Штатные мероприятия

Содержание

Организационно штатные мероприятия

В данной статье подробно рассказывается про организационно штатные мероприятия, и все что об этом надо знать. В данном тексте описываются организационные мероприятия, затрагивающие военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации, принцип их действия и влияние на Вооружённые Силы Российской Федерации. Дополнительно перечислены обязанности и права военнослужащего и командира, в воинской части которых производятся организационно-штатные мероприятия.

Что такое штатные организационные мероприятия?

Под штатными организационными мероприятиями обычно понимается установленные соответствующими нормативами действия, направленные на совершенствование системы Вооружённых сил страны. Достижение этой цели осуществляется путём реорганизации и (или) ликвидации статуса сотрудника конкретного оборонного учреждения. Изменение числа или названия должностей, рангов и прочего – всё это попадает под такой тип мероприятий. Другими словами, любые метаморфоз, связанные со штатом сотрудников отдельной воинской части попадают под вышеуказанное определение.

Например, добавление подразделения в состав, изменение тарифного разряда военнослужащего состава, увольнение и прочие изменения кадрового реестра.

ОШМ это первый из трёх запланированных этапов Реформы Вооружённых сил России, начавшейся в 2008 году. Окончание этой реформы запланировано на 2020 год.

Первый этап (2008-2011) содержал множественные реформы, такие как:

  • Значительное уменьшение количества военнослужащих
  • Изменения в системе обучения военных
  • Улучшение уровня качества управления

Под уменьшением численности в данной ситуации понимается масштабное сокращение офицеров по всей стране. Так, в промежуток с 2008 по 2011 год офицерский состав ВС РФ уменьшился более чем в два раза и насчитывал примерно 150 000 человек.

Улучшение качества управления коснулось, в первую очередь, четырёхзвенной системы управления. Звенья «Дивизия» и «полк» объединились в звено под названием «бригада».

Также изменения коснулись военных округов, Их количество уменьшилось с 6 до 4. В то же время, ОСК «Север» выделили в самостоятельное формирование. В конце 2013 года в каждом из четырёх округов сформировали по командованию резерва.

К реформам обучения военных можно отнести масштабное расформирование военных образовательных учреждений с последующим формированием 10 обучающих комплексов.

Результаты первого этапа реформ Вооружённых сил:

  • Изменения в системах планирования и подготовки войск, обновление структуры армии.
  • Реорганизованная система военных округов. Как результат — повышение боеспособности и потенциала армии.
  • Изменённый кадровый реестр Вооружённых сил с фиксированным числом – один миллион бойцов.

Прекращение службы в связи с организационными штатными мероприятиями

Значительное уменьшение количества военнослужащих потребовало от законодательных органов оперативного создания единой инструкции на случай ликвидации должности военнослужащего в связи с организационными штатными мероприятиями.

При организации штабных мероприятий в воинской части командующий взводом по отношению к личному составу обязан предпринять одно из нижеперечисленных действий:

  • Оставить подчинённого на службе на срок до полугода.
  • Предложить военнослужащему должность выше либо ниже его текущего ранга. Подобное перемещение возможно лишь с письменного согласия военнослужащего.
  • Перевести военнослужащего на равнозначную службу. Такое действие не требует согласия последнего и подразумевает его перемещение в другую местность, если это необходимо.

Военнослужащий, в свою очередь, имеет право:

    • Согласиться на смену места службы с одновременным повышением или понижением в должности.
    • Не согласиться на переназначение на неравнозначную должность. Под этим термином следует понимать должность, имеющую равное звание и одинаковый оклад, в соответствии с тарифной сеткой. В случае, если планируемая должность не соответствует текущей, такой перевод возможен лишь с письменного согласия военнослужащего, который подаётся в форме рапорта.
    • Изъявить намерение уволиться с военной службы в связи с организационными мероприятиями. По истечении срока в 6 месяцев, военнослужащий имеет право потребовать немедленную отставку по той же причине.

Увольнение по организационно штатным мероприятиям военнослужащих

Согласно статистике, военный чаще всего уходят со службы досрочно в связи с резким ухудшением здоровья или проведением организационно-штатных мероприятий. Именно о том, как проходит увольнение по ОШМ, будет рассказано в нижеизложенном материале.

Сразу стоит отметить, что нормативной базой для такого рода прекращения трудовых отношений выступает Федеральный закон №117 «О воинской обязанности и военной службе».

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Образец рапорта на увольнение по ОШМ

Для правильного написания акта рапорта на увольнение по ОШМ солдат должен ознакомиться с требованиями к составлению данного документа, что являются актуальными в 2018 году. При оформлении рапорта стандартного образца нужно взять во внимание следующие правила:
1. В правом углу сверху нужно указать полное имя заявителя и руководителя, которому адресован рапорт. Также необходимо указать должность и название подразделения.
2. По центру бланка заявления необходимо написать слово «РАПОРТ».
3. Текст рапорта должен содержать просьбу о расторжении контракта, причину увольнения, а также нормативную базу для отставки.
4. Также нужно указать адрес отдела военного комиссариата, куда должно направляться дело военнослужащего для ведения учета.
5. В нижнем правом углу указывается дата составления рапорта, а также подпись его автора.

В том случае, когда причиной увольнения стало ухудшение здоровья военнослужащего, в рапорте нужно указать о его волеизъявлении пройти медицинскую комиссию. Если военный не желает это делать, то он должен указать уважительную причину.

Важно! Когда к самому рапорту прилагается еще дополнительная документация (к примеру, справка о прохождении медосмотра, номер участника НИС и т.д.), то об этом также нужно обязательно указать в его содержании.

Порядок увольнения по ОШМ

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ выглядит следующим образом:

  1. Для начала в военную часть поступают служебный документ, в котором сообщается о проведении организационно-штатных мероприятий.
  2. Далее определяется дата сокращения военного, которому также предъявляют Лист беседы (при увольнении по ОШМ лист беседы заполняется командиром военной части).
  3. Пока не наступила дата расторжения контракта, кадровики готовят всю необходимую документацию, а командир в/ч занимается подготовкой нового приказа об увольнении.
  4. Если военнослужащий не настаивает на увольнении из рядов Военных Сил Российской Федерации, то ему могут предложить другую должность (главным условием является совпадение ВУС). Когда в другой воинской части есть такая же должность, то военного могут перевести без его согласия на основе соответствующего приказа (примечательно, что подавать рапорт в таком случае самому военнослужащему не требуется).
  5. Если военному не нашли альтернативную должность и не перевели в другую воинскую часть в течение шести месяцев, то его увольняют.

» alt=»Увольнение по ОШМ: образец рапорта, выплаты, право на ипотеку»>

Выплаты в случае увольнения по ОШМ

Чтобы понять, что положено и сколько положено военнослужащему при увольнении по ОШМ, необходимо ознакомиться с Федеральным законом «О статусе российских военнослужащих». В частности, увольняемый имеет право на следующие выплаты:

  1. Одноразовое пособие. То, какие выплаты получает солдат, зависит от длительности его воинской службы. Если срок службы превышает двадцать лет, то тогда военному выплачивается семь окладов. В противном случае размер пособия составляет 2 оклада.
  2. Жилье и субсидирование. Согласно действующему законодательству, военный, который пребывал на службе более десяти лет, не может увольняться в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, если государство не обеспечит его жильем или не предоставит финансовую помощью для его покупки.
  3. Оплата аренды. Если государство не предоставило военнослужащему жилье, то после увольнения по ОШМ ему положены ежемесячные выплаты для аренды квартиры (в Москве и СПБ она составляет 15 тысяч рублей, тогда как в остальных городах России она составляет 3,6 тысячи рублей).
  4. Дополнительные начисления. Если время службы в ВС РФ увольняемого превышает 20 лет, но он еще не достиг пенсионного возраста, то он может также рассчитывать на положенные выплаты в размере одного оклада по званию в течение 12 месяцев с момента расторжения контракта. То, сколько положено окладов, опять-таки зависит от стажа и должности.

Что касается дополнительных льгот, то гражданам, которые были уволены с военной службы в 2018 году после 25 лет службы, а также члены их семьи получают дополнительные права на трудоустройство и социальные льготы.

Порядок увольнения из рядов ВС РФ по ОШМ. Какие выплаты положены при сокращении?

Одной из уважительных причин, по которой могут уволить военнослужащего, является проведение организационно-штатных мероприятий.

Мнение эксперта Антонов Виктор Сергеевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

Что это такое и кто может быть уволен по такому основанию? Как будет выглядеть порядок действий? Какие выплаты получит военнослужащий? Во всех этих вопросах поможет разобраться настоящая статья.

Организационно-штатные мероприятия: что это такое?

Они реализуются посредством реорганизационных и ликвидационных процессов. По итогу данной процедуры может быть изменено количество отдельных:

Такое явление периодически происходит как в обычных организациях, где работают гражданские люди, так и в местах военной службы, где осуществляют трудовую деятельность военнослужащие. В последнем случае реализация таких мероприятий регламентируется Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Им утверждено Положение о порядке прохождения военной службы.

Так, при проведении ОШМ на военной службе могут произойти следующие изменения:

  • расформирование, переформирование, переименование, переподчинение и иные действия, совершаемые в отношении постоянного штата военнослужащих;
  • изменение состава, а также численности штата в Вооруженных силах РФ;
  • переименование должностей и специальностей военнослужащих, а также иные виды организационно-штатных мероприятий.

Кроме того, понижение или повышение в занимаемой должности может быть осуществлено только с согласия лица, в отношении которого планируются подобные изменения.

Кто может быть уволен из рядов ВС РФ по причине оргштатных мероприятий?

В соответствии с подп. «а» пп. 2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», в результате проведения ОШМ может быть уволен военнослужащий, осуществляющий свою деятельность на основании контракта. Это могут быть:

  • сержанты, старшины и т. д.;
  • прапорщики и мичманы;
  • офицеры (младшие, старшие или высшие).

Как правильно уволиться с военной службы подобным образом: порядок процедуры

В общем виде процедура увольнения в результате организационно-штатных мероприятий будет выглядеть следующим образом:

  1. Первым делом руководство конкретного учреждения, в котором планируется проведение реорганизационных или ликвидационных процессов, издает соответствующий приказ об осуществлении ОШМ.
  2. Далее всех сотрудников знакомят с данным документом, и тем лицам, должности которых подлежат сокращению, переформированию и иным изменениям, может быть предложено занять низшее или более высшее место (если перевести их на равную должность невозможно).
  3. Если военнослужащий не согласен перейти на другое место, то он должен заявить о своем желании уволиться. В данном случае с ним предварительно проводится индивидуальная беседа. Как правило, организует ее командир воинской части. Результаты разговора официально фиксируются в специальной форме, которая носит название «лист беседы» (приложение № 9 к приказу Министра обороны РФ от 30.10.2015 № 660).

При увольнении военнослужащего важным условием является проведение полного расчета до того момента, как его исключат из личного состава. Если данное требование не будет соблюдено, то уволенный сможет обжаловать вынесенный приказ. Об этом написано в пп. 16 ст. 34 Положения, утв. Указом Президента РФ № 1237.

В целом же при проведении мероприятий по оргштату основаниями для увольнения могут быть (подп. «а» пп. 4 ст. 34):

  • сокращение занимаемой должности при условии, что военнослужащий не может быть назначен на аналогичное место и при этом не желает переходить на низшую или высшую должность;
  • истечение предельного периода времени, в течение которого лицо может находиться в распоряжении командира;
  • признание военно-врачебной комиссией не годным к службе на конкретной должности, при условии, что переходить на другие места военнослужащий не желает;
  • уменьшение количества должностей, относящихся к одной военно-учетной специальности, либо их замещение одним составом;
  • отсутствие возможности устроиться на прежнюю должность, которую занимало конкретное лицо до того, как на него возбудили уголовное дело (если был признан невиновным и дело закрыли).

Как написать рапорт?

В целом этот документ схож с заявлением, которое подается гражданскими людьми при увольнении с работы по собственному желанию.

Составляется он в письменной форме на бумаге формата А4. Может быть написан от руки или же набран на компьютере. В содержание стоит включить следующие основные разделы:

  1. «Шапку» документа – тут указывается Ф. И. О. должностного лица, которое уполномочено принимать такие решения, название учреждения, в котором проходит военная служба и полное имя военнослужащего.
  2. Название – обычно указывается одно слово: «Рапорт».
  3. Содержательная часть – тут последовательно излагаются следующие сведения:
  • просьба о ходатайстве перед вышестоящим начальством об увольнении по собственному желанию;
  • причина ухода (в данном случае это будет проведение организационно-штатных мероприятий);
  • сообщение об обеспеченности/отсутствии жилья;
  • отметка о прохождении или отказе от процедуры медосвидетельствования;
  • место, куда должно быть направлено личное дело для постановки на воинский учет.
  • В конце документа указываются список приложений, должность военнослужащего, воинское звание и подпись.
    • Скачать бланк рапорта на увольнение по ОШМ
    • Скачать образец рапорта на увольнение по ОШМ

    Какие выплаты положены при сокращении из армии?

    Как и в трудовом законодательстве, при сокращении по причине проведения организационно-штатных мероприятий военнослужащему положен целый список гарантий и компенсаций. К основным из них можно отнести:

      Единовременное пособие (пп. 3 ст. 3 ФЗ РФ «О денежном довольствии …») – его размер зависит от выслуги лет. Если военнослужащий проработал по контракту менее 20 лет, то ему выплатят 2 оклада, если же он прослужил 20 лет и больше, то сумма возрастет до 7 окладов.

    При увольнении военнослужащий должен получить денежное довольствие, начисленное за весь период до дня исключения из личного состава.

    Помимо вышеперечисленного, военнослужащим, увольняемым по причине ОШМ, также положены и иные виды гарантий и компенсаций.
    Сюда относится:

    • обеспечение жильем;
    • разрешение на ношение военной формы;
    • получение дополнительного отпуска;
    • продолжительность которого составляет 30 суток и др.

    Таким образом, основными причинами увольнения военнослужащих из-за проведения организационно-штатных мероприятий являются:

    • сокращение;
    • переформирование;
    • замещение штата и иные действия, в результате которых изменяется организационная структура учреждения.

    Мнение эксперта Антонов Виктор Сергеевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

    При этом, если есть свободные места, то лицо должно быть переведено на аналогичную должность или же поставлено на более низший/высший пост (в последних двух случаях обязательно согласие военнослужащего).

    Порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ) военнослужащих и гражданского персонала

    Увольнение военнослужащего по ОШМ — тема, имеющая массу нюансов. В каком порядке и при каких условиях увольнение по ОШМ будет законным, есть ли разница для гражданского персонала, трудоустроенного в воинских подразделениях, какие выплаты должны быть осуществлены по закону?

    В каких случаях могут уволить по организационно-штатным мероприятиям?

    Организационно-штатные мероприятия (далее — ОШМ) — собирательное понятие, никак не расшифрованное в законодательных актах.

    Ссылаясь на ОШМ, могут уволить при таких обстоятельствах:

    • сокращении штатов, причем при отсутствии возможности предоставить другую работу с равной должностью и отказе военнослужащего занять низшую ступеньку;
    • реорганизации, оптимизации, изменении структуры воинского подразделения, предполагающей изменение штата;
    • переименовании должностей по причине изменения номенклатуры в перечнях;
    • выходе на пенсию;
    • признании врачебной комиссией военнослужащего негодным полностью или частично к исполнению прежних обязанностей, но не согласившегося на иную должность;
    • окончании срока контракта и пр.

    Выходит, что контрактник в ряде случаев может быть уволен без учета его мнения и желания, а контракт должен будет расторгаться. Планирующий отслужить полный срок, позволяющий оформить пенсию, военнослужащий вынужден круто менять свои жизненные планы.

    Увольнение по ОШМ регламентируется такими законодательными актами:

    • Законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О воинской обязанности и военной службе»;
    • Законом от 03.08.2018 № 306-ФЗ, внесшем коррективы в законы о пенсионном и социальном страховании;
    • ТК РФ;
    • Постановлением Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»;
    • Законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
    • Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

    Если все же увольнения избежать не удастся, то важно, чтобы были соблюдены все законные права военнослужащего.

    Защита прав работников

    Помощник при решении спорных юридических вопросов в случае увольнения сотрудника.

    Какие льготы положены военнослужащему при увольнении по ОШМ

    ОШМ – это организационно-штатные мероприятия, являющиеся основанием для увольнения контрактников. Сократить служащих может только командир подразделения. В результате чего возникает вопрос, какие положены льготы при увольнении по ОШМ военнослужащим и на что стоит обращать внимание, мы расскажем в данной статье.

    Автор статьи Антонов Виктор Сергеевич Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права. Следующая КонтрактУвольнение в запас военнослужащих срочной службы по предельному возрасту Отличная статья 0

    Раздел 1. Основные понятия, используемые в организационно-штатной работе

    Раздел 1. Основные понятия, используемые в организационно-штатной работе

    Организационно-штатная работа — разработка, утверждение и ведение штатных расписаний таможенных органов, создание и сопровождение базы данных по штатной и списочной численности таможенных органов и обеспечение соблюдения установленных нормативов их штатной численности, разработка и утверждение перечней должностей сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенных органов, установление и соблюдение порядка проведения организационно-штатных мероприятий.

    Организационно-штатные мероприятия — один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование кадрового потенциала и средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач. Это — совокупность мероприятий по созданию, ликвидации, реорганизации, изменению места нахождения (другая местность) таможенного органа, введению новой структуры и штатного расписания таможенного органа, по изменению штатной численности таможенного органа, изменению наименований подразделений таможенного органа.

    Штатное расписание (приложение 1 к Положению) — утвержденный приказом таможенного органа правовой документ, являющийся первичной формой учета кадров в таможенных органах, отражающий структуру таможенного органа, содержащий перечень должностей с соответствующими им специальными званиями и классными чинами (квалификационными разрядами), количество штатных единиц, должностные оклады, оклады по специальным званиям и классным чинам (надбавки за квалификационные разряды), а также другие дополнительные сведения (в соответствии с приказами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела) и дающий право руководителю на укомплектование таможенного органа должностными лицами и работниками в соответствии с квалификационными требованиями.

    Штат (приложение 2 к Положению) — форма штатного расписания, являющаяся основой для его формирования, посредством которой в общей базе штатов таможенных органов, ведущейся в организационно-штатном отделе Управления кадров ФТС России, а также в базе штатов таможенных органов, ведущейся в региональных таможенных управлениях, учитываются согласно установленному порядку изменения в штатных расписаниях, внесенные приказами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, таможенных органов в соответствии с их полномочиями.

    Ведение штатного расписания — своевременное внесение в штатное расписание изменений на основании приказов федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, и таможенного органа в соответствии с нормативами и порядком, установленными Положением, а также обеспечение его сохранности.

    Сокращение штата таможенного органа — уменьшение штатной численности структурных подразделений или отдельных должностей с целью дальнейшего их перераспределения.

    Подразделение — структурный элемент таможенного органа, выделенный организационно в его штатном расписании (главное управление, управление ФТС России, служба, отдел, отделение), имеющий наименование, руководителя, установленное количество штатных единиц в соответствии с нормативами штатной численности (приложение 3 к Положению).

    Отдельная должность — выделенная структурно должность по определенному направлению деятельности, по которому в структуре таможенного органа отсутствует соответствующее подразделение.

    Отделение — первичное по своему статусу подразделение, в составе которого имеется не менее двух штатных единиц и которое создано для решения одной или нескольких задач, возложенных на таможенный орган.

    Отдел — основное подразделение таможенного органа, в составе которого имеется не менее пяти штатных единиц и которое создано для выполнения задач в соответствии с положением о данном отделе.

    Самостоятельное отделение — отделение, структурно не входящее в состав отдела.

    Служба — подразделение, в составе которого имеется не менее двух подразделений (как правило, отделов) и которое создано для выполнения комплекса задач в соответствии с положением о данной службе.

    Организационно-штатная структура таможенного органа — оформленный в виде таблицы перечень подразделений и отдельных должностей, сгруппированных согласно установленному порядку в определенной последовательности и согласно функциям с указанием штатной численности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников и общей штатной численности таможенного органа.

    Штатная численность — количество штатных единиц, установленное штатным расписанием. Штатная численность таможенного органа (подразделения) определяется исходя из объема задач, возложенных на таможенный орган (подразделение).

    Списочная численность — количество сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенного органа, назначенных на соответствующие должности, указанные в штатном расписании.

    Разница между штатной и списочной численностью означает недоукомплектованность (наличие вакантных должностей) таможенного органа (структурного подразделения).

    Организационно-штатная дисциплина — установленный законодательством Российской Федерации, Положением и правовыми актами ФТС России порядок представления информации по организационно-штатным и другим кадровым вопросам, по вопросам формирования и ведения штатов и штатных расписаний, назначения лиц на должности в таможенных органах, их учета и использования согласно должностной инструкции.

    Создание таможенного органа — комплекс мероприятий организационного характера, проводимых на основании правовых актов по решению федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации, и позволяющих установить относительно создаваемого таможенного органа:

    — цели создания;

    — задачи и функции;

    — статус, специализацию, категорию;

    — наименование и место нахождения;

    — сроки проведения мероприятий;

    — код;

    — штатную численность и источники ее формирования;

    — структуру и штатное расписание;

    — порядок укомплектования кадрами;

    — объемы финансирования и материально-технического обеспечения;

    — необходимые поручения соответствующим таможенным органам (структурным подразделениям ФТС России);

    — ответственных лиц, контролирующих исполнение указанных мероприятий.

    Учетная документация — документация по ведению учета штатной численности, в которую входят штаты и штатные расписания таможенных органов, а также документы других видов, предусмотренные приказами и распоряжениями ФТС России.

    Отчетная документация — разработанные и утвержденные в соответствии с требованиями приказов и распоряжений ФТС России документы по организационно-штатным и кадровым вопросам, представляемые в вышестоящий таможенный орган.

    Справочно-аналитическая информация — информация, которая собирается и систематизируется с целью анализа или обобщения данных. Ее содержание может быть определено распоряжениями федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, или письмами РТУ.

    Одной из уважительных причин, по которой могут уволить военнослужащего, является проведение организационно-штатных мероприятий.

    Что это такое и кто может быть уволен по такому основанию? Как будет выглядеть порядок действий? Какие выплаты получит военнослужащий? Во всех этих вопросах поможет разобраться настоящая статья.

    Основание жалобы

    Работодатель намеревался снизить оклад работнику из-за падения продаж. Сотрудник отказался работать в новых условиях, за что был уволен. Сочтя это незаконным, работник потребовал восстановления на работе, взыскания невыплаченной заработной платы, заработной платы за время вынужденного прогула, компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда. Апелляционный суд эти требования поддержал. Компания подала кассационную жалобу.

    Позиция заявителя

    Работодатель не выплатил заработную плату в виде премии за три года, недоплатил зарплату за текущий год в связи с незаконным отстранением от работы за период простоя. Действия работодателя незаконны, нарушают трудовые права и причиняют моральный вред. Функции по должности были перераспределены между другими сотрудниками. Это свидетельствует о фактическом сокращении, а не изменении условий труда.

    Позиция работодателя

    В компании поменялись организационные условия труда и объявлен простой в связи с уменьшением объема работы из-за снижения спроса на оказываемые услуги и продажу продукции. Принято решение о снижении заработной платы по должности заявителя и внесении изменения в штатное расписание. Заявитель в установленный срок к исполнению новых должностных обязанностей не приступил. Трудовые отношения между сторонами прекращены по пункту 7 чсасти 1 статьи 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора).

    Суд решил

    Кассационное определение Московского городского суда от 21 марта 2018 г.
    № 4г/2-17263/17

    Суд кассационной инстанции отказал обществу в передаче дела на дальнейшее рассмотрение в судебном заседании Президиума Московского городского суда.

    Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК РФ) является основанием прекращения трудового договора. Если по причинам, связанным с изменением, в том числе организационных условий труда (структурная реорганизация производства), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

    О предстоящих изменениях трудового договора и о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии.

    При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ.

    Однако работодатель обязан представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений в технике и технологии производства, совершенствовании рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства. Если таких доказательств нет, прекращение трудового договора по указанному основанию не может быть признано законным.

    В данном случае таких доказательств нет. Документально ответчиком подтверждены лишь изменения в штатном расписании. Само же по себе внесение изменений в штатное расписание не означает проведение работодателем мероприятий по изменению организационных или технологических условий труда.

    Общество осуществляет предпринимательскую деятельность. В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, общество, бизнес которого подвергся финансовым убыткам, бремя неблагоприятных последствий должно нести само, не перекладывая его на работника путем значительного уменьшения его должностного оклада.

    Кроме того, перераспределение обязанностей по штатной единице заявителя между другими сотрудниками ответчика с одновременным внесением изменений в штатное расписание, по своей сути, свидетельствует о сокращении штатной единицы, а не об изменении существенных условий трудового договора при сохранении должности в штатном расписании. Основание увольнения по сокращению численности или штата работников организации предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, в связи с чем в данном случае не имелось оснований для применения положений статьи 74 ТК РФ и для прекращения с истцом трудовых отношений на основании пункта 7 части 1 статьи 77 ТК РФ.

    Таким образом, требования заявителя о восстановлении на работе в ранее занимаемой должности и, как следствие, взыскании заработка за период вынужденного прогула должны быть удовлетворены.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

    Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
    Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
    Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

    Подключить бератор

    Штатные мероприятия

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *