Правовая ситуация

Решение правовых задач как средство развития универсальных учебных действий учащихся

Библиографическое описание:



Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся посредством решения правовых задач-ситуаций. Автор определяет принципы использования задач в учебно-воспитательном процессе, обращает внимание на методические аспекты организации работы с ними. В статье приводятся примеры правовых ситуаций, которые можно использовать в процессе обучения школьников праву.

Ключевые слова: методика обучения, право, правовые задачи, универсальные учебные действия, case-study

Современное образовательное пространство, в том числе в области правового обучения и воспитания, развивается очень динамично. Принятые федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования устанавливают, что выпускник школы — это человек «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством» . Поэтому главной задачей учителя права и обществознания является формирование правового сознания, повышение уровня правовой культуры подрастающего поколения.

Перед современной школой возникает вопрос об использовании эффективных методических способов реализации государственного и социального заказа, достижению планируемых результатов обучения. Учитывая, что ФГОС определяет переход к системно-деятельностному обучению, то особую актуальность приобретают активные и интерактивные формы работы. Одним из них может являться использование правовых ситуаций-задач (case-study) в подготовке школьников. Данный метод уже давно и успешно используется в профессиональной подготовке юристов, педагогов и др. В системе общего образования он не получил широкого распространения, однако используется в современной практике. Как правило, решение правовых ситуаций применяется на уроках права, если данный предмет входит в учебный план образовательной организации, что бывает далеко не всегда. В рамках изучения правового блока интегрированного обществоведческого курса данный метод практически не используется в связи с тем, что выделяемого количества часов, отводимого на изучение юридических проблем в рамках обществознания, бывает просто недостаточно. Однако примеры правовых ситуаций широко распространены в олимпиадных заданиях, а также представлены на едином государственном экзамене (вопрос 27 согласно кодификатору 2016 года).

В чем особенности использования метода case-study в правовой подготовке школьников? Правовая задача — это проблемная ситуация, решение которой необходимо найти или спроектировать. Работа над правовой задачей способствует формированию правовой компетентности, развивает аналитическое мышление учащихся, повышает мотивацию к изучению права.

Кроме того, с помощью использования данного метода развиваются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Так как правовые задачи ориентированы на реальную (или почти реальную) жизненную ситуацию, то проектирование ее решения способствует в определенной мере самоопределению ученика, формирует основы правомерного поведения и гражданской идентичности учащихся, что относится к личностным универсальным учебным действиям. Поиск необходимой информации в ходе решения кейса, ее анализ, логическое построение решения и его обоснование с помощью нормативно-правовых актов представляет собой познавательные результаты обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются при формулировании решения правовой ситуации, обсуждения в группе в процессе проектирования ответов. Овладевая алгоритмом решения правовой задачи, ученики учатся действовать в соответствии с предложенным планом, оценивать результаты проделанной работы, что представляет собой регулятивные универсальные учебные действия.

Необходимо учесть тот факт, что для решения правовых ситуаций-задач от учеников потребуется знание определенных нормативно-правовых актов. Но данные виды документов создаются не для школьников, поэтому большинство из них сложны для понимания даже старшеклассниками вследствие сложности самого юридического языка. При решении правовых задач ученикам следует предлагать конкретный фрагмент документа, доступный по содержанию и объему, которым необходимо воспользоваться для выполнения задания. Как правило, данная форма работы позитивно воспринимается учениками, так как некоторая связь с реальными жизненными ситуациями повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

При отборе и моделировании правовых задач следует учитывать основные принципы обучения. В частности, предлагаемая ситуация должна соответствовать следующим принципам:

  1. Принцип научности. Учитель должен помнить, что право — это динамично развивающаяся сфера, законодатель постоянно вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, поэтому даже если фрагменты документов представлены в учебниках, следует обращаться к актуальным редакциям НПА, которые можно найти в интернет-версиях СПС «Гарант» и «Консультант плюс».
  2. Принцип последовательности. Решение правовых задач не может предшествовать изучению нового материала, а должно быть направлено на формирование навыка практического использования полученных теоретических знаний, если только предлагаемый кейс не является проблемной ситуацией, которую необходимо решить ученикам в течение урока.
  3. Принцип систематичности. Для того чтобы ученики овладели требуемыми навыками необходимо использовать решение правовых ситуаций в ходе изучения всех основных отраслей права, прежде всего семейного, гражданского, трудового, административного и уголовного. В этом случае требуемые умения могут достигнуть необходимого уровня развития.
  4. Принцип активности. При использовании данного метода ученики занимаются самостоятельным поиском необходимой информации, требуемой для решения предложенной задачи на основе материалов, предоставленных учителем. В результате происходит активизация познавательной деятельности обучающихся.
  5. Принцип доступности. В современном интернет-пространстве можно найти большое количество правовых задач по различным темам, однако большинство из них ориентировано на профессиональную юридическую подготовку бакалавров, специалистов, магистрантов. Поэтому далеко не все из них подходят для правовой подготовки школьников. Правовая ситуация в системе общего образования должна быть понятна по содержанию и доступна уровню подготовки школьников.

В ходе выполнения заданий этого типа ученик должен знать алгоритм своих действий, понимать какие аспекты ситуации необходимо выделить, чтобы сформулировать выводы.

В целом алгоритм решения правовой задачи может иметь следующую последовательность:

а) анализ условий задачи, определение отрасли права к которой относится задача, оценка имеющихся возможностей и перспектив решения в соответствии с нормами соответствующей отрасли права,

б) изучение нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми построена проблемная ситуация правовой задачи, получение всей необходимой информации, которой можно воспользоваться в предложенной ситуации,

в) осуществление решения задачи, которое специфично и зависит от характера решаемой задачи,

г) формулирование решения правовой задачи, его проверка и оценка.

Приведем примеры ситуаций, которые можно предложить школьникам в процессе изучения отдельных отраслей права.

  1. Трудовое право.

– 15-летний Сидоров, получивший основное общее образование, устроился учеником токаря в ООО «Азотреммаш». К директору ООО обратился отец Сидорова с просьбой уволить его сына, так как тот устроился на работу вопреки запрету родителей, однако сам подросток пояснил, что хочет получить рабочую специальность, и не намерен выполнять требования отца. Как в данном случае должен поступить директор ООО «Азотреммаш»? С какого возраста гражданин может стать субъектом трудового права? Для решения ученикам предлагается воспользоваться статьей 63 Трудового кодекса РФ.

– 18-летний Кириллов В. подал заявление о приеме на работу в ресторан «Пряник» в качестве кухонного работника. Администрация потребовала у него предоставление трудовой книжки, паспорта, характеристики с предыдущего места работы и справок о состоянии здоровья, наличии жилплощади и семейном положении. Установив, что трудовой книжки у него нет, поскольку ранее Кириллов В. нигде не работал, а также не представил остальные требуемые документы, в приеме на работу ему было отказано. Права ли администрация ресторана? Как следует разрешить данный спор? Для ознакомления ученикам предлагается статья 65 Трудового кодекса РФ.

– Кукушкина работала в детских яслях в должности медсестры. Приказом администрации она была уволена с работы по п. 5 ст. 81 ТК РФ. Поводом для увольнения послужили отказы Кукушкиной выполнить распоряжение заведующей — принять участие в уборке помещения детского сада. Считая увольнение неправильным, Кукушкина обратилась в суд с иском о восстановлении ее на работе. Какое решение должен принять суд? Решить данную ситуацию ученики должны на основе статьи 60 и 81 Трудового кодекса РФ.

  1. Семейное право.

– Вступающие в брак Роман и Екатерина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. А Екатерина хотела включить положение о том, что она не должна работать, а обеспечивать ее и детей обязан муж. Нотариус отказался удостоверять брачный договор. Правомерны ли действия нотариуса? С какого момента брачный договор может вступить в силу, если будет оформлен в соответствии с требованиями законодательства? Для решения ученики должны воспользоваться статьями 40–42 Семейного кодекса РФ.

– В органы ЗАГСа обратились супруги Тюленевы, у которых не было детей, с просьбой расторгнуть их брак. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако сотрудники ЗАГСа отказали им в регистрации развода, мотивировав свои действия тем, что супруги не предоставили веских доказательств невозможности сохранения семьи. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа? Обосновать решение данной задачи можно с помощью статьи 19 Семейного кодекса РФ.

  1. Гражданское право.

– 12-летний Василий получил вподарокот деда велосипед. Поскольку Василию срочно понадобились скейтборд, он продал велосипед Николаю, которому было 16 лет, а на вырученные деньги купил скейтборд. Отец Василия, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к Николаю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что цену он дал за покупку нормальную, а Василий продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Василию, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет. Прав ли покупатель велосипеда? Для решения необходимо воспользоваться статьей 28 Гражданского кодекса РФ.

  1. Административное право.

– Кириллу исполнилось 15 лет, и он вместе с друзьями пошел в парк, чтобы отметить свой день рождения. Втайне от родителей он взял из дома крепкие спиртные напитки, которые были распиты в парке. После этого друзья стали приставать к гражданам, гуляющим в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью, разбили несколько фонарей с криком: «Темнота — друг молодежи!». Их действия были замечены сотрудниками полиции. Друзья были задержаны и доставлены в отделение. Один из сотрудников органов охраны правопорядка сказал, что теперь они будут отвечать по всей строгости в соответствии с нормами Уголовного кодекса.Как можно квалифицировать действия несовершеннолетних? На основании каких ном права они понесут наказание? Будет ли привлечен к ответственности Кирилл и его друзья, если ему только исполнилось 15 лет, а друзья на 1 год старше? Прав ли сотрудник полиции? Для решения следует обратиться к статьям 2.3, 20.1, 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, и статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Таким образом, решение правовых ситуаций-задач на уроках права способствует не только развитию необходимых умений школьников, но и помогает реализовывать государственный и социальный заказ — формирование законопослушного гражданина, уважающего право и обладающего высоким уровнем правовой культуры.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года № 413 . — Режим доступа: URL: http://минобрнауки.рф/документы/543. (дата обращения: 16.07.2016).
  2. Белянкова Е. И. Некоторые методические аспекты организации семинарских занятий по дисциплине «Право в сфере образования» в системе подготовки будущего учителя. / Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2016. — № 40, — С.66–70.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая задача, решение, ученик, брачный договор, общее образование, задача, действие, Трудовой кодекс РФ, проблемная ситуация, необходимая информация.

приведите примеры правовых ситуаций приведите примеры правовых ситуаций которые бы регулировались конкретной отраслью российского права

Запропонуйте шляхи, які сприяли б зменшенню злочинності серед неповнолітніх сочинение рассуждение по праву (обществу) правовые последствия второй мировой войны​ Якими правозахисними питаннями займався, найбільші його досягнення в правозахисній діяльності. Написать про Стуса Василя Семеновича, пожалуйста!!! ​ Наведи приклади ситуацій що описують роботу слідчих та їх роль у досудовому розслідуванні кримінальних справ.​ Cообщения по теме Уголовное право умение грамотно применять нормы уголовного права при решении конкретных ситуаций,развивать умение грамотно использов ать в своей речи специальные юридические термины применительно к конкретной ситуации. Ви за дорученням батьків їдете до бабусі. На вулиці неподалік від залізничного вокзалу (чи автобусної зупинки) вас зупинив співробітник поліції та вим агає пред’явити документи й дати оглянути ваші речі. Зімітуйте спілкування з поліцією Делегация Кубы прибыла в аэропорт Нассау (Багамские острова). Таможенные органы США в Нассау отказались признать законность дипломатических паспортов, выданных правительством Кубы, ссылаясь на отсутствие дипломатических отношений между США и Кубой. Кубинская делегация направлялась в США в штаб-квартиру ООН, членом которой является Куба, и паспорта кубинцев имели въездную визу, выданную консульством США в Нассау. вопрос: 1. Правомерны ли действия таможенных органов США? 2. Какими иммунитетами и привилегиями наделены представители государств-членов ООН? 3. Подготовьте сравнительную таблицу привилегий и иммунитетов специальных миссий и делегаций на международных конференциях. Эссе по праву. Нужно привести два примера. Как вы понимаете высказывание «Право ребёнка ещё более свято, чем право отца» Виктор Гюго. С правовой точки зрения? Громадянин М порушив правила дорожнього руху до якого виду відповідальність його буде притягнуто​

Решить правовые ситуации

1. Заочное решение по гражданскому делу № 2-7050/2012 по иску Якуниной Айгуль Фаритовны к ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Марьино» о возмещении ущерба было вынесено Люблинским районным судом г. Москвы 06 ноября 2012 г. и направлено ответчику 15 ноября 2012 г.

Копия заочного решения от 06 ноября 2012 г. была получена ответчиком 26 ноября 2012г.

29 декабря 2012 г. в Люблинский районный суд г. Москвы представителем ответчика ГУП «ДЕЗ района Марьино» по доверенности – Некрасовой М.А. подана апелляционная жалоба на заочное решение Люблиснкого районного суда г. Москвы от 06 ноября 2012 г.

Определением Люблинского районного суда г. Москвы от 09 января 2013 года указанная апелляционная жалоба возвращена заявителю.

Принимая решение о возврате апелляционной жалобы, суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит возврату в связи с пропуском срока на её подачу и отсутствием просьбы о восстановлении этого срока.

Из материалов дела усматривается, что ответчик ГУП «ДЕЗ района Марьино» не воспользовался своим правом на подачу заявления об отмене заочного решения и сразу подал апелляционную жалобу.

Разрешите приведённую правовую ситуацию, ответив на следующие вопросы:

1. Каков порядок обжалования заочного решения суда?

2. Каким образом должны исчисляться сроки для подачи апелляционной жалобы в приведенной правовой ситуации?

3. Какое определение должен вынести суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения частной жалобы представителя ответчика на определение суда от 09 января 2013 г. о возврате апелляционной жалобы?

Как изменится ситуация, если представитель ответчика до подачи апелляционной жалобы обратится в суд с заявлением об отмене заочного решения?

2. Взыскатель, компания сотовой связи, обратился с заявлением о выдаче судебного приказа на принудительное взыскание задолженности, образовавшейся у абонента на основании договора оказания услуг сотовой радиотелефонной связи. В течение пяти дней такой приказ был вынесен судьей, и его копия была направлена должнику, который в это время находился в зарубежной командировке.

Вернувшись в Россию через некоторое время, должник обнаружил у себя в почтовом ящике копию судебного приказа, отправленную ему простой, а не заказной почтой в связи с недостаточным финансированием мировых судей. На следующее утро он предоставил судье, выдавшему приказ, свои возражения относительно его исполнения, в которых указал, что, так как в момент подачи заявления о выдаче судебного приказа он находился за пределами Российской Федерации, судья должен был отказать взыскателю в выдаче судебного приказа на основании положений ст. 125 ГПК РФ.

Мировой судья, основываясь на норме ст. 128 ГПК РФ, устанавливающей начало течения срока на предъявление возражений должника со дня получения им копии судебного приказа и ст. 129 ГПК РФ, отменяет выданный им судебный приказ и в определении разъясняет взыскателю его право на обращение с заявлением в порядке искового производства. Между тем выясняется, что еще во время нахождения должника за рубежом взыскатель обратил полученный им судебный приказ к принудительному исполнению, направив его в соответствии со ст. ст. 7 и 8 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в банк, в котором у должника был расчетный счет, и банк осуществил списание денежных средств со счета.

Узнав об этом, должник вновь обратился к мировому судье, вынесшему судебный приказ, на этот раз с заявлением о повороте исполнения. Рассмотрев поданное заявление, судья отказал в его удовлетворении, сославшись на отсутствие предусмотренной законодателем возможности поворота исполнения судебного приказа.

Оцените действия суда на соответствие действующему законодательству.

3.Организация допустила задержку выплаты заработной платы работнику – Петровой О.И. на срок свыше 15 дней.

В каком порядке следует осуществить взыскание невыплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы через суд?

4. Каменев Э.С, получил судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу, а также о взыскании судебных издержек в виде государственной пошлины. При этом ни налоговое уведомление по транспортному налогу, ни требования об уплате налога ранее получены не были. Кроме того, сумма налога не соответствовала размеру, установленному действующим законодательством.

Какие действия следует предпринять Каменеву Э.С.?

Определите, слитно или раздельно пишется НЕ со словом в предложении: К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

Задание входит в состав ЕГЭ по русскому языку для 11 класса под номером 12 (Правописание НЕ с частями речи).

Разберемся, слитно или раздельно пишется НЕ со словом в предложении.

Определите, слитно или раздельно пишется НЕ со словом в предложении:

К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

Слово «РЕШЕНА» является причастием (что сделана? решена), которое употребляется без НЕ. Оно является кратким, значит НЕ со словом «РЕШЕНА» пишется раздельно.

1. Пишется слитно частица не с полными формами причастия, при которых нет пояснительных слов: невычитанная рукопись; незамеченные опечатки; непроверенные цитаты.

2. Пишется раздельно частица не с полными формами причастия, имеющими при себе пояснительные слова: не возвращённая автору рукопись; не замеченные корректором опечатки; не сданные в срок гранки; не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Данное правило распространяется и на причастия, употребляемые в роли существительных: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но с субстантивированным причастием (т. е. при перешедшем в разряд существительных) частица не пишется слитно: В классе много неуспевающих по русскому языку.

3. При использовании в качестве пояснительных слов наречий меры и степени ( весьма, крайне, очень, почти, совсем, вовсе и др.) частица не с причастием пишется слитно: совершенно невычитанная рукопись; совсем непроверенные цифры. Но если, помимо таких наречий, при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то по общему правилу не с причастием пишется раздельно: совершенно не подготовленная к набору рукопись; совсем не решённая до сих пор проблема.

4. Пишется раздельно частица не с краткими формами причастия: рукопись не отредактирована; цитаты не проверены; работа не выполнена.

5. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов частица не пишется с причастием слитно : Это всеобщее одушевление, блеск, шум — всё это, доселе невиданное и неслыханное мною , так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Дост.). Ср.:

неподходящие для юж ных культур условия (‘малопригодные’ — в значении прилагательного)

написания, не подходящие под правило (причастный оборот)

по независящим от ре дакции обстоятельствам (фразеологический оборот с прилагательным)

рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот)

веками нетронутая земля (в значении прилагательного)

рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот)

ложь преступника так бесстыдна, порой так неприкрыта (‘явна, очевидна’ — в значении прилагательного)

дверь не прикрыта (причастие)

ученик неподготовлен (прилагательное)

доклад не подготовлен (причастие)

6. Пишется раздельно частица не с причастием, при котором имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ.

Почему? Правописание, правило.

Как пишется «нерешенный вопрос»: слитно или раздельно?

Как правильно пишется слово: «нерешенный вопрос» или «не решенный вопрос»?

Как правильно писать слово: «нерешенный вопрос» или «не решенный вопрос»?

Нерешенный вопрос продолжал занимать мое воображение даже во сне.

Не решенный мною вопрос, терзал мою совесть.

Два примера предложений и два варианта написания сочетание/слово.

Слово Нерешенный получено от отглагольного прилагательного или причастия Решенный, а в этом случае очень многое будет зависеть от наличия зависимых слов.

Если такие слова есть, мы вправе считать данное слово причастием, то есть глагольной формой.

Пусть в правилах мы читаем, что причастие пишется с Не слитно, если нет зависимых слов. Но раз их нет, то какое оно причастие. Это слово становится просто отглагольным прилагательным.

Правовая ситуация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *