Решение о приостановлении государственной регистрации

Адвокат Михаил Хаймович о борьбе ФНС с предпринимателями. Кто выживет? Зачем налоговики рисуют акты обследования помещений и как на практике убедить в реальности адреса?

Директор хочет зарегистрировать другой адрес

Допустим, живет такая белая пушистая (местами) компания, скорее всего, ООО. Когда она создавалась, реальность нахождения компании по юр.адресу, указанному в ЕГРЮЛ, налоговую инспекцию не волновала. Закон, обязывающий предприятие регистрировать его по месту нахождения был, но (как у нас часто было в последние 25 лет) не исполнялся.

И вот теперь, когда государство приняло решение всех «прописать», директора компаний стали искать способы удовлетворить требования ФНС.

Самый простой и на первый взгляд, разумный способ – подать заявление о смене юр.адреса, указав в ЕГРЮЛ тот офис, который в данный момент арендуется.

📌 Реклама Отключить

Почти всегда (в крупных городах) это связано с изменением территориальной инспекции, то есть с переходом в другую инспекцию, обслуживающую территорию по месту аренды офиса.

И вот тут все становится чудесатее и чудесатее (с). Директор и участники, искренне проявляя законопослушность, подают заявление в ИФНС 46 (речь о Москве)…. и получают отказ в регистрации.

Перед этим скорее всего будет приостановление регистрационных действий на 30 дней.

Стандартная формулировка отказа: недостоверность представленных сведений. Нужно заметить, что эту самую достоверность проверяет территориальная ИФНС. «Какая ж недостоверность!» восклицает директор и бежит за разъяснением в территориальную инспекцию.

Что отвечают в налоговой

Оказывается:

  • В договоре аренды не были указаны этаж или номер комнаты;
  • В этой комнате зарегистрированы еще 10 компаний. Они там реально не находятся, там именно вы разместили свой офис, но это налоговиков не сильно волнует;
  • В деле ИФНС присутствует акт обследования помещения, из которого следует, что вашей компании там нет;
  • Собственник помещения вовремя не ответил на запрос ИФНС и не подтвердил факт аренды (например, был в отпуске, а заместитель забыл).
  • Адрес фирмы не соответствует данным официального классификатора адресов (КЛАДР). Например, по данным ЕГРЮЛ адрес компании указан: ул. Ленина, д. 10Б, а в КЛАДР есть только адрес: ул. Ленина, д.10А, дома с литерой Б не существует.

Разумных ответов может и не быть

Любой из пунктов может быть поводом для отказа в регистрации, и я привел не закрытый список причин отказа, могут быть и иные. Если с отказом по первому из приведенных оснований можно бороться, приведя все документы в соответствие, то остальные могут поставить руководителя компании в тупик. 📌 Реклама Отключить

Даже если в этом помещении незаконно зарегистрированы еще Х компаний, почему это должно влиять на решение о регистрации фирмы, которая там реально находится?

На этот вопрос нет разумного ответа, но, похоже логичность и разумность не является достоинством нынешних налоговых властей.

Что же касается акта обследования, тут и говорить не о чем. Сотрудники составили его, не выходя из своего кабинета. Они совершили должностное правонарушение, а может и преступление (ст. 293 УК «Халатность»). Но доказать это в рамках существующей «правовой» системы не представляется возможным.

Зачем?

Зачем налоговики это делают? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Иногда это действительно просто халатность, нежелание исполнять свои должностные обязанности.

Но, кроме того, общая политика властей: все предприниматели заподозрены в уклонении от налогов, государство «зачищает» бизнес, кто не справился, пусть уходит.

📌 Реклама Отключить

Но предприниматели не хотят уходить! Одни ищут способ быстро «решить» вопрос, как вы догадываетесь, коррупционно, другие подают иск в суд (3-6 месяцев процесса).

Что же делать?

Кроме тщательной подготовки документов, сразу после подачи заявления о регистрации, директору нужно явиться в территориальную ИФНС с оригиналом договора аренды, платежными поручениями, подтверждающими оплату аренды. Идти можно только на прием к начальнику или заместителю начальника инспекции, записавшись по телефону у секретаря, потому что попасть к инспектору теперь практически невозможно (в Москве); на входе охрана, а пропуск выписывает только секретарь начальника. Если на этот прием еще удастся пригласить и собственника помещения – считайте, что ваша проблема решена. Описанный выше пример – один из многих вариантов возможных ситуаций. 📌 Реклама Отключить

Кто-то ведь еще регистрирует и новые компании. У этих предпринимателей свои проблемы. Сначала нужно найти офис и снять его в аренду за кэш, ведь пока нет ни юр лица ни счета в банке, а собственник не даст гарантийного письма в ИФНС без гарантии заключения договора аренды впоследствии.

Перед этим необходимо убедиться, что это не адрес массовой регистрации, можно сделать это на сайте ФНС. Можно пытаться открыть компанию по домашнему адресу учредителя, «Клерк» писал об этом ранее. Но последнее время в Москве стали отказывать в такой регистрации.

Но при наличии правильно собранного комплекта документов ФНС не отказывает в регистрации новой компании, откладывая проверку места ее нахождения на потом, и в этом смысле регистрация новой фирмы проще, чем смена адреса для действующей.

📌 Реклама Отключить

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Особые мытарства ждут компании, внесенные ФНС в список с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ.

Основания для внесения в такой список известны. Все желающие могут проверить компанию, достаточно знать ее ИНН, получив выписку из ЕГРЮЛ в электронном виде на сайте ФНС. В случае внесения в список в выписке будет эта информация.

Но руководители не привыкли каждый день делать выписку по своей фирме, и могут узнать о внесении в «черный список» от банка, который заблокирует счет. Тут и начинаются проблемы. Счет в банке не работает, в другом банке счет не откроют. Нужно найти новый адрес, пройти все процедуры, описанные для случая регистрации новой компании, а в итоге получить приостановление регистрационных действий на 30 дней. Положительное решение будет получить гораздо сложнее, чем в случае смены адреса при не включении в «черный список» — налоговики в рамках проверки достоверности сведений допросят директора, пытаясь доказать, что его деятельность фиктивна и он «подставное лицо». 📌 Реклама Отключить

Ну, а если предприятие не сможет подтвердить достоверность сведений в ЕГРЮЛ, для него наступят последствия:

  • С 01.09.2017г. по истечении 6 месяцев исключение организации из ЕГРЮЛ;
  • Отказ в регистрации новых компаний директору и всем учредителям , пока имеется подобная запись о недостоверных сведениях .

Если компания будет исключена из ЕГРЮЛ в связи с недостоверными сведениями, директору и учредителям нужно быть готовыми к следующим последствиям:

  • На три года они не смогут зарегистрировать ни одной новой компании со своим участием , а также войти в состав участников ни одной действующей компании на территории РФРуководитель и бухгалтер компании может быть привлечен к субсидиарной ответственности по любым долгам с 28 июня 2017 г. (488-ФЗ от 28.06.2017 г.).

«Решение ФНС России о приостановлении государственной регистрации»

Осуществлялась помощь клиенту в составлении Жалобы в ФНС России по факту «Решения о приостановлении государственной регистрации». Кто имеет опыт в работе (изучение, анализ, выработка подхода, метода) с подобными «Решениями», каким нормативным документом утверждена форма «Решения», реакция ФНС на Жалобы, если такие поступли?

От гр.ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Телефон: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Электронная почта:ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Ж А Л О Б А

В мой адрес поступило «Решение о приостановлении государственной регистрации» по форме Р 50008, от 14 августа 2017 г. за подписью Заместителя начальника ХХХХХХХХХХХХХХХХХХ. Формулировка — «Проверка достоверности сведений полномочий руководителя». Указанный документ подписан УКЦП (усиленной квалифицированной электронной подписью) имеет все признаки официального документа. Соответственно несет правовые последствия как для лиц, в отношении которых он исполнен, так и для лиц, которые его исполнили.

Однако при ознакомлении мною с Законом №129-ФЗ, Приказом от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ ФНС России, иными нормативными документами форму Р 50008 я не обнаружил.

Как видно из текста «Решения о приостановлении государственной регистрации» основанием для приостановления регистрации явился пункт 4.4 статьи 9 Закона №129-ФЗ. Привожу вдержку из Закона:

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

В Законе нет ссылки на форму Р 50008.

Далее. Изучен Приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ ФНС России, в котором в части пункта 4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ определены основания, условия и способы по проведению мероприятий сотрудниками ФНС при внесении в единый государственный реестр юридических лиц.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Однако в данном приказе так же отсутствует документ форма Р 50008.

Получается коллизия, в Законе указано (п.4.4 ст. 9), что сотрудники ФНС имеют возможность «приостановить» государственную регистрацию, однако ведомственным нормативом (Приказ и иное) форма «Решения о приостановлении» не утверждена. Таким образом, создается впечатление, что данное «Решение» не имеет официального статуса, не определено нормативными документами РФ и является «плодом фантазии сотрудника ФНС».

В соответствии с главой VIII.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-Закон №129-ФЗ) я имею право на обжалование решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Однако я столкнулся с «документом» и формой, которая не является ни отказом, ни решением о регистрации, как следствие нормы, указанные в главе VIII.1 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (абзац второй пункта 1 ст.25.1 Закона № 129-ФЗ) я применить не могу.

Составляя данную жалобу руководствуюсь принципом аналогии и нормами делового документооборота.

В связи с изложенным прошу Вас:

1.Пояснить мне каким нормативным документом определена форма № Р 50008 «Решение о приостановлении государственной регистрации от 08.08.2017 г. в отношении ООО «ХХХХХХХХХХХХ» ОГРН ХХХХХХХХХХХХХХ.

2.Мною в работе используются средства коммуникации, все возможности системы интернет, удаленного доступа (то, о чем говорит Председатель Правительства РФ Медведев Д.А. – цифровая экономика). Однако сотрудники ФНС фактически вынуждают меня прибыть к ним в здание ФНС (г.Кострома) для этого я должен преодолеть расстояние в 1 500км. Считаю, что УКЦП (усиленная квалифицированная электронная подпись), с помощью которой мною заверено заявление в ФНС исчерпывающим образом меня идентифицирует, является законным способом заверения, тем самым я не нуждаюсь в дополнительной идентификации. Своими действиями сотрудники ФНС фактически препятствую законной и самостоятельной деятельности ООО «ХХХХХХХХХ» и меня лично. В противном случае действия должностных лиц мною будут обжалованы в Администрацию Президента РФ, Омбудсмену по предпринимательской деятельности РФ, Прокуратуру, СМИ и Суд.

3.Предлагаю незамедлительно с момента получения данной жалобы внести изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, согласно моего заявления.

Решении о приостановлении государственной регистрации

Теперь вопрос — что нужно конкретно подать и кому? Договор и гарантийное письмо на адрес на руках, инспектор выезжал (и даже звонил), но директор был на встрече.

Эдуард

Здравствуйте. Насколько я понял из Вашего описания и приложенного документа, видимо Вы не представили вместе с формой документы, подтверждающие Ваше право на помещение, адрес которого Вы указали, и инспектор приостановил регистрацию для получения подтверждения на основании п.4.4. ст. 9 Закона №129-ФЗ «О госрегистрации».

Согласно п.4.2. этой же статьи:

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

На данный момент это лишь предположение ИФНС о недостоверности, которое Вы можете развеять указанным в данном решении о приостановлении способом.

Соответственно Вам необходимо во исполнение данного Решения, которым определен срок, в течение которого Вы должны представить документы и пояснения, направить в адрес ИФНС №46 договор и гарантийное письмо, а также пояснения причин, по которым инспектор мог не выявить нахождение Вашей организации по месту, которое Вы указали в качестве своего адреса. Надеюсь, что данный адрес не является адресом массовой регистрации юридических лиц?

Указанные документы следует сдать до 10 августа в ИФНС. На своем экземпляре поставить отметку о принятии. Думаю, что второй вариант при этом не понадобится.

Рассмотрим практические нюансы смены адреса, а также регистрацию этих изменений. Об этих важных деталях не написано ни в одной норме закона, они приобретены нами на практике. Вы можете, не зная этой информации, выполнять все регистрационные действия, которые положено делать по закону со 100% качеством, но при этом налоговая будет раз за разом отказывать вам в регистрации изменений.

С чего все началось

Не секрет, что долгие годы смена адреса места нахождения общества являлась одним из самых распространенных способов уклонения от прохождения ВНП и камеральных проверок при возмещении НДС. Этот «хитрый ход» помогал затягивать сроки проверок для невозможности взыскания недоимок, скрывать деятельность по участию в схемах уклонения от уплаты налогов или по обналичиванию денежных средств.

Поэтому налоговики долго боролись с фиктивной миграцией юридического адреса, используя различные инструменты контроля и усложняя процедуры.

📌 Реклама Отключить

В этой борьбе поворотным моментом стало принятие государством в конце марта 2015 года Федерального закона № 67-ФЗ, который существенно изменил положения статьи 17 Закона «О госрегистрации» № 129-ФЗ от 08.08.2001.

С этого момента регистрирующий орган был наделен правом проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, когда у инспекторов имели место быть обоснованные сомнения в их достоверности. При этом регистрирующему органу также было предоставлено право принимать решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки, но на срок не более 30 дней. Выявление факта недостоверности указанных сведений по итогам проверки является основанием для отказа в государственной регистрации.

Результат

Каковы были результаты этого нововведения? Уже в 2017 году регистраторы и налоговики зафиксировали статистически достоверное и существенное снижение миграционных потоков как внутри одного субъекта, так и между регионами. Большинство «покупных» юр. адресов, используемых ранее для фиктивной миграции, в новых условиях оказывались непригодными и не выдерживали даже поверхностных проверок. Это привело к тому, что недобросовестные налогоплательщики были вынуждены обращаться к иным способам решения своих проблем. 📌 Реклама Отключить

С одной стороны, в ФНС могли бы праздновать победу: фиктивная миграция практически побеждена и в государстве стало больше порядка. С другой стороны, как только вступили в силу положения № 67-ФЗ это привело к большим сложностям со сменой юр. адреса у добропорядочных компаний. Налоговый тренд «стоп миграция!», направленный против фиктивных переездов недобросовестных компаний, трансформировался в проблему для реальных и добросовестных налогоплательщиков.

Пример из практики. В последнее время к нам обращаются клиенты с ситуациями как «под копирку»: пару раз подавали документы на регистрацию смены адреса, и каждый раз — отказ по пресловутому пп. «р» п.1 ст. 23 Закона «О госрегистрации»:

наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах. При этом аренда офисного помещения у клиентов в бизнес-центре класса А-В+ реальная, руководитель организации — уважаемый человек, действительно, «настоящий» директор. Собственник арендуемого помещения в рабочие часы всегда на связи, а его личные контакты указаны в договоре аренды и сопроводительных письмах. Зачастую также бывает, что клиенты уже переехали в новый офис и там, в новом офисе, постоянно находятся сотрудники, готовые принять инспектора с проверкой. Да только никто с проверкой не идет, а отказы выносить продолжают… Представьте на минутку себя в такой ситуации. Проблема? Ещё какая… 📌 Реклама Отключить

Для чего это нужно

А в чем же, собственно, дело? А дело в том, что налоговики не ставят перед собой цель удостовериться в том, что компания действительно будет находиться на арендуемом юр. адресе. Если бы такая цель была реальной, то, как мы понимаем, проблем у добросовестных налогоплательщиков не было бы. «Проверку достоверности сведений» налоговики используют как инструмент личного знакомства с самой организацией и её руководителем. Ни один налоговый орган не хочет брать на себя ответственность и одобрять миграцию проблемного юр. лица (наличие задолженности по налогам и сборам, «разрывы») или очевидной фирмы-транзитера. ИФНС согласны принимать к себе на учет только реально работающий и уплачивающий налоги бизнес. Поэтому, когда вы получаете отказ по смене юр. адреса, а к вам с проверкой никто не приходил и попыток связаться не делал, не спешите предъявлять претензии к собственнику помещения. Дело, скорее всего, в другом: ИФНС просто хочет познакомиться с вами лично. Вынося отказ, налоговики знают, что реальный владелец бизнеса начнет разбирательства именно с посещения территориальной инспекции, а значит, с ним можно будет пообщаться, задать интересующие вопросы по финансово-хозяйственной деятельности организации. А после знакомства будет видно, какие у вас могут возникнуть проблемы дальше и что с вами делать. 📌 Реклама Отключить

Что делать

По этой причине универсальный порядок действий такой: перед тем, как подавать в регистрирующий орган документы на смену юр. адреса, посетите новую территориальную ИФНС, куда вы хотите встать на учет, лично с уже заключенным договором аренды. Покажите этот договор в канцелярии и уточните, можно ли с кем-то побеседовать по вопросу смены юр. адреса, если нет, передайте копию договора аренды под штампик в соответствующий отдел. С большой вероятностью вас запишут на «собеседование» на конкретное время или же пригласят отдельным звонком.

На собеседовании будут задавать вопросы относительно деятельности вашего юр. лица: чем именно занимается компания, какой у неё оборот, как много контрагентов, как организована деятельность, какой штат, какими активами владеет компания, есть ли склад, где хранится товар и т.д. Все вопросы будут так или иначе касаться реальности подтверждения деятельности самой компании плюс к этому желания убедиться, что пришедший на собеседование руководитель является реальным, а не номинальным лицом. Но подводные камни смены юридического адреса и на этом не заканчиваются.

📌 Реклама Отключить

Что еще может объяснить «необъяснимую» причину регулярных отказов налоговой в регистрационных действиях? Раз в квартал УФНС проводит учет мигрантов (сколько в какую территориальную ИФНС компаний мигрировало за последний квартал, как внутри субъекта, так и из одного субъекта в другой). Рекордсменам и прочим злоупотребляющим своими должностными полномочиями, уклоняющимся от реализации лозунга «стоп миграция(!)» УФНС грозит лишением премий и настойчиво велит снизить миграционный поток. Такие «пожуренные» инспекции временно включают опцию «стоп на прием», и даже если вы отличный парень, у вас реальный бизнес и не менее реальный адрес, то вы легко можете не пройти «собеседование».

Причина незамысловата: вы просто «попали» на искусственно регулируемый поток мигрантов и в этом квартале в этой конкретной налоговой реализуется установка «всем отказываем». В такой ситуации решение есть, но оно потребует от вас настойчивости и готовности жаловаться в вышестоящую инспекцию, настаивая на своем.

Решение о приостановлении государственной регистрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *