Ремонт объектов культурного наследия

Проведение текущего либо капитального ремонта и (или) реконструкции объекта капитального строительства, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленным объектом культурного наследия, относится к работам по сохранению объекта культурного наследия и подлежит особому регулированию в соответствии с главой VII Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Сохранение объекта культурного наследия — меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Консервация объекта культурного наследия — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования — научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения одного из видов работ по сохранению объекта культурного наследия.

Организация проведения работ по сохранению объектов культурного наследия и их проведение состоит из следующих обязательных этапов:

1. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В задании с учетом мнения заявителя указывается содержание работ, а также требования к составу, объему и содержанию проектной документации. В зависимости от вида и планируемого объема работ их производство на основании дефектной ведомости
2. Проектная организация обращается в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы).
Обязательное условие выдачи разрешения:
— наличие у организации лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соответствующими видами выполняемых работ (научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы);
— наличие договора на разработку научно-проектной и (или) проектной документации.
3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством и ранее выданным заданием разработанная проектная документация на работы по сохранению объекта культурного наследия направляется ее заказчиком на государственную историко-культурную экспертизу.
В случаях, предусмотренных в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, разработанная проектная документация на работы по сохранению объекта культурного наследия направляется на государственную экспертизу проектной документации.
4. Проектная документация вместе с положительным заключением государственной историко-культурной экспертиз (в случаях, предусмотренных действующим законодательством и ранее выданным заданием) направляется на согласование в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области.
5. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и экспертиз один экземпляр проектной документации остается в управлении охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области для постоянного хранения.
6. Подрядная организация обращается в управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Обязательные условия выдачи разрешения:
— наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с соответствующими видами выполняемых работ (производственные работы);
— наличие проектной документации, согласованной органом охраны объектов культурного наследия;
— наличие договора подряда;
— наличие договора на проведение авторского надзора;
— наличие договора на проведение технического надзора.
7. В случаях, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, разрешение на проведение указанных работ выдается управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области в порядке, предусмотренном ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
8. Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области осуществляет контроль за ходом производства работ. При выявлении нарушений установленного порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия контролирующим органом может быть выдано предписание заказчику и исполнителю работ об их приостановлении. Возобновление работ возможно только после устранения выявленных нарушений и ликвидации опасности разрушения памятника на основании письменного разрешения контролирующего органа.
9. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство работами и авторский надзор, сдают в трехмесячный срок отчетную документацию, включая отчет о выполненных работах управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области.
10. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
11. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Информация об организациях, имеющих лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, размещена на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации http://mkrf.ru/deyatelnost/licenzirovanie/

Статья 42. Ремонт памятника
Комментарий к статье 42
1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов, возникающих при проведении ремонтных работ в целях сохранения памятников истории и культуры. Отношения, возникающие в результате их осуществления, регулируются помимо комментируемого Закона также гражданским и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Ремонт памятника является одним из видов работ по сохранению объекта культурного наследия и предполагает проведение комплекса различных мероприятий, направленных на поддержание памятника в эксплуатационном состоянии, включающих научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы (см. п. 1 комментария к ст. 40).
Главной особенностью ремонтных работ в соответствии с комментируемой статьей является их цель — поддержание памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Ремонт проводится в целях компенсации физического и морального износа объекта, приведения исторического здания (сооружения) или его отдельных конструктивных элементов в первоначально существующее техническое состояние или восстановления изношенных элементов здания (сооружения) проектными решениями, реализованными в процессе реставрации и приспособления к современному использованию (см. Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия, в целях сохранения объектов культурного наследия в процессе современного использования <51>).
———————————
<51> Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2017/07_03_2017_02.pdf (дата обращения: 1 августа 2017 г.).
Законодательством не раскрывается понятие «эксплуатационное состояние памятника». В данном случае можно говорить о работоспособном техническом состоянии объекта культурного наследия, то есть такой категории технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности.
Эксплуатация объекта культурного наследия включает в себя комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация предполагает техническое обслуживание, санитарное содержание здания (сооружения), проведение ремонтных работ с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
При эксплуатации, использовании объектов культурного наследия следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в ЕГРОКН в качестве таковых объектов.
В процессе эксплуатации лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, осуществляется эксплуатационный контроль (ч. 9 ст. 55.24 ГрК РФ). Положениями ст. 55.25 ГрК РФ регламентирован правовой статус лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения. Согласно ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. В таком акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.
Согласно разъяснениям Министерства культуры РФ к ремонтным работам относятся, в частности, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения — оборудование, улучшающее показатели (см. письмо Минкультуры России от 24 мая 2014 г. N-106-01-39/12-ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах»).
Конкретные виды и состав работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника, должны быть определены в специальном документе (задании), выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. При этом допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.
2. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе и ремонтных работ, регламентирован ст. 45 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье).
Работы по ремонту должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.
Ремонт памятников проводится при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника.
Приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683 утвержден Административный регламент предоставления Министерством культуры РФ государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения.
Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. N 811 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Проектную документацию для проведения ремонтных работ необходимо разработать вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (см. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 593-ст)). Проектная документация выполняется на основе научно-исследовательской и изыскательской документации и содержит текстовые и графические материалы, а также определяющие архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и инженерно-технологические решения для обеспечения выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и государственной экспертизы один экземпляр проектной документации направляется в орган охраны объектов культурного наследия.
Проведение ремонтных работ может быть предусмотрено требованиями к содержанию конкретного объекта культурного наследия, которые в соответствии с Приказом Минкультуры России от 1 июля 2015 г. N 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со ст. 47.3 комментируемого Закона.
В охранном обязательстве закрепляются обязанности по содержанию и сохранению конкретного объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Собственник или иной законный владелец не вправе производить самостоятельно какие-либо изменения в данном ему объекте культурного наследия. Например, нельзя без соответствующего разрешения и согласования выполнять перепланировку, косметический ремонт, капитальный ремонт объекта культурного наследия. В противном случае орган по охране объекта культурного наследия вправе обратиться с требованием (в том числе и в суд) об устранении произведенных изменений за свой счет и в жесткие сроки. Ненадлежащее исполнение обязанностей влечет административную и уголовную ответственность. Требования к форме, содержанию охранного обязательства объекта культурного наследия регламентированы ст. 47.6 настоящего Федерального закона (подробнее см. комментарий к указанной статье). Описание предмета охраны объекта культурного наследия содержится в паспорте объекта культурного наследия (ст. 21 комментируемого Закона), который является неотъемлемой частью охранного обязательства. Следует отметить, что в ходе проведения ремонтных работ могут возникнуть случаи, когда характеристики, указанные в предмете охраны объекта культурного наследия, потребуют расширения. Такие изменения следует в установленном порядке зафиксировать.
Таким образом, ремонт памятников осуществляется с учетом требований, содержащихся в конкретном охранном обязательстве объекта культурного наследия, при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта, а также с учетом результатов экспертизы.
Пример: ООО «Кастл» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области (далее — Инспекция) о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области.
Как следует из материалов дела, Инспекцией было выявлено, что Общество, являясь собственником помещений первого этажа объекта культурного наследия регионального значения Ольгинской женской гимназии, осуществляло ремонтные работы (ремонт напольного покрытия, стен, потолка внутренних помещений правого крыла в здании) без получения соответствующего разрешения и задания на производство работ органа охраны объектов культурного наследия, а также при отсутствии согласования проводимых работ с Инспекцией, что является нарушением требований п. п. 2 и 4 ст. 35, п. 1 ст. 45 комментируемого Закона. По мнению Инспекции, в связи с неполучением Обществом разрешения на проведение ремонтных работ и отсутствием согласования проводимых работ с Инспекцией данные работы могут представлять угрозу ухудшения состояния объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии, нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия. Обществу было вынесено предписание о необходимости приостановления работ.
Признавая данное требование Инспекции незаконным, суды провели анализ охранного обязательства по данному недвижимому памятнику истории и культуры. В нем указывалось, что Общество обязалось не производить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия (предмет охраны фиксируется актом технического состояния, составляющим неделимое целое с охранным обязательством) без согласования с Комитетом. Согласно имеющемуся в материалах дела акту технического состояния памятника предметом охраны объекта культурного наследия — Ольгинской женской гимназии является фасад здания (внешние архитектурно-конструктивные элементы): фундаменты, цоколи и отмостки около них, стены, внешнее декоративное убранство. Внутренние архитектурно-конструктивные и декоративные элементы памятника (полы, стены, перекрытия, окна и двери) предметом охраны не являются, за исключением лестниц. Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что в данном случае Общество проводило устройство подвесных потолков, разборку покрытий полов и керамической плитки и устройство новых полов, шпаклевку и оклейку новыми обоями стен, монтаж новых дверных блоков и демонтаж осветительных приборов, то есть осуществляло работы, не затрагивающие предмет охраны спорного объекта культурного наследия. Следовательно, исходя из положений охранного обязательства соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия на производство таких работ не требовалось (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 октября 2011 г. по делу N А05-2935/2011).
3. Раздел 5.2 Методических рекомендаций по эксплуатации объектов культурного наследия, указанных в п. 1 комментария к настоящей статье, определяет порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта здания или сооружения.
Ремонт выполняется каждые 2 — 3 года для зданий из кирпича, естественного камня с деревянными перекрытиями, а также деревянных зданий с нормальными условиями эксплуатации (содержания) и носит планово-предупредительный (профилактический) характер. Он также может быть внеплановым (непредвиденным), выполняемым в срочном порядке в промежутках между плановыми ремонтами.
Установлены сроки проведения непредвиденного ремонта для устранения неисправностей:
— кровля: протечки — 1 сутки; водосточные элементы — 5 суток;
— стены: утрата связи кирпичей с кладкой наружных стен с угрозой для безопасности людей — 1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны); отслоения штукатурки потолка, верхней части стен, угрожающие обрушением — 5 суток (с немедленным принятием мер по безопасности);
— фасады: нарушение каменной облицовки, карнизных камней, лепнины на фасадах на высоте более 1,5 м — 1 сутки (с немедленным принятием мер по безопасности); то же в цокольной части — 5 суток.
Основанием к плановому ремонту являются результаты технических осмотров и акты технического состояния, утвержденные представителем органа охраны объектов культурного наследия.

Ремонт объектов культурного наследия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *