Проект приказа командира воинской части

Методика юридической (правовой) экспертизы проектов служебных документов командира воинской части

В Вооруженных Силах Российской Федерации издаются и применяются следующие служебные документы: приказы, директивы, приказания, указания, постановления, положения, предписания, рапорты, доклады, донесения, договоры (контракты), планы, расписания занятий, отчеты, протоколы, акты, справки, служебные письма, заявки, телеграммы, командировочные удостоверения, отпускные билеты и другие разработанные в установленном порядке документы (текстовые и графические), написанные или нарисованные от руки в рабочих тетрадях или на отдельных листах, напечатанные на пишущей машинке, изготовленные на персональных электронно-вычислительных машинах, изданные типографским, электрографическим или другим способом.

Кроме служебных документов, в Вооруженных Силах Российской Федерации применяются служебные издания, перечень которых приведен в Положении об издательской деятельности по выпуску служебных изданий (документов) в Вооруженных Силах, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 355.

Приказ — основной нормативный правовой акт и распорядительный служебный документ военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской части.

Командир (начальник) воинской части в соответствии со ст. 92 УВС ВС РФ отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено.

Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:

  • а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок;
  • б) исключение из списков личного состава воинской части, с обеспечения. При убытии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, из воинской части в связи с перемещением по службе (зачислением в распоряжение) в приказе командира (начальника) воинской части об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась».

При исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с увольнением с военной службы в запас (отставку) в приказе указываются полные годы, за которые подлежит выплате единовременное денежное пособие, размер его в окладах денежного содержания, каким государственным орденом (орденами) награжден в период прохождения военной службы, а также размер премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоении учебных программ, выполнении специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей;

  • в) изменения в персональных учетных данных личного состава;
  • г) нахождение на лечении и возвращение на службу из лечебного учреждения. При убытии военнослужащего на стационарное лечение указывается об исключении его с продовольственного обеспечения и выдаче ему продовольственного аттестата;
  • д) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий;
  • е) прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы лиц гражданского персонала;
  • ж) убытие в командировки, отпуска, на учебу и прибытие из командировок, отпусков и с учебы;
  • з) применение поощрений и наложение взысканий;
  • и) другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части.

В конце приказа командира (начальника) указывается, до каких воинских частей разослать или до кого довести приказ.

Нумерация приказов ежегодно начинается с первого номера.

Приказы командира (начальника) воинской части по строевой части о составе суточного наряда (ст. 261 УВС ВС РФ) издаются отдельно, имеют свою нумерацию с добавлением индекса «НР». Эти приказы в архив не сдаются, в течение трех лет хранятся в воинской части, после чего уничтожаются.

Назначение на воинскую должность, перемещение с одной воинской должности на другую, увольнение с военной службы производятся приказами по личному составу. Приказы по личному составу являются основными документами, определяющими служебное положение офицеров, прапорщиков и мичманов. Они издаются должностными лицами, которым Положением о порядке прохождения военной службы предоставлено это право. В Вооруженных Силах Российской Федерации перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, а также их полномочия изложены в приказе министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 7 марта 2002 г. № 110.

Подготовка проектов приказов по личному составу осуществляется в соответствии с Правилами составления приказов по личному составу, утвержденными приказом министра обороны СССР 1982 г. № 0200. Указанные Правила устанавливают строгие требования к подготовке проектов приказов по личному составу, основными из которых являются следующие:

  • а) приказы печатаются на стандартных листах;
  • б) приказы подписываются одним должностным лицом (командиром, начальником, лицом, временно исполняющим должность или обязанности командира, начальника);
  • в) в титульной части приказов указывается действительное наименование объединения, соединения, воинской части (для режимных — указывается их условное наименование);
  • г) приказ состоит из параграфов (при наличии нескольких вводных частей). Параграф состоит из пунктов. Пункты приказа располагаются по алфавиту. В них без сокращений указываются следующие данные:
    • — воинское звание;
    • — фамилия, имя, отчество (фамилия пишется крупным шрифтом);
    • — должность, занимаемая ко времени издания приказа;
    • — наименование воинской части и соединения.

Все пункты приказа имеют единую порядковую нумерацию. Для записи сведений о годе рождения, образовании военнослужащего, с какого времени он в Вооруженных Силах, личном номере военнослужащего под соответствующим пунктом издается пояснение к пункту («боковик»).

В «боковиках» пунктов приказов об увольнении военнослужащих указываются:

  • — дата их рождения;
  • — выслуга лет в Вооруженных Силах (в календарном и льготном исчислениях);
  • — в какой военный комиссариат подлежит направлению на воинский учет;
  • — личный номер военнослужащего;
  • — сведения о заключенном контракте (на какой срок заключен);
  • — заключение военно-врачебной комиссии о годности к военной службе;
  • — другая информация, закрепляющая права и социальные гарантии военнослужащих;
  • — установленные инструкцией Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации цифровые коды следующей структуры:
    • 1) код вида Вооруженных Сил;
    • 2) код органа военного управления;
    • 3) буквенно-цифровой код учетной группы части по схеме учета;
    • 4) код основной должности по штату;
    • 5) код штатной категории должности;
    • 6) номер военно-учетной специальности по должности;
    • 7) код уровня военного образования увольняемого офицера;
    • 8) код высшего по уровню оконченного военного учебного заведения;
    • 9) год окончания военно-учебного заведения;
    • 10) признак места военной службы;
    • 11) признак убыли;
    • 12) код основания увольнения;
    • 13) код республики (края, области, города), куда увольняется офицер;
    • 14) признак наличия права на пенсию;
    • 15) признак учета должности63.

Методика проведения юридической (правовой) экспертизы проектов данных приказов сводится к проверке:

  • а) по форме — на соответствие Правилам составления приказов по личному составу;
  • б) по содержанию — на соответствие параграфов и пунктов проектов этих приказов требованиям законов и других нормативных актов.

Особое внимание при проведении юридической (правовой) экспертизы приказов по личному составу должно уделяться приказам по увольнению с военной службы. При проведении юридической (правовой) экспертизы проектов приказов по личному составу об увольнении военнослужащих следует обращать внимание на следующее: а) полномочия должностных лиц по увольнению военнослужащих; б) соответствие оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; в) обеспеченность военнослужащих, имеющих выслугу 10 лет и более, представленных к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, по месту военной службы жилой площадью по нормам, установленным законодательством; г) наличие в «боковиках» пунктов проектов приказов об увольнении военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии по увольнении с большего должностного оклада, ссылки на это право64; д) правильность наименования занимаемой должности военнослужащим, представленным к увольнению с военной службы (для конкретной должности штатом устанавливается конкретный должностной оклад (тарифный разряд), с которого должна исчисляться пенсия.

Директива — распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил), боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства Вооруженными Силами Российской Федерации, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями и издается министром обороны, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также командующими войсками военных округов (флотов) и штабами военных округов (флотов). Директива в соответствии с вышеназванными Правилами не является нормативным правовым актом.

Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящих командиров (начальников), а также в инициативном порядке.

Вступительная часть директивы завершается словом: «ТРЕБУЮ».

Приказание — распорядительный служебный документ, издаваемый начальником штаба от имени командира (начальника) воинской части или военным комендантом от имени начальника гарнизона.

Вступительная часть приказания завершается словами, например: «командир войсковой части 00000 ПРИКАЗАЛ».

Указание — распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов. Указание означает разъяснение как действовать.

Вступительная часть указания, как правило, завершается словом: «ПРЕДЛАГАЮ» или словами «разъясняю следующее».

Постановление — правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и др.). Вступительная часть постановления завершается словом «ПОСТАНОВИЛ».

Положение — правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности органа военного управления. Положение об органе военного управления структурно может состоять из следующих разделов: 1) общие положения; 2) функции и задачи или полномочия; 3) руководство органом военного управления; 4) организация деятельности.

Наставление, руководство, инструкция, правила регламентируют организационные, научно-технические, хозяйственные, финансовые и иные специальные стороны деятельности воинских частей и должностных лиц. Положения, наставления, руководства, инструкции и правила утверждаются, как правило, приказами соответствующих должностных лиц.

План — служебный документ, в котором излагается перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей и исполнителей, а также служебный документ с графическим изображением участка местности, здания, сооружения и пр.

Отчет, доклад — служебные документы, содержащие сведения о выполнении планов, заданий, проведении мероприятий и другие сведения, представляемые вышестоящему командиру (начальнику).

Протокол — служебный документ, в котором зафиксирован ход проведения каких-либо действий, мероприятий (протокол собрания, заседания; протокол осмотра и т. д.).

Акт — служебный документ, подтверждающий установленные факты и события. Акт составляется, как правило, в ходе проверки, инвентаризации, приема-передачи дел и должности и т. д. несколькими лицами и подлежит утверждению должностным лицом в пределах полномочий.

Телеграмма — служебный документ для передачи распоряжений и сообщений срочного характера по техническим средствам связи.

Справка — описание или подтверждение тех или иных фактов и событий.

Энциклопедия

Главная Энциклопедия Словари Подробнее РВСН

Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации

Комплекс мероприятий по реализации и соблюдению требований нормативных правовых актов РФ, общевоинских уставов, нормативных правовых актов МО РФ, приказов и директив Командующего РВСН, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ, осуществляемых командованием РВСН, органами воспитательной работы, подразделениями юридической службы, их должностными лицами, командирами (начальниками) всех степеней в пределах их компетенции, в целях успешного решения задач боевой подготовки и повышения боевой готовности и мобилизационной готовности РВСН, обеспечения законности и правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, предупреждения правонарушений, защиты прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей и организаций РВСН, военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ.

Правовая работа в РВСН проводится на стадиях: формирования правовых норм; возникновения правоотношений; реализации правовых норм. На стадии формирования правовых норм важной формой работы подразделений юридической службы РВСН является правовая экспертиза актов военного управления, проводимая в обязательном порядке. Правовая работа, проводимая в РВСН на стадии возникновения правоотношений, может быть разделена на работу, связанную с правоотношениями внутри ВС РФ, и с правоотношениями, возникающими между органами военного управления, другими ведомствами и гражданами. На стадии реализации правовых норм правовая работа в РВСН заключается в использовании правовых средств для наиболее эффективного соблюдения прав, исполнения обязанностей и несения ответственности всеми субъектами правоотношений (органами военного управления, их должностными лицами, воинскими частями, предприятиями, организациями и учреждениями, отдельными военнослужащими и лицами гражданского персонала ВС РФ).

Органы военного управления, командиры (начальники) в пределах своей компетенции непосредственно отвечают за организацию и проведение правовой работы: при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, проектов международных договоров, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ; при упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ; при ведении справочной работы по нормативным правовым актам РФ и Министерства обороны РФ; при обеспечении законности и укреплении воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ, при осуществлении трудовых отношений; при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности; при организации правового обеспечения защиты интересов Министерства обороны РФ и его структурных подразделений; при прохождении военной службы; при организации службы войск и обеспечении безопасности военной службы; при проведении мероприятий по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил РФ; при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, лиц гражданского персонала и других граждан; при организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей и даче справок правового характера; при проведении мероприятий по правовому обучению и воспитанию личного состава Вооруженных Сил РФ; при обучении соблюдению норм международного гуманитарного права в мирное время, во время ведения боевых действии и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению мира и безопасности (других военных операций, связанных с применением оружия); при обеспечении правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Подразделения юридической службы Вооруженных Сил РФ (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и начальников, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют функции: правовой экспертизы проектов приказов и директив Министра обороны РФ, его заместителей и других должностных лиц, которая заключается в правовой оценке проектов принимаемых актов военного управления на предмет целесообразности их издания, соответствия их нормам Конституции РФ и федеральных законов, приказам и директивам Министра обороны РФ, Командующего РВСН, требованиям юридической техники (ясность и четкость текста, определенность поручений, соблюдение правил документирования, согласование с заинтересованными должностными лицами). Правовая экспертиза актов органов военного управления является одной из важных форм правовой работы в РВСН. Она проводится на стадии формирования правовых норм, имеет обязательный характер при подготовке к изданию акта военного управления, способствует повышению правовой культуры и эффективности управленческой деятельности военных кадров РВСН; правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работ; проверки состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления; организации справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров; консультирования и дачи справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления; участия в организации и работе нештатных юридических консультаций; участия в организации и проведении правового обучения; методического руководства нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил РФ.

Общее методическое руководство правовой работой в Вооруженных Силах РФ осуществляет Начальник Управления делами Министерства обороны — начальник юридической службы Вооруженных Сил РФ, в РВСН – Юридическая служба Ракетных войск стратегического назначения.

Вернуться к результатам поиска

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приказ Министра обороны РФ от 03.12.2015 N 717 (ред. от 08.11.2018) «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 717

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Министра обороны РФ от 29.08.2016 N 531, от 08.11.2018 N 595)

  • I. Общие положения
  • II. Правовая работа при подготовке и представлении на подпись проектов правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников)
  • III. Правовая работа при упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников) воинских частей
  • IV. Справочная работа по приказам (директивам)
  • V. Организация деятельности подразделений (должностных лиц) юридической службы
  • VI. Организация правовой работы при производстве административного расследования
  • VII. Правовая работа при организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала вооруженных сил, членов их семей
  • VIII. Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах
  • Приложение. Инструкция по ведению контрольных экземпляров приказов (директив)

Открыть полный текст документа

Какой порядок назначения ответственного по правовой работе в штабе войсковой части?

Добрый вечер, Андрей.

Правовая работа в войсковой части ВС РФ проводится командирами и подразделениями (должностными лицами) юридической службы ВС РФ, органами по работе с личным составом в пределах их компетенции в соответствии с Наставлением по правовой работе, в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ № 717 от 3 декабря 2015 года (далее по тексту — Наставление).

Согласно п. 28 Наставления:

Результатом проведения правовой экспертизы проекта приказа (директивы) командира (начальника) является его визирование должностным лицом юридической службы воинской части.

Таким образом, командир не вправе поручать какому-либо военнослужащему проводить правовую экспертизу приказов.

Выход: Командир в/ч может определить себе помощника, но без официального возложения обязанностей. Военнослужащий может проверить проект приказа командира, но не проставлять визу или просто поставить опознавательный для командира знак (например личную роспись без указания ФИО, звания, должности, отметок «правовая экспертиза проведена»).

Работа по судебной защите в войсковой части ВС РФ ведется на основании приказа командира воинской части об организации работы по судебной защите в воинской части и в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 10 от 15 января 2015 года (далее — Инструкция).

Согласно п. 6 Инструкции:

В качестве ответственного лица могут назначаться должностные лица, замещающие должность юридического профиля (при наличии такой должности в штате воинской части и ее замещении военнослужащим (лицом гражданского персонала Вооруженных Сил), а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля по указанию командира воинской части назначаются компетентные (обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде) должностные лица.

Выход: Если должность юрисконсульта вакантна (но она в штате есть), то командир войсковой части организует работу по судебной защите в соответствии с Инструкцией (в приказе об организации работы по судебной защите в воинской части все возлагаем на штатное должностное лицо).

При этом командир вправе выдать доверенность на представление интересов войсковой части и командира в/ч как должностного лица военнослужащему с высшим юридическим образованием (оно необходимо в соответствии с КАС) или иному лицу (если дело принято к рассмотрению по ГПК, то высшее юридическое образование представителю командира в/ч не требуется).

Надеюсь, что моя консультация была вам полезна. Если возникнут вопросы — обращайтесь.

Проект приказа командира воинской части

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *