Сколько длится налоговая проверка выездная?

СРОКИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены две формы налоговых проверок — камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проверки являются основной формой налогового контроля — они проводятся каждый раз при поступлении от налогоплательщика деклараций или других документов, на основании которых происходит исчисление и уплата налогов, без специального решения руководителя налогового органа.

Выездные налоговые проверки проводятся исключительно по решению руководителя налогового органа, и в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за один и тот же период времени может проводиться только одна выездная проверка (исключением являются повторные проверки при реорганизации/ликвидации предприятия или при осуществлении контроля деятельности налогового органа). Согласно п.2.5 Единых требований к формированию информационного ресурса «Выездные налоговые проверки» (утв. приказом МНС РФ от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/627@) налогоплательщик включается в план проведения выездных налоговых проверок, если выполняется хотя бы одно из условий:

— налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных,

— есть поручение правоохранительного органа,

— есть поручение вышестоящего налогового органа,

— организация представляет «нулевые балансы»,

— организация не представляет налоговую отчетность,

— необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа,

— налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности,

— налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности по отраслевому принципу,

— налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений,

— организация ликвидируется.

Для налоговых проверок законодательством установлено общее правило: налоговой проверкой охватываются только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Отметим, что налоговый орган вправе также исследовать документы более ранних периодов, если они имеют непосредственное отношение к проверяемому интервалу времени деятельности налогоплательщика.

По общему правилу камеральная налоговая проверка должна проводиться в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или других документов. Однако, как было отмечено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71, проведение камеральной налоговой проверки с нарушением указанных выше сроков само по себе не является препятствием для выявления налоговым органом фактов неуплаты налогов и принятия мер по их взысканию.

Срок проведения выездной налоговой проверки, за некоторым исключением, должен составлять не более двух месяцев. Согласно статье 89 Налогового кодекса РФ в этот срок включается время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Если по решению руководителя налогового органа выездная налоговая проверка приостанавливается на определенный период, то этот период в срок проведения проверки не включается.

Право налогового органа на приостановление выездной налоговой проверки Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Соответствующие положения содержатся в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 г. N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Как следует из материалов судебной практики (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.03 г. N Ф04/2800-937/А45-2003, Постановление ФАС СКО от 22.09.03 г. N Ф08-3301/2003-1370А, Постановление ФАС ВВО от 6.06.03 г. N А29-8408/02А), федеральные арбитражные суды округов признают, что положения данной Инструкции полностью соответствуют требованиям Налогового кодекса РФ.

Приостановление выездной налоговой проверки может быть обусловлено необходимостью проведения встречной налоговой проверки, непредставлением налогоплательщиком необходимых документов и т.п. Согласно указанной выше Инструкции в случае, когда по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка была приостановлена, в акте выездной налоговой проверки приводится дата и номер соответствующего решения, а также период, на который проверка приостанавливалась.

В ходе проведения выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа могут изымать подлинные документы налогоплательщика. Изъятие подлинных документов происходит в случаях, когда для проведения проверки недостаточно выемки только копий документов и есть достаточные основания считать, что подлинники будут заменены или скрыты. В случае изъятия подлинных документов они должны быть возвращены лицу, у которого документы изымались, в течение пяти дней с момента изъятия.

Продолжительность проведения выездной налоговой проверки в исключительных случаях может быть увеличена до трех месяцев. К таким случаям, в частности, относятся: большой объем бухгалтерской документации налогоплательщика; необходимость направления запросов в другие организации, располагающие информацией о налогоплательщике; пожар, затопление или другие стихийные бедствия на территории налогоплательщика и т.д.

При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. В соответствии с Письмом МНС РФ от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369 проверка филиала (представительства), проводимая в рамках комплексной выездной налоговой проверки, не может быть начата ранее начала проведения проверки головной организации. Также не допускается проведение мероприятий проверки в отношении филиалов (представительств) после даты окончания комплексной налоговой проверки организации-налогоплательщика.

Датой окончания выездной налоговой проверки является дата составления справки о проведенной проверке. Согласно Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 г. N 60 непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки, а также даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется акт выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки должен быть передан для рассмотрения и подписания налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, выводами или предложениями проверяющих, изложенными в акте проверки, налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту и/или объяснения мотивов отказа подписать акт. При этом налогоплательщик вправе приложить к возражению (объяснению) заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность его возражений.

По истечении указанного выше двухнедельного срока руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен в течение 14 дней рассмотреть акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения данных материалов и при наличии фактов налоговых правонарушений выносится одно из следующих решений:

  • решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Необходимо отметить, что решение о проведении дополнительных мероприятий не является окончательным. Оно принимается в том случае, когда руководитель налогового органа (или его заместитель) не считает материалы проверки с учетом возражений налогоплательщика достаточным основанием для принятия одного из двух других перечисленных выше решений. После проведения дополнительных мероприятий окончательным решением в любом случае будет либо решение о привлечении к ответственности, либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает какие-либо специальные сроки для проведения дополнительных мероприятий. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы не могут по истечении 6 месяцев со дня составления акта проверки обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании суммы штрафа. Данный срок является пресекательным. Поэтому в случае, когда дополнительные мероприятия проводятся за пределами данного срока, требования налоговых органов о взыскании налоговых санкций судом удовлетворены не будут.

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Каков порядок проведения выездной налоговой инспекции и сколько она может длиться?

Для организаций выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения решения о ее проведении. Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, при этом документ должен содержать обязательные сведения:

полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;

периоды, за которые она проводится;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. При этом отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, поскольку его могут послать по почте заказным письмом и на шестой день оно будет считаться полученным. А вот своими действиями вы можете лишь спровоцировать инспекторов на предвзятое отношение, что может потом, как говорится, «встать боком».

Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Чаще всего в решении указывают следующую формулировку: «по всем налогам и сборам». Такая формулировка не является процессуальным нарушением, поскольку у проверяющих нет обязанности указывать конкретные налоги, при этом состав налогов может меняться в ходе проверки. Кроме того, при открытии проверки руководитель группы контролеров утверждает программу проверки у начальника инспекции, куда обычно включаются все налоги, в том числе и спецрежимные.

По общему правилу проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение. Другими словами, если вы получили решение в июне 2012 года, то проверить налоговики могут максимум 2009 год. Но есть и небольшое исключение. Если компания представит уточненную декларацию во время выездной проверки, то инспекторы проверят тот период, за который она была представлена, несмотря на трехлетнее ограничение (письмо ФНС России от 3 сентября 2010 г. № АС-37-2/10613@).

Еще нужно отметить, что нельзя проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, нельзя проводить в отношении одного налогоплательщика две и более проверки в течение календарного года. Исключение составляют лишь повторные выездные проверки, решение о проведении которых принимается вышестоящим налоговым органом. Также нужно учитывать, что при определении количества проверок не учитываются те, которые прошли в филиалах и представительствах компании.

Срок проведения выездной налоговой проверки не может составлять более двух месяцев. Но это вовсе не означает, что ровно через два месяца после вынесения решения о проверки инспекторы соберут вещи и уйдут. У контролеров есть несколько законных способов продлить проверку, и затянуться она может более чем на полгода.

Двухмесячный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях и до шести. Нужно иметь в виду, что при продлении срок не складывается (два месяца плюс четыре), а учитывается в том числе. То есть если принято решение о продлении до четырех месяцев, то проверка составит именно четыре месяца, а не шесть.

Основаниями для продления сроков могут являться:

проведение проверок компаний, отнесенных к категории крупнейших;

получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;

проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более подразделения до четырех месяцев; менее 4 – до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества); 10 и более подразделений – до шести месяцев);

непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).

Для продления срока проверки налоговики направляют в вышестоящий орган мотивированный запрос. На его основании выносится соответствующее решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/ 281@.

Выездная налоговая проверка заканчивается в день подписания справки о проведенной проверке.

Сроки налоговых проверок

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что представляет собой налоговая проверка
  • Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки
  • Сколько длится камеральная налоговая проверка
  • Как подготовиться к налоговой проверке

Налоговая инспекция проверяет практически каждую коммерческую организацию. Некоторым компаниям и индивидуальным предпринимателям удается избежать выездных проверок, в ходе которых инспекторы лично осматривают имущество, изучают документы и т. д. Но с камеральными проверками сталкиваются абсолютно все предприятия. В нашей статье мы расскажем, каковы сроки налоговых проверок и на основании чего они определяются.

Что представляет собой налоговая проверка

В мире нет государств, которые бы не взимали с населения налогов. Благодаря фискальным сборам формируется бюджет страны, который необходим для выполнения государством своих функций. Органом контроля за начислением и своевременной уплатой налогов в России является Федеральная налоговая служба. Проверки помогают ей выявлять недобросовестных налогоплательщиков и заставлять уплачивать все взносы. Государственный бюджет от этого только выигрывает.

Итак, каков же порядок и сроки проведения налоговых проверок?

Чтобы ФНС могла осуществлять контроль, все предприниматели, юридические и физические лица должны быть зарегистрированы в территориальном отделении инспекции по месту их деятельности. Сведения обо всех предприятиях заносятся в государственные реестры.

Налоговые проверки проводят инспекторы ФНС, это входит в их должностные обязанности. Налоговики имеют право требовать предоставления им необходимой документации (деклараций, балансовых ведомостей, платежных документов, расчетов по налогам). Проверяющие сопоставляют задекларированные сведения с данными из других предоставленных налогоплательщиком бумаг.

Существует два типа проверок – камеральные и выездные.

Проведение камеральной проверки

Камеральные проверки налоговые инспекторы проводят на своем рабочем месте. Они анализируют документы, которые отправляет им организация в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ – декларации по налогам и др. Как только отчетные документы поступают в ФНС, их сразу проверяют на достоверность данных и правильность расчетов. Если декларации заполнены с ошибками либо неправильно обоснованы налоговые льготы, то ФНС доначисляет компании недостающую сумму.

Что проверяют в ходе камерального аудита:

  • все ли бумаги предоставил налогоплательщик, были ли соблюдены сроки их подачи;
  • правильно ли оформлена документация;
  • верно ли рассчитаны налоги;
  • имеются ли документы, подтверждающие право на льготы по налогам;
  • верно ли рассчитана налогооблагаемая база.

В случае выявления ошибок или недостоверных данных проверяющие уведомляют об этом проверяемого. Ситуацию разъясняют, приглашая представителя организации в ФНС. Возможно привлечение для этого нужного специалиста. Если выявляется нарушение, то формируется акт проверки.

Проведение выездной проверки

Выездные контрольные мероприятия проводятся инспекторами ФНС на территории налогоплательщика. Проверяющие просматривают всю первичную бухгалтерскую и налоговую документацию в оригинале, регистры бухгалтерского учета, отчетные документы, договоры и другие бумаги.

Если предприятие не может выделить помещение для выездной проверки, то допускается ее проведение в территориальном отделении налоговой службы. В таком случае налогоплательщик должен привезти в ФНС всю запрошенную проверяющим оригинальную документацию, имеющую отношение к проверяемому периоду.

Назначением выездных проверок занимается руководитель налоговой инспекции либо его заместитель. Они составляют документ, содержание которого должно быть следующим:

  • наименование налогоплательщика, деятельность которого необходимо проверить;
  • список подвергаемых анализу налоговых взносов;
  • продолжительность функционирования организации;
  • данные о проверяющих (должность и Ф. И. О.).

Цель выездных налоговых проверочных мероприятий – убедиться, что налоги рассчитываются верно и уплачиваются в срок. Поскольку при этом изучаются первичные документы только в оригинале, объем работы гораздо больше, чем при камеральной проверке.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Многие субъекты налогообложения задаются вопросом: каков срок выездной налоговой проверки? Ее проведение не может затягиваться до бесконечности. В соответствии с установленными правилами проверяющие должны укладываться в 2 месяца. В некоторых случаях возможно увеличение этого срока до 4 месяцев, а при наличии определенных обстоятельств даже до полугода.

Срок выездной проверки филиалов и представительств инспектируемой организации не должен превышать 1 месяца.

Увеличить срок проверки налоговой инспекцией документации можно только при наличии тех или иных оснований. Они определены в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Перечислим некоторые из них: налогоплательщиком является очень крупная организация, либо он имеет несколько самостоятельных филиалов; в ходе выездной проверки от правоохранительных, контролирующих органов или из других источников поступили сведения о том, что предприятие нарушает налоговое законодательство. Такую информацию проверяют дополнительно. Список оснований для увеличения срока проверки является открытым.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • Как выбрать систему налогообложения, чтобы сэкономить на платежах
  • Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
  • Как создать электронную подпись быстро и без проблем

Срок выездной инспекции – это период с момента, когда она была назначена, до дня оформления справки о проведенном мероприятии.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ инспекция вправе приостанавливать выездные проверочные действия. Решение об этом принимает руководитель территориального отделения ФНС либо его заместитель. Какие могут быть основания для приостановки:

  • необходимо запросить бумаги (данные) у контрагентов проверяемой организации;
  • требуется получить сведения от государственных органов других стран в рамках международных договоров РФ;
  • нужно провести экспертизу;
  • необходимо перевести документы, которые были предоставлены на иностранном языке.

Допускается неоднократное приостановление выездных налоговых проверок, но есть ограничение по общему сроку приостановок – он не должен быть больше полугода. При наличии исключительных обстоятельств (к примеру, когда мероприятия приостанавливаются для получения сведений от государственных органов других стран) возможно продление общего срока приостановок до трех месяцев.

Когда аудит приостановлен, проверяющие инспекторы не вправе требовать у налогоплательщика предоставить какие-либо бумаги. Кроме того, обязателен возврат всех оригинальных документов и прекращение проверочной деятельности на территории подконтрольного предприятия.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Когда осуществляется камеральная налоговая проверка? Срок ее проведения – 3 месяца после сдачи отчетных документов. Любая отчетность имеет крайний срок сдачи. Если он нарушается более чем на 10 дней, то ФНС блокирует счета налогоплательщика в банке.

Камеральная проверка необязательно должна длиться три месяца. Допускается более быстрое ее проведение. А при наличии сомнений в правильности ведения отчетности и необходимости собрать дополнительные сведения возможно продление сроков налоговой проверки на месяц.

Поговорим немного о том, как оформляются результаты. Если нареканий к организации нет, то контрольные мероприятия завершают, причем налогоплательщика об этом не уведомляют (сообщают только о возмещении НДС). Если же выявлены нарушения, то запускается следующая процедура:

  • Составляется акт налоговой проверки. Срок – 10 рабочих дней (ст. 100 Налогового кодекса РФ).
  • Акт передается в компанию в течение 5 рабочих дней.
  • Если компания признает выявленные нарушения, то она подает пояснения или переделывает отчетные документы.
  • Если налогоплательщик не согласен с замечаниями, то он подает возражение на акт. Единой формы для этого документа нет, он составляется свободно.
  • ФНС рассматривает полученные возражения в течение 10 рабочих дней. Руководитель по итогам рассмотрения решает, присутствуют ли нарушения на самом деле и нужно ли привлекать организацию к ответственности. При необходимости сбора дополнительных сведений возможно продление срока проверки.

Безусловно, каждому налогоплательщику интересно, каков срок перечисления денег после завершения камеральной проверки. Когда будет возвращен налоговый вычет, зависит от того, как долго длился анализ отчетных документов. ФНС может провести проверочные действия быстро, а может закончить их ближе к концу отпущенного срока – через три месяца. В таком случае компания получит вычет через 4 месяца после сдачи отчетности (на перечисление средств отводится 30 дней).

Ограничения по выездным и камеральным налоговым проверкам

В Налоговом кодексе РФ содержатся ограничения для инспекций по проведению выездных проверок. Всего таких ограничений шесть:

1. По месту проведения: контрольные мероприятия должны проходить на территории проверяемой организации (в принадлежащем ей помещении). Если она не может обеспечить место для работы инспекторов, то допускается проведение выездных проверочных действий непосредственно в территориальном отделении ФНС.

2. По количеству процедур:

  • проведение двух и более выездных проверок по одним и тем же налоговым взносам за один и тот же период не допускается;
  • проведение двух выездных проверок в отношении одной организации в течение календарного года не допускается, только если не принято соответствующее решение о необходимости анализа деятельности налогоплательщика сверх этого ограничения.

3. По проверяемому периоду: в ходе инспекции возможен анализ документов не более чем за три календарных года, предшествующих году вынесения решения о контрольной процедуре.

4. По самостоятельной проверке филиалов и представительств:

  • проведение двух и более выездных инспекций в отношении филиала или представительства компании по одним и тем же фискальным платежам за один и тот же период неправомерно;
  • проведение ФНС более двух выездных проверок в отношении одного филиала или представительства организации в течение одного календарного года не допускается.

5. По срокам инспекции: длительность его не должна превышать 2 месяцев. Возможно продление срока проверки налоговыми органами до 4 месяцев, а при наличии исключительных обстоятельств – до полугода.

6. Инспекторы не могут проверять, соответствуют ли цены, примененные в контролируемых сделках, средним по рынку.

Проверяющие после выездного мероприятия составляют справку о его проведении, после чего 3 месяца отводится на формирование акта о полученных результатах. То есть результаты проверки оформляются документально, причем как при наличии нарушений налогового законодательства, так и в случае безупречной отчетности.

Принятие окончательного решения по результатам анализа отчетных документов налогоплательщика остается за руководителем (или его замом) инспекции, инициировавшей и проводившей проверку.

Разберемся, какие полномочия имеют инспекторы при проведении камеральных контрольных действий. Если ИП в ходе процедуры не предоставил затребованные бумаги, сотрудники ФНС не вправе проводить их выемку и осматривать помещения бизнесмена. Для этого необходимо постановление должностного лица инспекции, которая получает и анализирует отчеты.

Нередки случаи подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций в целях снижения налоговой нагрузки на предприятие. Такие декларации могут подаваться в любое время, срок не ограничен.

Правомерно ли в таких случаях проведение повторной камеральной проверки и вынесение по ее результатам нового решения? Хотя в Налоговом кодексе РФ нет понятия «повторная камеральная проверка», ФНС может провести ее, если организация подала уточненную декларацию.

После контрольных действий специалисты фискальной службы решают, применять санкции к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства или нет.

Как подготовиться к налоговой проверке

Если в организации известно, что проверяющие на подходе, необходимо подготовиться к предстоящей инспекции.

Главным в списке подготовительных мероприятий является наведение порядка в первичных документах и бумагах, подтверждающих проявление должной степени осмотрительности при выборе контрагентов (особенно тех, у которых имеются признаки фирм-однодневок). Также необходимо сообщить о грядущей процедуре контрагентам, поскольку вероятно проведение встречной инспекции и у них. Обязательно нужно убрать из офиса все бумаги и печати, содержащие лишние данные.

Следует заранее выбрать, кто из специалистов будет контактировать с проверяющими, и определиться, как они будут преподносить информацию.

Помимо этого, рекомендуется обратиться за помощью в консалтинговое агентство и к юристам, чтобы они провели оценку рисков и обеспечили грамотное сопровождение компании в ходе инспекции.

Когда проверяющие приедут, следует сначала изучить, какие у них есть полномочия, сверить данные их служебных удостоверений с решением об инспекции. Не забывайте, что проводить проверку могут только лица, поименованные в этом документе. Затем нужно предоставить инспекторам удобное рабочее место, исключив вероятность обнаружения ими нежелательных бумаг и данных. Всю документацию проверяющим нужно передавать, сопровождая актами приема-передачи. Кроме того, необходимо следить, чтобы все действия налоговиков были правомерны. В этом могут помочь сторонние квалифицированные специалисты.

Кто такой налоговый консультант, видео:

Сколько длится налоговая проверка выездная?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *