Сексру РФ

Правила въезда, выезда и пребывания в РК иностранных граждан

Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике

Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией

Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О миграции

населения», Указом Президента Республики Казахстан, имеющим

силу закона, «О правовом положении иностранных граждан в

Республике Казахстан» от 19 июня 1995 года № 2337 и определяют

порядок:

1) въезда в Республику Казахстан и выезда из Республики

Казахстан иностранных граждан;

2) оформления документов на право временного и постоянного

жительства в Республике Казахстан иностранных граждан;

3) передвижения и транзитного проезда иностранных граждан по

территории Республики Казахстан;

4) продления и сокращения сроков пребывания, а также

выдворения из Республики Казахстан иностранных граждан;

2. Действие настоящих Правил распространяется также на лиц без

гражданства, если иное не установлено законодательными актами

Республики Казахстан.

3. Принимающие организации и лица, пригласившие иностранных

граждан в Республику Казахстан по частным делам, обеспечивают

своевременное разъяснение иностранным гражданам прав и

обязанностей, предусмотренных законодательством Республики

Казахстан и настоящими Правилами, выполнение установленных

правовых норм в отношениях с иностранными гражданами, а также

несут установленную законодательством ответственность за

своевременное оформление документов на право пребывания их в

Республике Казахстан, передвижения по территории страны и

выезд из Республики Казахстан по истечении определенного им

срока.

Контроль за соблюдением требований настоящих Правил

иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также

должностными лицами и гражданами Республики Казахстан

осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с

органами национальной безопасности.

2. Въезд в Республику Казахстан и выезд из Республики

Казахстан иностранных граждан

4. Иностранные граждане въезжают в Республику Казахстан и

выезжают из Республики Казахстан через пункты пропуска на

государственной границе, открытые для международного и

пассажирского сообщения, по паспортам или заменяющим их

документам (далее — паспорта), при наличии виз Республики

Казахстан, если иной порядок не установлен международными

договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

5. Визы на въезд в Республику Казахстан (въездные) и

въезд-выезд из Республики Казахстан (въездные-выездные)

иностранным гражданам выдаются Министерством иностранных дел

Республики Казахстан, загранучреждениями и консульским

пунктами Министерства иностранных дел Республики Казахстан, а

в случае отсутствия таковых — специально уполномоченными

представителями Республики Казахстан.

6. Визы на выезд из Республики Казахстан (выездные) и визы на

выезд из Республики Казахстан — въезд в Республику Казахстан

(выездные-въездные) иностранным гражданам на территории

Республики Казахстан выдаются Министерством внутренних дел

Республики Казахстан, а также уполномоченными им

территориальными органами внутренних дел.

Выдача выездных и выездных-въездных виз иностранным гражданам,

паспорта которых зарегистрированы в Министерстве иностранных

дел Республики Казахстан и его представительствах,

производятся этими организациями.

7. По просьбе принимающих организаций иностранным гражданам

могут быть выданы многократные визы на въезд в Республику

Казахстан и выезд из Республики Казахстан.

8. Основанием для выдачи виз Республики Казахстан и продления

срока их действия являются:

1) оформленные в установленном законодательством порядке

письменные обращения международных организаций,

представительств иностранных государств, а также

государственных организаций Республики Казахстан;

2) разрешения органов внутренних для иностранных граждан,

въезжающих в Республику Казахстан по частным делам, в качестве

туристов и с деловыми целями по приглашению негосударственных

организаций, или на постоянное жительство, а также иностранных

граждан, постоянно проживающих в Республики Казахстан;

Сноска: пост Правительства РК № 595 от 29.05.2002 г. 2-1)

оформленные в установленном законодательством порядке

письменные обращения юридических или физических лиц для

приглашения в Республику Казахстан иностранных граждан в

соответствии с порядком, определяемым Министерством

иностранных дел Республики Казахстан по согласованию с

Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Комитетом

национальной безопасности Республики Казахстан.

9. Основанием для выдачи въездных виз должны соответствовать

целям пребывания иностранных граждан в Республики Казахстан.

Иностранные граждане, пребывающие в Республике Казахстан по

приглашению родственников и знакомых, то есть по частным

делам, а также прибывшие с деловыми целями, на учебу и в

качестве туристов не могут быть трудоустроены на территории

Республики Казахстан, заниматься иной деятельностью, не

связанной с целью въезда, указанной в визе, кроме случаев,

предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Запрещено безлицензионное привлечение (ввоз) иностранной

рабочей силы, а также осуществление трудовой деятельности

иностранцами, временно пребывающими в Республике Казахстан,

без соответствующих разрешений.

10. Категории и виды виз, порядок их выдачи, а также

сокращения и продления сроков их действия определяются

Министерством иностранных дел Республики Казахстан и

Министерством внутренних дел Республики Казахстан по

согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики

Казахстан.

11. Въезд в Республику Казахстан и выезд из Республики

Казахстан иностранным гражданам может быть запрещен по

основаниям, установленным законодательными актами Республики

Казахстан.

3. Регистрация иностранных граждан, временно пребывающих в

Республике Казахстан

12. Иностранные граждане, временно пребывающие в Республике

Казахстан, обязаны иметь при себе паспорта, зарегистрированные

в порядке, установленном настоящими Правилами, и предъявлять

их по требованию уполномоченных государственных органов.

Об утере паспорта иностранный гражданин должен немедленно

сообщить органу внутренних дел, который по просьбе гражданина

выдает ему об этом справку

13. Пребывающие в Республике Казахстан иностранные граждане

обязаны в течении трех суток с момента въезда на территорию

Республики Казахстан, исключая выходные и праздничные дни,

зарегистрировать свои паспорта в установленном

законодательством порядке.

14. Порядок регистрации паспортов иностранных граждан в

Республики Казахстан определяется Министерством иностранных

дел Республики Казахстан и Министерством внутренних дел

Республики Казахстан по согласованию с Комитетом национальной

безопасности Республики Казахстан.

15. Иностранные граждане могут быть освобождены от регистрации

паспортов в соответствии с законодательными актами Республики

Казахстан и международными договорами, ратифицированными

Республикой Казахстан.

16. В Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и его

представительствах регистрируются паспорта:

1) глав иностранных дипломатических представительств и

консульских учреждений, членов дипломатического персонала,

консульских должностных лиц, административно-технического и

обслуживающего персонала дипломатических представительств и

консульских учреждений, работников аппарата военных атташе и

торговых представительств и членов их семей, а также гостей

глав иностранных дипломатических представительств и

консульских учреждений, если гости проживают на территории

указанных представительств и учреждений;

2) сотрудников Министерств иностранных дел зарубежных

государств, прибывших в Республику Казахстан по служебным

делам и имеющих дипломатические или служебные паспорта и

членов их семей;

3) прибывших в Республику Казахстан по служебным делам

должностных лиц международных организаций, сотрудников

представительств указанных организаций в Республике Казахстан,

а также сотрудников представительств стран международных

организаций, имеющих штаб-квартиру в Республики Казахстан,

которые в соответствии с международными договорами пользуются

дипломатическими привилегиями и иммунитетами, а также членов

их семей;

4) глав или иных руководящих работников иностранных

организаций-инвесторов, соответствующие визы которым выдаются

Министерством иностранных дел Республики Казахстан;

5) лиц, прибывших по приглашению Министерства иностранных дел

Республики Казахстан.

17. В органах внутренних дел регистрируются паспорта

иностранных граждан, не указанных в пунктах 15 и 16 настоящих

правил.

4. Выдача иностранным гражданам документов на право

постоянного проживания в Республике Казахстан

18. Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются

иностранные граждане, получившие на то разрешение, а также

виды на жительство, выданные органами внутренних дел.

19. Иностранные граждане, находящиеся на ином законном

основании, считаются временно пребывающими в Республике

Казахстан. Временно пребывающие в Республике Казахстан

иностранные граждане могут ходатайствовать об оставлении их на

постоянное место жительство.

20. Порядок оставления на постоянное место жительство

иностранных граждан в Республике Казахстан определяются

Министерством внутренних дел Республики Казахстан и Агентством

Республики Казахстан по миграции и демографии по согласованию

с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан в

соответствии с законодательством Республики Казахстан.

21. Документами на право постоянного проживания в Республики

Казахстан являются: для иностранного гражданина — вид на

жительство в Республике Казахстан иностранного гражданина, для

лица без гражданства — удостоверение лица без гражданства.

22. Заявления о выдаче разрешения на право постоянного

проживания в Республике Казахстан подаются иностранными

гражданами в уполномоченные органы в порядке, установленном в

соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.

Заявления о продлении срока действия имеющегося или о выдаче

нового документа на право проживания в Республике Казахстан

должны подаваться иностранными гражданами в органы внутренних

дел по месту жительства не позднее двух месяцев до истечения

срока его действия, а в случае утраты — не позднее трех суток.

23. В выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике

Казахстан иностранному гражданину может быть отказано:

1) если иностранный гражданин в период пребывания в Республике

Казахстан нарушил законодательство Республики Казахстан;

2) если он сообщил о себе заведомо ложные сведения;

3) по иным обстоятельствам, предусмотренным законодательством.

24. Иностранным гражданам, которые в течении 6 месяцев со дня

окончания срока действия имеющихся у них паспортов не

предъявят новых или продленных документов, органами внутренних

дел выдаются удостоверения лица без гражданства.

Удостоверение лица без гражданства, если его владелец

предъявит в органы внутренних дел действительный паспорт,

заменяется видом на жительство.

25. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике

Казахстан, подлежат регистрации по месту жительства в порядке,

предусмотренном законодательством для граждан Республики

Казахстан.

5. Передвижение и транзитный проезд иностранных граждан по

территории Республики Казахстан и выбор ими места жительства в

Республике Казахстан

26. Иностранные граждане могут свободно передвигаться по

территории Республики Казахстан, открытой для посещения

иностранным гражданам, и избирать место жительства в

соответствии с порядком, установленным законодательством

Республики Казахстан. Ограничения в передвижении и выборе

места жительства устанавливаются нормативными правовыми актами

Министерства внутренних дел или Комитета национальной

безопасности Республики Казахстан, когда это необходимо для

обеспечения государственной безопасности, охраны общественного

порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и

законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц.

27. Порядок передвижения иностранных граждан по Республике

Казахстан, также въезд их в отдельные местности (территории),

закрытые для посещения иностранными гражданами, определяются

Министерством иностранных дел и Министерством внутренних дел

Республики Казахстан по согласованию с Комитетом национальной

безопасности Республики Казахстан.

28. Для въезда в Республику Казахстан и выезда из Республики

Казахстан иностранцев, проезжающих через территорию Республики

Казахстан транзитом, оформляются транзитные визы Республики

Казахстан.

29. Транзитный проезд иностранцев через территорию Республики

Казахстан в страну назначения разрешается при наличии у них

документов, действительных для въезда в третью страну и

соответствующих проездных документов (билетов) с

подтверждением в них даты выезда из пункта пересадки на

территории Республики Казахстан, не позднее 72 часов с момента

прибытия в порт, станцию, расположенные на территории

Республики Казахстан.

30. Иностранцы, проезжающие через территорию Республики

Казахстан транзитом в страну, с которой у государства их

гражданства имеется соглашение о безвизовом въезде, обязаны

иметь транзитную визу Республики Казахстан.

31. Иностранцы, проезжающие через территорию Республики

Казахстан транзитом на автотранспортных средствах, в том числе

осуществляющие международные автомобильные перевозки грузов,

следуют только по дорогам, открытым для международного

автомобильного сообщения.

32. Порядок транзитного проезда иностранных граждан через

территорию Республики Казахстан определяется Министерством

иностранных дел Республики Казахстан и Министерством

внутренних дел Республики Казахстан по согласованию с

Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.

6. Ответственность за нарушение настоящих Правил. Сокращение

срока пребывания и выдворение из Республики Казахстан

иностранных граждан

33. Нарушение норм настоящих Правил влечет предусмотренную

законодательством ответственность.

34. Сокращение срока пребывания в Республике Казахстан и

выдворение иностранных граждан из Республики Казахстан

производится по основаниям, предусмотренным законодательством

Республики Казахстан.

35. Решения о сокращении срока пребывания иностранных граждан

в Республики Казахстан принимаются органами внутренних дел или

органами национальной безопасности в соответствии с

законодательством Республики Казахстан.

36. Решение о выдворении принимается органами внутренних дел

или органами национальной безопасности Республики Казахстан.

Иностранный гражданин обязан покинуть Республику Казахстан в

срок, указанный в этом решении. Уклоняющиеся от выезда в таких

случаях подлежат, с санкции прокурора, задержанию и выдворению

в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на

срок, необходимый для выдворения.

Расходы по выдворению несут выдворяемые иностранные граждане

либо организации или частные лица, пригласившие иностранца в

Республику Казахстан, а в исключительных случаях органы

внутренних дел.

В соответствии с международными договорами, ратифицированными

Республикой Казахстан, ответственной за вывоз с территории

Республики Казахстан лиц, въехавших без права въезда, является

транспортная организация, доставившая данных лиц.

37. Иностранный гражданин вправе в установленном

законодательством порядке обжаловать решение о его выдворении

из Республики Казахстан и сокращении срока пребывания в

Республике Казахстан.

38. Вопрос об ответственности за нарушение настоящих Правил

иностранных граждан, пользующихся привилегиями и иммунитетами,

в соответствии с законодательством Республики Казахстан и

международными соглашениями Республики Казахстан, а также о

сокращении срока их пребывания на территории Республики

Казахстан разрешается по дипломатическим каналам.

Новые правила регистрации иностранцев. Как это будет работать?

Как уже сообщал inbusiness.kz, мажилис одобрил документ, в котором прописаны права трудовых мигрантов из Казахстана и Узбекистана.

По словам министра труда и социальной защиты населения Биржана Нурымбетова, мигранты будут получать в двух странах равный доступ к отпуску, получению медицинской помощи, а также будет решен ряд вопросов по защите их прав.

Защита прав не граждан Республики Казахстан, работающих в нашей стране или просто по ней путешествующих, – это очень большая проблема. Для примера приведем три истории, в которых участвовали подданный Российской Федерации гражданин С., проживающий и работающий в Караганде, и два туриста из Аргентины.

История первая. Веселый миграционщик

В ней незаконные действия инспектора специального отдельного взвода по борьбе с незаконной миграцией (СОВБНМ) ДП Карагандинской области Молжигитова М. К. закрутили очень интересную карусель, в которой система отказывается выдавать «неправильный винтик».

В настоящее время управление собственной безопасности Карагандинского департамента полиции повторно (в первый раз оно его незаконно прекратило) расследует дело ЕРДР № 193569031000292.

Суть дела такова. 2 мая 2019 года инспектором СОВБНМ Молжигитовым М. К. на гражданина С. был составлен административный протокол. В тот же день заместителем начальника Кировского ОП УП г. Караганды в отношении С. вынесено постановление о наложении взыскания по ч. 4 ст. 492 КРКоАП в размере 25 250 тенге.

Не согласившись с данным постановлением, так как такого нарушения «Постоянное проживание в Республике Казахстан иностранца или лица без гражданства без регистрации по постоянному месту жительства» он не совершал, С. обратился в административный суд с просьбой это постановление отменить.

В суде, что интересно, полиция оригинала постановления о наказании не предоставила. А вот свидетели заявили, что не давали таких показаний, какие были указаны в объяснительных.

Скриншот из постановления суда

В итоге адмсуд отменил постановление о наложении взыскания с гражданина С., а в отношении инспектора специального отдельного взвода по борьбе с незаконной миграцией ДП Карагандинской области Молжигитова М. К. вынес частное определение, где указал, что карагандинский полицейский не знает (!) норм казахстанского законодательства.

Частное определение суда

Полиция, к слову, апелляционную жалобу не подавала, признав тем самым неправомерность действий своего инспектора.

9 августа 2019 года в управление собственной безопасности ДП Карагандинской области от гражданина С. поступило заявление по факту «фальсификации доказательств по делам об административных правонарушениях, совершенной должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях» (ч. 2 ст. 416 УК РК).

Через два месяца, 10 октября 2019 года, следователь ОР УСБ ДП Карагандинской области Сулейменов Д. Б. прекратил производство досудебного расследования в отношении Молжигитова М. К. «за отсутствием состава уголовного правонарушения». Интересно, что за два месяца следствия гражданина С. и его представителя следователь вызывал только один раз.

«Как только нам стало известно о прекращении уголовного дела, нами незамедлительно была подана жалоба надзирающему прокурору. Согласно полученному ответу, постановление следователя Сулейменова Д. П. было отменено. В настоящее время о судьбе расследования нам опять ничего не известно, к следователю за это время ни разу не вызывали», – сообщил inbusiness.kz Камиль Каримов – представитель С.

Между тем гражданин С. уже не в первый раз сталкивается с нашей миграционной полицией, успев насладиться всеми прелестями этого общения.

История вторая. Докажите, что грудной младенец не наркоман

Здесь, как и в последующей истории, повествование пойдет от первого лица, и С. расскажет все сам:

«С апреля 2019 года я пытался получить разрешение на постоянное проживание для своего сына, которому на тот момент исполнилось четыре месяца. Сначала нужно было представить один набор документов, включая пять медицинских справок. Две из них ну очень интересные: об отсутствии у четырехмесячного ребенка венерических заболеваний, а также наркотической и алкогольной зависимостей! Это даже не Салтыков-Щедрин, и не Ильф и Петров – это миграционная полиция Караганды.

После сбора всего пакета документов оказалось, что часть из них не нужна, а в других якобы ошибки. Шесть раз мне приходилось их переделывать, включая те, которые делались у нотариуса. Однако каждый раз возникали новые, взаимоисключающие и противоречащие друг другу требования.

Когда же мне удалось удовлетворить требования миграционного полицейского, она отказалась мне выдавать справку о принятии документов, мотивируя это тем, что я поставил в документах дату следующего дня, о чем, к слову, она меня попросила сама пять минут назад. Создалось впечатление, что она просто издевалась над посетителями, упиваясь своей властью.

Но однако же благодаря именно ей я и познакомился с двумя иностранными туристами-бедолагами».

История третья. Argentino turisto – obliko demoralizato

«Это произошло в конце первой декады августа 2019 года, когда я в очередной раз приехал в миграционную полицию на Крылова, 10, с очередным набором документов. Большая очередь, люди ругаются…

На этом фоне два молодых человека, явно «не нашей наружности», категорически не вписывались в пейзаж: они тихо сидели на скамейке, никого не трогали, ни на кого не орали.

Решив свои вопросы, на выходе я опять обратил на них внимание: парни выглядели такими потерянными и с огромной зеленой тоской в глазах.

Я спросил у них по-русски: «Могу я вам чем-то помочь?» Они посмотрели на меня таким же невидящим взглядом. Я переспросил по-английски. Они буквально заорали: «Ура, хоть кто-то здесь говорит по-английски!»

«Что случилось»? – спрашиваю. «Мы туристы из Аргентины, нам надо поставить регистрацию». –

«И в чем проблема?» – «Мы уже в третьем офисе, нас футболят из одного в другой, ничего не объясняя. Уже второй день в Караганде, теряем время из своего путешествия, тупо ходим по миграционной полиции».

Я вызвался им помочь и подошел к женщине – миграционному офицеру, которая подтвердила, что да, им нужна регистрация, иначе им грозит штраф. Но здесь им ее не сделают, так как надо регистрироваться по месту их проживания.

Выяснилось, что у парней на руках квитанция из какого-то хостела на Юго-Востоке (район Караганды), поэтому им нужно ехать в миграционный ЦОН, что на проспекте Шахтёров.

Я попросил ее туда позвонить и получить подтверждение, что там аргентинцам действительно поставят регистрацию.

Сели ко мне в машину и поехали на Юго-Восток. Там, посмотрев их документы и билеты в Алматы, нам пояснили, что поставить пресловутую регистрацию можно, но поскольку они сегодня, согласно билетам, уезжают в южную столицу, то пусть лучше регистрируются там.

Туристы согласились, сказав: «Алматы же, наверное, туристический город, там с английским языком получше, и нам, наверное, легче будет».

Однако аргентинцы ошибались.

Когда они приехали в «туристический город», я им выслал геолокации отделов миграционной полиции. Из одного их отфутболили во второй, а там, по их словам, им сказали, что, поскольку они нарушители, у них отберут паспорта. Они сразу все поняли и ретировались из миграционки.

Вот наша переписка в WhatsApp с одним из них по имени Федерико уже после их выхода из отдела:

С: «Как дела?»

Ф: «Не совсем хорошо. Они хотели забрать паспорт. Но мы ушли».

С: «Понял, уезжаете прямо сейчас в Кыргызстан?»

Ф: «Я не знаю, чувак. Мой друг решил уезжать. Совсем плохо».

С: «Могу чем помочь?»

Ф: «Ты знаешь, как активировать карту Теле2?»

С: «Нет, но позвоню им сейчас и расскажу тебе».

С: «Федерико, я вкратце рассказал вашу историю моему другу. Он известный русский/казахстанский журналист. Он спросил у меня вашего разрешения написать статью. Это поможет вам и другим туристам избежать таких ужасных ситуаций. И я согласен с тобой, что не надо ехать в Кыргызстан и другие страны».

Ф: «Меня зовут Федерико Мартин, а другого парня – Рафаэль Снатьяго. Подождите до ночи завтра, сейчас все хорошо».

С: «Конечно, Федерико, отдыхайте. Спокойной ночи тебе и Рафаэлю».

В конечном итоге аргентинцам пришлось прервать свое путешествие по нашей гостеприимной стране. Первым на следующий день улетел Рафаэль, которому на пограничном контроле вообще ничего не сказали по поводу регистрации.

У Федерико же спросили: «А где второй штамп? Сейчас Вам будет штраф 500 долларов, но на первый раз прощаем, улетайте».

Ну и они сказали мне, что в Казахстан больше никогда не поедут и никому сюда приезжать не посоветуют.

Аргентинские туристы побывали в трех районных и областном управлении миграционной полиции Карагандинской области. И никто им не смог ни по-испански, ни по-английски объяснить, что и как нужно сделать.

А в Алматы их еще и напугали изъятием паспортов. По сути, Казахстан для них стал черной дырой, то есть путешествием с непредсказуемым концом».

Вот такие интересные истории рассказывают люди, которые столкнулись с беспределом миграционщиков. Самое страшное, что этих миграционных полицейских имидж страны, которую они представляют в глазах иностранных граждан, не волнует от слова «вообще».

Олег И. Гусев

P. S. Предваряя возможное возмущение министерства внутренних дел Республики Казахстан и отрицание указанных выше событий, сообщаем, что гражданин С. проживает в Караганде и в любое время готов встретиться с руководством как департамента полиции Карагандинской области, так и МВД, чтобы вживую рассказать полицейским чинам о злоключениях иностранцев в Казахстане.

Сексру РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *