Проблемы законного представительства

Проблемы представительства в гражданском судопроизводстве: проблемы и пути решения

Библиографическое описание:



Закрепленное в ст. 48 ГПК РФ право ведения гражданских дел в суде через представителей является важной гарантией обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Наряду с правозащитной функцией участие в деле представителя также способствует правильному и своевременному рассмотрению и разрешению гражданских дел, что обусловлено преимущественно профессиональным характером данной деятельности, предполагающим знание представителем норм материального и процессуального права, наличие опыта ведения дел в судах, владение навыками сбора и представления доказательств, качественной подготовки процессуальных документов.

Но, тем не менее, ни правовой статус представителя, ни нормативное регулирование отношений процессуального представительства в полной мере ГПК РФ не закрепил. В частности, не выработана единая позиция по вопросу о месте представителя среди участников гражданского процесса , нет единого мнения по вопросу об объеме его процессуальных полномочий , нет четкого определения цели процессуального представительства, а ведь нормативное определение цели позволило бы более верно установить место и роль представителя среди субъектов гражданского судопроизводства.

Говоря о конституционных основах представительств, следует обратиться к ст. 48 Конституции РФ, закрепившей право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Исходя из положений Конституции РФ, может быть целью представительства является только оказание квалифицированной юридической помощи лицам, участвующим в деле, в осуществление их процессуальных прав и обязанностей в рамках полномочий, оформленных надлежащим образом, или это еще и оказание помощи суду в осуществлении правосудия по гражданским делам?

В результате на практике можно встретить случаи злоупотребления правом со стороны процессуальных представителей, возникают и ситуации, когда они прямо действуют во вред лицу, интересы которого представляют.

Рассмотрим пути решений вышеуказанных проблем.

Не совсем согласимся с тем, что ГПК РФ вообще не определяет цели представительства. Например, в отношении законных представителей ГПК РФ все-таки определяет такую цель, как защиту в суде прав, свобод и законных интересов недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан (ст. 52). Но согласимся с тем, что проблема отсутствия нормативного определения цели представительства все-таки существует.

На мой взгляд, было бы правильным перенять цели представительства, установленные в УПК РФ. В частности, согласно ст. 49 УПК РФ: «защитник — это лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу». В ст. 55 УПК РФ говорится, что представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.

Так почему же не закрепить эти цели в ГПК РФ, а именно: представление интересов, т. е. осуществление защиты прав и интересов представляемого лица и оказывание квалифицированной юридической помощи ему при производстве по гражданскому делу.

Чтобы избежать случаев на практике по поводу злоупотребления правом со стороны процессуальных представителей, в ГПК РФ нужно прописать персональную ответственность представителей за такие действия.

Чтобы говорить сначала о правовом статусе процессуального представителя, нужно сначала ответить на вопрос: «А к какой группе участников гражданского судопроизводства он, собственно говоря, и относится? Данный вопрос занимает споры в науке гражданского процессуального права

ГПК РФ ничего по этому поводу не говорит: представитель не относится ни к лицам, участвующим в деле, ни к лицам, содействующим осуществлению правосудия и соответственно никакого правового статуса данный субъект не имеет.

В основе существующих расхождений относительно процессуального положения судебных представителей лежит, прежде всего, различное решение проблемы наличия у этой категории участников гражданского процесса юридической заинтересованности в исходе дела. Вместе с тем у судебных представителей отсутствуют как материально-правовая, так и процессуальная заинтересованность в исходе дела, являющиеся отличительным признаком лиц, участвующих в деле. Процессуальный интерес данных участников судопроизводства по гражданским делам заключается непосредственно не в получении благоприятного для представляемого (а не для представителя)) решения суда, а в предоставлении им судом возможности беспрепятственного использования имеющихся у них полномочий для обеспечения защиты прав и законных лиц, от имени которых они выступают в суде.

Необходимо отметить и то, что признание в законодательном порядке судебных представителей лицами, участвующими в деле, может способствовать неправомерному приравниванию представителей по их правовому положению в процессе к сторонам и третьим лицам (допуск к участию в процессе без надлежаще оформленных полномочий, принятие судом действий распорядительного характера (отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения и др.) при отсутствии специальной оговорки в доверенности о наличии у представителя соответствующих полномочий).

В связи с изложенным требуется критический подход к высказанным некоторыми авторами отрицательным оценкам невключения судебных представителей в состав, участвующих в деле лиц в новом российском ГПК

В силу односторонней направленности действий судебного представителя на защиту прав, свобод и законных интересов представляемого лица, неверно также включать его и в группу лиц, содействующих осуществлению правосудия, наряду со свидетелями, экспертами, переводчиками, которые выполняют совершенно иные процессуальные функции.

С учетом весьма специфического положения, которое занимают в процессе представители, существенно отличаясь как от лиц, которые реализуют в процессе свои личные, государственные или общественные интересы, так и от лиц, оказывающих в той или иной определенной законом форме помощь суду при рассмотрении гражданских дел, наиболее точным было бы выделение судебных представителей в самостоятельную группу участников процеса. Именно так, применительно к арбитражному процессу, в настоящее время определяет место представителей среди его участников АПК (ст. 54).

Рассмотрим мнения других процессуалистов по поводу правового положения представителей в гражданском процессе.

По мнению Р. А. Сидорова представитель является самостоятельным участником гражданского судопроизводства и в никакую группу не входит, т. к. представитель выступает как лицо, реализующее данные ему полномочия, так и является носителем самостоятельных процессуальных прав и обязанностей. С этим сложно не согласиться. Но тогда нужно разрабатывать отдельный правовой статус этому участнику гражданского судопроизводства.

И. А. Табак предлагает иную классификацию участников гражданского судопроизводства. И за основу автор предлагает взять признак — только юридический интерес. И получается разделение на три группы:

  1. Лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства;
  2. Участники судопроизводства, выступающие в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле (прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 4, 46, 47 ГПК РФ, судебные представители);
  3. Участники судопроизводства, содействующие правосудию (свидетели, эксперты, переводчики, специалисты).

Таким образом, И. А. Табак относит представителей ко второй группе участников

В заключение хочется сказать, что совершенствование правового регулирования института представительства в гражданском процессе не представляется возможным без внесения существенных изменений в гл. 5 ГПК РФ. По нашему мнению, в первую очередь, нужно разработать свой процессуальный статус представителям и закрепить легальные определения цели, задач данного института, чтобы понимать, зачем этот институт существует в гражданском процессе.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, представитель, лицо, гражданское судопроизводство, гражданский процесс, дело, квалифицированная юридическая помощь, осуществление правосудия, процессуальное представительство, гражданский ответчик.

Классификация представительства в гражданском праве

Правильно построенная классификация отражает наиболее существенные свойства и связи между изучаемыми объектами, помогает лучше ориентироваться в множестве этих объектов, дает возможность устанавливать такие свойства этих объектов, которые наиболее важны для применения этого понятия.

Цель классификации представительства и полномочия заключается в их наиболее полном и детальном изучении. При этом основным (хотя и не единственным) используемым критерием являются основания возникновения представительства и полномочия. Основания возникновения представительства и полномочия — это уполномочие, акт государственного органа или органа местного самоуправления и иные юридические факты, указанные в гражданском законодательстве Кузьмишин А.А. Основания возникновения представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. 2000. N 8.С. 103. . Большинство авторов в связи с этим выделяют два вида представительства: добровольное и законное (обязательное) См., например: Андреев В.К. Представительство в гражданском праве. Калинин: Изд-во Калининского государственного университета. 1978.С. 8; Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М.: Юрид. лит., 1963.С. 185; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Научно — практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М.: Изд-во БЕК, 1996.С. 307; Гражданское право. Учебник. Часть I. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998.С. 272. Некоторые авторы указывают на необходимость выделения трех видов представительства: добровольное, законное (обязательное), а также на основании административного акта (по назначению) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) под. Ред. Садикова О.Н., Инфра-М; Издание 3-е, испр., перераб. и доп. 2005.С. 210. Однако, при такой классификации отсутствует единый критерий, лежащий в ее основе. Даже В.А. Рясенцев, будучи сторонником такой классификации, указывал, что представительства по закону (в собственном смысле слова) и по назначению являются двумя разновидностями в составе законного представительства в широком смысле Рясенцев В.А. Представительство в советском гражданском праве. Дисс… докт. юрид. наук.Т. 2. М., 1948.С. 286. .

Все юридические факты как факты реальной действительности, с наличием или отсутствием которых нормы гражданского права связывают определенные юридические последствия, подразделяются в зависимости от их отношения к воле субъекта на юридические действия, совершаемые по воле субъекта, и юридические события, не зависящие от его воли Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М.: Юрид. лит., 1958.С. 82. . Если при этом взять в качестве критерия классификации связь юридического факта с волей людей вообще, то можно выделить представительство, возникающее на основании юридических действий (уполномочия и акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления), и представительство, возникающее на основании юридического события, указанного в гражданском законодательстве (например, рождение ребенка). Если же в качестве такого критерия рассматривать зависимость возникновения представительства и полномочия от воли представляемого, то необходимо выделить в одну группу представительство, возникающее на основании уполномочия (добровольное представительство), а в другую группу — представительство, возникающее на основании акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления и на основании иных юридических фактов, указанных в гражданском законодательстве (законное или обязательное представительство). В частности, В.К. Андреев подразделял представительство на обязательное (основанное на юридическом факте-событии) и добровольное (основанное на юридическом факте-действии) Андреев В.К. Представительство в гражданском праве. — Калининград: Калининград. гос. ун-т, 1978. — С. 9. . Таким образом, в зависимости от воли представляемого представительство можно подразделить на добровольное, возникающее по его воле, и законное (обязательное), возникающее независимо от его воли.

ГК РФ регулирует наряду с гражданско — правовым также и коммерческое представительство, определяя его через раскрытие понятия коммерческого представителя, которым согласно п.1 ст.184 ГК РФ является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. В статье 184 ГК РФ устанавливаются некоторые особенности правового регулирования коммерческого представительства (например, возможность одновременного представительства разных сторон в сделке). Вместе с тем необходимо в очередной раз указать на несовершенство формулировки положений Кодекса. Так, абз.2 п.3 ст.184 ГК РФ предусматривает обязанность коммерческого представителя сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения. При этом, однако, не ясно, что следует понимать под «торговыми сделками», так как ГК РФ не раскрывает этого понятия. В соответствии с п.4 ст.184 ГК РФ особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности могут устанавливаться законом и иными правовыми актами Кузьмишин А.А. Виды представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. 2000. N 8.С. 103. .

В зависимости от того, от чьего имени совершает представитель юридические действия по отношению к третьим лицам, от имени представляемого или от своего собственного, некоторые авторы См., например: Андреев В.К. Указ. соч.С. 62; Комментарий к ГК РСФСР, 2-е изд., доп. и перераб. М.: Юрид. лит., 1970.С. 93; Шерешевский И.В. Представительство. Поручение и доверенность. Практический комментарий к ГК РСФСР. М.: Право и жизнь, 1925.С. 4 — 5. выделяют прямое представительство, осуществляемое от имени и за счет представляемого, и косвенное, осуществляемое хотя и от имени представителя, но за счет представляемого. Однако в данном случае можно говорить о представительстве только в экономическом смысле, но не в том, который заложен в понятие п.2 ст.182 ГК РФ, указывающего, что представителями не являются лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.

Наиболее ранне теоретическое описание и обоснование деления представительства на виды встречается в решении Правительствующего сената по делу опеки над имуществом Николая Серикова. Сенат разделил представительство на добровольное (возникающее исключительно по воле представляемого) и необходимое (законное), определяемое законом в тех случаях, когда представляемый по тем или другим причинам, предусмотренным в законе, не может действовать за себя.

Предложенная классификация, критерием которой являются основания возникновения представительства, была воспринята доктриной гражданского права и до настоящего времени имеет превалирующее значение. Основаниями же гражданского правоотношения являются юридические факты, которые подразделяются в зависимости от их отношения к воле субъекта на юридические действия, совершаемые по воле субъекта, и юридические события, не зависящие от его волиШерешевский И. Представительство, полномочие и поручение в практике правительствующего сената // Право. — 1915. — № 40. — Ст. 2493. .

Представительство можно также классифицировать на виды по основаниям его возникновения. Основание представительства есть юридический факт, в силу которого одно лицо рассматривается как представитель другого. Различают следующие виды представительства:

1) представительство, основанное на административном акте;

2) представительство, основанное на законе;

3) представительство, основанное на договоре;

Представительство, основанное на административном акте — представительство, при котором представитель обязуется действовать от имени представляемого в силу административного распоряжения последнего. В качестве примера здесь можно привести представительство, которое основано на членстве в кооперативной или общественной организации, а также ситуацию, когда орган юридического лица издает приказ о назначении работника на должность, связанную с осуществлением определенных представительских функций: представительство в суде, составление юридических актов, заключение сделок. В данном случае полномочия представителя основываются на административном акте или должностной инструкции работника, или явствуют из обстановки в которой действует представитель (продавец в розничной торговли, кассир и т.п.).

Представительство, основанное на законе — это представительство, когда представительские отношения возникают по прямому указанию закона. Оно возникает без участия воли представляемого лица, когда представляемое лицо является недееспособным. Например, представительство малолетних их родителями, полномочия которых основываются на фактах материнства и отцовства. Аналогичную роль играют установление опеки (попечители, которые назначаются к лицам в возрасте от 15-18 лет, их представителями не являются), усыновление и ряд других юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение представительства. Особенностями данного вида представительства является то, во-первых, что они возникают независимо от волеизъявления представляемого, и, во-вторых, что полномочия непосредственно определены законом. Объем полномочий представителя по закону определяется законом.

Представительство, основанное на договоре — это добровольное представительство. Оно возникает по воле представляемого. Представляемый определяет лицо, которое он хочет видеть в качестве представителя и заключает с ним договор, где определяется, — какие полномочия будут у представителя. Это может быть договор поручения, доверенность.

Представительство по закону основывается на нормах права, которые определяют круг полномочий представителя. Например, ст.28 ч.1 ГК РФ прямо указывает, что родители, усыновители или опекуны являются законными представителями детей, не достигших 14 лет, и вправе совершать от их имени различные сделки и юридические действия.

Представительство, основанное на административном акте, сходно с представительством по закону. Круг полномочий представителя устанавливается административными актами, издаваемыми организациями и предприятиями. Как при представительстве, основанном на законе, так и представительстве в силу административного акта полномочия представителя реализуются лишь после издания соответствующего акта.

Коммерческое представительство является особой разновидностью добровольного представительства. Возникает это представительство тогда, когда требуется расширить сферу деятельности предпринимателя или заменить его в силу временной невозможности самому отправлять юридическую деятельность.

Итак.

Представительство как институт гражданского права последовательно развивалось, постепенно приобретая приближенную к современным реалиям форму. Однако само понятие представительства, несмотря на указание законодателем его конституирующих признаков, оставалось дискуссионным в юридической литературе.

Представительство является единым трёхсторонним правоотношением, складывающимся в процессе совершения одним лицом (представителем) в пределах полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акта уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления сделок и иных правомерных юридических действий в отношении третьих лиц от имени и в интересах другого лица (представляемого), в результате которых непосредственно у представляемого возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности.

Представительство делится на:

добровольное;

обязательное.

Добровольное представительство возникает в силу соглашения между представляемым и представителем. Объем полномочий представителя устанавливается представляемым и может быть облечен в форму специального документа (доверенность) или письма (верительное письмо).

Обязательное представительство возникает:

на основании актов уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления;

на основании закона.

Различают следующие виды представительства:

1) представительство, основанное на административном акте;

2) представительство, основанное на законе;

3) представительство, основанное на договоре;

4) коммерческое представительство.

Институт законного представительства

С точки зрения терминологии наименование «законное представительство» — понятие условное. Оно не означает, что лишь данный вид представительства является законным, а другие не основаны на законе. В качестве общего основания возникновения все виды представительства имеют норму права. В этом смысле все виды представительства законны.

Появление термина «законное представительство» объясняется тем обстоятельством, что представляемый в силу своей недееспособности или частичной дееспособности не может посредством собственного волеизъявления избрать себе представителя и поэтому его определяет закон.

Законным представительством является такое представительство, которое основано на прямом предписании закона.

Особенности такого представительства:

* Оно возникает вне зависимости от волеизъявления представляемого;

* Все полномочия по представительству определяются непосредственно, законом;

* Объем возможных полномочий также определяет закон.

В связи с тем, что термин «законное представительство» может посеять сомнения в законности других видов представительства и что он неточно отражает возникновение обозначаемого им вида представительства, было предложено заменить его термином «обязательное представительство».

Такое предложение, по мнению Ю.Х. Казанова, не может быть принято в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, представительство является обязательным не только для недееспособных или частично дееспособных граждан, но и для некоторых других субъектов, выступающих в качестве сторон и третьих лиц, а также для других участников гражданского процесса.

Во-вторых несмотря на недостатки термина «законное представительство», вряд ли целесообразно отказываться от него и потому, что этот термин употребляется в законе и не вызывает никаких недоразумений при его использовании на практике.

Законное представительство качественно отличается от добровольного договорного. Сущность законного представительства в отличие от договорного состоит в том, что:

1) отношения между представителем и представляемым, их взаимное волеизъявление в отношении третьих лиц, с которыми представитель вступает в правоотношения от имени представляемого, не имеют значения;

2) круг полномочий представителя установлен нормативными правовыми актами и не определяется волеизъявлением представляемого;

3) правовые отношения между представителем и представляемым определены нормативными правовыми актами;

4) действия законного представителя могут быть оспорены лишь по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами;

5) законное представительство не может быть коммерческим;

6) полномочие законного представителя является безотзывным.

Законное представительство связанно и вытекает из института опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.

Опека и попечительство представляет собой институт законодательства, т.е. систему норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека и попечительство — элемент системы частного права, а именно — часть раздела о лицах.

К основным началам (принципам) института опеки и попечительства, которыми должны быть проникнуты все его нормы, относятся: 1) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей; 2) подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства; 3) обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных; 4) государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Основными видами законного представительства несовершеннолетних являются: представительство родителями, усыновителями, опекунами и попечителями.

Под законными представителями в семейном праве понимаются не только родители, но и все другие лица, их заменяющие. К их числу можно отнести усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей.

В этой связи представляется не совсем удачной указанная конструкция ГК РФ об определении законных представителей ребенка. Как минимум в качестве таковых не указаны усыновители и приемные родители.

На практике нотариусы или работники регистрационных органов, скорее всего, откажут приемным родителям в совершении тех или иных действий от имени своих воспитанников. Могут также возникнуть проблемы при реализации детьми своих жилищных прав, при принятии решения о проведении различных медицинских вмешательств и т.д. В этой связи в качестве примера для гражданского законодательства можно использовать конструкцию, предусмотренную п. 1 ст. 52 ГПК РФ: Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это предоставлено Федеральным законом.

Таким образом, появление термина «законное представительство» объясняется тем обстоятельством, что представляемый в силу своей недееспособности или частичной дееспособности не может посредством собственного волеизъявления избрать себе представителя и поэтому его определяет закон.

Законным представительством является такое представительство, которое основано на прямом предписании закона. В качестве законных представителей несовершеннолетнего в договорных отношениях можно выделить родителей, приёмных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей.

Приемные родители представляют в суде интересы приемных детей (ребенка), пользуясь правами и неся обязанности опекунов (попечителей). Основанием возникновения отношений законного представительства в данном случае является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Полномочия приемных родителей на участие в судебном процессе в качестве законных представителей приемных детей (ребенка) подтверждаются удостоверением установленной формы.

36393 (Проблемы института законного представительства)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF REPRESENTATION IN CIVIL LAW

Elizaveta Tyulikova

student of Tula Institute (branch) of VSU (RPA of the Ministry of justice of Russia), specialty – law.

student of MFPU, specialty-psychologist-teacher.

assistant judge, Nikulinsky district court of Moscow,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Несмотря на множество фундаментальных трудов в сфере представительства и, казалось бы, завершенность и обширность его законодательного регулирования, до сих пор отсутствует устойчивый понятийный аппарат, прослеживается некоторая неопределенность и двусмысленность формулировок. Институциональный характер гражданско-правового представительства всегда отмечается современ­ными представителями науки. Кроме того, институт представительства известен многим отраслям права. При этом он сохраняет свои основные черты вне зависимости от принадлежности к той или иной отрасли. Мы неизбежно приходим к необходимости рассмотрения представи­тельства как правовой категории в рамках теории права и установления его дефиниции.

Ключевые слова: представительство, процессуальное представи­тельство, судебное представительство, обязательное представительство, виды представительства, доверенность, представление интересов, корпоративные юристы.

Институт представительства известен многим отраслям права, при этом он сохраняет свои основные черты вне зависимости от принадлежности к отрасли права. Реализация права как такового отображает особую форму поведения субъекта права, а значит, возлагает определенные обязанности и, как следствие, включает в себя представи­тельственные отношения между субъектами.

Представительство – способ реализации представляемым своего права, то есть представляемый, не имеющий возможности самостоя­тельно совершить то или иное юридическое действие, прибегает к опосредованному способу реализации своего права – через представителя. Кроме того, представительство – услуга, оказываемая представителем представляемому; также представительство можно назвать «фикцией в праве», когда фактически действует одно лицо, а подразумевается, что действует другое.

В современном гражданском праве и процессе существует классификация представительства по трем категориям, однако данная классификация не отражает всей сложности правоотношения представительства. На мой взгляд, классификацию представительства необходимо проводить не только по его видам, но и по формам. При этом виды представительства должны выделяться в зависимости от отраслевой принадлежности правоотношения представительства (материальное представительство, процессуальное представительство), а формы – в зависимости от оснований возникновения представи­тельского полномочия (представительство в силу закона, договорное (добровольное) представительство, представительство из обстановки).

Практическая значимость и ценность предложенной классификации состоит в том, что она, во-первых, отграничивает материальное и процессуальное представительство от договорного представительства, представительства в силу закона и иных видов представительства, а во-вторых, позволяет вести разработку принципов, единых для каждой формы представительства. Классификация представительства по видам и формам призвана объяснить универсальность, по общему правилу, форм представительства по отношению ко всем его видам. Необходимо при этом сделать оговорку, что представительство из обстановки не является универсальной формой для всех видов представительства, поскольку не может относиться к процессуальному представительству. Каждая форма представительства отвечает единым признакам и прин­ципам, которые проявляются вне зависимости от того, в каком виде представительства (материальный или процессуальный) она применяется.

Исследуя научную литературу, некоторые авторы предлагают при делении представительства на виды по основаниям возникновения применять терминологию «законное» и «уполномоченное» представи­тельство. Правильность такой терминологии также вызывает сомнения. Если есть представительство уполномоченное, можно полагать, что основанием классификации в данном случае должен рассматриваться факт наличия или отсутствия полномочия у представителя и законное представительство должно полагаться как неуполномоченное. Однако наличие полномочия у представителя является определяющим фактором для отнесения правоотношения к представительским, которые следует отличать от действий неуполномоченного лица.

Следует отметить, что определение представительства не под­верглось кардинальным изменениям с его первоначальной трактовки. Так, больше века назад К.Н. Анненков трактовал представительство как «заступление одного лица другим перед третьими лицами, когда одно лицо совершает юридическое действие именем другого и вместо другого лица – принципала, вследствие чего и последствия юридической сделки, совершенной им вместо и от имени последнего, то есть установленные ею права и обязанности, должны относиться исключи­тельно к принципалу, а не к представителю».

Кроме того, немаловажно обратить внимание на тот факт, что полномочия представителя в гражданском праве определяются дове­рителем. В некоторых случаях полномочие также может явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Закрепление полно­мочий представителя зависит от вида представительства. Полномочия могут быть установлены на основании доверенности, административного акта, трудового договора, закона.

Кроме того, существует особый вид судебного представительства, при котором не требуется согласие представляемого лица и которое появляется в связи с прямым указанием закона или какого-то нормативного акта – так называемое обязательное представительство. Обязательное представительство, в свою очередь, можно разделить на законное представительство и представительство на основании устава. В первом случае, то есть законное представительство, применяется только в контексте к физическим лицам, которые в силу каких-либо обстоятельств не имеют возможности защищать свои интересы в суде. Для возникновения данного представительства могут быть различные основания: например, факт происхождения детей от соответствующих родителей, удостоверенный в установленном порядке, или факт усыновления детей, или административный акт о назначении опеки или попечительства. Существуют особые требования к законным представителям: они должны быть совершеннолетними и дееспо­собными лицами. Что касаемо второго вида судебного представительств. Так, продавец в розничной торговле, купивший по установленной цене товар в том магазине, в котором он работает, никак не нарушает прав и интересов представляемого. Объявление такой сделки ничтожной не соответствующей интересам оборота . Обозначенные проблемы послужили основанием для последующего внесения изменений в нормы ГК РФ, посвященные представительству. После вступления в силу изменений, внесенных в ГК РФ, преодоление конфликта интересов при совершении представителем сделок от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, стало возможным и в отношениях общегражданского представительства, если имеется согласие на то представляемого либо указание на это содержится в законе.

Кроме того, отношение государства к институту представительства меняется с каждым днем, например госпрограмма «Юстиция» . Согласно положениям данной программы возникает вопрос: сколько необходимо судебных представителей для оказания качественных и полноценных представительских услуг по 8 миллионам 310 тысячам гражданских дел и 3 миллионам 319 тысячам дел об администра­тивных правонарушениях? Если считать, что приемлемая и достаточная нагрузка на судебного представителя в год может составлять 10-20 дел, в зависимости от их сложности и продолжительности и, соответ­ственно, их стоимости по среднему показателю. Если исходить из усредненного показателя 16 дел в год, или 8 дел в полугодие, то получим необходимую цифру: требуется 726 тысяч представителей дополни­тельно к 70 тысячам адвокатов. Эту цифру необходимо увеличить условно в 1,5 раза. Противной стороне в гражданском процессе тоже нужен представитель. Итого получаем цифру порядка 1 миллиона 89 тысяч представителей, не включая адвокатов . Столько необходимо судебных представителей для обеспечения приблизительно всех имею­щихся судебных процессов. Это указывает на тот факт, что подавляющее большинство граждан участвует в судебных процессах без оплачиваемых профессиональных представителей, будь то юристы или адвокаты. Либо привлекают к участию в деле знакомых юристов за низкую плату или бесплатно. У большинства граждан в условиях стагнации нет средств на ведение судебных процессов и оплату профессиональных судебных представителей. Для таких граждан роль судебных представителей выполняют либо работающие по трудовым договорам корпоративные юристы, изыскивающие возможность в свободное от основной работы время осуществлять судебное представительство по пониженным ставкам или бесплатно, либо лица без юридического образования, но освоившие судебное производство по отдельным категориям дел. Услуги последних существенно ниже по стоимости, чем услуги юристов частной практики, и тем более адвокатов. Такое положение дел на рынке юридических услуг будет сохраняться еще достаточно длительное время, более десяти лет. И может измениться только с ростом экономики и повышением доходов большей части граждан.

Список литературы:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Закрепленное в ст. 48 ГПК РФ право ведения гражданских дел в суде через представителей является важной гарантией обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Наряду с правозащитной функцией институт судебного представительства способствует правильному и своевременному рассмотрению и разрешению гражданских дел, что достигается благодаря профессиональным навыкам судебного представителя, наличию опыта ведения дел в суде. Однако, несмотря на многовековую историю существования данного института гражданского процессуального нрава, существуют некоторые проблемные моменты в закреплении его теоретической модели, вызывающие на практике ряд затруднений в осуществлении процессуальным представителем своих правозащитных функций.

Так, процессуальное законодательство не решает вопрос об ответственности судебного представителя за допущенные злоупотребления своими полномочиями, халатное отношение к обязательствам перед доверителем, также нет четких критериев оценки квалифицированности оказываемой помощи, нс выработана единая позиция по вопросу о месте представителя среди участников гражданского процесса ‘, возникают споры о возможности участия юридического лица в качестве представителя , не решен вопрос о юридическом значении объяснений представителя , нет единого мнения но вопросу об объеме его процессуальных полномочий .

Участие в процессе судебного представителя, несомненно, имеет ряд положительных моментов:

  • 1) способствует уменьшению процессуальных сроков.
  • 2) За счет профессиональных навыков судебного представителя и его квалифицированных действий снижается риск возникновения ошибок при рассмотрении дела.

Однако не всегда оказываемая помощь судебным представителем может быть достаточно квалифицированной, что приводит к неблагоприятным последствиям доверителя. На практике возникают и ситуации, когда судебные представители, злоупотребляя своим правом, прямо действуют во вред лицу, интересы которого представляют. Нормативная защита слаба от таких злоупотреблений. Поэтому имеется необходимость введения «концепции профессионального процессуального представительства» , о которой говорит М.В. Богомолов. По его мнению, данная концепция необходима для установления к потенциальным представителям образовательного ценза, сдачу особых квалификационных экзаменов, а гак же, чтобы создать кодекс профессиональной этики, который позволит снизить халатное отношение представителей к своим обязанностям и оказание некачественной помощи.

Проблема злоупотребления правами судебными представителями коренится в ст. 48 ГПК, в которой отсутствует четкое определение цели института судебного представительства в целом. Если обратиться к Уголовно-Процессуальному Кодексу Российской Федерации, а именно к статье ст. 49, согласно которой: «защитник — это лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу». Цели представительства определены четко, в отличие от ст. 48 ГПК РФ, где вкратце сказано: «Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей», но каким образом вести данные дела — остается большим вопросом персональной ответственности самого представителя, так как случаи привлечения к гражданско- правовой ответственности за некачественное ведение дел судебных представителей практически уникальны.

Необходимо сказать, что в отношении законных представителей ГПК РФ определяет такую задачу, как защита в суде прав, свобод и законных интересов недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан (сг. 52). В данном случае, с одной стороны, добросовестность со стороны законных представителей предполагается из-за фактических связей с лицами, чьи интересы они представляют, с другой — норма сама устанавливает обязанность но защите данных прав.

В то же время, согласно ч. 2 данной по делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего. Так как, здесь нормативно не определена обязанность действовать в интересах безвестно отсутствующего, то не исключены недобросовестные действия представителя.

Еще одной проблемой в данной теме является, что законодательство не устанавливает какой-либо фиксированной суммы для оплаты услуг представителя. По общему правилу данная сумма исходит из критерия «разумности суммы». В то же время, наряду с данным критерием целесообразней было бы использование совместное использование критериев «разумности» и «соразмерности». Данный критерий позволяет максимально учитывать все интересы заинтересованных лиц.1

Для разрешения вышеперечисленных проблем судебного представительства необходимо внесение изменений в главу 5 ГПК РФ, позволивших четко сформулировать цели и задачи данного правовою института, определить место и роль представителя в 1ражданском судопроизводстве, его процессуальный статус.

Важно помнить, что в рамках фажданского судопроизводства рассматриваются споры, исход которых может кардинально повлиять на дальнейшую судьбу всех лиц, участвующих в деле. Поэтому оказывать помощь в разрешении данных дел должен квалифицированный и добросовестный представитель.

Проблемы законного представительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *