Приостановление исполнительного производства при банкротстве

Исполнительное производство при несостоятельности

Даже далекие от экономики и гражданского права люди знакомы с термином «банкротство» и понимают, что он означает. Однако действующий порядок инициации процедуры, ее этапы и особенности, юридические и коммерческие последствия известны специалистам в области права, суда и финансов.

В зависимости от позиции в процессе, банкротство является надеждой на возвращение части долгов — для кредиторов, или окончательным завершением деятельности — для дебиторов.

Определение исполнительного производства при банкротстве

Исполнительное производство по общему определению — это комплекс действий процессуального характера, направленных на принудительную реализацию действующих решений суда и органов государственной власти. Возбуждается процесс при отказе и уклонении от добровольного выполнения принятых судебных определений. Принудительные действия производятся специализированной организацией, в России — это Федеральная служба судебных приставов, подотчетная Министерству юстиции РФ.

В национальном законодательстве действует 229-ый федеральный закон, принятый в 2007 году, и устанавливающий положения об исполнительном производстве.

Исполнительное производство при банкротстве — это совокупность мер, осуществляемым судебными исполнителями, для принуждения дебитора к выполнению обязательств, возложенных на него судом после объявления о несостоятельности.

Причины

Перечень наиболее распространенных обстоятельств, при которых лицо оказывается банкротом:

внешние причины:

  • экономическая ситуация;
  • политическая нестабильность;
  • возрастание мировой конкуренции;

внутренние причины:

низкий оборот капитала;

  • устаревшие, неэффективные технологии и техника;
  • издержки производства выше, чем у конкурентов, что влечет повышение и себестоимости;
  • нестабильные контрагенты, возникновение дебиторских долгов;
  • большое количество остатков производства и товаров;
  • слабые продажи, неэффективные приемы продвижения и продаж;
  • увеличение масштабов производства и возрастание расходов над доходами;
  • заключение невыгодных кредитных договоров.

Информация Причина возбуждения исполнительного производства — отказ банкрота от погашения дебиторских долгов согласно судебному постановлению.

Основание процедуры — заявление взыскателя, по которому выдан исполнительный документ.

Виды исполнительной документации при банкротстве:

  • судебный приказ;
  • акт суда или иного органа и должностного лица, уполномоченных по решениям о нарушениях КоАП России;
  • исполнительный лист, сформированный на основании судебных актов общей юрисдикции и арбитражных;
  • нотариальная исполнительная надпись, совершенная на документе, подтверждающем задолженность;
  • выданное трудовой комиссией удостоверение;
  • соглашение об уплате алиментов, имеющее заверение нотариуса;
  • акт государственного контролирующего органа о принудительном взыскании долгов, к которому приложены подтверждающие документы — об открытых расчетных и прочих счетах, о требовании исполнить обязательства и неисполнении их дебитором в силу недостаточности средств на счетах;
  • аналогичный акт ПФР или Соцстраха по индивидуальным предпринимателям — если у дебитора отсутствуют расчетные и прочие счета, то перечисленные в предыдущем пункте документы не прикладываются;
  • постановление пристава ФССП России;
  • и другие документы.

Каждый вид документа должен соответствовать установленной форме и содержать стандартные реквизиты по делу.

Как проверить введено ли исполнительное производство при банкротстве?

Для проверки введения исполнительного производства при банкротстве достаточно иметь доступ в интернет и войти на официальный портал ФССП России, где размещается информация о действующих делах исполнительного производства по гражданам, предпринимателям и организациям. В основном меню портала есть окно «Сервисы», внутри которого первой строкой представлен «Банк данных исполнительных производств». Внутри этого сервиса предусмотрены поисковые строки и три кнопки:

  • поиск граждан;
  • поиск предпринимателей;
  • поиск по номеру исполнительного производства.

В первой строке указывается регион России, в котором зарегистрирован потенциальный объект ФССП, далее, в зависимости от выбранной кнопки, заполняются реквизиты:

  • фамилия, имя и отчество, дата рождения;
  • название и адрес;
  • номер.

Затем нужно нажать на кнопку поиска и в отразившемся окне ввести код защиты от роботов. После мгновенной загрузки сервис выдаст информацию — о действии исполнительного производства либо его отсутствии по результатам поиска.

Информация

В первом случае сведения будут представлены в табличном виде — например, по гражданину в одной столбце даются имя и дата рождения, во втором — номер дела и дата, в третьем — данные о деле. В следующей ячейке под разделом «Сервис» дается ссылка для погашения долга по данному делу — электронный перевод через портал КИВИ или печать квитанции и оплата в любом отделении банка. В пятой ячейке размещена информация об объекте долга — государственный платеж, дебиторский долг, пособие и т. п. Далее — адрес отделения Службы, которое занимается данным исполнительным производством. В конечном столбце представлено имя конкретного пристава, ведущего дело.

При поиске предприятия и по номеру дела сведения выражаются таким же образом.

Услуга определения введения исполнительного производства при банкротстве является бесплатной и удобна не только для проверки собственного положения, но и контрагентов при заключении новых экономических соглашений. Для выведения сведений нужны минимальные данные о субъекте, в случае предприятия даже адрес является не обязательным к заполнению.

Возбуждение дела

Процедура возбуждения исполнительного производства при банкротстве и других делах регламентирована 229-ым федеральным законом.

Такое производство начинается работником ФССП после рассмотрения и одобрения поступившего исполнительного документа.

Нюансы:

  1. Прием исполнительного документа. Взыскатель направляет заявление с исполнительным документом почтой либо подает лично в канцелярию отделения ФССП по месту жительства или нахождения дебитора. Рекомендуется составить 2 экземпляра заявления и второй сохранить с пометкой о принятии.
  2. Должностное лицо службы формирует и издает постановление о возбуждении производства. Постановление должно быть издано в течение 3 дней после принятия исполнительного документа.

В 14-ой статье закона указано, что этот акт должен содержать следующие реквизиты:

  • название и адрес отделения ФССП;
  • дата издания;
  • имя и должность должностного лица, издавшего акт;
  • номер и название исполнительного производства;
  • предмет постановления;
  • основания — пункты законодательства и реквизиты полученного исполнительного документа;
  • решение;
  • правила апелляции по акту.

Акт может быть издан как в бумажной форме, так и в компьютерной версии с подтверждающей подлинность электронной подписью исполнителя. Пристав уполномочен вносить в документ правки в случае наличия в нем ошибок и описок по собственному усмотрению либо ходатайству прочих лиц. Коррективы вносятся путем издания другого постановления о внесении изменений.

Должностное лицо ФССП, имеющее более высокую должность, может обжаловать, изменить или упразднить акт об исполнительном производстве при банкротстве. Также предусмотрено оспаривание документа в судебном порядке иными лицами.

Готовое постановление не позднее следующего дня после издания направляется дебитору-банкроту, взыскателю и в арбитражный суд по обычной или электронной почте. Исполнение документа производится в указанный в нем срок.

Информация Прежде чем приступить к воплощению этого документа, пристав обязан определить период для добровольного погашения долгов и уведомить дебитора об этом периоде и начале процесса принудительного взимания средств для расчетов с кредиторами при упущении срока. Такой период не может превышать 5 рабочих дней.

Если должник проигнорировал уведомление, пристав начинает исполнение.

Существуют и случаи, когда работник ФССП отказывает в возбуждении дела:

  • исполнительный документ подан без заявления или в заявлении нет подписи заявителя (помимо режима возбуждения производства без заявительного основания);
  • документы поданы не в соответствующее отделение Службы;
  • срок для подачи документов по судебному решению прошел и не продлен;
  • отсутствие реквизитов по 13-ой статье 229-ого закона;
  • подача документов по делу, по которому уже завершено или прекращено производство;
  • судебное решение еще не вступило в действие;
  • исполнение документа не входит в ведение ФССП.

Акт об отказе направляется заявителю не позднее следующего дня после принятия соответствующего решения. Взыскатель уполномочен обжаловать подобное решение.

Ход процедуры исполнительного производства при банкротстве

После того, как все стороны дела осведомлены постановлении исполнительного производства, судебные приставы начинают реализацию документа.

В зависимости от объекта взыскания — гражданин или предприятие, действуют различные правила процедуры.

Так, для физических лиц и предпринимателей предусмотрены положения 446-ой статьи Гражданского процессуального кодекса, согласно которым запрещено взимание долгов за счет следующих видов собственности:

  • участок земли, который относится к единственному месту жительства должника;
  • жилье, относящееся к единственному месту жительства должника;
  • личные вещи и части убранства и пользования в месте жительства, кроме вещей роскоши;
  • вещи, требуемые должнику для осуществления трудовой деятельности, кроме предметов, стоимость которых превышает сто минимальных размеров оплаты труда;
  • предметы призов и государственных вознаграждений;
  • транспортные средства и техника для лиц с инвалидностью.

В случае банкротящихся предприятий в принудительном взимании участвует всё имущество должника — юридического лица в следующей очередности:

  • наличные деньги и на счетах;
  • ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства, непроизводственные объекты и другие предметы, не участвующие в непосредственном производственном цикле;
  • готовые продукты и материальные ценности;
  • основные средства, материалы и сырье;
  • другое имущество.

Максимальный срок для исполнительного производства при банкротстве — 2 месяца с даты получения исполнительного документа.

Действия ФССП согласно 64-ой статье 229-ого закона:

  • вызов участников по исполнительному производству при банкротстве и иных необходимых лиц;
  • запрос документов и информации, у граждан, организаций, заграничных лиц, получение разъяснений и сведений;
  • ревизия документов и финансового состояния дебитора;
  • направление поручений юридическим и физическим лицам, связанным с исполнением постановления;
  • посещение территории дебитора, не относящейся к месту его жительства;
  • по допуску вышестоящего работника отделения службы — посещение территории дебитора, относящейся к месту его жительства;
  • арест и изъятие имущества дебитора;
  • приглашение специалистов для оценки имущества;
  • осуществление розыска дебитора собственными силами или путем запроса в ОВД;
  • взимание исполнительного платежа (за расходы по исполнению);
  • инициация регистрации права собственности по незарегистрированному имуществу должника;
  • ограничение выезда должника за пределы страны;
  • и другие действия.

К сведению Всё имущество экономического субъекта, объявленного банкротом в судебном порядке, списывается в счет погашения долгов путем выставления на аукцион или торги.

Ответственность

Поскольку исполнительное производство при несостоятельности должника относится к мерам принудительного взыскания, законодатель должен гарантировать соблюдение общих прав сторон, пресечение злоупотребления полномочиями и действия в рамках гражданско-правовых норм. Для дебитора ответственность является еще и стимулированием для ускоренного исполнения обязательств.

В зависимости от масштаба неправомерного деяния ответственность наступает как по административному, так и по уголовному праву.

Основной вид административной санкции — наложение штрафа или/и пени. В отношении исполнителя применяются также меры дисциплинарного воздействия — замечание, выговор, предупреждение и даже увольнение.

Виды таких нарушений:

  • нарушение срока исполнения постановления должностным лицом Службы без уважительных оснований;
  • потеря акта суда;
  • игнорирование решений должностного лица дебитором;
  • намеренное предоставлении недостоверной или ложной информации об имущественном положении дебитора;
  • сокрытие дебитором фактов переезда, смены работы.

В каких случаях наступает уголовная ответственность:

  • за одной из сторон производства обнаружены части состава преступления;
  • дебитор продолжительный период не выполняет предписания о погашении долгов.

Срок исполнительного производства при банкротстве

С момента принятия исполнительного документа при банкротстве вместе с заявлением судебный пристав обязан возбудить и исполнить требования в течение 2 месяцев.

Однако практика демонстрирует частое растяжение периода процедуры в силу высокой загруженности работников ФССП, и к более продолжительного течению дела необходимо быть готовым.

Причины прекращения

Прекращение дела о исполнительном производстве при банкротстве подразумевает отзыв постановления и аннулирование действий исполнителя, заявления кредитора или иного взыскателя.

Основания:

  • судебное решение, связанное с:
  • признание без вести пропавшим либо смерть дебитора или кредитора, при этом невозможно преемство долга другим лицам;
  • отмена заявления кредитором;
  • невозможность исполнения постановления;
  • решение судебного пристава, связанное с:
  • заключение мирового соглашения с дебитором;
  • отзыв кредитором претензий взыскания;
  • утрата юридического действия документа-основания исполнительного производства;
  • вывод предприятия-дебитора из ЕГРЮЛ;
  • иные причины.

Как видно, прекращение по одним и тем же основаниям, например, отказ взыскателя от заявителя, может быть произведено как судом, так и Службой приставов.

Завершение исполнительного производства при банкротстве

Суд выносит решение о завершении процедуры принудительного исполнения обязательств при несостоятельности должника в следующих случаях:

  • исполнение всех пунктов судебного решения;
  • исполнение требований исполнительного документа солидарно несколькими дебиторами;
  • окончание процедуры банкротства и ликвидация предприятия;
  • прохождение срока исковой давности решения суда;
  • утрата силы документов исполнительного производства;
  • возвращение исполнительного документа взыскателю судебным приставом.

Копии постановления о завершении, как и о прекращении, исполнительного производства направляются сторонам дела не позднее следующего дня после принятия.

Некоторые аспекты исполнительного производства в случаях возбуждения дела о банкротстве должника

Практика исполнительного производства, № 6, 2011.

Жулина Марина Георгиевна

начальник отдела судебной защиты и судебно-аналитической

деятельности Правового управления ФССП России

Жуков Алексей Владимирович

советник отдела судебной защиты и судебно-аналитической

деятельности Правового управления ФССП России

В настоящее время существует недостаточная правовая определенность по вопросам, связанным с трактовкой положений действующего законодательства Российской Федерации о банкротстве.

Наибольший интерес с точки зрения правоприменительной практики вызывают вопросы, связанные с отнесением требований исполнительных документов к текущим платежам, порядок их взыскания, а также исполнения требований неимущественного характера в случае возбуждения в отношении должника дела о банкротстве.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) в случае признания должника-организации банкротом, судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительные производства в отношении этого должника и направляет исполнительные документы конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.

К исполнительным документам, по которым исполнительное производство не оканчивается на основании п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, относятся следующие исполнительные документы, указанные в ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве.

В существующей правоприменительной практике наибольшие разногласия вызывает классификация задолженности как текущего платежа.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Особый интерес в данном случае вызывают критерии отнесения к текущим платежам требований исполнительных документов о взыскании государственной пошлины и иных судебных расходов, взыскиваемых судами при рассмотрении дел, с участием должника.

Проблема в квалификации таких задолженностей как текущих платежей связана, в первую очередь, с определением её возникновения, поскольку с момента вынесения судами таких решений, до их вступления в законную силу может пройти достаточное количество времени.

Данное обстоятельство вызвано тем, что процессуальным законодательством Российской Федерации обязательность исполнения судебных актов о взыскании, со стороны по делу наступает именно с момента вступления судебного акта в законную силу1.

Так, П. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 17.02.2011 об отказе в возбуждении исполнительного производства2.

Рассматривая данное дело, суд установил следующее.

Решением арбитражного суда от 21.10.2010 с МУП взыскано в пользу индивидуального предпринимателя (далее — ИП) 839 953,21 руб., в том числе 743 870 руб. неосновательного обогащения, 96 083,21 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 25 тыс. руб. судебных расходов по оплате услуг представителя, а 13.12.2010 выдан исполнительный лист.

Определением суда от 02.02.2011 произведена замена взыскателя ИП на его правопреемника П.

П. 14.02.2011 предъявил исполнительный лист в отдел судебных приставов. Постановлением от 17.02.2011 судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, указав, что исполнительный лист предъявлен после принятия решения судом о признании должника банкротом.

Определением от 01.09.2010 в отношении МУП введено наблюдение. Решением от 20.01.2011 МУП признано банкротом, открыто конкурсное производство сроком до 20.07.2011.

Законом о банкротстве, в частности, установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее — Постановление № 59) предусматривает, что если исполнительный документ поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании Закона о банкротстве применительно к Закону об исполнительном производстве.

По мнению заявителя, требования, указанные в исполнительном документе (неосновательное обогащение, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также судебные расходы), являются текущими.

Удовлетворяя заявленные требования, суд указал следующее. Из п.п. 9 и 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее — Постановление № 63) следует, что: денежное обязательство должника по возврату или возмещению стоимости неосновательного обогащения для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшим с момента фактического приобретения или сбережения имущества должником за счет кредитора; обязанность по возмещению судебных расходов (расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины и т.д.), понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, для целей квалификации в качестве текущего платежа считается возникшей с момента вступления в законную силу судебного акта о взыскании указанных расходов.

С 01.09.2010 в отношении МУП введено наблюдение, с 20.01.2011 должник признан банкротом.

Из решения суда от 21.10.2010 усматривается, что обязательства по неосновательному обогащению возникли в период с 09.01.2008 по 31.12.2008, то есть задолженность возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом (03.08.2010). Требования о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами не могут быть отнесены к текущим платежам и подлежат включению в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Судебные расходы в размере 25 тыс. руб. (по оплате услуг представителя) взысканы решением суда от 21.10.2010, вступившим в законную силу 21.11.2010, то есть после даты принятия заявления о признании должника банкротом (03.08.2010), в связи с чем подлежат отнесению к текущим платежам.

Таким образом, по мнению суда, поскольку одно из требований, указанных в исполнительном листе, относится к текущим, постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства является незаконным, нарушает права взыскателя на исполнение судебного акта в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

К аналогичным выводам пришел и Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.01.2011 по делу № А32-25612/2010-11/525-5СП3.

Как и в случае с квалификацией требований исполнительного документа о взыскании судебных расходов в качестве текущей задолженности, проблемным является вопрос отнесения к ним и исполнительных документов о взыскании налогов и иных обязательных платежей.

Сложность в данном случае заключается в определении периода возникновения таких требований.

По мнению судов Российской Федерации, при определении требований исполнительного документа о взыскании налогов и обязательных платежей, как текущих платежей необходимо обращать внимание на момент, когда возникла обязанность по их уплате. В частности, таким моментом признается истечение конкретного налогового периода, а не подача налоговой декларации и возможное доначисление налогов и обязательных платежей.

Так, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений МИФНС о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2011 по делу № А32-15165/20104 частично удовлетворены требования Предприятия о признании недействительными решений МИФНС о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Своё решение суд мотивировал следующим.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2009 по делу № А32-4063/2009 в отношении предприятия введена процедура банкротства — наблюдение. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2010 по делу № А32-4063/2009 введено внешнее управление на срок 18 месяцев5.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику. Данные положения статьи, касающиеся предъявления исключительно в рамках дела о банкротстве требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, не распространяются на требования по текущим платежам.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.

В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Постановление № 29) требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание соответствующих сумм платежей, по текущим обязательным платежам удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Таким образом, налоговый орган вправе в ходе процедуры наблюдения производить взыскание налогов и пеней в бесспорном, внесудебном порядке, при условии, что взыскиваемые им суммы являются текущими платежами.

В п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее — Постановление № 25) разъяснено, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) необходимо учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.

Для этого необходимо установить момент возникновения обязанности по уплате НДС, ЕСН, налога на имущество, налога на землю, за неуплату которых начислены пени, имея в виду при этом, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

При оценке пеней как текущих либо не текущих платежей суду следует иметь в виду, что критерием отнесения пеней к текущим платежам является не характер основной задолженности, на которую начислены пени, а период просрочки исполнения обязательства, за который начислена соответствующая сумма пеней.

В соответствии с п. 9 Постановления № 25 при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит исходить из следующего.

Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

Основанием принятия налоговой инспекцией решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке послужила несвоевременная уплата предприятием НДС за IV квартал 2009 года, ЕСН за IV квартал 2008 года и I квартал 2009 года, земельного налога за 2008 год и I квартал 2009 года.

Согласно п. 8 Постановления № 25 датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

Аналогичная позиция содержится и в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 по делу № А71-1589/20106.

Необходимо отметить, что исполняя требования исполнительных документов о взыскании текущих платежей судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства должника, в отношении которого ведется процедура банкротства, находящиеся на его счетах в банках и иных кредитных организациях, однако обращение взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства в отношении должника признанного банкротом и в отношении которого введена процедура конкурсного производства противоречит действующему законодательству7.

Так, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2010 по делу № А12-25587/20098 отказано в удовлетворении заявления ЗАО о признании постановления налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества должника неподлежащим исполнению.

Принимая указанное постановление и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд высказал следующую позицию.

В соответствии со ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Согласно абз. 2 указанной статьи взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, они подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему.

При этом п. 7 ч. 1 ст. 47, ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве установлено, что по требованиям о взыскании задолженности по текущим платежам судебный пристав-исполнитель не оканчивает исполнительное производство в связи с открытием конкурсного производства в отношении должника.

Таким образом, суд пришел к выводу, что исполнение исполнительных документов о взыскании текущих платежей в рамках конкурсного производства не прекращается, однако судебный пристав-исполнитель не вправе осуществлять исполнительные действия по обращению взыскания на имущество должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства должника в банке в порядке, установленном ст. 134 Закона о банкротстве.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.03.2010 по делу № А13-8505/20099 о признании недействительным решения ИФНС о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества должника, поскольку оспариваемое решение направлено на взыскание с общества недоимки по налогам посредством обращения взыскания на составляющее конкурсную массу имущество в обход положений законодательства о несостоятельности (банкротстве).

При этом, согласно постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу № А21-13942/200910 об отказе в удовлетворении требований ООО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области о передаче арестованного имущества на торги, обращение взыскания на имущество должника, признанного банкротом, в целях взыскания задолженности по текущим платежам возможно лишь в том случае если такие обязательства по текущим платежам обеспечены залогом, на который и обращается взыскание.

Как видно из рассмотренных примеров, квалификация взыскиваемой задолженности как текущего платежа является основанием для осуществления взыскания в рамках исполнительного производства независимо от того, в какой стадии банкротства находится должник.

В соответствии с п. 3 Постановления № 59 во взаимосвязи с положениями Закона об исполнительном производстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов:

по спорам, касающимся защиты владения или принадлежности имущества, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

о прекращении нарушения прав, не связанных с лишением владения;

об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

о пресечении действий, нарушающих исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации или создающих угрозу его нарушения;

об изъятии и уничтожении контрафактных материальных носителей, в которых они выражены, либо оборудования, прочих устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав на них;

об изъятии или конфискации орудий и предметов административного правонарушения;

и прочих, не относящихся к имущественным взысканиям по смыслу абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве.

В рамках не приостановленного исполнительного производства допускается наложение арестов и совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительных действий, предусмотренных Законом, применение судом общей юрисдикции или арбитражным судом мер, направленных на обеспечение исполнения судебного акта.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указал, что разъяснения, содержащиеся в п. 3 Постановления № 59, применяются для целей установления видов исполнительных документов, по которым приостанавливается исполнение с даты введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, а также прекращается исполнение с даты принятия решения о признании должника банкротом и оканчивается исполнительное производство.

В результате проведенного анализа имеющейся судебной практики можно прийти к выводу об имеющихся противоречиях при квалификации исполнительных документов, как документов, содержащих требования неимущественного характера, по таким основаниям как реституция, а также возврат имущества, полученного на основании договоров лизинга.

Так, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2010 по делу № А60-19972/2010-С511 признаны законными действия судебного пристава-исполнителя Управления ФССП России по Свердловской области по выставлению в адрес организации-должника, в отношении которого введена процедура наблюдения, требований по возврату имущества, полученного на основании договора лизинга. В обоснование принятого постановления судом указано, что подобного рода требования направлены на защиту имущественного права и, в силу п. 3 Постановления № 59, подлежат исполнению службой судебных приставов.

При этом Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в постановлении от 27.08.2010 по делу № А28-1032/201012 высказано полностью противоположное мнение. Так, по мнению суда, требования о возврате имущества, переданного организации-должнику по договору лизинга, являются имущественными и их исполнение в рамках введенной в отношении должника процедуры конкурсного производства производится конкурсным управляющим.

Представляется, что в данном случае такие различия в судебной практике связаны с разными процедурами банкротства, введенными в отношении организаций-должников. В первом случае имело место наблюдение, а во втором — конкурсное производство.

Однако п. 3 Постановления № 59 однозначно указывает на то, что в независимости от конкретной стадии банкротства, критерии, по которым должен определяться характер исполнительного документа и порядок его исполнения, являются едиными.

1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»

2 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 по делу № А33-2864/2011 размещено в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

3 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

4 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

5 Ссылка на данные судебные акты используется в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2011 по делу № А32-15165/2010

6 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

7 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве»

8 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

9 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

10 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

11 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

12 Судебный акт размещен в Справочной правовой системе «Консультант Плюс»

документы

Время создания/изменения документа: 06 апреля 2012 14:47 / 06 апреля 2012 14:56

Версия для печати

Приостановление исполнительного производства при банкротстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *