Ребенок без родителей

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, ему нужны родители.

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

Но в жизни этот термин зачастую используют гораздо шире – называя им и те истории, когда ребенок подпадает под другие формы семейного устройства: под опеку или в приемную семью.

В то же время все время происходят попытки сузить употребление слова «усыновить» по гендерному признаку и активнее ввести в оборот слово «удочерить». Однако пока что употребляют это слово только в неофициальном языке и только по отношению к конкретным девочкам, попавшим в семью, а не явлению в целом.

Есть и другие сиротские слова: приемные и кровные родители, спонсоры и волонтеры, приют, детский дом, интернат… Все эти слова относятся к одной теме, некоторые из них имеют юридический статус. Но очень хотелось бы, чтобы в нашей жизни все меньше оставалось места для таких слов, как детский дом и школа-интернат, а все больше для таких, как родитель, мама и папа.

Ребенок без родителей

Также слово является ответом на вопросы:

  • Каково было первоначальное значение слова раб в русском языке, после чего он назывался подневольный работник? Вообще это — родственное слово ребенок или робкий.
  • Безродный представитель Казани.
  • Одиночка из Казани.
  • Казанская безотцовщина.
  • Ни отца, ни матери.
  • Ребёнок без родителей.
  • На ней советовал жениться герой Андрея Миронова в фильме «Берегись автомобиля».
  • Круглый …
  • Ребёнок из детдома.
  • Картина Вильяма Адольфа Бугро «… у источника».
  • Поэма-сказка литовской поэтессы Саломеи Нерис.
  • Фильм Владимира Машкова «… казанская».
  • Сказка народов Севера.
  • Картина французского художника Эжена Делакруа «… на кладбище».
  • Стихотворение русского поэта Алексея Кольцова.
  • Роман таджикского писателя Айни.
  • Ребенок, лишенный родителей.
  • Ребёнок, у которого умер один или оба родителя.
  • Ребёнок, один из родителей которого умер.
  • На Руси крестьянин, бобыль
  • Постановкой фильма «… казанская» Владимир Машков заявил о себе как кинорежиссере
  • Роман Айни
  • Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя
  • Ребенок, потерявший родителей
  • Ребенок из детдома
  • Стихотворение русского поэта А. Кольцова
  • «… казанская»
  • Один-одинешенек
  • Один оставшийся ребенок
  • Без родителей остался
  • Он без мамы и папы
  • Круглая, «казанская»
  • Ребенок совсем один
  • Один во всем мире
  • Бедный-бедный ребенок
  • Бедный ребенок
  • Фильм «… казанская»
  • Безотцовщина
  • Без отца и без матери
  • Человек, потерявший отца или мать
  • Не имеющий родных
  • Не только круглая, но и казанская
  • Нет папы, нет и мамы
  • Детдомовец
  • Одинокий ребенок
  • Дитя без родителей
  • Жилец детского дома
  • Круглая безотцовщина
  • Обделенный родителями

Дети без родителей

Чинилова Инна
Дети без родителей

Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали ребёнка умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счёт социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях.

Вот некоторые данные статистики: по данным на начало 2014 года в России более 600 000 детей сирот, лишённых родительского попечения, 95% из них – социальные сироты.Не менее печальны причины распространения социального сиротства: рост числа детей, рождённых вне брака. Социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребёнка).

Среди «отказных» детей многие имеют врождённые психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнёрами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети, помещённые в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети–сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека). Большинство семей, где дети лишены попечения родителей,характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, аморальный образ жизни, пьянство родителей, скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребёнка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У многих детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально – познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызывает у ребёнка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большому интересу к вещам, чем к людям, у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность, у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе.

Особая проблема — социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодёжь оказывается не готовой к самостоятельной жизни. Таким образом, последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь всё хорошее, и плохое – из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяжёлым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем удаётся преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети, тем квалифицированнее, терпеливее, добрее должны быть воспитатели домов ребёнка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» В соответствии с этим существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений.

ДЕТИ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ.

Усыновление — одна из форм воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей, известная ещё со времён Древнего Рима. В течение столетий люди интуитивно понимали, что ребёнок, потерявший родителей, должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психологические исследования последних лет показали, что потребность иметь маму и папу–одна из сильнейших потребностей ребёнка. А поэтому наилучшая замена собственной семье-новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребёнка-усыновление.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребёнка. Что к этому побуждает?Выявлено много причин: невозможность иметь ребёнка по медицинским показателям; нежелание иметь своего ребёнка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребёнка, являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребёнка Иностранные граждане, которые с 1991г. Получили разрешение брать в свои семьи приёмных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, поскольку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровлении.

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необходима совершенно особая работа с приёмными родителями ещё до того, как в их доме появится ребёнок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические. Прежде всего это сомнения и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребёнком и т. д. Тревожат мысли о том, каков будет ребёнок, какие радости и огорчения он принесёт в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследственные качества, приобретённый опыт, с которым ребёнок войдёт в дом. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую формируются завышенные ожидания в отношении приёмного ребёнка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способностей и т. д.). Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. Они склонны предъявлять ребёнку повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не способны эмоционально поддерживать ребёнка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспитании, коррекции ребёнка, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приёмные родители нередко возвращают ребёнка в детский дом. Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, серьёзные переживания у несостоявшихся родителей. Как потом сложится судьба у ребёнка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в неё счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика.

Главная проблема, которая возникает у многих родителей, усыновивших детей,заключается в вопросе: сказать или нет ребёнку о его происхождении?Каждая семья решает этот вопрос по-своему: одни рассказывают ребёнку правду, другие её утаивают. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении семью, создаёт в ней нервозную обстановку. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающих об усыновлении ребёнка. Но сохранить от ребёнка тайну усыновления не всегда удаётся. Иногда находятся «доброжелатели», которые открывают ребёнку историю его происхождения. Специалисты рекомендуют приёмным родителям рассказать ребёнку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят. И здесь можно вспомнить русскую народную пословицу «Не та мать, что родила, а та, что выходила».

Передача осиротевшего ребёнка в приёмную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребёнка в приёмную семью зависит от личности родителей,от общей семейной атмосферы, а также от самого ребёнка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребёнка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные нарушения. На определённом этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. Поэтому приёмным родителям необходимо иметь большое терпение.

Иногда родители хотят усыновить ребёнка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание-это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесёт счастья усыновление ни ребёнку, ни родителям, если на этот шаг супруги решились,чтобы спасти свой брак: ребёнок должен жить в счастливой семейной атмосфере.

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

Забота о детях без родителей возлагается на государство. Отделы опеки обязаны вести учет таких несовершеннолетних. Это необходимо для того, чтобы обеспечить своевременную защиту прав и семейное устройство. Рассмотрим, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Основания признания детей оставшимися без попечения родителей

Содержание (кликните, чтобы открыть)

Перечень оснований, для признания ребенка, оставшимся без родительского попечения, регламентирован Приказом Минобра России от 2015 года № 101.

Порядок признания ребенка, оставшимся без попечения:

  1. Выявление факта отсутствия родительского попечения.
  2. Документальное подтверждение этого факта.
  3. Вынесение постановления районной администрации о присвоении статуса.

Основания для присвоения статуса ребенка, оставшегося без попечения матери и отца:

  • оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
  • в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
  • суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
  • родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
  • несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
  • родители умерли или признаны умершими;
  • мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
  • суд отменил решение об усыновлении;
  • отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.

Данный факт должен быть документально подтвержден в отношении матери и отца или единственного родителя.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

Он включает:

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Кто и куда должен сообщать?

Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

К ним относятся:

  • медицинские работники;
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • специалисты социальных служб;
  • сотрудники полиции.

Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.

Действия органов опеки

Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

В 2019 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.

Учет детей

В 2019 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

  1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
  2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
  3. Уровень РФ – федеральный оператор.

Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Основной целью выявления несовершеннолетних является защита их прав. Ведь именно мама и папа ответственны за содержание, воспитание и обучение ребенка, до тех пор, пока он не достигнет 18 лет.

Поэтому, если родители не могут или не хотят исполнять свои обязанности, государство берет эту функцию на себя.

В соответствии с законодательством, отдел опеки должен в течение 30 дней подобрать подходящего кандидата в опекуны попечители, усыновители. Если подходящая кандидатура не найдена, то ребенок должен быть временно помещен в центр семейного устройства.

В 2019 году на территории РФ реализуются следующие формы устройства детей-сирот:

  • усыновление;
  • опека;
  • приемная семья.

В случае, если возможность семейного устройства отсутствует, то несовершеннолетний помещается в специализированную организацию.

Усыновление детей

Считается, что усыновление является самой приоритетной формой семейного устройства. Главное его отличие от других форм – это установление по решению суда. Другие варианты передачи детей в семьи граждан реализуются на основании решения органа местного самоуправления.

Передать на усыновление можно только тех детей, мать и отец которых:

  • умерли;
  • признаны умершими;
  • лишены родительских прав более 6 месяцев назад;
  • не записаны в детские документы.

Таким образом, переданными на усыновление могут быть весьма незначительная категория детей.

С момента вынесения решения суда об усыновлении ребенок и его новая семья наделяются правами и обязанностями кровной семьи. В связи с этим семья не получает дополнительное финансирование (по сравнению с другими формами устройства). Усыновители должен самостоятельно обеспечивать усыновленного.

Также ребенок теряет статус, оставшегося без родительского попечения, и соответствующие льготы. Юридически он полностью приравнивается к кровным детям усыновителя.

Новые мать и отец могут изменить ему имя, фамилию, отчество. А усыновленным в возрасте до 6 месяцев даже дату рождения (в пределах 3 месяцев).

После их смерти, усыновленный получает долю в наследстве в качестве полноправного наследника первой очереди.

Как правило в РФ усыновляют 2 категории детей:

  • малолетних в возрасте от 0 до 3 лет;
  • детей, которые ранее были в семье под опекой.

Отменить усыновление и забрать ребенка из семьи непросто. Для этого необходимо инициировать судебный процесс.

Опека над детьми

Опека является самой популярной формой устройства.

В отличии от усыновления:

  • опекун получает на содержание подопечного ежемесячную выплату.
  • Ребенок сохраняет статус сироты, поэтому имеет право на получение квартиры и другие льготы. Популярной льготой для подопечных является внеочередное обеспечение местом в дошкольное учреждение, а также бесплатное посещение детского сада.
  • Под опеку могут быть переданы все дети, которые имеют статус сироты. Причем к опекуну предъявляются значительно более мягкие требования, чем к усыновителю.

Все это является причиной для массового приема подопечных в семьи граждан. В результате качество воспитания в таких семьях сохраняется на невысоком уровне.

Опека назначается по решению органа местного самоуправления. Срок действия документа – до 14летия подопечного. По достижению 14 лет, опека переходит в попечительство.

Попечитель обладает всеми обязанностями опекуна, однако перечень прав значительно меньше (ребенок уже наделяется ограниченной дееспособностью).

Районные отделы опеки обязаны осуществлять контроль за семьями опекунов. Поэтому они регулярно (до 4 раз в год) посещают семьи для проведения осмотра.

Ежегодно опекун обязан предоставлять отчет о сохранности детского имущества. Отказ в предоставлении документа является причиной для отстранения гражданина от обязанностей.

Приемная семья для детей

Приемная семья – это возмездный вариант опеки. Если опекун получает только пособие на содержание подопечного, приемный родитель дополнительно имеет право на вознаграждение за оказание услуг по воспитанию.

Приемная семья функционирует на основании договора. Документ заключается между приемным родителем и районной администрацией.

Права и обязанности приемного родителя полностью идентичны правам и обязанностям опекуна. Ребенок также наделяется статусом, аналогичным статусу подопечного.

Размер вознаграждения приемного родителя различается в зависимости региона проживания. В 2019 году сумма варьируется от 4 000 до 20 000 р.

Учреждения для детей сирот

Законодатель предусматривает помещение ребенка в организацию для сирот только в том случае, если в течение 30 дней отсутствует подходящий кандидат. Помещение в организацию осуществляется на временной основе.

Даже после вынесения постановления о помещении под надзор специалисты отдела опеки и региональный оператор не должны прекращать семейное устройство ребенка.

Порядок оформления в организацию для сирот:

  1. Получение отказов от родственников несовершеннолетнего (если родные ведут асоциальный образ жизни, то составляется соответствующий акт).
  2. Оформление личного дела на ребенка.
  3. Вынесение постановления органа местного самоуправления о помещении под надзор.
  4. Помещение ребенка в организацию.
  5. Вынесение приказа о зачислении в воспитанники.

Несовершеннолетний может проживать в организации до 23 лет (если получает образование в средней школе в очной форме). В остальных случаях воспитанники распределяются по учреждениям среднего и высшего образования.

При нахождении в учреждении воспитанник находится на полном государственном обеспечении. Если он является получателем пенсии по инвалидности или потере кормильца, то средства зачисляются на его личный счет.

Обязанности опекуна исполняет руководитель организации. Но он не имеет право распоряжаться имуществом несовершеннолетнего и пользоваться его деньгами.

Социальная поддержка детей сирот

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется в соответствии с законом от 1996 года № 159. Нормативный акт содержит общие гарантии.

Каждый регион имеет право разработать свой закон о помощи детям-сиротам. Но он не может противоречить федеральному.

Виды социальной поддержки детей-сирот:

  • пособия;
  • единовременные выплаты;
  • льготы на образование;
  • помощь в медицинском обеспечении;
  • предоставление жилья.

Нормативные акты регионов могут предусматривать дополнительные меры поддержки. Например, законодательство Новосибирской области предусматривает ежемесячную выплату на культмассовые мероприятия.

Законодательство Алтайского края предусматривает возможность получения ежемесячного пособия для усыновителей, которые усыновили ребенка, находившегося под опекой более 3 лет.

Важно! С момента вступления в законную силу решения суда об усыновлении, ребенок лишается права не меры поддержки.

Меры социальной поддержки предоставляются не только несовершеннолетним, но и гражданам в возрасте до 23 лет.

Пособия детям

Федеральным законодательством устанавливается перечень выплат, которые получают замещающие родители во всех регионах страны.

В 2019 году предусматриваются следующие выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на содержание подопечного – в зависимости от законодательства региона. Как правило равняется прожиточному минимуму на ребенка. Выплачивается на подопечных и приемных детей.
  2. Вознаграждение приемному родителю – в зависимости от законодательства региона.

За траты ежемесячного пособия опекун и приемный родитель должен отчитываться ежегодно. Вознаграждение предназначается приемному родителю и не подлежит отчету.

Единовременные выплаты

Ряд выплат осуществляется единовременно. Они выплачиваются в заявительном порядке.

Замещающий родитель имеет право на выплату, если обратился в уполномоченный орган в течение 6 месяцев с момента получения приказа о передаче ребенка в семью или вступления решения суда об усыновлении в законную силу.

Виды пособий:

  1. Единовременное пособие при приеме ребенка в семью опекуна, приемного родителя или усыновителя — 17 479,72 руб.
  2. Единовременное пособие при усыновлении (если в качестве усыновляемых выступают дети в возрасте от 7 лет, дети-инвалиды или сиблинги) — 133 559 руб.

Важно! Закон не обязывает замещающего родителя отчитываться за траты единовременных пособий. Они не имеют целевого назначения.

Образование

Образовательные льготы для сирот:

  1. Обеспечение местом в детский сад вне очереди.
  2. Бесплатное питание в детском саду и школе.
  3. Прохождение подготовительных курсов при поступлении в ВУЗ на бесплатной основе.
  4. Бесплатное обучение в СУЗ.
  5. Выплата ежегодного пособия на учебную литературу.
  6. Выплата компенсации на одежду и мягкий инвентарь при окончании учебного заведения.
  7. Выплата единовременного пособия при окончании учебного заведения – 500 р.
  8. Право на бесплатный проезд в период обучения.

Медицинское обеспечение

Дети-сироты имею право на следующие виды медицинского обслуживания на бесплатной основе:

  • медицинская помощь;
  • высокотехнологичная медицинская помощь;
  • ежегодная диспансеризация;
  • оздоровление (включая санаторно-курортное лечение);
  • медицинские осмотры.

Несовершеннолетние имеют право на санаторно-курортное лечение. Причем оплачивается не только путевка, но и доставка до места отдыха и обратно. В случае самостоятельного приобретения путевки, стоимость и проезд может быть компенсирован по заявлению замещающего родителя.

Предоставление жилья

Если ребенок или его кровные родители не имеют в собственности жилого помещения, то несовершеннолетний имеет право на постановку на учет с целью получения жилья.

Порядок предоставления жилплощади устанавливается региональным законодательством.

Но в целом по стране порядок аналогичный:

  1. Сбор документов об отсутствии жилья в собственности (по достижению ребенком 14 лет).
  2. Направление заявления о постановки на учет в орган местного самоуправления.
  3. Получение приказа о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
  4. Подача заявления о выдаче жилья (по достижению 18 лет).
  5. Постановка на очередь.

Как показывает практика, квартира не выдается немедленно, по достижению совершеннолетия. В РФ существует очередь на обеспечение жильем сирот. Поэтому лицу, из числа детей-сирот, придется подождать от 5 до 7 лет. Квартира выдается по договору социального найма. Через 5 лет ее можно приватизировать.

Ответы юриста на вопросы о выявлении и устройстве детей без попечения родителей

Какие дети относятся к оставшимся без попечения родителей?

Обязательным условием является присвоение официального статуса. Он присваивается постановлением районной администрации по месту выявления.

Оставшимися без родительского попечения считаются дети, родители которых:

  • умерли или признаны умершими;
  • лишены или ограничены в правах;
  • имеют заболевание, препятствующее исполнению родительских обязанностей (туберкулез);
  • более 6 месяцев не проживают с ребенком без уважительных причин;
  • оставили их в роддоме, больнице, приюте;
  • подвергли их жизнь угрозе, и дети были отобраны по ст. 77 СК РФ.

В каком статусе находятся несовершеннолетние, изъятые из семей алкоголиков и помещенные в приют?

До получения официального статуса, дети находятся в социальной организации по заявлению родителей или по решению органа местного самоуправления. Их нельзя принять в семью на воспитание.

Могут ли кровные родители забрать согласие на усыновление, которое дали в роддоме?

Согласие может быть отозвано до вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка. После принятия несовершеннолетнего в другую семью, кровный родитель теряет на него права.

Должны ли кровные родители платить ребенку алименты, если отказались от него в роддоме?

Как показывает практика, на основании отказа от ребенка отдел опеки лишает мать и отца родительских прав. В момент вынесения решения, суд взыскивает с родителей алименты на содержание ребенка.

Обязанность по выплате сохраняется до совершеннолетия ребенка. Исключение составляет ситуация, когда несовершеннолетний был усыновлен.

Имеет ли подопечный льготу на прохождение курсов для поступления в ВУЗ на бесплатной основе?

Государственные и муниципальные учебные заведения обязаны предоставить возможность пройти курсы на безвозмездной основе ребенку-сироте. Факт наличия статуса нужно подтвердить справкой из отдела опеки.

Заключение Эксперта

Подытожим полученную информацию о выявлении детей-сирот:

  1. Статус сироты необходимо установить официально, постановлением местной администрации.
  2. Выявлением детей-сирот должны заниматься отделы опеки, сотрудники социальных организаций и все граждане, у которых есть такая информация.
  3. При подтверждении информации, ребенок подлежит семейному устройству.
  4. Существует 3 вида семейного устройства – усыновление, опека, приемная семья.
  5. Усыновленный ребенок теряет статус сироты.
  6. Подопечные и приемные дети имеют право на социальные, медицинские и образовательные льготы.

Если у вас возникли проблемы с оформлением опекунства над ребенком, необходимо получить помощь юриста по семейному праву. Специалисты нашего сайта готовы прийти к вам на помощь круглосуточно. Поделиться материалом:

Ребенок без родителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *