Психологи в МВД

Центр психофизиологической диагностики

Адрес: 693008, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 295. Тел. 8 (4242) 789-659.
Режим работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 17-00, обеденный перерыв с 13-00 до 14-00.
Начальник центра – врач – вакансия.
Заместитель начальника центра – врач – майор внутренней службы Пузырева Наталья Александровна.
Секретарь – старшина внутренней службы Алтухова Евгения Викторовна.

На тестирование при себе иметь:

1) Направление из отдела кадров
2) Удостоверение личности (паспорт)
3) Акт медицинского освидетельствования ВВК
4) Ксерокопию результатов тестирования экспресс-теста содержания наркотических веществ в моче
5) Авторучку

Запись на тестирование:

Кандидаты на службу в МЧС, Росгвардию, МВД и учебу в высшие образовательные учреждения МВД (МЧС и др.) записываются либо самостоятельно либо через сотрудников отделов кадров (иногородние), но только после оформления акта медицинского освидетельствования ВВК (кабинет 101).
Сотрудники и стажеры МВД записываются через ОК.

ИНФОРМАЦИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ СОТРУДНИКОВ МВД, СТАЖЕРОВ МВД,
ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ НА СЛУЖБУ (УЧЕБУ) В МЧС

Обследование состоит из:

  1. Групповое психологическое тестирование.
  2. Обработка результатов.
  3. Индивидуальное собеседование.
  4. Подготовка заключения (передается сотрудникам отдела кадров).

ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Заключается в заполнении бланка автобиографии, проведении 4-х тестов, которые являются основными. Возможно Вам будут предложены дополнительные тесты, с целью более детального изучения Вашей личности.

1. Тест на общую осведомленность

Цель: изучение уровня общей осведомленности и кругозора, словарного запаса, грамотности и осмысления переносного смысла пословиц и поговорок.

Задание: в течении 15-20 минут Вам предлагается ответить на задания, знания которых находятся на уровне общеобразовательной школы. Объяснить пословицы и метафоры, их переносный смысл в краткой форме, либо привести похожую по смыслу пословицу.

2. «Краткий Отборочный Тест (КОТ)»

Цель: определение интеллектуальных способностей в условиях дефицита времени.

Задание: на протяжении 15 минут Вам необходимо из 50-ти заданий решить как можно больше. Результаты оцениваются с учетом Вашего возраста и полученного образования.

3. «Метод Многостороннего Исследования Личности (ММИЛ)»

Цель: выявление ведущих черт Вашего характера и эмоционального состояния.

Задание: без ограничения времени Вам необходимо ответить на 377 утверждений. Если Вы соглашаетесь с утверждением значит оно является для Вас «ВЕРНЫМ», если не согласны, то — «НЕВЕРНЫМ». Необходимо отвечать откровенно, т.к. в тесте есть утверждения, проверяющие Вас на честность. Если после обработки результат тестирования будут недостоверен, Вам придётся писать тест повторно.

4.»Метод цветового выбора (тест Люшера)»

Цель: определение эмоционального состояния на данный момент.

Задание: необходимо выбрать наиболее приятный цвет из предложенных 8 (восьми) цветных карточек, поочередно, до последнего цвета. Процедура выбора цветов повторяется 2 раза, вспоминать предыдущий выбор не следует.

ИНФОРМАЦИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБСЛЕДОВАНИИ ВНОВЬ ПОСТУПАЮЩИХ НА СЛУЖБУ В МВД, РОСГВАРДИЮ, ПОСТУПАЮЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД

Обследование в ЦПД состоит из:

  1. Групповое психологическое тестирование.
  2. Компьютерная диагностика.
  3. Индивидуальное собеседование.
  4. Специальное психофизиологическое исследование (СПФИ) с использованием полиграфа (индивидуально).
  5. Прием у врача-психиатра ВВК.
  6. Сдача документов, подготовка заключения.

1. ГРУППОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
(заполнение бланков и выполнение 4-х тестов)

1. Тест на общую осведомленность

Цель: изучение уровня общей осведомленности и кругозора, словарного запаса, грамотности и осмысления переносного смысла пословиц и поговорок.

Задание: в течении 15-20 минут Вам предлагается ответить на задания, знания которых находятся на уровне общеобразовательной школы. Объяснить пословицы и метафоры, их переносный смысл в краткой форме, либо привести похожую по смыслу пословицу.

2. «Краткий Отборочный Тест (КОТ)»

Цель: определение интеллектуальных способностей в условиях дефицита времени.

Задание: на протяжении 15 минут Вам необходимо из 50-ти заданий решить как можно больше. Результаты оцениваются с учетом Вашего возраста и полученного образования.

3. «Стандартизированный Многофакторный метод Исследования Личности» (СМИЛ)»

Цель: выявление черт характера, мотивации, самооценки, эмоционального состояния, выявление психических отклонений от нормы и др.

Задание: без ограничения времени Вам необходимо ответить на 566 утверждений. Если Вы соглашаетесь с утверждением, значит оно является для Вас «Верным», если не согласны, то — «Неверным». Необходимо отвечать откровенно, т.к. в тесте есть утверждения, проверяющие Вас на честность. Если после обработки результат теста будут недостоверен, тест пишут повторно.

4.» Тест на выявление девиантного поведения (ДП)»

Цель: определение военно-профессиональной направленности, аддиктивного поведения, девиантного поведения и суицидального риска.

Задание: без ограничения времени необходимо ответить на 60 утверждений. В качестве ответа обводите ту цифру в бланке, с вариантом ответа которого Вы соглашаетесь. На утверждения теста необходимо отвечать откровенно.

2. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Цель: изучение кратковременной памяти, способностей внимания, координации, зрительно — моторной реакции, реакции на движущийся объект.

Задание: Вам необходимо выполнить 7 предложенных заданий на компьютерной технике. Перед каждым заданием Вы внимательно изучаете инструкцию, при необходимости уточняете выполнение задания у сотрудника ЦПД дополнительными вопросами. Далее Вы выполняете тест, стараясь работать быстро, т.к. темп работы учитывается и влияет на конечный результат. В некоторых тестах (с первого по пятый) перед началом работы с тестом проводится тренировочная серия, вам дают возможность потренироваться и понять задание. По окончанию тестирования Вас ознакомят с полученными результатами.

3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ

Целью собеседования является более детальное изучение Вашей личности и особенностей характера. Возможно, Вам придется ответить на вопросы, носящие достаточно личный и интимный характер. Однако опасаться этого не следует. Конфиденциальность и неразглашение полученных сведений гарантируется нормами профессиональной этики.

В процессе собеседования Вам будут заданы вопросы касающиеся Вашего семейного положения и взаимоотношений в семье, возможных вредных привычек, учёбы в образовательных учреждениях, трудовой деятельности, наследственности, перенесённых заболеваний и мотивов поступления на службу в выбранное подразделение, ВУЗ, переход на новую должность или в другое подразделение.

В завершении собеседования производится ознакомление с результатами Вашего тестирования. Время собеседования длится от 10 до 30 минут и зависит от результатов тестирования, а также Ваших личностных особенностей.

4. СПЕЦИАЛЬНОЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (СПФИ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА

Данное обследование при необходимости назначает сотрудник ЦПД в зависимости от полученных результатов группового и компьютерного обследований, с учетом полученных данных при индивидуальном собеседовании. Согласно приказа МВД России № 201 дсп от 18.03.2010 года, СПФИ с применением полиграфа проводится с целью получения дополнительной (скрываемой) информации, имеющей значение для общей оценки обследуемого, и представляет собой проводимую по специальным методикам беседу с фиксацией психофизиологических реакций обследуемого на задаваемые вопросы.

5. ПРИЕМ У ВРАЧА-ПСИХИАТРА ВВК

После проведенного собеседования Вам выдают талон к врачу-психиатру и результаты тестирования, с которыми Вы идете на прием к врачу-психиатру. По окончанию приема, Вы возвращаете протокол комплексного психофизиологического обследования обратно сотрудникам ЦПД.

6, СДАЧА ДОКУМЕНТОВ, ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ

После прохождения врача-терапевта ВВК, Вы последний раз посещаете Центр Психофизиологической Диагностики (кабинет 111), т.к. для подготовки заключения необходимы данные Вашего артериального давления, пульса и др. В акте медицинского освидетельствования ставится штамп о прохождении тестирования.

Подготовленное заключение передаётся в комиссию по профессиональному психологическому отбору в УМВД России по Сахалинской области или в отдел кадров Росгвардии.

Психолог в погонах – о хитрых операх и отборе кандидатов на службу в полицию

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

Почему оперативник не может быть следователем, кто приходит на собеседования в органы и какое качество полицейского самое главное? В рамках проекта «Лица порядка» корреспонденты M24.ru поговорили с психологом МВД Дарьей Турченковой о ее роли в карьере правоохранителей и взглядах на жизнь.

– Для чего полиции собственные психологи?

– Во-первых, психологи занимаются кадровыми вопросами. В частности, мы оцениваем соискателей на должности сотрудников. Психологи также диагностируют действующих полицейских, которые планируют в ближайшем будущем подняться по карьерной лестнице. Во-вторых, мы занимаемся психологическим сопровождением личного состава: проводим занятия, оказываем нуждающимся помощь и поддержку.

– Какие люди подходят для работы в полиции?

– Я сама нередко задаю себе этот вопрос и формулирую для себя ориентиры и критерии, которыми руководствуюсь. Первоочередное – это нравственные качества. Все остальное наслаивается сверху. Главное – то, что у человека внутри. Это может быть, так сказать, изначальная чистота или, наоборот, недостаток нравственности. Не исключено, что человек уже приходит в мир с отрицательным или положительным зарядом – у него внутри либо свет, либо тьма. На это внутреннее состояние я и ориентируюсь в первую очередь. Или он делает определенного рода выбор в пользу одного из двух возможных направлений. Конечно, кроме этого играют роль детские травмы и другие деформации, которые мы также выявляем и учитываем.

– Есть ли какие-то особые качества, которые нужны сотрудникам разных полицейских подразделений?

Ссылка по теме

  • От А до Э: главные качества московских полицейских

– Определенно. Оперá должны быть хитрыми, перевоплощаться, сливаться с окружающей средой. Следователь же не такой живой, он аналитик, думающий человек. Его задача – встроиться в мир подозреваемого, понять ход его мыслей. Постовые – это больше про правила, хорошую реакцию, физическую подготовку. Все эти качества очень важны, но вопрос всегда в том, как человек реализует их, как он поступает в тот или иной момент, какие цели преследует и за что стоит.

– Бывало так, что устраиваться на работу приходили нестандартные личности?

– Бывали случаи, когда кандидат открывал дверь с ноги и вообще демонстрировал бесцеремонность и плохие манеры. А вот один раз человек пришел собеседоваться вместе с мамой. Она его на каждом шагу контролировала, вплоть до того, что письменные тесты заполняла вместе с ним. Стоило приложить немало усилий, чтобы оторвать их друг от друга. Таким образом, незрелость и отсутствие самостоятельности в принятии решений могут стать основанием для отрицательной рекомендации.

Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий

– Бывало ли так, что вы отказывали людям после первого собеседования, а, вернувшись через некоторое время повторно, он получал работу?

Ссылка по теме

  • Раз, два, ври: как полицейских проверяют на честность

– Такое случается. В соответствии с нормативными документами, по истечении полугода мы обязаны вновь обследовать человека, если он пришел повторно. Впрочем, в некоторых случаях, когда, например, речь идет о явных нарушениях мышления, нет разницы, как много времени прошло с первой встречи – проблема никуда не денется. Если же речь не об этом, то в жизни человека может наступить переломный момент, когда в его сознании произойдут кардинальные изменения и он пересмотрит свои взгляды – тогда человек меняется и может подойти для службы.

– Какие отношения связывают психологов с подопечными?

– С одной стороны, мы производим отбор: от нас зависит, допустят ли человека к работе. В этом смысле мы вступаем в конфликт с кандидатами. С другой стороны, мы должны быть друзьями с теми, кто стал нашими коллегами, иначе будет непросто помочь им в трудной ситуации. Следовательно, наши отношения должны быть доверительными. Так что положение психологов, на мой взгляд, имеет свои противоречия.

– Используете ли вы в общении с родными и приятелями навыки, приобретенные на работе?

– Тут все неоднозначно. Иногда ко мне обращаются, потому что у меня накопился определенный багаж знаний. Когда у близких возникают сложности, я могу оказать им профессиональную помощь, так как благодаря опыту способна обнаружить фундаментальные корни проблемы. Но, как правило, психологи и психотерапевты не работают с родственниками и друзьями, поскольку находятся с ними в личных отношениях и не могут беспристрастно включаться в проблему. Поэтому порой даже если я вижу суть ситуации, я предпочитаю не вмешиваться и только в редких случаях обращаю внимание человека на это.

– Как ваша профессиональная подготовка помогает в повседневной жизни лично вам?

– На некоторые ситуации у меня выработалась психологическая защита. Например, недавно мне пришлось находиться в группе людей, где на меня была направлена агрессия одного из ее участников. Окружающие беспокоились: думали, меня это задело, ранило. Но я отчетливо видела корень проблемы и знала, что эта агрессия была адресована не мне лично, я просто олицетворяла в этот момент некую болезненную для другого человека тему. Если бы я этого не понимала, я бы обиделась, это нормальная реакция. А так – спокойно отнеслась. Моя работа делает вещи прозрачнее и помогает по-иному смотреть на события.

Подготовили Сергей Блохин и Софья Бассэль

Приложение № 1 к приказу МВД России от 02. 09. 2013 № 660
П О Л О Ж Е Н И Е об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящим Положением определяются принципы осуществления психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, … организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации , функции и полномочия психологов, порядок оформления, использования и хранения информации, полученной в результате проведения мероприятий психологической работы.
2. Психологическая работа в органах внутренних дел Российской Федерации проводится:
2.1. В … организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, — психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы , а в случае их отсутствия — психологами, определенными Департаментом государственной службы и кадров МВД России.
2.2. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях …, – психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия – определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации.
2.3. В подразделениях, указанных в подпунктах 2.1 и 2.2 настоящего Положения, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, – психологами, определенными ДГСК МВД России.
3. Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.
4. Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.
II. Функции психолога
5. В целях решения задач психологической работы, указанных в пункте 65 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 , психолог выполняет следующие функции:
5.1. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.
5.2. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, проводит по мере необходимости (но не реже одного раза в год) социально-психологические исследования и индивидуальные психологические обследования.
5.3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.
5.4. Разрабатывает предложения (рекомендации) для руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России по:
5.4.1. Отбору и назначению на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости.
5.4.2. Психологическим аспектам организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.
5.4.3. Формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.
5.4.4. Минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.
5.4.5. Оптимизации оперативно-служебной деятельности сотрудников.
5.5. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.
5.6. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.
5.7. Осуществляет мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности, принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение № 1).
5.8. Проводит мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.
5.9. Консультирует сотрудников по вопросам:
5.9.1. Учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составления психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
5.9.2. Изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.
5.9.3. Выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.
5.10. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России.
III. Организация психологической работы
6. Основными организационными принципами психологической работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.
7. При проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг .
8. В первоочередном порядке психологическая работа проводится с:
8.1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.
8.2. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.
8.3. Сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.
8.4. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, при организации индивидуальной воспитательной работы.
8.5. Сотрудниками, которым выдаются табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение.
9. Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых в психологической работе, устанавливается ДГСК МВД России на основании рекомендаций Координационно-методического совета по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России .
10. Психологи подразделений по работе с личным составом в установленном порядке включаются в состав:
10.1. Комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях.
10.2. Комиссий, формируемых для решения вопросов о выдаче оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение.
10.3. Врачебных комиссий медицинских организаций.
10.4. Иных комиссий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
IV. Полномочия психолога
11. Психологу в целях осуществления возложенных на него функций предоставлены следующие полномочия:
11.1. В установленном порядке знакомиться с личными делами сотрудников, ходатайствовать перед руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России о представлении документов, справочных и других материалов, необходимых для проведения мероприятий психологической работы, использовать имеющиеся базы данных.
11.2. Представлять предложения по совершенствованию организации психологической работы с сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД России, в том числе материально-технического и научно-методического обеспечения данной сферы деятельности, а также иные предложения (рекомендации), указанные в подпункте 5.4 настоящего Положения.
11.3. Осуществлять взаимодействие с психологами других органов, организаций, подразделений МВД России, представителями подразделений психологической работы органов государственной власти и общественных объединений по вопросам профессиональной деятельности.
11.4. Принимать в установленном порядке участие в проведении проверок организации морально-психологического обеспечения в органах, организациях, подразделениях МВД России при инспектировании, контрольных и целевых проверках.
11.5. Принимать участие в работе научно-практических конференций и семинаров, тематика которых связана с совершенствованием психологической работы.
11.6. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
V. Оформление, использование и хранение информации, полученной в результате проведения мероприятий психологической работы
12. Психолог документирует результаты профессиональной деятельности в соответствии с Порядком ведения служебной документации (приложение № 2).
13. Результаты проведенного психологического обследования оформляются психологом в виде письменного заключения. В заключении указываются: дата, время и место проведения обследования; фамилия, имя, отчество психолога, замещаемая должность; сведения об обследуемом лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценка полученных результатов, факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения (в случае их выявления), дата составления заключения, его номер, выводы.
14. При наличии в заключении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, или служебной информации ограниченного распространения оно должно иметь соответствующий гриф секретности или пометку «Для служебного пользования».
15. Информация, полученная в результате проведения обследований и иных мероприятий психологической работы , является конфиденциальной (служебной тайной).
16. Доступ к психологической информации имеют:
16.1. Руководители (начальники) органов, организаций, подразделений МВД России.
16.2. Заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.
16.3. Руководители подразделений психологической работы.
17. В случае обращения лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения, психологическая информация направляется им в течение 10 суток со дня обращения.
18. Сотрудники, с которыми осуществлялись мероприятия психологической работы, могут получить психологическую информацию только в части, их касающейся.
19. Доступ иных должностных лиц к психологической информации может быть осуществлен только в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
20. Получение, хранение, передача и любое другое использование психологической информации, содержащей персональные данные обследованною лица, осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.
21. Полученные в результате проведения мероприятий психологической работы документальные материалы хранятся в органе, организации, подразделении МВД России, в котором проходит службу (работает) психолог.
22. Результаты социально-психологических исследований, включая степень авторитетности сотрудника в служебном коллективе, в обязательном порядке учитываются при назначении его на руководящую должность.
23. При проведении психологической работы не допускается:
23.1. Основываться на психологической информации, полученной исключительно в результате ее автоматизированной обработки.
23.2. Распространять персональные данные обследованного лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Глава 1. Теоретико-методологические основы психологической работы в органах внутренних дел.

§ 3. Основные направления деятельности психолога ОВД.

Осознание острой необходимости формирования положительного образа сотрудника полиции в глазах общественности и выхода на качественно новый уровень профессионализма российских полицейских, соответствующий международным стандартам, обусловило неизбежность реформирования системы МВД России. Данный процесс предполагает не только реорганизацию структурных подразделений системы, расширение и углубление критериев отбора кандидатов на службу в полицию, но и разработку, внедрение новых концептуальных подходов к психологическому сопровождению оперативно-служебной деятельности.

Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Согласно приказу психологическая работа в ОВД России проводится:

1) в подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД России, дислоцированных в г. Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), — психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы, а в случае их отсутствия — психологами, определенными ДГСК МВД России;

2) в территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД (за исключением дислоцированных в г. Москве), — психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия — определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации;

3) в подразделениях, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего перечня, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом РФ, Министром внутренних дел РФ, заместителями Министра, — психологами, определенными ДГСК МВД России.

Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.

Психологическую работу обязаны организовывать руководитель, заместитель руководителя по работе с личным составом, а при его отсутствии — должностное лицо, на которое возложены обязанности организации морально-психологического обеспечения.

Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России .

Подразделения психологической работы (психологи) обязаны обеспечивать и проводить мероприятия психологической работы с личным составом.

В настоящее время психологическая работа в ОВД охватывает все этапы прохождения службы — с момента поступления кандидата на службу, вхождения в должность до увольнения по достижении предельного возраста.

Одним из первостепенных по значению и масштабам направлений психологической работы в ОВД является организация и проведение профессионального психологического отбора кандидатов на службу, стажеров по должности в период испытательного срока, сотрудников при перемещении, назначении на руководящие должности, включении в кадровый резерв.

Социально-психологическое изучение личности в рамках профессионального психологического отбора включает последовательную реализацию таких форм работы, как тестирование (психологическая диагностика), психологическое обследование (индивидуальное собеседование), специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа в целях выявления личных и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД, а также для выявления факторов риска девиантного поведения. Тщательное изучение личностных качеств помогает сделать прогноз, насколько успешной окажется последующая профессиональная деятельность сотрудников.

Психологи активно принимают участие в работе с сотрудниками, претендующими на руководящие должности, при формировании федерального кадрового резерва, кадровых резервов Министерства, его территориальных органов и подразделений. В данном случае используются современные инновационные психотехнологии, которые позволяют комплексно оценить управленческий потенциал. Полученные результаты помогают принять взвешенные кадровые решения, препятствуют назначению на руководящие должности сотрудников с недостаточной управленческой компетентностью, слабым уровнем общей и психолого-педагогической культуры, низкой степенью авторитетности в служебном коллективе .

Практика показывает, что отобрать достойных кандидатов, отвечающих самым высоким требованиям, — недостаточно. Необходимо осуществлять непрерывное морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (от приема на службу вплоть до увольнения на пенсию), создавая внутреннюю организационную среду, которая обеспечивает профессиональное развитие сотрудников и формирование у них ценностных координат в соответствии с задачами, возложенными на ОВД .

В ходе психологического сопровождения служебной деятельности психологами подразделений психологической работы осуществляется непрерывная психодиагностика в рамках закрепления табельного оружия, осуществления допуска сотрудников в наряд, аттестации, продления контракта, оценки динамики развития профессиональных компетенций сотрудников. Психологическая диагностика направлена на изучение эмоционально-волевой, мотивационной сфер, нервно-психической устойчивости, способов реагирования на стрессовые ситуации, уровня развития коммуникативных способностей и иных профессионально значимых особенностей личности сотрудников. Данный вид работы ориентирован в первую очередь на выработку психологических рекомендаций по работе с сотрудниками, на профилактику деструктивного и суицидально направленного поведения, нарушений дисциплины и законности.

Отдельное внимание в блоке психологической диагностики следует уделить изучению, анализу и оценке социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, внутригрупповых процессов и явлений в служебных коллективах (социометрический статус сотрудников, уровень конфликтности и удовлетворенности членов коллектива, авторитет и профессиональная компетентность руководителя, стиль управленческой деятельности).

Полученные результаты в ходе изучения социально-психологического климата в обязательном порядке должны учитываться специалистом-психологом при построении программы мероприятий, направленных на оптимизацию внутригрупповых отношений сотрудников в коллективе и формирование благоприятного социально-психологического климата, разрешение конфликтных ситуаций. Следует отметить, что данные мероприятия должны проводиться не только с членами коллектива, но и с руководителями структурных подразделений в формате организационного консультирования по вопросам управления и регуляции деятельности подчиненного личного состава. При своевременном выявлении проблем у личного состава удается в рабочем порядке принять меры, чтобы восстановить благоприятную рабочую обстановку.

Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа также осуществляется не только в ходе профессионального психологического отбора, но и в рамках служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины и законности в целях выявления негативной информации и фактов противоправного поведения.

Следующим, не менее значимым направлением работы является оказание психологической помощи сотрудникам, впервые принятым на службу в ОВД, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

Отдельным направлением деятельности психологов выступает формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств, которое реализовывается через такие формы работы, как:

— психологическое сопровождение мероприятий воспитательной работы с сотрудниками, работы по укреплению служебной дисциплины и законности;

— повышение психолого-педагогической компетентности руководителей, сотрудников подразделений по работе с личным составом;

— проведение занятий по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава;

— формирование необходимых социальных и профессиональных навыков у сотрудников посредством активных методов социально-психологического обучения (социально-психологические тренинги: тренинг развития когнитивных (познавательных) возможностей; тренинг по формированию коммуникативной компетентности, включая овладение навыками бесконфликтного общения; тренинг по формированию и сплочению коллективов; тренинг развития навыков саморегуляции психоэмоционального состояния; тренинг развития профессиональных компетенций и т. д.);

— специальная психологическая подготовка сотрудников к деятельности в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах (в том числе обучение психологии личной безопасности);

— психологическое просвещение личного состава, повышение психологической культуры, пропаганда психологического знания;

— психологическое информирование соответствующих должностных лиц по вопросам совершенствования организации работы с личным составом.

Обозначенные формы работы нацелены на формирование у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями служебной деятельности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач. Работа по этим направлениям позволяет внедрять в практику позитивный опыт проведения мероприятий психологической работы, используя при этом современные технологии.

Практика последних лет показывает, что многие социально-психологические проблемы сотрудников гораздо эффективнее заблаговременно предупредить, чем корректировать последствия, именно поэтому важное место в повседневной деятельности психологов ОВД занимает психологическая профилактика.

Психологические проблемы сотрудников личного, семейного, бытового, профессионального плана разрешаются в рамках психологического консультирования. В процессе консультирования анализируется комплекс причин, повлиявших на возникновение трудностей, рассматриваются варианты решения и вырабатывается алгоритм выхода из трудной жизненной ситуации, осуществляется психологическая поддержка в выполнении необходимых действий.

В контексте служебной деятельности консультирование сотрудников осуществляется по следующим вопросам:

— учет психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составление психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

— изучение (прогнозирование) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определение по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения;

— выработка стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.

Помимо консультирования в практике деятельности специалиста-психолога используется такая форма работы, как психологическая коррекция, которая представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида . Психологи ОВД осуществляют подобного рода воздействие в целях коррекции негативных личностных черт, уровня самооценки, неуверенности, девиантного поведения, нарушения психической адаптации или переутомления, трудностей семейно-бытовых отношений, межличностных и внутриличностных конфликтов.

Деятельность сотрудников ОВД зачастую сопряжена с опасностью и риском и проходит в экстремальных условиях, поэтому необходимым является как сопровождение личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, так и осуществление психологической реабилитации сотрудников после выполнения задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

Одним из направлений деятельности психолога является своевременное выявление потенциально проблемных сотрудников и включение их в группу повышенного психолого-педагогического внимания в целях осуществления дополнительных мероприятий, направленных на точечное решение конкретных психологических проблем, имеющихся у данной категории лиц.

На каждом этапе реализации основных направлений деятельности психолога ОВД осуществляется методическая работа, выражающаяся как в подборе наиболее эффективных психотехнологий для решения актуальных проблем, так и в подготовке соответствующих психологических заключений, характеристик, справок и рекомендаций, являющихся отражением полученных в ходе психологических мероприятий результатов.

Методическая работа имеет отражение в таких областях деятельности психолога, как:

— разработка профессионально-психологических требований к сотрудникам, конструирование так называемой модели личности успешного специалиста;

— психологическая поддержка профориентационной работы (методический аспект), работы по формированию позитивного имиджа ОВД ;

— подготовка рекомендаций в отношении сотрудников при назначении на должность с учетом их индивидуально-психологических особенностей и групповой совместимости;

— разработка рекомендаций на основании результатов психологического сопровождения личного состава в целях оптимизации служебной деятельности;

— разработка рекомендаций по формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками;

— разработка рекомендаций по минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.

Деятельность психологической службы эффективна только тогда, когда реализуется целостная система психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Дальнейшее развитие психологических методов работы с личным составом предполагает совершенствование системы оценки психологического состояния личного состава ОВД с учетом специфики их работы, поиск новых методов и технологий работы с сотрудниками, повышение статуса психолога во многих вопросах служебной деятельности.

В настоящее время развитие психологической службы происходит в следующих направлениях:

— повышение статуса подразделений психологической работы в решении насущных вопросов ОВД;

— повышение уровня взаимодействия между различными подразделениями психологической работы;

— укрепление и подготовка кадрового потенциала психологической службы;

— совершенствование материально-технической базы, создание баз данных, АРМ-психолога и единой системы информационно-психологического обеспечения;

— развитие научно-методической базы по направлениям деятельности психологов, внедрение новых психологических технологий работы с личным составом;

— совершенствование психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению расследования и раскрытия преступлений;

— применение психологических знаний в решении задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, психологическая служба МВД России, выполняя ответственные задачи психологического отбора, сопровождения и реабилитации личного состава, находится в стадии динамического развития. Важными направлениями деятельности практических психологов ОВД являются: профессионально-психологическая подготовка личного состава, проведение психопрофилактических мероприятий, профилактика самоубийств и девиантного поведения сотрудников, психологическое обеспечение кадровой работы, участие в раскрытии преступлений .

Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Разнообразие психологических мероприятий, с одной стороны, указывает на весьма широкие возможности системы психологического обеспечения в решении задач, стоящих перед МВД России, а с другой — обусловливает существование обширной психологической практики.

Контрольные вопросы

1. Назовите этапы становления и развития системы психологической работы в ОВД.

2. Каковы цели, принципы и методы психологической работы в ОВД?

3. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие организацию психологической работы в ОВД.

4. Каковы основные направления деятельности психолога ОВД?

Зачем в полиции психолог?

Должность появилась в МВД почти 20 лет назад – в конце 90-х годов. На Западе эта практика существует еще дольше. Постараемся обозначить круг обязанностей полицейского психолога, контингент, с которым придется работать, а также, что еще нужно будет делать на данной должности. Как работают западные коллеги, сколько штатных психологов состоит на службе. Надеемся, что статья поможет оценить свои силы и решить: подходит ли вам эта работа, или стоит поискать что-то менее ответственное. Специальности в колледжах после 9 класса предполагают изучение общей психологии, но для работы в силовых ведомствах этого недостаточно.

Обязанности полицейского психолога

В полиции существует целых три направления работы:

  1. С личным составом. Штат сотрудников данного направления самый многочисленный из всех, так как на сотрудников, ежедневно встречающих насилие, нарушения, приходится самая большая нагрузка.
  2. Работа с преступниками и их жертвами, а также подозреваемыми в преступлении. Это очень ответственная работа, требующая внимания – от заключения психолога иногда зависит здоровье и жизнь других людей. Специалиста очно-заочной формы обучения после колледжа на эту должность однозначно не примут. Нужен опыт и соответствующая квалификация.
  3. С тех пор, как отделилась МЧС, у них в штате появились свои психологи, которые работают с пострадавшими в катастрофах, людьми, кто подвергся воздействию природных катаклизмов, потерял близких.

Каждая должность специфична и требует, как минимум, сокращенного обучения в университете после колледжа полиции. Но, как мы успели выяснить, работать полицейским штатным психологом будет возможно только после получения диплома о высшем образовании, а также волонтерской работы. Кандидатуру должен одобрить, в свою очередь, действующий психолог в полиции.

Если вы не прошли отбор – не расстраивайтесь. Возможно, у вас нет тех личностных качеств, которые помогут выдержать каждодневную дисциплину, плюс общение со специфической аудиторией – убийцами, насильниками, педофилами, наркоманами, бросающими своих детей, и малолетними преступниками. Здесь впору о своей психике побеспокоиться, не то что другим помочь. Особенно тяжело будет девушкам из хороших семей, которым трудно понять чужое безнравственное поведение. Здесь нужен либо высочайший профессионализм, либо опыт общения в прошлом с таким контингентом и твердый характер. Лучше – и то, и другое.

Работа с подозреваемыми

Задача полицейского психолога – выявить ложь и убедить подозреваемого сказать правду. Недоверие к силовым структурам вызывает ответное поведение, которое должен скорректировать специалист.

Часто необходимо вмешательство женщины, которая может «разрядить» обстановку. С трудными подростками женского пола необходим именно такой подход, поскольку общение с матерью у них не сложилось. В этом случае молодая девушка, окончившая после 9 класса колледж по специальности «Психология», не сможет ничего добиться, ведь у нее нет своих детей… Тем более – взрослых, тем более – трудных.

Работа с потерпевшими

В большинстве случаев – это люди, чьи родственники или они сами пострадали в результате неправомерных действий. Чтобы добиться каких-либо показаний, нужно сначала успокоить человека, а потом за дело возьмется следователь.

С жертвами насилия приходится работать долго, чтобы вернуть человека в социум. Но чаще всего этого так и не удается сделать в полной мере. У многих психика после трагических происшествий так и не восстанавливается.

Работа с сотрудниками – в каких ситуациях это нужно

Больше всего в поддержке нуждаются сами работники силовых структур, особенно молодой контингент. Работа в полиции так или иначе связана с насилием. Может случиться, что до прихода в силовые структуры человек прошел сокращенное обучение после колледжа искусства, например. Из-за того, что не смог найти работу по специальности, подался в полицию, где ему дали оружие после 6 месяцев обучения. Когда пришлось первый раз выстрелить в человека – это оказалось стрессом. И такое происходит с большинством. Задача психолога – убедить в правильности принятого решения, чтобы сотрудник успокоился и продолжил работу.

Находиться среди преступников постоянно – это тяжело. Такая же ситуация у врачей. Наверное, приходилось слышать, что некоторые из них болеют теми же заболеваниями, что их пациенты. Это означает, что врач не справился, не хватило энергии на себя и на пациентов. Чтобы избежать подобного, в штате работают сразу несколько специалистов-психологов разного профиля.

Где учиться на психолога, чтобы работать в полиции

Допустить к работе в полиции могут только специалиста с высшим образованием, имеющим опыт работы полицейским. Например, человек прошел обучение по специальности оперативник в колледже после 9 класса. На практике оказалось, что у него хорошо получается вести переговоры, поэтому он поступил на факультет психологии в университет.

После учебы в ваших же интересах пройти практику. Например – в школе, чтобы увидеть, как ведут себя подростки, найти с ними общий язык. Затем можно попробовать себя в более серьезном деле – волонтерской работе, то есть работать бесплатно. Только ради того, чтобы научиться или попробовать себя в данном виде деятельности.

Колледжи

Колледж перед факультетом психологии может быть любой: педагогический, полицейский, юридический. Соответственно, какое-то направление будет доминировать в работе. После педагогического колледжа можно работать с трудными подростками. Как ни парадоксально звучит, но чтобы их понять и вызвать уважение, нужно самому побыть трудным подростком.

Это то же самое, что говорят знаменитые сыщики: мыслить как преступник. Чтобы сократить время на подготовку себя как полицейского психолога, можно уже во время обучения по специальности в колледже после 9 класса начинать заниматься волонтерской работой.

Университеты

В университете больше практических занятий, но они рассчитаны на общий контингент, поэтому знаний в такой специфической области, как криминалистика, может не хватить. Дополнительно необходимо позаниматься с уже работающим психологом более высокого ранга, чтобы он помог определить ваши проблемные зоны, которые будут мешать работе с криминальным контингентом. Одним словом – работать над собой придется гораздо больше, чем с самим криминалом.

И это важнее, потому что такие навыки не дадут «сгореть» на работе. Сгореть – означает, что будет нарушен баланс между отдачей и потреблением энергии. Чтобы не произошло подобное, нужно научиться еще в университете техникам получения энергии. Такие методики существуют, они эффективны, и мы призываем очень серьезно к ним отнестись.

Сделайте так, чтобы вам было комфортно работать полицейским психологом. Что для этого нужно? Усидчивость, терпение, понимание человеческих слабостей и уважительное отношение к каждой личности.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Новый Юридический Институт

Колледж Московского Финансово-промышленного Университета «Синергия»

Академия кадрового резерва

Курский институт менеджмента экономики и бизнеса (МЭБИК)

Психологи в МВД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *