Реклама на домах

Содержание

1. Понятие наружной рекламы
2. Рекламная конструкция. Типы рекламных конструкций
3. Признаки наружной рекламной конструкции

Правила размещения наружной рекламы

4. Документы, необходимые для размещения наружной рекламы
5. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
6. Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции и порядок его заключения
7. Когда на размещение рекламной конструкции не требуется разрешение органа местного самоуправления?
8. Ограничения по размещению рекламных конструкций в Законе о рекламе

1. Понятие наружной рекламы

С помощью рекламных конструкций распространяют наружную рекламу.

В настоящее время в российском законодательстве не закреплено общего определения понятия наружной рекламы.

Наружной рекламой, как следует из статьи 19 закона о рекламе, является реклама, размещаемая на рекламных конструкциях, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

2. Рекламная конструкция. Типы рекламных конструкций

Рекламной конструкцией признается средство стабильного территориального размещения наружной рекламы, прочно связанное с объектами недвижимости и не предназначенное для перемещения.

Закон о рекламе выделяет следующие типы рекламных конструкций:

  • щиты;
  • стенды;
  • строительные сетки;
  • перетяжки;
  • электронные табло;
  • проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование;
  • воздушные шары, аэростаты;
  • иные технические средства стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе).

Под «иными техническими средствами стабильного территориального размещения» понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.) (см. Письмо ФАС России от 19.09.2018 N РП/75002/18 «О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в части разъяснения понятия «Иные технические средства стабильного территориального размещения»).

Как показывает практика, данный перечень не носит исчерпывающего характера и периодически возникают споры вокруг возможности отнесения отдельных объектов к числу наружной рекламы.

3. Признаки наружной рекламной конструкции

Можно выделить следующие признаки средств распространения наружной рекламы:

1) размещение их вне помещений. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение — на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий (в том числе в лифтах), строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы. Вместе с тем, такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

2) статичное размещение. Рекламная конструкция объектом недвижимости не является, но монтируется на конструктивных элементах объектов недвижимости. При этом с указанными объектами рекламная конструкция должна быть прочно связана путем стационарного размещения и не должна быть предназначена для перемещения. Соответственно, выносные штендеры не относятся к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется статьей 19 закона о рекламе (Письмо ФАС России от 15.05.2012 N АК/14984 «О порядке размещения рекламы на штендерах»). Если средство распространения рекламы перемещается в пространстве, то реклама, размещенная с его помощью, будет относиться к транзитной. Это реклама, носителями которой являются транспортные средства, люди и даже животные.

Правила размещения наружной рекламы

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договоры о ее установке и эксплуатации с собственником объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Правила размещения наружной рекламы установлены в ст. 19 закона N 38-ФЗ «О рекламе» и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами муниципальной власти.

4. Документы, необходимые
для размещения наружной рекламы

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договор о ее установке и эксплуатации с собственником земельного участка, здания или иного объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 5, 9 ст. 19 Закона о рекламе).

5. Разрешение на установку
и эксплуатацию рекламной конструкции

Получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является обязательным условием для ее использования.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Порядок получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регламентирован ч. 9, 11 — 14, 17 ст. 19 Закона о рекламе. Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию в пределах срока действия договора на ее установку и эксплуатацию.

Для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет в компетентный орган заявление, к которому заявитель — физическое лицо прилагает данные о себе, а также согласие законного владельца объекта недвижимости, к которому прикрепляется рекламная конструкция, на его использование с этой целью либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Такое согласие должно быть представлено в виде письменного или электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов указанных услуг (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе).

За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции подлежит уплате государственная пошлина в размере 5 000 руб. (п. 105 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Решение о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев с момента поступления документов (ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе).

Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято из-за несоответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, нарушения правил безопасности дорожного движения, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, перечень которых является исчерпывающим.

Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется получать в случае размещения рекламы непосредственно на витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы (ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе).

6. Договор об установке и эксплуатации
рекламной конструкции
и порядок его заключения

Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции заключается ее владельцем с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому она прикрепляется (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Договор с владельцем рекламной конструкции помимо собственника может также заключить иное уполномоченное им лицо, например арендатор объекта недвижимости или доверительный управляющий при условии, что договор доверительного управления не содержит на этот счет ограничений (ч. 7 ст. 19 Закона о рекламе).

В случае размещения рекламной конструкции на общем имуществе собственников многоквартирного дома договор заключается с лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Если рекламная конструкция размещается на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, то заключение договора возможно только по результатам торгов в форме аукциона или конкурса. Торги могут проводиться только при условии утверждения схемы размещения рекламных конструкций (ч. 5.1 и 5.8 ст. 19 Закона о рекламе).

7. Когда на размещение рекламной конструкции
не требуется разрешение органа местного самоуправления?

Краска, наклейка, пленка. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях. Речь идет и размещении рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах. Распространение такой рекламы не подпадает под регулирование статьи 19 закона «О рекламе».

Выносные штендеры. К техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры.

Штендер — это выносной напольный рекламораспространитель, представляющий собой складную конструкцию небольшого размера, с одной или двумя рекламными поверхностями.

По мнению ФАС России, «к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 закона «О рекламе», и на их установку не распространяются требования статьи 19 Федерального «О рекламе», в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А71-1732/2016, N А40-78651/14, N А29-8667/2011″ (Письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама»).

В Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 309-КГ16-18413 по делу N А71-1732/2016 содержится следующая правовая позиция:

«..спорная конструкция (штендер), состоящая из двух небольших щитов, скрепленных металлическим каркасом, с размещенной на них информацией, является мобильный (переносной) и не может быть признана установленной стационарно. Штендер не присоединен к земельному участку, не монтируется к иному стационарному имуществу, выставляется и в любой момент может быть перенесен в помещение, следовательно, не является способом стабильного территориального размещения рекламы и не отвечает понятию рекламной конструкции, на установку которой требуется разрешение исходя из смысла Закона о рекламе и Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 27.06.2013 N 458».

Вместе с тем, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 закона «О рекламе», на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

  • Рекомендуем: «Вывеска. Рекламная или информационная? Отличия вывески от наружной рекламы»
  • Размещение рекламы, вывески на жилом доме. Судебная практика, комментарии

8. Ограничения по размещению рекламных конструкций в Законе о рекламе

Установлены следующие ограничения (ч. 3, 3.1 ст. 19 Закона о рекламе):

1) запрещено распространять рекламу на дорожном знаке, его опоре или другом приспособлении, которое предназначено для регулирования дорожного движения.

При этом допускается размещать совместно с некоторыми информационными дорожными знаками информацию об объектах притяжения участников движения, с ограничениями и по правилам, установленным в п. 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004. В частности, такая информация размещается на отдельном щите непосредственно под дорожным знаком, на желтом фоне. Ее размещение согласовывается с органами ГИБДД (пп. «г» п. 12 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711);

2) нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).

Если вывеска размещена на многоквартирном доме… (Тяпухин С.В.)

Между собственниками многоквартирных домов (в лице ТСЖ и управляющих компаний) и владельцами (арендаторами) магазинов, расположенных на первых этажах, часто возникают споры о правомерности размещения вывесок и рекламных конструкций на стенах домов. Обязан ли владелец магазина согласовывать с собственниками жилья такое размещение? Должен ли он вносить плату за аренду общедомового имущества? В чем различие вывески и рекламной конструкции? Анализ арбитражной практики показывает, что споры по озвученным выше вопросам очень распространены в последнее время. Начнем рассматривать их по порядку.

Согласовывать или нет?

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица в качестве указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание либо на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

Согласно п. 5 ст. 19 Закона о рекламе <1> установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником здания (иного недвижимого имущества), к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (МКД), заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в МКД, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (заключение договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в МКД). По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

<1> Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

Обратите внимание, в этом Законе речь идет об обязательности владельцев (арендаторов) магазинов согласовывать с собственниками жилья и заключать договор на размещение на стенах МКД именно рекламных конструкций, но не вывесок. Более того, в пп. 2, 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе указано, что его положения не действуют в отношении:

— вывесок и указателей, не содержащих сведений рекламного характера;

— информации, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

В то же время обязанность доводить до сведения потребителей информацию о фирменном наименовании своей организации, месте ее нахождения (адресе), режиме работы путем размещения ее на вывеске установлена для продавцов ст. 9 Закона о защите прав потребителей <2>.

<2> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Таким образом, положения ст. 19 законодательства о рекламе, предусматривающие обязанность владельцев магазинов согласовывать с собственниками жилья размещение рекламных конструкций на стенах многоквартирных домов, не распространяются на случаи установки вывесок сразу по двум причинам. Аналогичное мнение содержится в Постановлениях АС СЗО от 12.02.2015 по делу N А56-81124/2013, от 22.12.2014 по делу N А56-77154/2013. Кстати, Федеральная антимонопольная служба в Письме от 15.03.2010 N АК/6745 попросила довести свою позицию по поводу размещения вывесок на многоквартирных домах до руководителей органов местного самоуправления в целях предупреждения приостановления выдачи последними разрешительных документов на их размещение:

«…размещение вывески магазина на многоквартирном доме не требует дополнительного согласования с собственниками помещений».

Нужно ли вносить плату за размещение вывески?

Итак, мы выяснили, что магазины, расположенные на первых этажах жилых домов, обязаны размещать непосредственно около входа в магазин (над ним) вывеску, информирующую о наименовании организации, ее адресе и режиме работы. Причем согласовывать с собственниками жилья действия по установке такой вывески торговая организация не обязана. А должна ли она платить ТСЖ либо управляющей компании за пользование стеной МКД?

Вопрос этот, в сущности, вытекает из предыдущего. А изначально возник он ввиду следующего. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, а также о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Заметьте, в данной норме опять же речь идет о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (но не вывесок). Однако представители управляющих компаний (ТСЖ) полагают, что указанная норма вовсе не запрещает собственникам жилья на общем собрании принять решение о заключении договоров с представителями бизнеса на любое пользование общим имуществом, в том числе на размещение вывесок. Арбитражная практика по данному вопросу противоречива.

Судебные решения в пользу

собственников жилья

коммерческих организаций

— Отношения между управляющей компанией и коммерческими организациями регулируются общими положениями об обязательствах и договорах, а также условиями самих договоров. Поскольку между сторонами был заключен договор на право пользования частью наружной стены МКД для размещения информационной вывески или рекламы, а ответчик не представил доказательств оплаты, иск о взыскании задолженности удовлетворен судом (Постановление АС ВСО от 16.01.2015 по делу N А19-173/2014 <*>);

— согласно протоколу собрания собственников помещений в МКД установлена арендная плата за использование общего имущества дома, в том числе фасада дома, при установке различных конструкций. Ответчик (коммерческая организация) договор аренды с собственниками жилья не заключал (хотя ему направлялось соответствующее уведомление), следовательно, плату за пользование общим имуществом МКД не вносил. Суд пришел к выводу, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, выразившееся в пользовании общим имуществом дома без внесения соответствующей платы (по мнению суда, вопрос о том, является ли спорная вывеска рекламной либо информационной, которая в силу Закона о защите прав потребителей обязательна для размещения, не влияет на исход дела) (Постановление АС ВСО от 02.02.2015 по делу N А33-3666/2014)

— Поскольку размещение вывески произведено в силу требований Закона о защите прав потребителей, плата с владельцев вывески взиматься не должна (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу N 303-ЭС14-395, А73-9636/2012);

— поскольку спорные конструкции носят информационный, а не рекламный характер, их размещение на фасаде дома не требует согласования с собственниками помещений. Соответственно, к спорным правоотношениям неприменимы положения гл. 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» ГК РФ <**> (Постановление ФАС ЗСО от 16.05.2014 по делу N А45-8234/2013)

<*> Определением ВС РФ от 13.05.2015 N 302-ЭС15-4207 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

<**> Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело либо сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Торговым предприятиям, столкнувшимся с анализируемой ситуацией (в случае если уполномоченная организация за использование части стены многоквартирного дома под вывеску требует уплаты суммы неосновательного обогащения), прежде чем идти в суд, целесообразно ознакомиться с решениями арбитражных судов в своем регионе. Так, например, арбитры ВСО поддерживают в данном вопросе собственников жилья, удовлетворяя их иски. Судьи из ЗСО и некоторых других округов, напротив, считают, что плата с владельцев вывески взиматься не должна и положения гл. 60 ГК РФ к ним неприменимы. Констатируем, что вторая позиция наиболее распространена среди судей в последнее время.

Вывеска или рекламная конструкция?

Но больше всего споров возникает при квалификации тех или иных конструкций, размещенных на стенах МКД. По мнению их владельцев, они являются вывесками, которые в силу положений Закона о защите прав потребителей должны быть размещены у входа (над ним) в магазин. По мнению представителей собственников жилья, спорные конструкции зачастую имеют признаки рекламы, следовательно, их размещению должны предшествовать согласование, а также внесение соответствующей платы.

Отметим, что вопрос квалификации спорных конструкций неоднократно рассматривался на уровне Пленума ВАС, Президиума ВАС, а также разъяснялся чиновниками Федеральной антимонопольной службы. Несмотря на это, количество споров со временем не уменьшается. Итак, обратимся к разъяснениям компетентных органов.

Основополагающее отличие вывески от рекламы

Согласно п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться в качестве рекламы. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Примечание. Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 говорится, что к таким сведениям относится, в частности, информация, предоставляемая лицами в соответствии со ст. 495 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей и др. Причем в случае, если информация, обязательная к размещению в силу закона (обычая делового оборота), приведена не в полном объеме, она все равно не признается рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации) организации в месте ее нахождения.

Федеральная антимонопольная служба в Письме от 28.11.2013 N АК/47658/13 уточнила, что указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки) также может быть признано обычаем делового оборота и на такие информационные конструкции нормы Закона о рекламе не распространяются. В Письме ФАС России от 24.01.2011 N АК/1829 слова и выражения «пиво», «живое пиво», «вина», «вина Кубани», «сигареты», «алкоголь», «табак» и т.п. названы обобщенным наименованием группы товаров, не позволяющим выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес. То есть указание этих слов и выражений на вывеске также не признается рекламой.

Таким образом, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывески) или рекламы следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения. По мнению ФАС, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения подобных сведений подлежат дополнительной оценке.

История одного дела

Судебный процесс, который мы прокомментируем ниже, показателен тем, что обозначает суть проблемы: вопрос о квалификации размещаемых на стенах МКД конструкций остается неурегулированным, несмотря на многочисленные рекомендации компетентных лиц на этот счет. Итак, расскажем обо всем по порядку.

Торговая организация без согласия собственников жилья разместила на фасаде многоквартирного дома две конструкции:

1) в форме шоколадной плитки площадью 2 кв. м с надписью «Шоколадный департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий. Режим работы с 9 до 21», а также были указаны наименование, юридический адрес, ИНН;

2) площадью 7,5 кв. м с надписью «Шоколадный департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий».

Управляющая компания предъявила иск в суд о взыскании с торговой организации суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими деньгами.

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2013, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу N А73-9636/2012. Судьи первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск управляющей компании в полном объеме, указав, что обе конструкции направлены на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, то есть имеют рекламный характер.

Постановление ФАС ДВО от 06.06.2014 по тому же делу. Кассационная инстанция признала спорные конструкции не рекламными, а иными вывесками с изображением товарного знака. Однако данный вывод не повлиял на их итоговое решение: по мнению суда, использование общего имущества МКД должно быть возмездным, поэтому, даже если размещенная на фасаде дома информация не является рекламой, это не освобождает торговую организацию от внесения платы.

Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу N 303-ЭС14-395, А73-9636/2012. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ при рассмотрении данного дела установила, что, поскольку характер и способ размещения информации на спорных конструкциях могут иметь различное назначение, нижестоящим судам следовало более детально проанализировать их содержание на соответствие нормам как Закона о рекламе, так и Закона о защите прав потребителей. Судебная коллегия изучила положения правил благоустройства городского округа, действовавших на момент размещения спорных конструкций, в силу которых вывеска (информационная табличка) должна располагаться на фасаде здания непосредственно у входа в помещение или в пределах помещения, занимаемого предприятием, между первым и вторым этажами здания (если иное не предусмотрено собственником здания), ее площадь не должна превышать 2 кв. м (опять же если иное не определено собственником здания).

Поскольку вывеска площадью 2 кв. м по содержанию указанных на ней сведений, ее размеру, расположению на фасаде дома соответствует требованиям, предъявляемым Законом о защите прав потребителей, а также установленным правилам, по мнению суда, ее следовало признать вывеской, содержащей обязательную информацию. Вместе с тем вторая спорная конструкция (площадью 7,5 кв. м) не содержит всех необходимых сведений, превышает допустимые для информационной таблички размеры. На этом основании суд сделал вывод, что она в силу указанных признаков направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижение, то есть является рекламной конструкцией. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части требования о взыскании неосновательного обогащения за размещение на фасаде жилого дома рекламной конструкции площадью 7,5 кв. м, а также за пользование чужими денежными средствами. В части взыскания суммы неосновательного обогащения, начисленной истцом, за использование общего имущества дома в виде размещения вывески площадью 2 кв. м отказала.

Ниже приведем еще несколько примеров из судебной практики, в которых рассматривались аналогичные споры.

Реквизиты постановления

Содержание информационной надписи

Вывод суда

Постановление ФАС ДВО от 04.08.2014 по делу N А73-13525/2013

1. Конструкция (баннер) с постоянно меняющейся информацией расположена в окне магазина, площадь — 2,7 кв. м.

2. Конструкция с надписью «Золотая антилопа. Самая детская обувь. Обувь: ясельная, дошкольная, школьная, праздничная», площадь — 9,9 кв. м

Баннер, расположенный в окне дома, предназначен для обслуживания только арендуемого помещения, соответственно, не является общим имуществом по смыслу ст. 290 ГК РФ. На этом основании суд отказал в удовлетворении заявленных требований в части взыскания неосновательного обогащения за размещение баннера.

Что касается второй конструкции, суд признал ее рекламной и иск о получении неосновательного обогащения в данной части удовлетворил

Постановление ФАС ЗСО от 18.12.2013 по делу N А46-2212/2013 <*>

Конструкции (световые короба) с обозначением «Универсам «Магнит» и «Магнит Косметик»

Спорные конструкции не являются информационными вывесками, обязательными к размещению в силу Закона о защите прав потребителей, находятся на значительном расстоянии от входа в магазин и не обозначают местонахождение и место входа в объект торговли. Поскольку установка спорных конструкций не была согласована с собственниками жилья, плата за их размещение не вносилась, суд удовлетворил требование истца об их демонтаже

Постановление АС УО от 08.05.2015 по делу N А50-2227/2014

Конструкция «Красное и Белое», площадь — 47 кв. м

Указанное на конструкции словосочетание направлено на формирование и поддержание интереса к деятельности сети магазинов со стороны потребителей, соответственно, она должна квалифицироваться как рекламная. Кроме того, на входной двери в помещение магазина имеется вывеска, содержащая наименование юридического лица, адрес и режим его работы. Таким образом, иск управляющей компании к торговому предприятию о взыскании суммы неосновательного обогащения был удовлетворен

Постановление АС ДВО от 30.06.2015 по делу N А73-369/2013

Конструкция «Инструменты. Сеть магазинов. Магазин «Интертул», площадь — 27,8 кв. м

Оценив содержание, размеры и расположение конструкции, с учетом положений правил благоустройства городского округа, устанавливающих требования к информационным вывескам, суд пришел к выводу, что размещенная на стене МКД конструкция является рекламной, соответственно, иск управляющей компании был удовлетворен

<*> Определением ВАС РФ от 20.03.2014 N ВАС-2488/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Следует отметить, что конструкции, которые размещаются над входом в магазины и имеют, как правило, достаточно внушительные размеры, чаще всего признаются судом рекламными, за размещение которых их владельцы должны платить.

* * *

Магазины, салоны красоты, аптеки и коммерческие организации других профилей, располагающиеся на первых этажах многоквартирных домов, сталкиваются с одной и той же проблемой — предъявлением требований от представителей собственников жилья о внесении платы за размещение на стенах домов информационных вывесок и рекламных конструкций. При анализе вопроса о том, насколько данные требования правомерны, мы пришли к нескольким выводам.

Во-первых, размещение на стене дома вывески, содержащей информацию о названии (коммерческом обозначении) организации, ее адресе и часах работы (при условии, что такая вывеска имеет разумные размеры), не требует согласования с собственниками помещений. Установлению рекламной конструкции должна предшествовать процедура согласования.

Во-вторых, по мнению большинства судов, за размещение на стенах домов вывески (которая необходима в силу требований Закона о защите прав потребителей) с их владельцев плата взиматься не должна. В противовес этому: установка рекламной конструкции осуществляется только по договору с собственниками здания.

В-третьих, основополагающее отличие вывески от рекламной конструкции состоит в том, что целью размещения первой не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям. Поскольку четких критериев, разграничивающих эти понятия, не выработано, суды при рассмотрении вопроса обращают внимание не только на содержание сведений такой конструкции, но и на ее размер, место размещения и пр. Для принятия того или иного решения судом зачастую анализируются положения местных властей, например о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции и предоставлении рекламного места на территории города, которыми, как правило, определяются допустимые размеры вывески (в том числе высота букв и цифр надписей), место расположения от входа и пр.

Размещение наружной рекламы: какие нюансы необходимо учесть, чтобы не нарушить закон?

Размещение наружной рекламы сопряжено с рядом сложностей юридического характера. На первый взгляд может показаться, что если речь идет о небольшой растяжке или электронном табло, информирующих клиентов компании о товарах или услугах, то никакого юридического оформления и не требуется. Но это не так. Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов. Размещение рекламы без такого разрешения может привести к серьезным штрафам. О порядке получения разрешения на размещение наружной рекламы читайте в этом материале.

Основные требования к наружной рекламе и размещению рекламных конструкций содержатся в ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Распространение наружной рекламы производится с помощью щитов, стендов, перетяжек, электронных табло и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Эти приспособления именуются общим понятием «рекламные конструкции». Они являются формой распространения рекламы. Для других целей использование рекламных конструкций не допускается.

Распространение наружной рекламы производится владельцем рекламной конструкции. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Владение рекламной конструкцией может быть основано на праве собственности, ином вещном праве, на договоре с ее собственником.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.

Иными словами, для размещения рекламной конструкции необходимо, во-первых, заключить договор с собственником объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во-вторых, получить разрешение муниципалитета. Более того, даже если компания планирует разместить рекламную конструкцию на принадлежащем ей объекте недвижимости, разрешение муниципалитета все равно потребуется.

Договор на установку рекламной конструкции

Предметом договора на установку рекламной конструкции является установка и эксплуатация рекламной конструкции на определенном имуществе, например, на части здания. В договоре необходимо идентифицировать как саму рекламную конструкцию, указав ее вид (перетяжка, щит, стенд, табло и т. д.), размер, площадь информационного поля, так и имущество, на котором она размещается (например, адрес здания, ориентацию стены и т. д.).

В письме ФАС России от 31.05.2010 № АК/16754 разъясняется, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды. К таким договорам положения законодательства о договоре аренды применяются по аналогии, и они подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 651 ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Установка рекламной конструкции на здании влечет его обременение.

Сторонам необходимо иметь в виду, что гарантии сторон договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции ни Законом о рекламе, ни каким другим нормативно-правовым актом не установлены. Поэтому сторонам следует максимально полно прописать их в договоре.

Предельные сроки размещения наружной рекламы устанавливаются субъектами РФ и не могут составлять менее пяти и более десяти лет. Эти предельные сроки распространяются в том числе на случаи, когда договор заключается с частным, а не с публичным собственником (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).

Ограничение по сроку носит императивный характер, поэтому даже если стороны договора предусмотрят меньший срок, скорее всего, возникнут препятствия для получения разрешения на размещение наружной рекламы в органе местного самоуправления.

Если столь длительное размещение рекламы не планируется, то можно заключить договор с посредником (рекламным агентством), у которого уже имеется заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если планируется установка рекламной конструкции на имуществе, принадлежащем одному лицу на праве частной собственности, то соблюдения указанных правил будет достаточно. Но если имущество находится в частной собственности со множественностью лиц на стороне собственника (многоквартирный жилой дом) либо в публичной собственности, то здесь имеется ряд дополнительных правил и условий.

Размещение наружной рекламы на многоквартирном жилом доме

Для установки и эксплуатации рекламной конструкции на многоквартирном жилом доме необходимо согласие не менее 2/3 собственников помещений в этом доме. Такое требование устанавливает ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе, п. 1 ст. 46 и п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. Договор заключает от имени всех собственников лицом, уполномоченным на это общим собранием.

Чтобы свести к минимуму риск признания решения общего собрания собственников жилья о заключении договора на установку рекламной конструкции незаконным, следует внимательно отнестись к соблюдению порядка созыва и проведения этого собрания.

Грубой ошибкой является заключение договора об установке рекламной конструкции с представителем товарищества собственников жилья без согласия собственников жилых помещений. Такая сделка может быть признана недействительной по ст. 168 ГК РФ.

Но даже наличие решения собственников жилья не гарантирует, что собственники действительно согласны на установку рекламной конструкции. Так, в одном деле суд признал договор, заключенный с представителем ТСЖ, недействительным, хотя собрание формально проводилось и соответствующее решение было принято. Впоследствии по иску собственников собрание было признано нелегитимным, принятое на нем решение — незаконным, а договор — недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2012 по делу № А63-14162/2008). Поэтому для минимизации рисков следует тщательно проверять соблюдение порядка проведения общего собрания собственников и порядка принятия решения.

Также необходимо обратить внимание на полномочия лица заключать договор об установке рекламной конструкции от имени собственников. Полномочия могут содержаться в самом решении общего собрания, что допускается п. 4 ст. 185 ГК РФ. Наиболее предпочтительным вариантом является принятие решения о заключении с определенным лицом конкретного договора и наделении этого лица соответствующими полномочиями. А вот наделение какого-то лица генеральными полномочиями на будущее заключать от имени собственников любые договоры, в том числе и об установке рекламных конструкций, может быть расценено как противоречащее существу отношений.

Возможна ситуация, когда наружная реклама устанавливается на нежилом здании, помещения в котором принадлежат нескольким собственникам. Хотя отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы, к таким отношениям следует применять положения ст. 249, 289, 290 ГК РФ (абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом нежилого здания возможно по соглашению всех собственников.

Размещение наружной рекламы на зданиях, находящихся в публичной собственности

В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования.

После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.

Как указывает ФАС России в п. 1 письма от 31.05.2010 № АК/16754 «О применении статьи 19 закона о рекламе», обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем непроведение торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов само по себе не образует нарушение антимонопольного законодательства.

Иными словами, заставить муниципалитет провести торги на право размещения рекламных конструкций не получится. Что же касается порядка проведения торгов, то тут необходимо отметить позицию, которую высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11: «В отличие от торгов, проводимых на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее — Закон № 94-ФЗ), результаты торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет. Торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся органами местного самоуправления не в качестве муниципальных заказчиков, в отсутствие муниципальных нужд, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение. Следовательно, торги на право размещения рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, имеют принципиальные отличия и не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона № 94-ФЗ. В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. 447—449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. 15—17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“».

Эта позиция ВАС РФ актуальна и для Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил Закон № 94-ФЗ.

Разрешение на размещение рекламной конструкции

После того как договор с собственником — частным или публичным — заключен, следует обращаться в муниципальный орган за разрешением на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вне зависимости от того, в чьей собственности находится здание, для установки рекламной конструкции ее владелец должен получить разрешение муниципальных органов. В силу п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций относятся к вопросам местного значения.

Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в муниципальный орган с заявлением, приложив к нему договор между заявителем и собственником (владельцем) объекта, на котором планируется установить рекламную конструкцию, указав данные о заявителе — физическом лице, письменное согласие собственника здания на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также информацию о самой рекламной конструкции и документ об уплате государственной пошлины, размер которой составляет 5000 руб (подп. 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения содержится в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе. Это несоответствие рекламной конструкции и места ее размещения требованиям технического регламента и схеме размещения рекламных конструкций, нарушения законодательства об объектах культурного наследия, нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и отсутствие договора с собственником здания.

Законом о рекламе устанавливаются некоторые ограничения на использование определенных способов размещения рекламы. Так, запрещено распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (п. 3 ст. 19 Закона о рекламе). За нарушение данного правила ч. 1 ст. 14.38 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. для юридических лиц.

Ограничено распространение наружной рекламы и на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Реклама или информационная вывеска

Рекламную конструкцию необходимо отличать от информационной вывески, потому что у этих объектов разный правовой режим. Установка и эксплуатация рекламной конструкции всегда требует получения разрешения от соответствующего органа местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе), тогда как вывески, не содержащие информации рекламного характера, рекламой не являются (подп. 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе) и специального разрешения не требуют.

Это касается и размещения вывески на фасаде многоквартирного жилого дома. Судебная практика исходит из того, что за пользование фасадом жилого дома как общим имуществом собственников для размещения на нем вывесок владелец вывески не должен платить собственникам помещений в доме (Определение ВС РФ от 18.11.2014 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012).

Какие объекты можно отнести к информационной вывеске? Согласно п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“» в качестве рекламы не может быть квалифицирована информация, которая хотя и отвечает критериям, предъявляемым к рекламе, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. Например, указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).

В письме ФАС России от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» указывается, что к информации, распространение которой является обязательным, относятся сведения, указанные в Законе РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, это размещение на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы. Причем позиция ФАС России такова, что манера и стиль оформления информации значения не имеет — размещая ее, продавец выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц.

Юридические лица могут также использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, профиля своей деятельности, вида реализуемых товаров, оказываемых услуг является обычаем делового оборота.

Таким образом, не подпадают под понятие «реклама» сведения о наименовании, адресе режиме работы организации, ее коммерческое обозначение (в т. ч. не совпадающее с наименованием организации), указывающее на место, профиль своей деятельности (аптека, кондитерская, ресторан), ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки).

Если рассматривать более конкретные примеры, то не могут признаваться рекламными конструкциями наружные вывески, вывешиваемые над входом. Они могут быть выполнены в любой форме: обычная табличка, электронное табло, вывеска на крыше.

В судебной практике есть позиция, что главным отличием вывески от рекламы состоит в том, что ее целью не является формирование или поддержание интереса к ее обладателю, его товарам, идеям, начинаниям и способствование реализации этих товаров. Если же фирменное наименование организации преследует эту цель, то вывеску следует рассматривать в качестве рекламы (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010 по делу № А51-3119/2010).

По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама.

Чтобы информация не подпадала под рекламную, следует внимательно отнестись к месту размещения информации. В судебной практике есть примеры, когда рекламой признавались конструкции со сведениями о компании или производимой продукции, расположенные на другой стороне здания (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967/11), вдали от офиса (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10), вне места нахождения компании (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010).

В одном деле суд посчитал, что размер конструкции и место ее расположения на крыше здания свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения в виде объемных букв было не конкретное информирование потребителей о месте нахождения компании, а привлечение внимания к юридическому лицу вообще (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

Ответственность за несоблюдение порядка размещения рекламы

Безусловно, компании намного удобнее считать конструкцию информационной вывеской, а не рекламой. Однако если конструкция все же является рекламой и установлена без соблюдения указанных требований (без разрешения муниципальных органов), то ее владельцу грозит штраф, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 до 1 млн руб. (ст. 14.37 КоАП РФ), а также обязанность демонтировать незаконно размещенную рекламную конструкцию.

Привлечь компанию к ответственности могут даже в случае, когда она обращалась к услугам рекламного агентства или просто арендовала рекламную поверхность (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“», постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-12821/2014 по делу № А70-4518/2014). Поэтому лучше не рисковать и соблюсти установленный законом порядок.

Если реклама размещена на «нежилом» фасаде МКД без согласия жильцов, они вправе требовать ее демонтажа

Размещение рекламной вывески на фасаде пристроенного к МКД магазина без согласия собственников помещений МКД влечет необходимость выплаты собственникам неосновательного обогащения в размере, рассчитанном по решению ОСС о плате за размещение рекламы на доме. К такому решению пришел суд, рассматривая спор между ТСЖ (управляет спорным МКД) и магазином, который арендует коммерческое помещение в МКД. Причем все эти коммерческие помещения находятся во встроенно-пристроенной части МКД (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2019 г. № 303-ЭС19-13633).

Спорная вывеска – с наименованием мебельного бренда – была установлена магазином на «своем», «нежилом» фасаде, над окнами второго этажа арендованных нежилых помещений.

Благодаря этому обстоятельству дело было даже выиграно магазином в первой инстанции – суд отказал ТСЖ в демонтаже вывески и во взыскании неосновательного обогащения, потому что:

  • МКД имеет нежилую пристройку, которая имеет фасад, отличный от стен жилого дома,
  • спорная вывеска расположена на фасаде нежилой пристройки к жилому дому;
  • непосредственно в пристройке жилые помещения отсутствуют;
  • на всем фасаде пристройки к зданию размещено множество вывесок различного характера,
  • размещение спорной конструкции именно такого размера и именно таким образом не причинило неудобства жителям МКД,
  • при размещении вывесок ответчиком не задействованы инженерные элементы дома, находящиеся в общей долевой собственности всех собственников помещений в этом доме, не нанесен ущерб общедомовой собственности, не нарушена целостность фасада дома;
  • информация на спорной вывеске представляет собой сведения о виде деятельности организации в целях доведения этой информации до потребителей. В них нет ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной.

Однако суды всех вышестоящих инстанций рассуждали иначе:

  • спорная вывеска является именно рекламной, так как, во-первых, «нерекламные» вывески с информацией для потребителей согласно местным правилам благоустройства должны располагаться у входа или на входных дверях в здание, помещение, а их допустимый размер составляет не более 60 см на 40 см. Спорная же вывеска имеет размеры 0,9 м на 6 м и расположена вовсе не у входа, а на фасаде, над окнами. Наконец, она не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», в том числе сведения о режиме работы и организационной форме,
  • в силу п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. А если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в МКД, заключение упомянутого договора возможно только при наличии согласия собственников помещений в МКД, полученного в порядке, установленном Жилищного кодекса;
  • согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома;
  • в соответствии с технической и разрешительной документацией на здание МКД фасадная часть жилой и административной части дома входят в состав общего имущества собственников помещений,
  • объекты общего имущества в МКД могут быть переданы – по решению собственников помещений, принятому на общем собрании (ОСС), – в пользование иным лицам;
  • общим собранием собственников спорного МКД принято решение о взимании платы за использование общего имущества для размещения рекламных конструкций и вывесок в размере 500 руб. в месяц за один кв.м. и поручении председателю правления заключить договоры на пользование общим имуществом собственников МКД;
  • ТСЖ неоднократно письменно обращалось к рекламодателю с предложением о заключении соответствующего договора и с претензией о необходимости демонтажа конструкции, однако рекламодатель проигнорировал эти обращения;
  • в соответствии с положениями ст. 304 Гражданского кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения;
  • следовательно, имеются основания для обязании собственника рекламной конструкции осуществить ее демонтаж, а также уплатить плату за ее размещение на основании утвержденных собственниками ставок за размещение рекламных конструкций исходя из площади размещенной на фасаде конструкции.

ВС РФ отказался передавать дело на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, отметив, что реклама размещена ответчиком на фасаде МКД в отсутствие согласия собственников помещений и заключения соответствующего договора, а стало быть, размещена незаконно.

Реклама на домах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *