Решение суда о предоставлении жилья детям сиротам

Решение по иску о предоставлении жилья лицу из числа детей-сирот

Дело № 2-280/2014

Именем Российской Федерации

29 августа 2014 года и. Комаричи

Комаричский районный суд Брянской области в составе: председательствующего судьи Баранова М.М.,

при секретаре Скрипиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское деле» по иску Димитровой Виктории Леонидовны к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилою помешеиия, указывая на то, что 11.04.2003 года умерла ее мать Димитрова Г.Х., а на основании решения Комаричского районного суда Брянской области от 19.06.2006 года ее отец Димитров Л.К. был лишен в отношении нее родительских прав. Постановлением администрации Комаричского района Брянской области № 72 от 17.02.2006 года она была направлена в Брянский областной приют. 3.07.2006 года истец была направлена на очередь на получение жилья в Комаричском муниципальном районе, на данный момент состоит в списке детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, проживавших в Комаричском муниципальном районе. Жилой дом, в котором: проживали ее родители, принадлежащем ПСХК «Искра», сгорел в результате пожара, произошедшего 26.05.2005 года, другого жилья истец не имеет. Ответчик отказывает в предоставлении ей благоустроенного жилья, в связи с чем она была вынуждена обратить в суд с указанным иском.

В судебном заседании истица Димитрова В.Л. исковые требования поддержала и просила суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить ей на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное в любом населенном пункте на территории Комаричского муниципального района Брянской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании представитель истца Мартиросян О.Л., действующая на основании доверенности от 25.06.2014 года, требования своей доверительницы поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика — администрации Комаричского муниципального района Брянской области Вишневская Н.З в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснила, что Димитрова В.Л. действительно состоит на очереди па получение жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плачу из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными з; коном нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Ж К РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ от 21.11.1996 года №159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящим пел лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими, наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учрежден й социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечен родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе- пня родителей, которые не являются нанимателями жилых помещен; л по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жил: с помещений.

Статья 5 ФЗ от 24.07.1998 г да№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» к полномочиям органов государственной власти РФ относит установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ — реализацию государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Полномочиями по обеспечению жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, наделены в соответствии со ст. 2 Закона Брянской области №124-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления. Согласно ст. 6 данного Закона осуществление органами местного самоуправления данных им государственных полномочий, в том числе обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, обеспечиваются за счет средств областного бюджета в форме субвенций.

Статья 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-3 «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» предусматривает, что право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие на территории Брянской области дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам

социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещении.

С 1 января 2013 года внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1998 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилого фонда.

Согласно свидетельству о рождении серии I-MP №629816 Лубошевского сельского совета Комаричского района Брянской области, родителями истицы являлись мать Димитрова Г.Х. и отец Димитров Л.К.

Согласно свидетельству о смерти I-MP № 657549 Отдела ЗАГС Комаричского района Брянской области от 24.01.2006 года, Димитрова Т.Х. умерла 5.04.2003 года.

На основании решения Комаричского районного суда Брянской области от 09.06.2006 года Димитров Л.К. лишен родительских прав в отношении Димитровой В Л.

На основании постановления администрации Комаричского муниципального района Брянской области от 17.02.2006 года № 72, истица направлена в Брянский областной приют.

На основании справки администрации Комаричского муниципального

района Брянской области № 1186-и, истица являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 01.04.2014 года состоит в списке детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Комаричском муниципальном районе.

В соответствии со ФЗ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица относилась к категории детей сирот.

Факт пожара, произошедшего 26.05.2005 года в жилом доме, принадлежащем ПСХК «Искра» и расположенном по адресу: Брянская область, Комаричский район д. Зиновкино, в котором проживала семья Димитровых, подтверждается справкой начальника отдела государственного пожарного надзора по Комаричскому району Герасимова И.Н.

Согласно справке ГУПТИ Брянской области «Брянскоблтехинвентаризация» Комаричский филиал № 145 от 7.05.2014 года, за Димитровой B.Л. индивидуальных домовладений в Комаричском районе Брянской области не значится.

Согласно справке филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области от 22.04.2014 года в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах истца на объекты недвижимого имущества.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, истица в настоящее время зарегистрирована и временно проживает по адресу: с. Крупец, ул. Центральная д. 121, кв. 2.

Суд не находит оснований для отказа в предоставлении истице благоустроенного жилого помещения, так как в судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором Димитрова В.Л. когда-то проживала с родителями, настоящее время уничтожено пожаром, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является основанием для предоставления ей благоустроенного жилого помещения.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Исковые требования Димитровой Виктории Леонидовны к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области предоставить Димитровой Виктории Леонидовне по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Комаричского муниципального района Брянской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам апелляционной инстанции Брянского областного суда в течение месяца.

Судья М.Н. Баранов

Жилье – детям сиротам. Случай из судебной практики ч.1

Жилье – детям сиротам. Случай из судебной практики ч.1

Дорогие друзья, много было сказано о жилье и жилищных правах граждан, однако есть категории граждан, которым право на жилое помещение гарантированно со стороны государства – дети оставшиеся без попечения родителей.

Хочу рассказать историю из своей судебной практики, о праве на жилье, детей оставшихся без попечения родителей. Ко мне обратился молодой человек, который воспитывался в детском доме. С просьбой помочь получить положенную ему по закону квартиру.

ПРЕДИСТОРИЯ.

Он был зарегистрирован и проживал в квартире по сентябрь 2000 года включительно, кроме него в квартире были зарегистрированы и проживали братья, сестры и родители.

Все они проживали в жилом помещении, квартире. Данную квартиру они занимали на основании ордера.

После смерти отца, молодой человек был определен в детский дом, находился в нем на полном государственном обеспечении, так как его мать, с 1996 года совместно с детьми не проживала, длительное время сведений о её месте нахождения не было, находилась в розыске за неуплату алиментов, от воспитания детей уклонялась в квартире была только зарегистрирована.

Мать обратившегося за время нахождения детей в государственном учреждениях жизнью и здоровьем не интересовалась. В результате чего на основании Решения суда была лишена родительских прав.

Обратившейся проходил обучение в техникуме, жилое помещение, в котором ранее проживали, считается аварийным.

ХОЖДЕНИЕ ПО КАБИНЕТАМ.

Обратившийся был включен в список, детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в городе. В 2018 году от имени доверителя мною было написано обращение в администрацию города Красноярска о предоставлении жилого благоустроенного помещения. В обосновании было указано что заявитель не имеет собственного жилья, которое в силу вышеуказанного законодательства была обязана предоставить Администрация г. Красноярска.. В предоставлении жилья было отказано.

ОБРАШЕНИЕ В СУД.

Мы обратились в суд с требованием обязать администрацию г. Красноярска предоставить истцу., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет средств из Красноярского краевого бюджета.

ПОЗИЦИЯ ОТВЕТЧИКОВ

Представитель ответчика администрации г. Красноярска действующий на основании доверенности от 02.03.2018 г. № в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Аналогичные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения установлены Законом Красноярского края «О защите прав ребенка».

В соответствии со статьей 17 Закона формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования — министерством образования Красноярского края. По информации Министерства заявитель включен в список.

Вместе с тем сообщил, что Законом Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование город Красноярск наделено государственными полномочиями по приобретению в муниципальную собственность, строительству жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет на основании решений судебных органов, за счет средств из краевого бюджета, предоставляемых в виде субвенции.

В рамках переданных государственных полномочий Министерство заключает соглашение с администрацией города Красноярска в лице муниципального образования город Красноярск, в котором Министерством определяется объем средств краевого бюджета, необходимых для осуществления переданных государственных полномочий, а также поименный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, на территории города Красноярска, который является приложением к соглашению.

В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения в 2018 году, Заявитель Министерством не включен, средства на приобретение жилого помещения в целях предоставления Заявителю по договору найма специализированного жилого помещения не выделены.

Таким образом, жилым помещением Заявитель будет обеспечен после выделения Министерством администрации города Красноярска необходимых финансовых средств на приобретение (строительство) жилого помещения в целях предоставления Заявителю по договору найма специализированного жилого помещения и включения Заявителя. В Соглашение.

РЕШЕНИЕ СУДА, ВСТУПИВШЕЕ В ЗАКОНННУЮ СИЛУ.

Cуд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство в силу положений пунктов «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Предусмотренный Федеральным законом N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).

Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.

В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.

В силу п. п. 1, 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.

Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения — 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.

В ходе судебного заседания установлено, Истец года рождения в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Согласно свидетельству о рождении родителями истца являлись.

Мать истца решением Ленинского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Отец истца умер о чем имеется свидетельство о смерти.

Истец включен в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается письменным сообщением администрации ленинского района г. Красноярска

Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю за Истцом объекты недвижимости на праве собственности либо ином праве, на территории Красноярского края, не зарегистрированы.

При таких обстоятельствах, на сегодняшний день за Истцом какое-либо жилое помещение не закреплено, в собственности либо на ином вещном праве объекты недвижимости у истца отсутствуют, она является нуждающейся в предоставлении жилья.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, нуждается в обеспечении жилым помещением.

Истец своевременно обратился с заявлением о постановке на учет на предоставление жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязанность по предоставлению жилого помещения в соответствии с нормами законодательства возложена на органы местного самоуправления, однако данная обязанность ответчиком не исполнена.

Нормами действующего законодательства, приведенными выше не предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очередности.

Предоставление Заявителю. Жилого помещения при соблюдении условий, предусмотренных федеральным законом, не может быть поставлено в зависимость от даты включения ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, и наличия других лиц, включенных в соответствующий список ранее истца, поскольку иное нарушало бы реализацию права Заявителю на получение предусмотренных законом дополнительных гарантий.

Таким образом, исковые требования Заявителя. Подлежат удовлетворению.

Исковые требования Заявителя удовлетворить.

Обязать администрацию города Красноярска предоставить Заявителю в пределах населенного пункта – город Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующие норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам применительно к условиям проживания в г.Красноярске.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска. Решение суда Администрация обжаловать не стоала.

Сейчас мы добиваемся исполнение решения суда, Если интересно – продолжение следует

Дело № 88-АПГ13-8

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 88-АПГ13-8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 29 января 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Горчаковой ЕВ.
при секретаре Паршиной М.И.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Томской области о признании недействующими пп. 5, 7-10, 13 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утверждённого постановлением администрации Томской области от 29 декабря 2012 г. № 562а (далее — Порядок), по апелляционному представлению прокурора на решение Томского областного суда от 14 октября 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей администрации Томской области Татаренко Л.Ю. и Тумашовой К.В., возражавших против отмены судебного постановления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Томской области обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что п. 5 Порядка, предусматривающий предоставление жилого помещения в порядке очерёдности, противоречит ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ), ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» (далее — Закон Томской области) и снижает уровень правовых гарантий. Пункты 7-10, 13 Порядка, регламентирующие включение в процедуру предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот законных представителей с правом самостоятельного волеизъявления согласия или отказа от жилого помещения, не согласуются с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 9, 22, 185 ГК РФ), ущемляют права всех имеющих законных представителей граждан указанной категории, не признанных судом недееспособными, в случае несовпадения их мнения с позицией законного представителя.

Томским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в связи с нарушением норм материального права и о принятии нового судебного акта просит в апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что имеются предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения.

Установлено, что 29 декабря 2012 г. администрацией Томской области принято постановление № 562а «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений».

Согласно п. 5 Порядка специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включённым в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очерёдности исходя из времени включения в соответствующий Список.

На основании п. 7 Порядка при достижении лицом из числа детей- сирот, включённым в Список муниципальных районов, городских округов, возраста 18 лет уполномоченный орган поселения, городского округа для получения согласия указанного лица из числа детей-сирот на предоставление специализированного жилого помещения направляет указанному лицу из числа детей-сирот либо его законному представителю заказным письмом с уведомлением либо выдаёт лицу из числа детей-сирот либо его законному представителю под роспись предложение о предоставлении специализированного жилого помещения, в котором указываются: местонахождение специализированного жилого помещения; общая площадь и жилая площадь специализированного жилого помещения; благоустройство специализированного жилого помещения; количество комнат в специализированном жилом помещении; срок, в течение которого лицо из числа детей-сирот либо его законный представитель должны известить уполномоченный орган поселения, городского округа о своём согласии на предоставление специализированного жилого помещения, указанного в предложении; способы извещения уполномоченного органа поселения, городского округа о своём согласии на предоставление специализированного жилого помещения; последствия неизвещения уполномоченного органа поселения, городского округа о своём согласии на предоставление специализированного жилого помещения в установленный в предложении срок.

В силу п. 8 Порядка предоставления жилых помещений срок, в течение которого лицо из числа детей-сирот либо его законный представитель должны известить уполномоченный орган поселения, городского округа о своём согласии на предоставление специализированного жилого помещения, указанного в предложении, составляет 15 дней со дня получения лицом из числа детей-сирот либо его законным представителем соответствующего предложения.

В случае отказа лица из числа детей-сирот либо его законного представителя от предоставления специализированного жилого помещения или неполучения согласия лица из числа детей-сирот либо его законного представителя на предоставление специализированного жилого помещения в установленный срок такое специализированное жилое помещение предлагается в пользование другому лицу из числа детей-сирот в порядке очередности (п. 9 Порядка).

В соответствии с п. 10 Порядка лицу из числа детей-сирот в случае отказа указанного лица из числа детей-сирот либо его законного представителя от предоставления специализированного жилого помещения или неполучения согласия указанного лица из числа детей-сирот либо его законного представителя на предоставление специализированного жилого помещения в 15-дневный срок со дня истечения срока на изъявление согласия на предоставление специализированного жилого помещения либо получения отказа от предоставления специализированного жилого помещения предлагается в пользование иное специализированное жилое помещение в порядке, установленном п. 7 Порядка.

Пунктом 13 Порядка закреплено, что основаниями для принятия решения уполномоченного органа поселения, городского округа о заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок является отнесение специализированного жилого помещения к муниципальному жилищному фонду либо освобождение такого специализированного жилого помещения и получение согласия лица из числа детей-сирот либо его законного представителя на предоставление специализированного жилого помещения. Решение о предоставлении в пользование специализированного жилого помещения лицу из числа детей- сирот принимается в 30-дневный срок со дня принятия решения об отнесении специализированного жилого помещения к специализированному муниципальному жилищному фонду либо со дня освобождения такого специализированного жилого помещения и получения согласия лица из числа детей-сирот либо его законного представителя на предоставление специализированного жилого помещения. Решение о предоставлении в пользование специализированного жилого помещения выдаётся под роспись или направляется лицу из числа детей-сирот либо его законному представителю заказным письмом с уведомлением о вручении в 5-дневный срок со дня принятия указанного решения.

Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующим п. 5 Порядка, суд исходил из того, что федеральным законодателем с 1 января 2013 г. право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан исключено.

При этом субъекту Российской Федерации предоставлено право урегулирования вопросов предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда. Указал, что введение очерёдности является не дополнительным условием, а объективным критерием предоставления жилья. Пункты 7-10, 13 Порядка суд также счёл соответствующими действующему законодательству.

С указанными выводами суда Судебная коллегия не согласна, поскольку они основаны на неправильном истолковании и применении норм материального права.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильём на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ).

Вступившим в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В гл. 9 ЖК РФ «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включён такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 «Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В гл. 10 ЖК РФ «Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими» введена новая ст. 109.1 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статья 103 гл. 10 ЖК РФ «Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими» дополнена новой ч. 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населённого пункта.

Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали своё право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, разработанных на основе Федерального закона от 29 февраля 2012 г.

№ 15-ФЗ, не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.

До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке.

Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очерёдности.

С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (далее — Список).

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании: заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список; заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет ГК РФ связывает со вступлением несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21) или его эмансипацией (п. 1 ст. 27). С момента заключения включённым в Список ребёнком-сиротой или ребёнком, оставшимся без попечения родителей, брака или принятия органом опеки и попечительства либо судом решения о его эмансипации такой гражданин вправе получить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации. К таким случаям могут, в частности, относиться окончание пребывания ребёнка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения (получением общего образования), признание органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания ребёнка по достижении 16 лет с законным представителем.

В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования или продолжения освоения основной образовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

То есть несовершеннолетний может завершить пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с окончанием обучения (получением только основного общего образования или до получения основного общего образования) и трудоустройством.

Завершение пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть также связано с разрешением ребёнку заниматься предпринимательской деятельностью (с согласия законных представителей, оформленного нотариально), получением им самостоятельного дохода и окончанием обучения, когда его содержание в данной организации вне зависимости от эмансипации ребенка является нецелесообразным.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в законе случаях.

Аналогичные правовые предписания вытекают из содержания Закона Томской области.

Сравнительный анализ оспариваемых положений с актами большей юридической силы приводит к выводу о том, что п. 5 Порядка, устанавливающий очерёдность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, противоречит федеральным законам и Закону Томской области, не предусматривающим такого условия, и снижает уровень правовых гарантий, закреплённых Российской Федерацией.

Включение в процедуру предоставления лицам из числа детей-сирот законных представителей с правом самостоятельного волеизъявления согласия или отказа от жилого помещения в редакции пп. 7-10, 13 Порядка, оспариваемой прокурором, не соответствует требованиям ясности, определённости и недвусмысленности правового регулирования.

Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось на то, что нормативные правовые акты должны быть понятными, точными, недвусмысленными и согласованными с системой действующего правового регулирования. Иное означает возможность неоднозначного понимания, толкования закона и его произвольного применения (постановления от 30 июля 2001 г. № 13-П, от 14 июля 2005 г.

№ 8-П).

Как разъяснено в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48, неопределённость правовой нормы является самостоятельным основанием для признания её недействующей. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределённость путём обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признаётся недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

С учётом изложенного суд не имел правовых оснований для вывода о том, что рассматриваемое регулирование соответствует федеральному и областному законодательству, имеющему большему юридическую силу.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом неправильно истолкован и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, и это привело к принятию неправильного решения, обжалуемое судебное решение подлежит отмене с вынесением нового постановления об удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Томского областного суда от 14 октября 2013 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

Признать недействующими пп. 5, 7-10, 13 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утверждённого постановлением администрации Томской области от 29 декабря 2О!2 г. № 562а, с момента вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий Судьи

Решение суда о предоставлении жилья детям сиротам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *