санитарно — техническому и иному оборудованию, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, правила пожарной безопасности, правила пользования санитарно — техническим и иным оборудованием.
    ———————————
    Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1986. N 2. Ст. 10; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 31. Ст. 2860.
    Этими Правилами также запрещается выполнение в квартире работ или совершение других действий, приводящих к порче жилых помещений либо создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях.
    Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 7.00 часов в помещениях должна соблюдаться полная тишина.
    Обязанности вынужденных переселенцев при перемене места жительства сниматься с учета и вставать на учет и проходить ежегодный переучет детально регламентируются Инструкцией о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации.
    Учет и переучет лиц, получивших статус вынужденного переселенца и проживающих на данной территории, осуществляют территориальные органы миграционной службы.
    Сведения о гражданах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца, заносятся в учетную карточку единого образца. Такая карточка заполняется на всю семью. В нее заносятся и сведения о вновь прибывших членах семьи, признанных вынужденными переселенцами. Сведения о вынужденных переселенцах, состоящих на учете в территориальном органе миграционной службы, вносятся в автоматизированный банк данных.
    Каждой учетной карточке присваивается регистрационный номер, состоящий из четырехзначного кода соответствующего субъекта Российской Федерации (по СОАТО), разделительного знака и шестиразрядного порядкового номера регистрации. Удостоверению вынужденного переселенца присваивается единый для членов семьи номер, указанный в учетной карточке, дополненный через разделительный знак двумя цифрами, предназначенными для обозначения членов семьи. При этом заявителю присваивается индивидуальный номер 01. Например: 1145-000612-01, 1145-000612-02.
    Материалы на каждую семью формируются в дело со дня подачи лицом ходатайства о признании вынужденным переселенцем. В него включаются: ходатайство, протоколы или выписки из них, учетная карточка, карточка переучета, а также другие документы, поданные заявителем или членами его семьи в орган миграционной службы (заявления на выплату единовременного денежного пособия, о предоставлении ссуды, экземпляр договора о предоставлении ссуды и пр.).
    Ежегодно территориальным органом миграционной службы либо по соглашению с ним органом исполнительной власти по месту жительства вынужденных переселенцев проводится переучет вынужденных переселенцев.
    Проведение переучета в иные сроки может осуществляться по согласованию с ФМС России. Причем о досрочном переучете граждане

    Следующая статья «
    К тексту закона «

    Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем

    Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

    Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение пяти дней со дня принятия решения выдает или направляет уведомление в письменной форме о результатах рассмотрения ходатайства.

    Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных рассматриваемым законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

    Форма удостоверения вынужденного переселенца и порядок его выдачи определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Удостоверение действительно на всей территории РФ.

    Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются (в том числе в электронной форме) территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи.

    Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории РФ.

    При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

    Вынужденные переселенцы: правовой статус, проблемы и помощь государства

    За последние десять лет в России более 6 млн человек получили статус «вынужденные переселенцы». Эта группа объединяет граждан, которые были вынуждены покинуть места постоянного проживания и приехать в РФ. Правовой статус этой категории соотечественников устанавливает Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.

    Современный миграционный процесс

    Различные неблагоприятные факторы заставляют людей переселяться из одной страны в другую. Распад СССР, образование новых государств, вспыхивающие политические и военные конфликты повлияли на изменение миграционных процессов, их направление, структуру и интенсивность. Появилось большое количество лиц, которые переселяются из других стран в Россию или перемещаются внутри России и имеют статус как беженцев, так и вынужденных переселенцев (ВП).

    Кто формирует миграционный поток под названием «вынужденные переселенцы»

    Прежде чем говорить о правом статусе и проблемах данной категории граждан, стоит выяснить, кто они.

    Согласно принятой законом «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) (далее Закон о ВП) терминологии, вынужденный переселенец – это гражданин России, который покинул место жительства из-за совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка или из-за политических убеждений.

    Вынужденным переселенцем признается:

    1. Гражданин РФ, вынужденно уехавший из другой страны проживания.
    2. Гражданин РФ, вынужденно переехавший из одного в другой регион страны.
    3. Члены семьи вынужденного переселенца – его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с момента регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

    Обстоятельства, вынудившие человека покинуть постоянное место жительства, определяют понятие «вынужденный переселенец» и формируют группу таких граждан.

    Речь идет о преследовании:

    • по вероисповеданию;
    • по языку общения;
    • по расовой и национальной принадлежности;
    • по политическим убеждениям.

    Разграничение понятий «вынужденный переселенец» и «беженец»

    Выделив вынужденных переселенцев в отдельную правовую группу, обозначим их отличие от беженцев. В правовом смысле разница состоит в том, что переселенец остается гражданином своей страны, легально проживающим на территории РФ, а беженцу необходимо оформлять вид на жительство в России.

    Отказ в признании статуса вынужденного переселенца

    Согласно ст. 2 Закона РФ № 4530-1, вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

    • совершившее тяжкое преступление против мира и человечности;
    • не подавшее ходатайство на получение статуса ВП в течение 12 месяцев со дня убытия с территории проживания;
    • изменившее место жительства по причинам экономического или техногенного характера.

    Как проходит процедура признания

    В соответствии со ст. 4 и 5 Закона РФ № 4530-1, процедура получения статуса вынужденного переселенца делится на следующие этапы:

    1. Ходатайство о признании ВП подается в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или через портал Госуслуг в течение месяца со дня прибытия.
    2. Принимается решение о регистрации ходатайства в органе Государственного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД, как правило, на это требуется три дня после поступления ходатайства.
    3. Принимается решение о присвоении статуса вынужденного переселенца.

    Процесс получения

    После рассмотрения заявления территориальный орган миграционной службы принимает решение о признании гражданина вынужденным переселенцем. Ему присваивается этот статус на пять лет. Вынужденному переселенцу выдается удостоверение, куда, помимо основной, вносится информация о детях в возрасте до 18 лет. Федеральные органы исполнительной власти в силу своих возможностей обеспечивают обустройство семьи переселенца в новом месте на территории РФ.

    После окончания пятилетнего срока статус продлевается каждый последующий год.

    Сроки принятия решения

    Решение о присвоении статуса ВП принимается в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и не зависит от возможности человека обустроиться на новом месте.

    После принятия решения органом ГУВМ МВД в течение 5 дней направляется ответ о результатах рассмотрения этого заявления в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал.

    В случае отказа отправляется уведомление с объяснением причин и порядком обжалования этого решения. Гражданин, обратившийся с жалобой, на время ее рассмотрения пользуется всеми правами человека с зарегистрированным ходатайством.

    Какие права и обязанности у вынужденных переселенцев

    Законодатель прописывает права и обязанности ВП, вытекающие из их статуса. Правовое положение этой категории людей соответствует положению граждан России, но имеет свои особенности согласно ст. 6 Закона о ВП.

    Права, получаемые вынужденными переселенцами:

    • содействие в перевозке багажа к новому месту проживания, для малоимущих – бесплатная доставка;
    • возможность проживания в центре временного размещения (ЦВР) (с оплаченным питанием и коммунальными услугами);
    • гарантии государства, что вынужденного переселенца не переселят без его согласия в другое место и не вернут туда, откуда он переехал.

    Кроме того, вынужденный переселенец обязуется:

    • уважать Конституцию Российской Федерации и ее законы;
    • не нарушать порядок в ЦВР;
    • ежегодно проходить процедуру переучета.
    • при смене места проживания в пределах территории России в течение одного месяца вставать на учет в территориальный ГУВМ МВД.

    Выбор региона для проживания вынужденно перемещенных граждан

    Вынужденный переселенец может выбрать место проживания в пределах РФ, при этом федеральные органы исполнительной власти выполняют следующие функции:

    • предоставляют сведения о перечне населенных пунктов, которые рекомендованы для постоянного проживания;
    • информируют об условиях проживания на этих территориях;
    • предоставляют возможность получить работу в этих населенных пунктах.

    Помощь государства

    Государство определяет предоставление помощи в виде социальных льгот, пособий и финансовой помощи.

    Социальные льготы

    В рамках социальной помощи государством предусмотрены льготы вынужденным переселенцам PФ в 2018:

    • оказание юридической помощи в случае подачи жалоб, разрешения споров, задержания и судебных разбирательств;
    • льготы на медицинское обслуживание и медикаменты;
    • программа по оздоровлению детей и инвалидов.

    Пособия, предусмотренные для ВП

    Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

    Вопрос проживания

    Теперь стоит сказать о жилье вынужденным переселенцам. Жилищный вопрос в этом случае решается двумя способами:

    • предоставляется жилье для временного поселения;
    • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

    Статьей 108 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений фондов для временного поселения данной категории граждан, а статья 11 Закона о вынужденных переселенцах описывает порядок предоставления такого жилья.

    Также государственная финансовая поддержка осуществляется предоставлением социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а право на ее получение подтверждается ГЖС.

    Для расчета размера субсидии используется такая социальная норма общей площади квартиры:

    • для одиноких граждан – 33 квадратных метров;
    • на семью из двух человек – 42 квадратных метров;
    • на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек – по 18 квадратных метров.

    Жилье участники программы могут приобрести на первичном или вторичном рынке недвижимости. Для этого открывается счет в одном из уполномоченных для этого банков: «Сбербанке», «Газпромбанке», «Зените», «Уралсибе», «Росбанке». Затем в течение девяти месяцев человек подбирает жилье. Субсидия выдается в безналичной форме, ее размер рассчитывается исходя из даты выдачи сертификата и не может быть изменен.

    В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 сводный список вынужденных переселенцев формируется органом местного самоуправления, в котором находится дело гражданина, изъявившего желание участвовать в подпрограмме. Список составляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

    Проблемные вопросы получения жилья

    К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

    Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.

    Права переселенцев

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *