Промежуточная работа

Содержание

Составляем промежуточный акт

Когда предметом договора является большой объем работ, то в целях удобства, более оперативного отслеживания выполненных результатов и контроля за деятельностью подрядчика заказчику целесообразно предусмотреть составление промежуточного акта (ПА). Ст. 708 Гражданского кодекса предусматривает, что стороны вправе указывать в контракте сроки выполнения различных этапов, на которые и составляется отдельный акт деятельности, преследующий промежуточные цели. При необходимости приложением к контракту составляется также график исполнения этапов.

Зачем составлять

Основная цель выражается в том, что документ подтверждает выполнение подрядчиком части работ и принятие результата заказчиком (например, акт промежуточной приемки ответственных конструкций). Также он влияет на отчетность госзаказчика и меры ответственности, возлагаемые на поставщика.

В первом случае необходимо помнить, что заказчик обязан публиковать в ЕИС отчеты об исполнении контракта. Согласно ч. 9 ст. 94 44-ФЗ, результаты отдельной стадии отражаются в отчете, размещаемом в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня оплаты, приемки (Постановление от 28.11.2013 № 1093).

Во-втором случае при просрочке исполнения поставщиком обязательств, при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий, заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате неустоек: штрафов, пеней (Постановление от 30.08.2017 № 1042).

Промежуточный акт сдачи-приемки работ, образец

Скачать

В капитальном строительстве для сдачи-приемки этапов обычно используют акт по форме КС-2 (постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100), хотя допускается применение документа аналогичного содержания, имеющего свободную форму. При этом важно, чтобы форма ПА содержала в себе все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011.

Документ, подтверждающий факт выполнения договоренностей, должен содержать следующие положения:

  • наименование документа;
  • реквизиты сторон;
  • дата составления;
  • ссылка на договор, которым предусмотрены отношения между сторонами;
  • срок исполнения;
  • объем и цена выполненного;
  • подписи и печати (при наличии) участников.

ПА должны быть составлены в двух экземплярах: по одному экземпляру для каждой из сторон.

Образец акта промежуточной приемки специализированных работ

Приведем шаблон унифицированной формы (Приказ Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128).

Скачать

Как составить акт приемки работ. Образец (типовая форма) акта

  1. Что такое акт приемки работ и зачем он нужен

  2. Форма акта выполненных работ, порядок его составления и подписания

    • срок подписания акта приема-передачи работ

    • лица, подписывающие акт выполненных работ

    • последствия уклонения заказчика от подписания акта

  3. Содержание акта сдачи-приемки работ

  4. Образец (типовая форма) акта приемки работ

  5. Универсальный передаточный документ

Что такое акт приемки работ и зачем он нужен

Акт приемки выполненных работ — это подписанный заказчиком и подрядчиком документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки работы.

Акт приемки работ в гражданском законодательстве

Обязательное составление акта при приемке работы предусмотрено только для договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК)). Статья 720 ГК не содержит требования об оформлении результатов приемки в письменном виде. Однако акт выполненных работ (название этого документа может быть различным — акт приемки-передачи работ, акт сдачи-приемки и т.д.) может быть использован сторонами в качестве письменного доказательства в суде (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ). Кроме того, составление письменного документа позволяет однозначно зафиксировать объем выполненной подрядчиком и принятой заказчиком работы, а также дату приемки работы, что имеет существенное значение для определения момента перехода к заказчику риска случайной гибели работы (ст. 705 ГК) и возникновения обязанности заказчика оплатить работу (п. 1 ст. 711 ГК).

Составление и подписание акта выполненных работ выгодно обеим сторонам договора, т.к. позволяет избежать споров по поводу того, какие именно работы, в каком объеме и когда были выполнены подрядчиком. Наличие подписанного сторонами акта облегчает процесс доказывания подрядчиком факта выполнения работ, а также защищает заказчика от предъявления подрядчиком требований об оплате фактически не выполненных работ.

Если договором не предусмотрено составление и подписание акта приемки работы, то заказчик не сможет отказаться от оплаты работы, ссылаясь на отсутствие акта их приема-передачи.

Акт приема-передачи выполненных работ, подписанный сторонами, может быть признан судом необходимым доказательством их выполнения, которое должен представить подрядчик, чтобы потребовать оплаты работ в силу статьи 720 ГК.

По этим причинам рекомендуется предусмотреть в договоре условие о составлении данного документа.

При согласовании условия о составлении и подписании акта приемки-передачи выполненных работ стороны могут определить в договоре подряда следующее:

  • форму акта о выполнении работы, порядок его составления и подписания;

  • содержание акта о выполнении работ;

  • использование в качестве акта универсального передаточного документа.

Согласно сложившейся судебной практике акт фиксирует исполнение подрядчиком его обязанностей по договору и не может рассматриваться в качестве сделки по смыслу статьи 153 ГК, поэтому акт не может быть признан недействительным по правилам о недействительности сделок.

Акт в бухгалтерском законодательстве

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Каким именно — Закон № 402-ФЗ не говорит, но устанавливает в ч. 2 ст. 9 перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Формы всех первичных учетных документов начиная с 1 января 2013 года утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, которое ведет бухгалтерский учет.

Получается, что бухгалтерское законодательство (как и гражданское законодательство) не требует оформлять факт выполнения работ именно актом.

Акт в налоговом законодательстве

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов при одновременном выполнении следующих условий:

  • расходы экономически обоснованны;

  • документально подтверждены;

  • произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если произведенные расходы не удовлетворяют хотя бы одному из указанных условий, они не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными согласно законодательству РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК).

Подтверждающими документами в целях налогового и бухгалтерского учета являются первичные учетные документы (абз. 9 ст. 313 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Таким документом может быть не только подписанный сторонами акт выполнении работ (акт приемки), но и любые иные документы (например, отчет подрядчика, детализация счета за оказанные работи), соответствующие критериям, установленным в ст. 252 НК. К их числу относятся, в частности, документы, косвенно (что допускается п. 1 ст. 252 НК) подтверждающие произведенные заказчиком расходы по договору возмездного выполнения работ и обоснованность этих расходов (например, презентационные материалы).

В зависимости от конкретных обстоятельств наличие таких документов дает налогоплательщику основание учесть расходы по оплате работ при определении налогооблагаемой прибыли (при условии их соответствия критериям, указанным в ст. 252 НК).

В то же время п. 2 ст. 272 НК определено, что датой осуществления материальных расходов (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК) в виде выполненных работ производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи результата работы.

Форма акта о выполнении работ, порядок его составления и подписания

В ГК отсутствуют требования к форме акта приема-передачи выполненных работ, но формы актов приемки некоторых видов работ содержатся в подзаконных нормативных актах. Например, Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, в том числе форма КС-2 для приемки строительно-монтажных работ.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит положений об обязательном применении указанных форм, но учитывая то, что такой акт может использоваться в качестве первичного учетного документа, его форма может быть определена руководителем любой из сторон договора (заказчиком или подрядчиком) на основании части 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

На основании пункта 4 статьи 421 ГК стороны могут совместно разработать форму акта, которая может быть приложением к договору выполнения работ. В этом случае в самом договоре необходимо сделать ссылку на это приложение как на неотъемлемую часть договора. Такое условие может быть изложено так:

«В подтверждение факта выполнения работ стороны составляют акт о выполнении работ по форме, согласованной в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора».

Также сторонам рекомендуется согласовать порядок составления и подписания акта выполненных работ, указав:

  • сроки составления и подписания акта;

  • лиц, уполномоченных подписывать акт;

  • последствия уклонения от подписания акта одной из сторон.

Срок подписания акта приема-передачи выполненных работ

Срок подписания акта приема-передачи выполненных работ должен быть определен по общим правилам статей 190 — 194 ГК (т.е. календарной датой, истечением периода времени или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить). К примеру:

«Факт выполнения работ подрядчиком и их получения заказчиком должен быть подтвержден актом выполнении работ. Данный акт подлежит составлению и подписанию сторонами в течение ______ (указывается период времени) по окончании срока выполнения работ, при условии что работи выполнены подрядчиком».

Если срок составления и подписания акта приемки работ в договоре не согласован, то в таком случае акт должен быть подписан в соответствии со статьей 314 ГК в разумный срок после завершения процесса выполнения работ.

Лица, подписывающие акт выполнении работ

Стороны могут установить в договоре уполномоченных представителей, которые будут подписывать акт выполнении работ. Для этого в нем необходимо указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность лица;

  • документы, подтверждающие полномочия этого лица, которые должны быть предъявлены при подписании акта.

Это условие договора может быть изложено так:

«Подписание акта выполненных работ будут осуществлять:

Для подтверждения полномочий на подписание акта представители сторон предъявляют заверенные копии доверенностей, а также документы, удостоверяющие личность».

В случае если договор заключен заказчиком в пользу третьего лица, в качестве доказательства выполнения работ может быть принят акт, подписанный подрядчиком и этим третьим лицом.

Если стороны не указали в договоре лицо, уполномоченное осуществлять приемку, а сам акт подписан не лицом, который вправе действовать от имени подрядчика без доверенности, то такой акт не может быть принят в качестве доказательства приемки работ заказчиком (п. 1 ст. 183 ГК). Поэтому подрядчик не сможет требовать оплаты работ, но последующее одобрение сделки представляемым (п. 2 ст. 183 ГК) влечет возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей по данной сделке с момента ее совершения. Прямое последующее одобрение может выражаться в письменном или устном одобрении, даже если оно адресовано не контрагенту, в признании представляемым претензии контрагента, в конкретных действиях, свидетельствующих об одобрении сделки.

Последствия уклонения заказчика от подписания акта

Бывают случаи, когда подрядчик выполняет работы, готовит акт, подписывает его при приемке работ и передает заказчику для подписания, а заказчик уклоняется от подписания акта без объяснения причин. Чтобы избежать таких случаев стороны вправе предусмотреть в договоре следующее:

  • в случае уклонения или немотивированного отказа заказчика от подписания акта выполненых работ подрядчик вправе составить односторонний акт;

  • акт будет являться подтверждением факта выполнения работ подрядчиком и их получения заказчиком, а также основанием для оплаты работ, перечисленных в данном акте.

Это условие договора может быть изложено так:

«работы, указанные в акте, считаются предоставленными подрядчиком, принятыми заказчиком в полном объеме и подлежат оплате в соответствии с условиями договора, если заказчик не направит мотивированных возражений в течение 7 дней с момента передачи акта подрядчиком».

Для того чтобы акт выполненных работ, подписанный только подрядчиком, мог быть принят судом в качестве доказательства, подрядчик, завершив работу, должен уведомить об этом заказчика (направить ему акт выполненных работ или оповестить иным образом). При неисполнении данной обязанности неподписанный заказчиком акт не признается доказательством выполнения работы.

Содержание акта сдачи-приемки работ

В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК осмотр и приемка работы осуществляются заказчиком в присутствии подрядчика. Одновременно с приемкой составляется и подписывается акт выполненных работ.

ГК требований к содержанию акта сдачи-приемки работ не установлено. Тем не менее акт приемки работ может быть использован для целей бухгалтерского учета, при условии что он содержит следующие обязательные реквизиты первичного учетного документа (часть 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • название документа (акт приемки работ);

  • дата составления акта;

    Примечание: первичка, в которой нет названия, не подтверждает расходы, поэтому ФНС доначислят налог на прибыль

  • наименование экономического субъекта, составившего документ (юридические лица указывают свои наименования; физическим лицам необходимо указывать ФИО); также лучше указать ИНН, т.к. ФНС проводит идентификацию по ИНН, в противном случае могут снять расходы. При правильном ИНН ошибка в названии (ФИО) и КПП поможет учесть расходы (Письмо ФНС России от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104));

  • содержание факта хозяйственной жизни (то есть сведения об выполненных работах — видах, объеме и дате выполнения работ). Если вы не хотите спорить с проверяющими, максимально детализируйте в акте выполненные работы, т.е. укажите не только наименование работы, но и ее объем, а также опишите подробно действия, которые совершены подрядчиком;

  • величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни (цена выполненных работ и (или) затраты времени в часах). В актах обычно затраты времени в часах не указывают, поскольку для многих видов работ его определить сложно. Тем не менее проверяющие часто требуют указания в актах затрат рабочего времени (в часах);

  • должность лиц, совершивших сделку и ответственных за ее оформление (то есть лиц, уполномоченных на подписание акта от имени сторон договора), а также их подписи с указанием фамилий и инициалов или иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

При отсутствии одного или нескольких из перечисленных реквизитов акт может быть признан составленным ненадлежащим образом и не будет являться подтверждением выполнения работ. К примеру, суды признают ненадлежащими доказательствами факта выполнения работ акты, в которых отсутствовали должность подписавшего их лица и печать, содержащая реквизиты заказчика.

В числе обязательных реквизитов нет такого реквизита, как «М.П.» («Место печати»). Однако наш менталитет никак не может свыкнуться с мыслью отказа от печати — кто бы ни подписал документ, практически во всех случаях большее доверие все-таки вызывает у нас документ с печатью. Если сама мысль отказа от печати вам и деловым партнерам не кажется крамольной, вы можете от нее отказаться при разработке и согласовании акта об выполненных работах. Но наш совет: будьте осторожны — не пренебрегайте сложившимися обычаями делового оборота (ч. 1 ст. 5 ГК) и используйте оттиск печати на двусторонних и многосторонних внешних первичных учетных документах (в частности, на актах сдачи-приемки выполненных работ/выполненных работ по гражданско-правовому договору).

Помимо обязательных реквизитов, в акте выполненных работ необходимо также указать:

  • ссылку на реквизиты договора выполнения работ;

  • вид выполненной работы;

    Примечание: лучше указывать конкретное (а не общее) название работы. Наименование в акте должно совпадать с наименованием в договоре

  • период выполнения работы;

    Примечание: если из акта непонятно, в каком периоде выполнены работы, то ФНС может снять расходы

  • стоимость работ с выделением в т.ч. суммы НДС.

Стороны могут согласовать в договоре дополнительные требования к содержанию акта выполненных работ. Например, они могут предусмотреть, что в акте должны быть отражены сведения о количестве времени, затраченном на каждый вид работ или условие о том, что подпись уполномоченного лица в акта должна быть скреплена печатью организации (при ее наличии).

Если требования к содержанию акта о выполнении работ не согласованы, то стороны могут составить акт, предусмотрев в нем сведения, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Следует учитывать, что акт также должен включать перечень выполненных работ и сведения об их объеме, иначе он не будет признан надлежащим доказательством факта выполнения работ и подрядчик не вправе будет требовать их оплаты.

Включение в акт сведений об обнаруженных недостатках работы

Если в ходе приемки заказчик обнаружил в работе недостатки, он вправе указать на них в акте выполненных работ (п. 2 ст. 720 ГК).

Надо иметь в виду, что при подписании акта заказчик может не иметь технической возможности включить в него сведения о недостатках работы. Это возможно, если акт был подготовлен подрядчиком и не содержит соответствующего раздела или в случае, когда стороны предусмотрели использование формы КС-2, установленной Приказом Госкомстата от 11.11.1999 № 100, в которой также не предусмотрено графы для указания на недостатки. В такой ситуации заказчику следует отказаться от подписания акта с указанием мотивов отказа (обнаружение недостатков) и изложить сведения о недостатках в отдельном документе, который в соответствии с п. 1 ст. 720 ГК должен быть вручен или направлен подрядчику.

Следует учитывать, что заказчик после приемки работы вправе заявить о выявленных им скрытых недостатках (п. 4 ст. 720 ГК). В то же время, если он принял работу без проверки и подписал акт, то в дальнейшем он не сможет ссылаться на недостатки, которые могли быть выявлены при проверке (явные недостатки), если иное не установлено договором подряда (п. 3 ст. 720 ГК).

Исходя из всего изложенного акт приемки работ может иметь следующую форму:

Образец заполнения акта приемки работ
Акт сдачи-приемки выполненных работ

за октябрь 2014 года
по Договору подряда № 123 от 01 августа 2014 г.

г. Санкт-Петербург 31 октября 2014 г.

ООО «Ромашка» (ИНН 00000000000), именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Однодневка» (ИНН 00000000000), именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице директора Петрова П.П., действующего на основании Устава, с другой стороны, составили настоящий Акт приемки-сдачи выполненных работ (далее — Акт) по Договору подряда № 123 от 01 августа 2014 г. (далее — Договор) о нижеследующем.

От Заказчика:
Генеральный директор
ООО «Ромашка»

_________________ Фамилия И.О.
м.п.

От подрядчика:
Директор
ООО «Однодневка»

_________________ Фамилия И.О.
м.п.

Универсальный передаточный документ

Стороны могут составить акт выполнении работ в форме универсального передаточного документа (УПД), предложенной к использованию ФНС России в Письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры».

Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена гл. 21 НК и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

В договор выполнения работ сторонами может быть включено условие о том, что факт выполнения работ будет подтверждаться путем составления универсального передаточного документа. Это не противоречит ни положениям гл. 39 ГК РФ о возмездном оказании работ, ни требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Предложенная ФНС форма предполагает два возможных статуса УПД:

  • документ, объединяющий счет-фактуру и передаточный акт (статус документа «1»);

  • только передаточный акт (статус документа «2»).

Во втором случае не заполняются поля (или в них ставятся прочерки), которые предназначены для показателей, установленных в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры. Статус УПД указывается при заполнении формы путем проставления отметки в соответствующей графе. Однако важно помнить, что фактический статус зависит от заполнения полей (реквизитов) формы (Приложение № 4 к Письму ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@). Если заполнены только поля, предназначенные для первичного учетного документа (передаточного акта), то УПД может использоваться для подтверждения факта выполнения работ, но не будет применяться в качестве счета-фактуры.

ФНС России в указанном Письме отметила, что форма универсального передаточного документа носит рекомендательный характер и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной Постановлением № 1137.

Информация размещена 23 октября 2014 года. Дополнена — 24.04.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Как составить акт приемки работ Образец (типовая форма) акта»

  1. Если подрядчик некачественно выполнил работу

  2. Договор о реализации туристского продукта

  3. Особенности договора аренды банковской ячейки

  4. Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров

  5. Ошибки в договоре и их последствия

  6. Как правильно составить акт приема-передачи товара, оборудования и другого имущества

  7. Как правильно составить акт приемки оказанных услуг

  8. Договор аренды (общая форма)

  9. Договор аренды нежилого помещения

  10. Договор займа

  11. Договор купли-продажи

  12. Договор купли-продажи автомобиля

  13. Договор подряда

  14. Договор выполнения работ

  15. Договор поставки товаров оптовой организации

  16. Типовая форма договора о проведении технического осмотра

  17. Что такое договор

  18. Как составить договор

  19. Заключение договора

  20. Оферта

  21. Акцепт

  22. Предмет договора

  23. Существенные условия договора

  24. Изменение и расторжение договора

  25. Особенности кредитного договора

  26. Проверка «юридической чистоты» квартиры

  27. Особенности договора подряда жилья

  28. Налоговые риски договора

  29. Проверка контрагентов на добросовестность

  30. Положение о закупках

Tags: акт, приемки, работ, образец, типовая форма, как составить

Что такое промежуточный акт выполненных работ: зачем нужен, как составляется, образец заполнения

Промежуточный акт приемки — документ, фиксирующий сдачу подрядчиком и приемку заказчиком результатов работ, выполненных исполнителем по договору подряда. В отличие от стандартного акта, промежуточный фиксирует не конечную сдачу результатов, а окончание отдельной стадии исполнения договора.

После того, как этап был закончен исполнителем, он передает результаты заказчику, одновременно составляя отчетный бланк. После подписания подрядчик может переходить к выполнению следующего этапа.

Цель составления промежуточного акта приемки

Приемка отдельных стадий позволяет заказчику более эффективно контролировать добросовестность подрядчика в отношении его обязательств по договору. Промежуточный акт позволяет оценить качество и объем выполненных подрядчиком работ и требовать от него устранения изъянов, возмещения убытков либо соразмерного уменьшения стоимости (ст. 723 ГК РФ).

Согласно п.1 ст. 708 ГК РФ, исполнитель несет ответственность и за нарушение сроков исполнения отдельных этапов.

Внимание. Просрочка исполнения обязательство по договору подряда, в том числе и нарушение сроков выполнения отдельных этапов, позволяет взыскать полученные убытки с исполнителя (ст. 405 ГК РФ) или расторгнуть соглашение (ст. 450 ГК РФ). Важно. Документ используется в бухгалтерском учете и предоставляется налоговым органам при камеральной проверке. Также он является основанием для признания доходов у подрядчика и расходов у заказчика при расчете налога на прибыль, а также применяется для вычета НДС организацией-заказчиком.

В каких случаях составляется

Документ применяется, когда основным соглашением предусмотрено поэтапное исполнение обязательств. Обычно это происходит по инициативе организации-заказчика в следующих случаях:

  • большой объем планируемых работ;
  • технологическая невозможность приступить к последующей стадии без сдачи и приемки предыдущей;
  • выполняется государственный или муниципальный контракт, требования к которому предусматривает обязательные отдельные стадии для сдачи отчетности заказчиком.

Форма промежуточного акта

Бланк составляется в произвольной письменной форме, так как законодательство не устанавливает обязательного для него образца. Как правило, форма согласуется при подписании основного соглашения.

Справка. Если договор подряда заключен в сфере строительства, то при составлении документа применяется унифицированная форма № КС-2.

Составные элементы документа

Так как акт с точки зрения налогового законодательства является первичным учетным документом, в нем обязательно должны быть указаны следующие элементы:

  • название, номер и дата составления;
  • наименования обеих сторон;
  • точный вид выполненных работ, их объем и денежная стоимость (с учетом НДС);
  • срок выполнения этапа;
  • должности и подписи официальных представителей сторон;
  • печати контрагентов (при их наличии).

Как выглядит образец промежуточного акта выполненных работ:

Алгоритм заполнения

Последовательность заполнения бланка является стандартной и не отличается от алгоритма заполнения другой отчетной документации.

  1. В шапке бланка указывается название и номер протокола, а также дата и место его составления.
  2. Далее пишутся юридические наименования сторон с указанием места регистрации.
  3. Оставляется ссылка на основной договор подряда.
  4. Указывается срок исполнения отдельного этапа.
  5. В табличном виде перечисляются результаты выполненных работ с указанием их стоимости и оценки качества.
  6. Далее заказчик подтверждает, что результаты трудов исполнителя его устраивают и он не имеет претензий к подрядчику.
  7. В конце указываются должности представителей сторон, ставятся их подписи и печати юридических лиц.

После подписания экземпляры бланка остаются у каждого из контрагентов.

Скачать промежуточный акт приемки выполненных работ образец

Видео по теме

Видео ролик о том, как правильно составлять акт по форме КС-3

Акт приемки выполненных работ как доказательство в строительном споре

Практически в каждом споре об объемах, стоимости, качестве или сроках выполнения работ по договору строительного подряда одним из основных доказательств становится акт сдачи (приемки) выполненных работ.

Акт приемки результата работ как основание возникновения обязанности по оплате

Порядок приемки результата выполненных по договору подряда работ регламентирован положениями статей 720, 753 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 720 ГК РФ на заказчика по договору подряда возлагается обязанность в сроки и порядке, которые предусмотрены договором, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).

В соответствии с пунктом 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Из пункта 2 статьи 753 ГК РФ следует, что заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда.

Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.10.2012 № 5150/12 указал, что акт сдачи-приемки выполненных работ, является доказательством факта сдачи подрядчиком заказчику результата выполненных работ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51, факт сдачи подрядчиком заказчику результата выполненных работ является основанием для возникновения обязательства заказчика по их оплате. Впоследствии Президиум ВАС РФ неоднократно подтверждал данный вывод, отмечая, что риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата работ по умолчанию несет заказчик.

До сдачи заказчику результата выполненных работ подрядчик не вправе требовать их оплаты. Этот вывод следует из положений пункта 1 статьи 711 ГК РФ, согласно которому заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную договором цену после окончательной сдачи результатов работы.

Экономколлегия ВС РФ в Определении от 29.06.2015 № 303-ЭС15-369 отметила, что в силу статьи 65 АПК РФ обязанность документально подтвердить факт выполнения и сдачи результата работ возлагается на подрядчика.

В развитие этой позиции в Определении от 24.08.2015 № 302-ЭС15-8288 Экономколлегия ВС РФ отметила, что подрядчик, требующий взыскания с заказчика долга по оплате выполненных работ, в подтверждение исполнения принятых на себя обязательств должен представить суду доказательства уведомления заказчика о готовности сдать результат выполненных работ, а также акт приема-передачи выполненных работ, а в Определении от 09.02.2015 № 309-ЭС14-1949 указала, что факт сдачи подрядчиком результата выполненных работ должен подтверждаться именно актом сдачи-приемки, отклонив в качестве доказательства акт проверки исполнения контракта, не являющийся актом сдачи-приемки выполненных работ в смысле статей 720, 753 ГК РФ.

Вместе с тем в Определении от 30.07.2015 № 305-ЭС15-3990 Экономколлегия отметила, что акты выполненных работ хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств. Коллегия указала, что законом не предусмотрено, что факт выполнения работ подрядчиком может доказываться только актами выполненных работ (статья 68 АПК РФ) и признала в качестве надлежащего доказательства выполнения работ субподрядчиком акт приемки законченного строительством объекта заказчиком у генерального подрядчика.

Зачастую приемка выполненных по договору строительного подряда работ оформляется посредством составления актов по унифицированным формам (КС-2, КС-3, КС-11, КС-14, КС-17), утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100.

Актом приемки результата выполненных работ в смысле статьи 753 ГК РФ в данном случае будет являться акт приемки законченного строительством объекта, составленный по унифицированной форме КС-11, представляемый застройщиком согласно пункту 4 части 3 статьи 55 ГрК РФ в уполномоченный орган в составе документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Акт по форме КС-14 (акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией), который участники строительных проектов все еще иногда оформляют, по сути, является анахронизмом. Составление такого акта предусматривалось Постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» и СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», однако с вступлением в силу действующего ГрК РФ процедура ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию изменилась – институт сдачи объекта заказчиком государственной приемочной комиссии (которую предваряла приемка объекта заказчиком у подрядчика) был упразднен и заменен выдачей застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Промежуточные акты приемки выполненных работ (КС-2)

Как указано выше, в силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ обязанность оплатить работы возникает у заказчика после окончательной сдачи их результата подрядчиком. При этом договором подряда может быть предусмотрена также оплата отдельного этапа работ. Если договором не предусмотрена поэтапная приемка и оплата отдельных этапов работ, заказчик в соответствии с положениями статьи 311 ГК РФ вправе не принимать такие этапы до сдачи результата работ в целом.

По смыслу пункта 1 статьи 753 ГК РФ сдача и приемка отдельного этапа работ производится в том же порядке, что и результата работ по договору в целом. С приемкой отдельного этапа работ к заказчику в соответствии с пунктом 3 статьи 753 ГК РФ переходит риск последствий гибели или повреждения результата работ, которые произошли не по вине подрядчика.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100, не содержит унифицированной формы акта приемки отдельного этапа работ, поэтому форма такого акта должна определяться самими сторонами договора.

Кроме акта приемки законченного строительством объекта, который оформляется сторонами (в т.ч. по унифицированной форме КС-11), и актов приемки отдельного этапа работ, унифицированная форма которого отсутствует, стороны договора подряда, как правило, ежемесячно оформляют акты о приемке выполненных работ по унифицированной форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме КС-3.

В пункте 18 Информационного письма от 24.01.2000 № 51 Президиум ВАС РФ разъяснил, что данные акты не являются актами предварительной приемки результата отдельного этапа работ, а подтверждают лишь выполнение промежуточных работ для проведения расчетов.

Аналогичная позиция приводится в Письме Минфина России от 20.03.2009 № 03-07-10/07, из которого следует, что если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ заказчиком, то акты по форме КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», подписываемые заказчиком в отношении работ, выполненных подрядчиком за отчетный месяц, являются основанием для определения стоимости выполненных работ, по которой производятся расчеты с подрядчиком, и не являются принятием результата работ заказчиком.

Такой подход означает, что акты КС-2 и справки КС-3 имеют значение для осуществления бухгалтерского учета, но не влияют на взаимные права и обязанности сторон договора подряда с точки зрения положений главы 37 ГК РФ. Иными словами, направление подрядчиком акта КС-2 не влечет возникновения у заказчика предусмотренной пунктом 1 статьи 753 ГК РФ обязанности немедленно приступить к осмотру, проверке и приемке выполненных работ, а подписание такого акта заказчиком не лишает его права в последующем ссылаться на не указанные в акте недостатки работ, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 720 ГК РФ (собственно, унифицированная форма КС-2 не предусматривает даже граф для указания выявленных в ходе приемки работ недостатков).

Подобный характер унифицированных форм КС-2 и КС-3 не исключает возможности их корректировки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

На практике корректировка таких первичных учетных документов, как акты КС-2 и справки КС-3, осуществляется путем (i) внесения исправлений в ранее составленные документы, (ii) составления новых первичных документов взамен составленных ранее или (iii) составления корректировочных первичных документов. Возможность такой корректировки подтверждается и судебной практикой. Так, например, АС Московского округа в постановлении от 17.12.2014 по делу № А40-156104/13 указал, что составление корректирующих актов КС-2 по результатам контрольной проверки объемов выполненных работ и правильности применения расценок действующим законодательством не запрещено. К аналогичным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 06.03.2014 по делу № А33-9021/2013, отметив, что ежемесячные формы КС-2 и КС-3 носят промежуточный характер и их корректировка не является нарушением действующего законодательства. В то же время в постановлении от 28.01.2015 по делу № А40-59899/14 АС Московского округа, например, отклонил ссылки истца на откорректированные акты КС-2, указав, что первоначальные акты были подписаны им без замечаний, а повторный обмер объемов выполненных работ сторонами в договоре не предусмотрен.

Несмотря на то, что подход к правовой природе актов КС-2, изложенный в пункте 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51, находит отражение в судебной практике, в большинстве случаев суды воспринимают акты приемки выполненных работ, составленные по унифицированной форме КС-2, именно как акты приемки в смысле статей 720, 753 ГК РФ.

Односторонний акт сдачи (приемки) выполненных работ

В качестве общего правила пункт 4 статьи 753 ГК РФ предусматривает, что акт сдачи и приемки результата выполненных подрядчиком работ подписывается обеими сторонами. Одновременно этим же пунктом предусмотрено, что при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51, норма пункта 4 статьи 753 ГК РФ защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку, поэтому подрядчик, не известивший заказчика о завершении работ по договору и не вызывавший его для участия в приемке результата работ, не вправе ссылаться на односторонний акт в обоснование требования о взыскании долга по оплате.

В силу абз. 2 пункта 4 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Согласно пункту 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 это означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.

В Определении от 26.01.2016 № 70-КГ15-14 Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отметила, что само по себе неподписание акта о приемке не является основанием для освобождения заказчика от оплаты стоимости выполненных работ.

Как следует из пункта 6 статьи 753 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от приемки результата работ лишь в случае обнаружения недостатков, которые (i) исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и (ii) не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком. В этой связи факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. При наличии недостатков, которые не исключают возможность использования результата работ для предусмотренной договором цели или являются устранимыми, заказчик не может отказаться от приемки результата выполненных работ, но вправе предъявить подрядчику требования, основанные на пункте 1 статьи 723 ГК РФ. Бремя доказывания наличия недостатков согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 12888/11, возлагается на заказчика.

Оспаривание актов приемки выполненных работ

В пункте 2 статьи 720 ГК РФ установлено правило, согласно которому заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них лишь в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

Согласно пункту 3 статьи 720 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

Несмотря на данные ограничения, Президиум ВАС РФ в пунктах 13 и 14 Информационного письма от 24.01.2000 № 51 разъяснил, что наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не препятствует ему заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости работ, одновременно представив доказательства обоснованности этих возражений. Позднее эти разъяснения нашли свое подтверждение в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 № 13765/10 и от 22.04.2014 № 19891/13 и по настоящее время широко применяются арбитражными судами.

Впрочем, нередко суды применяют положения пунктов 2 и 3 статьи 720 ГК РФ исходя из их буквального толкования и не принимают возражения заказчика по объему, стоимости или качеству работ при наличии подписанных без возражений актов приемки.

Во многом отсутствие единообразия судебной практики применения указанных норм объясняется описанными выше проблемами с определением природы промежуточных ежемесячных актов, составленных по унифицированной форме КС-2. В том же пункте 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 указано, что правила, установленные статьей 720 ГК РФ, применяются при приемке результата работ в целом в то время, как разъяснения касались возражений по качеству работ, принятых по промежуточным актам КС-2. Суды же, не принимая в расчет разницу между итоговыми актами приемки результата работ (в т.ч. незавершенного строительством объекта при досрочном прекращении договора подряда) и промежуточными актами КС-2, оформляемыми для целей текущих расчетов заказчика с подрядчиком, порой либо необоснованно применяют положения статьи 720 в их буквальном толковании к промежуточным актам КС-2, либо столь же необоснованно не применяют их к итоговым актам приемки результата работ по договору.

Постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 10147/13.

Данный вывод подтверждается также правовыми позициями, сформулированными в постановлениях Президиума ВАС РФ о 25.12.2012 № 9924/11, от 13.03.2012 № 14486/11, от 30.11.2010 № 9217/10. Этот же вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 09.10.2012 № 5150/12, которым суд прекратил производство по иску подрядчика о взыскании долга за выполненные работы, мотивировав это тем, что ранее подрядчик уже обращался в суд с данным требованием, но факта сдачи результата работ заказчику не доказал.

Данный вывод представляется небесспорным, поскольку пункт 4 статьи 753 ГК РФ требует от сторон договора строительного подряда составления именно акта приемки результата выполненных работ. В отношении иных договоров подряда сдача результата работ подрядчиком и его приемка заказчиком в силу пункта 2 статьи 720 ГК РФ может оформляться как актом, так и иным документом, удостоверяющим приемку.

Не подлежат обязательному применению с 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2007 № 206-О-О.

Тем не менее упоминание унифицированной формы акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией КС-14 встречается и в судебных актах, вынесенных после вступления в силу действующего ГрК РФ. Так, в постановлении от 23.07.2013 № 4030/13 Президиум ВАС РФ признал правомерным условие договора строительного субподряда, по которому часть цены за выполненную работу выплачивалась генеральным подрядчиком субподрядчику после оформления заказчиком акта по форме КС-14.

Отдельный этап работ, о котором идет речь в пункте 1 статьи 711 и в пункте 1 статьи 753 ГК РФ необходимо отличать от отдельного этапа строительства, который определяется как строительство или реконструкция одного из нескольких планируемых к строительству объектов или отдельной части объекта, если такой объект или часть объекта может эксплуатироваться независимо от других, т.е. автономно (пункт 1 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145).

Соответствующая правовая позиция сформулирована, например, в Определении Экономколлегии ВС РФ от 09.12.2014 № 305-ЭС14-3435.

Напр.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 № Ф05-2706/2015 по делу № А40-96797/13.

Аналогичный вывод содержится в Определении Экономколлегии ВС РФ от 17.08.2015 № 308-ЭС15-6751.

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 12888/11.

Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 № 305-ЭС15-6882.

Напр.: постановление АС Волго-Вятского округа от 22.03.2016 по делу № А43-30244/2014, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.12.2015 по делу № А58-5767/2013, постановление АС Дальневосточного округа от 29.12.2015 по делу № А51-7265/2015, постановление АС Московского округа от 09.03.2016 по делу № А41-15146/2015, постановление АС Поволжского округа от 27.11.2015 по делу № А55-3888/2014, постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.05.2016 по делу № А32-15346/2013, постановление АС Уральского округа от 23.12.2015 по делу № А60-13882/2015, постановление АС Центрального округа от 17.11.2015 по делу № А14-3772/2013 и др.

Напр.: постановление АС Волго-Вятского округа от 03.04.2015 по делу № А28-1835/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.10.2015 по делу № А03-11975/2014, постановление АС Северо-Западного округа от 02.11.2015 по делу № А26-192/2015, постановление АС Дальневосточного округа от 01.12.2015 по делу № А04-4219/2014, постановление АС Поволжского округа от 21.12.2015 по делу № А12-12128/2015, постановление АС Уральского округа от 07.04.2016 по делу № А47-4693/2015 и др.

Держите стройку под контролем: для чего нужен промежуточный акт выполненных работ? Образец документа

Существует ли унифицированная форма документа?

Для чего необходима приемка отдельных этапов строительства по договору подряда?

Промежуточный акт сдачи-приемки выполненных работ необходим для подтверждения выполнения подрядчиком отдельных этапов обязательств по договору подряда. Этим же документом заказчик принимает промежуточный результат.

Промежуточный акт фиксирует определенный этап выполнения работ, к примеру, в процессе капитального строительства, но при этом не является актом приемки в смысле, придаваемом ему гражданским законодательством, поскольку не предполагает фактическую передачу заказчику части работы.

Документ позволяет решить ряд задач:

  1. подтверждает выполнение подрядчиком определенной части взятых на себя обязательств;
  2. подтверждает принятие промежуточного результата заказчиком;
  3. необходим для составления бухгалтерской отчетности;
  4. предоставляется налоговым органам в процессе проведения камеральных проверок;
  5. позволяет установить факт исполнения сторонами обязательств в определенном объеме;
  6. может использоваться в качестве доказательственной базы в судебных разбирательствах;
  7. фиксирует претензии заказчика к качеству промежуточного результата (при их наличии);
  8. подтверждает действие сторон в соответствии с утвержденным графиком, то есть исполнение части обязательств в установленные соглашением сторон сроки.

Несмотря на отсутствие установленной формы, акт сдачи-приемки выполненных работ является документом строгой отчетности.

Как оформить?

По окончании отдельных этапов строительства заказчик и подрядчик должны составить и подписать документ, который будет свидетельствовать о частичном исполнении ими взятых на себя обязательств. Форма документа на уровне законодательства не утверждена, то есть, стороны вправе самостоятельно ее разрабатывать.

Однако, учитывая, что акт относится к первичным документам строгой отчетности, он в обязательном порядке должен содержать определенные сведения, включая:

  • название (акт сдачи-приемки выполненных работ);
  • дату составления;
  • реквизиты заказчика и подрядчика;
  • ссылку на соглашение о подряде, в соответствии с которым действуют стороны;
  • сроки начала и завершения определенного этапа работ;
  • объем и цену исполненных обязательств;
  • место проведения строительных работ;
  • подписи и печати (при наличии) сторон правоотношений.

Документ состоит из нескольких частей, в которые необходимо включить следующие сведения:

  1. В первой части следует указать данные о договоре строительного подряда, приложением к которому будет являться составляемая бумага.
  2. Во второй части акта необходимо зафиксировать факт окончания отдельного этапа исполнения обязательств.
  3. Третья часть представляет собой таблицу, в которую следует поочередно внести все разновидности работ, которые были выполнены по договору, прописав также сроки сдачи результатов, стоимость исполненных обязательств, качество выполненной работы, замечания заказчика (при их наличии).

Необходимо ответственно подойти к заполнению граф таблицы, касающихся качества принятого результата и замечаний заказчика, в спорной ситуации этот документ будет лежать в основе доказательственной базы, на которую будет ориентироваться суд при вынесении решения. Акт выполненных работ является важным документом в отношениях подрядчика и клиента. Но бывают ситуации, когда заказчик отказывается или уклоняется от подписания упомянутого документа. Как действовать в таком случае согласно закону, читайте на нашем сайте. Также из материалов вы узнаете, для чего нужен акт освидетельствования выполненных работ в строительстве и о правилах составления и подачи мотивированного отказа от подписания акта приемки-сдачи.

Существует ли унифицированная форма документа?

Чтобы подтвердить частичное исполнение обязательств руководители компании-заказчика и организации-подрядчика подписывают акт, составляемый сторонами в свободной форме. Тем не менее, если речь идет о капитальном строительстве, то для подтверждения сдачи-приемки определенных этапов строительства используется унифицированный акт по форме КС-2, утвержденный постановлением Госкомстата РФ №100 от 11.11.1999.

Этапы выполнения строительно-монтажных работ в сфере жилищного или производственного строительства подтверждаются названным актом по форме КС-2, который в случае необходимости может быть доработан и переработан таким образом, чтобы удовлетворять потребностям конкретной организации.

Он составляется на основании журнала, в котором фиксируются все произведенные работы (по форме № КС-6а). Кроме того, акт лежит в основе справки о стоимости исполненных обязательств и произведенных затрат (форма № КС-3).

Документ необходимо составлять в двух экземплярах, один из которых после подписания остается у заказчика, второй – у подрядчика.

При выполнении длительных или сложных работ в рамках подрядного договора стороны прибегают к составлению промежуточных актов сдачи-приемки результатов, подтверждающих факт исполнения того или иного этапа договорных обязательств.

Несмотря на отсутствие унифицированной формы, они относятся к первичным документам строгой отчетности, а потому должны содержать определенные данные. При этом в сфере капитального строительства чаще всего стороны прибегают к составлению и подписанию актов сдачи-приемки по форме КС-2.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Промежуточная работа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *