Штатное расписание бюджетного учреждения

Штатное расписание в бюджетном учреждении

О штатном расписании упоминается в ст. ст. 15, 57 ТК РФ, и этого уже достаточно для того, чтобы уделить ему особое внимание. Для бюджетных учреждений такой документ необходим, поскольку в соответствии с ним составляется смета доходов и расходов, а также начисляется заработная плата. Кем утверждается данный документ? В какой форме он составляется? Об этом вы узнаете из предложенной статьи.

Одним из документов для начисления оплаты труда является штатное расписание. Наличие или отсутствие данного документа, а также его содержание зависят от работодателя. Если трудовыми договорами установлены должности и специальности, то учреждение обязано составить штатное расписание. При проверках трудовые и налоговые инспекции просят представить такой документ одним из первых.

Отсутствие штатного расписания может трактоваться как нарушение законодательства о труде и охране труда. Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции в виде административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 500 до 5000 руб.;
  • на юридические лица — от 30 000 до 50 000 руб.

Работодатель вправе вводить новую штатную единицу, сокращать ранее имеющуюся, вносить изменения окладов, тарифных ставок или сдельных расценок в существующее штатное расписание в любом количестве без ограничения. Единственное условие: такие изменения и дополнения должны быть внесены на основании локального нормативного акта (приказа или распоряжения). Кроме того, необходимо указать дату введения штатного расписания. Для учета количества штатных расписаний бухгалтерия или отдел кадров обязаны вести специальный регистр, форму которого учреждение разрабатывает самостоятельно.

Квалификационная характеристика

Если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с ограничениями, то наименования этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 57 ТК РФ).

Постановлением Минтруда России N 9 <1> установлен Порядок применения Единого квалификационного справочника. Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов:

  1. «Должностные обязанности» — содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему определенную должность;
  2. «Должен знать» — содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;
  3. «Требования к квалификации» — определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

<1> Постановление Минтруда России от 09.02.2004 N 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик устанавливает аттестационная комиссия организации.

Оформление штатного расписания

Форма штатного расписания (N Т-3) утверждена Постановлением Госкомстата России N 1 <2>. В п. 2 данного Постановления говорится о ее применении всеми организациями независимо от формы собственности, следовательно, и бюджетными учреждениями.

<2> Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

При необходимости учреждение на основании Постановления Госкомстата России N 20 <3> может вносить в форму штатного расписания дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты формы Т-3 должны оставаться без изменений, так как удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения подлежат оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом учреждения.

<3> Постановление Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации».

Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках, месячном фонде заработной платы (см. образец заполнения формы штатного расписания на с. 91).

Унифицированная форма N Т-3

———¬
¦ Код ¦
+———+
Форма по ОКУД ¦0301017 ¦
Спортивная школа «Старт» +———+
———————————————— по ОКПО ¦12345678¦
наименование организации L———
———-T————¬
¦ Номер ¦ Дата ¦
¦документа¦составления¦
+———+————+
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ¦5-штр ¦16.12.2006 ¦ УТВЕРЖДЕНО
L———+————
2007 г. 01 января 07
на период —— с «—» —— 20— г. Приказом организации
16 декабря 06 35
от «—» ——- 20— г. N —
20
Штат в количестве —— единиц
———————T————-T——T———T———————————T———T——-¬
¦ Структурное ¦Должность ¦Коли- ¦Тарифная¦ Надбавки, руб. ¦Всего в ¦Приме- ¦
¦ подразделение ¦(специ- ¦чест- ¦ ставка +———-T———-T———-+ месяц, ¦чание ¦
+————-T——+альность, ¦во ¦(оклад) ¦по итогам ¦за коман- ¦ ¦ руб. ¦ ¦
¦наименование ¦ код ¦профес- ¦штат- ¦ и пр., ¦работы ¦дировки ¦ ¦(гр. 5 +¦ ¦
¦ ¦ ¦сия), ¦ных ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦гр. 6 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦разряд, ¦единиц¦ ¦ ¦ ¦ ¦гр. 7 + ¦ ¦
¦ ¦ ¦класс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гр. 8) x¦ ¦
¦ ¦ ¦(катего- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гр. 4 ¦ ¦
¦ ¦ ¦рия) ква- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦лификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦Администрация¦ ¦Директор ¦ 1 ¦ 10 000 ¦ 2 000 ¦ — ¦ — ¦ 12 000 ¦ ¦
¦ ¦ ¦спортивной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦ ¦ ¦Заместитель ¦ 1 ¦ 8 000 ¦ 1 200 ¦ — ¦ — ¦ 9 200 ¦ ¦
¦ ¦ ¦директора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦спортивной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦Тренерский ¦ ¦Инструктор- ¦ 4 ¦ 6 500 ¦ 650 ¦ — ¦ — ¦ 28 600 ¦ ¦
¦состав ¦ ¦методист ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦спортивной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦ ¦ ¦Тренер- ¦ 6 ¦ 6 000 ¦ 600 ¦ — ¦ — ¦ 39 600 ¦ ¦
¦ ¦ ¦преподаватель¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по спорту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦ ¦ ¦Тренер-врач ¦ 1 ¦ 5 300 ¦ 265 ¦ — ¦ — ¦ 5 565 ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦ ¦ ¦Тренер ¦ 5 ¦ 5 000 ¦ 250 ¦ — ¦ — ¦ 5 250 ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦Бухгалтерия ¦ ¦Главный ¦ 1 ¦ 9 000 ¦ 1 350 ¦ — ¦ — ¦ 10 350 ¦ ¦
¦ ¦ ¦бухгалтер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+——-+
¦ ¦ ¦Бухгалтер ¦ 1 ¦ 6 000 ¦ 300 ¦ — ¦ — ¦ ¦ ¦
L————-+——+————-+——+———+———-+———-+———-+———+———
Итого ¦ 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦137 865 ¦
L——+———+———-+———-+———-+———
Руководитель кадровой Директор Пахомов Е.А. Пахомов
службы ———— ——— ——————-
должность личная расшифровка подписи
подпись
Сусекина Н.В. Сусекина
Главный бухгалтер ———— ——————————
личная расшифровка подписи
подпись

При заполнении формы штатного расписания наименование организации указывается строго по свидетельству о регистрации. Если в регистрационном свидетельстве зафиксированы полное и краткое названия организации, то в штатном расписании можно указать любое из них. Обязательно отражается код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

Номер штатного расписания может содержать буквенный индекс для удобства регистрации. Даты составления, утверждения и вступления в силу штатного расписания могут как совпадать, так и не совпадать. Документ может быть утвержден не в день составления, а позже. Дата вступления документа в законную силу может быть более поздней по сравнению с датой его составления.

При заполнении формы штатного расписания могут возникнуть вопросы о порядке отражения данных в некоторых графах (Указания по применению унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены Постановлением Госкомстата России N 1):

  • при заполнении графы 4 в случае наличия неполной штатной единицы она указывается в соответствующих долях, например 0,2, 0,5, 2,75 (имеет смысл отразить не только существующие на настоящий момент штатные единицы, но и вакантные должности, поскольку принимать новых сотрудников можно только на открытые позиции, которые предусмотрены штатным расписанием);
  • в графе 5 указывается в рублях месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации;
  • в графах 6 — 8 отражаются стимулирующие и компенсационные выплаты.

В ч. 4 ст. 133 ТК РФ перечислены доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. В настоящее время надбавки к заработной плате используются в качестве стимула для повышения эффективности труда работников. В частности, применяются надбавки за высокие производственные показатели, высокое профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за выслугу лет.

Надбавки и доплаты могут выплачиваться в твердой сумме (в этом случае при изменении оклада их размер может быть как сохранен, так и изменен) либо в процентах (тогда их размер автоматически изменяется после изменения оклада). Премии, доплаты и надбавки, используемые в учреждении, должны быть зафиксированы в локальном нормативном акте — коллективном договоре, положении о персонале, положении о зарплате труда и премировании. В штатном расписании обязательно указывается, за что выплачивается та или иная надбавка, премия, доплата. Количество граф в этом разделе может быть увеличено, но, как отмечалось выше, не уменьшено в зависимости от количества применяемых в организации надбавок и доплат.

Если работодатель не имеет возможности отразить данные графы в рублях, например в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, допускается в соответствующих графах указывать проценты или коэффициенты;

  • графа 10 заполняется в случае, если сотрудникам полагаются «северные» надбавки или надбавки за ученую степень (в графе дается ссылка на Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» или на Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») либо если в компании работают сотрудники-сдельщики.

Обратите внимание: если произошло сокращение штата или численности работающих, то новое штатное расписание может быть введено в действие не ранее чем через два месяца после его составления, так как о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работники должны быть предупреждены работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).

Утверждение штатного расписания

Штатное расписание до утверждения должно быть подписано руководителем кадровой службы и главным бухгалтером. В бюджетных учреждениях штатное расписание утверждается вышестоящим органом.

Практика применения штатного расписания

Прямых ссылок на необходимость составления штатного расписания учреждением в нормативно-правовых актах нет, но в отдельных письмах, постановлениях, а также в арбитражной практике можно встретить разъяснения по поводу применения штатного расписания, в том числе при налогообложении. Рассмотрим, в частности, пояснения при исчислении налога на прибыль, ЕСН.

Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Налоговым кодексом не предусмотрена прямая связь между обоснованностью расходов на оплату труда и наличием у налогоплательщика штатного расписания, но в отдельных разъяснениях арбитражной практики и Минфина данная зависимость обосновывается. Рассмотрим такой случай.

На практике налогоплательщик часто приглашает сотрудников сторонних организаций для выполнения определенных функций. При этом в штате имеется специалист, на которого возложены аналогичные обязанности. В такой ситуации уменьшить прибыль на данные расходы можно, если выполняемые функции не дублируют обязанности штатного специалиста (Письма Минфина России от 08.10.2003 N 04-02-05/3/78, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/167). Такого же мнения придерживаются и судебные органы (Постановления ФАС ЗСО от 07.09.2005 N Ф04-5839/2005(14601-А46-26), ФАС ВВО от 19.01.2004 N А11-4426/2003-К2-Е-1961). В другом случае налогоплательщики смогли документально доказать, что не происходит дублирования функций штатных работников (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2005 N А40-9344/05-80-41).

В ходе выездных проверок ФСС также обращает внимание на наличие штатного расписания (п. 89 Методических указаний N 24 <4>, п. 57 Методических указаний N 134 <5>).

<4> Постановление ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам».
<5> Постановление ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 «Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам».

Е.Ромашова

Эксперт журнала

«Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Штатное расписание является производственным документом, которое не создается на долгий промежуток времени. Перестановки в штате, уменьшение или увеличение зарплаты, а также прочие обстоятельства нуждаются в корректировке.

Внесение изменений в штатное расписание является обычной процедурой и его необходимо осуществлять, согласно предписаниям закона и правами трудящихся. Важные этапы данного процесса представлены в этой статье, они помогут не допустить ошибок в документации предприятия.

Основания и причины для внесения изменений

Принимая во внимание справочник по квалификациям должностей трудящихся, начальников и их подчиненных, за оформление расписания штата несет ответственность экономист по труду. Но не на всех объектах есть данный экономист и начальник самостоятельно принимает решение – кто станет выполнять эту работу.

Штатное расписание обычно составляют на основании производственных задач, а также объема работы. По этим данным набирают штат и рассчитывают основные средства, по которым определяется оклад в пределах законодательной нормы.

Но, организациям свойственно меняться, развиваться, а также преобразовываться. Перемены могут заключаться в увеличении обслуживающих зон, либо в корректировке видов деятельности. Из-за этих обстоятельств изменяется форма труда, а это значит, что трудящиеся могут быть как в излишке, так и в недостатке.

Помимо этого, внести корректировки в важную бумагу могут из-за изменения тарифных ставок. В Федеральный закон регулярно вносят корректировки минимального размера оплаты труда, и начальство организации, если позволяют средства, может поднять размер зарплаты в процентном соотношении к окладу.

Основанием же для перемен в штатном расписании способна выступить документация бухгалтерии.

Помимо этого, результаты, по которым выявлено уменьшение прибыльности или прекращение поставок, могут быть причиной, чтобы произвести сокращение некоторых работников. А, если администратор составит документ, в котором говориться о возрастающем объеме работы из-за введенных новшеств, то это будет причиной, чтобы набрать новых людей в штат.

Какие могут быть корректировки?

Внесение корректировок в расписание штата и их порядок зависят от того, насколько перемены будут глобальными. В основном изменения бывают следующими:

  1. Переименование должности или отдела.
  2. Из-за внесенных корректировок в ТК РФ, которые предполагают выполнение профессиональных норм, и соответствие наименований должностей и отделов определенному справочнику, в некоторых организациях появилась необходимость в различных переименованиях.

    Согласно законодательству, необходимо, чтобы название должностей и отделов соответствовало единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий.

    Для переименования должностей необходимы основания для назначения пенсий раньше срока. Работники могут на это надеяться, когда период их труда будет составлять менее десяти лет согласно штатному расписанию.

    Помимо этого, необходимо учитывать профессиональные стандарты тем организациям, акции которых принадлежат Российской Федерации в размере пятьдесят один процент.

  3. Увеличение или уменьшение оклада.
  4. Обычно, величина оклада фиксируется в расписании штата с самого начала, но по ходу деятельности компании ее доход может расти, соответственно и объем работы тоже. По этой причине возможно изменение окладов. Помимо этого, изменить оклад могут согласно нормативам ФЗ, которое предполагает увеличение минимального размера оплаты труда.

    Согласно законодательству (статья 133 кодекса), оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда.

    Соответственно, если вносятся какие-либо изменения, то размер оклада тоже должен меняться в большую сторону, а это предполагает корректировки в расписании штата.

  5. Введение новой должности.
  6. При начале своей работы, у предприятия довольно ограниченный ассортимент услуг из-за того, что пока нет постоянных клиентов и наработок. Но, через пару лет своей деятельности, организация способна увеличить спектр своих возможностей и выдвинуть новые проекты.

    Все это отразится на том, что специалистов будет недостаточно, а те, которые есть, не справляются с объемом работы. По этой причине в штатном расписании меняют и расширяют круг должностей, а также отделов, с конкретными окладами и доплатами.

  7. Сокращение, исключение, ликвидация вакантных должностей.
  8. Во всех этих случаях расписание штата претерпевает изменения.

    При этом, должности могут быть как действующие, так и вакантные.

    В организации могут сменить оборудование, и тогда потребуется меньше работников, чтобы его обслуживать. Также организация способна поменять свою деятельность, из-за чего администраторов могут сократить, а увеличить штат бухгалтеров.

    Могут переименовать, ликвидировать должности по причине слияния с другим предприятием, либо организацией. Потому, как держать в организации пять бухгалтеров никто не станет, если всю работу могут выполнить двое из них.

Как уведомлять работников?

Начальник организации должен сообщать своим подчиненным обо всех изменениях, которые происходят на объекте при условии, что они связаны с выполнением производственных заданий работников. Ознакомление должно происходить как при приеме на работу, так и в ходе деятельности.

Если меняется расписание штата, но оно не влияет на деятельность трудящихся, то начальник не обязан сообщать об этом своим сотрудникам. Это значит, что если руководство решило пополнить штат дополнительными должностями, то об этом знать подчиненным не обязательно.

Если же намечается сокращение, то об этом необходимо знать тем рабочим, которых решили уволить. Сообщается о сокращении уведомлением в виде приказа, который руководитель должен предоставить сотрудникам под роспись.

Естественно, что об изменениях в зарплате подчиненные также должны знать. В курс дела вводятся те граждане, чью зарплату затронут перемены. Ознакомление необходимо проводить согласно 74 статье ТК.

Как часто можно менять штатное расписание?

В законодательстве не прописано ограничений по количеству возможных изменений в штатном расписании. Это означает, что начальник организации имеет право вносить корректировки в документ, сколько захочет. Но, при этом он должен действовать, согласно процессу, допустимому на уровне законодательства.

Если предполагаются перемены в размере зарплаты, либо в названии должности, то сообщать об этом необходимо в двухмесячный срок.

В середине же года расписание штата необходимо менять в двух случаях:

  • Формирование нового расписания штата.
  • Старое расписание берут за основу и формируют другое, внося некоторые корректировки. Начинают работу по данному документу с середины года, либо с его начала.

  • В расписание штата вносятся поправки.
  • Корректировки вносятся, когда посчитает необходимым так сделать руководитель. В документе будут прописаны причины, из-за которых пришлось скорректировать документ. Помимо этого фиксируются внесенные изменения.

Могут ли уволить в связи с изменением штатного расписания?

Когда вносятся корректировки в штатное расписание, руководитель имеет право уволить нескольких сотрудников, и такой вариант предусмотрен законом (пункт 2 статья 81 ТК). Инструкция формирует порядок этого процесса.

Чтобы произвести увольнение работника по всем правилам, нужно действовать, согласно законодательству:

  1. сокращение численности штата должно быть подтверждено по факту;
  2. сотрудника необходимо лично предупредить, что было принято решение об увольнении;
  3. если есть возможность перевести сотрудника, то нужно непременно это сделать;
  4. государственные органы должны быть поставлены в известность;
  5. профсоюзы должны дать свое согласие;
  6. все полагающиеся выплаты сотруднику должны быть произведены.

Порядок внесения изменений

Если на объекте вводятся дополнительные должности и изменяются оклады, то первым делом необходимо оформить распоряжение в виде приказа о внесении изменений в штатного расписания. В приказе необходимо прописать причины для таких изменений. Исходное расписание штата при этом можно оставить без изменений.

Например, приказ о выводе (исключении) из штатного расписания должности должен содержать в себе:

  • наименование организации;
  • суть изменения, которое необходимо внести в расписание, т.е. какую должность необходимо вывести;
  • с какого числа вступают в силу данные корректировки;
  • кто будет контролировать исполнение данного приказа.
  • На данной важной бумаге будут необходимы подписи директора и главного бухгалтера.

Если в организации происходят более крупные перемены, с корректировкой окладов у всех должностей, то рекомендуется оформить приказ об утверждении иного расписания штата. При этом обстоятельстве в документе прописываются все корректировки и утверждаются начальниками организации.

Приказ об изменении штатного расписания составляется по определенным стандартам и обязан содержать наименование, а также распорядительную и констатирующую части.

Вверху данного документа должен фигурировать один из следующих вариантов, который наиболее подходит в конкретном случае: “Приказ о внесении изменений в штатное расписание”, “Приказ об оптимизации штатного расписания”.

В данной важной бумаге должны быть прописаны причины, по которым произошли изменения, либо решено было провести оптимизацию. Приказ необходимо подписать директору, либо уполномоченному лицу.


После того, как приказ будет издан, необходимо предоставить его для подписей тем лицам, к которым относятся эти изменения.

Кроме того оформляется Дополнение к штатному расписанию на отдельном бланке в виде приложения. Оно должно содержать в себе также наименование структурного подразделения, должность и оклад. Подписывает данный документ руководитель и главный бухгалтер.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Алгоритм действий при переименовании должности

Изменения в наименовании должности или профессии не считается переводом на другую должность, а является изменением существенных условий трудового договора (ст. 32 ТК РФ).

Какие условия трудового договора являются существенными читайте в нашей статье.

В этом случае алгоритм будет такой:

  • Доводим до сведения работника об изменениях.
  • Сделать это можно с помощью уведомления сотрудника в письменном виде.

  • Вносим изменение в трудовой договор посредством заключения дополнительного соглашения.
  • Образец дополнительного соглашения скачивайте здесь бесплатно.

  • Издаем приказ о внесении изменения в штатное расписание в связи с переименованием должности.
  • Делаем соответствующую запись в трудовую книжку работника.
  • Все о штатном расписании узнайте из ролика:

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2008, N 3

Особенности составления штатного расписания в различных бюджетных учреждениях

В предыдущих номерах журнала «Отдел кадров бюджетного учреждения» подробно освещался вопрос о порядке составления штатного расписания, а также была обоснована обязательность его составления в бюджетном учреждении.

В данной статье рассмотрим законодательное регулирование особенностей составления и утверждения штатных расписаний в бюджетных учреждениях различных сфер деятельности, а также порядок установления численности персонала.

Составление штатного расписания

в учреждениях здравоохранения

Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 N 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» (далее — Приказ) был установлен Порядок составления штатного расписания, а также приведены примерные формы штатных расписаний различных учреждений здравоохранения.

В соответствии с п. 2 Приказа штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. В графе «Утверждаю» ставятся подпись главного врача (директора, заведующего, начальника) и дата утверждения. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений (п. 3).

Наименование учреждений здравоохранения указывается в соответствии с Номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <1>.

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (ред. от 19.02.2007).

Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (п. 5 Приказа). В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям (п. 6 Приказа). Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (п. 8 Приказа).

Основой составления штатного расписания является смета фонда заработной платы, которой должно соответствовать общее количество должностей (п. 7 Приказа). При этом следует учитывать Положение об оплате труда работников здравоохранения <2>.

Перечислим другие нормативные правовые акты, рекомендуемые для использования при определении численности работников организаций здравоохранения:

— Постановления Минтруда России от 22.12.2003 N 86 «Об утверждении Нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов», от 15.02.2002 N 13 «Об утверждении Нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов»;

— Приказы Минздравсоцразвития России от 17.01.2007 N 39 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского, педагогического и прочего персонала домов ребенка», от 27.01.2006 N 39 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений», от 27.01.2006 N 45 «Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала наркологических учреждений и наркологических подразделений в составе других лечебно-профилактических учреждений»;

— Приказы Минздрава России от 16.10.2001 N 371 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек» (в ред. от 28.04.2006), от 09.06.2003 N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» (в ред. от 19.12.2003), от 21.03.2003 N 112 «О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики»;

— Письмо ФСС РФ от 30.04.1998 N 02-10/08-2019 «О рекомендуемых штатных нормативах санаторно-курортных учреждений, подведомственных Фонду социального страхования Российской Федерации»;

— Приказ Минздравмедпрома России от 31.05.1996 N 223 «Об утверждении штатных нормативов специалистов консультативных отделов диагностических центров»;

— Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 N 435 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штатному нормированию работников учреждений здравоохранения» (вместе с Положением о порядке разработки документов и материалов по нормированию труда работников учреждений здравоохранения, Положением о работе профильных научно-исследовательских институтов по разработке нормативных документов для штатного нормирования, Положением о нормативно-исследовательском центре труда работников учреждений здравоохранения).

Также следует учитывать правовые акты, признанные Приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 <3> рекомендательными. Среди них можно выделить его Приказы от 01.11.1983 N 1266 «О штатных нормативах медицинского и инженерно-технического персонала санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте», от 11.10.1982 N 999 «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек», от 26.09.1978 N 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов», от 31.03.1978 N 310 «О дополнениях и изменениях штатных нормативов медицинского и инженерно-технического персонала санитарно-эпидемиологических станций».

<3> Приказ Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 «О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР».

Составление штатного расписания в учреждениях образования

Согласно пп. 9 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» <4> образовательные учреждения самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание и распределяют должностные обязанности.

<4> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 07.07.2003).

Количество штатных единиц управленческого и технического персонала образовательного учреждения зависит от количества обучаемых. В настоящее время еще продолжают действовать типовые штаты для различных видов образовательных учреждений, имеющие рекомендательный характер для использования при расчете минимально необходимого числа сотрудников учреждений, объем работы которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности. В качестве примера можно назвать следующие правовые акты:

— Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552 «Об утверждении Типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений»;

— Приказ Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от 20.12.1983 N 178 «Об утверждении Типовых штатов средних специальных учебных заведений, Типовых штатов заочных отделений средних специальных учебных заведений и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий средних специальных учебных заведений Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию»;

— Постановление Минтруда России от 21.04.1993 N 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)»;

— Приказ Гособразования СССР от 15.05.1991 N 227 «Об утверждении Примерного положения об учреждении «Школа — детский сад» и Примерных штатных нормативов этого учреждения»;

— Приказ Гособразования СССР N 306, Минздрава СССР N 185, Госкомтруда СССР N 33 от 04.05.1990 «Об утверждении Положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей».

Среди нормативно-правовых актов субъектов РФ в качестве примера можно назвать Постановление Правительства Ленинградской области от 19.10.2007 N 262 «Об утверждении штатных нормативов руководителей, специалистов, технических исполнителей (учебно-вспомогательного персонала), относимых к категории служащих и рабочих для государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области» (ред. от 28.12.2007).

Для общеобразовательных учреждений типовые штаты законодательством РФ не предусмотрены. Число учителей разных специальностей определяется исходя из объема учебной нагрузки.

Предельный объем учебной нагрузки законодательством РФ также не установлен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении <5> объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Вместе с тем ст. 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени педагогических работников — 36 часов в неделю. Приложение к Постановлению Правительства РФ N 191 <6> конкретизирует продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и специальности с учетом особенностей их труда. Например, продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю устанавливается учителям 5 — 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов) и т.д.; 20 часов в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений.

<6> Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (в ред. от 09.06.2007).

Таким образом, количество штатных единиц в общеобразовательном учреждении может быть рассчитано на основании количества часов согласно учебному плану, количеству обучаемых и в соответствии с максимальной недельной продолжительностью рабочего времени педагога.

Возможна также работа по совместительству, которая в течение одного месяца согласно ст. 284 ТК РФ не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» работникам вузов установлена максимальная учебная нагрузка в размере 900 часов в учебном году (п. 88).

Важным документом при составлении штатного расписания является изданное Минтрудом Постановление от 11.11.1992 N 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации».

Штатное расписание в судебных учреждениях

Судебный департамент при Верховном Суде (далее — Судебный департамент) как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей <7>, уполномочен в том числе определять потребность судов в кадрах, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, по вопросам своего ведения разрабатывать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 23.04.2007 N 54 утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Инструкция), положения которой обязательны для исполнения при разработке, утверждении и внесении изменений в штатные расписания судов общей юрисдикции, Судебного департамента и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ (далее — суды).

В соответствии с п. 6.9 Инструкции штатные расписания судов утверждаются приказами должностных лиц (указанных в п. 6.8 Инструкции) ежегодно после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и издания Судебным департаментом соответствующих приказов об утверждении численности <8>, а также доведения приказов до председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов и начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.

<8> Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 18.10.2007 N 121 «Об утверждении численности федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации на 2008 год» (с изм. от 24.12.2007 N 160).

Копии приказов об утверждении штатных расписаний, а также копии согласованных и утвержденных штатных расписаний судов представляются в отдел государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента ежегодно в течение 2 месяцев после получения уведомлений о бюджетных обязательствах. Копии приказов об утверждении штатных расписаний и копии согласованных и утвержденных штатных расписаний окружных (флотских) и гарнизонных военных судов представляются также в Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента в установленные сроки.

Экземпляры штатных расписаний хранятся постоянно (п. 6.10 Инструкции).

Согласно п. 6.11 Инструкции изменения в штатные расписания вносятся не чаще одного раза в квартал приказами соответствующих должностных лиц (указаны в п. 6.12 Инструкции) при изменении наименований или перераспределении должностей государственной гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, изменении тарифных ставок (окладов) и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Копии приказов по внесению изменений в штатное расписание:

— верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ — направляются в течение месяца в отдел государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента;

— районного суда и гарнизонного военного суда — направляются в течение месяца в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ (п. п. 6.17, 6.18)

Порядок оформления штатного расписания судов установлен п. 6.7 Инструкции. При заполнении штатного расписания подчистки и исправления не допускаются.

Стоит обратить внимание на следующие положения: штатная численность отделов должна быть не менее 5 единиц. Каждое структурное подразделение суда рекомендуется располагать на отдельной странице.

Наименования должностей указываются по старшинству (начальник отдела, заместитель начальника отдела, ведущий консультант и т.д.); классный чин, предусмотренный по занимаемой должности (в соответствии с квалификационными требованиями и должностными обязанностями, изложенными в должностных регламентах, указываются соответствующий классный чин юстиции и (или) классный чин государственной гражданской службы).

Численность персонала по охране и обслуживанию зданий в состав отделов не включается, а указывается на отдельном листе. Должности администраторов судов располагаются на отдельном листе.

Ведение и хранение документов по организационно-штатным вопросам осуществляется в установленном порядке отделом государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, отделами государственной службы и кадров, государственными гражданскими служащими, в обязанности которых входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ (п. 6.16 Инструкции).

Круг должностных лиц, допущенных к ознакомлению с утвержденными штатными расписаниями верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, районных судов, гарнизонных военных судов и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, определяет заместитель генерального директора Судебного департамента, курирующий кадровую работу (п. 6.20 Инструкции).

Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации <9>.

<9> Статья 9 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Например, согласно Закону Нижегородской области от 05.11.1999 N 72-З «О мировых судьях Нижегородской области» численность и штатное расписание аппарата мирового судьи, а также численность работников обслуживающего персонала устанавливаются Правительством Нижегородской области применительно к каждому административно-территориальному образованию с учетом действующих нормативов и фактического расположения судебных участков.

Законом Санкт-Петербурга от 24.10.2000 N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга» установлено 211 судебных участков, на каждом из которых работает один мировой судья.

Статья 4 Областного закона Ленинградской области от 06.07.2001 N 41-оз «О мировых судьях Ленинградской области» закрепляет создание 75 судебных участков и, соответственно, 75 должностей мировых судей.

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации, в том числе судей и работников аппарата ВАС, устанавливается федеральным законом (ст. 47 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Численность судей и работников аппаратов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается ВАС в пределах общей численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации.

Структура и штатное расписание ВАС утверждаются его Председателем. Структура и штатное расписание федерального арбитражного суда округа, арбитражного суда субъекта РФ утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда.

Структура и штатное расписание аппарата окружного (флотского) военного суда, а также численность его работников утверждаются по представлению председателя суда президиумом соответствующего суда (ст. 16 Закона N 1-ФКЗ <10>). Структура и штатное расписание аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда, а при его отсутствии — председателем соответствующего суда. Структура и штатное расписание аппарата Военной коллегии, численность его работников определяются в пределах выделенных средств Председателем Верховного Суда (ст. 33).

<10> Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 04.12.2006).

Штатное расписание аппарата Конституционного Суда утверждает его Председатель <11>.

В иных бюджетных учреждениях и государственных органах порядок составления штатного расписания специальными нормами права не урегулирован, имеются лишь отдельные данные о его формировании.

Штатное расписание в иных бюджетных учреждениях

Штатное расписание в территориальных органах федерального органа исполнительной власти. Структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются его руководителем в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений <12>.

<12> Пункт 1.5 Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 28.03.2008).

Структурными подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти являются отделы. В штатное расписание отделов включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (п. 1.8).

Штатное расписание в прокуратуре. Согласно ст. 18 Федерального закона N 2202-1 <13> прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

<13> Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007).

Следственный комитет при Прокуратуре РФ является ее органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при Прокуратуре РФ и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений (ст. 20.1).

Штатное расписание в таможенных органах. В таможенных органах РФ штатное расписание формируется работниками кадровой службы <14>. Структура и штатное расписание региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов утверждаются начальниками этих таможенных органов в пределах установленных ФТС России фонда оплаты труда и численности должностных лиц и работников <15>.

<15> Пункт 1.6 Приказа ФТС России от 28.11.2007 N 1479 «О Регламенте Федеральной таможенной службы».

Штатное расписание в службе судебных приставов. Структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП и территориальных органов в пределах установленных Президентом РФ численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФССП и территориальных органов утверждает директор <16>.

<16> Пункт 10 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 21.04.2008).

Штатное расписание в органах местного самоуправления. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ <17>.

<17> Статья 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Н.Н.Булыга

Редактор журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Подписано в печать

штатное расписаниеприказ об утверждении штатного расписания образецприказ об утверждении штатного расписанияприказ о штатном расписанииобразец приказа об утверждении штатного расписаниясоставление штатного расписанияприказ о введении штатного расписанияприказ о введении штатного расписания образецразработка штатного расписанияприказ штатное расписаниеприказ утверждение штатного расписания

Составление штатноего расписания

Сотрудники кадровой службы оформляют немало документов — всевозможные приказы, соглашения с работниками, графики, локальные нормативные акты и пр. Одним из документов, сильно отражающихся на деятельности учреждения, является штатное расписание. Именно в соответствии с ним планируется фонд оплаты труда (расписание относится к документам, устанавливающим систему оплаты труда), оно же может стать доказательством сокращения численности или штата работников учреждения и его обязательно запросят при проведении контрольно-надзорных мероприятий и в случае возникновения трудового спора. О штатном расписании и поговорим сегодня.

Обязательность штатного расписания

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (далее — Указания), утвержденными Постановлением N 1 , штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением о ней). Оно содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.
Сразу скажем, что норма, обязывающая работодателя разрабатывать и утверждать штатное расписание, в Трудовом кодексе отсутствует, однако упоминание все же есть. В частности, согласно ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор условием является в том числе трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы… Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Кроме Трудового кодекса, штатное расписание упоминается в иных нормативных актах. В частности, п. 91 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, предусмотрено, что ФСС для подтверждения правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование затребует у работодателя учредительные и организационно-распорядительные документы, в том числе штатное расписание. Также ФСС его затребует при проверке правильности начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .
Наличие штатного расписания необходимо и для Пенсионного фонда, который при сборе сведений о трудовом стаже застрахованных работников обращается к данному документу для установления наименований структурных подразделений учреждения и соответствия наименований должностей .
Упоминается штатное расписание и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69. В частности, в п. 3.1 инструкции отмечается, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.
Исходя из вышеприведенных нормативных актов наличие в учреждении штатного расписания просто необходимо. Отметим, что для некоторых учреждений обязательность штатного расписания прямо установлена нормативными актами:
— Приказом МЧС РФ от 24.09.2008 N 563 утверждены правила и сроки составления, согласования, утверждения и регистрации штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений МЧС и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС;
— Приказом Спецстроя РФ от 03.12.2010 N 540 определены порядок и сроки составления, рассмотрения, утверждения и регистрации штатных расписаний гражданского персонала воинских формирований и организаций при Спецстрое, содержащегося за счет бюджетных ассигнований.

Форма штатного расписания и правила составления

Форма штатного расписания Т-3 утверждена Постановлением N 1. В этой форме предусмотрено 10 граф, причем в силу Постановления Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» добавлять новые можно, а удалять существующие нельзя.
Отметим: хотя формы, утвержденные данным постановлением, распространяются на организации независимо от формы собственности, некоторые бюджетные и казенные учреждения составляют их по форме, утвержденной ведомственным нормативным актом. Например, бюджетные и казенные учреждения МЧС должны составлять штатное расписание по форме приложения 2 к Приказу МЧС РФ от 24.09.2008 N 563.
В любом случае затруднения при заполнении шапки документа возникнут вряд ли, поэтому перейдем сразу к табличной части формы.
Графы 1 «Наименование» и 2 «Код» определяют структурное подразделение организации. Большинство организаций, финансируемых из различного уровня бюджетов, как правило, наименования структурных подразделений выбирают самостоятельно, руководствуясь общепринятыми понятиями. Как правило, сначала указываются структурные подразделения администрации (дирекция, бухгалтерия, отдел кадров, организационно-правовой отдел и др.), затем производственные подразделения и в конце обслуживающие и вспомогательные подразделения (административно-хозяйственный отдел, ремонтные службы и др.). Каждому подразделению присваивается код, который поможет определить место этого отдела или группы в общей структуре организации (проставляют в графе 2).
В графу 3 «Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации» необходимо внести наименование должности (специальности, профессии). Отметим, что на основании ст. 57 ТК РФ, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. В частности, в настоящее время все еще пользуются Общероссийским классификатором рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 и Списком производств, цехов, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

К сведению. Если, например, в штатном расписании предусмотрена должность «машинист», а работник выполняет функции машиниста-регулировщика, то он теряет право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Кроме этого, следует учитывать иные нормативные акты, содержащие правила установления наименований должностей, специальностей и профессий. Например, на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.03.2012 N 278н наименование должности руководителя (заведующего) плазмоцентра может быть дополнено наименованием врачебной должности «врач-трансфузиолог» с учетом профиля структурного подразделения и специальности, предусмотренной номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования следует использовать наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Обратите внимание! Если в учреждении возникла необходимость принять сотрудника на определенное время, его должность также закрепляется в штатном расписании. Для этого нужно внести изменения в действующее штатное расписание, указав информацию о сроке, на который вводится должность, в графе 10 «Примечание» формы Т-3.

Последовательность заполнения графы 3 по каждому структурному подразделению является индивидуальной с учетом специфики конкретной организации. Однако считаем, что удобнее заполнять ее в иерархическом порядке: руководитель структурного подразделения, заместители, главные специалисты, ведущие специалисты и т.д.
Число штатных единиц по должностям, профессиям или специальностям указывается в графе 4. Эта графа может содержать как целые числа — 1 (для работников на полной ставке), так и неполные — 0,25, 0,5 и т.д. (для совместителей). Рекомендуем в данной графе отражать не только существующие, но и вакантные должности, ведь принимать новых сотрудников можно только на открытые позиции, указанные в штатном расписании.
Отметим, что количество штатных единиц организаций, финансируемых из различного уровня бюджетов, определяется вышестоящими организациями. Так, нормативы штатной численности:
— персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (кроме тюрем), и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности в процентах от среднегодовой численности содержащихся в них осужденных — утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 922;
— работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек — утверждены Приказом Минкультуры РФ от 01.09.2011 N 906;
— медицинского и другого персонала бригады анестезиологии и реанимации, отделения анестезиологии-реанимации медицинской организации — приведены в приложениях 2 и 5 к Порядку оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2011 N 315н;
— психоневрологического диспансера (диспансерного отделения психиатрической больницы), кабинета участкового врача-психиатра, кабинета активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения — утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 566н .
Некоторые ведомства утверждают методики расчета штатной численности. Например, так поступила Федеральная архивная служба, утвердившая Приказом от 14.01.2004 N 9 соответствующую методику для государственных архивных учреждений.
Некоторые учреждения, определяя как наименования должностей, так и их количество, должны ориентироваться на типовые штатные расписания, утвержденные ведомственными нормативными актами. В частности, приложением 2 к Приказу ФСИН РФ от 23.01.2012 N 24 утверждено типовое штатное расписание уголовно-исполнительной инспекции (содержится за счет сметы уголовно-исполнительной системы), в соответствие с которым территориальные органы ФСИН должны привести штатные расписания подведомственных уголовно-исполнительных инспекций.
В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации (разд. 1 Указаний).
Наиболее часто встречающейся ошибкой при заполнении данной графы является установление вилки окладов, то есть разной заработной платы для сотрудников одной квалификации. Это неверно: каждой должности должен соответствовать только один размер оклада. Исключение составляет лишь ситуация, когда должности находятся в разных структурных подразделениях. Установление же заработной платы в большем размере одному из работников может быть реализовано путем установления ему надбавок или иных доплат (Письмо Роструда от 27.04.2011 N 1111-6-1).
Отметим, что, устанавливая размер оплаты труда, следует учитывать нормативные и ведомственные акты. Например, размеры окладов по профессиям рабочих и должностных окладов по должностям служащих территориальных органов и подведомственных организаций государственной фельдъегерской службы установлены Приказом ГФС РФ от 29.08.2008 N 262.
В графах 6-8 отражаются надбавки, стимулирующие и компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты. То есть если сотрудники выполняют свою работу во вредных условиях труда, одну из этих граф необходимо назвать «Надбавка за работу во вредных условиях труда», а ниже указать конкретный размер этой надбавки.

К сведению. На основании Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» лицам, выполняющим работу в таких условиях по итогам аттестации рабочих мест, гарантировано повышение оплаты труда не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Надбавки в штатном расписании можно устанавливать в рублях, процентах или коэффициентах. В случае изменения размера последних можно поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 «Примечание» сделать ссылку на документ, который регулирует это изменение. Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности «северного» стажа. Поэтому при заполнении штатного расписания в графе «Доплаты» можно поставить прочерк (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате. Это позволит не менять штатное расписание каждый раз при ее изменении.
В графе 9 указывается сумма должностного оклада и надбавок по каждой должности. А графа 10 «Примечание» в большинстве случаев останется пустой, однако есть случаи, когда ее придется заполнить. Это касается работников, у которых нет как такового фиксированного размера оплаты труда, — сдельщиков, повременщиков и др.
Как правильно указать размер почасовой оплаты труда работника в штатном расписании? Условие о ее размере указывается в графе 5 «С тарифной ставкой (окладом) и пр.», в которой отражается почасовая ставка (___ руб./ч). При этом в столбце с примечанием указывается: «Повременная система оплаты труда», — а в графе «Всего в месяц, руб.» следует указать число, которое получается при умножении установленной работодателем ставки (___ руб./ч) на среднемесячное число рабочих часов.
Если у работника сдельная оплата труда, полагаем, что в графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр., руб.» нужно проставить прочерк, а в графе 10 «Примечания» указать «Сдельная оплата труда/Сдельно-премиальная оплата труда» (в зависимости от того, по какой схеме оплаты труда работает сотрудник) и дать ссылку на внутренний документ, регулирующий размер оплаты труда (например, положение об оплате труда или положение об оплате труда и материальном стимулировании).
Внизу таблицы есть строка «Итого». Она заполняется по графе 4 «Количество штатных единиц» и графе 9 «Всего в месяц, руб.». Итоговое число штатных единиц нужно указать в верхней части штатного расписания в строке «Штат в количестве». Итог по графе 9 является фондом оплаты труда в организации и может изменяться в большую (в случае работы в выходные дни или сверхурочно) или меньшую сторону (когда сотрудники находятся на больничном, в отпуске за свой счет и т.д.).
Штатное расписание может состоять из нескольких листов. Лица, подписывающие его, расписываются только на последнем листе в соответствующей строке. При необходимости подписания каждого листа форма дополняется строками для проставления подписи. Данная процедура может применяться и в случае подписания штатного расписания филиала перед его утверждением отдельно от головной организации.

Порядок утверждения и внесения изменений в штатное расписание

По общему правилу штатное расписание утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Об этом говорится в Указаниях. Реквизиты приказа — дата и номер — заносятся в шапку документа в специально предусмотренные для этого строчки. Отметим, что нормативно-правовыми актами может быть установлен особый порядок утверждения штатного расписания. Так, на основании п. 10 Порядка утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС РФ разработанные штатные расписания представляются на утверждение и регистрацию:
— казенными учреждениями (за исключением казенных учреждений центрального подчинения, территориальных подразделений ГПС МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС) — начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— казенными учреждениями центрального подчинения — соответствующему заместителю Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по подчиненности через Организационно-мобилизационный департамент МЧС;
— территориальными подразделениями ГПС МЧС и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС — начальникам главных управлений МЧС по субъектам РФ.
При этом если установлено, что в представленных на утверждение и регистрацию штатных расписаниях введены не предусмотренные штатным перечнем или штатным нормативом должности и профессии, неправильно установлены должностные оклады (тарифные ставки) или выявлены другие недостатки, регистрация штатных расписаний проводится только после устранения указанных нарушений (п. 22 Порядка утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС РФ).
Отметим, что регистрация штатных расписаний производится путем нанесения на них в верхнем правом углу сведений о номере, под которым данное расписание зарегистрировано в журнале учета регистрации штатных расписаний, о штатной численности зарегистрированных должностей и фонде должностных окладов. После регистрации и занесения в журнал учета регистрации штатных расписаний зарегистрированные расписания (первые экземпляры) возвращаются по принадлежности.
Что касается изменений штатного расписания, они также вносятся приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. При внесении изменений может возникнуть вопрос: надо ли согласовывать их с профсоюзным органом? Давайте разберемся. На основании ст. 8 ТК РФ работодатели могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством. Однако в определенных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такового).
Штатное расписание является локальным нормативным актом, в котором отражаются не только структурные подразделения, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, но и размеры окладов (тарифных ставок), доплат и надбавок. А в силу ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок устанавливаются, в том числе, локальными нормативными актами. Поскольку штатное расписание отображает основные положения заключенного в установленном порядке коллективного договора или положения об оплате труда, принятого с учетом мнения представительного органа работников, то при утверждении штатного расписания нет необходимости учитывать мнение профсоюза.
Однако, если коллективным договором или соглашениями предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, то согласование штатного расписания с профсоюзом обязательно (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).
После утверждения штатных расписаний для некоторых учреждений установлена необходимость их регистрации. Регистрация оформляется путем нанесения в верхнем правом углу титульного листа надписи о номере, под которым данное штатное расписание зарегистрировано в журнале учета регистрации штатных расписаний, штатной численности зарегистрированных должностей и фонде должностных окладов (тарифных ставок).
Нужно ли ставить печать учреждения на форме Т-3? Нет, унифицированная форма не предусматривает проставления печати на утвержденном штатном расписании.

Штатное расписание в филиалах

Начнем с того, что филиал не является юридическим лицом, а значит, и не будет работодателем для работников. Поскольку филиалы так же, как отделы, секторы или иные подразделения, являются структурными частями учреждения, составление штатного расписания по частям (отдельно по должностям головной организации и филиалов) неверно, ведь штатным расписанием оформляется структура всей организации.
Однако все же руководителям филиалов может быть предоставлено право утверждения штатного расписания филиала и тогда у них будет свое расписание. Если такое право предоставлено, в графе «Наименование организации» необходимо указать наименование не филиала, а головной организации в соответствии с уставными документами. Наименование филиала будет указано в графе «Структурное подразделение», чем он, по сути, и является. А в локальных нормативных актах рекомендуется прописать процедуру передачи информации (например, путем передачи заверенной копии штатного расписания филиала или выписки из него в головную организацию).

Сроки хранения

Сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других организаций, установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558. Подпунктом «а» п. 71 названного перечня установлено, что штатные расписания организации и изменения к ним хранятся по месту разработки и утверждения постоянно.
Иногда в учреждениях составляются проекты штатных расписаний по структурным подразделениям, которые затем сводятся в одно штатное расписание учреждения. Такие проекты тоже необходимо хранить, но всего пять лет (п. 72 Перечня типовых управленческих архивных документов).
Помимо разработки проектов возможно ведение переписки по вопросам включения той или иной должности в структуру подразделения и пр. Срок хранения такой переписки еще меньше и составляет три года — п. 73 Перечня типовых управленческих архивных документов.

Штатное расписание бюджетного учреждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *