Следователь МВД

Чем отличается прокуратура от следственного комитета?

Россияне старшего поколения твердо уверены, что полиция расследует преступления небольшой тяжести. А тяжкими преступлениями, такими как убийство, занимается прокуратура.

То, что было заложено в память с детства, позабыть сложно. Для таких людей у нас шокирующая новость: прокуратура вообще не расследует преступления. Причем уже давно. 15 января 2011 года имевшийся в прокуратуре следственный отдел был выделен в отдельную структуру, названную следственным комитетом (СК).

Давайте выясним, чем отличается следственный комитет от прокуратуры и какая из этих структур главная. Если к вам предъявляют претензии прокуратура или следственный комитет, отличие для вас не велико — ваши дела довольно плохи. Обязательно наймите себе адвоката.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 22 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Что такое прокуратура и чем она занимается

Прокуратура — это система государственных органов, занимающихся надзором за выполнением законодательства страны и соблюдением прав и свобод граждан. Помимо этого, на прокуратуру возложена обязанность представлять сторону обвинения в судах по уголовным делам, часть из этих дел готовит к суду комитет.

Деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом №2202-1 от 17.01.1992 года. Этим законом, помимо контроля соблюдения конституционных прав и законодательства РФ, прокуратура наделена и дополнительными функциями. Функцию проведения следствия по важным делам из этого закона уже изъяли и передали ее из прокуратуры в СК.

Прокуратура относится к организациям в которых предусмотрена воинская служба. Те, кто проходят ее, имеют право на ношение боевого оружия. Помимо военной, в прокуратуре предусмотрены правоохранительная и государственная служба.

На какой именно службе находится сотрудник, определяется занимаемой им должностью. К ветвям власти (законодательной, исполнительной, судебной) прокуратура не относится — это отдельная государственная структура.

К задачам прокуратуры относятся:

  1. Надзор за соблюдением законодательства во всех сферах деятельности.
  2. Представление стороны обвинения в судах по уголовным делам.
  3. Уголовное преследование лиц, совершивших преступления.
  4. Работа с поступающими от граждан заявлениями и обращениями.

Прокуратура имеет собственную вертикаль подчинения и является централизованной системой государственных учреждений. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Во главе прокуратуры стоит Генеральный прокурор РФ. Состав прокуратуры:

  • генеральная;
  • субъектов Российской Федерации;
  • городов и районов.

Кроме того, в качестве структурных подразделений существуют: Военная прокуратура, учебные заведения, специализированные подразделения и печатные органы.

В рамках своих полномочий прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в работе:

  1. Органов власти федерального, регионального, местного уровня, органов военного управления и контролирующих органов, а также должностных лиц этих инстанций. Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями.
  2. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.
  3. Органов, организующих исполнение назначенных судом наказаний, а также содержание задержанных и заключенных граждан.

Помимо основных функций, на прокуратуру возложены и дополнительные:

  • координация деятельности всех органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • представление стороны обвинения в судах по уголовным преступлениям;
  • сотрудничество с международными правоохранительными структурами;
  • контроль судебных решений на соответствие их закону;
  • участие в создании законов и других нормативных актов;
  • выпуск специальных изданий прессы;
  • работа с жалобами и обращениями граждан.

Перейдем к рассмотрению структуры и деятельности следственного комитета. Именно так можно понять, в чем разница между СК и прокуратурой.

Что такое Следственный комитет РФ

Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

Основные функции следственного комитета:

  • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
  • обобщение практики применения законодательных актов;
  • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
  • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
  • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
  • представление в судах интересов следственного комитета;
  • участие в формировании бюджета РФ:
  • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
  • работа с обращениями граждан.

Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

  • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
  • межрайонных и обычных следственных отделов;
  • отделений районов и городов.

Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

Чем отличается СК от прокуратуры и какая организация главная

Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Многих интересует, кто главнее — комитет или прокуратура. Этот вопрос тоже некорректен. Это разные организации, не связанные взаимным подчинением. Пересекаются организации в своей деятельности, связанной с привлечением к суду обвиняемых в уголовных преступлениях. Прокурор подписывает наработанное следственным комитетом обвинительное заключение и поддерживает обвинение в суде.

Это позволяет прокурорам оказывать давление на следственный комитет. Кроме того, прокуратура проверяет законность действий следователей комитета и жалобы на них. Это тоже рычаг давления на следственный комитет. Однако это независимые друг от друга структуры, и определить, кто из них главный, невозможно.

Следователь

В средствах массовой информации, художественной литературе и сценариях кинофильмов довольно часто путают понятия современного оперуполномоченного и следователя. В этом нет ничего удивительного. Обоих редко увидишь в милицейской форме, оба раскрывают преступления и допрашивают участников уголовного процесса, оба заполняют процессуальные документы. Тем не менее, между ними есть очень существенная разница. Оперуполномоченный уголовного розыска имеет специальное звание, например, капитан полиции, а следователь имеет другое специальное звание, например, капитан, но уже юстиции. Слово “юстиция” латинского происхождения, в переводе означает “справедливость”, “законность”. Этот термин обозначает всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия.

Оперуполномоченный уголовного розыска относится к органам дознания, а следователь — к органам предварительного следствия. Он начинает свою работу, т. е. предварительное следствие, после возбуждения уголовного дела. С этого момента он становится главной и центральной фигурой в процессе сбора доказательств, достаточных для передачи уголовного дела в суд, а также стремится максимально выявить все эпизоды преступной деятельности обвиняемых. Когда мы слышим, что следователь побежал ловить преступника, не верьте, это чистый вымысел. Следователь никуда не бегает, у него просто на это нет времени. Оперуполномоченный же и представители других служб полиции выполняют поручения следователя и являются основными помощниками в расследовании уголовных дел. А по так называемым «глухарям», где лица, совершившие преступление не установлены, от сотрудников уголовного розыска и от их мастерства зависит насколько быстро будут изобличены лица, совершившие преступление. С этой целью уголовный розыск, проявляя инициативу, самостоятельно собирает доказательства по делу.

Статья 38 УПК РФ гласит: следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производства отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Такие поручения следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.

Следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 91 УПК РФ. Следователь в пределах предоставляемых ему полномочий в соответствии со ст. 97 УПК РФ вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от предварительного следствия и суда, может продолжить заниматься преступной деятельностью, может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

В соответствии со ст. 158 УПК РФ следователь, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Профессия следователя не из легких. Помимо высшего юридического образования она требует усидчивости, выносливости, терпения, умения грамотно и четко формулировать вопросы, выводы, вытекающие из показаний участников уголовного процесса. Это не просто профессия, это призвание, т. к. здесь необходимы интуиция, жизненный опыт, аналитическое мышление.

Не по всем уголовным делам предварительное следствие проводят следователи органов внутренних дел Российской Федерации. Статья 151 УПК РФ обозначает, какие статьи уголовного кодекса подследственны ОВД, Следственному комитету, федеральной службе безопасности РФ и органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это очень важно соблюдать, чтобы избежать нарушения прав граждан. Чтобы не утруждать читателя перечислением подведомственных следователям полиции дел, приведем лишь некоторые примеры преступлений, по которым дела производство предварительного следствия проводят следователи ОВД , это разбойные нападения, хищение предметов, имеющих особую ценность, изготовление или сбыт поддельных денег, квалифицированные кражи, грабежи, мошенничества, — все то, что на слуху у людей, — расследует полиция, причем, именно следователь территориального отдела внутренних дел, за некоторыми исключениями, определенными нормами УПК РФ.

И.В. Трунова, следователь СО МО МВД России «Юргамышский»

Справка

В целях осуществления процессуального контроля за расследованием уголовных дел, обеспечения строгого соблюдения законности и прав граждан, руководствуясь частью пятой статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, приказываю:

Установить следующий объем процессуальных полномочий руководителей органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

1. В Следственном комитете при МВД России (приложение N 1)*:

1.1. Заместителю начальника организационного управления (по уголовным делам, расследуемым в отделении по расследованию организованной преступной деятельности на закрытых территориях и режимных объектах);

начальнику управления по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности и здоровья населения, заместителю начальника управления (по уголовным делам, расследуемым в данном управлении), заместителю начальника управления — начальнику отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере общественной безопасности (по уголовным делам, расследуемым в данном отделе);

начальнику управления по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности, интересов службы и порядка управления, заместителю начальника управления (по уголовным делам, расследуемым в данном управлении), заместителю начальника управления — начальнику отдела по расследованию преступлений в сфере экономической деятельности (по уголовным делам, расследуемым в данном отделе) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 5-7 и пункте 11 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 5) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; 7) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в частях второй и третьей статьи 144, части третьей статьи 153, части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

1.2. Начальнику отдела по организации деятельности органов предварительного следствия при УВД на закрытых территориях и режимных объектах и его заместителю — начальнику отделения по расследованию организованной преступной деятельности на закрытых территориях и режимных объектах (по уголовным делам, расследуемым в данном отделе);

начальникам отделов управления по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности и здоровья населения и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым в данных отделах);

начальникам отделов управления по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности, интересов службы и порядка управления и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым в данных отделах) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1 и 2 части первой, в части второй статьи 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела; 3) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в части третьей статьи 153, части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

1.3. Начальнику управления по делам об организованной преступной деятельности и коррупции, начальнику управления контроля и методического обеспечения расследования особо опасных преступлений, их заместителям и начальникам отделов в структуре указанных управлений;

заместителю начальника организационного управления, заместителю начальника организационного управления — начальнику отдела по организации деятельности органов предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации, начальникам отделов в структуре данного управления предоставить:

полномочия, предусмотренные в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2. В Следственных частях при главных управлениях МВД России по федеральным округам (приложение N 2):

2.1. Начальникам следственных частей при главных управлениях Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 12 месяцев), части седьмой статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей в порядке, предусмотренном данной нормой), частях четвертой и пятой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия от 2 до 12 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2.2. Начальникам отделов (отделений, групп), расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации следственной части, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 4 (за исключением права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения) и пунктах 5-6, 11 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; 7) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в статье 124, частях второй и третьей статьи 144, части третьей статьи 153, части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2.3. Начальникам отделов (отделений), дислоцированных со следственной частью, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1, 2 части первой, в части второй статьи 39 и части третьей статьи 153 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела; 3) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы); 4) соединять уголовные дела.

3. В главных следственных управлениях, следственных управлениях при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации (приложение N 3):

3.1. Заместителям начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части);

начальникам отделов (отделений, групп) следственной части, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места ее дислокации, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 4 (за исключением права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения) и пунктах 5-6, 11 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; 7) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в статье 124, частях второй и третьей статьи 144, части третьей статьи 153, части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

3.2. Начальникам отделов (отделений, групп), дислоцированных со следственной частью, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями);

начальникам отделов (отделений, групп), непосредственно подчиненных ГСУ (СУ), осуществляющих расследование уголовных дел (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями), предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1 и 2 части первой, в части второй статьи 39 и в части третьей статьи 153 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела; 3) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы); 4) соединять уголовные дела.

4. В следственных управлениях при управлениях внутренних дел по административным округам г. Москвы (приложение N 4):

4.1. Начальнику следственного управления (по уголовным делам, находящимся в производстве следователей следственных подразделений по административному округу г. Москвы);

заместителю начальника следственного управления — начальнику следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 6 месяцев) и части четвертой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 3 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

4.2. Заместителю начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 4 (за исключением права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения), пункте 11 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 6) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в части третьей статьи 153, части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

4.3. Заместителю начальника следственного управления (по уголовным делам, расследуемым следователями территориальных подразделений округа) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 7 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; 5) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в статье 124, части третьей статьи 152, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

4.4. Начальникам отделов следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1, 2 части первой, в части второй статьи 39 и в части третьей статьи 153 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела; 3) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы); 4) соединять уголовные дела.

5. В следственных управлениях (отделах) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в следственных управлениях (отделах, отделениях, группах) при линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте (приложение N 5):

5.1. Начальнику следственного управления (отдела) при УВДТ (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 12 месяцев), части седьмой статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей в порядке, предусмотренном данной нормой) и части пятой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 12 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

5.2. Заместителю начальника следственного управления (отдела) — начальнику следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 12 месяцев), части седьмой статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей в порядке, предусмотренном данной нормой), а также частях четвертой и пятой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия от 2 до 12 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

5.3. Заместителю начальника следственного управления (отдела) (по уголовным делам, расследуемым следователями линейных подразделений) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 7 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; 5) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в части пятой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 12 месяцев), в статье 124, части третьей статьи 152, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

5.4. Начальнику следственного управления (отдела, отделения, группы) при ЛУВДТ (ЛОВДТ) и его заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 6 месяцев) и части четвертой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 3 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

5.5. Заместителям начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части);

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1 и 2 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела; 3) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

5.6. Начальникам отделов (отделений) следственной части по расследованию организованной преступной деятельности при УВДТ и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1 и 2 части первой, в части второй статьи 39 и части третьей статьи 153 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: 1) принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела; 3) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы); 4) соединять уголовные дела.

6. В следственных управлениях (отделах) при УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах МВД России (приложение N 6):

6.1. Начальникам следственных отделов при Первом, Втором, Третьем, Четвертом, Пятом, Шестом, Десятом управлениях внутренних дел МВД России и управлении внутренних дел МВД России на комплексе «Байконур» (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 12 месяцев), части седьмой статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей в порядке, предусмотренном данной нормой) и части пятой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 12 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

6.2. Заместителям начальников следственных отделов при Первом, Втором, Третьем, Четвертом, Пятом, Шестом, Десятом управлениях внутренних дел МВД России и управлении внутренних дел МВД России на комплексе «Байконур» — начальникам следственных частей по расследованию организованной преступной деятельности (по уголовным делам, расследуемым следователями следственной части) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 12 месяцев), части седьмой статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей в порядке, предусмотренном данной нормой), а также частях четвертой и пятой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия от 2 до 12 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

6.3. Начальникам следственных отделов (отделений) при ОВД, расположенных в других населенных пунктах, удаленных от места дислокации следственных отделов при Первом, Втором, Третьем, Четвертом, Пятом, Шестом, Десятом управлениях внутренних дел МВД России и управлении внутренних дел МВД России на комплексе «Байконур», и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями);

начальникам следственных управлений при управлениях внутренних дел МВД России в г. Сарове Нижегородской области, г. Озерске Челябинской области, г. Новоуральске Свердловской области, г. Северске Томской области, г. Железногорске Красноярского края и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями);

начальникам следственных отделов при отделах внутренних дел МВД России в г. Снежинске Челябинской области, г. Заречном Пензенской области, г. Лесном Свердловской области, г. Зеленогорске Красноярского края и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями);

начальнику следственного отделения при отделе внутренних дел МВД России в г. Трехгорном Челябинской области и его заместителю (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 6 месяцев) и части четвертой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 3 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

6.4. Начальникам следственных групп при ОВД, расположенных в населенных пунктах, удаленных от места дислокации следственных отделов при Первом, Втором, Третьем, Четвертом, Пятом, Шестом, Десятом управлениях внутренних дел МВД России и управлении внутренних дел МВД России на комплексе «Байконур» (по уголовным делам, расследуемым подчиненными следователями) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в пунктах 1-3, 4 (за исключением права давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении меры пресечения) и пунктах 5-6, 11 части первой, в части второй статьи 39, а именно: 1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; 3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; 6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; 7) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) при принятии уголовного дела к своему производству обладать всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), а также иные полномочия, предусмотренные в статье 124, частях второй и третьей статьи 144, части третьей статьи 153, части девятой статьи 166, части второй статьи 211, части первой статьи 214 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

7. Начальникам следственных управлений (отделов, отделений) при УВД (ОВД) по административным округам городов, имеющих соответствующее территориальное деление, и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым следователями указанных следственных органов);

начальникам следственных управлений (отделов, отделений, групп) при межрайонных УВД (ОВД) и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым следователями указанных следственных органов);

начальникам следственных управлений (отделов, отделений) при УВД по охране метрополитена и их заместителям (по уголовным делам, расследуемым следователями указанных следственных органов) предоставить:

полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные в статье 39, — в полном объеме, а также в части второй статьи 109 (давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей до 6 месяцев) и части четвертой статьи 162 (продлевать срок предварительного следствия до 3 месяцев) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника Следственного комитета при МВД России — начальника организационного управления генерал-лейтенанта юстиции Е.А. Тимлева.

9. Приказ довести до сведения личного состава Следственного комитета при МВД России, следственных частей при главных управлениях МВД России по федеральным округам, ГСУ, СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах.

Начальник
генерал-майор юстиции
А. Аничин

*Приложения 1-6 публикуются на сайте «Российской газеты»: www.rg.ru.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Приказ Следственного комитета при МВД России от 17 декабря 2007 г. N 38 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 26 января 2008 г. N 16

Следователь мвд и следователь следственного комитета

В соответствии со ст. 151 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

4) утратил силу;

5) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 226.1 (в части, касающейся контрабанды сильнодействующих или ядовитых веществ), 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей и 234.1 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Автор Корыто

Оригинальный пост датирован 2016 г.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Приведенные примеры документов содержат сведения, не предназначенные для чувствительных натур и иных лиц со слабыми показателями устойчивости к реальности в первозданном или адаптированном ее виде.

Статья носит информационный характер и направлена на ликвидацию некоторых слухов и мифов насчет работы правоохранительных органов и их внутреннего документооборота.

Расскажу про систему взаимодействия правоохранителей между собой и несколько особенностей такого взаимодействия. Рассказ обрывистый и не совсем системный т.к. про это можно тома писать, но я постарался изложить основные моменты в том виде, в котором они есть на настоящий момент.

Основные действующие лица:

1. Оперативные работники (опера, оперативники) — специальные сотрудники полиции, ФСИН и ФСБ. Для большинства людей есть хоть какая-то вероятность встретить оперов именно из полиции (убойный отдел, ОБЭП (ныне ОЭБиКП) и пр.), оперативники других служб являются наименее вероятными к контакту. У оперативников есть доступ без санкции суда (получение которой отдельная песня) почти ко всей информации, которая им нужна. Такая информация не может быть в основе уголовного дела, но никто не мешает после того. как оперативник накопал нужную информацию передать следователю, чтобы тот уже получив санкцию суда, получил эту же информацию с соблюдением норм УПК РФ. Их деятельность регулируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», который сам по себе одно большое нарушение Конституции РФ. Опертивники осуществляют поиск и выстраивание связей, взаимных контактов «на земле». Особенности: плохо знают закон (мешает работать нормально), обладают очень деформированной личностью в плане профессиональных изменений, все с «двойным дном» и очень обманчивой внешностью. Основная задача — найти для следователя тех самых, кто причастен, собрать первичный материал. По возможности — расколоть пойманного за счет примитивного давления на психику или побоев.

2. Следователи — специальные сотрудники полиции, СК РФ, ФСБ. Наибболее вероятны встречи со следователями первых трех структур. В своей работе взаимодействуют с оперативниками по вопросу поиска (опера ищут, следователи надлежащим образом закрепляют доказательства с соблюдением норм УПК РФ). Основная задача следователя — надлежащим образом закрепить те данные, которыые нарыли опера. Опер прорабатывает десятки или сотни людей на связи с преступлением, но из них только 1 или 2 реально причастны при беглом изучении. С этими 1 или 2 людьми уже под протокол общается следователь (просто физически допросить десятки или сотни людей в поиске нужных 1 или 2 не очень рационально, да и тома бы тогда росли не по дням, а по часам). Следователь назначает все экспертизы и формирует дело. Того человека, которого притащили опера (пусть даже очевидно не причастный, но признавший вину на бумаге) не подойдет по совокупности доказательств (ну не был он в этом городе в этот день вообще, например), то следователь дает разгоняй операм и заставляет работать снова по тому же делу. Может проявить изощренность и интеллект при работе с допрашиваемым, бьет редко (оставляет это операм), применяет более интеллектуальные способы допроса.

Особенности: юридически более подкован, чем опера; так же имеет «двойное дно», психологические навыки более развиты, может грамотно сформировать тома дела и перед судьей выступить с ходатайствами.

3. Руководитель следственного оргага — есть там же, где и следователи. Встречается редко, основные функции — задает направление ходу следствия исходя из собственного большого опыта, подписывает некоторые ходатайства перед судом (следователь не все может сделать от собственного имени), распределяет дела между следователями, осуществляет взаимодействие с прокуратурой.

Особенности: опытный следователь в прошлом, хитер как черт, почти не заметен при всей работе. Сам дела не ведет (кроме отдельных исключений).

4. Дознаватель — работник ФСИН, ФССП, ФСБ, МЧС, полиции и таможня. Осуществляет дознание (по сути — аналог предварительного следствия по некоторым категориям дел (как правило, меньшей степени тяжести, чем следователи расследуют). Если что-то серьезное или в отношении особо важных лиц — передают следователям. останавливаться на дознании особо не буду т.к. мало интересного для читателей данного ресурса там есть.

Особенности: не такой умный и хитрый как следователь, но не стоит его недооценивать.

5. Оперативно-следственная группа — впервые появилась во время когда Чайка был прокурором Иркутской области (он же и впервые ввел), после получило широкое распространение т.к. упрощало много процессов. По сути это опера + следователи одновременно. Выезжают на место преступления, совместно осуществляют мозговые (и не только) штурмы и пр.

Особенности: могут наиболее быстро и качественно наштамповать том-другой уголовного дела за сутки. Ну а по большому счету — смотрите отдельно про следователя и отдельно про оперативника.

6. Прокурор — трудится в Прокуратуре РФ (единый орган для всей РФ с описанными функциями). Рассматривает жалобы (как-бэ) на всех правоохранителей (результат известен, я думаю), осуществляет надзор за дейстельность следователей в процессе расследования уголовного дела на предмет совсем уж жестких нарушений. Прокурор единственный представляет государственное обвинение в суде, то есть после окончания расследования дела следователем прокурор утверждает обвинительное заключение и с его визой дело идет в суд. На этапе предварительного следствия может прекратить уголовное дело. В суде поддерживает обвинение и отдувается за косяки следствия, которые проглядел (судья, как правило, относится снисходительно к большинству косяков, если они не совсем уж вопиющие).

Особенности: если это прокурор старше 40 лет — скорее всего бывший следователь со всеми вытекающими последствиями, если моложе 40 лет — есть большой шанс, что этот сотрудник пришел в прокуратуру работать после разделения СК и Прокуратуры, никогда не работал плотно со следствием, вероятно — чей-то сын просто. Встречались даже немного лоховатые люди. Разделение где-то 80/20 в пользу бывших следователей.

7. Суд — в лице конкретного судьи по уголовным делам осуществляет контроль за законностью действий правоохранительных органов (рассматривает жалобы), выдает санкцию на помещение в СИЗО, получение доступа к информации, которая охраняется Конституцие (легальная прослушка, котороую к делу пришить можно, получение распечаток телефонных соединений, доступ к переписке ВК и прочее). Ставит человека в розыск. После окончания предварительного следствия рассматривает вопрос о достаточности доказательств для привлечения конкретного лица к уголовной ответственности.

Особенности: большинство судей по уголовным делам бывшие следственные или прокурорские работники, входят в положение следователя и закрывают глаза на нарушения закона. Мало шансов на оправдательный приговор — за это приходится отчитываться каждый раз.

Пример работы:

1. Сообщение о факте преступления (или сами нашли) — выезжает оперативно-следственная группа и производит осмотр места происшествия с закреплением всех доказательств и сбором новых.

2. Проработка версий преступления — опера с помощью своих контактов, знаний и доступа почти ко всему собирают и проверяют всю информацию до тех пор, пока не найдут что-то интересное.

3. Отработка конкретной версии — опера нашли что-то стоящее или кого-то стоящего и передают следователям для дальнейшей работы и оформления в соответствии с УПК РФ. Если надо — следователь через суд получает санкцию на помещение в СИЗО.

4. Окончательный сбор доказательств и формирование обвинительного заключения — следователь формирует дело и готовит его для отправки в суд через прокурора.

5. Доработка обвинительного заключения — Прокурор говорит что надо исправить (отправляет следователю на доследование). Как правило, еще пока дело у следователя, прокурор указывает все недостатки для того, чтобы дело прошло с первого раза.

6. Отправка дела в суд — обвинительное заключение с томами дела идут в суд, где судья уже знаком почти полностью с содержанием дела.

Отдельные заметки:

1. Помним про статью 51 Конституции РФ и не стесняемся на ее основании молчать.

2. Расследуют дело активно только первый месяц-полтора (при отсутствии новых эпизодов интерес к делу теряется)

3. Розыск лица длится активно не более 2-3 месяцев, потом дело ложится на полку.

4. Опер колет кулаками, следователь колет интеллектуально.

5. При намерении решить вопрос — чем раньше это сделаешь, тем проще и дешевле.

6. При попадании в СИЗО почти 100% дадут реальный срок т.к. в противном случае надо будет признать, что и правоохранители и суд ошиблись. А так нельзя.

Все изложенное выше является открытой информацией, но ее изложения в понятном виде мало кто получал. Да и немного вставок от себя я внес для более простого понимания. А кому надо конкретнее и точнее — смотрите уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Приведенные ниже документы изменены и обезличены по понятным причинам. Грамматически и иные ошибки сохранены или воспроизведены для более натурального сходства с оригинальными документами

Основные действующие лица, места, события, использованные в примерах документов:

— 10.07.2025 – дата составления всех документов, вымышленных для данных примеров.

— Дальнеужопинск – районный центр Дальнеужопинского района Закуличкиной области Российской Федерации

— Следственный отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области – полное название структурного подразделения районного уровня СК РФ, расположенного по адресу: Дальнеужопинск, ул. Кровавой Мясорубки, д. 3.

— РУВД России по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области — местное отделение полиции, расположено по адресу: Дальнеужопинск, ул. Красных Зорь, д. 4, корп. 2.

— Дальнеужопинск, пер. Теренса и Филиппа, д. 12 — место свершения всякой ерунды, самый неудачный дом России.

— Копытин Кирилл Андреевич — Следователь следственного отдела по Дальнеужопинскому району Закуличкиной области Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Закуличкиной области, старший лейтенант юстиции

Куликевич Засама Андреевич — вечный преступник-неудачник

Князевич Петр Геннадьевич — второй вечный преступник-неудачник

Соловец Геннадий Давыдович — вечный потерпевший

Каренко Ибрагим Альманович – вечный понятой

Петренко Саламан Дудаевич – второй вечный понятой

К каждому документу будут даны короткие комментарии, поясняющие основные особенности данного документа и его значение.

Для примеров, в основном, использованы документы, которые содержатся в материалах уголовного дела. Где это уместно — приведу документы по сопровождению ОРМ, но это уже частности.

При составлении материала и подборе документов для данной статьи применялись знания и опыт непосредственно автора (т.е. меня) и адвоката, имевшего ранее опыт работы в правоохранительных органах.

Начало уголовного преследования.

Глава 19 УПК РФ содержит основания возбуждения уголовного дела.
Если коротко – то возбуждают его тогда, когда есть признаки состава преступления и не важно откуда информация (из СМИ, из заявления потерпевшего, из трупа на крыльце полицейского участка или пр.)

В зависимости от преступления, их рассмотрением занимаются различные правоохранительные органы и в различной форме (предварительное следствие или дознание), подробнее об этом – ст.ст. 150-151 УПК РФ. Там черт ногу сломит, поэтому ниже приведу короткий перечень основных преступлений и кто ими занимается:

ст. 105 УК РФ – убийство – СК РФ, предварительно следствие

ч.ч. 1-3 ст. 111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью – МВД, предварительное следствие

ч.4 ст.111 УК РФ – причинение тяжкого вреда здоровью (повлекшее смерть потерпевшего) – СК РФ, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159 УК РФ – мошенничество – МВД, дознание

ч.ч. 2-7 ст. 159 УК РФ – мошенничество, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.1 УК РФ – мошенничество в сфере кредитования, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием платежных карт, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации – МВД, дознание

ч.ч. 2-4 ст. 159.6 УК РФ – мошенничество в сфере компьютерной информации, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 163 УК РФ – вымогательство – МВД, дознание

ч.ч. 2-3 ст. 163 УК РФ – вымогательство, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч. 1 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества – МВД, дознание

ч. 2 ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

ч.ч. 1-2 ст. 175 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем – МВД, дознание

ч.ч. 3 ст. 163 УК РФ – Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, квалифицированный состав (более тяжкие формы преступления) – МВД, предварительное следствие

В случае наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответствующий правоохранитель выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Следователь МВД

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *