Проведение тендеров

Организация и проведение тендеров и закупок: основные нюансы проведения торговых мероприятий

В действующем российском закупочном законодательстве понятия «тендер» на сегодняшний день нет. Оно является общеупотребительным и происходит от английского «предложение». Однако в силу того, что данное понятие используется очень часто, следует дать его определение на основании сложившейся практики.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Понятие и виды тендеров

В настоящее время под тендером понимают мероприятие, которое направлено на заключение контракта для получения заказчиком (государственным или коммерческим) того объема работ, услуг или товаров, которые ему необходимы для качественной работы и достижения целей своего функционирования, ради которых такой заказчик был создан. В настоящее время термин «тендер» чаще всего используется в коммерческой практике, в то время как государственные и муниципальные заказчики пользуются понятием «закупки», закрепленным в действующем федеральном законодательстве.

Все проводимые тендеры, как государственные, так и частные, имеют свое разделение по основным видам в зависимости от оснований классификации.

В зависимости от целей проведения все тендеры делятся на мероприятия по продаже и приобретению какого-либо имущества или работ и услуг, которые оказываются в соответствии с имеющимися потребностями у заказчиков по проводимой тендерной процедуре.

Если речь идет о классификации в соответствии с механизмом проводимой тендерной процедуры, то следует выделить:

  • конкурсы – процедуры, в которых чаще всего закупаются технически сложные товары, работы или услуги. При этом главной целью закупки становится не столько снижение стоимости заключения контракта, сколько получение максимальной выгоды, с точки зрения качественных условий, которые будут реализованы при выполнении контракта;
  • аукцион как закупочная или тендерная процедура направлена, в первую очередь, на то, чтобы снизить цену заключаемого контракта. Отклонения по качеству товара в лучшую сторону допустимы, но для этого потребуется заключение дополнительного соглашения;
  • запросы предложений – это своеобразные процедуры, которые в Гражданском кодексе Российской Федерации в настоящее время не регламентированы. Сложившаяся практика правоприменения показывает, что чаще всего запрос предложений используется в тех случаях, когда заказчику необходимо получить информацию о конкурентном состоянии рынка. Проведение запроса предложений может осуществляться (если речь не идет о закупках в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» №44-ФЗ) по различным причинам заключения контракта. Заказчик анализирует предоставленные предложения по факту предложенных цен и качественных характеристик, и если ни одно из предоставленных предложений его не устраивает, то объявляет закупку или тендер несостоявшимися и отказывается от заключения контракта;
  • запросы котировок также, как и запрос предложений, не регламентирован действующим гражданским законодательством Российской Федерации. При этом такую закупочную процедуру проводят достаточно часто в силу оперативности проводимой процедуры, а также в силу того, что заказчик проводит проверку предоставленных предложений только по цене. Главной целью такой процедуры является только снижение цены, но в отличие от аукциона сама процедура проводится в сокращенные сроки, что делает ее более выгодной по сравнению с аукционом (чаще всего проводится на малые суммы). Сформированные параметры по качеству и количеству товара не изменяются в случае проведенной процедуры, только если не было заключено специальное дополнительное соглашение;
  • конкурентные переговоры как процедура не предусмотрена ни одним нормативным актом, существующим на территории Российской Федерации и регулирующим проводимые закупочные мероприятия. По своей цели это тендерная процедура, в ходе которых заказчик проводит переговоры с потенциальными исполнителями заключаемых контрактов, в которых выбирает наиболее оптимальные для себя условия и в части цены, и в части качественных характеристик того или иного товара или услуг, а также работ.

Кроме того, выделяют также по возможностям участия широкого круга исполнителей закрытые и открытые закупочные и тендерные процедуры.

Подготовка к проведению тендера со стороны заказчика

Проведение любого закупочного или тендерного мероприятия должно быть оформлено со стороны заказчика путем подготовки специального пакета документов. Так, например, в процессе организации тендера или закупки должны быть подготовлены следующие документы:

  • извещение или иной документ, который будет размещен на доступных всем потенциальным участникам процедуры ресурсе. В этом документе должны находиться сведения о том, когда и где будет проводиться закупочная или тендерная процедура, какой планируется стоимость заключаемого контракта, а также есть ли специально привлекаемые организации для проведения торгов;
  • документация о закупке или тендере. Она также размещается в сети интернет на тех ресурсах, где все потенциальные участники и заинтересованные лица смогут с ней ознакомиться (если только речь не идет о закрытых процедурах). В документации потребуется отразить максимально подробно информацию о проводимой закупочной процедуре, о том объекте закупки, который хотелось бы приобрести, а также прикладывается проект контракта, который в последующем будет заполнен по итогам подведения результатов процедуры. В самой документации, техническом задании к проводимой тендерной процедуре, а также в проекте контракта должны содержаться все подробные характеристики объекта тендера или закупки, а также условия, которые должны быть соблюдены тем исполнителем, который берет на себя обязательства по контракту. Такое дублирование происходит по причине того, что техническое задание и проект контракта являются самостоятельными приложениями к документации.

Подготовка к тендеру со стороны исполнителя

Если речь идет об участнике закупочного мероприятия, то после выбора того тендера или закупки, в которых он планирует участвовать, ему потребуется предоставить пакет документов, подтверждающих его право на участие в таком мероприятии. Такое требование сформулировано в действующем законодательстве и для государственных и муниципальных заказчиков, и для коммерческих организаций, проводящих закупки в соответствии со своими требованиями.

К числу основных документов, которые потребуется приготовить, относятся:

  • уставные документы в виде заверенных копий, которые подтвердят право потенциального исполнителя по контракту участвовать в конкретной процедуре;
  • декларация или иные документы, подтверждающие соответствие потенциального исполнителя требованиям действующего законодательства, а также тем требованиям, которые сформулированы в документации о проводимой закупке;
  • при поставке товара потребуется предоставить документы, подтверждающие прохождение им процедуры сертификации (если такая процедура является обязательной), а также страну происхождения (в случае установления заказчиком требований о конкретной стране происхождения товара);
  • в случае если закупаемые работы или услуги должны быть выполнены квалифицированным персоналом, потенциальный исполнитель должен предоставить документы о квалификации своего персонала, а также при необходимости о наличии лицензий на осуществление каких-либо действий у определенных сотрудников (например, о наличии лицензии охранника у сотрудника, который будет выполнять физическую охрану объекта заказчика);
  • если должны быть выполнены определенные работы, для которых необходимо наличие специального оборудования, то потребуется предоставить документы, подтверждающие наличие такого оборудования в собственности или лизинге у потенциального исполнителя.

Сформированный пакет документов потребуется приложить к заявке на участие в тендере или закупке.

Электронная цифровая подпись и ее роль в участии в тендерном или закупочном мероприятии

Электронная цифровая подпись выступает в качестве удостоверяющего документа при формировании и подписании документов, размещаемых на электронных торговых площадках, а также на различных информационных ресурсах.

В настоящее время выделяют два общих вида электронных цифровых подписей – обычную, которая используется уполномоченными сотрудниками при размещении на информационных и тендерных площадках, и квалифицированную. Такая подпись может быть выдана и уполномоченному сотруднику организации, участвующей в торгах, и руководителю организации (ему выдается в первоочередном порядке, так как с ее помощью подтверждается вся информация о заказчике или участнике тендерной процедуры на всех участвующих в процедурах площадках).

Если сформировать обычную (простую) электронную цифровую подпись можно самостоятельно при наличии специального программного обеспечения, установленного на компьютерах в организации, то для получения квалифицированной подписи придется обращаться в Удостоверяющий центр Федерального Казначейства в рамках имеющегося территориального управления в конкретном регионе.

При обращении за квалифицированной ЭЦП потребуется предоставить заявление на предоставление такого документа, оформленное от имени руководителя организации, а также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Квалифицированная подпись будет изготовлена предельно в течение семи дней с момента обращения, но в случае небольшой загруженности специалистов может быть сформирована и передана заказчику в более короткие сроки.

После того как был получен квалифицированный сертификат ЭЦП, следует внести сведения о нем во все учетные записи на торговых площадках, а в случаях участия юридического лица или индивидуального предпринимателя в торгах для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков и приравненных к ним юридических лиц потребуется также внести сведения в ЕИС и пройти процедуру включения в Единый реестр участников закупок.

Аккредитация на площадках

Если говорить о закупках, проводимых в интересах государственных и муниципальных заказчиков, то аккредитация участников таких закупок будет осуществляться автоматически после подтверждения своих учетных записей в Единой информационной системе и Едином реестре участников закупок. Для получения аккредитации на торговых площадках достаточно направить заявку оператору площадки, которая обрабатывается в течение одного дня с момента получения.

Если речь идет об аккредитации потенциального исполнителя по контракту, который заключается с коммерческой организацией, то такому исполнителю потребуется направить заявку оператору площадки с направлением документов, подтверждающих данные о юридическом лице.

В качестве таких документов следует рассматривать копию Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), копию уставных документов, а для получения полномочий руководителя организации – копию выписки из приказа о назначении такового, а также направить документы о наличии сертификатов электронных цифровых подписей в простом и квалифицированном виде.

Когда перечисленные документы будут получены оператором электронной торговой площадки в виде электронных документов, в течение одного рабочего дня он проведет аккредитацию участника тендерных и закупочных процедур на площадке.

Процедура аккредитации упрощается, если ранее потенциальный исполнитель по контрактам принимал участие в процедурах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками, и включен в ЕРУЗ.

В этом случае выгружать документы не потребуется: будет достаточно только заявления о подтверждении аккредитации, так как все данные будут получены из ЕРУЗ.

Подготовка программного обеспечения

Для того чтобы участие в тендерных и закупочных мероприятиях состоялось, участнику таких мероприятий может потребоваться установить ряд специальных программных продуктов. Одним из таковых является «Крипто Про» (в последних доступных версиях). Данное программное обеспечение используется для полноценного функционирования электронной цифровой подписи на всех электронных площадках, а также в Единой информационной системе.

Некоторые электронные торговые площадки требуют установки специального обеспечения. Наличие такого обеспечения обозначается, как правило, в материалах Руководства пользователя той или иной электронной торговой площадки. По этой причине необходимо сначала ознакомиться с требованиями работы на площадке. Если программное обеспечение требуется, то его необходимо скачать и установить на тот компьютер, с которого будет вестись работа на ЭТП.

В случае установки обеспечения на несколько компьютеров может взиматься плата за активацию дополнительных ресурсов. В этом случае следует также или ознакомиться с Руководством пользователя, или обратиться за консультацией в службу поддержки конкретной электронной торговой площадки.

Участие в торгах

В торгах принимают участие только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые получили аккредитацию на ЭТП.

Если речь идет о закупках, проводимых для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков, то для них обязательна аккредитация в Единой информационной системе, а с 1 ноября 2019 года потребуется обязательное нахождение в Едином реестре участников закупок.

В документации, размещенной на различных площадках, в том числе в ЕИС, отражается информация, на какой именно площадке будет происходить та или иная закупка, а также какие документы должны быть предъявлены участником торгов.

После того как были выбраны торги, потенциальному участнику потребуется предоставить заявку на участие в них в тех рамках, которые установлены закупочной документацией. В качестве сопровождения заявки потребуется предоставить документы, перечисленные выше.

Если речь идет о коммерческой закупке, то все сведения о ней можно отследить на ЭТП. Для государственных и муниципальных торгов все сведения содержатся и на ЭТП, и в ЕИС.

После объявления победителя по итогам тендерной или закупочной процедуры наступает этап подписания контракта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-31-84. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Стандартная тендерная процедура подразумевает под собой проведение конкурсного мероприятия. Сам термин «тендер» обозначает процесс обратного аукциона, где присутствует покупатель на определенный товар, работу или услуги. В торгах могут принимать непосредственное участие сразу несколько продавцов.

Законодательство Российской Федерации позволяет использовать следующие варианты проведения торгов:

  • открытые,
  • закрытые,
  • специализированные закрытые,
  • двухэтапные,
  • запрос котировок,
  • закупки у одного источника.

Главный способ государственной закупки – это тендер. Он представляет собой определенный способ выдачи заказа на поставку товара, проведение разнообразных работ или предоставление конкретных услуг. Все эти работы должны быть заранее объявлены с учетом конкурсной документации, где прописаны все условия, в том числе и окончательные сроки, построенные по принципу состязательности, эффективности и справедливости.

Все государственные контракты составляются и подписываются с победителем тендера или участником, который подал предложение. Оно должно соответствовать всем требованиям конкурсных документов, в которых содержатся оптимальные и приемлемые условия.

Схема проведения тендера

Она представляет собой несложную процедуру. Во время проведения торгов участник должен объявить стартовую цену на объект и объем увеличения цены. Когда участники повышают стартовую цену объекта, то они не могут поставить меньшую цену, нежели та, что заявил участник. Тот человек, кто предложит наивысшую цену, объявляется при помощи аукциониста. Он должен три раза громко огласить последнюю поставленную наивысшую цену, и если за это время никто не предложил другие варианты, объявляет победителя. Тендер считается закрытым, если хотя бы два участника поднимали свои ставки.

Закупочная процедура тендера проводится согласно действующему законодательству Российской Федерации. Ее можно проводить в нескольких основных формах. Всю ответственность за применение и выбор берет на себя член тендерного комитета со стороны заказчика.

Процедура проведения тендера играет основную роль в открытых торгах. Название такого конкурса говорит о том, что подавать заявки на участие может абсолютно любой человек.

Прием и обработка поступивших предложений начинается с момента выхода официального печатного издания. В нем публикуется вся необходимая информация о заказчике, краткие характеристики предмета закупки, указание места, а также срок выдачи тендерной документации. Тут же могут быть обозначены дата и место раскрытия всех заявок. Все предложения принимаются специально созданной комиссией в письменной форме. В случае необходимости заявки могут сопровождаться документами, где представлены банковские обеспечения.

Процедура предварительной документации может понадобиться в случае, когда требуется определить уровень соответствия всех участников в торгах на квалификационные требования.

Тендер представляет собой метод, предназначенный для выбора конкретной организацией или государством подрядной компании или поставщика для достижения определенных целей в бизнесе. В настоящее время подобные мероприятия достаточно распространены, поскольку с их помощью можно найти адекватное решение для выполнения какой-либо задачи, будь то производство продукции, оказание услуг или осуществление необходимых для предприятия работ. Правила и порядок проведения тендеров стали практически общепринятыми, выполнение которых требуется от каждого участника.

Для чего необходимо проведение тендеров?

Существуют две причины, по которым компания принимает решение проводить подобного рода мероприятие:

  1. Требования, связанные с необходимостью поиска постоянного поставщика. В настоящее время государственные предприятия должны осуществлять свои заказы, стоимость которых равна больше 100 тысяч рублей, только посредством тендеров.
  2. Желание фирмы, которая организует мероприятие, получить выгодное предложение, что поспособствует значительному снижению определенных издержек в производстве и увеличению качества выполнения поставленных задач.

Порядок проведения тендеров: основные этапы

Данное мероприятие должно проходить в несколько этапов:

  • Уполномоченные сотрудники компании – организатора тендера создают перечень задач, выполнение которых необходимо после выбора победителя на исполнение своего проекта. Кроме этого, должен быть установлен тип предприятий-участников тендера. Также выбирается, каким образом будет проходить мероприятие – в виде аукциона или конкурса.
  • Написание «брифа». Бриф представляет собой список, в котором указываются основные требования к предприятиям-участникам, а также цели, которые преследует организатор соревнования. После его создания ответственный за данный документ сотрудник отправляет его потенциальным претендентам на рассмотрение. В бриф должны быть включены следующие ключевые моменты:
  1. деятельность организатора тендера;
  2. цели, достижение которых преследует заказчик;
  3. результат, который ожидает компания от победителя;
  4. требования, предъявляемые к соискателям;
  5. список документов, необходимых для подачи заявки на участие;
  6. факторы, способствующие определению лучшего проекта (оценочные критерии);
  7. время и сроки, выделяемые для проведения соревнования.
  • Определение участников. На данном этапе производится рассылка приглашений всем откликнувшимся компаниям стать участниками мероприятия.

В случае, если форма тендера будет представлять собой конкурс, для его проведения будет запланировано рассмотрение сначала около 5-10 проектов различных организаций для первого этапа, а затем выбор лучших претендентов и поиск оптимального предложения среди оставшихся предприятий. Если же тендер проходит в виде аукциона, в соревновании обычно состязаются примерно 3 или 4 компании.

Порядок участия в тендере

Каким образом происходит отбор будущих участников тендера? В соответствии с открытым тендером заказчик отбирает только те компании, которые могут соответствовать всем необходимым требованиям и будут способны достойно выполнить поставленные задачи организатора соревнования. Для того, чтобы объявить будущих участников, производится размещение информации о проведении тендера (включает в себя состав соискателей) на профессиональных сообществах, различных специализированных веб-сайтах и в остальных средствах массовой информации. Данных требований должны придерживаться предприятия, занимающиеся деятельностью государственного масштаба.

Если планируется провести закрытый тендер, задача по выбору участников ложится на саму компанию-организатора. Существует множество факторов, влияющих на принятие данного решения. Участник должен обладать хорошей деловой репутацией, иметь длительный срок пребывания на рынке конкретных товаров или услуг, а также необходимый опыт в деятельности заказчика. В данной ситуации названия организаций нигде не публикуется.

  1. Уточнение выбранными претендентами об их участии. Для этого, предприятия должны предоставить необходимую информацию организатору, в которой должны содержаться данные о способе, инструментах и путях решения поставленной перед заказчиком задачи. В ходе анализа полученных документов отбираются лучшие участники.
  2. Проведение презентаций проектов. В ходе проведения данной встречи решается вопрос о выборе победителя тендера. Здесь компания-участник должна так презентовать свой товар или услугу, чтобы заказчик убедился в том, что именно она готова выполнить необходимую работу и обеспечить ему высокую результативность. Данный этап предполагает выступление руководящих сотрудников от каждой отдельной организации-кандидата.
  3. Осуществление окончательного отбора. В соответствии с имеющимися требованиями организатора и качеством проекта, предложенного каждым из участников, заказчик принимает решение о выборе конкретного варианта. Окончательный отбор производится посредством совещания членов комиссии по тендеру.
  4. Объявление результатов конкурса. При проведении тендеров в Российской Федерации нередко встречаются такие случаи, когда участники, не ставшие победителями, получают информацию об окончании соревнования уже после того, как предприятие-победитель уже некоторое время осуществляет поставки или проводит необходимые работы заказчику тендера. В данном случае целесообразно оповестить все предприятия о вынесенном решении либо лично (закрытое мероприятие), либо при помощи публикации в официальных источниках или средствах массовой информации.

Современные тендеры в России – это «потомки» мероприятий, которые проводились у нас задолго до того, как начали применяться в зарубежных странах. Первый тендер датируется серединой семнадцатого века. И лишь в 90-х годах двадцатого века была разработана современная тендерная система.

Тендеры в РФ

Английский термин «тендер» (он означает «предложение»), равно как и словосочетания «тендерная документация», «тендерная система» и т.д., в России очень часто используется в обиходе, но в документах обозначается несколько иначе. В частности, тендер называют на бумаге устаревшим словом конкурс.

Конкурсы (тендеры) в России встречаются несколько видов:

  • открытые,
  • закрытые,
  • специализированные закрытые,
  • запросы котировок,
  • закупки у единственного источника (единичные),
  • одноэтапные,
  • двухэтапные.

Общие положения о проведении тендеров в РФ

Тем, кто собирается поучаствовать в тендере впервые, наверняка захочется знать все о тендерах в России, ведь если вы предупреждены – значит, вооружены. Основные правила достаточно строги.

Участвовать в тендере имеют возможность как российские, так и иностранные юридические лица, а также предприниматели. Участник подает заявку, необходимую для дальнейшего участия в тендере, на основе требований, которые выдвигает заказчик. Он прилагает к заявке все необходимые документы и тендерное предложение. Если потенциальный участник нарушил тендерные правила, его заявка, как и предложение, не рассматривается.

В течение определенного времени (сроки претендентам известны) тендерная комиссия принимает заявки на участие. Заявка может быть изменена, если срок окончания приема заявок еще не подошел к концу. Претенденты, у которых есть вопросы, могут в письменной (в том числе и по электронной почте) форме задать интересующие вопросы, получив на них письменный ответ. Детальнее о том, как нужно оформить заявку на тендер можно узнать .

Условия участия

Проводимый тендер в РФ может представлять совершенно разные сферы – медицинскую, торговую, строительную и т.д., и каждый участник ставит свои условия, которые содержит стандартная тендерная документация. Единственные обязательные и неизменные условия – это предоставление обеспечения и всеобщее объявление результатов конкурса.

Правила участия в конкурсе достаточно жесткие. Их несоблюдение чревато «вылетом» из списка участников тендера. Дефицит времени на оформление обеспечения, который является следствием ограниченного времени приема заявок, заставляет заказчиков обращаться к профессионалам.

Очень важным нюансом является тендерная документация, в которой содержатся условия тендера и условия будущего контракта. Как заказчики, так и исполнители должны действовать в строгом соответствии с условиями, указанными в документах. Существует стандартный набор необходимых документов и набор дополнительных бумаг, которые, возможно, понадобятся.

Тендерная документация

В тендерную документацию входят следующие документы:

  1. Описание условий договора с будущим победителем тендера.
  2. Приглашения к принятию участия в тендере с прилагающимися ссылками на условия договора, осуществление услуг или поставку продукции.
  3. Инструкции для поставщиков.
  4. Информация о порядке подготовки к предстоящему тендеру и подаче заявок для участия в конкурсе, представленная в виде информационных карт.
  5. Требования заказчика к продукции или услуге – график поставки, объем, традиционно указывают стандарты качества, а также технические условия.
  6. К тендерной документации относят и банковские гарантии (хотя они имеются не всегда), и формы заявок, и формы сведений.

Правила проведения тендеров в России подразумевают под собой непременное наличие документации. Тендерную документацию получают все компании, которые хотят принимать участие.

Однако тендерная документация предоставляется потенциальным участникам не бесплатно, потому в настоящее время в конкурсах участвуют преимущественно крупные компании, так как фирмы, относящиеся к малому и среднему бизнесу, далеко не всегда согласны тратиться на документы без гарантии победить.

Это лишь стандартные документы. Кроме этого, каждый участник должен предоставить и дополнительный набор бумаг:

  1. Уставные документы (то есть их копии).
  2. Свидетельства о государственной регистрации.
  3. Баланс на последнюю отчетную дату (не особо успешные предприятия, которые терпят убытки, не допускаются до участия в тендере).
  4. Справки, взятые в налоговой инспекции, с целью подтвердить, что компания не имеет задолженности перед государством.
  5. Приказы на лиц, ответственных за предприятие (представители предприятия).
  6. Копии патентов, лицензий (если сфера торгов требует лицензии).
  7. Другие документы, список которых изменяется в зависимости от вида и сферы проведения конкурса.

Насколько эффективны тендеры?

Тендеры по регионам России в настоящее время очень распространены, что связано с нетрадиционным подходом к закупкам. Такие торги давно завоевали уважение в зарубежных странах, потому нет ничего удивительного в том, что и в России они заняли надлежащее им место.

Опытные люди отмечают, что, дабы конкурс действительно принес ожидаемую пользу, следует обратиться к профессиональным фирмам, которые занимаются проведением тендеров.

Проведение тендеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *