Права учредителя образовательного учреждения

Информация о частных образовательных организациях в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании», заменив тем самым Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»), регулировавший статус образовательных организаций.

Федеральный закон «Об образовании» весьма существенно отличается от предыдущего закона об образовании.

1. Понятие образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. При этом в законе понятие образовательной организации не раскрывался, а лишь использовался термин «образовательное учреждение», которое является родовым понятием, и включает в себя все те организационно-правовые формы юридических лиц, которые предусмотрены гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательным являлось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Федеральным законом «Об образовании» введены 2 понятия: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Так, образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая образование – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (часть 7 статьи 22 Федерального закона «Об образовании»).

2. Типы образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Одним из существенных отличий нового закона от старого является то, что в Федеральном законе «Об образовании» количество типов образовательных организаций уменьшено, вместе с тем виды образовательных организаций по типу упразднены.

Закон РФ «Об образовании» предусматривал разделение образовательных учреждений на различные типы. При этом, типы образовательных учреждений подразделялись на виды в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или федеральными законами.

Типы образовательных организаций по Федеральному закону «Об образовании» подразделяются в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Так, законом установлены следующие типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы подразделяются на следующие типы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

3. Требования к наименованию образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в наименовании образовательного учреждения указывался тип, вид и организационно-правовая форма образовательного учреждения.

По Федеральному закону «Об образовании» в наименовании образовательной организации указывается только тип и организационно-правовая форма образовательной организации.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, содержанием образовательной программы, специальными условиями их реализации и (или) особыми образовательными потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Специальное название образовательной организации также указывается в ее наименовании.

4. Органы управления образовательной организацией.

В Законе РФ «Об образовании» в основном внимание уделялось органам управления государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Об органах управления негосударственного образовательного учреждения сказано кратко в статье 36: руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

В новом Федеральном законе «Об образовании» различий между органами управления государственных и негосударственных образовательных организаций нет.

Согласно статье 26 Федерального закона «Об образовании» единоличным органом управления образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), к коллегиальным органам относятся общее собрание работников, педагогический совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации.

Кроме того, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников.

5. Структура, компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

Одним из новшеств Федерального закона «Об образовании» является описание структуры образовательной организации.

Так, образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории и др.).

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Требования к содержанию устава образовательной организации.

Федеральным законом «Об образовании» изменены подходы к содержанию устава образовательной организации.

Так, ранее по Закону РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке необходимо было указывать следующие сведения: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус, организационно-правовая форма образовательного учреждения; учредитель; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образовательным учреждением; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

По Федеральному закону «Об образовании» к уставу образовательной организации помимо информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, предъявляются следующие основные требования:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

К информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации», относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с названным Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего:

1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;

3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;

4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;

6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;

7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Государственная регистрация частных образовательных организаций.

Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.

Частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Государственную регистрацию частной образовательной организации на территории Республики Тыва осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании» орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации образовательной организации, уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

8. Об образовательных организациях, зарегистрированных в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления.

В настоящее время в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления зарегистрировано 15 некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Из них частных учреждений — 13, автономных некоммерческих организаций – 2.

Получить консультации по порядку создания и государственной регистрации частных образовательных организаций можно при личном обращении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва по адресу г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, 37 «а», 2 этаж, каб. № 4, а также посредством телефона (2-48-59) или через Интернет-сайт (htpp://to17minjust.ru).

Особенности учета и отчетности частного учреждения

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета частных учреждений, состав и порядок представления отчетности.

Определение частного учреждения дано в ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.23 ГК РФ.

Частное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Частное учреждение полностью или частично финансируется за счет физических и юридических лиц (собственников имущества учреждения).

БУХГАЛТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПАНИЙ

Важно! Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления. То есть отличие таких НКО заключается в том, что частное учреждение не вправе отчуждать (иным способом распоряжаться имуществом), закрепленным за ним собственником.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. А при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Частные учреждения, как правило, создаются в образовательной сфере (частные детские сады, школы, кружки). Как и любая НКО, частное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.

Специфика правового статуса частного учреждения предопределяет порядок бухгалтерского учета.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ?

Особенности бухгалтерского учета и отчетности частного учреждения

Частные учреждения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Федеральным законом о бухгалтерском учете дано право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета перечислены в информационном письме Минфина РФ ПЗ-1/2015.

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

При формировании бухгалтерского баланса следует учитывать особенности, связанные с правовым статусом учреждения.

СКОЛЬКО СТОИТ СДАТЬ НУЛЕВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ УСН

Важно! По группе статьей «Основные средства» отражается первоначальная стоимость объектов, переданных учреждению в оперативное управление. Информация об износе основных средств учреждения, начисляемом линейным способом и учитываемом на забалансовых счетах, раскрывается в таблице пояснений «Наличие и движение основных средств» соответственно в графах «Накопленный износ» и «Начисленный износ» (п.6 информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. Частные учреждения должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета частного учреждения

Частные учреждения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. На практике, в основном, частные учреждения применяют упрощенную систему налогообложения. В этом случае при определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, частные учреждения должны учитывать особенности налогообложения, обусловленные характером деятельности учреждения.

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ООО МОСКВА

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ частные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Важно! Медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Применение 0 ставки возможно только в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

Учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на 0 ставку при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Льгота по НДС

Частные учреждения являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Учредители и устав религиозной организации
  • Имущество религиозной организации
  • Основные положения о религиозных организациях
  • Основные положения об автономной некоммерческой организации
  • Государственное учреждение и муниципальное учреждение
  • Управление фондом
  • Изменение устава и ликвидация фонда
  • Управление автономной некоммерческой организацией
  • Основные положения об учреждениях
  • Основные положения о фонде
  • Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами
  • Особенности управления в товариществе собственников недвижимости
  • Имущество фонда
  • Адвокатские палаты
  • Община коренных малочисленных народов РФ
  • Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ РФ
  • Имущество товарищества собственников недвижимости
  • Основные положения о товариществе собственников недвижимости
  • Права и обязанности члена ассоциации (союза)
  • Основные положения об ассоциации (союзе)
  • Особенности управления в ассоциации (союзе)
  • Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
  • Общественные движения
  • Особенности управления в общественной организации
  • Права и обязанности участника (члена) общественной организации
  • Основные положения об общественных организациях
  • Учредители и устав общественной организации
  • Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов
  • Основные положения о потребительском кооперативе
  • Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях
  • Прекращение членства в производственном кооперативе и переход пая
  • Особенности управления в производственном кооперативе
  • Основные положения об унитарном предприятии
  • Преобразование производственного кооператива
  • Имущество производственного кооператива
  • Создание производственного кооператива и его устав
  • Ограничения на выпуск ценных бумаг и выплату дивидендов акционерного общества
  • Уменьшение уставного капитала акционерного общества
  • Увеличение уставного капитала акционерного общества
  • Создание унитарного предприятия и его уставный фонд
  • Уставный капитал акционерного общества
  • Создание акционерного общества
  • Публичное акционерное общество
  • Основные положения об акционерном обществе
  • Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества
  • Реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью
  • Реорганизация и ликвидация акционерного общества
  • Переход доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу
  • Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью
  • Участники общества с ограниченной ответственностью
  • Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
  • Крестьянское (фермерское) хозяйство
  • Ведение дел полного товарищества
  • Создание общества с ограниченной ответственностью
  • Ликвидация товарищества на вере
  • Управление в товариществе на вере и ведение его дел
  • Учредительный договор товарищества на вере
  • Выход участника из полного товарищества
  • Изменение состава участников полного товарищества
  • Ответственность участников полного товарищества по его обязательствам
  • Корпоративные и унитарные юридические лица
  • Права и обязанности вкладчика товарищества на вере
  • Основные положения о товариществе на вере
  • Ликвидация полного товарищества
  • Распределение прибыли и убытков полного товарищества
  • Управление в полном товариществе
  • Управление в корпорации
  • Обращение взыскания на долю участника в складочном капитале полного товарищества
  • Последствия выбытия участника из полного товарищества
  • Обязанности участника полного товарищества
  • Дочернее хозяйственное общество
  • Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах
  • Права и обязанности участников корпорации
  • Передача доли участника в складочном капитале полного товарищества
  • Учредительный договор полного товарищества
  • Органы юридического лица
  • Корпоративный договор
  • Права и обязанности участника хозяйственного товарищества и общества
  • Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
  • Порядок ликвидации юридического лица
  • Публичные и непубличные общества
  • Вклады в имущество хозяйственного товарищества или общества, основные положения об уставном капитале хозяйственного общества
  • Учредительные документы юридических лиц
  • Государственная регистрация юридических лиц
  • Решение об учреждении юридического лица
  • Коммерческие и некоммерческие организации
  • Основные положения о полном товариществе
  • Преобразование хозяйственных товариществ и обществ
  • Несостоятельность (банкротство) юридического лица
  • Ликвидация юридического лица
  • Реорганизация юридического лица
  • Признание реорганизации корпорации несостоявшейся
  • Правопреемство при реорганизации юридических лиц
  • Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица
  • Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
  • Ответственность юридических лиц
  • Представительства и филиалы юридического лица
  • Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
  • Аффилированность
  • Правоспособность юридического лица
  • Органы управления юридических лиц в качестве субъекта ответственности
  • Понятие юридического лица
  • Передаточный акт
  • Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Правовой статус учредителя образовательной организации высшего образования (Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л.)

Образовательные организации высшего образования являются по своей структуре сложными механизмами, управление которыми осуществляется различными органами и субъектами.
Указанные субъекты наделены различными правами и обязанностями по отношению друг к другу.
В иерархии органов управления образовательной организации высшего образования главенствующее место занимает ее учредитель, поскольку именно он наделен рядом ключевых полномочий, влияющих на деятельность и развитие образовательной организации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» <1> (далее — Закон об образовании) в отличие от ранее действовавшего Закона «Об образовании» <2> отсутствует отдельная статья, посвященная учредителям образовательных организаций. Следует отметить, что ранее действовавшая норма Закона «Об образовании» не описывала правовой статус учредителя образовательной организации, а лишь устанавливала, кто именно может выступать в качестве учредителя образовательного учреждения.
———————————
<1> Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
<2> Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, виды учредителей образовательных организаций определяются по общему правилу исходя из перечня, установленного в ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» <3> (далее — Закон о некоммерческих организациях).
———————————
<3> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Учредителями некоммерческих организаций могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Термин «граждане» включает и иностранных граждан, однако существуют определенные ограничения. Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц.
Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица. Первая модель — учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные — права требований (потребительские кооперативы). Вторая модель — учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля за этим имуществом (например, в фондах).
Государственные и муниципальные органы власти также обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные и муниципальные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения. В свою очередь, существует три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях). Организационно-правовая форма всех трех учреждений остается едина — государственное или муниципальное учреждение. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации — для федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Важно отметить, что учреждение финансируется собственником и имеет на предоставленное ему имущество право оперативного управления, предусмотренное ст. 296 ГК. В соответствии с п. 1 указанной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Организации высшего образования могут учреждаться в форме учреждения. При этом содержание учредительных документов юридического лица, не соответствующее целевой направленности в его наименовании, является основанием для признания их недействительными и влечет отказ в регистрации такого юридического лица.
Важно отметить, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются статус образовательного учреждения, его учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ, права и обязанности участников образовательного процесса, виды локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, которые не могут противоречить его уставу.
Как известно, правовой статус субъекта правоотношений складывается из совокупности закрепленных за ним соответствующими нормативно-правовыми актами юридических прав и обязанностей. В этой связи представляется важным проанализировать те права, которые законодательство закрепляет за учредителем образовательной организации высшего образования.
Следует согласиться с выводом о том, что, за исключением автономного учреждения, детально описанная компетенция учредителя иных типов образовательных организаций в действующем законодательстве отсутствует <4>.
———————————
<4> Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/obshcheobrazovatelnye-organizacii/2-01 (дата обращения: 03.12.2014).
Вместе с тем полномочия учредителя образовательной организации следует разделить на две группы. В первую группу входят полномочия, свойственные учредителям любых некоммерческих организаций, а вторую группу составляют полномочия, присущие исключительно учредителям образовательных организаций.
В первую группу входят следующие полномочия:
— принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации образовательной организации;
— реализация полномочий собственника в отношении имущества образовательной организации;
— утверждение устава образовательной организации;
— утверждение передаточного акта или разделительного баланса;
— назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
— рассмотрение и одобрение предложений руководителя организации о совершении сделок с имуществом в случаях, если для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;
— формирование государственного задания для подведомственных бюджетных и автономных учреждений.
Следует особо подчеркнуть полномочия учредителя по назначению руководителя организации.
В статье Закона об образовании закреплены четыре варианта назначения на должность руководителя образовательной организации, а именно:
1) избрание общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначение учредителем образовательной организации;
3) назначение Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначение Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Несмотря на то что Законом предусмотрена форма избрания общим собранием, конференцией работников руководителя образовательной организации, претендент обязан пройти аттестацию, порядок которой определяется учредителем образовательной организации. В настоящее время для подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций действует Приказ Минобрнауки России от 17.11.2006 N 288 «Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации». Основной задачей комиссии является рассмотрение кандидатур на должность ректора вуза, прошедших выдвижение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.
Действующая редакция Положения об аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации предусматривает, что кандидаты на должность ректора высшего учебного заведения представляются в аттестационную комиссию на рассмотрение ученым советом.
Необходимо отметить, что, поскольку в настоящее время Закон об образовании не дает однозначного ответа на вопрос, является ли должность ректора выборной или он может назначаться учредителем, полагаем, что в указанное Положение необходимо внести изменения, дающие право представлять в аттестационную комиссию кандидатуры на должность ректора учредителю образовательной организации высшего образования.
Также, по всей видимости, учредитель обладает правом не утвердить избранного руководителя образовательной организации.
Исходя из вышесказанного, учредитель обладает широкими правами при назначении руководителя образовательной организации. Следует согласиться с мнением, что именно учредитель фактически исполняет функции работодателя в отношении руководителя образовательной организации высшего образования <5>.
———————————
<5> Компетенция учредителя образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2012. N 6.
Вторая группа полномочий является специфической для образовательных организаций.
Специальными полномочиями учредителя образовательной организации являются:
— принятие решений о создании и ликвидации филиалов федеральных образовательных организаций;
— получение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
— согласование программы развития образовательной организации;
— обеспечение перевода совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, в случае прекращения или приостановления действия лицензии или свидетельства об аккредитации образовательной организации;
— установление максимального размера платы за пользование жилыми помещениями, предоставляемыми обучающимся образовательных организаций;
— определение порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливается учредителями этих образовательных организаций;
— заключение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования;
— установление квоты целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований;
— установление минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение.
Таким образом, учредитель обладает достаточно широкими полномочиями в сфере управления деятельностью образовательной организации высшего образования.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время законодательно не определены механизмы влияния учредителя на деятельность образовательной организации. Остается ряд пробелов, связанных с определением пределов вмешательства учредителя в деятельность образовательной организации.
Кроме того, существенной проблемой является фактическое отсутствие гарантий финансирования учредителем деятельности созданной им образовательной организации.
Согласно ст. 104 Закона об образовании финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом установленного разграничения расходных полномочий в сфере образования между различными уровнями власти в Российской Федерации на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. Кроме того, в законе закреплен принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования.
Говоря о финансовом обеспечении государственных (муниципальных) учреждений, на данный момент казенные учреждения финансируются на основании сметы, которая закрепляет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета в полном объеме.
В отличие от казенных учреждений, финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в следующем порядке, установленном законодателем:
— получение бюджетного финансирования в форме межбюджетных трансфертов, а именно субсидий;
— возможность распоряжаться заработанными средствами без контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа;
— право получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции — для автономного учреждения.
Финансовое обеспечение выполнения задания для бюджетных и автономных учреждений осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, которые установлены в бюджете. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в т.ч. земельные участки.
Указанная субсидия может быть уменьшена лишь в том случае, если уменьшается само задание или если в законодательстве установлено право оказывать данный вид услуг на платной основе в рамках существующего задания.
В этой связи авторы полагают, что основными направлениями совершенствования правового статуса учредителя образовательной организации высшего образование в ближайшее время должны стать установление разумного баланса между автономией образовательной организации и усилением роли учредителя в регулировании ее деятельности, а также установление механизмов, превращающих учредителя из стороннего наблюдателя и контролера в лицо, заинтересованное в улучшении результатов деятельности организации.

Учредители образовательного учреждения

Смотреть что такое «Учредители образовательного учреждения» в других словарях:

  • УЧРЕДИТЕЛЬ (УЧРЕДИТЕЛИ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — организатор, создатель, спонсор образовательного учреждения, в качестве которого могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления; общественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации … Профессиональное образование. Словарь

  • Предпринимательская деятельность( образовательного учреждения) — По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской… … Педагогический терминологический словарь

  • Учредители образовательных учреждений — Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местного… … Административное право. Словарь-справочник

  • Татарско-американский региональный институт — (ТАРИ) Оригинальное название ГОУ ВПО «Татарско американский региональный институт» … Википедия

  • Российская академия государственной службы — при Президенте Российской Федерации (РАГС) Год основания 1994 год Ректор Егоров Владимир Константинович … Википедия

  • Генов, Явор Бориславов — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/30 октября 2012. Дата постановки к улучшению 30 октября 2012. Явор… … Википедия

  • Казанский государственный университет — имени В. И. Ульянова Ленина (КГУ) Оригинальное название Казанский государственный университе … Википедия

  • Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

  • Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

  • Ишимбай — Запрос «Ишимбай» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ишимбай башк. Ишембай … Википедия

Права учредителя образовательного учреждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *