Прокуратура возбуждает уголовные дела

Правомерны ли действия прокуратуры и может ли она вообще возбуждать уголовные дела?

Прокурор не вправе возбуждать уголовные дела, его полномочия предусмотрены:

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
(п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 322-ФЗ)

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;
8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
(п. 14 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

Имеет ли право прокуратура возбуждать уголовные дела на сотрудников полиции

Правом возбуждать дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112, 255—256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обраще­ние о привлечении лица к уголовной ответственности может рас­сматриваться только как повод к возбуждению дела.

Прокурор вправе возбудить дело о любом преступ­лении, независимо от подследственности.

Возбуждение уголовного прокуратурой – это процессуальное действо прокурора, это самостоятельная, первоначальная стадия процесса, представляющая собой принятие решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении такового. При наличии законного повода и достаточного основания к возбуждению дела прокурор, обязан в пределах своей компетенции возбудить дело (ст.

Ст. УПК РФ говорит о том, что суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять меры, предусмотренные законом к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

Такое решение о возбуждении или отказе в возбуждении происходит в начальной стадии процесса — стадии возбуждения уголовного.

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного

«Согласно рекомендациям комитета министров Совета Европы, прокурор должен быть наделен правом возбуждения преследования, направления расследования и надзора за ним. По этому пути идут все ведущие мировые державы: США, Франция, ФРГ, Италия и другие», — сказал Чайка.

«По данным Совета Европы, прокуроры 41 государства из 47 осуществляют полный контроль за полицейским расследованием, а шесть остальных активно участвуют в этом процессе», — добавил генпрокурор.

Противостояние силового и либерального блока в Кремле и правительстве Российской Федерации набирает обороты.

В ч.5 статьи 21 УПК РФ говорится,что уголовные дела, за исключением уголовных дел, указанных в частях второй и третьей этой статьи, считаются уголовными делами публичного обвинения (ст.264 входит сюда. Возбуждается по факту совершения преступления).

В соответствии со ст.

25 УПК РФ суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Инициализация уголовного дела органами прокуратуры – это специализированное процессуальное действие, возбуждаемое прокурором. Следует отметить, что возбуждение дела – это первоначальная, самостоятельная стадия проведения уголовного процесса, которая представляет собой принятие решений как по отношению к возбуждению дела, так и по отношению к отказу от возбуждения такового.

Если есть одобренное действующим законодательством разрешение и законный повод для того, чтобы в ходе разбирательства уголовного дела был осуществлен контроль прокуратуры при возбуждении уголовного дела, прокурору необходимо возбудить уголовное дело в рамках своей компетенции. Этот момент регламентируется статьей №112 УПК России.

О том, что уголовное дело было возбуждено, прокурор должен вынести соответствующее постановление. После того, как постановление было вынесено, прокурор должен направить дело для дальнейшего судебного делопроизводства к предварительному следствию или дознанию. Вместе с этим возбуждением дела также должны быть своевременно приняты меры относительно предотвращения или же пресечения преступных деяний.

Прокуратура как надзорный орган в качестве повода для возбуждения уголовного дела может использовать следующие причины:

  1. Заявление одного или нескольких граждан;
  2. Явка одного или нескольких граждан с повинной;
  3. Сообщение компетентного должностного лица, или же того лица, которое выполняет ряд управленческих функций в своей организации;
  4. Сообщения, озвученные в СМИ;
  5. Обнаружение каких-либо вещественных доказательств или же сведений, доказывающий преступления, совершенные должностными органами или лицами, имеющими право на возбуждение по этим вещественным доказательствам уголовного дела.

При возникновении любых спорных ситуаций самым правильным путем расследования дела и сбора доказательств по нему будет обращение к квалифицированному юристу. Юрист с опытом работы в данной сфере, а также с достаточной компетенцией сможет помочь не только юридической консультацией, но и представительством в ходе проведения судебного делопроизводства.

Самое главное основание, дающее возможность возбудить уголовное дело с прокуратурой как надзорный орган – это наличие достаточного количества вещественных данных и доказательств, прямо указывающих на преступление или на его признаки.

При этом важно, чтобы не было никаких обстоятельств, которые могли бы помешать организации производственных процессов по делу уголовного характера.

В таком случае есть вероятность того, что контроль прокуратуры при возбуждении уголовного дела может пойти не по стандартному для таких ситуаций алгоритму.

Прокурор имеет полное право на то, чтобы инициировать дело в отношении любого преступного деяния, попадающего под уголовный кодекс, причем вне зависимости от такого параметра, как подследственность дела. Это право появляется из функции по уголовному преследованию, которая возложена на прокурора.

В процессе выполнения своей функции прокурор, прокуратура как надзорный орган или же личный и уполномоченный заместитель, согласно основаниям и установленному закону, имеют право на возбуждение не только уголовного дела, но также на возбуждение производства по отношению к правонарушению административного характера.

Также прокурор может потребовать привлечение к ответственности тех лиц, которые нарушили закон, к любой другой ответственности, установленной нормами действующего законодательства.

Важный момент: участие квалифицированного и имеющего опыт юриста будет достаточной гарантией защиты прав, а также соблюдения интересов. При самостоятельном ведении судебного дела без опытного юриста в качестве представителя стороны есть вероятность отрицательного итогового решения по судебному делопроизводству.

В том случае, если прокуратура является надзорным органом при ведении дела, юрист сможет возложить в полной мере на себя такие функции, как:

  1. Защита и представление интересов во время дознания и делопроизводства;
  2. Подготовка всех необходимых и действующих согласно уголовному делу ходатайств, заявлений и жалоб;
  3. Обжалование и подача заявления в апелляционный суд в случае отрицательного итогового решения по судебному делопроизводству;
  4. Обжалование меры пресечения, выбранной судом в ходе судебного разбирательства;
  5. Выработка алгоритма действий, а также выбор тактики для защиты интересов при уголовном деле во время дознания, а также во время предварительного следствия;
  6. Сбор материалов по ведению дела и ознакомление с ними.

Это далеко не все функции, которые будет выполнять адвокат в процессе представительства на суде. Важно при этом своевременно обратиться за его помощью.

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по уголовному процессу, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

прокуратура как надзорный орган при возбуждении уголовного дела что может прокуратура при возбуждении уголовного дела поводы для возбуждения что может и должен делать прокурор в ходе разбирательства

Суть нашей работы такова, что прокурор проверяет законность действий. И если в регионе много историй попадают в прессу, это говорит не о том, что все плохо, а что работают все органы — не только на выявление преступлений, но и на противодействие преступлениям в правоохранительных органах.

Объем работы огромный, если кратко, то это надзор за возбуждениями уголовных дел, за отказами в возбуждении и ходом следствия, то есть за сроками .

В Сибири я в шесть часов вставал и в шесть уходил с работы, а в Московской области постоянно до одиннадцати сидел и в выходные радовался, что могу поспать подольше перед тем, как пойду на работу.

Это отчеты, проверки административно задержанных — надо в милицию ездить. Днем я обычно решал насущные задачи, а вечером уже проверял уголовные дела.

Прокурорам поступает много жалоб на незаконное преследование, на милицейский беспредел. Надо проверять, обоснованы они, или нет, запрашивать дела.

Но здесь вопрос статистики: если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, можно сделать небольшой прирост. Но если будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение.

И прокурора поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты.

Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры.

Комментарий к Статье 146 Уголовно-процессуального кодекса

1. Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии указанных в ст. 140 УПК повода и основания. В противном случае возбуждение уголовного дела признается незаконным и постановление подлежит отмене полномочными должностными лицами.

2. Субъектами возбуждения уголовного дела являются орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь, следователь-криминалист. Прокурор не вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела.

3. В настоящее время оперативность принятия решений о возбуждении уголовного дела существенно повышена в связи с отменой согласования данного решения, принимаемого следователем или дознавателем, с прокурором. Исключение касается дознавателей при возбуждении ими уголовного дела в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ, — только с согласия прокурора дознаватель вправе возбудить уголовное дело частного или частно-публичного обвинения при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (к иным причинам в том числе законодатель относит случай совершения указанных преступлений лицом, данные о котором не известны).

4. Указанные в ч. 1 настоящей статьи субъекты возбуждают уголовные дела в пределах своей компетенции, которая определяется правилами о подследственности преступлений.

5. Уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи потерпевшим или его представителем заявления в суд (ч. 1 ст. 318 УПК РФ).

6. В порядке исключения орган дознания уполномочен возбуждать уголовное дело о преступлении, подследственном органам следствия, если по нему необходимо выполнять неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ). Ряд должностных лиц, не относящихся к числу органов дознания или дознавателей, в силу профессиональных и ситуационных особенностей наделены правом возбуждения уголовных дел. К их числу относятся капитаны морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий или зимовок, начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. По причине удаленности от органов, полномочных принимать решения о возбуждении уголовных дел, им предоставлено право принятия такого решения. Учитывая чрезвычайные обстоятельства, вынуждающие их возбуждать уголовные дела, названные должностные лица незамедлительно извещают прокурора о начатом расследовании с последующим представлением при первой же возможности прокурору постановления о возбуждении уголовного дела и соответствующих материалов. Эти же должностные лица организуют производство неотложных следственных действий. Прокурор принимает решение о законности возбуждения уголовного дела указанными лицами.

7. Решение о возбуждении уголовного дела излагается в постановлении, которое состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части указываются наименование постановления, дата, время и место его вынесения; кем вынесено (с приведением указания на орган, в котором проходит службу должностное лицо, классного чина или звания, фамилии, инициалов должностного лица); по какому факту принимается решение; от кого исходит сообщение о факте преступления и когда оно было сделано.

В описательной части излагаются повод (поводы) и основание для возбуждения уголовного дела с приведением известных обстоятельств совершенного преступления, а также вывод о необходимости возбуждения уголовного дела со ссылкой на нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Резолютивная часть содержит собственно решение о возбуждении уголовного дела с приведением пункта, части, статьи УК РФ, предусматривающих признаки преступления, на основании которых возбуждается уголовное дело.

При направлении уголовного дела прокурору для определения его подследственности об этом указывается в постановлении.

8. По общему правилу уголовное дело возбуждается по факту совершения преступления определенным лицом. Если известен подозреваемый в совершении преступления, об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела в отношении данного лица. При принятии дела к производству лицом, которое возбуждает уголовное дело, в резолютивной части постановления об этом производится запись. При этом постановление будет именоваться постановлением о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В другом случае отмечается (следователем, дознавателем) о направлении дела по подследственности.

9. Постановление подписывается лицом, его составившим. На постановлении, кроме того, делается отметка об извещении заявителя о возбуждении уголовного дела и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с вручением последнему копии данного постановления. Копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

11. Приказами Генерального прокурора установлена обязанность подчиненных прокуроров ежемесячно проверять исполнение законодательства о приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и данные, полученные из иных источников.

12. Прокурор в 24 часа после получения копии постановления о возбуждении уголовного дела оценивает законность принятого решения и с учетом материалов, представленных органами расследования, вправе отменить вынесенное постановление. Копия постановления прокурора направляется должностному лицу, возбудившему уголовное дело, которое, в свою очередь, о решении прокурора извещает заявителя и лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело.

13. Следователь с согласия руководителя следственного органа вправе обжаловать постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору. В отношении дознавателя такое право не предусмотрено.

14. Заинтересованные лица вправе обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела вышестоящему прокурору или в суд <1>. При этом подача жалобы в суд или прокурору не приостанавливает выполнения следственных и иных процессуальных действий, в том числе если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица. Суд, проверяя доводы жалобы, не предрешает вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судом подлежат выяснению вопросы соблюдения порядка вынесения постановления о возбуждении уголовного дела; наличие повода к возбуждению уголовного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; имеются ли нарушения конституционных прав граждан в результате возбуждения уголовного дела. Суд оценивает законность и обоснованность принятых решений, исходя из обстоятельств уголовных дел <2>.
———————————
<1> Об обжаловании заинтересованными лицами в судебном порядке постановления о возбуждении уголовного дела см.: Определение СК по УД ВС РФ по делу Довжика / Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 года // БВС РФ. 2003. N 12. С. 19, 20.

<2> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 300 «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 116, 211, 218, 219 и 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации и жалобами ряда граждан» // СЗ РФ. 2003. N 3.

15. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2013 г. по делу по обвинению Г. в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, было указано, что по смыслу ст. 125 УПК РФ и в соответствии с ней при осуществлении судебного контроля за законностью и обоснованностью процессуальных актов органов дознания, следователей и прокуроров не должны предрешаться вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. Соответственно, при проверке законности постановления о возбуждении уголовного дела суд управомочен выяснять, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу, однако не вправе оценивать обоснованность возбуждения уголовного дела и наличие достаточных данных, подтверждающих фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях подозреваемого состава преступления. Обоснованность выводов следователя о совершении лицом действий, в которых он подозревается, и о наличии в этих действиях состава преступления подлежит проверке судом после завершения предварительного расследования по возбужденному уголовному делу и поступления уголовного дела в суд. Таким образом, указанные вопросы на данном этапе уголовного судопроизводства не могли быть предметом обжалования и проверки в суде. Учитывая изложенное, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ состоявшиеся судебные решения в отношении Г. отменила, производство по материалу прекратила <1>.
———————————
<1> См.: БВС РФ. 2013. N 11.

В соответствии с положениями ст. 23 УПК РФ если деяние, предусмотренное гл. 23 УК РФ <1>, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. Причинение вреда интересам организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования одновременно влечет за собой причинение вреда интересам государства или муниципального образования.
———————————
<1> Глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»: «Злоупотребление полномочиями» (ст. 201 УК РФ); «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» (ст. 202 УК РФ); «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей» (ст. 203 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Если преступные злоупотребления допустил руководитель коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием либо организацией с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования, и вред причинен исключительно интересам данной организации, уголовное дело возбуждается по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица. В случае причинения вреда интересам других организаций (некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), граждан, общества или государства уголовное дело возбуждается на общих основаниях, без учета особенностей, предусмотренных ст. 23 УПК РФ <1>.
———————————
<1> Постановление Пленума ВС РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (п. 12) // РГ. 2009. 30 окт.

19. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц регулируются нормами ст. 448 УПК РФ.

Прокуратура возбуждает уголовные дела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *