Привлечение рабочей силы

Привлечение иностранной рабочей силы — разбираемся в законодательстве

Правила оформления иностранных граждан на работу в 2019 к российскому работодателю на сегодняшний день не имеют одной локации в законе. Этот процесс регулирует миграционное законодательство, трудовой (налоговый, административный) кодекс, международный договор о Евразийском сотрудничестве. Таким образом, порядок оформления зависит не только от статуса иностранца, но и от того, из какого государства он прибыл.

Оговоримся сразу — аутсорсинговые компании быстро и безболезненно помогут вам с подбором иностранной рабочей силы. При этом все взаимодействия со всеми властными структурами останутся в их зоне ответственности. Вам не придется вникать в хитросплетения законодательства и подзаконных актов, которые выходят с завидной регулярностью.

Привлечение иностранной рабочей силы — на что опираться

Порядок привлечения иностранной рабочей силы на территорию РФ регулируется следующими моментами:

  • Статус иностранца.
  • Наличие особых договоров между странами.
  • Наличие визового режима.

Обратите внимание! Вне зависимости от статуса страны или работника, при оформлении на работу вы обязаны в трехдневный срок поставить в известность миграционные службы.

Статус иностранца

Есть три ипостаси пребывания иностранца на территории РФ: временное пребывание, временное проживание, вид на жительство.

Для граждан с видом на жительство и разрешением на временное проживание трудоустройство открыто. Правила его оформления не отличаются от таковых для граждан России, за исключением необходимости информировать о факте трудоустройства органы МВД.

Упрощенный порядок трудоустройства распространяется на жителей Казахстана, Армении, Белоруссии и Киргизии. Согласно международному договору о Евразийском экономическом союзе гражданам разрешено трудоустройство у российских работодателей без дополнительных условий.

Иностранцы, которым для въезда в РФ не требуется получение визы, имеют право на работу после оплаты патента. Российская компания может взять такого работника без получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.

Однако здесь обязательны следующие документы:

  • патент с предварительной оплатой и подтверждением факта оплаты;
  • миграционная карта;
  • добровольная мед. страховка;
  • наличие регистрации.

Для квалифицированных иностранных работников необходимо подтверждение их образования.

Правила и порядок оформления иностранных работников из дальнего зарубежья

Порядок привлечения иностранной рабочей силы на территорию РФ из стран с визовым режимом въезда является наиболее сложным. Здесь работодателю необходимо аргументировать потребность в таком сотруднике. Например, для образовательных учреждений это может быть потребность иметь преподавателя носителя языка.

Правила оформления иностранца из дальнего зарубежья предусматривают предварительный запрос на получение квоты.

Обратите внимание! В целях защиты внутреннего рынка труда правительство ввело обязательные квоты на трудоустройство иностранцев.

Процесс получения квоты требует следующих шагов:

  • обращение в центр занятости с целью одобрения квоты;
  • подача обоснования необходимости привлечения на работу иностранца;
  • оформление гарантий его трудоустройства, места жительства, мед. страховки;
  • выписку из единого регистра регистрации ИП или ЮЛ;
  • аргументированное подтверждение того, что заменить иностранца гражданином РФ невозможно.

В центр занятости директор или владелец принимающей компании должен обратиться лично. Возможно обращение через доверенное лицо. В этом случае необходима доверенность на полномочия.

Обращение рассматривают в течение 25 дней. Результат выдают в письменном виде. Запрос следует подавать за год до предполагаемого оформления на работу.

Если получено разрешение, то далее действует следующий порядок оформления:

  • Работодатель оформляет в миграционной службе приглашение на работу.
  • Миграционный отдел посылает такое приглашение.
  • Работодатель получает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
  • Соискатель получает разрешение на работу.
  • Оформляется трудовой договор.
  • Информируется миграционный надзор.

Из приведенных правил привлечения иностранного работника видно, что предварительно следует найти нужного специалиста, договориться с ним, получить его согласие на длительный процесс.

Обратите внимание! Нарушение правил оформления иностранца на работу может грозить штрафом до 1 млн. рублей.

Аутсорсинг персонала позволяет избежать подобных трудностей. Здесь вы найдете людей, которые не только знают все тонкости правил оформления иностранцев, но и возьмут на себя их трудоустройство. Ваша компания не будет иметь официальных сношений ни с работником, ни с надзорными ведомствами.

Наименование услуги:

Государственная услуга по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Круг заявителей

Заявителями являются:

1. Работодатель, заказчик работ (услуг), в том числе судовладелец (физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании), иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, привлекающие иностранных работников, прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, требующем оформления визы, а также членов семьи высококвалифицированных специалистов, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, требующем оформления визы.

Членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. (далее – «член семьи высококвалифицированного специалиста»).

2. В отношении высококвалифицированных специалистов заявителем может выступать работодатель или заказчик работ (услуг), являющийся:

2.1. Российской коммерческой организацией.

2.2. Российской научной организацией, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждением здравоохранения, а также иной организацией, осуществляющей научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у нее в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации.

2.3. Аккредитованным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации филиалом, представительством иностранного юридического лица.

2.4. Физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации, не являющейся российской коммерческой организацией, а также общероссийской спортивной федерацией в случае привлечения высококвалифицированных специалистов на должности, включенные в перечень должностей иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых в качестве высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями, утверждаемый в соответствии со статьей 20.4 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – «физкультурно-спортивные организации»).

3. Зарегистрированная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации дочерняя организация (дочернее общество), филиал или представительство иностранной коммерческой организации, зарегистрированной на территории государства – члена Всемирной торговой организации (далее – «иностранная коммерческая организация»).

4. Иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (далее – «иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации»).

5. Управляющая компания, являющаяся российским юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы в целях обеспечения функционирования международного медицинского кластера и управления им, с которой заключил соглашение участник проекта, являющийся российским юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством иностранного государства – члена Организации экономического сотрудничества и развития иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в соответствии с частью 4 статьи 2 и пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «управляющая компания», «участник проекта международного медицинского кластера» соответственно).

6. Работодатели, признаваемые резидентами свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О свободном порте Владивосток».

7. Работодатели, признаваемые резидентами территории опережающего социально-экономического развития в соответствии со статьей 351.5 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

8. Управляющая компания, являющаяся российским юридическим лицом, на которое возложена реализация проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково», или ее дочернее общество в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – «управляющая компания «Сколково»).

9. Управляющая компания, являющаяся российской организацией, которая создана в организационно-правовой форме акционерного общества в целях осуществления функций по управлению инновационным научно-технологическим центром или ее дочернее общество в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «управляющая научно-технологическим центром компания»).

10. Иностранные граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Памятка для работодателей

Памятка для работодателей: как оформить трудовые отношения с лицами, находящимися на территории РФ на основании вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также имеющих статус беженца, временное убежище

1. Вопрос:

Какими нормативно-правовыми актами работодателю необходимо руководствоваться при приеме иностранного гражданина на работу?

Ответ:

Основные нормативные акты РФ, регулирующие особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в частности гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее —Федеральный закон от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

2. Вопрос:

На что в первую очередь необходимо обратить внимание при приеме на работу иностранного гражданина или лица без гражданства?

Ответ:

1. Для начала необходимо выяснить, на каком основании находится иностранный гражданин на территории Российской Федерации.

Необходимо четко понимать, что в зависимости от режима пребывания (проживания), иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

2. Какой документ в том или ином случае является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Необходимо знать какие разрешительные документы для оформления на работу необходимы данному лицу с тем или иным правовым статусом.

Обычно для привлечения иностранных работников организации надо получить разрешение на использование иностранных работников (п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но из этого правила есть исключения.

Для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент для следующих категорий лиц:

  • тем, кто постоянно проживает в России на основании вида на жительство;
  • тем, кто временно проживает в РФ на основании разрешения на временное проживание;
  • имеющих статус беженца в РФ;
  • лицам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ.

4. Исходя из особенностей правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, необходимо знать имеет ли право данное лицо осуществлять трудовую деятельность в пределах интересующего субъекта РФ.

3. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства с видом на жительство?

Ответ:

Для начала необходимо разобраться, что такое вид на жительство? Согласно абз.8 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (пп.3 п.2 ст.10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

П. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.

4. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства сразрешением на временное проживание?

Ответ:

Согласно абз.7 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В данном случае документом, удостоверяющем личность, будет:

1) документ, выданный иностранным государством лицу без гражданства (например, паспорт лица без гражданства, проездной документ) с отметкой о получении разрешения на временное проживание в РФ;

2) разрешение на временное проживание (в виде отдельного документа).

Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Такой иностранный гражданин может работать на территории других субъектов РФ в случаях, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н. Например, согласно п. 2 Приложения к названному Приказу временно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте, в следующих случаях:

а) работник направлен в служебную командировку.Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

5. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина со статусом беженца?

Ответ:

Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может (не желает) пользоваться защитой этой страны вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может (не желает) вернуться в нее вследствие опасений (п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1).

В данном случае документом, удостоверяющим личность, будет являться удостоверение беженца (п.7 ст.4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на 3 года (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356).

Лицу со статусом беженца для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 11 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Данное лицо может осуществлять трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлен статус беженца (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).

6. Вопрос:

Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ на основании временного убежища?

Ответ:

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. (п.2 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок его предоставления, но не более чем на один год (п.2 Приказа МВД России от 28.09.2017 г. № 741 «Об утверждении Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации…»).

Для данной категории лиц документом, удостоверяющим личность, будет являться свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п.3 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Лицу, получившему временное убежище, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 12 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

Осуществляет трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлено временное убежище (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).

7. Вопрос:

Какие документы необходимы для заключения трудового договора с иностранным гражданином?

Ответ:

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовая книжка, если нет, то работодатель должен оформить ее;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то работодатель должен оформить страховое свидетельство;

4) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (только для лиц с РВП). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг;

5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость (получать в ФКУ «Главный информационно—аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.67).

7) справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые наказанию за указанные правонарушения, до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Документы воинского учета иностранным гражданам не требуются (ч.3 ст.327.3 ТК РФ). Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки (основание — ст.65 ТК РФ).

8. Вопрос:

Есть ли еще какие-нибудь особенности при заключении трудового договора с иностранными гражданами?

Ответ:

Есть еще несколько общих особенностей:

  1. Трудовой договор может заключаться только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).
  2. Трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:

1) для иностранцев, временно пребывающих на территории России:

  • сведения о разрешении на работу или патенте, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 2 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
  • условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медорганизацией на предоставление работнику платных медуслуг (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Названные договоры (полис) должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Это установлено ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ;

2) для иностранцев, временно проживающих на территории России:

  • сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);

3) для иностранцев, постоянно проживающих на территории России:

  • сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

9. Вопрос:

На какой срок работодатель может заключать трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства?

Ответ:

Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это предусмотрено ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

10. Вопрос:

Кого и как необходимо уведомить о привлечении к трудовой деятельности или увольнении иностранного работника?

Ответ:

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель обязан уведомлять территориальный миграционный орган о заключении или расторжении с иностранным гражданином трудового договора. Такое уведомление должно быть осуществлено путем направления соответствующего документа в бумажной или электронной форме в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора в соответствии с приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 (формы уведомлений прилагаются — Приложение 1 и 2).

Согласно позиции Верховного Суда РФ, указанная обязанность возникает у работодателя и в том случае, когда отсутствует трудовой договор с работником в письменной форме (Постановление от 14.07.2010 № 25-АД10-6).

Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11.

Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. Бланк уведомления необходимо заполнить на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств. Использование сокращений, зачеркиваний и исправлений не допускается. Это следует из п. п. 3, 4 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее — Порядок представления уведомлений), приведенного в Приложении № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019№ 363.

Если уведомление представляется на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции, то лицу, которое его подает, необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и полномочия, что следует из содержания п. 7 Порядка представления уведомлений. Подтверждением того, что уведомление получено, является справка о приеме уведомления (Приложение № 2 к Порядку представления уведомлений), выданная работодателю (заказчику работ (услуг)) или его представителю ответственным должностным лицом соответствующего подразделения. Это следует из абз.3 п. 8 Порядка представления уведомлений.

Если уведомление направлено в подразделение по вопросам миграции в электронной форме, то должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого документа, направляет электронное сообщение о приеме уведомления представившему его лицу. На это указано в п. 9 Порядка представления уведомлений.

11. Вопрос:

Какая ставка НДФЛ применяется в том или ином случае?

Ответ:

В данном вопросе опять важно обратить внимание какой правовой статус у иностранного гражданина или лица без гражданства.

Для лиц, которые находятся на территории РФ на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание, НДФЛ рассчитывается по ставке 13%, налоговая база определяется нарастающим итогом с применением вычетов, так как обычно лица из данной категории являются налоговыми резидентами (находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение года).

Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то налоговая ставка составит 30% и вычетов по НДФЛ не будет (ст.224 НК РФ).

Трудовые доходы (включая отпускные) работника, который получил временное убежище или статус беженца в РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13%, независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (абз.7 п. 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 03-04-06/18552).

12. Вопрос:

Какие взносы необходимо оплачивать?

Ответ:

Для всех категорий иностранных граждан работодателю необходимо уплачивать следующие взносы:

13. Вопрос:

Какая административная ответственность предусмотрена для работодателя в том или ином случае?

Ответ:

Нарушения

Лицо, привлекаемое к ответственности

Меры ответственности

Норма

Привлечение иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешение на временное проживание

Гражданин

Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Часть 1 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Должностное лицо

Штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Юридическое лицо

Штраф от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Индивидуальный предприниматель

Неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом

Гражданин

Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Часть 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Должностное лицо

Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.

Юридическое лицо

Штраф от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Индивидуальный предприниматель

Предусмотренные ч. 1 — 3 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, которые совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области

Гражданин

Штраф от 5 тыс. до 7 тыс. руб.

Часть 4 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Должностное лицо

Штраф от 35 тыс. до 70 тыс. руб.

Юридическое лицо

Штраф от 400 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Индивидуальный предприниматель

Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных федеральным законом ограничений на осуществление иностранцами отдельных видов деятельности

Гражданин

Штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб.

Часть 1 ст. 18.17, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

Должностное лицо

Штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.

Юридическое лицо

Штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Индивидуальный предприниматель

Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранце либо подложных документов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния

Гражданин

Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Часть 2 ст. 19.27, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ

Должностное лицо

Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель

Юридическое лицо

Штраф от 350 тыс. до 800 тыс. руб.

14. Вопрос:

Как уволить иностранного гражданина или лицо без гражданства?

Ответ:

Увольнение иностранного работника допускается по любому из общих оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ, и оформляется в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.

Вместе с тем есть ряд особенностей прекращения трудового договора с работником-иностранцем, в том числе специальные основания увольнения таких работников.

Категория иностранцев

Основания увольнения

Нормы

Все иностранцы

Приведение численности работников-иностранцев в соответствие с ограничениями на осуществление трудовой деятельности, установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ

Пункт 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

Временно пребывающие в РФ

1. Приостановление, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранцев

Пункт 1 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

2. Аннулирование разрешения на работу или патента

Пункт 2 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

3. Окончание срока действия разрешения на работу или патента

Пункт 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

4. Окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС либо прекращение действия заключенного работодателем с медорганизацией договора о предоставлении платных медуслуг

Пункт 8 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

5. Невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ

Пункт 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

6. Невозможность временного перевода работника в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ

Пункт 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

Временно проживающие в РФ

1. Аннулирование разрешения на временное проживание в РФ

Пункт 3 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

2. Окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ

Пункт 6 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

Постоянно проживающие в РФ

1. Аннулирование вида на жительство в РФ

Пункт 4 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

2. Окончание срока действия вида на жительство в РФ

Пункт 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ

Сроки прекращения договора при применении определенных оснований увольнения

Трудовой договор прекращается по истечении одного месяца со дня окончания срока действия (пп. 5 — 8 ч. 1, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ):

  • разрешения на работу или патента;
  • разрешения на временное проживание в РФ;
  • вида на жительство в РФ;
  • договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении платных медуслуг на территории РФ.

Работодатель обязан предупредить работника-иностранца в письменной форме не позднее чем за три календарных дня до увольнения по следующим основаниям (ч. 4 ст. 327.6 ТК РФ):

  • невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
  • невозможность временного перевода в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан выплачивать иностранным работникам выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Например, при увольнении в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, или в связи с отказом работника от продолжения работы по причине изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на их привлечение и использование. Согласно этому же Закону выдача разрешений на привлечение и использование иностранных работников и выдача разрешений на работу производится в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Иностранный граждан имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ при достижении им возраста 18 лет и только при наличии у данного иностранного гражданина разрешения на работу.

Разрешение на работу представляет собой пластиковую карту, содержащую основные сведения о трудовом мигранте: имя, дату рождения, паспортные данные, профессию. Разрешение выдается сроком на 1 год, но по мотивированной просьбе работодателя его действие после окончания срока может быть продлен еще на год.

Необходимо отметить, что работодатель вправе привлекать иностранную рабочую силу только на условиях найма по трудовому договору на время выполнения определенной работы.

Так в соответствии со ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, установлена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 5000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 25 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, налагается административный штраф:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 5000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 25 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 5000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 35 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ обращается внимание на то, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Согласно п. 1 ст. 18.17 КоАП РФ несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан- в размере от 2000 до 4000 руб.;
  2. на должностных лиц- от 45 000 до 50 000 руб.;
  3. на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Работодатель обязан информировать МВД России о случаях нарушения иностранцем условий трудового договора, его решении досрочно разорвать договор, а также о самовольном оставлении места работы.

Привлечение рабочей силы

Главная » Экономисту » Привлечение рабочей силы

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором


Вернуться назад на Рабочая сила
Планирование привлечения рабочей силы включает три этапа:
1) определение будущих потребностей предприятия в рабочей силе, вытекающих из планов производства, прогнозов сбыта, общей стратегии предприятия;
2) оценка сильных и слабых сторон имеющихся трудовых ресурсов, анализ их соответствия изменившимся потребностям предприятия;
3) разработка программ удовлетворения будущих потребностей предприятия в рабочей силе.
Они должны включать график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, необходимых для реализации целей организации.
Особенностью планирования потребности в рабочей силы в России является изменение внешней среды предприятий и их целей. Предприятия должны действовать в условиях нестабильности, конкуренции и риска. А это предъявляет особые требования к персоналу. Ценными становятся предпринимательские навыки, позволяющие выжить в таких условиях, умение рисковать, создать новый продукт, услугу, предложить новую идею, проявить инициативу, творческий подход, маркетинговые способности.
Набор и отбор персонала направлены на поиск подходящего человека для выполнения определенной работы. Современный процесс отбора рассматривается как процесс обеспечения соответствия между кандидатом и организацией и между кандидатом и работой. Требования и ценности организации и кандидата должны совпадать. Для этого необходимо иметь точные представления о содержании и характере работы, квалификации и качествах претендента, которые требуются для ее выполнения.
Сбор информации осуществляется по следующим направлениям:
1) трудовые действия для выполнения данной работы и требуемое поведение;
2) взаимодействие с другими людьми;
3) стандарты выполнения;
4) используемые машины и оборудование;
5) рабочие условия;
6) получаемое руководство, полномочия и ответственность;
7) необходимые знания, навыки и способности;
8) минимальные требования, которым должен удовлетворять претендент, так как не во всех случаях удается отобрать идеального кандидата.
На основе этой информации идет поиск человека, который будет удовлетворять данным критериям. Такой поиск включает набор потенциальных кандидатов на имеющиеся вакансии в организации и отбор наиболее подходящих из них.
Традиционно набор персонала осуществляется из внутренних и внешних источников. Необходимо знать их плюсы и минусы. Внутренние источники – продвижение по службе своих работников, организация конкурсов среди заинтересованных кандидатов, из которых отбирается лучший, – дешевы, стимулируют других работников, улучшают морально-психологический климат в коллективе. Но на предприятие не приходят новые люди, с другим опытом, свежим взглядом, новыми знаниями. А это может привести к потере гибкости и мобильности предприятия, его старению.
Кроме того, внутренний найм требует дорогостоящих программ обучения и развития персонала и имеет меньшие возможности выбора. Поэтому отделы кадров должны устанавливать контакты с разными внешними организациями, от которых возможно поступление рабочей силы.
Для российских предприятий необходимы специалисты новой генерации: экономисты, менеджеры, маркетологи, психологи и т. д., способные работать в новой экономической среде. Поэтому предприятия должны в первую очередь использовать такие внешние источники набора, как колледжи, университеты, институты повышения квалификации. Основной формой привлечения нужных специалистов и квалифицированных рабочих должны стать договоры с учебными заведениями.
Другими источникам и средствами набора являются государственные службы занятости и переподготовки кадров, центры трудоустройства молодежи, частные агентства по трудоустройству. Хорошим источником набора могут быть клиенты и поставщики предприятия. Предложенные ими кандидаты могут способствовать созданию сотрудничества, деловых отношений с контрагентами предприятия.

Распространенным источником набора являются случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы. Они должны заноситься в картотеку или банк данных о внешних кандидатах. Это резерв, которым пренебрегать нельзя.
И, наконец, рекламные объявления, которые могут дополнять перечисленные источники набора либо быть основными источниками. Их надо воспринимать как мероприятие «паблик ри-лейшнз». Хорошо оформленное объявление может повысить репутацию фирмы и наоборот.
Преимуществами внешних источников набора можно назвать широкие возможности выбора, новые импульсы для предприятия: люди со стороны приносят новые знания, опыт, идеи, перспективы. К недостаткам можно отнести высокие расходы по найму, блокирование возможностей продвижения по службе «ветеранов», повышенный риск при найме нового работника, ухудшение морального климата среди давно работающих и др.
Методами отбора подходящих кандидатов могут быть анкетирование, собеседование, тестирование, центры оценки, использование рекомендаций и резюме. Эти методы можно сочетать, особенно если кандидат отбирается для занятия высоких должностей.
Самыми распространенными являются анкетирование, собеседование и тестирование. Они позволяют собрать о кандидате подробную информацию, решить, насколько хорошо он впишется в существующий коллектив, и предоставить ему подробную информацию о предстоящей работе.
Содержание вопросов для анкетирования или заполнения личного листка по учету кадров должно содержать следующие сведения:
1) индивидуальная информация (имя, адрес, возраст, семейное положение, жилищные условия);
2) образование;
3) карьера (предыдущие места работы, уровень зарплаты);
4) состояние здоровья;
5) интересы и хобби в свободное время;
6) сведения о том, почему кандидат хочет получить именно эту работу;
7) имена поручителей.
Собеседование требует тщательной подготовки и навыков его проведения. Точность собеседования повышает заранее составленный структурированный перечень вопросов. Его пункты могут повторять вопросы анкеты, но здесь добавляется личное впечатление от общения. Важно составить представление о здоровье, манере поведения, личных качествах, интеллекте, способности к устной речи, интересах, способности к лидерству, чувстве ответственности, общительности, о влиянии работы на личную жизнь и т.д.
Наиболее известна система вопросов для собеседования «План семи пунктов», разработанный национальным институтом производственной психологии (Великобритания):
1. Физические характеристики (здоровье, внешность, манеры).
2. Образование и опыт предыдущей работы (подробно).
3. Интеллект (общий кругозор, способность схватывать суть проблемы, реакция).
4. Способность к физическому труду, устной речи, счету.
5. Интересы, хобби, которые могут характеризовать личность кандидата.
6. Диспозиция – лидерство, чувство ответственности, общительность.
7. Личные обстоятельства (как работа повлияет на личную жизнь).
Помимо деятельности работодателя все большее значение принимает активность работника при поиске и поступлении на работу.
Если обобщить советы, содержащиеся в современной российской литературе, посвященной отбору персонала, то можно их сформулировать следующим образом:
1) искать работу следует всегда (как бы ни была хороша нынешняя работа, ее можно потерять завтра в силу совершенно не зависящих от вас обстоятельств);
2) за получение работы надо бороться;
3) будьте готовы к перемене деятельности так, чтобы справиться с новой работой и получать от нее удовлетворение;
4) если вы для себя определили, какую работу ищете, объясните это всем вокруг. Чем больше «глаз и ушей» помогает вам, тем лучше;
5) ищите работу интенсивно, помните, что любая встреча может самым решительным (и порой абсолютно нежданным-негаданным) образом повлиять на получение работы;
6) личное общение предпочтительнее письменного;
7) в случае отказа проявляйте мягкую настойчивость, напоминая о себе через некоторое время и справляясь, не изменилась ли к лучшему ситуация с приемом на работу.
Тесты – один из наиболее надежных методов отбора подходящих людей для занятия определенной должности. Основная характеристика тестов – самостоятельное выполнение кандидатом определенных заданий с последующей их оценкой. При отборе персонала могут применяться шесть основных видов тестов: физические, квалификационные, оценка личности, поверка умственных способностей (тест на интеллект), тест на достижение и рабочее задание.
Определение заработной платы и дополнительных льгот. Вознаграждение персонала складывается из двух частей – заработной платы (оклада), т. е. денежного вознаграждения за выполненную работу, и дополнительных льгот – неденежных форм вознаграждения работников. Существует большое количество таких льгот, основные из которых: страхование здоровья, жизни, оплачиваемые отпуска, дополнительные пенсии, предоставление жилья, персонального автомобиля, оплата детских учреждений, программы физического оздоровления.
Рыночные условия требуют гибких систем вознаграждения за труд и новых принципов самого подхода к решению проблемы, как и за что труд людей должен оплачиваться. А оплачиваться в первую очередь должны результаты труда: выполненная работа, производительность, эффективность, качество. Должны поощряться новаторство, мастерство, инициатива, совмещение профессий, трудовая активность, групповое сотрудничество для достижения целей предприятия.
Постоянная часть заработной платы должна быть достаточной, чтобы привлечь и удержать квалифицированных работников на предприятии. Переменная часть должна учитывать и стимулировать увеличение трудовой отдачи, результатов труда, эффективности на уровне группы и предприятия в целом.

Государственное регулирование рынка труда
Нормирование труда
Причины увеличения производительности труда
Производительность труда
Стимулирование труда и экономическое трудовое поведение
Трудовые ресурсы


| | Вверх

Привлечение рабочей силы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *