Программа защиты свидетелей

Постановление Правительства РФ от 25 октября 2018 г. N 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы»

I. Общая характеристика сферы реализации Программы

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел согласно статистическим данным более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В настоящее время меры государственной защиты применяются в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — защищаемые лица).

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает систему мер государственной защиты, основания и порядок применения в рамках государственной защиты мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению государственной защиты.

Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих государственную защиту, подтверждена практикой реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. N 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы», Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 — 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 792 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 — 2013 годы» и Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. N 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы».

В период с 2014 по 2017 годы число защищаемых лиц, которые были задействованы в программных мероприятиях, в среднем составляло от 3,3 до 3,9 тыс. человек в год. За указанный период в отношении этих защищаемых лиц осуществлено более 33500 мер безопасности. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.

В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и мер безопасности, применяемых в отношении этих лиц.

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы» (далее — Программа) разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и практического опыта применения мер государственной защиты.

В процессе подготовки Программы учитывался опыт реализации указанных государственных программ, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа определяет финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2018 года N 1272

Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы».

2. Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, утвержденной настоящим постановлением, осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по труду и занятости за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 октября 2018 года N 1272

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

Паспорт Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Участники Программы

Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

Министерство обороны Российской Федерации,

Федеральная таможенная служба,

Федеральная служба исполнения наказаний,

Федеральная служба по труду и занятости

Цель Программы

реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

Задачи Программы

выполнение обязательств государства по обеспечению безопасности его граждан в связи с участием их в уголовном судопроизводстве;

обеспечение эффективности функционирования системы органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц;

совершенствование правовых основ финансового обеспечения деятельности органов, осуществляющих меры государственной защиты

Срок реализации Программы

2019-2023 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

объем финансового обеспечения реализации Программы на 2019-2023 годы за счет средств федерального бюджета

составляет 1059256,1 тыс. рублей,

в том числе:

в 2019 году — 211788,5 тыс. рублей;

в 2020 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2021 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2022 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2023 году — 211866,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

исключение фактов гибели и причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, а также уничтожения (повреждения) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;

повышение эффективности отправления правосудия

I. Общая характеристика сферы реализации Программы

Ежегодно в ходе расследования уголовных дел согласно статистическим данным более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.

В настоящее время меры государственной защиты применяются в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — защищаемые лица).

Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает систему мер государственной защиты, основания и порядок применения в рамках государственной защиты мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению государственной защиты.

Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих государственную защиту, подтверждена практикой реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. N 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы», Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 792 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 годы» и Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. N 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы».

В период с 2014 по 2017 годы число защищаемых лиц, которые были задействованы в программных мероприятиях, в среднем составляло от 3,3 до 3,9 тыс. человек в год. За указанный период в отношении этих защищаемых лиц осуществлено более 33500 мер безопасности. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.

В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и мер безопасности, применяемых в отношении этих лиц.

Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы» (далее — Программа) разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и практического опыта применения мер государственной защиты.

В процессе подготовки Программы учитывался опыт реализации указанных государственных программ, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа определяет финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

II. Приоритеты в сфере реализации Программы, цель и ожидаемые результаты

Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:

повышение уровня доверия к органам, осуществляющим меры безопасности, за счет роста эффективности и качества обеспечения безопасности защищаемых лиц;

обеспечение максимальной доступности обращений граждан в органы, осуществляющие меры государственной защиты;

предотвращение противоправных посягательств на защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;

укрепление материально-технической базы подразделений, непосредственно обеспечивающих меры безопасности;

повышение эффективности применяемых мер безопасности.

Целью Программы является обеспечение государственной защиты защищаемых лиц.

Указанная цель достигается реализацией органами, осуществляющими меры безопасности, полномочий в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.

В ходе реализации Программы планируется применение мер государственной защиты в отношении свыше 20 тыс. защищаемых лиц.

Реализация Программы обеспечит накопление опыта применения конкретных мер государственной защиты.

Результаты реализации Программы планируется использовать при подготовке предложений по совершенствованию мер государственной защиты, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.

III. Срок реализации Программы

Срок реализации Программы — 2019-2023 годы.

В связи с тем, что основная часть мероприятий Программы связана с применением мер государственной защиты, имеющих длящийся характер, реализация Программы не делится на этапы.

В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса.

IV. Общая характеристика мероприятий Программы

Мероприятия Программы приведены в приложении N 1.

Мероприятия Программы не дублируют мероприятия федеральных целевых и ведомственных программ и реализуются в составе основного мероприятия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Распределение затрат среди участников Программы приведено в приложении N 2.

Программой предусматривается финансирование мероприятий по осуществлению государственной защиты в размере 1059256,1 тыс. рублей, в том числе:

на применение мер безопасности — 1041316 тыс. рублей;

на применение мер социальной поддержки — 17940,1 тыс. рублей.

Распределение средств Программы на осуществление конкретных мер государственной защиты производится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти — участника Программы.

Распределение ассигнований федерального бюджета между участниками Программы осуществляется на основании предложений этих участников Программы ответственным исполнителем Программы и ежегодно уточняется при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год. Изменение предусмотренных участникам Программы объемов финансирования осуществляется участниками Программы по согласованию с ответственным исполнителем Программы.

Применение мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 г., осуществляется за счет средств Программы.

Меры государственной защиты применяются в порядке, обеспечивающем конфиденциальность сведений о производимых расходах.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти — участников Программы и решения вопросов, связанных с реализацией ее мероприятий, ответственным исполнителем Программы в установленном порядке может быть создана межведомственная рабочая группа.

В целях реализации мероприятий Программы, организации взаимодействия и координации действий ее участники издают нормативные правовые акты.

V. Информация по ресурсному обеспечению Программы

Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета с 2019 по 2023 годы составит 1059256,1 тыс. рублей, в том числе:

в 2019 году — 211788,5 тыс. рублей;

в 2020 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2021 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2022 году — 211866,9 тыс. рублей;

в 2023 году — 211866,9 тыс. рублей.

Приложение N 1. Мероприятия Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

Приложение N 1

к Государственной программе

«Обеспечение безопасности

потерпевших, свидетелей

и иных участников

уголовного судопроизводства

на 2019-2023 годы»

Мероприятия Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

Наименование

Ответственные

Срок

Ожидаемый

Финансовые затраты (тыс. рублей)

мероприятия

за реализацию

выполнения

результат

в том числе

мероприятия

2023 годы — всего

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1. Применение мер безопасности

МВД России

2019-2023 годы

недопущение воздействия на

648441,5

129688,3

129688,3

129688,3

129688,3

129688,3

ФСБ России

потерпевших, свидетелей и иных

299910,5

59982,1

59982,1

59982,1

59982,1

59982,1

Минобороны России

участников уголовного судопроизводства,

15849,5

3169,9

3169,9

3169,9

3169,9

3169,9

ФТС России

а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным

15015,5

3003,1

3003,1

3003,1

3003,1

3003,1

законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — защищаемые лица), и причинения защищаемым лицам имущественного ущерба; предупреждение совершения преступлений в отношении защищаемых лиц; исключение (ограничение) доступа к информации о защищаемых лицах со стороны заинтересованных лиц;

ФСИН России

исключение воздействия на защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы

12419,8

12419,8

12419,8

12419,8

12419,8

Всего

208263,2

208263,2

208263,2

208263,2

208263,2

2. Применение мер социальной поддержки

Роструд

2019-2023 годы

компенсирование членам семей защищаемых лиц материальных затрат

17940,1

3525,3

3603,7

3603,7

3603,7

3603,7

Всего

17940,1

3525,3

3603,7

3603,7

3603,7

3603,7

Итого по Программе

1059256,1

211788,5

211866,9

211866,9

211866,9

211866,9

Приложение N 2. Распределение затрат среди участников Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

Приложение N 2

к Государственной программе

«Обеспечение безопасности

потерпевших, свидетелей

и иных участников

уголовного судопроизводства

на 2019-2023 годы»

Распределение затрат среди участников Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы»

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 5)
    • Статья 1. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
    • Статья 2. Лица, подлежащие государственной защите
    • Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту
    • Статья 4. Принципы осуществления государственной защиты
    • Статья 5. Правовая основа государственной защиты
  • Глава 2. Виды государственной защиты (ст.ст. 6 — 15)
    • Статья 6. Меры безопасности
    • Статья 7. Личная охрана, охрана жилища и имущества защищаемого лица
    • Статья 8. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности
    • Статья 9. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
    • Статья 10. Переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности защищаемого лица
    • Статья 11. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица
    • Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место
    • Статья 13. Обеспечение безопасности военнослужащего
    • Статья 14. Обеспечение безопасности защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания
    • Статья 15. Меры социальной поддержки
  • Глава 3. Основания и порядок осуществления государственной защиты (ст.ст. 16 — 22)
    • Статья 16. Основания применения мер безопасности
    • Статья 17. Основания применения мер социальной поддержки
    • Статья 18. Порядок применения мер безопасности
    • Статья 19. Порядок применения мер социальной поддержки
    • Статья 20. Отмена мер безопасности
    • Статья 21. Конфиденциальность осуществления государственной защиты
    • Статья 22. Обязательность исполнения решений об осуществлении государственной защиты
  • Глава 4. Права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту (ст.ст. 23 — 24)
    • Статья 23. Права и обязанности защищаемых лиц
    • Статья 24. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
  • Глава 5. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона (ст.ст. 25 — 27)
    • Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты
    • Статья 26. Ответственность за разглашение сведений о защищаемом лице и мерах безопасности
    • Статья 27. Ответственность защищаемого лица
  • Глава 6. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной защиты (ст. 28)
    • Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты
  • Глава 7. Заключительные положения (ст. 29)
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

С изменениями и дополнениями от:

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ в преамбулу к настоящему Федеральному закону внесены изменения

См. текст преамбулы в предыдущей редакции

Настоящий Федеральный закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Как работает в России программа защиты свидетелей, и почему она порой защищает обвиняемых

По голливудским фильмам мы знаем, что в США действует так называемая программа защиты свидетелей, которая позволяет обезопасить людей, дающих на суде ключевые показания, в том числе обличая всесильную мафию. На самом деле такая программа давно есть и в России. Насколько она необходима, востребована и эффективна? Сразу отметим, что у нас эта программа касается в первую очередь потерпевших, а не свидетелей.

До 10 миллионов свидетелей в год

В России соответствующий документ был принят в 2004-м году, заработал в 2005 году, а называется он законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Как следует из статистики МВД, меры безопасности пока что чаще затрагивали потерпевших (34,5%), а среди охраняемых свидетелей (31%) большую часть представляют их родственники (24,5%). При необходимости защита также предоставляется подозреваемым и обвиняемым (8,3%). Кроме того, закон призван обеспечить безопасность и другим, фигурантам судебного процесса, — к примеру, судмедэкспертам и даже переводчикам.

Защитой свидетелей в России занимается Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите МВД РФ. Известно, что сотрудники этого ведомства имеют специальные навыки и проходят особую подготовку. Порой к работе привлекаются гражданские специалисты, к примеру, профессиональные гримеры из киноиндустрии, меняющие внешность защищаемого до неузнаваемости.

Бюджет программы засекречен, но по слухам в полицейской среде, составляет около двух миллиардов рублей в год. В законе на счет денег говорится так: «Средства выделяются на личную охрану, охрану жилища и имущества, на приобретение для защищаемых лиц спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на переселение защищаемых лиц, замену документов и изменение их внешности».

Ежегодно в России совершается, точнее, регистрируется, почти три миллиона различных преступлений. В результате на судебных процессах в год оказывается до десяти миллионов свидетелей. Каждый четвертый из них меняет свои первоначальные показания из-за опасений мести преступников. Это очень много. Но по данным ВНИИ МВД, до принятия программы «защиты свидетелей», свои показания менял чуть ли не каждый второй гражданин, опрашиваемый в суде.

«По программе проходят шестьсот-семьсот человек в год»

Корреспондент «Нашей версии» во время подготовки материла переговорил с сотрудником МВД, который одно время являлся ответственным работником по обсуждаемой программе. Вот его небольшой рассказ:

«Как часто применяется закон?

Наверное, через него проходят около шестисот-семисот человек в год по всей стране. Как правило, это физзащита на время следствия и судебного процесса. Охрана ведется круглосуточно, в том числе в доме-квартире защищаемого. Порой используется конспиративная квартира, и свидетель-потерпевший с сотрудниками полиции проживают в ней. Иногда от нескольких месяцев до полутора лет.

Часто ли люди после суда меняет внешность и паспорт? Это в кино такое любят, в жизни подобных случаев единицы, и не на каждый год есть пример. И все же бывает. Закон действительно предусматривает в крайних случаях смену внешности объекта защиты, новые документы, новое жилье в другом регионе РФ и даже за границей (в странах СНГ) в экстренных случаях, новую работу по специальности. Предусматривается материальная помощь объекту. Само собой, все это за счет бюджета. Никаких конкретных примеров, конечно, не приведу.

Почему закон защиты свидетелей применяется даже к потерпевшим?

Именно они дают решающие показания на обвиняемого, на целую ОПГ, потому находятся в зоне максимального риска.

Почему иногда защищают обвиняемых?

Так они сдают подельников в ходе так называемой сделки с правосудием. То есть дают расклад, как говорится. Их показания крайне важны, потому что они функционирование преступной группировки знают изнутри.

Нужна ли вообще такая программа?

Точно нужна. Особенно это касается регионов, где на свидетелей-потерпевших порой оказывается колоссальное давление. Знаете сколько уголовных дел развалилось из-за этого?».

… Оценивая закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», следует признать, что оценивать… нечего. Все данные, в том числе о потенциальных физических потерях среди защищаемых, тщательно засекречены. Но, может быть, такая «глухая оборона» и есть свидетельство эффективности работы профильных полицейских? Ведь в программе защиты свидетелей самое главное – чтоб без утечек.

«Хади Такташ» посадили до закона

Еще до принятия программы по защите свидетелей в России был судебный процесс, где свидетели охранялись, полностью соблюдалась их анонимность. В 2001-2002 гг. судили знаменитую своими зверскими преступлениями казанскую ОПГ «Хади Такташ». Свидетелей привозили в суд под охраной спецназа в просторных балахонах с капюшонами. Они выступали под вымышленными именами, а спецтехника меняла им голос. Как результат подобной конспирации, никто из свидетелей не отказался от своих показаний, и все братки были осуждены на длительные сроки. Однако в ходе судебного процесса все же произошло одно ЧП. Пока шел процесс, одна из наиболее активных свидетельниц обвинения, Юлия Гаврилова, несмотря на защиту, скончалась у себя дома от отравления угарным газом.

Как у них?

Свидетелей оберегают во всех странах мира с развитой судебной и правоохранительной системой. Самый успешный опыт в этом деле приобрели, прежде всего, США. В Штатах программа защиты свидетелей (она у них старейшая в мире) появилась еще в 1970 году. За четыре с лишним десятка лет ее участниками стали около 30 тысяч человек.

Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году Рутгерским университетом, 95% лиц, получающих в США статус защищенного свидетеля, являются бывшими членами преступных группировок или просто преступниками, решившими по тем или иным соображениям порвать со своим прошлым.

Если вы стали свидетелем преступления и вы думаете, а стоит ли вообще связываться, значит, этот текст для вас. Впрочем, его можно почитать и на будущее.

Показания свидетелей являются одним из важных факторов, способствующих раскрытию преступления и неотвратимости наказания. Но без лукавства скажем: нередко тот, у кого есть какие-либо сведения, которые могут принести пользу пострадавшим, испытывает чувство страха.

Человек может опасаться предстоящего общения с виновным во время ведения следственных мероприятий и на судебном заседании. Не меньший страх испытывают свидетели от мысли вероятного контакта с «друзьями» или родственниками обвиняемых.

Как защититься от случаев применения насилия или психологического давления на граждан, чтобы те не отказались сотрудничать с органами правопорядка? Об этом нашей газете рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска МО МВД России «Канский» Владимир Курмозов.

— Владимир Ильич, обычным гражданам программа защиты свидетелей представляется чем-то фантастическим, из мира кино? В чем на самом деле заключается ее реальность?

— Ежегодно в нашей стране в качестве свидетелей и потерпевших выступает порядка десяти миллионов человек. Их показания учитываются в ходе расследования уголовных дел. Каждый пятый из этой категории граждан с обвиняемой стороны получает угрозы, направленные на отказ от дачи показаний или требующие их изменения. При этом многие люди не знают, что в России существует программа защиты свидетелей и по этой причине не обращаются к ней.

Однако специальные службы по госзащите есть во всех территориальных органах внутренних дел. В главном управлении МВД России по Красноярскому краю в 2008 году была создана оперативно-разыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. За 8 лет работы этого подразделения не было допущено ни одного факта причинения вреда жителям нашего региона. В 2016 году под госзащитой находилось более 80 человек.

Человек может опасаться предстоящего общения с виновным во время ведения следственных мероприятий и на судебном заседании. Не меньший страх испытывают свидетели от мысли вероятного контакта с «друзьями» или родственниками обвиняемых.

— Кто же может рассчитывать на государственную защиту?

— Государственной защите подлежат две категории граждан. С одной стороны это участники уголовного судопроизводства, причем не только свидетели и потерпевшие, но и эксперты, и присяжные. Также под защитой полицейских могут находиться даже подозреваемые и обвиняемые. Но это в том случае, если они дают показания, изобличающие других преступников.

С другой стороны, полицейские защищают судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов — прокуратуры, следственного комитета, счетной палаты, рыбнадзора, технадзора. Словом, тех, кто разоблачает преступников, а значит, может подвергнуться угрозе с их стороны.

Наконец, под защиту попадают родные и близкие всех вышеперечисленных. Как только преступники начинают угрожать жизни, здоровью или имуществу этих людей, на их защиту встают сотрудники оперативно-разыскной части полиции.

— Какие способы полицейские используют для обеспечения безопасности людей, оказавшихся под госзащитой?

— В первую очередь — личная охрана граждан, их имущества и жилища. Защищаемый человек снабжается специальными средствами индивидуальной защиты, например, бронежилетом, газовым баллончиком или даже травматическим пистолетом. Огнестрельное оружие выдают только судьям и правоохранителям, поскольку у них, в отличие от других участников уголовного судопроизводства, есть специальная подготовка. Могут выдаваться средства связи и оповещения об опасности — телефон или тревожная кнопка, вызов с которой поступает на пульт вневедомственной охраны.

Важно отметить, что сотрудники госзащиты обеспечивают конфиденциальность сведений о своих подопечных, чтобы злоумышленники не получили доступа к личной информации о них. В необходимых случаях находящемуся под защитой гражданину помогают изменить документы, внешность.

Важно отметить, что сотрудники госзащиты обеспечивают конфиденциальность сведений о своих подопечных, чтобы злоумышленники не получили доступа к личной информации о них. В необходимых случаях находящемуся под защитой гражданину помогают изменить документы, внешность, содействуют переселению в безопасное место или вовсе на другое место жительства, причем как на территории Красноярского края, так и за его пределами.

Да, это дорогостоящие мероприятия и оплачиваются они за счет государственного бюджета. При этом меры не ограничены во времени. Бывает, что преступник отбывает наказание в тюрьме, но его подельники продолжают мстить свидетелю. Поэтому человек находится под защитой до тех пор, пока угроза не будет устранена полностью.

— Куда необходимо обращаться за помощью?

— Если вы стали свидетелем преступления и вам угрожают, об этом нужно сообщить в органы внутренних дел по круглосуточному телефону: 8-999-314-01-46. Звонок обязательно примут, вас выслушают, а вы защитите себя и своих близких от преступных посягательств и не дадите злоумышленникам избежать наказания.

Программа защиты свидетелей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *