Правомерно требование

Ответ на требование о представлении документов

В отдельных случаях налоговая инспекция может запросить у организации или ИП, чтобы они предоставили ей определенные документы. С этой целью ИФНС направляет требование. Как составить ответ на требование налоговой о предоставлении документов, расскажем в нашей консультации.

Когда инспекция может запросить документы?

Как правило, документы инспекция запрашивает при проведении камеральной, встречной или выездной налоговой проверки.

Так, например, при проведении камеральной налоговой проверки инспекция может запросить документы для подтверждения достоверности сведений, отраженных в декларации, если в ходе такой камеральной проверки инспекция выявила несоответствия между отраженными данными и сведениями, имеющимися у налоговой инспекции (п. 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11 по делу № А40-54354/10-4-301).

Также, инспекция вправе запросить счета-фактуры, первичные и иные документы, если налогоплательщик в своей НДС-декларации заявил налог к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ).

При проведении встречной налоговой проверки инспекция может запросить у вас документы, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика, являющегося, в свою очередь, вашим контрагентом (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Естественно, документы налоговая инспекция может запросить и при проведении выездной налоговой проверки, если такие документы относятся к проверяемым периодам (Письма Минфина от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС от 25.07.2013 3 АС-4-2/13622).

И даже вне рамок налоговых проверок инспекция может запросить документы по конкретной сделке, если она вызвала подозрения у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Составляем ответ на требование

Ответ на требование о предоставлении документов составляется в произвольном виде. По сути, это сопроводительное письмо к передаваемым документам.

Соответственно, если требование содержало исключительно запрос документов, в письме нужно подтвердить, что такие документы организация предоставляет и привести перечень передаваемых документов. Если в требовании есть и иные вопросы, в ответе необходимо будет дать пояснения по каждому пункту. Ответ на требование ИФНС подписывает руководитель организации.

Если документы затребованы в рамках проведения налоговой проверки самого налогоплательщика, то предоставить документы по требованию необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (ч. 3 ст. 93 НК РФ).

По требованию о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки или при запросе документов по конкретной сделке, представить их нужно в пятидневный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Истребованные инспекцией документы могут быть поданы в ИФНС проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы через ТКС (в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика) (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Если организация не может предоставить документы в установленные сроки (например, при существенном их объеме), она может в течение дня, следующего за днем получения требования направить в инспекцию Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации). Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@. Пример заполнения уведомления мы приводили .

Приведем пример заполнения ответа на требование ИФНС о предоставлении документов.

Как заверить копии документов

Копия документа заверяется так:

  • указывается «Копия верна»;
  • ставится дата заверения;
  • указываются должность, Ф.И.О. и подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на заверение документов.

Проставление печати на копии документов не обязательно (Письма ФНС от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@, от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@).

Если один документ является многостраничным, то заверить можно либо каждую страницу, либо сразу подшивку страниц. В последнем случае на обороте прошивки (которая не должна превышать 150 листов) помимо указанных выше данных нужно указать «Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью _____ листов» (Письмо Минфина от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336).

Обращаем внимание, что непредставление налогоплательщиком запрошенных инспекцией документов при проведении в отношении него налоговой проверки грозит штрафом в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). А если документы не представлены в рамках требования по встречной проверке, штраф на организацию или ИП составит 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Имеет ли право налоговая требовать штатное расписание

В требованиях, направляемых налогоплательщикам в рамках встречных проверок, налоговики указывают на необходимость предоставить им определенные документы и пояснения. Зачастую такая просьба вызывает легкое недоумение у бухгалтеров, так как не всегда просматривается прямая связь между проверяемым контрагентом перечнем запрашиваемых документов.

Участники обсуждения поделились с коллегами своими историями странных требований.

Так, например, бухгалтерам непонятно, почему требуя оборотки по разным счетам бухучета, налоговики не проявляют интерес к 41 счету, хотя именно так фигурирует товар, отгруженный контрагенту.

Иногда у оптовых компаний ИФНС запрашивает КС-2 и КС-3, хотя они применяются только в строительстве.

Одна из участниц обсуждения получила требование пояснить, сколько человек работает в фирме, какое оборудование имеется, а также какое время требуется на замену одного колеса на большегрузе. При этом в компании никогда не замеряли время замены одного колеса, да и расценки зависят вовсе не от временных затрат.

А вот такой внушительный список документов, которые необходимо представить, получила еще одна участница КУБа.

Налоговики хотят получить имена и телефонные номера контрагентов, по которым осуществлялась с ними связь. Кроме того, они требуют предоставить персональные данные сотрудников которые непосредственно участвовали в оказании услуг контрагентам.

Бухгалтера, которая отказалась выполнить такое требование ИФНС, оштрафовали, она смогла доказать свою правоту, дойдя до Верховного суда.

А что интересного требуют у вас налоговики?

Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.

Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.

Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).

Вопрос

Получено требование ИФНС о предоставлении документов (информации) касающиеся деятельности контрагента проверяемого лица при, проведении камеральной налоговой проверки за 4 квартал 2016 года. В требовании указан перечень документов (Договора, счет-фактуры, акт приемки-сдачи работ (услуг), штатное расписание за 2016 год). Имеет ли право налоговая запрашивать штатное расписание нашей организации в данном случае? Обязаны ли указывать конкретный договор (сделку)? Так как с данным контрагентом заключен не один договор.

Ответ

Да, налоговая имеет право запрашивать штатное расписание, если оно касаются непосредственно деятельности проверяемой организации (Постановление 15 ААС от 03.12.2015 № А53-3067/2015).

При проведении налоговой проверки Вы можете предоставить персональные данные без согласия сотрудника (статья 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Предоставить договор (договоры) нужно те, о которых говорится в требовании, если он касаются непосредственно деятельности проверяемой организации. Либо требование должно содержать идентификационные признаки сделки (сделок).

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

1. Ситуация: Когда и как проводится встречная налоговая проверка

«Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

  • при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  • после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий:

– инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;

– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

Цели встречных проверок:

  • доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;
  • подтвердить законность происхождения документов;
  • уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок*.

На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы. Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не содержит ограничений:

– ни по срокам проведения встречных проверок;

– ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;

– ни по количеству повторных встречных проверок.

Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.

2. Ситуация: В каком порядке налоговая инспекция истребует документы (информацию) у контрагентов

Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если контрагент (иное лицо) и проверяемая организация состоят на учете в одной налоговой инспекции, то инспекция самостоятельно направляет требование о представлении документов (информации) контрагенту (иному лицу). При этом поручение об истребовании документов (информации) не оформляется (п. 5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Получив требование о представлении документов (информации), контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен в общем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

3. Ситуация: Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

«Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации*. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Вопрос

Имеет ли право ФНС запрашивать документы по работникам, в рамках проверки нашего покупателя?

Можем ли мы их не предоставлять? на что сослаться?

Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку налогоплательщика, вправе истребовать у его контрагентов документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ контрагент, получивший требование о представлении документов, обязан его исполнить в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщить об отсутствии истребуемых документов. Отказ контрагента от представления запрашиваемых документов в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Штатное расписание контрагента является его внутренним документом, утверждаемым руководителем, и формально не может относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика, поскольку в нем отражаются, в частности, месячная зарплата по тарифной ставке (окладу), установленная контрагентом, различные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), а также наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации.

Исходя из смысла п. 1 ст. 93.1 НК РФ следует, что документы, не связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика, не подлежат истребованию. Большинство судов признают правомерным отказ контрагента в представлении по запросу налогового органа таких документов (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2011 N А40-46403/11-91-198 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 06.02.2012), ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 N А56-59024/2009, ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 N А12-10258/2008).

Однако следует иметь в виду, что при рассмотрении спора в судебном порядке арбитры в каждом конкретном случае будут выяснять фактическую связь истребованных документов с деятельностью проверяемого налогоплательщика, при этом бремя доказывания лежит на налоговом органе. Поэтому стопроцентной уверенности в том, что суд примет сторону контрагента, не представившего документы по требованию налогового органа, нет.

Привлечение контрагента к ответственности за неисполнение обязанности по представлению штатного расписания по требованию инспекции возможно, в частности, если налоговый орган докажет, что сведения, отраженные в таком документе, могут иметь связь с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Кроме того, необходимо отметить, что Минфин России в Письме от 20.06.2008 N 03-02-07/1-225 порекомендовал организациям при возникновении вопросов о соответствии налоговому законодательству требования налогового органа о представлении конкретных документов обратиться в этот налоговый орган с просьбой о их разъяснении. Причем при рассмотрении одного дела суды учли, что общество, не обратившись в налоговый орган за уточнением в связи с неясностью относительно запрошенной информации в требовании, фактически отказало инспекции в ее предоставлении. В результате привлечение организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление сведений (документов), Определением ВАС РФ от 14.03.2011 N ВАС-2188/11 признано обоснованным.

Свежие комментарии

Рубрики

Либо ведется отдельный журнал, где работники, получившие расчетные листки, ставят свои подписи. Если же расчетные листки высылаются по «электронке», Карьеристка советовала запрашивать в почтовой программе уведомление о прочтении файла. Екатерина-201286 рассказала, что когда их вышестоящую организацию проверяло контрольно-ревизионное управление, о необходимости вести журнал выдачи расчетных листков чиновники написали в акте. Важныйбух отметила, что выдавать расчетные листки действительно нужно. А вот обязанность компании собирать доказательства из законодательства не следует. В компании kalate работникам просто раздают расчетные листки. А Pilesch по указанию руководства даже этого не делает. 2. Штатное расписание при проверке НДС. Получили требование о представлении документов по встречной проверке. Контрагента «камералят» по возмещению НДС за IV квартал 2014 год.

Покупатель требует от поставщика документы

Кроме счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, у нас запрашивают штатное расписание, инвентаризацию основных средств и прочие документы, которые не имеют отношения к НДС. Как правильно составить письмо в ИФНС, чтоб не представлять все эти документы и не нарваться на штраф? – советовалась Ольга 74.ru. Инна Тимохова и 123-456-789 подавали штатное расписание и сведения об основных средствах при встречных поверках по НДС.

Собираем досье на контрагента

ГК РФ. Закона по проверке контрагентов нет Екатерина, г. Орел Новый покупатель перед заключением договора требует предоставить ему копии учредительных документов, а также копию банковской карточки с подписями директора и главного бухгалтера. Копию банковской карточки мы показывать не хотим. Как мне обосновать свой отказ в ее предоставлении и при этом не отпугнуть нового клиента? В ваших силах проверять информацию о новых контрагентах на сайте ФНС, ведь сегодня Интернет доступен каждому и повсеместно : Вы можете ее не показывать без какого-либо обоснования.

Для чего составляется штатное расписание

  • Почему при поставке иногда недостаточно счета на оплату и нужен договор, № 19
  • Может ли первичка с дефектом подтверждать расходы и вычеты НДС, № 19
  • У кого остаются оригиналы документов при уступке долга: у старого или у нового кредитора, № 19
  • Правильно оформляем первичку и не только, № 16
  • Вся правда о доверенности, № 14
  • Направляем претензию контрагенту, задержавшему поставку или оплату, № 14
  • Документируем брак основного средства и его возврат поставщику, № 14
  • «Просроченный» директор: как работать бухгалтеру?, № 13
  • Нужны ли покупателю для налогового учета ТН и ТТН при договоре транспортной экспедиции, № 10
  • Готовая инструкция для подотчетника, № 9
  • Справки и документы с места работы: кому, когда, какие, № 2
  • Как заверить копию документа «надлежащим» образом, № 1
  • 2011 г.

Предоставление документов по запросу конграгента (ооо)

Если есть желание, можете проверить своего контрагента по каждому из них. Кроме налоговых сервисов, есть и другие. Так, на сайте ВАС РФ можно узнать, в каких судебных тяжбах участвует организация. Иногда интересны ее споры не только с налоговой, но и с контрагентами.
На сайте службы судебных приставов проверьте, нет ли у нового контрагента задолженности по исполнительным производствам. А если контрагент предоставил вам реквизиты паспорта руководителя, на сайте Федеральной миграционной службы в разделе «Информационные сервисы» можно выяснить, действителен ли такой паспорт. Сколько делать проверок, делать ли распечатки или сохранять информацию в электронном виде — решать вашему директору. Некоторые организации делают шаблон в виде перечня используемых сервисов — своеобразный проверочный лист для контрагента.

Как проверяют штатное расписание компании

Обоснование вывода: Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (п. 2 ст. 93.1). Критерии, позволяющие определить, какие именно документы и в каких случаях могут считаться касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, НК РФ не установлены.

По результатам проверки напротив названия каждого из сервисов ставится отметка: нет ли негативной информации о контрагенте, а если есть — то какая. В результате краткий итог проверки умещается на 1—2 страницах и довольно нагляден. Покупателей проверять тоже нужно Ольга, г. Лобня У нас загвоздка с новым поставщиком: он хочет получить копии наших свидетельств ИНН, ОГРН, выписку из реестра, решение о назначении руководителя.
Не пойму — зачем все это нужно нашему поставщику? Ведь у него инспекция не может снять расходы или вычеты НДС, даже если кто-то из покупателей окажется однодневкой. Да и товар мы уже оплатили.

Имеет ли право покупатель запрашивать у поставщика штатное расписание

Есть ли какие-либо законные основания для отказа в предоставлении копии паспорта? ОБСУЖДАЕМ С КОНТРАГЕНТОМ Если контрагент жаждет увидеть паспорт руководителя, пригласите представителя такого контрагента в гости — пусть посмотрит оригинал. : Без письменного согласия директора вы не можете отдать копию его паспорта потенциальным контрагентам. Ведь в ксерокопии паспорта содержатся персональные данные, которые могут быть использованы только с согласия владельцап. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Коммерческая тайна не поможет Влада, г. Тула Поставщик требует от нас перечень лиц, которые наделены правом подписи от лица организации без доверенности.
Если же нового покупателя интересуют образцы подписей лиц для того, чтобы сравнивать их с теми, которые будут в дальнейшем на счетах-фактурах, можно предложить такой вариант. Напишите письмо с указанием, кто от лица вашей организации будет подписывать счета-фактуры с образцами их подписей. Заверьте это письмо печатью и передайте контрагенту. Электронные сервисы — вам в помощь Виктория Сергеевна, г. Тверь Наш руководитель около 2 лет назад составил целый список документов, который должна предоставить любая компания, с которой мы начинаем работать (причем не важно, в какой роли — покупателя или поставщика).Однако в последнее время все чаще бухгалтеры новых контрагентов ссылаются на то, что наши требования излишни и всю информацию можно найти в Интернете.

  • Как защитить персональные данные работников и клиентов, № 19
  • Как уничтожить первичку после истечения срока ее хранения, № 15
  • Приемка и списание материалов: оформляем документы, № 12
  • Электронный документооборот с контрагентами: с чего начать, № 10
  • Печать фирмы: изготавливаем, используем, утилизируем, № 9
  • Печать — постоянная спутница фирмы?, № 9
  • Разрабатываем удобный регистр по НДФЛ, № 8
  • Обнаружили недостачу: составляем претензию контрагенту, № 8
  • Когда пригодятся скриншоты, № 6
  • Идеальный акт об оказании услуг для налогового инспектора, № 6
  • Документооборот: выстраиваем «под бухгалтерию», № 5
  • Договор поставки: читаем по слогам, № 5
  • Унифицированные формы первички необязательны, а что с БСО?, № 4
  • Как не допустить атаку на «Клиент-Банк», № 3
  • 2012 г.
  • 1 Зачем нужно штатное расписание
  • 2 Кто может требовать штатное расписание
  • 3 Кто составляет штатное расписание
  • 4 Составляем ШР
  • 5 Утверждение штатного расписания
  • 6 Вносим изменения

Зачем нужно штатное расписание Для руководителя ШР выполняет ряд важных функций и максимально оптимизирует и упорядочивает работу компании:

  • из документа чётко видна вся структура компании;
  • можно контролировать численный и количественный состав работников;
  • можно отслеживать размеры окладов, надбавок и премий;
  • при появлении вакансий упрощается подбор персонала.

При проверках или судебных разбирательствах штатное расписание – доказательство правильности начисления зарплаты (если, конечно, суммы в ШР и в трудовом договоре одинаковые, или в трудовом договоре не указан размер зарплаты).

Фанатично стремясь проявить должную осмотрительность, некоторые контрагенты настолько «перегибают палку», что это уже граничит с шизофренией, считают читатели нашего форума.

Клиенты порой хотят получить слишком много сведений и документов о будущем поставщике. Так, читатель нашего форума получил требование контрагента с 20 пунктами. Причем некоторая информация является коммерческой тайной, а некоторые документы содержат персональные данные сотрудников, которые компания обязана оберегать, а не раздавать направо и налево.

Покупатель прислал запрос с просьбой представить документы для заключения контракта.
Я конечно понимаю, что лишняя бумажка лишней не бывает.
Но как по мне так это уже чересчур. Учредительные документы — понятно. Баланс — тоже это открытая отчетность. Но оборотки по счетам, ндфл, сзв — это разве не закрытая информация?
Сколько работаю, в таком объеме никогда не давали инфу контрагентам, а сейчас так вообще можно в интернете проверить контрагента.
Это нормально просить столько данных? У нас гендир прибалдел, вроде и заказчик лишним не бывает, но как-то чересчур. Или нормально?
— Аноним

По мнению форумчан, «сочинители списка не понимают, что запрашивают, как и налоговые инспекторы в своих требованиях».

Присоединиться к обсуждению можно в теме форума «должная осмотрительность — перебор или нормально?»

Вопрос-ответ по теме

Да, налоговая имеет право запрашивать штатное расписание, если оно касаются непосредственно деятельности проверяемой организации (Постановление 15 ААС от 03.12.2015 № А53-3067/2015).

При проведении налоговой проверки Вы можете предоставить персональные данные без согласия сотрудника (статья 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Предоставить договор (договоры) нужно те, о которых говорится в требовании, если он касаются непосредственно деятельности проверяемой организации. Либо требование должно содержать идентификационные признаки сделки (сделок).

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Ситуация: Когда и как проводится встречная налоговая проверка

«Встречные налоговые проверки проводятся для того, чтобы получить необходимые документы или информацию об организации (заключенных с нею сделках) от других лиц, располагающих такими сведениями. Получив эти сведения, инспекция сверяет их с данными, которые отражены в документах проверяемой организации.

Непосредственно понятия «встречная налоговая проверка» в Налоговом кодексе РФ нет. То есть она не является самостоятельным видом проверок и проводится как одно из мероприятий налогового контроля:

  • при проведении выездной (камеральной) проверки налогоплательщика;
  • после окончания выездной (камеральной) проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, встречная проверка может быть проведена при одновременном выполнении двух условий:

– инспекция проверяет налогоплательщика, сведения о котором она намерена получить у его контрагента;

– контрагент располагает сведениями, которые необходимы инспекции.

Цели встречных проверок:

  • доказать реальность операций, которые совершались проверяемой организацией;
  • подтвердить законность происхождения документов;
  • уточнить соответствие учетных данных (например, доходов и расходов) у сторон – участниц сделок*.

На практике встречная проверка сводится к тому, что инспекция запрашивает у контрагента проверяемой организации необходимые ей документы. Порядок истребования документов у контрагентов при проведении встречных проверок определен статьей 93.1 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не содержит ограничений:

– ни по срокам проведения встречных проверок;

– ни по количеству налоговых периодов, которые могут быть охвачены такой проверкой;

– ни по количеству повторных встречных проверок.

Таким образом, в ходе встречных проверок налоговые инспекции могут запрашивать у контрагентов любые документы по любым налогам за любые периоды.

Решение инспекции по результатам встречной проверки контрагенту не вручается. Полученные от него сведения остаются в материалах проверки, которая проводилась в отношении другой организации (сведения о которой запрашивались)».

2. Ситуация: В каком порядке налоговая инспекция истребует документы (информацию) у контрагентов

«В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 Налогового кодекса РФ не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно*. Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 17 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если контрагент (иное лицо) и проверяемая организация состоят на учете в одной налоговой инспекции, то инспекция самостоятельно направляет требование о представлении документов (информации) контрагенту (иному лицу). При этом поручение об истребовании документов (информации) не оформляется (п. 5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189).

Получив требование о представлении документов (информации), контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен в общем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении сведений, то его могут привлечь к налоговой и административной ответственности».

3. Ситуация: Какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации

«Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок. При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией*. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе. Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации*. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г. № ВАС-1965/11, постановления ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2011 г. № Ф03-930/2011, Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. № А56-14074/2010, от 6 декабря 2010 г. № А56-13035/2010)».

Право требования

Это правомочие, содержание которого состоит в возможности требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности. По своему юридическому значению право требования может быть охарактеризовано в качестве правомочия на «чужие» действия; оно является своего рода вспомогательным средством: призвано обеспечить исполнение или соблюдение юридической обязанности другим лицом, вызвать к жизни «чужие» действия.

Хотя право требования и не выражает в полной мере положительное содержание субъективного права, оно для него является обязательным элементом. Юридическое существо любого субъективного права заключается в том, что объективный правопорядок предоставляет управомоченному средство, при помощи которого он может проявить свою волю и инициативу с целью побудить другую сторону правоотношения исполнить или соблюдать юридическую обязанность.

Права требования с корреспондирующей ему юридической обязанностью образует «остов», «скелет» всякого правоотношения. Именно от права требования тянутся «провода», по которым идет активная правовая энергия к юридической обязанности.

Права требования подразделяются на две основные разновидности: а) право требовать исполнения активной обязанности (оно может быть названо позитивным). Позитивное право требования свой-

ственно правоотношениям активного типа;

б) право требовать соблюдения субъектами возложенных на них пассивных обязанностей (оно может быть названо негативным). Негативное право требования свойственно правоотношениям пассивного типа.

Правомерно требование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *