Признание выборов недействительными

Фото: Кирилл Зыков / ИТАР-ТАСС

Конституционный суд России позволил избирателям обжаловать итоги голосования по выборам всех уровней и видов, включая президентские и Госдумы. Раньше оспорить в КС результаты выборов могли только их непосредственные участники – кандидаты и партии. Сейчас суд в Санкт-Петербурге признал, что «нарушения требований избирательного законодательства, допущенные после завершения голосования, в том числе при подсчете голосов, влекут за собой искажение итогов выборов, чем ставят под сомнение легитимность органов власти и принципы народовластия». Следовательно, эти нарушения «затрагивают конституционный интерес каждого избирателя, независимо от его конкретного волеизъявления», говорится в постановлении КС.

С жалобой обратились уполномоченный по правам человека в РФ, воронежское областное отделение партии «Справедливая Россия», ряд граждан из Санкт-Петербурга и Воронежской области – все их жалобы были объединены в один кейс. Все заявители пытались оспорить результаты выборов разного уровня в связи с нарушениями, выявленными в ходе проведения голосования или подсчета голосов, но их заявления были отклонены. Позиция судов сводилась к следующему: реализация активного избирательного права избирателя заканчивается в момент голосования. КС начал рассматривать это дело 14 марта.

Первую попытку отменить результаты федеральных выборов предприняли «Яблоко» и КПРФ еще в 2004 году – они пришли к выводу, что партиям, которые боролись за место в Думе на выборах в 2003 году, не был предоставлен равный доступ к СМИ. Российские судебные инстанции вплоть до Верховного суда отказали им в иске, и оппозиционеры обратились в ЕСПЧ. К иску присоединились физические лица – политики Гарри Каспаров, Владимир Рыжков, Сергей Иваненко, Ирина Хакамада, журналисты Евгений Киселев и Дмитрий Муратов. В июне 2012 года Страсбург отказался удовлетворить их жалобу. Адвокат Вадим Прохоров, координировавший тогда группу заявителей, эксперт по Конституционному суду, без оптимизма воспринимает сегодняшнее решение КС.

– Почему Конституционный суд вдруг встал на сторону граждан?

– Меня это решение не удивило; более того, оно было вполне ожидаемым. Действующий режим, несмотря на общее закручивание гаек, тоже учится на своих ошибках. Можно не давить новые партии, а, наоборот, наплодить их несколько сотен, как было когда-то в 90-е. Точно так же и здесь: в 90-е годы граждане могли оспорить результаты выборов. Потом стали толковать нормы законов таким образом, что граждане не могут оспаривать результаты выборов. Теперь им разрешили, но для режима это не опасно, потому что есть одна маленькая тонкость.

– Какая?

– Есть очень хитрая статья 248 Гражданского процессуального кодекса РФ, которая говорит следующее: «Судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу». Иными словами, достаточно, чтобы некий заявитель Пупкин обратился с совершенно дурацким заявлением по этому же вопросу в суд – например, потребовал отменить выборы, потому что марсиане облучали нас космическими лучами, суд вынес отказ, и тогда другой человек по этому же предмету, то есть по результатам выборов, обратиться уже не сможет. Я очень боюсь, что когда КС принимал решение, имелось в виду наличие этой статьи, потому что на любых выборах сторонники режима всегда могут найти какого-то заявителя из своих рядов, члена ОНФ, который по дурацким основаниям быстрее обратится, проиграет, и никто после обратиться уже не сможет. Я полагаю, что следующим этапом надо будет потребовать от КС признать неконституционной и эту статью тоже. Кстати, в прошлом ГПК была такая же статья, и КС уже признавал ее неконституционной. Тем не менее в новый ГПК ее опять включили.

– Можно ли составить пошаговую инструкцию для граждан, которые хотят отменить результаты выборов?

– Конкретика очень богата, все зависит от оснований, по которым они обратятся. Не может быть единой памятки, куда с чем обращаться, либо она будет в нескольких томах. Проще составить пошаговую инструкцию для провокатора: в первый же день после выборов бежать в суд, по надуманным основаниям требовать оспорить результаты. Суд, даже не ангажированный, разумеется, откажет, и все – решение вынесено.

– То есть, возможно, кто-то уже побежал?

– Я имею в виду такую возможность. Я всегда говорил коллегам, что если мы хотим оспорить итоги выборов, то давайте-ка все вместе соберемся, как следует подготовимся и вместе обратимся. В противном случае нам могут отказать из-за того, что кто-то из нас уже обращался и проиграл.

– На каком основании проще всего оспаривать итоги выборов?

– Есть 78 статья Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», где приведены все эти основания. Там есть такая универсальная форма, как «невозможность выявить действительную волю избирателей». Что это такое – отдельный разговор на несколько часов. Есть варианты, когда у кандидатов разница в несколько голосов, и тогда надо доказать, что именно несколько человек не смогли проголосовать. Отменить результаты выборов в отдельном муниципальном округе можно и на основании голосования на одном участке – надо просто вызвать в суд свидетелей, которые видели вбросы.

– Какие ресурсы нужны, чтобы выиграть такой суд?

– Зависит от уровня выборов. Оспорить выборы в сельсовет может отдельный гражданин с небольшими ресурсами, тем более там разница голосов невелика. Чем выше уровень выборов, тем сложнее их оспорить и тем необходимее гражданам объединяться с помощью общественных организаций и партий. Нужны ресурсы и организационные, и юридические, и финансовые, и временные. По-хорошему федеральные выборы ни один активный гражданин не сможет оспорить самостоятельно.

– Кто будет использовать эту новую опцию?

– Ее будут использовать возросшее количество гражданских активистов, которые появились после Болотной. Хочу предостеречь активистов: когда они скооперируются, соберут доказательства и подадут в суд, им все равно скажут, что выборы были честными, но это уже другая проблема. Не надо обольщаться, что могущественные партии – КПРФ, «Яблоко», СПС – не могли оспорить, а сейчас соберутся независимые граждане и смогут. В любом случае режим себя бережет. Сейчас просто все встало на свои места, и граждане появились среди субъектов заявителей, что особенно важно для местных выборов, где несколько голосов могут иметь значение.

– То есть это будет максимум такой юридический троллинг?

– Я бы не хотел так говорить. Разные граждане будут по-разному к этому относиться. В любом случае могут найтись серьезные организации, осуществляющие наблюдение на выборах, которые подготовят хорошую доказательную базу – такая база по федеральным выборам готовится несколько месяцев. А будут находиться люди, которым набили морду на избирательном участке, и они заявят, что это основание для отмены результатов. Но и у них нельзя отнимать такой возможности.

– Насколько мощной должна быть организация, которая за это возьмется?

– Опыт показывает, что это могут позволить себе только партии, причем желательно объединившись, или какие-то мощные ассоциации наблюдателей с участием юристов, причем специализирующихся в этой сфере. Таких субъектов очень немного. Честно говоря, я считаю, что решение КС правильное, но сильного оптимизма не испытываю: ситуация кардинально не улучшилась.

– Сколько ресурсов потребовалось, чтобы довести до ЕСПЧ результаты иск об отмене выборов 2003 года?

– В 2003 году этим занялись две партии – КПРФ и «Яблоко». К ним присоединились 9 физических лиц. Была мощнейшая подготовка: мы собрали 13 коробок с материалами, 302 видеокассеты. С моей точки зрения, процесс получился образцово-показательным. В сентябре 2004 года мы отдали материалы в Верховный суд, процесс шел в ноябре-декабре, в феврале 2005 года суд сказал, что, может, отдельные проблемы и были, но в целом выборы прошли честно, и мы подали в Европейский суд.

– Почему никто из партий не стал обжаловать результаты выборов 2011 года?

– Собирался большой пул для их оспаривания – снова «Яблоко», КПРФ. Мы рассчитывали на позитивное решение из Страсбурга по 2003 году, но 19 июня 2012 года Страсбург отказал нам. Многие потенциальные заявители были деморализованы этим известием и решили не подавать нового иска. Но ряд граждан подали – например, Михаил Шнейдер и его инициативная группа. Им как раз отказали на том основании, что они граждане.

Инициативная группа Михаила Шнейдера сделала все не так, как советует Вадим Прохоров: они не стали объединяться с крупной организацией, привлекать большие деньги, обращаться к опытным юристам. В декабре 2011 года в Домжуре собралась разношерстная оппозиция, и каждый высказывал мнение, что делать дальше. Михаил Шнейдер из «Солидарности» тогда вышел и сказал, что пора собирать подписи за отмену результатов выборов. Желающих участвовать в этом набралось примерно 20 человек – они скинулись из собственного кармана и на 14 000 рублей напечатали подписных листов, с которыми ходили на все митинги. За полгода удалось собрать 13 000 подписей. «Подписи не имели юридической силы, но это определенное давление», – пояснил журналист Алексей Торгашов, один из соратников Шнейдера (через полгода их осталось всего пятеро). По словам Торгашова, юристы посоветовали им подождать с официальным заявлением в Верховный суд до тех пор, пока с аналогичной жалобой не обратится какая-нибудь из партий.

Подать заявление об отмене результатов выборов можно было до 10 декабря – у несогласных был год после публикации результатов выборов в «Российской газете». Но партии одна за другой отказывались от этой идеи, и последней отказалась КПРФ, причем за несколько дней до истечения срока. «Они знали про нас, про наши подписи, подготовили серьезное заявление с обоснованием, у них было наибольшее число наблюдателей – и вдруг они решают не подавать. Здесь Шнейдер молодец, он единолично написал заявление на 63 страницы, взяв за основу доклад ассоциации «Голос». Мы впятером расписались и подали в Верховный суд», – рассказал Торгашов. Им отказали, сославшись на то, что избиратели не могут оспаривать итоги выборов. Сейчас, после нового постановления КС, они готовы отправить жалобу повторно. «Там будет практически та же самая бумага, только будет дописано “по вновь открывшимся обстоятельствам”», – говорит Шнейдер.

Выборы-2016: как гражданин может обжаловать итоги голосования, что бывает за подкуп избирателя и как защищать свои избирательные права

18 сентября в России пройдет единый день голосования, в рамках которого запланированы выборные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Государственной думы и Парламентов субъектов федерации. Гражданам особенно важно в преддверии выборов знать особенности их проведения и то, каким образом можно отстаивать свои права, если они будут нарушены в выборный период. Для решения таких ситуаций Прокуратура Самарской области поддерживает обратную связь с гражданами.

— Кто может быть наблюдателем на выборах по региональному законодательству?

Прокуратура г.Жигулёвска разъясняет: При работе участковой комиссии в день выборов в целях осуществления гласности вправе присутствовать наблюдатель. В соответствии с ч.4 ст. 30 Закона Самарской области от 08.06.2006 №57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», наблюдатель может быть назначен:

— зарегистрированным кандидатом;

— избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;

— избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов.

Закон предусматривает запрет для лиц, которые не могут присутствовать при работе участковой комиссии в качестве наблюдателей. Так, наблюдателями не могут быть:

— выборные должностные лица;

— депутаты;

— высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

— главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;

— судьи;

— прокуроры;

— члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены направлением в письменной форме, выданном кандидатом или избирательным объединением, направившим наблюдателя. В направлении указываются:

— фамилия, имя, отчество;

— адрес места жительства наблюдателя,

— номер избирательного участка,

— наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.

Также делается запись об отсутствии ограничений (лицо не является выборным должностным лицом, депутатом, высшим должностным лицом субъекта, далее – см. выше). Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

— Кто такой наблюдатель на выборах? Какие у него права и обязанности?

Прокуратура Кировского района г. Самары разъясняет: Разъясняем, что любой гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе стать наблюдателем на выборах.

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, в том числе досрочного голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Статус наблюдателя на выборах определяется ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола обитогах голосования, обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.

Удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд. Вместе с тем наблюдатели не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, проводить агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

— Каков порядок обжалования избирателями итогов голосования?

Прокуратура Кошкинского района разъсняет: Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме (Федеральный закон от 02.04.2014 № 51-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Заявление об отмене решения участковой комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня его принятия, а об отмене решения о результатах выборов, референдума – в течение трёх месяцев со дня официального опубликования их результатов (в настоящее время – в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума). Указанные сроки восстановлению не подлежат (Гражданский кодекс Российской Федерации).

При обращении в суд факт участия избирателя, участника референдума в голосовании на соответствующем избирательном участке, участке референдума требует письменного подтверждения, которое выдаётся по запросу суда в течение пяти дней территориальной комиссией, а при проведении местных выборов и референдума – организующей эти выборы, референдум комиссией.

Указанным законом также четко разграничены основания отмены судом решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и о результатах референдума, что в действующем законодательстве осуществлено не во всех случаях. При этом отдельно указываются основания отмены решений об итогах голосования по заявлению избирателя, участника референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в выборах, референдуме.

— Что бывает за «подкуп» избирателя? Что делать, если стал свидетелем подобного?

Прокуратура Куйбышевского района г. Самары разъясняет: Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Подкуп избирателей и оказание на них воздействия по голосованию за того или иного кандидата запрещен. Подкуп представляет собой действия в форме передачи или обещания передачи избирателям материальных благ, направленные на то, чтобы оказать воздействие на их волеизъявление (передача денег, подарков, иных материальных ценностей, оказание безвозмедных услуг и т.д.) Данные действия влекут административную и уголовную ответственность. Если Вы столкнулись с подобными нарушениями закона, Вы можете обратиться в прокуратуру с жалобой на лицо, совершившее подкуп.

— В каких случаях может быть прекращен митинг?

Прокуратура Железнодорожного района г. Самары разъясняет: В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3) неисполнение организатором публичного мероприятия возложенных на него федеральным законодательством обязанностей.

— Где может быть проведена демонстрация, а где нет?

Прокуратура Железнодорожного района г. Самары разъясняет: Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

— Поясните, в чем выражается «воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав» и что за это может быть?

Нефтегорская межрайонная прокуратура разъясняет: Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например недопуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Статьей 141 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за подкуп, обман, принуждение, применение насилия, и угрозу применения насилия. Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод. Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей. Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

Максимальное наказание по данной статье Уголовного кодекса предусмотрено в виде 5 лет лишения свободы.

— Вопросы обжалования нарушений избирательных прав граждан.

Прокуратура Самарской области разъясняет: Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия или бездействие комиссий и их должностных лиц, которые нарушают избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (статья 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности.

Так, решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, а решения и действия или бездействие избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Решения и действия или же бездействие иных комиссий обжалуются в районные суды. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.

Таким образом, в случае нарушения избирательных прав граждан, суд может отменить решение соответствующей комиссии. Например, такие решения как: регистрация кандидата, отказ в регистрации кандидата, итоги голосования, результаты выборов, референдума или иное решение комиссии.

С жалобами на решения и действия или бездействие, которые нарушают избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия или бездействие участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах или референдуме.

— Из каких источников осуществляется финансирование выборов в Единый день голосования и в какие сроки?

Прокуратура Советского района г. Самары разъясняет: Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

— Как проходит обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих избирательные права граждан?

Прокуратура Сызранского района разъясняет: Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд и избирательную комиссию (В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня. В случае обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан непосредственно в вышестоящую комиссию, данная комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом суд обращает внимание на то, имеет ли место факт нарушения избирательных прав заявителя, а также соблюдены ли сроки подачи жалобы на нарушение избирательных прав.

В соответствии со ст. 260 ГПК РФ, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Рассмотрение жалоб на нарушения избирательных прав граждан осуществляют органы прокуратуры.

— Нужно ли согласовывать одиночное пикетирование?

Прокуратура Самарской области разъясняет: Нет, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется (ч. 1.1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

— Кто не может быть организатором публичного мероприятия?

Прокуратура Самарской области разъясняет: В виду того, что любое публичное мероприятие обращает на себя общественное внимание, следовательно, оно затрагивает интересы значительного числа граждан. Последнее, в свою очередь, обуславливает предъявление к инициаторам проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований.

Например, организатором публичного мероприятия не может быть лицо, неоднократно (два и более раза) привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 — 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

— Какая существует ответственность за нарушение порядка организации публичного мероприятия?

Прокуратура Самарской области разъясняет: В частности, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования организатор будет привлечен к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Уголовная ответственность законодателем предусмотрена за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них.

Уголовная ответственность за описанные в ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации деяния наступает при условии, что они совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения. Максимальное наказание по данной статье Уголовного кодекса предусмотрено в виде до 3 лет лишения свободы.

В четырех регионах частично отменили результаты выборов

В разделе

Центральная избирательная комиссия приняла решение о частичной отмене результатов голосования в четырех субъектах федерации. На восьми избирательных участках были зафиксированы нарушения.

Глава Центризбиркома Элла Памфилова в ходе подведения итогов Единого дня голосования сообщила об отмене результатов выборов в четырех регионах страны на восьми избирательных участках. По словам председателя ЦИК, там были замечены нарушения.

В частности, в Орловской области было зафиксировано расхождение в списках и бюллетенях. На выборах в Тыве в бюллетене не было фамилии одного из кандидатов, а на момент установления ошибки уже успели проголосовать порядка 500 человек. В результате было решено отменить там результаты выборов.

На одном из санкт-петербургских участков бюллетени были выданы избирателям, которые не числились среди зарегистрированных. В Улан-Удэ также было выявлено незаконное получение бюллетеня. Также в одном из регионов стало известно о предпринятой попытке подкупа: неизвестный пытался купить голос избирателя за алкоголь и был задержан правоохранителями.

В Сергиевом Посаде видеокамеры зафиксировали вброс бюллетеней. По этому поводу Памфилова отметила, что подобный поступок является «либо провокацией, либо глупостью».

Глава ЦИК отметила, что в ближайшее время все жалобы по существу будут рассмотрены, чтобы не передавать их в суды, и призвала коллег отменять результаты выборов при выявлении нарушений.

Накануне в МВД России поступило более тысячи сообщений о нарушениях в ходе выборов, проходивших 8 сентября. Большая часть из них пришлась на Иркутскую область, Санкт-Петербург, Бурятию, Хабаровский и Пермский край. По этим сообщениям за прошедшие сутки возбудили 11 уголовных дел.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

К РАЗДЕЛУ №5

5.1. Образец протокола № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу

5.2. Примерный текст комментариев председателя УИК к действиям УИК по подсчету голосов избирателей

5.3. Основные действия заместителя председателя УИК после завершения времени голосования

5.4. Основные действия секретаря УИК после завершения времени голосования

5.5. Действия УИК в случае выявления факта превышения числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещении для голосования в день голосования (не выполняется логическое соотношение 4 больше или равно 8)

Образец таблицы суммирования данных списка избирателей

Образец надписи на последнем листе списка избирателей

Образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы

Образец решения УИК «О признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования в соответствии с ч.14 ст.85 Федерального закона № 20-ФЗ»

Образец акта о превышении числа избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, над числом заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования вне помещения для голосования

Образец таблички для сортировки избирательных бюллетеней

Образец решения УИК «О проведении дополнительного подсчета голосов избирателей»

Образец акта о проверке контрольного соотношения в протоколе УИК об итогах голосования

Образец решения УИК «О признании недействительными избирательных бюллетеней, в которых голоса избирателей поданы за кандидата, выбывшего после либо в период проведения досрочного голосования»

5.7. Проведение итогового заседания УИК

5.7.1. Основные действия председателя УИК в ходе итогового заседания УИК

5.7.2 Основные действия секретаря УИК в ходе итогового заседания УИК

5.7.3. Работа УИК по подготовке и выдаче копий протоколов

Образец оформления лицевой стороны копии протокола № 2 УИК об итогах голосования по федеральному избирательному округу

Сведения о фактах удаления наблюдателей и отстранения от работы членов УИК

5.8. Представление первых экземпляров протоколов УИК об итогах голосования в ТИК

5.8.1. Формирование УИК комплектов документов для представления первых экземпляров протоколов в ТИК

5.8.2. Действия председателя УИК в ТИК в ходе передачи первого экземпляра протокола УИК

5.8.3. Порядок действий УИК при подготовке и передаче в ТИК избирательной документации, за исключением первых экземпляров протоколов об итогах голосования

Образец акта приема-передачи избирательной документации

Образец сводной описи избирательных документов, переданных в вышестоящую ИК

Образец описи документов в деле (папке)

Образец описи избирательных документов по выборам (по одномандатному избирательному округу) в мешке (коробке)

Образец описи избирательных документов по выборам (по федеральному избирательному округу) в мешке (коробке)

5.9. Составление протокола УИК с отметкой «Повторный»

Протокол заседания УИК (об итогах голосования с отметкой «Повторный»)

Список лиц, присутствовавших при составлении УИК протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный»

Реестр регистрации выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный»

5.10. Составление протокола УИК с отметкой «Повторный подсчет голосов»

Список лиц, присутствовавших при проведении УИК повторного подсчета голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов»

Реестр регистрации выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования с отметкой «Повторный подсчет голосов»

_________________________________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №1

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №2

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №3

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №4

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РАЗДЕЛУ №5

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений
 

2. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение, действие (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума по иным (кроме заверения, регистрации, отказа в заверении, регистрации списка кандидатов, кандидата) вопросам в период избирательной кампании, кампании референдума может быть подана в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума в течение 15 дней, а после завершения избирательной кампании — в течение 30 дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании, кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения, а после завершения избирательной кампании — в течение 15 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки восстановлению не подлежат.

Признание выборов недействительными

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *