Производство по розыскному делу

Розыск имущества должника в исполнительном производстве является весьма действенным способом выявления материальных ценностей неплательщика и погашения имеющейся задолженности. О том, что собой представляет данная процедура, и как она проводится, сегодня и пойдет речь.

Как объявляется и открывается дело о розыске имущества должника?

Розыск имущества должника – комплекс исполняемых должных лицом мер по обнаружению и выявлению имущества должника. На практике данные меры нередко отождествляются с запросом всей необходимой информации о финансовом положении неплательщика.

В рамках проведения розыска собственности должника осуществляется анализ, сбор и предоставление взыскателю информации:

  • о наличии у должника транспортного средства и его модели;
  • о наличии у должника недвижимости, ее типа, адреса и количестве объектов;
  • о наличии у должника банковских счетов, наименовании банка и сумме средств;
  • о владении должником долей, акциями различных компаний и статусом владельца предприятия.

Таким образом, объявление в розыск можно назвать принуждением должника к исполнению поставленных требований.

Действия по розыску имущества должника могут осуществляться судебным приставом-исполнителем лично (без посторонней помощи) или с привлечением к участию органов внутренних дел. Основой для начала розыска является постановление, утвержденное старшим приставом.

Важно: После объявления о розыске судебный пристав вправе запрашивать у банков данных оперативно-справочную и розыскную информацию. Кроме того, пристав вправе обрабатывать все персональные данные, в которых могут содержаться необходимые ему сведения.

Реализация утвержденных процедур связана с порядком осуществления действий приставов-исполнителей в отношении должника и его имущества и заключается в:

  • организации и выполнении розыскных мероприятий;
  • обеспечении расходов на осуществление розыскного дела;
  • ведении дел о розыске;
  • осуществлении функций контроля над реализацией полномочий в процессе розыска;
  • обжаловании действий или бездействия должностных лиц в ходе реализации государственной функции розыска.

Важно: На законодательном уровне определена ответственность должностных лиц, принимающих участие в исполнении государственной функции по розыску.

Основания

Должностное лицо вправе объявить розыск имущества неплательщика в случае отсутствия информации о его месте нахождения.

Процедура розыска может быть начата как по собственной инициативе исполнителя, так и на основании письменного требования взыскателя. Главное условие – сумма задолженности должна быть свыше 10 тысяч рублей.

Основной для объявления в розыск является постановление, утвержденное старшим приставом.

Розыск имущества неплательщика может быть объявлен по месту:

  • пребывания должника;
  • жительства должника;
  • места нахождения имущества должника;
  • жительства взыскателя.

Порядок процедуры

Согласно действующему законодательству судебный пристав обязан в течение трех дней с момента поступления заявления взыскателя или обнаружения оснований для начала розыска вынести постановление о розыске имущества должника. В данном документе должно содержаться четкое указание по исполнительным действиям. Именно поэтому мероприятия по принудительному выполнению требований исполнительного документа осуществляются на основании вынесенного постановления.

Важно: Постановление о розыске должно быть утверждено или самим старшим судебным приставом или его заместителем, после чего документ подлежит немедленному исполнению.

Каждая из сторон исполнительного производства должна получить копию постановления о начале розыска имущества или об отказе в его проведении. В случае отсутствия достоверных сведений о местонахождении должника копия документа направляется по последнему известному адресу пребывания.

Необходимые документы

Для начала исполнительного производства по розыску необходимы следующие документы:

  • копия постановления об исполнительном производстве;
  • постановление и его копия о заведении розыскного дела;
  • опись документов розыскного дела;
  • копия исполнительного листа;
  • копия заявления взыскателя о проведении розыска;
  • справки, подготовленные судебным приставом и отражающие информацию:
    • об исполнении действий по установлению местонахождения имущества должника;
    • о невозможности установления местонахождения имущества без розыскных мероприятий;
    • о плане мероприятий, связанных с розыском имущества;
    • об итогах проведения отдельных розыскных мероприятий;
    • информацию от государственных органов об имущественном положении должника.

Розыскное дело по исполнительному производству

В соответствии с российским законодательством, розыскное дело должно быть заведено не позднее дня, следующего за датой постановления о заведении дела о розыске.

Ознакомиться с материалами делами могут:

  • руководитель и заместитель руководителя территориального подразделения ФССП;
  • старший судебный пристав отдела, в котором было заведено данное розыскное дело;
  • лица, осуществляющие проверку деятельности структурного подразделения по направлению розыска.

Судебному приставу, ответственному за исполнение производства, или взыскателю справка о результатах розыска должна быть предоставлена не позднее дня, следующего за днем получения запроса судебного пристава или заявления взыскателя.
Оконченное розыскное дело сдается в архив в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству ФССП. Срок хранения прекращенных розыскных дел составляет пять лет.

Порядок действий при обнаружении имущества должника

При обнаружении имущества должника судебный пристав производит исполнительные действия и меры по принудительному выполнению требований исполнительного документа по месту обнаружения имущества. В случае необходимости должник препровождается в ближайшее к подразделению ФССП место с целью применения мер по принудительному исполнению или совершению исполнительных действий. После исполнения необходимых действий приставом, осуществившим розыск, постановления (акты) передаются судебному приставу, инициировавшему розыскные мероприятия.

Прекращение розыска имущества должника осуществляется на основании вынесения соответствующего постановления приставом, связанным с данным делом.

Основанием прекращения розыскного производства является:

  • установление места нахождения имущества;
  • выполнение плана розыскных мероприятий;
  • отказ взыскателя от проведения взыскных мероприятий.

Важно: Постановление о прекращении розыска обретает юридическую силу после утверждения документа старшим судебным приставом.

Заявление на розыск имущества должника: образец

Взыскатель может инициировать розыск имущества должника самостоятельно. Для этого ему необходимо подать судебному приставу-исполнителю соответствующее заявление.

Ознакомиться с образцами заявления можно, скачав документы по ссылкам: https://yadi.sk/i/BoZs-oOL3K2T8R и https://yadi.sk/i/qOTNpFQ73K2T9S

Таким образом, розыск имущества должника позволяет не только выявить истинное финансовое положение неплательщика, но и погасить имеющуюся задолженность в короткие сроки.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Под розыском следует понимать комплекс мероприятий, направленных на обнаружение:

  • лица, уклоняющиеся от исполнения судебного решения;
  • имущества ответчика.

С 2012 года этим вопросом занимаются сотрудники ФССП, руководствуясь ст. 65 ФЗ 229.

Методы проведения розыскных мероприятий

Осуществляя поиск, судебные приставы вправе:

  • посылать запросы в банк розыскного, оперативно-справочного характера;
  • получать и изучать сведения о персональных данных должника, недвижимости, транспортном средстве (ТС);
  • задавать вопросы гражданам с целью установления нахождения разыскиваемого, его имущества;
  • проверять документы, идентифицируя личность человека, если есть подозрение, что именно он является уклонистом;
  • обследовать предполагаемое местонахождение ответчика (квартиру, дом, земельные участки), принадлежащее ТС.

Кроме того, сотрудник ССП для поиска человека вправе бесплатно задействовать СМИ, обращаться за помощью в правоохранительные органы (изучать данные о безвестно пропавших лицах, неопознанных трупах и другие сведения).

Со своей стороны, заинтересованное лицо может привлечь к поиску частное детективное агентство.

Всю информацию, которую обнаружит детектив, приставы вправе изучать только по письменному разрешению истца.

Кто может объявить в розыск

Инициатором может выступать судебный пристав, в чьем ведении находится производство или взыскатель.

Основания для розыска

Если местоположение должника или собственности не известно взыскатель вправе обратиться в ССП с заявлением при наличии следующих условий (65 п. 3 ФЗ 229):

  1. К разыскиваемому гражданину предъявляются требования неимущественного характера, выполнение которых возможно только в присутствии самого скрывающегося.
  2. Сумма денежных требований по исполнительному документу превышает 10 тыс. рублей.

Должностное лицо ССП объявляет в розыск, если, несмотря на все предпринимаемые в рамках исполнительного производства усилия, не удалось установить местопребывание должника либо имущества (65 п. 1).

Оба лица (пристав, истец) могут запустить процедуру розыскных мероприятий, если виновник:

  • не исполняет алиментные обязанности;
  • не возместил ущерб здоровью или потерю кормильца;
  • не выплатил компенсацию за вред, причиненный в результате преступления;
  • не уплатил штраф, избежал принудительных работ, которые были назначены в качестве наказания;
  • не выполнил требования в размере более 10 тыс. рублей по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, ее субъектов, муниципалитетов.

Открытие розыскного дела

Официальным документом, дающим право осуществлять необходимые действия по обнаружению должника, является постановление. Оно выносится или по заявлению взыскателя, или при возникновении вышеперечисленных оснований, по инициативе ФССП.

Закон, дает три дня с момента поступления ходатайства взыскателя или появления обстоятельств для розыска, чтобы вынести постановление об отказе или поиске. Оно утверждается старшим приставом или заместителем. Копии документа незамедлительно (самое позднее на следующий день) направляются обеим сторонам производства.

Постановление, подписанное старшим по должности лицом, сразу же запускает механизм розыскных мероприятий. Дело поручается приставу, вынесшему соответствующее решение или уполномоченному должностному лицу.

Сотрудник, занимающийся поиском, на следующий день после утверждения документа заводит розыскное дело, присваивает порядковый номер, и регистрирует в специальном журнале учета.

В процессе розыскных мероприятий к делу приобщаются:

  • заявление взыскателя (если инициатором был он);
  • справки, официальные бумаги, свидетельствующие о том, что местонахождения ответчика неизвестно, его можно установить, только организовав розыск;
  • документы, подтверждающие совершение необходимых действий по поиску скрывающегося гражданина, имущества;
  • копии исполнительного документа, постановления об открытии производства;
  • постановление.

Место проведения розыска

Должника объявляют в розыск:

  • по последнему известному адресу, где он проживал или находился длительное время;
  • по месту нахождения собственности;
  • по месту жительства лица, в интересах которого ведется исполнительное производство.

Поиск скрывающегося гражданина ведется на всей территории России, а также в других странах, с которыми у РФ подписаны международные договоры.

Информация о разыскиваемом, его имуществе, найденном на территории неподведомственной приставу, в чьем ведении находится дело, незамедлительно направляется по месту объявления поиска (крайний срок — следующий день).

Как правило, для этих целей используются возможности интернет-сообщения. Сотрудники ССП, обнаружившие должника или собственность, совершают все необходимые действия (арест, опись), о которых также уведомляют пристава, инициировавшего розыск.

Сроки розыска неплательщика

Законом не предусмотрен конкретный срок, по истечении которого, взыскатель вправе закрыть дело. Многое будет зависеть от исполнения плана розыскных мероприятий, который утверждается вышестоящим по должности лицом.

Лишь выполнив все пункты и исчерпав необходимые возможности для обнаружения должника, пристав вправе закрыть розыскное дело.

Процесс прекращается, когда:

  • удастся установить местонахождение имущества скрывающегося гражданина;
  • истец отзовет заявление или будет чинить препятствия при проведении розыскных мероприятий.

Особое внимание уделяется розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Взыскатель может привлечь такого неплательщика к уголовной ответственности (157 УК) и объявить в федеральный розыск. Как правило, он ведется более активно и результативно, и не имеет ограничений по времени.

Кроме того, если в течение года сотрудник ФССП, несмотря на прилагаемые усилия, не сможет обнаружить алиментщика, взыскатель сможет обратиться в суд и признать такого гражданина безвестно отсутствующим.

На этом основании получать пособие от государства.

В этом случае производство будет закрыто. Его сдадут в архив, где согласно Инструкции по делопроизводству ФССП, оно должно храниться в течение пяти лет.

Что делать должнику, если его объявили в розыск

Скрываться от исполнения требований исполнительного документа не лучшая тактика. Особенно если дело касается уплаты алиментов и погашения штрафов за административные правонарушения.

Все чаще приставы осуществляют розыскные мероприятия в сотрудничестве с правоохранительными органами. В крупных городах ежемесячно проводят совместные рейды с сотрудниками ГИБДД.

Остановленным Госавтоинспекцией должникам сообщают о наличии возбуждённого производства, о том, что ТС арестовано. Собирают информацию о местонахождении разыскиваемого, и передают в ФССП.

При большой сумме долга машину направляют на специализированную штрафплощадку, где транспорту предстоит находиться до момента полной оплаты.

С 2017 года ФССП взяло на вооружение специальное онлайн-приложение «мобильный поиск». Должников будут находить, просто сканируя автомобильные номера. В ряде городов, например, Оренбурге, за 2 часа работы, таким образом, обнаружилось 60 должников.

Исходя из вышесказанного человеку, узнавшему что он находится в розыске, целесообразно предпринять следующие шаги:

  • найти в базе данных ФССП исполнительное производство, послужившее причиной объявления в розыск;
  • связаться с приставом;
  • обсудить с ним возможность постепенной выплаты долга и закрытия розыскного дела;
  • попытаться мирно урегулировать вопрос со взыскателем, например, подписав мировое соглашение по уплате алиментов.
  1. Поиском должника по исполнительному производству занимается ФССП. Процедуру инициируют пристав или взыскатель при наличии оснований, указанных в ст. 65 ФЗ 229.
  2. Розыскные мероприятия проводятся после вынесения соответствующего постановления и утверждения вышестоящим должностным лицом.
  3. Решение принимается в трехдневный срок с момента поступления в ССП заявления от истца или возникновении оснований для розыска.
  4. Поиск проводится на всей территории РФ, других государств, имеющих с Россией международные договоры.
  5. По желанию взыскателя в процедуре может принимать участие частный детектив.
  6. По решению пристава бесплатное содействие оказывают СМИ.
  7. Алиментщика, местопребывание которого не смогли обнаружить, взыскатель вправе объявить в федеральный розыск.
  8. Спустя год после безрезультатных поисков сотрудниками ССП, заинтересованное лицо может обратиться в суд за признанием разыскиваемого безвестно отсутствующим, что даст возможность получать пособие от государства.
  9. Должнику, объявленному в розыск, целесообразнее не скрываться, а постараться как можно скорее погасить задолженность.

Возбуждение розыскного дела по исполнительному

Порядок определен ФЗ ОБ Ис. производстве

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.09.2018)

«»Статья 65. Исполнительный розыск

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

1. В случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее — розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее — судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

«»1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса «центрального органа» о розыске ребенка.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

«»2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 34-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

«»6. Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

7. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка выносится в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, в отношении должника, имущества должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. В случае, если ранее в отношении должника не были установлены временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о розыске должника или розыске ребенка устанавливает указанные ограничения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным «законом», или обращается в суд с заявлением об установлении для должника указанных ограничений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 67, частью 2 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 34-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 26.07.2017 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

8. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. Этим постановлением производство розыска поручается судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, или судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство и который в этом случае пользуется всеми полномочиями судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»9. Копии постановления судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника. Копия постановления о розыске ребенка направляется также в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Копия постановления о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, направляется органу опеки и попечительства по последнему известному месту пребывания ребенка и «центральному органу», назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 34-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

10. При производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

10.1. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе применять меры принудительного исполнения в соответствии с частью 7 настоящей статьи, а также в случаях, не терпящих отлагательства, предусмотренных частью 3 статьи 35 настоящего Федерального закона.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

11. Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

11.1. При проведении исполнительно-разыскных действий судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, обязан обеспечить соблюдение прав человека и гражданина, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

12. Если разыскиваемые должник, его имущество или ребенок обнаружены на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения должника, его имущества или ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети «Интернет», в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, обеспечение сохранности обнаруженного имущества, а также взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

13. При обнаружении разыскиваемого должника-гражданина исполнительные действия совершаются, а меры принудительного исполнения применяются по месту его обнаружения. В случае необходимости для совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения должник-гражданин может быть препровожден в ближайшее к месту обнаружения подразделение судебных приставов.

«»13.1. При обнаружении ребенка, розыск которого осуществляется на основании запроса «центрального органа» о розыске ребенка, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органу опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации. После обнаружения ребенка исполнительное производство подлежит окончанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

(часть 13.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

«»14. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка указанному законному представителю, опекуну или попечителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя, опекуна или попечителя. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск по исполнительному документу, содержащему требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и центральному органу, назначенному в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

15. Судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, не позднее дня, следующего за днем совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, направляет вынесенные (составленные) в результате их совершения или применения постановления (акты) судебному приставу-исполнителю, объявившему розыск, а в случае передачи исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое судебному приставу-исполнителю, в производстве которого находится соответствующее исполнительное производство.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

(часть 16 введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 48-ФЗ)

Текст книги «Оперативно-розыскная деятельность. Шпаргалка»

9 РОЗЫСК ЛИЦ, СКРЫВАЮЩИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к задачам ОРД относится осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Так, розыскная деятельность является составляющей частью ОРД.

Данные мероприятия представляют собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, при комплексном проведении которых велика возможность быстрого обнаружения ро-зыскиваемых, установления негативных факторов, наличие которых позволяет им достаточно длительно проживать на нелегальном положении, а также способствует укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД заключается и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы уполномоченных органов, в частности МВД РФ.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, суда и следствия, уклоняющихся от уголовного наказания, производится по уже известным фактам в случае, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление. Согласно п. 38 ст 5 УПК РФ розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

В зависимости от процессуального положения розыскиваемого лица, скрывающегося от правоохранительных органов, поисковые мероприятия делятся на:

1) розыск подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ);

2) розыск подсудимого (ст. 253 УПК РФ);

3) розыск осужденного (условно, освободившегося условно-досрочно).

4) розыск потерпевшего, свидетеля совершения преступления, когда без установления жертвы, ее идентификации невозможно установить факт и признаки преступления или его отсутствие либо доказать виновность или снять подозрение с лица, подозреваемого в исчезновении (убийстве) розыскиваемого. Согласно ст. 157 УПК РФ розыск производится по поручению и указанию следователя, при этом его обязаны уведомлять о результатах принимаемых им розыскных мер. Уполномоченными органами в зависимости от ситуации и опасности преступления могут объявляться:

1) местный розыск, т. е. розыск на территории одного субъекта РФ;

2) всероссийский розыск, т. е. розыск на территории нескольких регионов или на всей территории РФ;

3) международный розыск, т. е. розыск с применением возможностей Интерпола. Розыск без вести пропавшего проводится без возбуждения уголовного дела, на основании волеизъявления заинтересованных лиц либо администраций учреждений опеки граждан.

10 ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

В соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» наличие возбужденного уголовного дела является основанием для ОРД.

Возбуждение уголовного дела является наиболее общим основанием для проведения ОРМ. При этом неважно, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. Возбуждение уголовного дела представляет собой начальную стадию уголовного судопроизводства.

Сам же факт возбуждения уголовного дела доказывает установление достаточных данных для его возбуждения (совокупности повода и основания, свидетельствующих о совершении или подготовке преступления) и соответственно начала предварительного расследования. Процессуально это отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В противном случае принимается решение об отказе в его возбуждении. Основания отказа в возбуждении уголовного дела установлены ст. 24 УПК РФ.

Факт отказа в возбуждении уголовного дела не исключает других оснований для проведения ОРМ. Отказ в возбуждении уголовного дела является лишь процессуальным решением по конкретному случаю.

Оперативно-розыскные мероприятия по возбужденным уголовным делам могут проводиться по поручению следователя, в производстве которого находится данное дело, либо без такого поручения.

Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то в соответствии с требованиями УПК РФ оперативный аппарат обязан принять необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника. Это обусловлено тем, что оперативный аппарат является одновременно и органом дознания. При этом если нет поручения следователя, в производстве которого находится нераскрытое дело, то это не должно сковывать инициативы и активности оперативных работников. О результатах проводимых ОРМ по возбужденному уголовному делу оперативные аппараты должны ставить следователя в известность. Таким образом, ОРО обязаны принимать все исчерпывающие меры, направленные на обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, установление события преступления и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Установление факта совершения конкретным лицом умышленного преступления является достаточным основанием для подозрения его в причастности к другим преступлениям. Это позволяет проводить ОРМ с целью получения необходимой проверочной информации. Возложенная на оперативный аппарат органов внутренних дел задача раскрывать преступления не снимается с них после установления лица, совершившего преступление.

11 СВЕДЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПОДГОТАВЛИВАЕМОГО, СОВЕРШАЕМОГО ИЛИ СОВЕРШЕННОГО ПРОТИВОПРАВНОГО ДЕЯНИЯ И О ЛИЦАХ, ЕГО ПОДГОТАВЛИВАЮЩИХ

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, являются основанием для проведения ОРМ.

Сведения как основания для проведения ОРМ– известия, сообщения или иная информация, в результате которых сформировались знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Иными словами, это сведения, которые поступили в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также которые получены вследствие инициативной поисковой работы оперативного аппарата. Эти сведения должны иметь документальную форму и должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Заявления и сообщения о преступлениях являются поводом к возбуждению уголовного дела. К ним относятся:

1) протоколы устных заявлений граждан и должностных лиц;

2) письменные заявления и письма граждан;

3) письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц;

4) явки с повинной, оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Под другой информацией понимают сообщения, не являющиеся поводами для возбуждения уголовного дела, но требующие проверочных действий для того, чтобы установить признаки преступления либо их отсутствие. К такой информации относятся:

1) телефонные и иные сообщения об обращении в лечебные учреждения граждан с травмами криминального характера;

2) сообщения об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность;

3) факты срабатывания охранной сигнализации;

4) публикации в средствах массовой информации;

5) сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления;

6) оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми;

7) другие сообщения.

Если в органы внутренних дел поступают анонимные сообщения, то они не регистрируются в дежурных частях, а передаются в оперативные подразделения с целью проверки и использования информации этих сообщений для пресечения и раскрытия преступлений.

12 СВЕДЕНИЯ О СОБЫТИЯХ ИЛИ ДЕЙСТВИЯХ, СОЗДАЮЩИХ УГРОЗУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ВОЕННОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» события или действия (бездействие), создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, являются основанием для проведения ОРМ ФСБ, ФСО, СВР и другими органами в соответствии с возложенными на них задачами.

Законодательно не закреплено четкое ограничение или критерии появления таких данных.

Сведения, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут всего лишь создавать угрозу безопасности, а не носить криминальный характер.

События представляют собой реально происходящие или имевшиеся в прошлом факты, обстоятельства, явления, которые могут причинить вред соответствующему виду безопасности или вызвать возможную опасность. События могут рассматриваться не только как обстоятельства, являющиеся следствием поведения людей, но и как процессы, происходящие независимо от их воли, но в дальнейшем способные нанести вред безопасности.

Так, угрозу безопасности могут создавать неуправляемые технологические процессы либо действия, самостоятельно не содержащие никакой угрозы, но в общей сложности с другими действиями или событиями способные ее вызвать.

Угроза безопасности – все условия и факторы, создающие в совокупности опасность жизненно важным интересам, обеспечение которых способствует существованию и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3 Закона РФ от 5 марта 1992 г № 2446-I «О безопасности»).

Осуществление ОРМ используется как одно из эффективных и вспомогательных средств обеспечения безопасности, а также служит целям обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ (ст. 5 ФЗ от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»).

Проведение ОРМ относительно обеспечения безопасности носит превентивный, стратегический, глобальный характер.

13 ВЫНЕСЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНОМ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЕМ ИЛИ СУДЬЕЙ О РОЗЫСКЕ ОБВИНЯЕМОГО

Основанием для проведения ОРМ в целях получения сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, в первую очередь является постановление органа дознания, следователя или судьи о розыске обвиняемого. Данное постановление выносится в соответствии с УПК РФ после приостановления производства по уголовному делу.

Все другие ОРО в случае отсутствия такого поручения вправе и обязаны проводить ОРМ по выявлению указанных лиц. Получив соответствующую информацию, они обязаны проводить ОРМ на предмет причастности к совершению преступления, а также установить факт уклонения от наказания или сокрытия от органов дознания, следствия или суда.

Объявление розыска, который не связан с решением задач ОРД, не является основанием для проведения ОРМ.

ОРМ по розыску лиц, без вести пропавших, проводятся по заявлениям родственников, знакомых или должностных лиц. Именно информация, имеющаяся в таких заявлениях, является достаточным основанием, дающим возможность судить о самом факте исчезновения человека.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, которые являются основанием для проведения ОРМ, могут содержаться в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других органов внутренних дел. Розыскные ориентировки направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых есть вероятность появления розыскивае-мых лиц, но при этом неизвестны точные адреса и связи.

Исполнение розыскных заданий организуется сразу же после их получения. Ответы инициатору розыска направляются не позднее 10 суток с момента получения задания. В случае невозможности выполнения розыскного задания в указанные сроки инициатору розыска дается предварительный ответ. В нем сообщается, какие меры приняты, их результаты, что будет предприниматься, в какой период исполнение будет завершено и направлен окончательный ответ.

Сведения о розыскиваемых лицах могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учету органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск, то это следует рассматривать как основание для проведения в отношении его ОРМ.

Сведения о розыскиваемых лицах могут быть получены также из конфиденциальных источников, однако в таких случаях информация требует проверки другими способами, и основания проведения ОРМ возникают при условии ее подтверждения.

14 ОБНАРУЖЕНИЕ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» обнаружение неопознанных трупов является основанием для проведения ОРМ. Данный факт выступает до решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а именно когда есть необходимость в проведении ОРМ непосредственно на месте обнаружения трупа, при работе по горячим следам, а также в случае отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела по факту обнаружения трупа в случаях, когда установить личность без проведения ОРМ невозможно.

Как правило, ОРМ проводятся в случае обнаружения признаков насильственной смерти на трупе. Заключение о причине смерти выносится судебно-медицинским экспертом на основании проведенного исследования или экспертизы.

Если признаки насильственной смерти и другие основания к возбуждению уголовного дела отсутствуют, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом оперативным аппаратом заводится дело по установлению личности, по которому могут проводиться лишь отдельные ОРМ, которые не ограничивают конституционных прав граждан (опросы, наведение справок, отождествление личности).

Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов законодатель выделяет в качестве отдельного основания для проведения ОРМ.

Безвести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от граждан либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в книге учета заявлений дежурной части органа внутренних дел. Их проверка поручается сотрудникам оперативного аппарата, которые могут осуществлять необходимые ОРМ. При проведении ОРМ на основании заявлений о безвестном исчезновении граждан решается задача, которая заключается, во-первых, в установлении местонахождения лица и, во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. Таким образом, ОРМ могут проводиться сразу же после получения заявления вместе с проверочными действиями. Если по результатам проверки заявления не будет установлено признаков совершения преступления в отношении исчезнувшего лица, то в соответствии с УПК РФ выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако если местонахождение лица не установлено, то наряду с принятием процессуального решения должно заводиться розыскное дело. При этом дальнейшие ОРМ могут проводиться на основании утвержденного плана работы вплоть до прекращения производства по делу.

15 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются самостоятельным основанием для проведения ОРМ в связи с тем, что ст. 38 УПК РФ закрепляет право следователя давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, а также предписывает, что после направления дела прокурору орган дознания может проводить по нему ОРМ только по поручению следователя. В случае, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Под поручением понимается письменный документ, исходящий от соответствующего должностного лица, о производстве следственных действий или ОРМ. Поручение оформляется постановлением дознавателя, следователя, прокурора или определением суда, где кратко излагаются существо дела, подлежащие выяснению обстоятельства, данные о лицах, розыск которых поручается или проведение ОРМ в отношении которых необходимо провести, и др.

Устное указание (поручение) следователя, дознавателя, прокурора не является основанием для проведения ОРМ.

В поручениях и указаниях органам, осуществляющим ОРД, не должно быть предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Данные вопросы решаются оперативными работниками самостоятельно. Выполнение таких поручений является обязанностью органов, осуществляющих ОРД.

Таким образом, поручение не может сковывать инициативы ОРО, ограничивать их соответствующие права и обязанности, поскольку проведение ОРМ, в том числе и в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, может выходить за рамки расследуемого дела и касаться обстоятельств, которые возможно установить исключительно оперативным путем, т. е. выявить ранее неизвестные преступления либо установить действия, направленные на совершение новых преступлений (например, подкуп должностных лиц, запугивание свидетелей и др.). Вид и тактику ОРМ, проводимых по поручениям следователя, органа дознания, прокурора и суда, определяет должностное лицо ОРО. Оно же несет ответственность за обоснованность и законность проведения соответствующих ОРМ.

В оперативно-служебных документах, где содержатся результаты выполнения поручения, запрещается раскрывать организацию и тактику проведения ОРМ, а также указывать данные, составляющие государственную тайну.

16 ЗАПРОСЫ ДРУГИХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрены запросы других органов, осуществляющих ОРД, которые являются таковыми только тогда, когда сами базируются на основаниях, установленных в указанном законе. Запрос может направляться в ОРО по месту, где предположительно будут проводиться ОРМ. При этом учитывается подведомственность и компетенция ОРО. Не все ОРО имеют полномочия на проведение ОРД в полном объеме. Поэтому одни органы дознания вправе направлять поручения в другие органы, у которых есть соответствующие полномочия, а именно по проведению ОрМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Под другими органами понимаются:

1) оперативные подразделения и службы этого же ведомства;

2) органы других федеральных ведомств и министерств, в компетенцию которых входит осуществление ОРД. К ним относятся:

а) оперативные подразделения органов ФСБ России, осуществляющие ОРМ по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России;

б) оперативные подразделения органов внутренних дел, действующие согласно Закону РФ «О милиции»;

в) оперативные подразделения таможенных органов РФ, осуществляющие ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, признаваемое законодательством России преступлением, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов России.

При выполнении запросов у органов, осуществляющих ОРД, возникают взаимные обязанности. Они определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, которые утверждаются руководителями этих органов.

Запросы других оперативных аппаратов о проведении ОРМ оформляются в письменном виде и подписываются руководителем органа соответствующего уровня. В них должны быть указаны конкретные основания для проведения ОРМ, а также перечислено, какие именно мероприятия следует провести.

Производство по розыскному делу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *