Протокол доставления, образец

Содержание

Решение № 2-4197/15 2А-4197/2015 2А-4197/2015~М-3227/2015 М-3227/2015 от 21 октября 2015 г. по делу № 2А-4197/2015

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область) — Гражданское Суть спора: (адм.) об оспаривании решений, действий (бездействия) — органов государственной власти, органов местного самоуправления Дело № 2-4197/15

Решение
в окончательной форме изготовлено 21.10.2015
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г.Екатеринбург 16 октября 2015 года
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области под председательством судьи Бочкаревой Е.Ю., при секретаре Мельник Н.О., с участием административного истца Изотова Ю.И., представителя административного истца- Рожина Д.И.., представителя административного ответчика – Киреевой О.В., рассмотрев административное дело по административному иску Изотова Ю.И. о признании незаконным действий сотрудников ОП №5 УМВД России по городу Екатеринбургу
установил:

административный истец Изотов Ю.П. обратился в Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга с заявлением о признании незаконным действий сотрудников отдела полиции, выразившиеся в задержании, доставлении и ограничении свободы.
Поддерживая доводы заявления, административный истец пояснил, что 11.05.2015 при следовании в кафе, был задержан совместно с группой лиц в историческом сквере г.Екатеринбурга и доставлен в ОП № 5 УМВД России по городу Екатеринбургу. При доставлении сотрудник полиции Петров М.В и Динмухаметов Р.Ф. пояснили ему, что основанием доставления в отдел полиции является ориентировка в отношении физического лица, схожего по приметам с его внешностью. В помещении отдела полиции его совместно с другими задержанными, держали более 2 часов за дверьми, оснащенными магнитным замком. Протокол о задержании не составляли, по прошествии указанного времени он был отпущен. Полагает, что основания для доставления и задержания отсутствовали, сотрудниками полиции нарушены его право на свободы, свободы передвижения, право на собрания, в связи чем просил признать действия по доставлении и задержанию незаконными. Административный истец ссылался в обоснование доводов иска на нарушение ст.ст.22,31 Конституции РФ, Международного пакта о гражданских и политических правах.
Представитель административного истца Рожин Д.И. уточнив доводы пояснил, что доставлением лица в отдел полиции возбуждено производство по административному делу, фактом выпуска лица, подтвержденной справкой начальника ОП 5 прекращено производство по делу. Поскольку сотрудники полиции не усмотрели в действиях Изотова состава административного правонарушения, при доставлении не пояснили цель, основания для доставления и задержания отсутствовали. Кроме того, в нарушение требований закона, протокол об административном задержании не составлялся.
Представитель УМВД России по городу Екатеринбургу Киреева О.В. возражала относительно доводов заявления, пояснив, что в силу федерального Закона «О полиции» сотрудники ОП № 5 при пресечении несанкционированного митинга имели законные основания для доставления участвующих лиц в отдел полиции, в том числе для составления протокола и установления личности лица. В соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был составлен протокол о доставлении с указанием основания. На основании изложенного, действия сотрудников полиции являлись законными.

Заслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей А.., Б.., исследовав письменные доказательства, материалы видеосъемки, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьями 4, 218 Кодекса административного судопроизводства, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (решения) согласно ч.11 ст. 226 КАС Российской Федерации возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия.
Судом установлено на основании исследованных в судебном заседании материалов дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении В. по ч.2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, что 11 мая 2015 года Изотов Ю.И. был доставлен в отдел полиции № 5 УМВД России по городу Екатеринбургу в 18:45 в порядке ст. 27.2 КоАП РФ, о чем составлен протокол об административном доставлении (л.д.12). Данный протокол составлен Петровым М.В.
Учитывая, что ОП №5 УМВД России по городу Екатеринбургу не является юридическим лицом, а входит в структуру МВД по городу Екатеринбургу, некорректное наименования ответчика не влияет на существо рассматриваемого спора, и не может служить основанием для отказа в иске по формальному основанию. Интересы административного ответчика представляло уполномоченное УМВД России по городу Екатеринбургу лицо по доверенности.
Согласно справке начальника ОП №5 УМВД России по городу Екатеринбургу, в 17:00 11.05.2015 в дежурную часть поступило сообщение от *** о том, что *** проходит несанкционированный митинг в поддержку Савченко. Прибывший на адрес наряд *** доложил, что на месте находится группа людей с плакатом и табличками с изображением женщины и печатным текстом на английском языке. В ОП № 5 доставлен, среди остальных, прочих Изотов Ю.И., который был опрошен по данному факту. Поскольку в действиях Изотова Ю.И, в том числе, отсутствовали признаки административного правонарушения, он отпущен (л.д.09-10).
Согласно п.1,2 ч.1 ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание.
В силу части 3 ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 16.06.3009 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.15). В исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, применяется административное задержание, срок которого, как правило, не должен превышать трех часов (часть 1 статьи 27.3, часть 1 статьи 27.5).
Согласно части 1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи (часть 1 ст.27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценивая обстоятельства доставления административного истца, суд приходит к следующему.
Свидетель А. показал суду, что в группе людей был доставлен с Исторического сквера в помещение отдела полиции, при этом ему озвучили цели доставления — ориентировка, протокол об административном задержании не составили. Находился в помещении отдела полиции за дверьми, оснащенными магнитным замком. Прибыл в помещении более двух часов. Наблюдал Изотова Ю.И., которого вызывали для дачи объяснений.
Свидетель Б.. показал суду, что по поступившему сообщению о несанкционированном митинге прибыл в составе наряда. На месте ужа находился наряд ДПС ГИБДД, сотрудники которого общались с присутствующими лицами. Сотрудник ГИБДД изложили характер ситуации, и по указанию дежурной части сопровождали группу граждан до посольства Украины. Члены группы после перемещения в исторический сквер, достали флаг и плакат с изображением женщины, которые передавали друг другу. На основании изложенного, принято решение о доставлении группы лиц в отдел полиции с целью пресечения правонарушения, какие именно основания для доставления он озвучил не помнит за давностью событий.
Показания свидетелей, в совокупности с материалами административного производства по делу в отношении В.., в частности, постановления о назначении последнем административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяют суду установить факт проведения митинга 11.05.2015 *** и присутствие в группе лиц административного истца.
В соответствии со статьей 6 ФЗ «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Обладая полномочиями по доставлении лиц в подразделение полиции, руководствуясь п.13 ч.1 ст.13 Федерального закона «О полиции», и ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сотрудник полиции, исполняя свои служебные обязанности, доставил Изотова Ю.И. в отдел полиции, составив протокол об административном доставлении в соответствии с требованиями ст.27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания доставления указаны в протоколе ч.2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи».
Краткий сюжет видеоматериала по факту общения сотрудниками полиции с Изотовым не позволяет с достоверностью установить, озвучен ли был сотрудниками полиции данный мотив доставления истца. Доводы свидетеля Свечникова о том, что ему озвучили мотив доставления- ориентировка по лицу, не могут приниматься во внимание, поскольку свидетель говорил о своем доставлении, а не Изотова.
Указанные мотивы доставления были законными, поскольку обстановка, которая обнаружена сотрудниками полиции, позволяла сделать вывод о совершении правонарушения и необходимости его пресечения, установления лиц, причастных к организации публичного несанкционированного мероприятия.
Доводы представителя истца о том, что доставлением возбуждено производство по делу, а составлением справки начальником полиции прекращено, суд признаёт несостоятельными, основанными на неверном толковании права.
В силу части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
По факту доставления никаких иных протоколов не составлялось.
В соответствии с частью 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса. То есть, при наличии возбужденного дела, должностное лицо, при наличии законных оснований, выносит постановление о прекращении производства по делу. Справка, составленная начальником полиции ОП № 5 по митингу, не отвечает требованиям процессуального документа, которым прекращается производство по делу, и по своему содержанию таковым не является.
При установлении обстоятельств и причастности лиц к совершению правонарушения, должностное лицо полиции определяет наличие оснований и поводов к возбуждению дела, то есть признаков административного правонарушения, в частности. В отношении Изотова Ю.И. таковые не установлены, в связи с чем административное производство в отношении него не возбуждалась. Логика истца и его представителя о том, что всякое доставление в полицию влечет возбуждение производства по делу порочна и не основана на нормах действующего законодательства, поскольку предполагает ограничение полномочий полиции в правах, которой она располагает при выполнении возложенных государством обязанностей по обеспечению правопорядка.
Вопреки доводам административного истца о том, что к нему применялась мера обеспечения – административное задержание, суд не установил на основании представленных истцом доказательств факта задержания. Как указано в ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задержание выражается в кратковременном ограничении свободы. Данная мера обеспечения производства по делу характеризуется помещением лица в специализированное помещение, исключающее свободное передвижение, находящееся под охраной. Фактически задержанное уполномоченными должностными лицами и доставляемое в помещение органа исполнительной власти лицо еще не считается административно задержанным. Только с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение возникает состояние административного задержания. Однако Изотов Ю.И. не был помещен в данное специализированное помещение, его нахождения в помещении отдела полиции носило кратковременный характер. Никаких доказательств длительного и контролируемого помещения в закрытое пространство, ограничивающее возможность передвижения, стороной истца не представлено. Суждения Изотова Ю.И. о длительности нахождения в помещении отдела полиции основаны на субъективном восприятии времени.
Учитывая изложенное, основания для составления протокола об административном задержании, отсутствовали.
Оценивая доводы административного истца о нарушении норм Конституции и международного права, суд руководствуется содержанием указанны норм.
В силу ст. 10 «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом » (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Согласно статье 11 Конвенции (свобода собраний и объединений) каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государств».
Согласно статье 22 Конституции РФ, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Содержание приведенных в качестве основания заявленного требования истца правовых норм и конструкций противоречит существу иска, поскольку истец утверждал, что его нахождение в составе группы людей и доставление вызвано неизвестными причинами, поскольку он направлялся в кафе, не преследуя иных целей. Ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в ходе доставления, истец не пояснил, что его нахождение с группой лиц, доставленный в отдел полиции, вызвано ограничением его права на митинг, выражения своего мнения, гарантированного Конституцией РФ.
Кроме того, судом на основании совокупности исследованных доказательств не установлен факт ограничения свободы истца.
В силу части 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В контексте названных правовых норм, свободы передвижения означает объективную возможность реализации прав лица, законно находящегося на территории страны, вне зависимости от регистрации по определенному месту проживания. Европейский Суд в своем постановлении «Солтысяк против Российской Федерации напоминает, что в соответствии с установленной практикой право на свободу передвижения, гарантированное пунктами 1 и 2 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции, направлено на защиту права каждого на свободу передвижения в пределах своей страны и права покидать ее, что предполагает право каждого по своему выбору уезжать в любую страну, в которой он может быть принят.
Каким образом доставление Изотова Ю.И. в отдел полиции повлекло нарушение данного права, административным истцом не доказано, не пояснено, в связи с чем довод о нарушении данного права является надуманным.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу, что доставление Изотова Ю.И. произведено с соблюдением процедуры, уполномоченным лицом, при наличии оснований, при надлежащем процессуальном оформлении, что исключает возможность удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Изотова Ю.И. о признании незаконным действий сотрудников ОП №5 УМВД России по городу Екатеринбургу отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга.
Решение в окончательной форме будет изготовлено не позднее 21 октября 2015 года.
Судья Е.Ю.Бочкарева

Суд:

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Иные лица:

ОП №5 УМВД России по г. Екатеринбургу

Судьи дела:

Бочкарева Елена Юрьевна (судья)

Доставление

Доставление – это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление протокола ‑ единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано в дальнейшем, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа, и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие пограничных органов; иные военнослужащие; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники некоторых других федеральных органов исполнительной власти.

В ст. 27.2 КоАП РФ не только подробно перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять доставление, но и указано в случае совершения каких правонарушений и в какие служебные помещения они могут это сделать. Так, например, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Доставление производится должностными лицами органов внутренних дел также в случае обращения к ним других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении этих правонарушений. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, с проникновением в охраняемую зону. В этих случаях физические лица доставляются в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск.

Отметим, что все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют право осуществлять доставление, в частности, лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от того, находятся ли работники милиции в форменной или в гражданской одежде, во время несения службы или в свободное от нее время. Таким же правом обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также военнослужащие внутренних войск, исполняющие другие служебные обязанности.

В ст. 27.2 КоАП РФ указаны и прочие правонарушения, при совершении которых должностные лица органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие пограничных органов, иные военнослужащие, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, судебные приставы, должностные лица других органов вправе осуществлять доставление физических лиц для составления протокола об административном правонарушении.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. При этом, учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения, куда необходимо доставить совершившее его физическое лицо, может быть различной, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельного срока доставления. Однако такой срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Таким образом, законодатель предоставил должностным лицам, осуществляющим доставление, определенную степень процессуальной свободы: они могут либо составить самостоятельный протокол о доставлении, либо зафиксировать факт доставления в протоколе об административном правонарушении (что на практике чаще всего и делается); факт доставления может быть отражен и в протоколе об административном задержании.

При этом не следует думать, что доставление физического лица для составления протокола об административном правонарушении обязательно обусловливает его последующее задержание. Административное задержание, как будет показано ниже, может быть применено лишь в исключительных, специально оговоренных в КоАП РФ случаях. Однако если в процессе составления протокола об административном правонарушении выяснится необходимость административного задержания физического лица, то доставление перейдет в задержание.

Законодатель ничего не говорит о содержании протокола о доставлении. Однако аналогично протоколу об административном задержании в протоколе о доставлении следует указать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего этот протокол, сведения о доставленном лице, время и место доставления. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. В случае если доставленное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе должна быть сделана соответствующая запись. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Приложение N 9. Протокол о доставлении (рекомендуемый образец)

Приложение N 9
к Административному регламенту исполнения
Министерством внутренних дел Российской
Федерации государственной функции
по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением
участниками дорожного движения требований
законодательства Российской Федерации
в области безопасности дорожного движения

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ПРОТОКОЛ 00AA000000 о доставлении «___»__________20___г. «___» час. «____» мин. ___________________________ (дата составления) (время составления) (место составления) Я,__________________________________________________________________ (должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол) в соответствии со статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил настоящий протокол о том, что гражданин(ка)

(фамилия) (имя) (отчество (при наличии) _________________________________________________________________________ (дата и место рождения) проживающий(ая)__________________________________________________________ _______________________________________телефон:__________________________ работающий(ая)/ служащий(ая) ____________________________________________ (наименование и адрес местонахождения организации, телефон) ____________________________________, должность__________________________ _________________________________________________________________________ «____»____________20___г. в «____» час. «____» мин. (дата, время доставления) при наличии оснований (ненужное зачеркнуть): невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, предусмотренного частью статьи __________ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о котором составление протокола является обязательным; принятие решения об административном задержании лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью _____ статьи_____ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущего административный арест, доставлен(а) в___________________________________________________________ (наименование служебного помещения органа внутренних дел _________________________________________________________________________ (поличии), органа местного самоуправления сельского поселения) Подпись должностного лица, составившего протокол ________________________ Копию протокола получил(а) (вручается доставленному лицу по его просьбе) _______________________________ (подпись доставленного)

Образец заполнения протокола о доставлении.

Протокол о доставлении образец заполненный

КоАП РФ, данный срок можно увеличить. Если необходимо выполнить длительное расследование, то разрешенный срок может быть увеличен до полугода.

Образец

Единого заполненного образца протокола об административном правонарушении нет. Все госорганы с помощью своих внутренних документов утверждают форму протокола, применяемую в работе.

Но содержанием и внешним видом бланки практически не отличаются. Образец протокола об административном правонарушении, заполненный участковым, включает те же разделы, что и остальные подобные документы.

Вверху посередине страницы указывается название документа, номер. Ниже с левой стороны фиксируется дата, а справа – место составления. Потом указывается информация о работнике, который составляет протокол, а также сведения о нарушителе.

КоАП РФ или Закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность указываются сведения: о физическом лице фамилия, имя, отчество, год рождения (для несовершеннолетнего лица также число и месяц рождения), место рождения, регистрации и фактического проживания, документ, удостоверяющий личность (серия, номер, кем и когда выдан), место работы, должность; для юридического лица — организационно-правовая форма, наименование, юридический адрес, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика) Иные сведения, необходимые для разрешения дела: повторное совершение однородного административного правонарушения; наличие судимости и т.д.
Необходимо обозначить Ф.И.О, паспортные данные, адрес, прописку или юридический адрес, сведения о директоре организации.

  • Данные о потерпевших и свидетелях, если они есть (Ф.И.О, паспортные данные, адреса).
  • Сведения о правонарушении (дата, место, суть).
  • Указание статьи закона.
  • Пояснения нарушителя.
  • Прочие сведения, которые нужны для помощи рассмотрения дела.

Образец протокола об административном правонарушении в РФ во всех случаях один. Документ будет отличаться лишь содержанием, поскольку составляется при конкретном нарушении.

В результате досмотра у обнаружено наименование, количество, идентификационные признаки вещей, сведения о виде и реквизитах документов В соответствии со ст КоАП РФ произведено изъятие вещей и документов.

По настоящему протоколу изъяты: указать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей Вещи и документы, изъятые у задержанного, переданы на временное хранение указать место хранения Заявления, замечания, объяснения, ходатайства, отводы, поступившие во время задержания: Протокол мною прочитан/переведен мне на язык.
Внимание Задержанное лицо* Должностное лицо, составившее протокол Задержанное лицо освобождено в час. мин. 200 г. При освобождении задержанному лицу возвращено: Копию протокола получил 200 г.
доставленного лица * В случае отказа задержанным лицом подписать протокол сделать об этом запись.

Протокол о доставлении образец заполненный 2018

КоАП РФ: выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, отказаться от подписания протоколов, составляемых в порядке производства по делам об административных правонарушениях, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, разъяснены Объяснение лица, в отношение которого ведется производство по делу изложение лицом в отношении которого ведется производство по делу обстоятельств совершения административного правонарушения К протоколу об административном правонарушении прилагается: указать приложенные к протоколу документы О явке к час. мин. 200 г.

Протокол о доставлении заполненный образец

Важно АКТ О ДОСТАВЛЕНИИ ПОДКИНУТОГО ИЛИ ЗАБЛУДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА нужное подчеркнуть г. Образцы типовых бланков процессуальных документов по делу об административном правонарушении.

Протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение в области дорожного движения рекомендуемый образец Приказ МВД РФ от 02.

Журнал о приходе бланков для делопроизводства по делам об административных.

Составить протокол о доставлении лица в соответствии с требованиями. Мухина в не трезвом состоянии, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность.

Протокол о доставлении. АП, кто О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном.

Протокол о доставлении заполненный образец скачать

Макеты дел об административных правонарушениях Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.

8 КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ

6 4.8. Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.
2 ст КоАП РФ Макет дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.

Составил настоящий протокол о том, что гражданин(ка) 1. Фамилия Имя Отчество 2. Дата рождения 3. Место рождения 4.
Место жительства регистрации 5. Гражданство 6. Образование 7. Семейное положение, состав семьи 8. Место работы, телефон 8.1.
Должность 8.2.

Размер заработной платы 9. Паспорт серия Выдан телефон Совершил в час. мин. 200 г. место, обстоятельства совершения и существо административного правонарушения тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. ст.

часть и статья КоАП РФ или Ззакона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность Факт административного правонарушения удостоверяется указать фактические данные, удостоверяющие факи совершения администратвиного правонарушения Свидетели, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст КоАП РФ 1. фамилия имя, отчество, место жительства и (или) регистрации 2.

Омску наименование органа внутренних дел или органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. Мне разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 25.

1 КоАП РФ России я вправе: 1) знакомиться со всеми материалами дела, 2) давать объяснения, 3) представлять доказательства, 4) заявлять ходатайства и отводы, 5) пользоваться юридической помощью защитника, 6) иными правами в соответствии с КоАП РФ России.

Мне разъяснено также, что в соответствии со ст. 51 Конституции РФ я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен примечанием ст. 25.5 КоАП РФ России. Доставленное лицо* Аблов А.И. (подпись) фамилия и инициалы подпись Доставление Аблова А.И.

произведено с участием: фамилия и инициалы 1.
Конституции РФ я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен примечанием ст. 25.5 КоАП РФ России. Доставленное лицо* Аблов А.И. (подпись) фамилия и инициалы подпись Доставление Аблова А.И. произведено с участием: фамилия и инициалы 1.

должность, подразделение, специальное звание, фамилия и инициалы лица, производившего доставление 2. должность, подразделение, специальное звание, фамилия и инициалы лица, производившего доставление 3. должность, подразделение, специальное звание, фамилия и инициалы лица, производившего доставление В присутствии понятых: 1.

фамилия имя, отчество, место жительства и (или) регистрации 2.

Протокол об административном правонарушении: заполненный образец и рекомендации

Любое уклонение от закона должно документально фиксироваться. Именно поэтому составляется протокол об административном правонарушении. Заполненный образец этого документа послужит примером для правильного его оформления. Составляет его уполномоченное должностное лицо по причине происшествия события, которое нарушает закон.

Правила составления

О протоколе сказано в ст. 28.2 КоАП от 30.12.2001 №195-ФЗ. В законе раскрыта суть и правила составления документа. Заполненный образец протокола об административном правонарушении включает следующую информацию:

  1. Дата и место оформления.
  2. Должность, Ф.И.О составителя.
  3. Сведения о нарушителе закона. Им может быть гражданин или организация. Необходимо обозначить Ф.И.О, паспортные данные, адрес, прописку или юридический адрес, сведения о директоре организации.
  4. Данные о потерпевших и свидетелях, если они есть (Ф.И.О, паспортные данные, адреса).
  5. Сведения о правонарушении (дата, место, суть).
  6. Указание статьи закона.
  7. Пояснения нарушителя.
  8. Прочие сведения, которые нужны для помощи рассмотрения дела.

Образец протокола об административном правонарушении в РФ во всех случаях один. Документ будет отличаться лишь содержанием, поскольку составляется при конкретном нарушении. Заполненный образец протокола об административном правонарушении в ГИБДД включает примеры случаев, которые могут произойти на дороге.

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении в РФ? Делать это может только уполномоченное должностное лицо. Перед заполнением документа он должен разъяснить нарушителю о его правах и обязанностях, зафиксированных законом. Это тоже вносится в протокол.

Лица, на которых составляется бумага, должны ознакомиться с ее содержанием. Можно оставить пометку о несогласии с текстом или разъяснением. Заверяется документ с помощью проставления подписей составителя и нарушителя. Если второй не желает подписывать бумагу, это нужно указать в содержании.

Второй экземпляр протокола остается у лица, который составил его. Нарушителю надо расписаться в получении копии. Экземпляр выдается и потерпевшему. Если гражданин, из-за которого оформляется протокол, при данном событии отсутствует, ему предоставляют бумагу по почте. Закон установил на это 3 дня.

Составители

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении? По ст. 28.3 КоАП данную работу выполняют:

  1. Должностные лица органов, которые обязаны по закону рассматривать административные правонарушения.
  2. Федеральные органы исполнительной власти – полиция, сотрудники налоговых органов, должностные лица по контролю в финансово-бюджетной сфере.
  3. Члены избирательных комиссий, лица уголовно-исполнительной системы, органы охраны.
  4. Органы местного самоуправления.

Период составления может быть разный в зависимости от случая. Его оформляют:

  1. Сразу же после нарушения.
  2. На протяжении 2 дней.
  3. С окончанием административного расследования.

Незамедлительно протокол составляется в том случае, когда установлены все сведения и обстоятельства события, необходимые для заполнения бланка.

Если требуется выяснение какой-либо информации, законом предусмотрена возможность составления документа в пределах 2 дней с момента нарушения.

При необходимости проведения расследования протокол составляют после данного мероприятия. Это разрешено законом.

Административное расследование выполняется в том случае, когда сведения могут быть получены с помощью результатов экспертиз и прочих действий, которые занимают какое-то время.

Обычно на все уходит не больше 1 месяца. Но в некоторых случаях, указанных в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, данный срок можно увеличить.

Если необходимо выполнить длительное расследование, то разрешенный срок может быть увеличен до полугода.

Единого заполненного образца протокола об административном правонарушении нет. Все госорганы с помощью своих внутренних документов утверждают форму протокола, применяемую в работе. Но содержанием и внешним видом бланки практически не отличаются. Образец протокола об административном правонарушении, заполненный участковым, включает те же разделы, что и остальные подобные документы.

Вверху посередине страницы указывается название документа, номер. Ниже с левой стороны фиксируется дата, а справа – место составления. Потом указывается информация о работнике, который составляет протокол, а также сведения о нарушителе. Причем потребуется не только Ф.И.О, паспортные данные, но и адрес, телефон, место работы.

Основную часть протокола составляет описание события. Ниже расположены пустые разделы, куда фиксируются данные о свидетелях и потерпевших. В конце ставится подпись нарушителя и составителя.

Гражданин, из-за которого был составлен документ, подписью подтверждает, что ему объяснили права, обязанности, предоставили копию документа. Сведения о получении экземпляра удостоверяют подписью и датой вручения.

Заполненный образец протокола об административном правонарушении присутствует в статье.

Ошибки

Неточности в этом документе бывают существенными и несущественными. К первым относят отсутствие сведений, указанных в ст. 28.2. ч. 2 КоАП. Это означает, что в протоколе надо заполнить все поля и указать все данные, о которых было сказано ранее.

Если документ оформляется в присутствии нарушителя, то нужны подписи, которые подтверждают ознакомление с правами и обязанностями и другой информацией протокола. При заполнении протокола без нарушителя и при невозможности сообщения ему о дате и месте заполнения, это считается нарушением процессуальных прав. Это влечет к отмене документа и прекращению производства по нему.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении по ПДД? Данным правом наделены инспекторы ГИБДД. Все исправления в документе заверяются подписью должностного лица, который заполнял бланк. Подпись ставит и нарушитель, подтверждающий, что он ознакомлен с исправлениями. Такие нормы заполнения обязательны для всех.

Несущественными ошибками считаются недостатки сведений, которые компенсируются при рассмотрении дела. К таким недостаткам относят заполнение документа при отсутствии нарушителя, если ему было предоставлено уведомление о дате и месте составления, но он не явился в назначенное место. Не считаются существенными и не имеют последствий орфографические ошибки, если они не в фамилиях.

Обжалование

Протокол можно обжаловать. Для этого надо собрать доказательства личной невиновности. Если документ составлен сотрудником ГИБДД, то в помощь подойдут аудио- и видеозаписи общений, а также фотографии. Каждая деталь может быть важной.

Необходимо заполнить раздел «Объяснения водителя». Там надо указать фразу «Не согласен». Затем уточняется, как все происходило на самом деле. В конце следует указать, какие есть доказательства. Пустые места надо прочеркнуть для исключения незаконного добавления сведений.

Важно подготовиться к разбору происшествия в ГИБДД или к суду. Нужно внимательно проанализировать ситуацию. Следует распечатать информацию из нормативных документов, относящихся к делу. Внимательный подход к ситуации позволит быстро решить эту проблему.

Наказание

Иногда оформление документа не происходит. Если зафиксировано нарушение, которое является общественно опасным, и за которое положено предупреждение или штраф, то протокол не требуется.

Составлять документ не нужно в том случае, если сразу после нарушения был назначен штраф или вынесено предупреждение. В этой ситуации заполняется постановление, экземпляр которого предоставляется и нарушителю – лично или по почте.

Если нарушитель не согласен с последним документом, то требуется протокол.

Протокол о нарушении служит подтверждением произошедшего события. Часто его составляют при нарушении правил ПДД. Кто бы его ни заполнял, необходимо придерживаться правил оформления. Тогда документ обладает законной силой.

Доставление физического лица для оформления протокола

В перечень мер обеспечения производства по делу об административном нарушении входит доставление гражданина (физического лица) для оформления админпротокола.

Данная процедура в отношении водителя (пассажира) автомобиля применяется в ситуациях, предусмотренных действующими законами. Полномочиями по применению меры обеспечения, согласно административному законодательству, наделены сотрудники ГИБДД ДПС.

Согласно новому регламенту список причин, по которым физлицо может быть доставлено в отделение, расширен.

Что представляет собой процедура?

Кодекс об административных правонарушениях в статье 27.2 определяет, что доставлением является препровождение (принудительное) физлица в здание ОВД для оформления протокола.

При этом составление документа должно быть обязательным (предусмотренным законом), а оформить протокол на месте не представляется возможным. цель доставления — составить административный протокол и обеспечить производство по делу о нарушении.

Поэтому доставление не может быть осуществлено без состава преступления (административного правонарушения).

Осуществлять процедуру, если дело касается нарушений на дороге, могут сотрудники структур, контролирующих безопасность дорожного движения.

Малозначительные нарушения правил требуют рассмотрения, применения установленных мер воздействия на месте, без доставления в служебное помещение.

Точное время, отведенное на препровождение гражданина, в законе не прописано, однако имеется указание, что процедура должна быть выполнена в возможно короткий срок.

Каковы основания?

Причины, по которым гражданин может быть принудительно доставлен в служебное помещение, прописаны в Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 г. (глава III, п. 175).

Перечень оснований расширен за счет норм Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» от 07.02 2011 г. (статья 13). Для препровождения физлица в отделение дежурной части либо в здание сельского органа самоуправления в 2018 г.

необходимы следующие основания:

  • Отсутствие возможности составить обязательный админпротокол на месте выявления нарушений. Если оформление документа не является обязательным, то доставление применяться не может;
  • Необходимость урегулирования вопроса о задержании, если это не может быть осуществлено на месте;
  • Наличие в перечне мер наказания за совершенное правонарушение административного ареста;
  • Выяснение личности физлица. Причины: розыск, уклонение от наказания. Доставление применяется к гражданину, который официально числится пропавшим без вести;
  • Наличие сведений, которые дают основания подозревать гражданина либо его автомобиль в причастности к преступлению;
  • Защита гражданина, если его здоровью (жизни) угрожает непосредственная опасность, которую невозможно предотвратить иным способом. Основание распространяется и на лиц, которые не могут самостоятельно о себе позаботиться.

Полномочиями по доставлению также наделены сотрудники военной автоинспекции, полиции, таможенной службы. Помещение, куда доставляется гражданин, может находиться в дежурной части ГИБДД, в здании органов сельского самоуправления, в комендатуре. Как правило, сотрудники автоинспекции препровождают водителя в отдел после совершения административного нарушения или для выяснения личности.

Особенности процедуры и составления протокола

Все лица, имеющие полномочия доставить гражданина, перечислены в КоАП (статья 27.2). Относительно административных нарушений в процессе дорожного движения таковыми являются сотрудники ДПС. Доставление гражданина осуществляется после оформления протокола об админнарушении.

Если у автомобилиста нет при себе документов, однако пассажир может подтвердить его личность, то оснований для принудительного доставления нет (если нет состава преступления). Законодательно предусмотрено, что в кратчайшие сроки должностным лицом гражданин должен быть препровожден в отделение.

Доставка осуществляется:

  • На транспортном средстве гражданина;
  • На служебной машине.

В первом случае за рулем находится сотрудник ДПС, во втором — автомобиль гражданина перемещается к месту доставления под управлением автоинспектора либо на буксире, эвакуаторе. После прибытия в дежурную часть либо другое помещение оформляются необходимые документы.

Прежде всего, протокол административного правонарушения, поскольку доставление выполняется именно с этой целью. Задерживать доставленного без дополнительных оснований нельзя. Процедура доставления фиксируется в протоколе об административном правонарушении либо в отдельном документе.

Если нарушитель препятствовал доставлению либо оказывал сопротивление, то это отражается в протоколе. Копия выдается по требованию гражданина. Документ является доказательством для суда, если доставление будет обжаловано.

Процедуру доставления следует отличать от задержания, которое предусматривает ограничение свободы передвижения на срок до 3 часов.

Заключение

Если автоинспектор не может составить административный протокол на месте, то нарушителя доставляют в дежурную часть или другое служебное помещение. Препровождение лица не зависит от его желания и может быть принудительным. Доставление может осуществляться на автомобиле нарушителя либо на патрульной машине.

Доставление, привод и административное задержание (понятие, протокол, сроки)

12345678910

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано в следующей главе, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил — 10 МРОТ), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.

В ст. 27.2 КоАП РФ не только подробно перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять доставление, но и указано, в какие служебные помещения и в случае совершения каких правонарушений они могут это сделать. Так, например, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Доставление производится должностными лицами органов внутренних дел также в случае обращения к ним других должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении этих правонарушений. Доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения.

Военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел доставление осуществляется при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, с проникновением в охраняемую зону. В этих случаях физические лица доставляются в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск.

Отметим, что все сотрудники органов внутренних дел (милиции) имеют право осуществлять доставление, в частности, лиц, совершивших административные правонарушения, независимо от того, находятся ли работники милиции в форменной или в гражданской одежде, во время несения службы или в свободное от нее время. Таким же правом обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также военнослужащие внутренних войск, исполняющие другие служебные обязанности.

В ст. 27.2 КоАП РФ указаны и прочие правонарушения, при совершении которых должностные лица органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, военнослужащие иных войск, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица таможенных органов, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, должностные лица других органов вправе осуществлять доставление физических лиц для составления протокола об административном правонарушении.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. При этом, учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения, куда необходимо доставить совершившее его физическое лицо, может быть различной, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельного срока доставления. Однако такой срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении.

О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Таким образом, законодатель предоставил должностным лицам, осуществляющим доставление, определенную степень процессуальной свободы: они могут либо составить самостоятельный протокол о доставлении, либо зафиксировать факт доставления в протоколе об административном правонарушении (что на практике чаще всего и делается); факт доставления может быть отражен и в протоколе об административном задержании.

При этом не следует думать, что доставление физического лица для составления протокола об административном правонарушении обязательно обусловливает его последующее задержание. Административное задержание, как будет показано ниже, может быть применено лишь в исключительных, специально оговоренных в КоАП РФ случаях. Однако если в процессе составления протокола об административном правонарушении выяснится необходимость административного задержания физического лица, то доставление перейдет в задержание.

Законодатель ничего не говорит о содержании протокола о доставлении. Однако аналогично протоколу об административном задержании в протоколе о доставлении следует указать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего этот протокол, сведения о доставленном лице, время и место доставления. Протокол должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. В случае если доставленное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе должна быть сделана соответствующая запись.

Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

В отличие от доставления административное задержание является уже кратковременным ограничением свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться, чтобы установить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.

В ст. 27.3 КоАП РФ, регламентирующей основания и порядок административного задержания, ничего не говорится о такой его цели, как пресечение административного правонарушения. Однако в предыдущем параграфе указывалось, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, к которым относится и административное задержание, применяются в том числе в целях пресечения административного правонарушения.

Право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Согласно Закону РФ «О милиции» сотрудники милиции имеют право задерживать (естественно, без судебного решения на срок не более чем на 48 часов) лиц, подозреваемых в совершении преступления, т. е. тогда, когда:

лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Однако административное задержание может осуществляться только при наличии административного правонарушения. Исключением является административное задержание психически больных и малолетних, нахождение которых в общественных местах представляет опасность для окружающих их людей или их самих. В этой связи представляется незаконной получившая широкое распространение в ряде городов страны практика административного задержания лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, если только там не установлен специальный административный режим, запрещающий нахождение лиц вне дома без документов, удостоверяющих их личность.

Административное задержание не должно также производиться при малозначительности административного правонарушения; целесообразности его пресечения другими способами; возможности установить его обстоятельства и личность нарушителя на месте совершения правонарушения; наличии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа, взыскиваемого на месте совершения правонарушения.

В ст. 27.3 КоАП РФ перечислены органы, должностные лица которых вправе осуществлять административное задержание. Его, в зависимости от выявленных правонарушений, вправе производить: должностные лица органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы. Перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Например, все сотрудники органов внутренних дел вправе осуществлять административное задержание лиц на срок, не превышающий трех часов, при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях. Начальники городских, районных управлений (отделов, отделений) внутренних дел, начальники их дежурных частей (дежурных смен дежурных частей), а также участковые уполномоченные милиции вправе производить задержание при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц других органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Лица, допустившие правонарушения в сфере дорожного движения, могут быть подвергнуты административному задержанию начальниками и заместителями начальников, дежурными подразделений ГИБДД, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, инспекторами дорожно-патрульной службы и другими сотрудниками милиции. При выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ административное задержание вправе осуществлять должностные лица военной автомобильной инспекции.

При выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации административное задержание производят военнослужащие пограничных органов и пограничных войск, а также должностные лица органов внутренних дел (милиции); при выявлении нарушений таможенных правил — должностные лица таможенных органов.

Военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы вправе осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, выразившихся в неповиновении законному распоряжению военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, а также в передаче либо попытке передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Последнее особенно важно, ибо, как уже отмечалось ранее, при рассмотрении прав и обязанностей участников производства по делам об административных правонарушениях защитник допускается к участию в производстве по делу с момента административного задержания физического лица. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется, как правило, лишь в дневное время.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В частности, это лицо имеет право знать, за совершение какого административного правонарушения оно задержано, требовать проверки прокурором правомерности задержания и др. О заявленном требовании задержанного орган или должностное лицо должно немедленно сообщить прокурору.

Имеются определенные особенности в процедуре административного задержания различных категорий граждан.

Административному задержанию не подлежат: Президент РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания; депутаты представительных органов государственной власти субъектов РФ; депутаты представительных органов местного самоуправления; судьи, прокуроры и следователи прокуратуры; сотрудники некоторых оперативных служб при исполнении ими служебных обязанностей. При этом иммунитет многих из указанных лиц от административного задержания не является абсолютным. В ряде случаев задержание может быть применено к этим лицам, но лишь при соблюдении определенных условий (например, лишь в присутствии официального представителя соответствующего органа).

Не подлежат административному задержанию и совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, и лица без гражданства при совершении ими административного правонарушения подвергаются административному задержанию на общих основаниях.

Военнослужащие могут быть задержаны не только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, но и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления и органы военной прокуратуры. Военнослужащие, в отношении которых осуществлено административное задержание в отсутствие военных патрулей, как правило, передаются вместе с имеющимися материалами о совершенных ими правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам1.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице (фамилия, имя, отчество, адрес, а при необходимости также место работы или учебы, должность), время и место задержания. Если административное правонарушение совершено должностным лицом, которое вследствие этого задержано, то в протоколе об административном задержании сведения о месте его работы и должности обязательны. Поскольку законом установлены максимально возможные сроки административного задержания, в протоколе целесообразно указать как время начала, так и время окончания задержания.

Учитывая, что административное задержание может быть применено лишь в исключительных случаях, когда это действительно нужно для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, в протоколе об административном задержании в обязательном порядке указываются мотивы задержания.

Подчеркнем, что об административном задержании в обязательном порядке составляется свой, самостоятельный протокол. Отражать перечисленные сведения в протоколе об административном правонарушении недопустимо. Нельзя также отражать эти сведения в других протоколах об осуществлении мер обеспечения производства по данному делу.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Принуждать задержанного к подписанию протокола об административном задержании недопустимо.

Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного задержания в общем случае не должен превышать трех часов. Однако имеются исключения, предусматривающие возможность более длительного задержания. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления его личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, также может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов.

Учитывая положение ст. 22 Конституции РФ о том, что до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов, административное задержание на больший срок недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Задержанные должны быть освобождены до истечения максимально возможного срока их административного задержания, если отпала необходимость в дальнейшем ограничении свободы этих лиц.

В срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, включается время фактического нахождения задержанного в специально отведенных для этого помещениях до момента его освобождения или до момента назначения наказания в виде административного ареста. Если административному задержанию предшествовало доставление лица в служебное помещение для составления протокола об административном правонарушении, то срок административного задержания исчисляется с момента его доставления. В случае административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях: органов внутренних дел (милиции), внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военной автомобильной инспекции, пограничных органов и пограничных войск, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также в иных специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления задержанными лицами. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством РФ.

Лицам, задержанным в административном порядке, разрешается иметь при себе одежду, головной убор, одну пару обуви по сезону, носовые платки, протезы или костыли (инвалидам), они могут при наличии медицинских показаний пользоваться лекарственными средствами.

Лица, которые, находясь в состоянии опьянения, утратили способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, способны причинить вред себе и окружающим, содержатся в основном в медицинских вытрезвителях. Последние являются специализированными учреждениями милиции, выполняющими функции пресечения таких правонарушений, как появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказывающими лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинскую помощь.

После полного вытрезвления лица, помещенного в медицинский вытрезвитель, производится его осмотр и дается заключение о возможности выписки. При этом срок пребывания лица в вытрезвителе в любом случае должен быть не менее трех часов, но не превышать одних суток. Помещение в медицинский вытрезвитель несовершеннолетних допускается лишь в исключительных случаях, когда невозможно установить их личность и место жительства и передать родителям или лицам, их заменяющим, либо представителям учреждений, отвечающим за их воспитание и содержание.

Если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лица, в отношении которого ведется производство по этому делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, а их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, применяется привод указанных физических лиц либо законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Привод осуществляется на основании определения о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела. Такое определение вправе вынести судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Привод исполняется органом внутренних дел (милицией) в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ. Сотрудник милиции, выделенный для исполнения привода, на основании имеющихся в определении сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания) обязан достоверно установить лицо, в отношении которого оно вынесено. По установлении лица, подлежащего приводу, исполнитель объявляет ему определение о приводе под расписку. Отказ от подписи с указанием мотивов отмечается в определении и заверяется исполнителем привода.

При ссылке лица, подлежащего приводу, на болезнь, лишающую его возможности следовать к месту вызова, такое заболевание должно быть удостоверено в установленном порядке врачом. О болезни, а также иных обстоятельствах, фактически препятствующих исполнению привода, немедленно извещаются судья, орган, должностное лицо, вынесшие определение о приводе.

При отсутствии у лица, подлежащего приводу, уважительной причины неявки ему объявляются сроки прибытия к месту вызова, разъясняются порядок и правила возмещения расходов, а также последствия уклонения от явки. Если лицо, подлежащее приводу, выразило желание добровольно следовать к месту вызова, у него берется письменное обязательство о явке к назначенному сроку, которое начальник органа внутренних дел (милиции) немедленно направляет судье, органу, должностному лицу, вынесшим определение о приводе.

В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его сотрудником милиции. Применение оружия, наручников и связывание при этом категорически запрещаются. Лица, исполняющие привод, обязаны быть внимательными и вежливыми, не допускать действий, унижающих честь и достоинство доставляемого, по возможности удовлетворять его законные требования и просьбы.

Привод не может осуществляться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Привод несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 16 лет, производится с уведомлением его родителей либо иных законных представителей. Привод несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также, как правило, требует уведомления названных лиц. В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих явке по вызову, орган внутренних дел (милиция) в необходимых случаях обращается за содействием к администрации предприятия, организации, учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу.

68. досмотры: личный; вещей, находящихся при физическом лице; ТС.

Протокол доставления, образец

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *