Претензии после ликвидации ООО

К какой ответственности могут привлечь директора после ликвидации ООО

Согласно ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» организация может быть ликвидирована:

  • на основании добровольного решения общего собрания участников.
  • по решению суда в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, например, если при создании были допущены неустранимые нарушения законодательства или дела велись без наличия должной лицензии.

Также юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Как известно, директор не несет ответственности, если ликвидация ООО была добровольной процедурой. Статья 61 Гражданского кодекса РФ прямо содержит норму, указывающую на то, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. А вот субсидиарная ответственность директора может наступить, например, в случаях принудительной ликвидации или банкротства юридического лица (см. Главу III.2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). О том, как руководителей и собственников компаний ФНС привлекает к субсидиарной ответственности по обязательствам «брошенной» или ликвидированной компании, читайте в статье: «Субсидиарная ответственность директора и учредителя при банкротстве. Почему опасно «бросать» компанию?». В данной статье речь пойдет об ответственности директора после ликвидации юридического лица.

  • Гражданско-правовая ответственность. Ответственность в виде возмещения убытков на основании ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ. Например, ликвидатор несет ответственность за убытки в случае проведения процедуры с нарушениями требований законодательства (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.05.2016г. по делу № Ф46-14515/2012, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.06.2016г. № Ф09-5770/16).
  • Уголовная ответственность. Наступает за неуплату налогов и сбор организацией, что образовало налоговую недоимку перед бюджетом страны в особо крупном размере (ст. 199 УК РФ); сокрытие денежных средств организации (ст. 199.2 УК РФ); уклонение от выполнения требований кредиторов и оплаты задолженности в крупном размере (ст. 177 УК РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 195-197 УК РФ).
  • Налоговая ответственность. Несмотря на то, что налогоплательщиком является организация, ответственность за нарушение налогового законодательства несет директор на основании п.1. ст. 27 Налогового кодекса РФ. Поэтому при отсутствии оплаты налогов, налоговые органы начисляют пени за каждый день просрочки, которая рассчитывается по общему правилу в процентах от общей суммы задолженности.
  • Административная ответственность. Данная ответственность наступает за несоблюдение трехдневного срока для извещения налогового органа о принятом решении ликвидировать юридическое лицо (ст. 62 Гражданского кодекса РФ). На основании ч.3 ст. 14.25 КоАП РФ может быть назначен штраф до 5 000 руб.
  • Субсидиарная ответственность. Данный вид ответственности наступает только в рамках процедуры банкротства юридического лица, которая возлагается на тех, кто будет признан судом контролирующими должника лицом. Перечень таких лиц определен в ст. 61.10 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Здесь ответственность также может быть применена и после закрытия юридического лица. Кредиторы имеют право предъявить претензии к контролирующему должника лицу в течение трех лет со дня признания организации банкротом или завершения конкурсного производства. А с момента принятия самого спорного решения и до предъявления претензий может пройти и до 10 лет (см. ст. 61.14 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вам так же может быть полезна статья: «Уголовная и имущественная ответственность генерального директора и учредителя по долгам Общества».

Важно! Моментом окончания процедуры ликвидации и прекращения ООО деятельности является момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Обращаем внимание, что личная ответственность директора, который непосредственно подписывал документы, исключается полностью только по истечении сроков давности, которые служат основанием для освобождения от уголовной ответственности согласно ст.78 Уголовного кодекса РФ. Освобождения от ответственности в случае ликвидации фирмы, как официальной, так и альтернативной, не предусмотрено. То есть пока не истек срок давности, по ч.1 ст. 199 УК РФ – 2 года со дня совершения фиктивной сделки, а по ч.2 ст. 199 УК РФ – 10 лет, директор фирмы может быть в любой момент привлечен к ответственности в случае, если следствием будет установлен факт уклонения от уплаты налогов. Подробнее об ответственности по ст. 199 УК РФ читайте в статье: «Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ».

Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913

Основания для привлечения директора к ответственности после ликвидации ООО

Сразу хочется начать с налоговой ответственности, и напомнить, что с 28 июля 2017 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым взыскание кредиторской задолженности, в том числе налоговой, теперь возможно с руководителей организаций и иных лиц, ответственных за принятие управленческих решений (участников, бенефициаров), в течение трех лет после ликвидации юридического лица, в том числе, если компания оказалась «брошенной» (см. Федеральный закон от 28.12.2016г. № 488-ФЗ). Об этом мы рассказывали в нашей статье: «Неуплата налогов – ответственность директора и учредителя после закрытия компании». При этом что касается налоговой задолженности ООО, иски по ее взысканию инициируются налоговыми органами.

Важно! Без банкротства долги ликвидированной компании перед бюджетом могут быть взысканы с ответственных лиц, если доказана их вина в уклонении от уплаты налогов (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017г. № 39П).

Так же согласно п.1 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ налоговики могут предъявлять претензии к членам коллегиальных органов юридического лица (совету директоров), за исключением тех членов совета, которые голосовали против решения, которое привело к причинению ущерба юридическому лицу, или действовал добросовестно, не принимая участия в таком голосовании (см. п.2 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ). Все это означает, что в течение трех лет с момента ликвидации юридического лица, отвечать за долги этого юридического лица будет директор.

Что касается субсидиарной ответственности директора компании, в статье 61.11 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» приводятся основания привлечения к субсидиарной ответственности директора юридического лица, при причинении им вреда интересам кредиторов своими действиями или бездействием. Эти действия (бездействие) выражаются в следующем:

  • продажа директором имущества по цене существенно ниже его рыночной стоимости;
  • директором не принято действий, по взысканию дебиторской задолженности, из-за чего прошёл срок исковой давности, и взыскание дебиторской задолженности стало не возможным.

Если факт причинения директором организации вреда кредиторам будет доказан, то будет считаться, что полное погашение требований кредиторов невозможно именно из-за действий директора. Однако для привлечения к субсидиарной ответственности также необходимо установить причинно-следственную связь между действиями директора и причинёнными кредиторам убытками, которые повлекли за собой невозможность удовлетворения их требований. Если же на момент введения банкротства организации у нее будут отсутствовать документы бухгалтерского учёта и отчётности, в таком случае так же будет считаться, что в этом вина директора. Однако для привлечения директора к субсидиарной ответственности по этому основанию необходимо установить причинно-следственную связь между отсутствием документов и невозможностью полностью погасить долги компании.

Еще один немаловажный момент – вред, причинённый кредиторам, должен быть существенным. Существенность причиненного действиями директора ликвидированной организации вреда, безусловно, определяет суд. В Письме ФНС России от 16 августа 2017 года № СА-4-18/16148@ «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» говорится, что существенным вредом признается вред, причинённый сделками с активами на сумму сделки, эквивалентную 20–25 % общей балансовой стоимости имущества компании-должника. Размер существенности может быть и меньше, если доказать, что выведено имущество, отсутствие которого осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность компании-должника. Вместе с тем при очевидной несоразмерности вреда, причинённого недействительной сделкой, размеру субсидиарной ответственности такой размер может быть соответствующим образом уменьшен судом (см. абз. 2 п. 11 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», например, по реестру саморегулируемой организации – 100 млн. руб., а по сделке, признанной недействительной (например, отчуждение автомобиля без равноценного встречного предоставления), причинён ущерб в размере 300 тыс. руб., который не мог повлечь банкротство. В данном случае есть основания для взыскания убытков (см. ст. 61.20 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Так же об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности директора и учредителя ООО читайте в нашей статье: «Субсидиарная ответственность директора и учредителя при банкротстве. Почему опасно «бросать» компанию».

При ликвидации обычно возникают нарушения в следующих сферах:

Применяемые санкции зависят от тяжести нарушения, т.е. в большинстве случаев – от суммы. Если при банкротстве убытки кредиторов не превысили 2,25 млн. рублей, то применяются ст. 14.12 и 14.13 КоАП. В этом случае максимальный штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. рублей, а срок дисквалификации – 3 года. Если же «порог» превышен, то по ст. 195 — 197 УК РФ штраф может достигнуть 500 тыс. рублей, а срок лишения свободы – 6 лет. Административные и уголовные санкции являются персональными. Поэтому их применение не зависит от того, существует ли компания на момент привлечения контролирующего должника лицо к ответственности, или уже ликвидирована.

В завершение рассматриваемой темы еще раз отметим, что на практике, ликвидировать юридическое лицо гораздо сложнее, чем открыть его. В процессе закрытия могут, как обостриться старые проблемы, так и возникнуть новые, например, связанные с налоговой проверкой. И помните, что формальное закрытие компании не освобождает собственника и директора от ответственности, особенно, если это один и тот же человек.

В отдельных случаях претензии и уголовная ответственность могут быть предъявлены в течение десяти лет после допущенного нарушения, вне зависимости от даты ликвидации юридического лица.

Претензии при ликвидации организации

Претензии при ликвидации организации предъявляются от кредиторов или налоговых служб на протяжении определенного срока с даты опубликования информации о процессе ликвидации в печатном издании.

Претензии к ООО после ликвидации

Ликвидация организации представлена в двух видах:

  • добровольная,
  • принудительная.

Претензии к ликвидированному юридическому лицу предъявляться не могут, так как компания действует в качестве объекта права лишь при наличии записи о ней в ЕГРЮЛ. По завершении процесса организация исключается из реестра, и не получится выставить претензии к ликвидированной фирме.

Так как ликвидационный процесс подразумевает прекращение функционирования предприятия без передачи обязанностей кому-либо вообще, то выставлять соответствующие требования будет некому. Кто-то думает, что сумеет истребовать долги с бывшего руководителя, но согласно законодательству подобное действие невозможно. Претензии к ликвидированному предприятию останутся неудовлетворенными.

Единственный шанс для налоговой службы и остальных кредиторов – это взыскать задолженность в ходе ликвидационного процесса. Согласно действующему законодательству, минимальный период выставления требований кредиторов составляет 2 месяца. При желании предприятия он иногда увеличивается – его верхний предел не установлен. Необходимо дополнительно письменно уведомить всех кредиторов о процессе ликвидации.

Оформление претензии к ликвидируемой компании

Претензия к ликвидируемому предприятию оформляется письменно с указанием даты и номера заключенного соглашения и его предмета, информации о текущем положении вещей относительно погашения задолженности.

В ней указывается величина долга и имеющихся штрафов, которые накладываются на основании подписанного договора, с подробной расшифровкой всех сумм.

В интересах кредитора уложиться в определенный срок подачи претензий и получить подтверждение от ликвидируемой компании о наличии долга, поскольку претензии после официальной ликвидации ООО больше не принимаются. Выплаты проводятся в порядке законной очередности после окончания периода выставления претензий.

Директор и учредитель компании ответят по долгам организации даже после ее ликвидации

Налоговая ответственность за уже несуществующую ООО всем своим имуществом с 28 июня 2017 года становится реальностью.

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в законы:

  • «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
  • «О несостоятельности (банкротстве)».

Сейчас вы узнаете, что это значит и чем грозит.

Какие изменения вносит № 488-ФЗ?

Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги. Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании. Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.

Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги. Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.

Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.

Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась. Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».

Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?

Раз компания исключена из ЕГРЮЛ, её больше нет, то с кого же взять эти якобы неуплаченные налоги, пени и штрафы? С лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):

  • учредителей;
  • директора;
  • членов совета директоров;
  • управляющего;
  • управляющей компании;

а также с тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК). Но пока непонятно, как этот пункт будет применяться на практике.

Погашать эти долги по налогам люди будут за счёт личного имущества. А мы помним дело, когда имущество взыскали с независимой компании, с бенефициара. Так что у налоговой уже есть необходимая практика взыскания с бенефициаров.

И с работниками, и с контрагентами то же самое. Если они докажут в суде, что компания осталась им должна, её бывшее руководство будет платить из своего кармана.

И конечно, закон будет действовать «назад». ФНС сможет предъявить претензии за 3 года до вступления закона в силу, то есть за период с 29 июня 2014 года.

Главный вывод для бизнеса

На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.

Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.

Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.

Вот такой он, закон №488-ФЗ.

Краткие итоги

Личная ответственность взаимозависимых лиц и бенефициаров компании серьёзно возрастает. Эти лица будут расплачиваться по якобы имеющимся налоговым долгам, пеням и штрафам уже закрытой фирмы своим личным имуществом.

ФНС получает всё больше правовых инструментов для взыскания налогов. Учитывая современное техническое оснащение налоговой службы и тот факт, что суды часто склонны вставать на её сторону, это создаёт гремучую смесь.

Государство изыскивает всё новые методы пополнения бюджета за счёт бизнеса. Свобода действий для бизнеса уменьшается, ответственность возрастает.

Закон №488-ФЗ полностью соответствует отношению государства к предпринимательскому классу; власть рассматривает бизнес (кроме госкорпораций, конечно) как податное сословие и источник пополнения бюджета.

Судебной практики пока что нет, закон на момент написания этой статьи уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, но начинает действовать с 28 июня 2017 года.

Мы будем тщательно следить за развитием событий. Когда появятся эффективные методы борьбы с незаконными доначислениями, вы обязательно об этом узнаете первыми, если подпишетесь на новости в форме ниже по странице. А пока что стоит помнить о 4-х правилах, как победить ФНС в суде.

На этом всё, спасибо за внимание.

Претензии после ликвидации ООО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *