Профучет, что это?

утвердить прилагаемую Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Министр А.В. Коновалов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный № 28535

Инструкция
по профилактике правонарушений среди лиц,
содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(утв. приказом Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72)

1. Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее — учреждения УИС).

2. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий.

3. Правовую основу деятельности по профилактике правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Минюста России.

4. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения).

5. Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

6. Профилактика правонарушений в учреждении УИС осуществляется с привлечением имеющихся сил и средств, в том числе:

— сотрудников учреждения УИС;

— инженерно-технических средств охраны и надзора;

— средств связи и сигнализации.

Для совместного выполнения задач по профилактике правонарушений осуществляется взаимодействие с другими правоохранительными органами.

7. Профилактика правонарушений проводится сотрудниками заинтересованных подразделений учреждения УИС во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.

8. Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

II. Порядок организации профилактики правонарушений в учреждениях УИС

9. При организации работы по профилактике правонарушений Федеральная служба исполнения наказаний в пределах своей компетенции обеспечивает:

анализ и обобщение практики работы по вопросам профилактики правонарушений, разработку мер по повышению эффективности профилактической работы, контроль за ее проведением;

разработку и осуществление совместно с территориальными органами ФСИН России, образовательными учреждениями ФСИН России, другими правоохранительными органами мероприятий по профилактике правонарушений;

изучение, обобщение и внедрение положительного опыта, подготовку обзоров по организации и тактике профилактической работы.

10. При организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений территориальные органы ФСИН России в пределах своей компетенции обеспечивают:

взаимодействие в организации и проведении мероприятий по профилактике правонарушений между подведомственными учреждениями УИС и контроль за состоянием этой работы;

оказание практической помощи подведомственным учреждениям УИС в проведении профилактики правонарушений, непосредственное участие в осуществлении профилактических мероприятий;

разработку мероприятий по профилактике правонарушений с определением конкретных задач для каждого подразделения подведомственного учреждения УИС;

взаимодействие подведомственных учреждений УИС с правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по вопросам профилактики правонарушений;

систематическое обобщение и внедрение в практику положительного опыта профилактической работы.

11. При проведении мероприятий по профилактике правонарушений учреждения УИС обеспечивают:

определение конкретных задач профилактической работы, тактических способов их решения на основе анализа и оценки оперативной обстановки и ответственных за это лиц;

разработку и непосредственное осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, эффективное использование в этой работе имеющихся сил и средств в тесном взаимодействии всех подразделений, а также с другими правоохранительными органами, государственными и общественными организациями по месту дислокации учреждений УИС;

ведение учета работы по профилактике правонарушений.

12. При выявлении причин правонарушений в учреждениях УИС и условий, им способствующих, и выработке мер по их устранению используется информация, содержащаяся в:

отчетности о состоянии преступности и дисциплины;

материалах ведомственных и прокурорских проверок деятельности учреждений УИС;

материалах служебных проверок и предварительного следствия по уголовным делам по фактам допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными преступлений и иных правонарушений;

актах прокурорского реагирования и частных определениях судов;

подлежащей цензуре переписке лиц, содержащихся в учреждениях УИС, сведениях, полученных на личном приеме подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

медицинской документации;

данных по результатам несения службы по охране и надзору;

оперативной информации;

рекомендациях психологов;

информации воспитательных служб, отдела безопасности (режима);

информации производственно-технических служб.

III. Порядок проведения общей профилактики правонарушений

13. При проведении общей профилактики особое внимание обращается на динамику правонарушений, изменения, происходящие в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.

14. В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем:

изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

15. Отделы безопасности (режима) учреждений УИС:

обеспечивают систему изоляции и надзора, выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными распорядка дня и соблюдение правил поведения;

оформляют и постоянно обновляют планшеты информации о лицах, поставленных на профилактический учет, ведут учетные карточки и журнал учета этих лиц;

по информации оперативных отделов учреждений УИС пресекают каналы проникновения к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждения УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию.

16. Оперативные отделы учреждений УИС:

осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждения УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях — до оперативного дежурного и сотрудников других заинтересованных подразделений учреждения УИС;

при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений;

выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;

совместно с другими подразделениями учреждения УИС принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

выявляют и пресекают каналы поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;

совместно с другими подразделениями учреждения УИС проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС;

совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения УИС по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражают в характеризующих данных;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию, ежедневно уточняют и обновляют список лиц, поставленных на профилактический учет, хранящийся в оперативном отделе.

17. Отделы воспитательной работы учреждений УИС:

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к противоправным действиям, проводят комплекс воспитательных мероприятий с этой категорией лиц;

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки осужденных (подозреваемых и обвиняемых) на профилактический учет;

разрабатывают и реализуют совместно с другими службами учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражаются в характеризующих данных;

выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию;

предоставляют характеристики и сведения о поощрениях и наказаниях по запросам руководителей служб учреждения;

представляют по запросам комиссии администрации учреждения УИС выписки из общих собраний осужденных при рассмотрении вопросов поведения лиц, поставленных на профилактический учет;

принимают участие в проведении служебных проверок по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей лицами, поставленными на профилактический учет.

18. Подразделения охраны учреждений УИС:

обеспечивают надлежащий пропускной режим в учреждениях УИС;

принимают меры, исключающие возможность совершения лицами, содержащимися в учреждениях УИС, правонарушений при конвоировании по маршрутам передвижения, а также на охраняемых объектах;

через сотрудников оперативных и режимных подразделений ежедневно уточняют список лиц, склонных к побегу, обновляют соответствующие информационные стенды и планшеты на контрольно-пропускных пунктах и в классах по служебной подготовке, своевременно доводят изменения в оперативной обстановке до сотрудников, входящих в состав караулов, принимают меры по предотвращению побегов.

19. Медицинские подразделения учреждений УИС:

осуществляют внешний осмотр подозреваемых, обвиняемых и осужденных с целью обнаружения телесных повреждений, вновь нанесенных татуировок и иных особых примет, информируют об этом заинтересованные службы учреждения УИС;

оказывают содействие в выявлении лиц, склонных к употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ;

вносят предложения по постановке их на профилактический учет;

проводят с ними комплекс лечебно-профилактических мероприятий и принимают меры, направленные на излечение указанной категории лиц, вносят предложения о постановке их на профилактический учет;

вносят предложения начальнику учреждения УИС о постановке на профилактический учет лиц, имеющих психические расстройства, осуществляют меры медицинского характера по предотвращению с их стороны противоправного поведения и суицидальных попыток;

проводят работу, направленную на исключение доступа лиц, содержащихся в учреждениях УИС, к медикаментам и медицинскому инструменту;

выявляют лиц с признаками психических заболеваний, осуществляют комплексное наблюдение и лечение таких лиц.

20. Психологические службы учреждений УИС:

проводят психологическое обследование лиц, находящихся в карантинном помещении, выявляют лидеров групп осужденных, лиц, склонных к деструктивному поведению, обрабатывают полученные данные и дают рекомендации по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с этими лицами с учетом их личностных особенностей сотрудникам воспитательных служб и другим заинтересованным службам учреждений УИС;

совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по психологическим показаниям определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проводят с ними психокоррекционные мероприятия;

выявляют лиц с признаками психических заболеваний, информируют сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, при необходимости совместно проводят мероприятия по психологической коррекции поведения данных подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

проводят изучение социально-психологической обстановки и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения УИС, организуют работу групп психологической помощи, участвуют совместно с представителями других подразделений в разрешении конфликтов и предотвращении правонарушений;

анализируют психологические причины чрезвычайных происшествий (преступлений, суицидов, группового неповиновения), принимают меры по их устранению и недопущению в будущем;

повышают психологическую компетентность сотрудников учреждения УИС, обучают навыкам бесконфликтного общения, осуществляют психологическое обеспечение деятельности сотрудников учреждений УИС, в том числе при осложнении оперативной обстановки, групповых эксцессах, захвате заложников.

21. Производственно-технические подразделения учреждений УИС:

участвуют в разработке планов мероприятий по профилактике правонарушений на производственных объектах учреждения УИС;

обеспечивают пропускной режим на производственных объектах, пресекают бесконтрольное передвижение лиц, содержащихся в учреждениях УИС, между цехами и участками, осуществляют надзор за лицами, поставленными на профилактический учет, на рабочих местах;

обеспечивают соблюдение производственной дисциплины и принимают меры по поддержанию правопорядка на производственных объектах;

осуществляют контроль за проведением погрузочно-разгрузочных работ, передвижением транспорта по территории производственной зоны;

обеспечивают учет, хранение и использование по назначению транспортных и других технических средств, технологического оборудования, колюще-режущего инструмента, сырья и материалов, локализацию заточного оборудования;

при необходимости совместно с другими подразделениями учреждения УИС участвуют в проведении обысков производственных объектов, изолированных участков на территории производственной зоны и лиц, содержащихся в учреждениях УИС;

совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют на производстве места, удобные для совершения побега с использованием транспортных средств, а также поступления (переброса) на территорию учреждения УИС запрещенных предметов. Готовят предложения по их укреплению силами и средствами учреждения УИС;

пресекают самовольное возведение лицами, содержащимися в учреждении УИС, различных строений, хранилищ и иных укрытий.

22. Другие подразделения учреждений УИС участвуют в работе по профилактике правонарушений среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.

IV. Порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений

23. Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

24. На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные:

— склонные к совершению побега;

— лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

— организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации;

— склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков;

— признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма;

— склонные к совершению суицида и членовредительству;

— организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

— склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка;

— изучающие, пропагандирующие, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию;

— отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности исправительных учреждений, массовые беспорядки;

— склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов;

— склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

25. Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем:

всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний;

проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий;

изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние;

привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе;

использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников;

применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.

26. Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

27. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

28. Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

29. Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

30. Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

31. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

32. На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

33. По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

34. Администрация учреждения УИС, после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета, либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

35. В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным.

36. Сотрудниками режимных служб учреждения УИС на лицо, поставленное на профилактический учет, заводится учетная карточка, которая заносится в журнал регистрации учетных карточек. Учетная карточка помещается в планшет (фотостенд), журнал регистрации учетных карточек находится на постоянном хранении в отделе безопасности (режима) учреждения УИС. Списки лиц, состоящих на профилактическом учете, размножаются и передаются во все заинтересованные службы учреждения УИС для организации профилактической работы с этими лицами по своим направлениям деятельности.

37. Рапорт о постановке на профилактический учет, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы (кроме материалов психологического характера) передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу подозреваемого, обвиняемого и осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных.

38. Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воздействия на лицо, поставленное на профилактический учет, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.

39. При поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

40. Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

41. О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения УИС.

42. Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае:

— освобождения из учреждения УИС;

— решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС;

— решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС — в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем);

— смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

43. При убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.

V. Оценка результатов работы по профилактике правонарушений

44. Начальники территориальных органов ФСИН России, подведомственных учреждений УИС результаты работы по профилактике правонарушений оценивают:

по количественным показателям, характеризующим динамику и структуру правонарушений в учреждении УИС;

по состоянию взаимодействия между подразделениями учреждений УИС при принятии решений о постановке подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактические учеты, эффективности этой работы;

по количеству лиц, поставленных на профилактический учет, отказавшихся от противоправного поведения;

по состоянию индивидуально-профилактической работы сотрудников учреждений УИС, закрепленных за лицами, поставленными на профилактический учет.

УДК 343.8

Лосева Светлана Николаевна – старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Российская Федерация, e-mail: snloseva@yandex.ru

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧЕТА ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. Рассматриваются особенности контроля и оценки результатов профилактического учета осужденных в исправительных учреждениях, приводятся некоторые рекомендации по совершенствованию этой деятельности.

Ключевые слова: исправительные учреждения, профилактика правонарушений, профилактический учет, законность, правопорядок, осужденный.

Key words: correctional institutions, prevention of offenses, preventive accounting, legality, law and order, convicted.

MONITORING AND EVALUATION OF THE RESULTS
OF THE PREVENTIVE ACCOUNT OF THE CONVICTS
IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Профилактика правонарушений осужденных к лишению свободы, склонных к совершению преступлений и правонарушений, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (ИУ), осуществляется путем постановки их на профилактический учет для проведения последующей предупредительной и коррекционной работы с ними посредством осуществления системы адресных мероприятий превентивного характера с целью недопущения совершения с их стороны различных правонарушений во время отбывания наказания.

Выражение «профилактический учет» в своей основе имеет два понятия: «профилактика» и «учет». Профилактика в переводе с греческого prophylaktikos означает предохранительный . Она представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Учет – регистрация с занесением в списки лиц, состоящих где-нибудь .

Таким образом, под профилактическим учетом следует понимать пофамильную картотеку подлежащих воспитательно-профилактическому воздействию осужденных, состоящую из зарегистрированных в специальном журнале персонифицированных карточек, в которых отражены установочные данные подучетных лиц, основания и дата их постановки на учет, данные о сотрудниках, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу, отметки об ознакомлении подучетного лица с содержанием карточки и его снятии с профилактического учета .

Профилактируемые лица представляют собой немногочисленную, но наиболее криминогенно и криминально опасную группу, оказывающую сильное влияние на большинство осужденных.

Следует отметить, что численность осужденных, поставленных на профилактический учет в ИУ, из года в год растет, на фоне снижения общей численности осужденных в местах лишения свободы. Это обусловливается ухудшением социально-криминологических характеристик лиц, приговоренных к изоляции от общества, в силу сокращения практики назначения наказаний, связанных с лишением свободы, и направлением в места изоляции от общества наиболее криминально запущенных лиц.

Данные обстоятельства требуют поиска и использования новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, что является одним из основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди которых совершенствование практики профилактического учета осужденных в ИУ, склонных к совершению преступлений и правонарушений.

Лицами, на которых возложены обязанности по оценке результатов работы с профилактируемыми осужденными, являются начальники территориальных органов ФСИН России и начальники подведомственных учреждений.

Организацию и контроль профилактической работы с данными осужденными осуществляет заместитель начальника исправительного учреждения УИС, курирующий вопросы безопасности и оперативной работы.

Результаты профилактической работы с данными лицами следует рассматривать на заседаниях комиссии администрации ИУ ежемесячно.

Результаты работы по профилактике правонарушений среди профилактируемых осужденных в ИУ оцениваются ими по следующим критериям:

количественные показатели, характеризующие динамику и структуру правонарушений в ИУ;

состояние взаимодействия между подразделениями ИУ при принятии решений о постановке подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактические учеты, эффективности этой работы;

количество лиц, поставленных на профилактический учет, отказавшихся от противоправного поведения;

состоянию индивидуально-профилактической работы сотрудников ИУ, закрепленных за лицами, поставленными на профилактический учет
.

Количественные показатели, характеризующие динамику и структуру правонарушений в ИУ, оцениваются по анализу статистических данных о совершаемых осужденными, поставленными на профилактический учет, преступлений и иных правонарушений в учреждении. В ходе данного анализа делаются выводы о результативности или нерезультативности проводимой работы, на основании которых принимаются решения о корректировке проводимых с подучетными лицами мероприятия.

Состояние взаимодействия – критерий, который теоретически можно выразить и количественными, и качественными показателями. Первые могут быть представлены, например, количеством переданных сообщений, подготовленных рапортов и материалов, внесенных предложений о постановке на профилактический учет. Однако количество само по себе не гарантирует качества указанных документов, что вызывает необходимость их качественной оценки. Качественными показателями состояния взаимодействия подразделений ИУ при принятии решений о постановке спецконтингента на профилактический учет могут быть, с одной стороны, полнота выявления лиц, подлежащих постановке на профилактический учет, а с другой – обоснованность такой постановки, что в свою очередь может оцениваться такими количественными показателями, как соотношение числа выявленных лиц к общему количеству тех, кто нуждался в постановке на учет, и соотношение количества ходатайств о постановке и отказов в постановке на профилактический учет. Если первое из названных соотношений может выводиться с течением времени, при обнаружении просчетов взаимодействующих подразделений в выявлении лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии, то второе – при обобщении практики рассмотрения ходатайств комиссией администрации учреждения УИС и принятии ею решений о постановке (об отказе в постановке) спецконтингента на профилактический учет .

Что касается эффективности работы по постановке подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет, то этот показатель носит сугубо оценочный характер и зависит от объективности руководителей территориальных органов ФСИН России и учреждений УИС, которые такую оценку осуществляют .

Критерий «количество лиц, поставленных на профилактический учет, отказавшихся от противоправного поведения» сформулирован авторами Инструкции, по нашему мнению, несколько некорректно, поскольку осужденный, в отношении которого инициируется вопрос о его постановке на профилактический учет, может при положительном решении данного вопроса сразу на заседании комиссии заявить, что он отказывается от реализации своих противоправных намерений, что будет являться основание снятия его с данного учета.

По нашему мнению данный критерий должен звучать следующим образом «количество лиц, снятых с профилактического учета в течение отчетного периода». Этим периодом обычно является год.

Состояние индивидуально-профилактической работы сотрудников ИУ, закрепленных за лицами, поставленными на профилактический учет является также оценочным показателем, и зависит количественных и качественных показателях данной работы и внутреннего убеждения субъектов оценочной деятельности.

Оценка работы каждого сотрудника с профилактируемыми осужденными должна иметь строго индивидуальный подход. При этом должны учитываться:

количество и содержательное разнообразие проводимых с подучетным лицом профилактических мероприятий, средства и методы, используемые при их реализации;

опыт работы сотрудника в этом направлении, его общие профессиональные навыки и характеристики, стаж службы в УИС, подход к реализации запланированных мероприятий и т.п.

наличие решения комиссии ИУ о замене сотрудников в работе с профилактируемыми лицами .

Так образом постановка осужденных, склонных к совершению преступлений и правонарушений, на профилактический учет в ИУ остается наиболее действенной мерой по обеспечению законности и правопорядка.

Однако она не должна расцениваться как «панацея» от стремления осужденных нарушать установленные условия и порядок отбывания наказания, а также совершать преступные деяния во время отбывания наказания. Постановка осужденных на данный учет в ИУ должна стать крайне мерой.

Анализ положений Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы показал, что она нуждается в ряде изменений и дополнений, способствующих повышению эффективности данного вида деятельности, основными из которых являются: расширение перечня видов постановки осужденных на профилактический учет и делание его открытым; требует корректировки процедура подготовки материалов для постановки (снятии или продления) осужденного на данный учет; постановка осужденного на профилактический учет должна быть связана с изменением условий отбывания наказания; установление единого минимально необходимого срока нахождения всех осужденных на рассматриваемом учете и т.д. .

Залогом эффективности осуществления профилактической работы с осужденными, склонными к совершению преступлений и правонарушений, является хорошо налаженные механизмы ее оценки, обеспечения внутреннего и внешнего взаимодействия сотрудников ИУ в реализации данной деятельности, а также разработанная система стимулирования труда сотрудников ИУ, закрепленными за профилактируемыми осужденными.

Полагаем, что приведенные в настоящей статье рекомендации по осуществлению профилактической работы с указанными осужденными, а также предложения по совершенствованию ее нормативно-правового обеспечения окажет содействие в повышении эффективности данной деятельности.

Список литературы

1. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Утв. приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72.

2. Комментарий к Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. М., 2014.

6. Предупреждение пенитенциарных правонарушений: метод. пособ. М., 2014.

Профучет в колониях: о проблеме заговорили

В 2013 году Министерство юстиции РФ утвердило новую инструкцию по вопросу, говоря языком тюремной системы, постановки на профучет.
К настоящему моменту заключенным, адвокатам осужденных, правозащитникам, связанным с проблемами общественного контроля за пенитенциарной системой, становится ясно, что указания документа привели к росту необоснованного превентивного наказания тех, кто уже приговорен судом.
15 апреля 2016 года «Комитетом за гражданские права» проведен круглый стол на предмет общественной оценки вышеуказанного документа и правоприменительной практики. Были выработаны следующие рекомендации Минюсту по пересмотру положений документа, в частности:
— установить, что сам по себе состав ранее совершенного преступления, за которое лицо осуждено, не может являться основанием для постановки на проф. учет;
— специально оговорить, что профучет не может являться основанием для отказа в поддержке ходатайств заключенного об условно-досрочном освобождении или замене наказания более мягким, освобождения от наказания по болезни;
— в п. 24 Инструкции предусмотреть, что одним из оснований постановки на профучет является склонность лица к выстраиванию иерархических отношений в отношении других осужденных с применением насилия;
— дополнить п. 10 Инструкции положением о том, что территориальные органы УИС по обращению сотрудника УИС, заключенного или члена ОНК проводят проверку обоснованности постановки на профучет или отказа в снятии с профучета;

— усилить роль психологической службы при работе с лицами, поставленными на профучет;
— изменить п. 26 Положения, предусмотрев, что инициатором постановки на профилактический учет может стать не любой сотрудник УИС, а сотрудники из числа руководящего состава;
— оговорить участие надзирающего прокурора, представителей аппаратов Уполномоченных по правам человека, членов ОНК в работе административных комиссий при решении вопросов, связанных с проф. учетом;
— предусмотреть возможность обжалования осужденным или его защитником постановки на профучет в вышестоящий орган УИС в порядке подчиненности, прокурору или в суд, так как действующий приказ возможности такого обжалования не предусматривает;
— обратить внимание на опасность такого критерия оценки работы по профучету, как «количество лиц, поставленных на профилактический учет, отказавшихся от противоправного поведения», так как данный критерий провоцирует сотрудников к постановке на проф. учет правопослушных заключенных;
— в п. 42 Инструкции предусмотреть возможность отмены решения о постановке на профучет, продлении нахождения на профучете, отказа в снятии с профучета территориальным органом УИС, судом или надзирающим прокурором;
— предусмотреть проведение служебных проверок в отношении сотрудников, которые систематически составляют необоснованные рапорта о постановке на проф. учет с решением вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности или при наличии признаков преступления направления материалов в следственные органы для проведения проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.
Обобщает практику расправ с осужденными «за политику» благодаря новым правилам постановки на профучет «лиц, исповедующих экстремистскую идеологию» публикация юриста Алексея Барановского https://pravorub.ru/articles/69708.html .
В статье отражены новеллы документа, нарушающие конституционные права заключенных, подвергнутых профучету.
«»Успешные прецеденты обжалования постановки на профилактический учет мне неизвестны. Дело в том, что основная трудность возникает с доказыванием того обстоятельства, что постановка на проф.учет нарушает права и свободы осужденного. И данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой — российские суды не считают, что постановка на проф.учет налагает на осужденного какие-либо ограничения, либо иным образом нарушает его права и законные интересы», — говорит санкт-петербургский адвокат Андрей Федорков. «В качестве иллюстрации данного тезиса приведу выдержку из определения суда одного из субъектов РФ: «Постановка на профилактический учет не может рассматриваться как нарушение прав и свобод осужденного либо привлечение его к ответственности, а также не влечет возложение на осужденных каких-либо обязанностей, поскольку основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных». Такая или похожая мотивация встречается повсеместно», — добавляет адвокат.
Однако при более тщательном рассмотрении «Инструкции по профилактике», согласиться с доводами судов общей юрисдикции о её безвредности для заключенных не так-то просто. «Данная инструкция наделяет сотрудников уголовно-исполнительной системы России не только полномочиями по дополнительному контролю и особым воспитательным мерам в отношении заключенных, стоящих на профучете, но и дозволяет сотрудникам УИС налагать специальные ограничения на таковых заключенных. Например, пунктом 25 Инструкции предусмотрено правомочие сотрудников УИС изолировать «осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние», говорит правозащитница Лариса Романова («Комитет за гражданские права»). «При этом в Инструкции не отражено, какой должна быть «изоляция» и что такое «негативное влияние. Романов И.Э. приговорен к длительному лишению свободы в колонии строгого режима. Единственным видом изоляции в его случае, согласно УИК РФ, являются: штрафной изолятор, помещение камерного типа и СУОН, то есть специальное камерное содержание, предусмотренное для осужденных ТОЛЬКО за существенные нарушения режима отбывания наказания. Также изоляцией может являться необоснованный запрет на переписку, получение газет и журналов и множество других ограничений, не предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом, но с помощью Инструкции оставленных на усмотрение любого сотрудника колонии, подчас не имеющего даже высшего образования и какой-либо подготовки по психологической работе со спецконтингентом». То есть фактически речь идет о наложении на заключенного дополнительного наказания, не предусмотренного законом, без судебного решения об изменении (ужесточении) ему режима отбытия наказания.
Виктор Луковенко, условно-досрочно освобожденный из ИК-8 (г.Улан-Удэ, Бурятия):
— У меня «экстремистская» полоса отсутствовала, поскольку в моем деле нет и намека на идейную составляющую.
Вообще, массовый профилактический учет осужденных «склонных к экстремизму» — одно из свежих нововведений системы ФСИН. На мой взгляд данная практика инспирирована извне, поскольку сама Система исполнения наказания достаточно неповоротлива и «заточена» на работу с традиционным криминальным контингентом, а не с «политическими». Часто инициаторами постановки на такого рода учет являются сотрудники центра «Э», которые наведываются в учреждения ФСИН. Формально должны собираться материалы, характеризующие осужденного с точки зрения его склонности к экстремизму, и уполномоченная комиссия затем выносит решение «о полосе», всё фиксируется на бумаге (пишется протокол). По факту — все решения принимает оперативный отдел в одном лице, и на бумаге, в лучшем случае, делается отписка, с которой, впрочем, сам заключенный или его представители вряд ли когда-либо смогут ознакомиться.
Могу предположить, что расширение практики присвоения «экстремистских» полос произошло, в том числе, после публикаций в СМИ о т.н. «тюремных джамаатах» и общей антиэкстремистской повестке дня в РФ. Однако на деле сотрудники на местах, ответственные за профилактику «экстремизма», малограмотны и сосредотачивают свое внимание (давление) на немногочисленных заключенных-националистах или иных традиционных политических (левых, анархистах и т.п.) с тематикой которых они хоть как-то знакомы, при этом обходя стороной многочисленные и крепкие сообщества радикальных мусульман в заключении. Банально из-за страха». (Как, впрочем, отмечают наблюдатели за УИС России из ОНК: мусульман-одиночек, когда их в каком-либо учреждении единицы, также охотно ставят на «экстремистский учет» — «палочная система» работает со всеми одинаково).

Использующийся в Инструкции по профилактике термин «экстремистская идеология» не расшифровывается ни в каких иных нормативных актах и федеральных законах Российской Федерации. Такого термина в правовом поле России просто не существует! В РФ запрещена «экстремистская деятельность», понятие которой дано в федеральном законе от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», но нигде, в том числе и в этом законе, не расшифровывается термин «экстремистская идеология».
Также не встречается в законодательстве и правовой определенности о том, что значит «изучать, пропагандировать, исповедовать и распространять» «экстремистскую идеологию». Согласно норм Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы — целый ряд сотрудников учреждения УИС, ходатайствуют и рассматривают вопрос постановки на «идеологический» профучет заключенного, не основываясь на законе, а исходя исключительно из своих собственных соображений и толкований тех или иных идей и мировоззрений, присутствующих у всякого заключенного в голове.
Представляется, что оставление на откуп сотрудникам УИС компетенции решать, какая именно идеология присутствует в мыслях человека, изучается им или исповедуется, да еще при этом и предоставление сотруднику полномочия выносить вердикт — является ли эта идеология экстремистской, есть непозволительная роскошь, которая прямо запрещена Конституцией Российской Федерации. Ведь согласно ч.3 ст.55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Обсуждаемая же Инструкция Минюста — не федеральный закон, а подзаконный нормативный акт. Федеральные же законы, как выше было сказано, понятия «экстремистская идеология» не используют. Следовательно, ограничение прав любого осужденного «экстремистской полосой» по причине якобы наличия у него «экстремистской идеологии» никаким федеральным законом не предусмотрено, а значит — нарушены фундаментальные права и свободы личности, гарантированные Конституцией РФ.
Более того, нормами Инструкции Минюста в аспекте предписания специальных мер к лицам, поставленным на «идеологический» профучет, создается конфликт с такими положениями российской Конституции, как «каждому гарантируется свободы мысли» и «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч.1 и 3 ст.29 Конституции РФ).
Фактически на профилактический учет теперь попадают автоматически все осужденные по делам о разжигании розни — знаменитая 282 ст. УК РФ, хотя это даже не насильственное преступление. Профилактический учет практически невозможно снять, и он накладывает на жизнь узника в заключении массу запретов и ограничений. С профилактическим учетом де-факто невозможно УДО, сложно получить работу в колонии, узникам с такой полосой всячески стараются ужесточить режим содержания. По букве закона профилактический учет должен ставиться после изучения личности заключенного, сниматься после его этапирования из одного места заключения в другое, но на практике на профилактический учет ставят уже по факту осуждения по определенной статье еще во время нахождения в СИЗО и не снимают до момента окончания срока заключения. Это сильно осложняет жизнь заключенному, озлобляет его, и мешает адаптации и социализации, что в конечном итоге способствует рецидиву преступления.
В базе судебной практики «Консультант+» удалось обнаружить лишь один прецедент удовлетворения жалобы заключенного на незаконное получение «полосы» профилактического учета (в приложении). Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда вынесла апелляционное определение, признающее незаконным решение ФКУ СИЗО №3 ГУФСИН России по Свердловской области о постановке заключенного на профилактический учет и обязало изолятор «устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя». Суд признал рапорт оперативника против заключенного немотивированным, а ссылку на то, что «оперативные данные являются секретными» — не состоятельной, поскольку это не позволяет проверить законность и обоснованность постановки заключенного на профилактический учет. Кроме того, было установлено, что на момент составления акта комиссией, которая должна была заслушать объяснения заключенного и вынести решение о постановке его на профучет — сам «виновник торжества» был на выезде в суде, а его в это самое время комиссия ставила на учет… Что называется — попались.
Однако радоваться даже этому единственному заключенному рано! По смыслу нормы Инструкции, заложенной в пункте 42, решения комиссий учреждений УИС не могут быть отменены судами общей юрисдикции. То есть формально решение такой комиссии, конечно, может быть обжаловано в суд, но решения судов административные комиссии — если исходить из буквального текста Инструкции — ни к чему не обязывают! Это грубейшим образом противоречит как ч.2 ст.46 Конституции РФ (решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд), так и главе 22 Кодекса административного судопроизводства РФ…
Все перечисленные выше противоречия Конституции РФ, которые заложены в Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 20.05.2013 №72, вполне возможно станут в ближайшее время предметом разбирательства в Конституционном суде РФ. Соответствующее обращение в высшую правовую инстанцию России готовят сразу несколько заключенных, разной политической формации, которые намереваются выступить с единой жалобой, дабы показать, что проблемы системы исполнения наказаний касаются всех осужденных граждан, независимо от их национальности, вероисповедания, политических и иных взглядов».
Апелляционное определение Свердловского областного суда о незаконности постановки заключенного на профучет можно скачатьздесь.

Профучет, что это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *